Редуктор зубчато-червячный
Редуктор зубчато-червячный
ФЕДЕРАЛНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ Кафедра механики Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту на тему «Редуктор зубчато-червячный» Санкт-Петербург 2009г. Содержание Техническое задание на курсовое проектирование 1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя 2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений 3 Расчет тихоходной ступени привода 3.1 Проектный расчет 3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям 3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб 4 Расчет быстроходной ступени привода 5 Проектный расчет валов редуктора 5.1 Расчет тихоходного вала редуктора 5.2 Расчет быстроходного вала редуктора 5.3 Расчет промежуточного вала редуктора 6 Подбор и проверочный расчет шпонок 6.1 Шпонки быстроходного вала 6.2 Шпонки промежуточного вала 6.1 Шпонки тихоходного вала 7 Проверочный расчет валов на статическую прочность 8 Выбор и проверочный расчет подшипников 9 Выбор масла, смазочных устройств Список использованной литературы Техническое задание на курсовое проектирование Механизм привода 1- электродвигатель; 2- муфта упругая; 3- редуктор зубчатый цилиндро-червячный; 4- передача зубчатая цилиндрическая; 5- передача червячная; 6- муфта; 7- исполнительный механизм. Вариант 10 Потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим=11Нм; Угловая скорость вала ИМ щим=12с-1. Разработать: 1- сборочный чертеж редуктора; 2- рабочие чертежи деталей тихоходного вала: зубчатого колеса, вала, крышки подшипника. 1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя Исходные данные: - потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим=11Нм; - угловая скорость вала ИМ щим=12с-1; Определяем мощность на валу ИМ Nим= Тимх щим=11х12=132Вт. Определяем общий КПД привода по схеме привода зобщ=ззп зчп зм зп(1.1) где [1, с.9,10]: ззп=0,97- КПД зубчатой цилиндрической передачи; зчп=0,8- КПД червячной передачи; зм=0,982 - потери в муфтах; зп=0,994- коэффициент, учитывающий потери на трение в подшипниках 4-х валов. Сделав подстановку в формулу (1.1) получим: зобщ.=0,97*0,85*0,982*0,994=0,7 Определяем потребную мощность электродвигателя [1,с.9] Nэд?Nим/зобщ.(1.2) где Nэд - требуемая мощность двигателя: Nэд=132/0,7=188,6Вт Выбираем электродвигатель [1,с.18,табл.П2] Пробуем двигатель АИР56В2: Nдв.=0,25кВт; Синхронная частота вращения nдв=3000об/мин; S=8%. Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (5) [1,c.11]: nном=nдв·(1-S/100);nном=3000·(1-0,08); nном=2760 об/мин Определяем угловую скорость вала двигателя щдв=рnдв/30=р*2760/30=289рад/с; Определяем общее передаточное число привода U=щдв./щим=289/12=24,1 Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода Uобщ.=U1· U2;(1.3) Назначаем по рекомендации [1,табл.2.3]: U2=10; тогда U1= Uобщ./U2; U1=2,4. Принимаем U1=2,5. Тогда Uобщ.=25 Принимаем окончательно электродвигатель марки АИР56В2. Угловые скорости определяем по формуле щ=рn/30(1.4) Рис.1 Схема валов привода 1 - быстроходный вал; 2 - промежуточный вал; 3 - тихоходный вал. По схеме валов (рис.1) и формуле (1.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала n1= nном. щ1= щдв=289рад/с; n2= nном/U1=2760/2,5=1104об/мин; щ2=рn2/30=р*1104/30=115,6 рад/с; n3= n2/U2=1104/10=110,4 об/мин; щ3=рn3/30=р*110,4/30=11,5 рад/с. Определяем мощность на каждом валу по схеме привода N1=Nдв зм=0,25*0,98=245Вт; N2=N1 ззп зп2=245*0,97*0,992=233Вт; N3=N2 зчп зп =233*0,8*0,99=184,5Вт; Nим=N3 зм =224*0,98=181Вт. Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формулам [1,с.12,14]: ; Т2=Т1*U1; Т3=Т2*U2; (1.5) Т1=245/289=0,85 Н*м; Т2=0,85*2,5=2,1 Н*м; Т3=2,1*10=21 Н*м. Все рассчитанные параметры сводим в табл.1. Параметры кинематического расчетаТаблица 1 |
№ вала | n, об/мин | щ, рад/с | N, Вт | Т, Нм | U | | Дв | 2760 | 289 | 250 | 0,85 | | | 1 | 2760 | 289 | 245 | 0,85 | 2,5 | | 2 | 1104 | 115,6 | 233 | 2,1 | | | | | | | | 10 | | 3 | 110,4 | 11,5 | 184,5 | 21 | | | ИМ | 110,4 | 11.,5 | 181 | 21 | | | |
2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений Выбираем материал для шестерни, червяка и колеса по табл.3.2 [4,c.52]: шестерня и червяк- сталь 40Х, термообработка - улучшение 270НВ, колесо - сталь 40Х, термообработка - улучшение 250НВ. Для выбора марки материала червячного колеса рассчитаем скорость скольжения ,(2.1) где Т - вращающий момент на валу червячного колеса, щ - угловая скорость тихоходного вала, U - передаточное число. Подставив значения в формулу 2.1 получим: ; vs=2,2 м/с. В соответствии с табл. 3.5 [4] для червячного колеса примем бронзу БрА9Ж3Л, отлитую в кокиль с ув=500Н/мм2 и ут=230Н/мм2. Определяем допускаемое контактное напряжение для стальных деталей по формуле [4,c.53]: (2.2) где уHlimb - предел контактной выносливости при базовом числе циклов; КHL - коэффициент долговечности; [SH] - коэффициент безопасности; по [1,c.33]:КHL =1; [SH] =1,1. Определяем уHlimb по табл.3.1[4,c.51]: уHlimb =2НВ+70;(2.3) уHlimb1 =2270+70; уHlimb1 =610МПа; уHlimb2 =2250+70; уHlimb1 =570МПа. Сделав подстановку в формулу (2.1) получим ;МПа; ;МПа. Определяем допускаемое расчетное напряжение по формуле [4,c.53]: (2.4) ; МПа. Определяем допускаемые напряжения по по табл.3.1[4,c.51]: [у]Fo =1,03НВ; [у]Fo1 =1,03x270=281МПа; [у]Fo2 =1,03x250=257МПа. Определяем допускаемое контактное и изгибное напряжения для червячного колеса по формулам табл. 3.6 [4,c.58]: [у]Н =250-25vs, [у]F =(0,08ув+0,25 ут)(2.5) [у]Н =250-25•2,2=195Н/мм2; [у]F =(0,08•500+0,25•230)=97,5Н/мм2. 3 Расчет тихоходной ступени привода 3.1 Проектный расчет Определяем межосевое расстояние передачи по формуле [4,c.74]: (3.1) гдеТ - вращающий момент на колесе ,Т3 =21 Нм (см. табл.1). Подставив значения в формулу (3.1) получим: Принимаем окончательно по ГОСТ6636-69 [4,табл.13.15] Число витков червяка Z1 принимаем в зависимости от передаточного числа. При U = 10 принимаем Z1 = 4. Число зубьев червячного колеса Z2 = Z1 x U = 4 x 10 = 40. Определяем модуль [4,c.74]: mn=(1,5…1,7)?аw/z2;(3.2) mn=(1,5…1,7)?50/40. Принимаем модуль mn=2мм . Из условия жесткости определяем коэффициент диаметра червяка [4,c.75]: q=(0,212…0,25) z2; Принимаем модуль q=8. Определяем основные размеры червяка и червячного колеса по формулам [4,c.76]: Делительный диаметр червяка
Диаметры вершин и впадин витков червяка Длина нарезной части шлифованного червяка : Принимаем b1=28мм . Делительный угол подъема г=arctg(z1/q); г=arctg(4/8); г=26°33'54''. Делительный диаметр червячного колеса Диаметры вершин и впадин зубьев червячного колеса Наибольший диаметр червячного колеса Ширина венца червячного колеса Принимаем b2=28мм Окружная скорость червяка - колеса - Определяем силы в зацеплении [4, табл.6.1]: - окружные (3.7) - радиальные ; где г=26°33'54'' - угол подъема витка;(3.8) -осевые (3.9) Все вычисленные параметры заносим в табл.2. Таблица 2 Параметры червячной передачи тихоходной ступени |
Параметр | Червяк | Колесо | | m,мм | 1 | | q | 8 | | | z | 4 | 40 | | d,мм | 16 | 80 | | dа,мм | 20 | 84 | | df,мм | 11,2 | 75,2 | | b, мм | 28 | 28 | | Ft, Н | 262,5 | 525 | | Fr, Н | 262,5 | 262,5 | | Fа, Н | 525 | 262,5 | | |
3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям Проверку контактных напряжений производим по формуле [4, c.77]: ;(3.10) где: К - коэффициент нагрузки, при окружной скорости колеса менее 3м/с К=1. Определяем ?уН ; ;недогрузки, что допускается. 3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб Расчетное напряжение изгиба в основании ножки зубьев колеса [4,с.78]: ;(3.11) где: YF- коэффициент формы зуба колеса, YF =1,55 [4,табл.4.10]. Подставив значения в формулу получим: ; Прочность зубьев на изгиб обеспечивается. Определяем ?уF ; Все вычисленные параметры проверочных расчетов заносим в табл.3. Таблица 3 Параметры проверочных расчетов |
Параметр | Обозн. | Допускаемое | Расчетное | Недогрузка(-) или перегрузка(+) | | Контактное напряжение, МПа | уН | 195 | 154 | -20% | | Напряжение изгиба, МПа | уF1 | 97,5 | 10,1 | -79% | | |
4 Расчет быстроходной ступени привода Межосевое расстояние для быстроходной ступени для того, чтобы корпус редуктора был разъемным по осям валов принимаем равным 50мм. а=50мм. Определяем модуль [2,c.36]: mn=(0,01…0,02)?50; mn=0,5…1; Принимаем mn=1. Определяем суммарное число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]: zУ=2а/mn; zУ=2?50/1; zУ=100 Принимаем zУ=100. Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]: z1= zУ/(U1+1);z1=100/(2,5+1);z1=28,5; принимаем z1=28. Тогда z2= zУ-z1=100-28=72 Фактическое передаточное соотношение U1=72/28=2,57 Отклонение передаточного числа от номинального незначительное. Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [2,c.37]: d1=mn?z1=1х28=28мм; d2=mn?z2=1х72=72мм; Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [2,c.37]: ;; ;;; мм; ;мм; ;мм; ;мм; ;мм; ;мм; ;мм ; мм; ;мм; Определяем окружные скорости колес ;м/с. Назначаем точность изготовления зубчатых колес - 7А [2,c.32]. Определяем силы в зацеплении [4, табл.6.1]: - окружная ;Н; - радиальная ; где б=20° - угол зацепления; ;Н; Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют. Все вычисленные параметры заносим в табл.4. Таблица 4 Параметры зубчатой передачи быстроходной ступени |
Параметр | Шестерня | Колесо | | mn,мм | 1 | | ha,мм | 1 | | ht,мм | 1,25 | | h,мм | 2,25 | | с, мм | 0,25 | | z | 28 | 72 | | d,мм | 28 | 72 | | dа,мм | 30 | 74 | | df,мм | 25,5 | 69,5 | | b, мм | 15 | 18 | | аW,мм | 50 | | v, м/с | 4 | | Ft, Н | 58.3 | | Fr, Н | 21,2 | | |
5 Проектный расчет валов редуктора По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора по закону равенства действия и противодействия. Для этого мысленно расцепим шестерни и колеса редуктора, при этом дублирующий вал не учитываем. Схема усилий приведена на рис.1. Рис.2 Схема усилий, действующих на валы редуктора. Из табл.1,2,4 выбираем рассчитанные значения: Т1=0,85 Нм;Т2=2,1 Нм;Т3=21 Нм; Ft1= Ft2=58,3 Н; Ft3=262,5 Н;Ft4=525 Н;Fr1= Fr2=21,2 Н;Fr3= Fr4=262,5 Н; d1=28мм;d2=72мм;d3=16мм;d4=80мм. Fm1 и Fm1 - консольные силы от муфт, которые равны [4, табл.6.2]: ;; Н;Н. Rx и Ry - реакции опор, которые необходимо рассчитать. Так как размеры промежуточного вала определяются размерами остальных валов, расчет начнем с тихоходного вала. 5.1 Расчет тихоходного вала редуктора Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.2. Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] ув=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2. Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]: где [фк]=(20…25)МПа Принимаем [фк]=20МПа. ;мм. Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа20 (ГОСТ6636-69): мм. Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.3), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм. Рис.3 Приближенная конструкция тихоходного вала мм; мм - диаметр под уплотнение; мм - диаметр под подшипник; мм - диаметр под колесо; мм - диаметр буртика; b4=28мм. Учитывая, что осевые нагрузки на валу имеются предварительно назначаем подшипники шариковые радиально-упорные однорядные серии диаметров 2 по мм подшипник №46205, у которого Dп=52мм; Вп=15мм [4,табл.К27]. Выбираем конструктивно остальные размеры: W=20мм; lм=20мм; l1=35мм; l=60мм; с=5мм. Определим размеры для расчетов: l/2=30мм; с=W/2+ l1+ lм/2=55мм - расстояние от оси полумуфты до оси подшипника. Проводим расчет тихоходного вала на изгиб с кручением. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.4). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. УМ2y=0;RFy·0,06-Fr4·0,03=0 RFy= 262,5·0,03/ 0,06; RЕy= RFy=131Н.
Определяем изгибающие моменты в характерных точках: М1у=0; М2у=0; М3у= RЕy·0,03; М3у =4Нм2; М3у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.3) Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.
УМ4x=0;Fm2·0,115- RЕx·0,06+ Ft4·0,03=0; RЕx=( 1145·0,115+ 525·0,03)/ 0,06; RЕx=4820Н; УМ2x=0;-Fm2·0,055+ Ft4·0,03+ RFx·0,06=0; RFx= (1145·0,055- 525·0,03)/ 0,06; RFx=787Н.
Определяем изгибающие моменты: М1х=0; М2= -Fr4·0,03 М2х=-262,5·0,03; М2х=-8Нм; М3хслева=-Fm2·0,085-RЕх ·0,055; М3хслева==-1145·0,085-787·0,03; М3хслева=-121Нм; М3х=- REх ·0,055; М3х=- 4820 ·0,03; М3х=- 144; М4х=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх.
Рис.4 Эпюры изгибающих моментов тихоходного вала Крутящий момент Т1-1= Т2-2= Т3-3= T3=21Нм; T4-4=0. Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]: ;; ;Н; ;Н. Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]: ; ; Нм2. Эквивалентный момент: ;; Нм2. 5.2 Расчет быстроходного вала редуктора Схема усилий, действующих на быстроходный вал представлена на рис.2. Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] ув=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2. Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]: где [фк]=(20…25)Мпа Принимаем [фк]=20Мпа. ;мм. Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа10 (ГОСТ6636-69): мм. Намечаем приближенную конструкцию быстроходного вала вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм. мм; мм - диаметр под уплотнение; мм - диаметр под подшипник; мм - диаметр под ступицу шестерни; мм - диаметр буртика; b1=15мм. Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по мм подшипник №100, у которого Dп=26мм; Вп=8мм [4,табл.К27]. Выбираем конструктивно остальные размеры: W=14мм; lм=16мм; l1=25мм; l=60мм. Определим размеры для расчетов: l/2=30мм; с=W/2+ l1+ lм/2=40мм - расстояние от оси полумуфты до оси подшипника. Проводим расчет быстроходного вала на изгиб с кручением.
Рис.5 Приближенная конструкция быстроходного вала Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.6). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. УМ2y=0;RАy·0,06-Fr1·0,03=0 RАy= 21,2·0,03/ 0,06; RАy= RВy=10,6Н.
Определяем изгибающие моменты в характерных точках: М1у=0; М2у=0; М3у= RАy·0,03; М3у =0,5Нм2; М3у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.6). Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.
УМ4x=0;Fm1·0,1- RАx·0,06+ Ft1·0,03=0; RАx= (64,5·0,1+ 58,3·0,03)/ 0,06; RАx=137Н;
Рис.6 Эпюры изгибающих моментов быстроходного вала
УМ2x=0;Fm1·0,02- Ft1·0,03+ RВx·0,06=0; RВx= (58,3·0,03- 64,5·0,02)/ 0,06; RВx=7,7Н
Определяем изгибающие моменты: М1х=0; М2= -Fm1·0,04 М2х=-64,5·0,04; М2х=-2,6Нм; М3хсправа=-Fm1·0,1+RВх ·0,03; М3хсправа==-64,5·0,1+7,7 ·0,03; М3хсправа=-6,2Нм; М3х=- RАх ·0,03; М3х=- 137 ·0,03; М3х=- 4,1; М4х=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент
Т1-1= Т2-2= Т3-3= T1=0,85Нм; T4-4=0.
Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]: ;; ;Н; ;Н.
Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]: ; ; Нм2. Эквивалентный момент: ;; Нм2. 5.3 Расчет промежуточного вала - червяка Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] ув=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2. Определяем диаметр выходного конца червяка из расчёта на чистое кручение ; где [фк]=(20…25)Мпа[1,c.161] Принимаем [фк]=20Мпа. ;мм. Принимаем dв=8мм. Принимаем диаметр вала под подшипник 10мм. Намечаем приближенную конструкцию червяка (рис.7), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм Рис.7 Приближенная конструкция промежуточного вала х=8мм; W=20мм; r=2,5мм; b2=18мм; b3=28мм. Расстояние l определяем из суммарных расстояний тихоходного и быстроходного валов с зазором между ними 25…35мм. l=60+30+30=120мм. l1=30мм;l2=30мм. Учитывая, что осевые нагрузки на валу имеются предварительно назначаем подшипники шариковые радиально-упорные однорядные серии диаметров 1 по мм подшипник №36100К6, у которого Dп=26мм; Вп=8мм [4,табл.К27]. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
МСу=0; -RDу·0,09+Fr3·0,03+Fr2?0,12=0 RDy=(262,5·0,03+21,2?0,12)/ 0,09; RDy==116Н. МDу=0; RCy·0,09- Fr3?0,06+ Fr2·0,03=0; RCy=(262,5·0,06-21,2?0,03)/ 0,09; RCy=168Н.
Назначаем характерные точки 1, 2, 3, и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у=0; М2у=-RCy·0,03; М2у=-5Нм; М3услева=-RCy·0,09+Fr3·0,06; М3услева=0,6Нм М3усправа= Fr2·0,03; М3усправа= 0,6Нм М4у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8). Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости. МСх=0; RDx·0,09-Ft3·0,03-Ft2?0,12=0; RDx=( 262,5·0,03+ 58,3?0,12)/0,09; RDx=87,5Н; МDх=0; RCx·0,09- Ft3?0,06-Ft2·0,03=0; RCx=(262,5·0,03+58,3?0,06)/ 0,09; RCx=126Н.
Назначаем характерные точки 1, 2, 3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1x=0; М2x=-RCx·0,03; М2x=-3,8Нм; М3xслева= -RCx·0,09-Ft3·0,06; М3xслева=-27Нм; М3xсправа= Ft2·0,03; М3xсправа=1,7Нм; М4у=0.
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8)
Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала.
Крутящий момент Т1-1=0;
Т2-2=-Т3-3=- T2=-2,1Нм; Т4-4=0.
Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]: ;; ;Н; ;Н.
Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]: ; ; Нм. Эквивалентный момент: ;; Нм. Все рассчитанные значения сводим в табл.5. Параметры валов Таблица 5 |
| R1, H | R2, H | MИ, Нм | MИэкв, Нм | | Тихоходный вал | 4821 | 798 | 144 | 146 | | Быстроходный вал | 137,4 | 13,1 | 6,2 | 6,3 | | Промежуточный вал - червяк | 1419 | 405 | 92,5 | 93 | | |
6 Подбор и проверочный расчет шпонок Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [4]. Обозначения используемых размеров приведены на рис.9.
Рис.9 Сечение вала по шпонке
6.1 Шпонки быстроходного вала
Для выходного конца быстроходного вала при d=6 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=2x2 мм2 при t=1,2мм (рис.9). При длине ступицы полумуфты lм=16 мм выбираем длину шпонки l=14мм. Материал шпонки - сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле: (6.1) где Т - передаваемый момент, Нмм; Т1=0,85 Нм. lр - рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм; []см - допускаемое напряжение смятия. С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([]см=110…190 Н/мм2) вычисляем: Условие выполняется. Для зубчатого колеса вала при d=15 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=5x5 мм2 при t=3мм, t1=2,3мм. Т1=0,85Нм. При длине ступицы шестерни lш=15 мм выбираем длину шпонки l=12мм. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1): Условие выполняется. 6.2 Шпонки промежуточного вала Для зубчатого колеса вала при d=8 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=2x2 мм2 при t=1,2мм, t1=1мм. Т2=2,1Нм. При длине ступицы шестерни lш=18 мм выбираем длину шпонки l=14мм. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1): Условие выполняется. 6.3 Шпонки тихоходного вала Передаваемый момент Т3=21Нм. Для выходного конца вала при d= 18мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=6x6 мм2 при t=3,5мм. При длине ступицы полумуфты lМ=20 мм выбираем длину шпонки l=16мм.
Для червячного колеса тихоходного вала при d=30 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=8x7мм2 при t=4мм. При длине ступицы шестерни lш=28 мм выбираем длину шпонки l=22мм. С учетом того, что на ведомом валу устанавливается колесо из бронзы ([]см=70…90 Н/мм2) вычисляем по формуле (6.1): условие выполняется. Таблица 6 Параметры шпонок и шпоночных соединений |
Параметр | тих.вал- полум | тих.вал- колесо | промвал-шестерня | быстр вал-шестер. | быстр. вал-полум. | | Ширина шпонки b,мм | 6 | 8 | 2 | 5 | 2 | | Высота шпонки h,мм | 6 | 6 | 2 | 5 | 2 | | Длина шпонки l,мм | 16 | 22 | 14 | 12 | 14 | | Глубина паза на валу t,мм | 3,5 | 4 | 1,2 | 3 | 1,2 | | Глубина паза во втулке t1,мм | 2,8 | 3,3 | 1 | 2,3 | 1 | | |
7. Проверочный расчет валов на статическую прочность В соответствии с табл.5 наиболее опасным является сечение 3-3 тихоходного вала, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты. Исходные данные для расчета: МИэкв= 146Нм; МИ=144Нм; Т3-3=21Нм; dв=30мм; в=8мм - ширина шпонки, t=4мм - глубина шпоночного паза, l=22мм - длина шпонки. При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения - по отнулевому циклу. Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [у-1]и=60МПа: мм; 30>23. Условие соблюдается. Определяем напряжения изгиба: уи=Ми/W; где W - момент сопротивлению изгибу. По [4,табл.11.1]: ; мм3; уи=144000/32448=4,4Н/мм2. При симметричном цикле его амплитуда равна: уа= уи =4,4Н/мм2. Определяем напряжения кручения: фк=Т3-3/Wк; где Wк - момент сопротивлению кручению. По [4,табл.22.1]: ; мм3; фк=21000/64896=0,3Н/мм2. При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна: фа= фк /2=0,3/2=0,15Н/мм2. Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала [4, с.258]: (Ку)D=( Ку/Кd+ КF-1)/ Кy;(Кф)D=( Кф/Кd+ КF-1)/ Кy;(7.1) где Ку и Кф - эффективные коэффициенты концентрации напряжений, по табл.11.2 [4] выбираем для шпоночных пазов, выполненных концевой фрезой Ку =1,6, Кф =1,4; Кd - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, по табл.11.3 [4] выбираем Кd =0,75; КF- коэффициент влияния шероховатости, по табл.11.4 [4] выбираем для шероховатости Rа=1,6 КF=1,05; Кy - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, по табл.11.4 [4] выбираем для закалки с нагревом ТВЧ Кy =1,5. Подставив значения в формулы (7.1) получим: (Ку)D=( 1,6/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,45; (Кф)D=( 1,4/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,28. Определяем пределы выносливости вала [4, c263]: (у-1)D=у-1/(Ку)D;(ф-1)D=ф-1/(Кф)D;(7.2) где у-1 и ф-1 - пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, по табл.3. [4] у-1 = 380Н/мм2 , ф-1 ?0,58 у-1 =220Н/мм2; (у-1)D=380/1,45=262Н/мм2; (ф-1)D=220/1,28=172 Н/мм2. Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям 4, c263]: sу=(у-1)D/ уа;sф=(ф-1)D/ фа.(7.3) sу=262/ 4,4=59;sф=172/ 0,15=1146. Определяем общий коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям [4, c263]: (7.4) где [s]=1,6…2,1 - допускаемый коэффициент запаса прочности. Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет остальных валов не проводим, т.к. расчет проведен на самом опасном сечении, и коэффициент запаса прочности значительно превышает допустимый. 8 Выбор и проверочный расчет подшипников Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.7. Таблица 7 Параметры выбранных подшипников |
| Быстроходный вал | Промежуточный вал | Тихоходный вал | | № | 100 | 36100 | 46205 | | d, мм | 10 | 10 | 25 | | D, мм | 26 | 26 | 52 | | В, мм | 8 | 8 | 15 | | С, кН | 4,62 | 5,03 | 15,7 | | Со, кН | 1,96 | 2,45 | 8,34 | | RА, Н | 137,4 | 1419 | 4821 | | RБ, Н | 13,1 | 405 | 798 | | |
Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Пригодность подшипников определяем по условиям [4, c.129]: Ср?С;Lр?Lh; где Ср - расчетная динамическая грузоподъемность; Lh - требуемая долговечность подшипника, для зубчатых редукторов Lh =10000ч. ;[4, c.129](8.1) где щ - угловая скорость соответствующего вала (см. табл.1); m=3 для шариковых подшипников; RЕ - эквивалентная динамическая нагрузка, при отсутствии осевых усилий [4, табл.9.1]: RЕ=VRАКдКф(8.2) где K - коэффициент безопасности; K =1,1…1,2 [4, табл.9.4]. Принимаем K =1,1. V - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1 Kф - температурный коэффициент; Kф =1 (до 100єС) [4, табл.9.4].Определяем расчетную долговечность подшипников в часах [4, c.129]: (8.3) Подставив значения в формулы (8.1)-(8.3) проверяем подшипники. Для быстроходного вала: RЕ=137,4х1,1=151Н; - условие выполняется; - условие выполняется. Для промежуточного вала: RЕ=1419х1,1=1560Н; - условие выполняется; - условие выполняется. Для тихоходного вала: RЕ=4821х1,1=5300Н; - условие выполняется. - условие выполняется. Окончательные параметры подшипников приведены в табл.7. 9 Выбор масла, смазочных устройств Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы червяк был в него погружен на глубину hм (рис.10): hм max =(0,1…0,5)d1 = 2…8мм; hм min = 2,2m = 21 = 2,2мм. При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники. Рис.10 Схема определения уровня масла в редукторе Объем масляной ванны принимаем из расчета 0,5 л на 1кВт передаваемой мощности V = 0,5Nдв = 0,50,25 = 0,125 л. Контроль уровня масла производится круглым маслоуказателем, который крепится к корпусу редуктора при помощи винтов. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку в верхней части корпуса. Выбираем смазочный материал. Для этого ориентировочно рассчитаем необходимую вязкость: где н50 - рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50°С; н1 =170мм2/с - рекомендуемая вязкость при v=1м/с для зубчатых передач с зубьями без термообработки; v=4м/с - окружная скорость в зацеплении Принимаем по табл.10.29 [4] масло И-220А. Для обоих валов выберем манжетные уплотнения типа 1 из ряда 1 по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла. Список использованной литературы 1. Основы конструирования: Методические указания к курсовому проектированию/ Сост. А.А.Скороходов, В.А Скорых.-СПб.: СПбГУКиТ, 1999. 2. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990. 3. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000. 4. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1991 5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н.Жестковой. - М.: Машиностроение, 1999
|