Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный
Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный
ФЕДЕРАЛНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ Кафедра механики Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту на тему «Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный с внутренним зацеплением тихоходной ступени» Санкт-Петербург 2009г. Содержание |
Техническое задание на курсовое проектирование | | 1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя | | 2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений | | 3 Расчет тихоходной ступени привода 3.1 Проектный расчет | | 3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям | | 3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб | | 4 Расчет быстроходной ступени привода | | 5 Проектный расчет валов редуктора 5.1 Расчет тихоходного вала редуктора | | 5.2 Расчет быстроходного вала редуктора | | 5.3 Расчет промежуточного вала редуктора 6 Подбор и проверочный расчет шпонок 6.1 Шпонки быстроходного вала 6.2 Шпонки промежуточного вала 6.1 Шпонки тихоходного вала | | 7 Проверочный расчет валов на статическую прочность | | 8 Выбор и проверочный расчет подшипников | | 9 Выбор масла, смазочных устройств | | Список использованной литературы | | |
Техническое задание на курсовое проектирование Механизм привода 1- электродвигатель; 2- муфта; 3- редуктор зубчатый цилиндрический двухступенчатый соосный двухпоточный с внутренним зацеплением тихоходной ступени; 4- муфта; 5- исполнительный механизм. Вариант 1 Потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим=30Нм; Угловая скорость вала ИМ щим=5,8с-1. Разработать: 1- сборочный чертеж редуктора; 2- рабочие чертежи деталей тихоходного вала: зубчатого колеса, вала, крышки подшипника. 1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя Исходные данные: - потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим=30Нм; - угловая скорость вала ИМ щим=5,8с-1; Определяем мощность на валу ИМ Nим= Тимх щим=30х5,8=174Вт. Определяем общий КПД привода по схеме привода зобщ=зкп зшп зм зп (1.1) где [1, с.9,10]: ззп=0,972- КПД зубчатой цилиндрической передачи; зм=0,982 - потери в муфтах; зп=0,994- коэффициент, учитывающий потери на трение в подшипниках 4-х валов. Сделав подстановку в формулу (1.1) получим: зобщ.=0,972*0,982*0,994=0,868 Определяем потребную мощность электродвигателя [1,с.9] Nэд?Nим/зобщ. (1.2) где Nэд - требуемая мощность двигателя: Nэд=174/0,877=198,4Вт Выбираем электродвигатель [1,с.18,табл.П2] Пробуем двигатель АИР71В8: Nдв.=0,25кВт; nдв=750об/мин; S=8%. Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (5) [1,c.11]: nном=nдв·(1-S/100); nном=750·(1-0,08); nном=690 об/мин Определяем угловую скорость вала двигателя щдв=рnдв/30=р*690/30=72,2рад/с; Определяем общее передаточное число привода U=щдв./щим=72,2/5,8=12,5 Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода Uобщ.=U1· U2; (1.3) Назначаем по рекомендации [1,табл.2.3]: U2=5; тогда U1= Uобщ./U2; U1=2,5. Принимаем окончательно электродвигатель марки АИР71В8. Угловые скорости определяем по формуле щ=рn/30 (1.4) Рис.1 Схема валов привода 1 - быстроходный вал; 2 - промежуточный вал; 3 - тихоходный вал. По схеме валов (рис.1) и формуле (1.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала n1= nном. щ1= щдв=72,2рад/с; n2= nном/U1=650/3,5=185,7об/мин; щ2=рn2/30=р*216,7/30=19,45 рад/с; n3= n2/U2=216,7/3,55=52,3 об/мин; щ3=рn3/30=р*61,1/30=5,48 рад/с. Определяем мощность на каждом валу по схеме привода N1=Nдв зм=0,25*0,98=245Вт; N2=N1 ззп зп3=245*0,97*0,993=230Вт; N3=N2 ззп зп =233*0,97*0,99=221Вт; Nим=N3 зм =224*0,98=217Вт. Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формулам [1,с.12,14]: ; Т2=Т1*U1 ; Т3=Т2*U2; (1.5) Т1=245/72,2=3,4 Н*м; Т2=3,4*2,5=8,5 Н*м; Т3=8,5*5=42,5 Н*м. Все рассчитанные параметры сводим в табл.1. Таблица 1 Параметры кинематического расчета |
№ вала | n, об/мин | щ, рад/с | N, Вт | Т, Нм | U | | Дв | 690 | 72,2 | 250 | 3,5 | | | 1 | 690 | 72,2 | 245 | 3,4 | 2,5 | | 2 | 185,7 | 19,45 | 230 | 8,5 | | | | | | | | 5 | | 3 | 52,3 | 5,48 | 221 | 42,5 | | | ИМ | 52,3 | 5,48 | 217 | 42,5 | | | |
2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений Выбираем материал для шестерни и колеса по табл.3.2 [4,c.52]: шестерня - сталь 40Х, термообработка - улучшение 270НВ, колесо - сталь 40Х, термообработка - улучшение 250НВ. Определяем допускаемое контактное напряжение по формуле [4,c.53]: (2.1) где уHlimb - предел контактной выносливости при базовом числе циклов; КHL - коэффициент долговечности; [SH] - коэффициент безопасности; по [1,c.33]: КHL =1; [SH] =1,1. Определяем уHlimb по табл.3.1[4,c.51]: уHlimb =2НВ+70; (2.2) уHlimb1 =2270+70; уHlimb1 =610МПа; уHlimb2 =2250+70; уHlimb1 =570МПа. Сделав подстановку в формулу (2.1) получим ; МПа; ; МПа. Определяем допускаемое расчетное напряжение по формуле [4,c.53]: (2.3) ; МПа. Определяем допускаемые напряжения по по табл.3.1[4,c.51]: [у]Fo =1,03НВ; [у]Fo1 =1,03x270=281МПа; [у]Fo2 =1,03x250=257МПа. 3 Расчет тихоходной ступени привода 3.1 Проектный расчет Определяем межосевое расстояние передачи по формуле [4,c.61]: (3.1) где Ка - числовой коэффициент, Ка =49,5 [4,c.61]; КHв - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, КHв =1 для прямозубых колес [4,c.54]; - коэффициент ширины венца колеса, =0,315 назначаем по ГОСТ2185-66 с учетом рекомендаций [4,c.61]; U - передаточное отношение, U2=5 (см. табл.1): Т - вращающий момент на колесе ,Т3 =42,5 Нм (см. табл.1). Подставив значения в формулу (3.1) получим: Принимаем окончательно по ГОСТ6636-69 [4,табл.13.15] Определяем модуль [2,c.36]: (3.2) mn=(0,01…0,02)?70; mn=0,7; Принимаем модуль mn=1мм [2,c.36] Так как тихоходная ступень внутреннего зацепления определяем разность зубьев зубьев по формуле [5,т.2, c.432]: z2-z1=2aw/mn (3,3) z2-z1=2?70/1; z2-z1=140. Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]: z1= z2-z1/(U2+1); z1=140/6=23,3; z1=24; z2= z2-z1-+z1=140+24=164; z2=164. Отклонения передаточного числа от номинального нет. Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле [5,т.2, c.432]: d=mn?z; (3.4) d1=mn?z1=1х24=24мм; d2=mn?z2=1х164=164мм; Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [5,т.2, c.432]: ; ; ; ; (3.5) ; (3.6) мм; мм; мм; мм; ; мм; ; мм; ; мм ; мм; ; мм; Определяем окружные скорости колес ; м/с. Назначаем точность изготовления зубчатых колес - 7F [2,c.32]. Определяем силы в зацеплении [4, табл.6.1]: - окружная (3.7) ; Н; Таблица 2 Параметры зубчатой передачи тихоходной ступени |
Параметр | Шестерня | Колесо | | mn,мм | 1 | | ha,мм | 1 | | ht,мм | 1,25 | | h,мм | 2,25 | | с, мм | 0,375 | | z | 24 | 164 | | d,мм | 24 | 164 | | dа,мм | 26 | 162 | | df,мм | 21,5 | 166,5 | | b, мм | 50 | 54 | | аW,мм | 70 | | v, м/с | 0,23 | | Ft, Н | 531 | | Fr, Н | 193 | | |
- радиальная ; где б=20° - угол зацепления; (3.8) ; Н; Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют. Все вычисленные параметры заносим в табл.2. 3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям Проверку контактных напряжений производим по формуле {4, c.64]: ; (3.9) где: - К - вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач К=436; Ft =531Н (табл.2); U2=5; КНб - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для прямозубых колес КНб =1; КНв - см. п.3.1; КНх - коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНх =1,04 [4, табл.4.3]. (3.10) Определяем ?уН ; ; недогрузки, что допускается. 3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб Расчетные напряжения изгиба в основании ножки зубьев колеса и шестерни [4,с.67]: ; (3.11) ; (3.12) где: КFв - коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, для прирабатывающихся зубьев КFв =1; КFv - коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНх =1,1 [4, табл.4.3]; YF1 и YF2 - коэффициенты формы зуба шестерни и колеса, YF1 =3,9, YF2 =3,61 [4,табл.4.4]. Подставив значения в формулы (3.11) и (3.12), получим: ; . Прочность зубьев на изгиб обеспечивается. Определяем ?уF ; Все вычисленные параметры проверочных расчетов заносим в табл.3. Таблица 3 Параметры проверочных расчетов |
Параметр | Обозн. | Допускаемое | Расчетное | Недогрузка(-) или перегрузка(+) | | Контактное напряжение, МПа | уН | 482,7 | 435 | -10% | | Напряжение изгиба, МПа | уF1 | 281 | 59,4 | -79% | | | уF2 | 257 | 55 | -78% | | |
4 Расчет быстроходной ступени привода Межосевое расстояние для быстроходной ступени с учетом того, что редуктор соосный и двухпоточный, определяем половину расстояния тихоходной ступени: а=d2-d1; а=84-14=70мм. Из условия (3.2) принимаем модуль mn=1,5мм Определяем суммарное число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]: zУ=2а/mn; zУ=2?70/1,5; zУ=93,3 Принимаем zУ=94. Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]: z1= zУ/(U1+1); z1=94/(2,5+1); z1=26,1; принимаем z1=26. Тогда z2= zУ-z1=94-26=68 Фактическое передаточное соотношение U1=68/26=2,6 Отклонение передаточного числа от номинального незначительное. Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [2,c.37]: d1=mn?z1=1,5х26=39мм; d2=mn?z2=1,5х68=102мм; Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [2,c.37]: ; ; ; ; ; мм; ; мм; ; мм; ; мм; ; мм; ; мм; ; мм ; мм; ; мм; Определяем окружные скорости колес ; м/с. Назначаем точность изготовления зубчатых колес - 7А [2,c.32]. Определяем силы в зацеплении (3.7, 3.8): - окружная ; Н; - радиальная ; Н. Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют. Все вычисленные параметры заносим в табл.4. Таблица 4 Параметры зубчатой передачи быстроходной ступени |
Параметр | Шестерня | Колесо | | mn,мм | 1,5 | | ha,мм | 1,5 | | ht,мм | 1,875 | | h,мм | 3,375 | | с, мм | 0,375 | | z | 26 | 68 | | d,мм | 39 | 102 | | dа,мм | 42 | 105 | | df,мм | 35,25 | 98,25 | | b, мм | 22 | 25 | | аW,мм | 70 | | v, м/с | 1,4 | | Ft, Н | 166,7 | | Fr, Н | 60,7 | | |
Учитывая, что геометрические параметры быстроходной ступени незначительно отличаются от тихоходной, выполнение проверочных расчетов нецелесообразно. 5 Проектный расчет валов редуктора По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора по закону равенства действия и противодействия. Для этого мысленно расцепим шестерни и колеса редуктора, при этом дублирующий вал не учитываем. Схема усилий приведена на рис.1. Рис.2 Схема усилий, действующих на валы редуктора. Из табл.1,2,4 выбираем рассчитанные значения: Т1=3,4 Нм; Т2=8,5 Нм; Т3=42,5 Нм; Ft1=166,7 Н; Ft2=1012 Н; Fr1=60,7 Н; Fr2=368 Н; d1=39мм; d2=102мм; d3=14мм; d4=84мм. Fm1 и Fm1 - консольные силы от муфт, которые равны [4, табл.6.2]: ; ; Н; Н. Rx и Ry - реакции опор, которые необходимо рассчитать. Так как размеры промежуточного вала определяются размерами остальных валов, расчет начнем с тихоходного вала. 5.1 Расчет тихоходного вала редуктора Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.2. Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] ув=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2. Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]: где [фк]=(20…25)МПа Принимаем [фк]=20МПа. ; мм. Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа20 (ГОСТ6636-69): мм. Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.3), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм. Рис.3 Приближенная конструкция тихоходного вала мм; мм - диаметр под уплотнение; мм - диаметр под подшипник; мм - диаметр под колесо; мм - диаметр буртика; b4=25мм. Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по мм подшипник №106, у которого Dп=55мм; Вп=13мм [4,табл.К27]. Выбираем конструктивно остальные размеры: W=20мм; lм=20мм; l1=35мм; l=60мм; с=5мм. Определим размеры для расчетов: l/2=30мм; с=W/2+ l1+ lм/2=55мм - расстояние от оси полумуфты до оси подшипника. Проводим расчет тихоходного вала на изгиб с кручением. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.4). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. УМ2y=0; RFy·0,06-Fr2·0,03=0 RFy= 368·0,06/ 0,03; RЕy= RFy=736Н.
Рис.4 Эпюры изгибающих моментов тихоходного вала Определяем изгибающие моменты в характерных точках: М1у=0; М2у=0; М3у= RЕy·0,03; М3у =22Нм2; М3у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.3) Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости. УМ4x=0; Fm2·0,115- RЕx·0,06+ Ft2·0,03=0; RЕx=( 814·0,115+ 1012·0,03)/ 0,06; RЕx=2066Н; УМ2x=0; Fm2·0,055- Ft2·0,03+ RFx·0,6=0; RFx= (1012·0,03- 814·0,055)/ 0,06; RFx=-240Н, результат получился отрицательным, следовательно нужно изменить направление реакции. Определяем изгибающие моменты: М1х=0; М2= -Fr2·0,03 М2х=-368·0,03; М2х=-11Нм; М3хслева=-Fm2·0,085-RЕх ·0,055; М3хслева==-814·0,085-240 ·0,03; М3хслева=-76Нм; М3х=- REх ·0,055; М3х=- 2066 ·0,03; М3х=- 62; М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент Т1-1= Т2-2= Т3-3= T3=42,5Нм; T4-4=0. Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]: ; ; ; Н; ; Н. Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]: ; ; Нм2. Эквивалентный момент: ; ; Нм2. 5.2 Расчет быстроходного вала редуктора Схема усилий, действующих на быстроходный вал представлена на рис.2. Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] ув=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2. Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]: где [фк]=(20…25)Мпа Принимаем [фк]=20Мпа. ; мм. Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа5 (ГОСТ6636-69): мм. Намечаем приближенную конструкцию быстроходного вала вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм. мм; мм - диаметр под уплотнение; мм - диаметр под подшипник; мм - диаметр для заплечиков; мм - диаметр вала-шестерни; b1=22мм. Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по мм подшипник №101, у которого Dп=28мм; Вп=8мм [4,табл.К27]. Выбираем конструктивно остальные размеры: W=14мм; lм=16мм; l1=25мм; l=60мм. Определим размеры для расчетов: l/2=30мм; с=W/2+ l1+ lм/2=40мм - расстояние от оси полумуфты до оси подшипника. Проводим расчет быстроходного вала на изгиб с кручением.
Рис.5 Приближенная конструкция быстроходного вала Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.6). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. УМ2y=0; RАy·0,06-Fr1·0,03=0 RАy= 60,7·0,06/ 0,03; RАy= RВy=121Н. Определяем изгибающие моменты в характерных точках: М1у=0; М2у=0; М3у= RАy·0,03; М3у =3,6Нм2; М3у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.6). Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости. УМ4x=0; Fm1·0,1- RАx·0,06+ Ft1·0,03=0; RАx= (130·0,1+ 166,7·0,03)/ 0,06; RАx=300Н;
Рис.6 Эпюры изгибающих моментов быстроходного вала УМ2x=0; Fm1·0,02- Ft1·0,03+ RВx·0,06=0; RВx= (166,7·0,03- 130·0,02)/ 0,06; RВx=40Н Определяем изгибающие моменты: М1х=0; М2= -Fm2·0,04 М2х=-130·0,04; М2х=-5,2Нм; М3хсправа=-Fm1·0,1+RВх ·0,03; М3хсправа==-130·0,1+40 ·0,03; М3хсправа=-11,7Нм; М3х=- RАх ·0,03; М3х=- 300 ·0,03; М3х=- 9; М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент Т1-1= Т2-2= Т3-3= T3=3,4Нм; T4-4=0. Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]: ; ; ; Н; ; Н. Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]: ; ; Нм2. Эквивалентный момент: ; ; Нм2. 5.3 Расчет промежуточного вала Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] ув=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2. Определяем диаметр выходного конца вала из расчёта на чистое кручение ; где [фк]=(20…25)Мпа [1,c.161] Принимаем [фк]=20Мпа. ; мм. С учетом того, что выходной конец промежуточного вала является валом-шестерней с диаметром выступов 24мм, принимаем диаметр вала под подшипник 25мм. мм. Намечаем приближенную конструкцию промежуточного вала редуктора (рис.7), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм Рис.7 Приближенная конструкция промежуточного вала dст=30мм; х=8мм; W=20мм; r=2,5мм; dв=28мм. Расстояние l определяем из суммарных расстояний тихоходного и быстроходного валов с зазором между ними 25…35мм. l=60+30+30=120мм. l1=30мм; l2=30мм. Предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по dп=25мм подшипник №105, у которого Dп=47мм; Вп=12мм [4, табл.К27]. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. МСу=0; -RDу·0,09+Fr1·0,03+Fr2?0,12=0 RDy=(368·0,03+60,7?0,12)/ 0,09; RDy==204Н. МDу=0; RCy·0,09- Fr1?0,06+ Fr2·0,03=0; RCy=(368·0,06-60,7?0,03)/ 0,09; RCy=225Н. Назначаем характерные точки 1, 2, 3, и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у=0; М2у=-RCy·0,03; М2у=-6Нм; М3услева=-RCy·0,09+Fr1·0,06; М3услева=-16,6Нм М3усправа= Fr2·0,03; М3усправа= 11 М4у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8). Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости. МСх=0; RDx·0,09-Ft1·0,03-Ft2?0,12=0; RDx=( 166,7·0,03+ 1012?0,12)/0,09; RDx=1404Н; МDх=0; RCx·0,09+ Ft1?0,06-Ft2·0,03=0; RCx=(1012·0,03+166,7?0,06)/ 0,09; RCx=337Н. Назначаем характерные точки 1, 2, 3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1x=0; М2x=-RCx·0,03; М2x=-10Нм; М3xслева= -RCx·0,09-Ft1·0,06; М3xслева=-91Нм; М3xсправа= Ft2·0,03; М3xсправа=5Нм; М4у=0. Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8)
Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала.
Крутящий момент Т1-1=0; Т2-2=-Т3-3=- T2/2=-4,3Нм; Т4-4=0. Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]: ; ; ; Н; ; Н. Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]: ; ; Нм. Эквивалентный момент: ; ; Нм. Все рассчитанные значения сводим в табл.5. Таблица 5 Параметры валов |
| R1, H | R2, H | MИ, Нм | MИэкв, Нм | | Тихоходный вал | 2118 | 774 | 79 | 89 | | Быстроходный вал | 323 | 117 | 12 | 12,5 | | Промежуточный вал | 405 | 1419 | 92,5 | 93 | | |
6 Подбор и проверочный расчет шпонок Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [4]. Обозначения используемых размеров приведены на рис.11.
Рис.9 Сечение вала по шпонке 6.1 Шпонки быстроходного вала
Для выходного конца быстроходного вала при d=10 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=3x3 мм2 при t=1,8мм (рис.9). При длине ступицы полумуфты lм=16 мм выбираем длину шпонки l=14мм. Материал шпонки - сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле: (6.1) где Т - передаваемый момент, Нмм; Т1=3,4 Нм. lр - рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм; []см - допускаемое напряжение смятия. С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([]см=110…190 Н/мм2) вычисляем: Условие выполняется. 6.2 Шпонки промежуточного вала Для зубчатого колеса вала при d=30 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=8x7 мм2 при t=4мм, t1=3,3мм. Т2=8,5Нм. При длине ступицы шестерни lш=25 мм выбираем длину шпонки l=25мм. Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1): Условие выполняется. 6.3 Шпонки тихоходного вала
Передаваемый момент Т3=42,5Нм. Для выходного конца вала при d= 22мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=6x6 мм2 при t=3,5мм. При длине ступицы полумуфты lМ=20 мм выбираем длину шпонки l=16мм.
Для зубчатого колеса тихоходного вала при d=35 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=10x8мм2 при t=5мм. При длине ступицы шестерни lш=20 мм выбираем длину шпонки l=20мм. С учетом того, что на ведомом валу устанавливаются шестерни из стали 45 ([]см=170…190 Н/мм2) вычисляем по формуле (6.1): условие выполняется. Таблица 6 Параметры шпонок и шпоночных соединений |
Параметр | тих.вал- полум | тих.вал- колесо | промвал-шестерня | промвал-колесо | быстр вал-шестер. | быстр. вал-полум. | | Ширина шпонки b,мм | 6 | 10 | - | 8 | - | 3 | | Высота шпонки h,мм | 6 | 8 | - | 7 | - | 3 | | Длина шпонки l,мм | 16 | 20 | - | 25 | - | 14 | | Глубина паза на валу t,мм | 3,5 | 5 | - | 4 | - | 1,8 | | Глубина паза во втулке t1,мм | 2,8 | 3,3 | - | 3,3 | - | 1,4 | | |
7 Проверочный расчет валов на статическую прочность В соответствии с табл.5 наиболее опасным является сечение 3-3 тихоходного вала, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты. Исходные данные для расчета: МИэкв= 89Нм; МИ=79Нм; Т3-3=42,5Нм; dв=35мм; в=10мм - ширина шпонки, t=5мм - глубина шпоночного паза, l=22мм - длина шпонки. При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения - по отнулевому циклу. Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [у-1]и=60МПа: мм; 35>20. Условие соблюдается. Определяем напряжения изгиба: уи=Ми/W; где W - момент сопротивлению изгибу. По [4,табл.11.1]: ; мм3; уи=79000/3566=22Н/мм2. При симметричном цикле его амплитуда равна: уа= уи =22Н/мм2. Определяем напряжения кручения: фк=Т3-3/Wк; где Wк - момент сопротивлению кручению. По [4,табл.22.1]: ; мм3; фк=42500/7775=5,4Н/мм2. При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна: фа= фк /2=5,4/2=2,7Н/мм2. Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала [4, с.258]: (Ку)D=( Ку/Кd+ КF-1)/ Кy; (Кф)D=( Кф/Кd+ КF-1)/ Кy; (7.1) где Ку и Кф - эффективные коэффициенты концентрации напряжений, по табл.11.2 [4] выбираем для шпоночных пазов, выполненных концевой фрезой Ку =1,6, Кф =1,4; Кd - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, по табл.11.3 [4] выбираем Кd =0,75; КF- коэффициент влияния шероховатости, по табл.11.4 [4] выбираем для шероховатости Rа=1,6 КF=1,05; Кy - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, по табл.11.4 [4] выбираем для закалки с нагревом ТВЧ Кy =1,5. Подставив значения в формулы (7.1) получим: (Ку)D=( 1,6/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,45; (Кф)D=( 1,4/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,28. Определяем пределы выносливости вала [4, c263]: (у-1)D=у-1/(Ку)D; (ф-1)D=ф-1/(Кф)D; (7.2) где у-1 и ф-1 - пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, по табл.3. [4] у-1 = 380Н/мм2 , ф-1 ?0,58 у-1 =220Н/мм2; (у-1)D=380/1,45=262Н/мм2; (ф-1)D=220/1,28=172 Н/мм2. Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям 4, c263]: sу=(у-1)D/ уа; sф=(ф-1)D/ фа. (7.3) sу=262/ 22=12; sф=172/ 2,7=63,7. Определяем общий коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям [4, c263]: (7.4) где [s]=1,6…2,1 - допускаемый коэффициент запаса прочности. Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет остальных валов не проводим, т.к. расчет проведен на самом опасном сечении, и коэффициент запаса прочности значительно превышает допустимый. 8 Выбор и проверочный расчет подшипников Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.7. Таблица 7 Параметры выбранных подшипников |
| Быстроходный вал | Промежуточный вал | Тихоходный вал | | № | 101 | 105 | 106 | | d, мм | 12 | 25 | 30 | | D, мм | 28 | 47 | 55 | | В, мм | 8 | 12 | 13 | | С, кН | 5,07 | 11,2 | 13,3 | | Со, кН | 2,24 | 5,6 | 6,8 | | RА, Н | 323 | 405 | 2118 | | RБ, Н | 117 | 1419 | 774 | | |
Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Пригодность подшипников определяем по условиям [4, c.129]: Ср?С; Lр?Lh; где Ср - расчетная динамическая грузоподъемность; Lh - требуемая долговечность подшипника, для зубчатых редукторов Lh =10000ч. ; [4, c.129] (8.1) где щ - угловая скорость соответствующего вала (см. табл.1); m=3 для шариковых подшипников; RЕ - эквивалентная динамическая нагрузка, при отсутствии осевых усилий [4, табл.9.1]: RЕ=VRАКдКф (8.2) где K - коэффициент безопасности; K =1,1…1,2 [4, табл.9.4]. Принимаем K =1,1. V - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1 Kф - температурный коэффициент; Kф =1 (до 100єС) [4, табл.9.4]. Определяем расчетную долговечность подшипников в часах [4, c.129]: (8.3) Подставив значения в формулы (8.1)-(8.3) проверяем подшипники. Для быстроходного вала: RЕ=323х1,1=355Н; - условие выполняется; - условие выполняется. Для промежуточного вала: RЕ=1419х1,1=1560Н; - условие выполняется; - условие выполняется. Для тихоходного вала: RЕ=2118х1,1=2330Н; - условие выполняется. - условие выполняется. Окончательные параметры подшипников приведены в табл.7. Параметры выбранных подшипников 9 Выбор масла, смазочных устройств Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину hм (рис.10): hм max 0.25d2 = 0.25102 = 25,5мм; hм min = 2m = 21,5 = 3мм. При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники. Рис.10 Схема определения уровня масла в редукторе Объем масляной ванны принимаем из расчета 0,5 л на 1кВт передаваемой мощности V = 0,5Nдв = 0,50,25 = 0,125 л. Контроль уровня масла производится жезловым маслоуказателем, который ввинчивается в корпус редуктора при помощи резьбы. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку в верхней части корпуса. Выбираем смазочный материал. Для этого ориентировочно рассчитаем необходимую вязкость: где н50 - рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50°С; н1 =170мм2/с - рекомендуемая вязкость при v=1м/с для зубчатых передач с зубьями без термообработки; v=1,2м/с - окружная скорость в зацеплении Принимаем по табл.10.29 [4] масло И-220А. И для шестерни, и для зубчатого колеса выберем манжетные уплотнения типа 1 из ряда 1 по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла. Список использованной литературы 1. Основы конструирования: Методические указания к курсовому проектированию/ Сост. А.А.Скороходов, В.А Скорых.-СПб.:СПбГУКиТ, 1999. 2. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990. 3. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000. 4. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1991 5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. - М.: Машиностроение, 1999
|