Расчет и проектирование привода (редуктор) с клиноремённой передачей
Расчет и проектирование привода (редуктор) с клиноремённой передачей
Содержание 1. Задание по курсовому проектированию...........................................3 2. Введение..............................................................................................4 3. Расчет ременной передачи.................................................................6 4. Расчет редуктора.................................................................................8 5. Расчет валов а) Быстроходный вал.........................................................................12 б) Тихоходный вал.............................................................................18 6. Выбор подшипников..........................................................................23 7. Выбор шпонок....................................................................................26 1.Задание по курсовому проектированию. Разработать редуктор для передачи крутящего момента от электродвигателя к рабочей машине через муфту и клиноременную передачу. Тип электродвигателя RA160L4; Мощность двигателя Рдв = 15кВт; Число оборотов в минуту nдв = 1460 об/мин; Тип ременной передачи - клиноременная, Редуктор - цилиндрический косозубый; Передаточное число ременной передачи Uрем = 2,8; Передаточное число редуктора Uред = 5,6; КПД редуктора зред = 0,97; КПД муфты змуф = 0,97; КПД ременной передачи зрем.пер. = 0,94; Время работы привода L = 15000 часов. Режим работы - двухсменный. Схема привода. Электродвигатель асинхронный -- клиноременная передача -- редуктор. Рабочая машина; Клиноременная передача; Редуктор; Муфта; Электродвигатель. 2. Введение. Редуктором называют зубчатый, червячный или зубчато-червячный передаточный механизм, выполненный в закрытом корпусе и предназначенный для понижения угловой скорости, а, следовательно, повышения вращающего момента. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называются мультипликаторами. В редукторах обычно применяют зубчатые колеса с эвольвентным зацеплением, иногда используют зацепление М.Л.Новикова. Редуктор проектируется для привода данной машины или по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения. Редуктора классифицируют: - По виду передач - на цилиндрические с параллельными осями валов; конические с перекрещивающимися осями валов; червячные с перекрещивающимися осями валов; комбинированные конически-цилиндрические; зубчато-червячные и другие. - По числу пар - одноступенчатые цилиндрические с прямозубыми колесами с u 7 , с косозубыми или шевронными колесами при u10 и Р50 кВт; одноступенчатые конические с прямыми, косыми и криволинейными зубьями при u 5 и Р 100кВт; одноступенчатые червячные при u = 8...80 и Р 50кВт; многоступенчатые. Зубчатая передача, оси валов которой пересекаются, называется конической. Конические зубчатые колеса изготавливают с прямыми, косыми и криволинейными зубьями и применяют там, где возникает необходимость передачи момента с одного вала к другому с пересекающимися осями. Конические зубчатые редуктора проектируют сравнительно небольших мощностей, так как консольное расположение шестерни на валу при значительных силах в зацеплении приводит к большим деформациям, нарушающим точность зацепления и нормальную работу передачи. Иногда применяют конические передачи, в которых шестерня расположена между опорами, а не консольно. Такая конструкция сложнее и дороже. 3.Рассчет ременной передачи. Рассчитываем момент на ведущем валу Твед = Тэд = Рэд•103 •30/р nдв Твед = 15•103?30/р?1460 =100 Н•м Выберем диаметр ведущего шкива. Пусть D1 = 140 мм. Рассчитаем скорость ремня: х = р D1 nдв /60•103 х = р•140•1460/(60•103) = 11 м/с По мощности двигателя Рдв = 15кВт и nдв = 1460 об/мин Выбираем стандартный тип ремня: тип Б; Рассчитываем диаметр ведомого шкива: D2 = D1• Uрем (1-о) D2 = 140•2,8 (1-0,01) = 388 мм Выбираем ближайшее значение из нормального ряда чисел: D2 = 400 мм Рассчитываем фактическое передаточное число ременной передачи: Uфакт = D2 / D1(1-о) Uфакт = 400/140(1-0,01) = 2,89 Рассчитываем межосевое расстояние: Примем его равным D1+D2 = 140+400 = 540 мм. Длина ремня: Lр = 2 а + р (D1+D2 )/2 + (D2- D1)2/4 а Lр = 2•540 + р/2•(140+400) + 2602/4•(140+400) = 1959,53 мм Выбираем ближайшее из нормального ряда чисел: Lр = 2000 мм Тогда уточняем межосевое расстояние по стандартной длине: а = (2L - р (D1+D2 ) + [(2L - р (D1+D2 ))2 - 8(D2- D1)2]1/2)/8 а = (2• 2000 - 3,14(140+400) + [(2•2000 - 3,14 (140+400))2 - 8(140+400)2]1/2)/8 = 540,24 мм= = 540 мм Определяем угол обхвата ремня: б = 180 - (D1-D2) • 57°/a б = 180 - 260• 57°/540 = 152,56° ? 150°. Значит, коэффициент угла обхвата, соответствующий углу обхвата равному 150° Сб = 0,92 Коэффициент, учитывающий длину ремня: Lр/ L0 = 2000/2240 = 0,89 CL = 0,98 Коэффициент режима работы при двусменном режиме работы: Среж = 1,38 Мощность, передаваемая при стандартных условиях ремнем Б, длиной L0 = 2240 мм P0 = 2,90 кВт. Допустимая нагрузка на ремень: Рдопуст = Р0 Сб СL/ Среж Рдопуст = 2,90• 0,92•0,98/1,38 = 1,9 кВт Определение числа ремней: Z = Рдв/Рдопуск Сz, где Сz = 0,9 Z = 15/1,9 •0,9 = 8,7. Берем Z = 9 Усилие, действующее со стороны ременной передачи FP = 1,7 • Рдв•103•Среж•sin(брем/2)/ хремня • Сб•Сz = 3635 Н, где Рдв = 15 кВт Среж = 1,38 брем = 152,56? хремня = 11 м/с Сб = 0,95 Сz = 0,9 Проверочный расчет: 4. Расчет редуктора. |
Сталь 40Х. Термообработка. Улучшенная. | | Шестерня | НВ1 = 270 НВ | ув = 900н/мм2, | уг =750 н/мм2 | | Колесо | НВ2 = 240 НВ | ув = 780н/мм2, | уг =540 н/мм2 | | |
Выбираем сталь: Определяем число оборотов валов: Ведущий вал: n1 = nдв/Uрем n1 = 1460/2,8 = 505 об/мин Ведомый вал: n2 = n1/Uред n2 = 505/5,6 = 90 об/мин Определяем базовое число циклов: NНО1 = 30• НВ12,4 NНО2 = 30• НВ22,4 NНО1 = 30• 2702,4 = 20•106 циклов NНО2 = 30•2402,4 = 15•106 циклов Предельное напряжение при базовом числе циклов: унlimb1 = 2•НВ1 + 70 унlimb2 = 2•НВ2 + 70 унlimb1 = 2•270 + 70 = 610 н/мм2 унlimb2 = 2•240 + 70 = 550 н/мм2 Число циклов нагружения: NНЕ1 = 60• n1•L1 NНЕ2 = НЕ1/ Uред NНЕ1 = 60• n1•L1 = 60•505•15000 = 60,6•106 циклов NНЕ2 = NНЕ1/ Uред = 60,6/5,6 = 10,8•106 циклов Коэффициент долговечности: КHL = 1, т.к. NНЕ > NНО Предельное напряжение: унlim1 = унlimb1• КHL унlim2 = унlimb2• КHL • унlim1 = 610•1 = 610 н/мм2 унlim2 = 550•1 = 550 н/мм2 Допускаемое напряжение: уНР1 = 0,9 • унlim1/ Sн уНР2 = 0,9 • унlim2/ Sн уНР = 0,45 (уНР1 + уНР2) уНРmin = уНР2 уНР1 = 0,9•610/1,1 = 499,1 ? 500 Н•м уНР2 = 0,9•550/1,1 = 450 Н•м уНР = 0,45 (500 + 450) = 225,45 Н•м уНРmin = уНР2 = 450 Н•м Рассчитываем межцентровое расстояние зубчатой передачи: аw = Ка (Uред + 1) [Т1 Кнв/шваUред уНР2]1/3 Ка = 430 - коэффициент межцентрового расстояния Т1 = 270 Н•м шва = швd •2/(Uред + 1) - коэффициент отношения ширины зуба к межцентровому расстоянию. швd = 1 Кнв = 1,05 - коэффициент отношения ширины зуба к диаметру. Тогда, следовательно, шва = 0,303 аw = 430 (5,6 + 1) [270• 1,05/(0,303•5,6•4502)]1/3 = 266,18 мм Выбираем из нормального ряда чисел по ГОСТ 2144 - 76: аw = 315 мм аw = (Z1+Z2)mn/2 cosв Примем в = 10° Определяем модуль зацепления mn= 2 аw cosв/Z1 (1+Uред) Определяем числа и угол наклона зубьев, предварительно задав угол наклона Примем в = 10° Возьмем Z1 = 20 зубьев. Тогда mn= 2•315 cos10/(20• (1+5,6)) = 4,7 мм Выбираем из нормального ряда чисел для модуля зацепления, беря меньший по значению: mn= 4,5 мм Найдем суммарное число зубьев (Z1+Z2) = 2 аw cosв/ mn (Z1+Z2) = 2 315 cos10/ 4,5 = 138 зубьев Тогда: Z1 = (Z1+Z2)/ (1+Uред) Z2 = (Z1+Z2) - Z1 Z1 = 138/ (1+5,6) = 21 Z2 = 138 - 21 = 117 зубьев. Найдем фактическое передаточное число редуктора: Uред. факт = Z2/ Z1 = 117/21 = 5,57 Uред. факт = 117/21 = 5,57 Найдем косинус угла наклона зубьев: Cosв = (Z1+Z2)mn / 2 аw Cosв = 138•4,5 / 2•315= 0,9857 Считаем: d1 = mn Z1/ cosв d2 = mn Z2/ cosв d1 = 4,5•21/ 0,9857 = 95,87 мм d2 = 4,5•117/ 0,9857 = 534,13 мм Проверка: d1 + d2 = 95,87+534,13 = 630 мм = 2 аw . Верно. Тогда ширина колес: b2 = шва аw b1 = b2 + (2..4) mn b2 = 0,303•315 = 95,445 ? 95 мм b1 = 95 + 2 • 4,5 = 104 мм Проверка: b2 • sinв?4mn 95 • sinв?4•4,5 16,800?18 Неверно. Следовательно, нужно изменить mn или угол в. Возьмем mn=4,0 мм Найдем суммарное число зубьев: (Z1+Z2) = 2 аw cosв/ mn (Z1+Z2) = 2 315 cos10/ 4,0 = 155 зубьев Тогда: Z1 = (Z1+Z2)/ (1+Uред) Z2 = (Z1+Z2) - Z1 Z1 = 155/ (1+5,6) = 23 зуба Z2 = 155-23 = 132 зуба Найдем фактическое передаточное число редуктора: Uред. факт = Z2/ Z1 Uред. факт =132/23 = 5,74 Найдем косинус угла наклона зубьев: Cosв = (Z1+Z2)mn / 2 аw Cosв = 155•4,0/ 2•315= 0,9841; Тогда: в = 10,23? Считаем: d1 = mn Z1/ cosв d2 = mn Z2/ cosв d1 = 4,0•23/ 0,9841= 93,48 мм d2 = 4,0•132/0,9841= 536,52 мм Проверка: d1 + d2 = 93,48+536,52 = 630 мм = 2 аw . Верно. Тогда ширина колес: b2 = шва аw b1 = b2 + (2..4) mn b2 = 0,303•315 = 95,445 ? 95 мм b1 = 95 + 2•4,0 = 103 мм ? 100 мм Проверка: b2 • sinв?4mn 95•sinв?4•4 16,873?16 Верно. Определяем диаметры вершин зубьев da и впадин df зубчатых колес: da = d + 2• mn df = d - 2,5• mn da1 =93 + 2• 4 = 101 мм da2 = 537 + 2• 4 = 545 мм df1 = 93 - 2,5• 4 = 83 мм df2 = 537 - 2,5• 4 = 527 мм 5. Расчет валов: 5.1 Быстроходный вал. Так как df1 = 83 мм - принимаем вал-шестерню. Момент на ведущем валу: Т1 = Тдв• Uфакт• зрем.пер Т1 = 100•2,89•0,94 = 271,66 Н м ? 270 Н•м Проведем подборку диаметров составляющих вала: d = (T1•103/0,2[ф])1/3 d = (270•103/0,2•10)1/3 = 51,3 мм. Выбираем из стандартного ряда чисел: d = 50 мм d1 = d1+ (4..5) мм = 55 мм dп ? d2+ (4..5) мм = 60 мм d2 = dп+ 5 мм = 65 мм d4 = d3+ (6..10) мм = 75 мм Проведем подборку длин составляющих вала: L0 = (1,6..2) d = 100 мм L1 = 20..25 мм = 25 мм Lп ? 0,5 dп = 30 мм L2 = 10..12 мм = 12 мм L3 = b2 = 95 мм L4 = L2 = 12 мм L5 = L1 = 25 мм Тогда: L = 149 мм а = 90 мм Расчет зубчатой пары: (Расчет вала на прочность) Окружная сила Ft = 2T1•103/d1 Ft = 2•270•103/55 = 9818 Н Осевое усилие Fa = Ft • tg в Fa = 9818 • tg 10,23 = 1771 Н Радиальная нагрузка Fr = Ft • tg б / cosв Fr = 1771•tg20/cos10,23 = 655 Н Рассчитываем число оборотов первого (быстроходного) вала редуктора: nвед (быстроходный вал редуктора) = nдв/ Uфакт nвед (быстроходный вал редуктора) = 1460/2,89 = 505 об/мин Построение эпюр: l RbA = 0,5• Fr + Fa•d1/2L RbB = 0,5• Fr - Fa•d1/2L RbA = 0,5•655 + 1771•50/2•149 = 333,44 Н RbB = 0,5•655 - 1771•50/2•149 = 321,56 Н Проверка: RbA + RbB - Fr = 0 333,44+321,56 - 655 = 0 Верно. М1 = RbA• L/2 М = RbB • L/2 М1 = 333,44•149/2•1000 = 24,84 Н•м М = 321,56•149/2•1000 = 23,96 Н•м М1 = 333,44•149/2•1000 = 24,84 Н•м М = 321,56•149/2•1000 = 23,96 Н•м RГА = RГВ = 0,5•Ft М2 = Ft• L/4 RГА = RГВ = 0,5• 9818 = 4909 H М2 = 9818•149/4•1000 = 365,72 Н•м Проверка: RГА + RГВ - Ft = 0 4909 + 4909 - 9818 = 0 Верно. а RAP = FP• (L + a)/L RBP = FP• a/L MP = FP• a RAP = 3635• (149 + 90)/149 = 5831 H RBP = 3635• 90/149 = 2196 H MP = 3635•90/1000 = 327,15 Н•м Рассчитаем общий момент: MОБЩ = [(M1)2 + (M2)2]1/2 MОБЩ = [(24,84)2 + (365,72)2]1/2 = 366,56 Н•м Проверочный расчет ведущего вала. Сталь 40х улучшенная. Шестерня НВ1 = 270 НВ ув = 900н/мм2, уг =750 н/мм2 Колесо НВ2 = 240 НВ ув = 780н/мм2, уг =540 н/мм2 Коэффициент запаса для нормальных напряжений: nу = у-1/(Kуp• уa + шу• уm), где у-1- - предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений изгиба. у-1- = 410 МПа уa - амплитуда номинальных напряжений изгиба, уa ? МОБЩ/0,1dп3 = 64,1 МПа уm - среднее значение номинального напряжения, уm = 0. Kуp - эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали. БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 3,5 Тогда: nу = 410/(3,5• 64,1) = 1,83 Коэффициент запаса для касательных напряжений: nф = ф-1/(Kфp• фa + шф• фm), где ф -1- - предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений кручения. ф -1- = 240 МПа фa - амплитуда номинальных напряжений кручения, фm - среднее значение номинальных напряжений, фa = фm = 1/2•ф = 10,1 Kфp - эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали. БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 2,5 шф = 0,1 Тогда: nф = 240/(2,5•10,1 + 0,1• 10,1) = 9,21 Общий коэффициент запаса прочности на совместное действие изгиба и кручения: n = nу • nф /[ (nу)2 + (nф)2]1/2 n = 1,83•9,21 /[1,832 + 9,212]1/2 = 1,81 Проверка соблюдения условия прочности: nmin ? [n], где [n] = 1,5..3,5 1,81? 1,5 5.2 Тихоходный вал. Проведем подборку диаметров составляющих вала: Момент на тихоходном валу: T2 = T1•Uред?зред = 270•5,6•0,97 = 1466,64 Н•м ? 1500 Н•м d = (T2•103/0,2[ф])1/3 = (1500•103/0,2•20)1/3 = 72,1 мм. Выбираем из стандартного ряда чисел: d = 71 мм d1 = d1+ (4..5) мм = 75 мм dп ? d2+ (4..5) мм = 80 мм d2 = dп+ 5 мм = 85 мм d3 = d2+ 2 мм = 87 мм d4 = d3+ (6..10) мм = 95 мм Проведем подборку длин составляющих вала: L0 = (1,6..2) d = 142 мм L1 = 20..25 мм = 25 мм Lп ? 0,5 dп = 40 мм L2 = 10..12 мм = 12 мм L3 = b1 = 100 мм L4 = L2 = 12 мм Тогда: L = 164 мм а = 115 мм Окружная сила Ft = 2T2•103/d1 = 2•1500•103/71 = 40000 Н Осевое усилие Fa = Ft • tg в = 40000 • tg 10,23 = 7219 Н Радиальная нагрузка Fr = Ft • tg б / cosв = 40000•tg20/cos10,23 = 14794 Н Построение эпюр: l RbA = 0,5• Fr + Fa•d1/2L RbB = 0,5• Fr - Fa•d1/2L RbA = 0,5•14794 + 7219/2•164 = 7419 Н RbB = 0,5•14794 - 7219/2•164 = 7375 Н Проверка: RbA + RbB - Fr = 0 7419+7375 - 14794 = 0 Верно. М1 = RbA• L/2 М = RbB • L/2 М1 = 7419•164/2•1000 = 608,4 Н•м М = 7375•164/2•1000 = 604,8 Н•м RГА = RГВ = 0,5•Ft М2 = Ft• L/4 RГА = RГВ = 0,5• 40000 = 20000 H М2 = 40000•164/4•1000 = 1640 Н Проверка: RГА + RГВ - Ft = 0 20000+20000 - 40000 = 0 Верно. а RAM = FM•(L+a)/L RBM = FM•a/L FM = 125 (T2)1/3 FM = 125•(1500)1/3 = 1430,9 Н RAM = 1430,9•(164+115)/164 = 2434,3 Н RBM =1430,9• 115/164 = 1003,4 Н Мм = FM • а Мм = 1430,9•115/1000 = 164,6 Н Найдем общий момент: MОБЩ = [(M1)2 + (M2)2]1/2 + 0,5•Мм MОБЩ = [(608,4)2 + (1640)2]1/2 + 0,5•164,6 = 1831,5 Н Проверочный расчет ведомого вала. Сталь 40х улучшенная. Шестерня НВ1 = 270 НВ ув = 900н/мм2, уг =750 н/мм2 Колесо НВ2 = 240 НВ ув = 780н/мм2, уг =540 н/мм2 Коэффициент запаса для нормальных напряжений: nу = у-1/(Kуp• уa + шу• уm), где у-1- - предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений изгиба. у-1- = 410 МПа уa - амплитуда номинальных напряжений изгиба, уa ? МОБЩ/0,1dп3 = 1831,5/0,1•803 = = 35 МПа уm - среднее значение номинального напряжения, уm = 0. Kуp - эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали. БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 3,0 Тогда: nу = 410/(3,0• 35,77) = 3,82 Коэффициент запаса для касательных напряжений: nф = ф-1/(Kфp• фa + шф• фm), где ф -1- - предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений кручения. ф -1- = 240 МПа фa - амплитуда номинальных напряжений кручения, фm - среднее значение номинальных напряжений, фa = фm = 1/2•ф = 10,1 Kфp - эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали. БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 2,3 шф = 0,1 Тогда: nф = 240/(2,3•10,1 + 0,1• 10,1) = 9,9 Общий коэффициент запаса прочности на совместное действие изгиба и кручения: n = nу • nф /[ (nу)2 + (nф)2]1/2 n = 3,82•9,9 /[3,822 + 9,92]1/2 = 3,56 Проверка соблюдения условия прочности: nmin ? [n], где [n] = 1,5..3,5 3,56 ? 1,5 6.Выбор подшипников. Так как у нас косозубая передача в редукторе, то следует выбрать шариковые радиальные подшипники, которые можно использовать при небольшой (до 30%) свободной осевой нагрузке. Выбираем шариковый радиальный однорядный подшипник №112 по ГОСТ 8338-75 для быстроходного вала. Основные характеристики подшипника средней серии: Наружный диаметр: D = 130 мм; Ширина: b = 31 мм; Фаска: r = 3,5 мм Базовая динамическая грузоподъемность: Сr = 92,3кН; Базовая статическая грузоподъемность: Соr = 48 кН; Время работы: LH = 15000 ч. Выбираем самую нагруженную опору: RA = [(RГА)2+ (RbА)2]1/2 RB = [(RГB)2+ (RbB)2]1/2 RA = [49092 + 333,442]1/2 = 4920,3 Н RB = [49092 + 321,562]1/2 = 4919,5 Н Значит, самая нагруженная опора А. FA/ Соr = 1771/48•103 = 0,036 e = 0,22; Так как FA/ RA = 1771/4920,3 = 0,36 > e = 0,22 X = 0,56; Y = 1,99 Произведем расчет нагрузки на подшипник: Fэкв = (X•V•FR + Y•FA) • Kд•KT ,где X - коэффициент восприятия радиальной нагрузки. X = 0,56 Y - коэффициент восприятия осевой нагрузки. Y = 1,99 V - коэффициент, учитывающий вращения кольца по отношению к нагрузке. V = 1. Kд - коэффициент безопасности. Kд = 1,3 KT - температурный коэффициент. KT = 1. Fэкв = (0,56 •1,99 • 4920,3 + 1,99 • 1771) •1,3•1 =11709,7 Н Определяем базовый расчет ресурса подшипника LH: LH = 106•[Cr/ Fэкв]3/60•n1 n1 = nдв/Uрем = 1460/2,8 = 505 об/мин LH = 106•[92300/ 11709,7]3/60•505 = 16163,1 ч. Этот ресурс нас удовлетворяет, значит, оставляем этот подшипник. Выбираем шариковый радиальный однорядный подшипник №216 по ГОСТ 8338-75 для тихоходного вала. Основные характеристики подшипника легкой серии: Основные характеристики подшипника средней серии: Наружный диаметр: D = 140 мм; Ширина: b = 26 мм; Фаска: r = 3 мм Базовая динамическая грузоподъемность: Сr = 57,0 кН; Базовая статическая грузоподъемность: Соr = 45,4 кН; Время работы: LH = 15000 ч. Выбираем самую нагруженную опору: RA = [(RГА)2+ (RbА)2]1/2 RB = [(RГB)2+ (RbB)2]1/2 RA = [200002 + 74192]1/2 = 21332 Н RB = [200002 + 73752]1/2 = 21316 Н Значит, самая нагруженная опора А. FA/ Соr = 7219/45,4•103 = 0,15 e = 0,32; Так как FA/ RA = 7219/21322 = 0,36 > e = 0,32 X = 0,56; Y = 1,31 Произведем расчет нагрузки на подшипник: Fэкв = (X•V•FR + Y•FA) • Kд•KT ,где X - коэффициент восприятия радиальной нагрузки. X = 0,56 Y - коэффициент восприятия осевой нагрузки. Y = 1,31 V - коэффициент, учитывающий вращения кольца по отношению к нагрузке. V = 1. Kд - коэффициент безопасности. Kд = 1,3 KT - температурный коэффициент. KT = 1. Fэкв = (0,56 •1,31 • 14794 + 1,31 •7219) •1,3•1 =26402 Н Определяем базовый расчет ресурса подшипника LH: LH = 106•[Cr/ Fэкв]3/60•n1 n2 = n1/Uред = 505/5,6= 90 об/мин LH = 106•[57000/ 26402]3/60•90 = 16352,2 ч. Этот ресурс нас удовлетворяет, значит, оставляем этот подшипник. 7.Выбор шпонки. 7.1 Быстроходный вал. Проверяем прочность шпоночного соединения под ведомым шкивом ременной передачи d = 50 мм Берем шпонку призматическую: Сталь 60 b = 16 мм - ширина шпонки Lш = 45..180 мм.- рабочая длина h = 10 мм - высота шпонки t1 = 6 мм - глубина погружения в вал t2 = 4,5 мм - высота выпирания шпонки. Возьмем Lш = 60 мм Проверим шпонку на смятие: усм = 2•Т1/(h - t1)•d•Lш ? [усм] = 100 МПа усм = 2•270•103/(10 - 6)•50•60 = 45 МПа <100 МПа Проверяем прочность шпоночного соединения под колесом тихоходного вала d = 87 мм. Берем шпонку призматическую: Сталь 60 b = 25 мм - ширина шпонки Lш = 70..280 мм.- рабочая длина h = 14 мм - высота шпонки t1 = 9 мм - глубина погружения в вал t2 = 5,4 мм - высота выпирания шпонки. Возьмем Lш = 70 мм Проверим шпонку на смятие: усм = 2•Т1/(h - t1)•d•Lш ? [усм] = 100 МПа усм = 2•1500•103/(14 - 9)•87•70 = 98 МПа <100 МПа Проверяем прочность шпоночного соединения под полумуфтой тихоходного вала d = 71 мм. Берем шпонку призматическую: Сталь 60 b = 20 мм - ширина шпонки Lш = 50..220 мм.- рабочая длина h = 12 мм - высота шпонки t1 = 7,5 мм - глубина погружения в вал t2 = 4,9 мм - высота выпирания шпонки. Возьмем Lш = 100 мм Проверим шпонку на смятие: усм = 2•Т1/(h - t1)•d•Lш ? [усм] = 100 МПа усм = 2•1500•103/(12 - 7,5)•71•100 = 93,8 МПа <100 МПа Выбранные нами шпонки проверены на смятие. Все они удовлетворяют нас. Результирующая таблица выбранных шпонок: |
Шпонка | b | h | L | t1 | t2 | | Под колесом | 25 | 14 | 70 | 9 | 5,4 | | Под муфтой | 20 | 12 | 100 | 7,5 | 4,9 | | Под рем.пер. | 16 | 10 | 60 | 6 | 4,5 | | |
12. Список литературы: 1. Чернилевский Д.В. Курсовое проектирование деталей машин и механизмов: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1980 г. 2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1985 г. 3. Иванов М.И. Детали машин: Учеб. Для студентов высших технических учебных заведений. - 5-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1991 г.
|