Расчет цепного конвейера
Расчет цепного конвейера
Содержание Введение 1.Энергетический и кинематический расчет привода 1.1 Определение общего передаточного числа и разбивка его по ступеням 1.2 Определение мощности на валах ,частоты вращения валов и крутящих моментов на валах 2.Расчет передач 2.1 Расчет прямозубой цилиндрической передачи тихоходной ступени 2.2 Расчет закрытой ортогональной конической передачи 2.3 Расчет закрытой косозубой цилиндрической передачи быстроходной ступени 3.Расчет валов 3.1 Расчет быстроходного вала 3.1.1 Материалы и термообработка валов 3.1.2 Проектный расчет валов 3.1.3 Проверочный расчет валов 3.2.Расчет промежуточного вала 3.2.1 Материалы и термообработка валов 3.2.2 Проектный расчет валов 3.2.3 Проверочный расчет валов 3.3.Расчет промежуточного вала 3.3.1 Материалы и термообработка валов 3.3.2 Проектный расчет валов 3.3.3 Проверочный расчет валов 3.4.Расчет тихоходного вала 3.4.1 Материалы и термообработка валов 3.4.2 Проектный расчет валов 3.4.3 Проверочный расчет валов 4.Расчет и подбор подшипников 4.1.Расчет подшипников быстроходного вала 4.1.1 Выбор типа подшипников 4.1.2 Расчет подшипника 4.2.Расчет подшипников промежуточного вала 4.2.1 Выбор типа подшипников 4.2.2 Расчет подшипников 4.3.Расчет подшипников промежуточного вала 4.3.1 Выбор типа подшипников 4.3.2 Расчет подшипника 4.4.Расчет подшипников тихоходного вала 4.4.1 Выбор типа подшипников 4.4.2 Расчет подшипника 5.Расчет шпоночных соединений 5.1 Расчет шпоночного соединения промежуточного вала 5.2 Расчет шпоночного соединения промежуточного вала 5.3 Расчет шпоночных соединений тихоходного вала 5.3.1 Расчет соединения вал-ступица колеса 5.4 Расчет соединения вал-муфта 5.4.1 Расчет соединения вал-муфта на быстроходном валу 5.4.2 Расчет соединения вал-муфта на тихоходном валу 6.Подбор муфты 6.1 Подбор муфты на тихоходный вал 6.2 Подбор муфты на быстроходный вал 7.Выбор и обоснование способа смазки передач и подшипников Литература Введение Проектный расчет цепного конвейера включает в себя электродвигатель АИР 71В2 ТУ 16-525.564-84 исполнение 1081, крутящий момент которого передается через муфту упругую со звездочкой 31,5-18-1-22-1 УЗ ГОСТ 14084-76 на редуктор. С помощью редуктора увеличивается крутящий момент и уменьшается частота вращения на приводном валу. От редуктора крутящий момент передается через муфту цепную 250-40-1,1 ГОСТ 20742-75 на тяговую звездочку. Электродвигатель с редуктором устанавливаются на раму изготовленной из швеллеров. Станция приводная служит для привода цепного конвейера. 1. Энергетический и кинематический расчёт привода Исходные данные Рэд - мощность электродвигателя, кВт nэд-частота вращения вала электродвигателя, мин-1 Uобщ - передаточное число редуктора Рэд = 1,1 кВт nэд = 2805 мин-1 Uобщ = 50 1.1 Разбивка общего передаточного числа по ступеням Рассмотрим коническо-цилиндрическую часть как редуктор. Uт = 1,1Uред=1,1 = 7,78 Согласуем со стандартными значением по СТ СЭВ 229-75 Uт = 8 [1] Uб = 2,5 [1] Uк.ц. = 82,5=20= Uт Uб = Uред/Uт = 50/20 = 2,5 Согласуем со стандартными значением по СТ СЭВ 229-75 Uбст = 2,5 Назначим электродвигатель 71В2 ТУ16-525.564-84. Исполнение 1081. Рэд=1,1кВт, n=2805мин-1 1.2 Определение мощности на валах, частоты вращения валов и крутящих моментов на валах Мощности на валах определяют через мощность электродвигателя P1 = Pэ ум =1,1 0,98 = 0,98 кВт P2 = P1 уц.п. = 1,078 0,97 = 1,046 кВт P3 = P2 ук.п. = 1,046 0,96 = 1,004 кВт P4 = P3 уц.п. = 1,004 0,97 = 0,974 кВт Частоты вращения валов могут быть определены через частоту вращения вала электродвигателя. Если вал редуктора непосредственно соединяется с валом электродвигателя, то n1 = nэ =2805 мин-1 n2 = n1 /u2 = 2805/2.5 = 1122 мин-1 n3 = n2 /u3 = 1122/2,5 = 448,8 мин-1 n4 = n3 /u4 = 448,8/8 = 56,1 мин-1 Крутящие моменты определяются по формуле: Ti = 9550 Pi/ni, Нм где Ti - крутящий момент на i-том валу, Н * м; Рi - мощность на i-том валу, кВт; n - частота вращения i-того вала, мин-1 T1 = 9550 P1/n1 = 9550 1,078/2805 = 3,67. Нм T2 = 9550 P2/n2 = 9550 11,046/1122 =8,9 Нм T3 = 9550 P3/n3 = 9550 1,004/448,8 = 21,364. Нм T4 = 9550 P4/n4 = 9550 0,974/56,1 = 165,806 Нм Результаты произведенных расчетов, в соответствии с таблицей 1, являются исходными данными для последующих расчетов передач. Таблица 1. Результаты расчётов. |
Валы | Мощности на валах, кВт | Частоты вращения валов, мин-1 | Крутящие моменты на валах, Нм | Передаточные числа передач | | 1 2 3 4 | 1,078 1,046 1,004 0,974 | 2805 1122 448,8 56,1 | 3,67 8,9 21,364 165,806 | 50 2,5 2,5 8 | | |
2. Расчёт передач 2.1 Расчёт прямозубой цилиндрической передачи тихоходной ступени Исходные данные: T1 = 21,36 Нм; Тг = 165,81 Нм; n1 = 448,8 мин-1 n2 = 56,1 мин-1 u = 8 L = 5 лет Кс = 0,33 [1] KГ = 0,5 [1] Выбор материала и термической обработки колес. Шестерня -Сталь 45 -улучшение, Н = 269-302 НВ Колесо -Сталь 45 - улучшение, Н =235-262НВ Определение допускаемых напряжений Определяем срок службы передачи Срок службы передачи tУ, ч, определяют по формуле: tУ = L 365 Kг 24 Кс = 53650,5240,33 = 7227 часов Определение допускаемых напряжений на контактную прочность [у]HO допускаемое напряжение, МПа, определяется по формуле: [у]H = [у]HO ZN где [у]HO базовое допускаемое напряжение, МПа; ZN -коэффициент долговечности Базовые допускаемые напряжения [у]HO для зубчатых колес, работающих при постоянном режиме в зоне горизонтального участка кривой усталости, определяются по формуле: [у]HO = уHlim ZR ZV/SH, где уHlim - длительный предел контактной выносливости, определяемый в зависимости от термообработки и группы материалов, МПа; ZR - коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей ZR= 0,95; ZV - коэффициент, учитывающий влияние скорости,ZV = 1 [1] SH - коэффициент запаса прочности, SH =1,2 - при однородной структуре материала; Коэффициент долговечности ZN определяется по формуле: ZN = NHO/NHE>1, где NHO - базовое число циклов нагружения; NHE - эквивалентное число циклов нагружения; т - показатель степени кривой усталости поверхностныхслоев зубьев, т=6. Базовое число циклов нагружения NHO принимается равным NHO = HB3 < 12107 Эквивалентное число циклов нагружения NHE определяется по зависимости: NHE = 60 n t ( Ti /TH)m/2 ti/t =60 n t (a1b13 + a2b23 + a3b33) где a, b - коэффициенты с графика нагрузки Шестерня [у]HO = (2285,5+70)0,951/1,2 = 507,5МПа NHO = 285,53 = 2,33107 NHЕ = 60448,87227(0,2513+0,250,73+0,250,53+0,250,33) = 7,27107МПа ZN = 1,т.к. NHЕ>NHО [у]H1 = 507,5Мпа Колесо [у]HO = (2248,5+70)0,951/1,2 = 448,9Мпа NHO = 248,53 = 1,53107 NHE =6056,17227(0,2513+0,250,73+0,250,53+0,250,33) =8,27106 ZN = =1,36 [у]H2 = 448,91,36 = 610,5Мпа За расчётное принимаем наименьшее [у]H1 = 507,5Мпа Определение допускаемых напряжений при расчёте зуба на изгиб допускаемое напряжение на изгиб [у]F, МПа, определяется по формуле: [у]F = [у]FО YA YN где [у]FО - базовые допускаемые напряжения изгиба при нереверсивной нагрузке, МПа; YA - коэффициент, вводимый при двустороннем приложении нагрузки: YA=1[1] Базовые допускаемые напряжения на изгиб [у]FО для зубчатых колес, работающих в зоне горизонтальной ветви кривой усталости при нереверсивной нагрузке, определяются по формуле: [у]FО = уFimYRYXYб/SF где уFim - предел выносливости, определяемый на зубьях при отнулевом цикле, МПа; Коэффициент долговечности YN определяют как: YN= NFO/NFE>1 где NFO - базовое число циклов нагружения, NFO =4106 NFЕ - эквивалентное число циклов нагружения; т ~ показатель степени кривой выносливости; т=6-улучшение, нормализация, азотирование; Эквивалентное число циклов нагружения NFЕ определяются по формуле: NFЕ = 60 n t (Ti/TH)m ti/t = 60 n t (a1b1m+ a2b2m+ a3b3m} Шестерня [у]FО =1,75285,5111/1,7 =293,9МПа NFЕ = 60448.87227(0,2516+0,250,76+0,250,56+0,250,36) = 5.52107 YN = 1, т.к. NFE > NFO [1] [у]F1 =293,911=293,1Мпа Колесо [у]FО =1,75248,5111/1,7 =255,8Мпа NFЕ = 6056.17227(0,2516+0,250,76+0,250,56+0,250,36) = 6.81106 YN = 1, т.к. NFE > NFO [1] [у]F2 = 255.811.0 = 255.8МПа Расчёт закрытых зубчатых цилиндрических передач Определение межосевого расстояния aw = Ka (u+1)KHT1/ шa u[у]H2, где aw- межосевое расстояние, мм; Ka - вспомогательный коэффициент, Ka = 450 [1]; шa- коэффициент ширины; Коэффициент нагрузки определяется как произведвние трёх коэффициентов: KH = KHбKHвKHV, где KHб - коэффициент распределения нагрузки между зубьями; KHв - коэффициент концентрации нагрузки; KHV - коэффициент динамичности нагрузки. Коэффициент распределения нагрузки между зубьями для прямозубых колес, КНа =1[1] , Шbd = 0.5 Шba(u+1) =0.50.315(8+1) = 1.42 KHв = 1.13 [1] KHV = 1.2 [1] KH =11.131.2 = 1.36 aw = 450*(8+1) мм Согласуем со значением нормального ряда чисел: aw = 140мм Определение модуля передачи m = (0.01-0.02) aw; m = 1.4 …2,8мм m1 = 1.5m2 = 1.75 m3 = 2m4 = 2.25 m5 = 2.5 Выбираем стандартный модуль (по ГОСТ 9563-80) m = 1.75мм Определение суммарного числа зубьев для прямозубых передач zУ = 2aw/m = 2140/1.75 =160 Определение числа зубьев шестерне z1 = zУ/u+1 =160/9 = 17,8 = 18 Определение числа зубьев колеса для внешнего зацепления z2 = zУ- z1 = 160-18 = 142 Определение геометрических размеров колес Шестерня Колесо Делительные диаметры d1 = mz1 = 1.7518 = 31.5mm d2 = mz2 = 1.75142 = 248.5mm Hачальные диаметры dw1 = d1 = 31.5мм dw2 = d2 = 248.5мм Диаметры вершин зубьев da1 = d1 +2m = 31.5+21.75 = 35mm da2 = d2 +2m =248.5+21.75 = 252mm Диаметры впадин зубьев df1 = d1-2.5m = 31.5-2.51.75 = 27.125mm df2 = d1-2.5m = 248.5-2.51.75 =224,125мм Ширины b1 =b2 +5 = 50 b2 = Шaaw = 0.315140 = 44.1; b2 = 45mm Определение усилий в зацеплении Окружное усилие Ft = 2T/d где Ft- окружное усилие, кН T - крутящий момент на зубчатом колесе, Н * м; d - делительных диаметр колеса, мм; Ft = 221,36/31,5 = 1,35кН Радиальное усилие для прямозубой передачи Fr=Ftgaw, где aw - угол зацепления, aw =20° для стандартной и равносмещенной передачи. Радиальное усилие для косозубой передачи определяют по формуле Fr = 1,35tg200 =0,49кН Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба Для этого производят оценку изгибной прочности, т.е. находят отношения [у]F1/YF1 и [у]F2/ YF2 YF1 = 4,25 YF2 = 3,75 293,9/4,25 < 255,8/3.65 69.2<70,1 Проверочный расчёт на изгиб ведётся по шестерне уF = 2103 YFKFвKFVT/(m22b)< [у]F, где уF - рабочее напряжение изгиба, МПа; KFв - коэффициент концентрации нагрузки; KFV - коэффициент динамичности нагрузки. Шbd = 45/31.5 = 1.43 KFв = 1.28 [1] Для определения коэффициента динамичности нагрузки предварительно необходимо определить окружную скорость колеса V= рdn/6104, где V - скорость колеса, м/с; d- делительный диаметр, мм; р - частота вращения колеса, мин-1 V =3.1431.5448,8/6104 = 0.74м/с KFV = 1,1 уF = 21084,251,281,121,36/(1,7521850) = 81,5МПа уF =81,5МПа < [у]F = 293.9МПа Проверка зубьев колес на контактную прочность уH = Kv(KHбKHв KHVFt(u+1))/(d1b2u)< [у]H, где уH-контактные напряжения, Мпа; К- вспомогательный коэффициент, К =458 [1]; KHб- коэффициент распределения нагрузки между зубьями, К = 1[1] ; KHв- коэффициент концентрации нагрузки; KHV- коэффициент динамичности нагрузки; Ft- окружное усилие, Н; d1- делительный диаметр шестерни, мм; b2- ширина колеса, мм. уH = 428v1,131,041350(8+1)/(31,5458) = 480,3МПа уH = 480,3МПа < [у]H = 507,5МПа 2.2 Расчет закрытой ортогональной конической передачи Исходные данные T1 =8.9 T2 = 21,36 n1 = 1122мин-1 n2 = 448,8мин-1 u = 2,5 L = 5лет Kc = 0.33 Kг = 0.5 Выбор материала и термической обработки колес Шестерня -Сталь 40, Н = 45-50- НRC-улучшение и закалка т.в.ч. Колесо - Сталь 40, Н = 45-50- НRC -улучшение и закалка т.в.ч Определение допускаемых напряжений Определяем срок службы передачи Срок службы передачи tУ, ч, определяют по формуле: tУ = L 365 Kг 24 Кс = 53650,5240,33 = 7227 часов Определение допускаемых напряжений на контактную прочность [у]H = [у]HO ZN [у]HO = уHlim ZR ZV/SH, где уHlim - длительный предел контактной выносливости, определяемый в зависимости от термообработки и группы материалов, МПа; ZR - коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей ZR= 0,95[1] ; ZV - коэффициент, учитывающий влияние скорости,ZV = 1 [1] SH - коэффициент запаса прочности, SH =1,2 - при однородной структуре материала; Коэффициент долговечности ZN определяется по формуле: ZN = NHO/NHE>1, где NHO - базовое число циклов нагружения; NHE - эквивалентное число циклов нагружения; т - показатель степени кривой усталости поверхностныхслоев зубьев, т=6. Базовое число циклов нагружения NHO принимается равным NHO =(10HRC)3<12107 NHO =(1047.5)3<1.07108 Шестерня NHO =(10HRC)3 < 12107 NHO =(1047.5)3 = 1.07108 NHE = 60 n t (a1b13 + a2b23 + a3b33+ a4b44) = 6011227227(0,2513+0,250,73+0,250,53+0,250,33)= 1,8108 ZN = 1 т.к. NНE > NНO [1] [у]HO = (1747.5+200)11/1.3 = 775МПа [у]H1 = 7751 = 755МПа [у]HO = (1747.5+200)11/1.3 = 775МПа Колесо NHE = 60448,87227(0,2513+0,250,73+0,250,53+0,250,33)= 7,5107 ZN = v10.7/7,2=1,21 [у]H2 = 7751,21 = 944,8МПа [у]HР = 775МПа Определение допускаемых напряжений при расчёте зуба на изгиб допускаемое напряжение на изгиб [у]F, МПа, определяется по формуле [у]F = [у]FО YA YN [у]FО = уFimYRYXYб/SF= 5501,211/1,7 = 388,28МПа YN= NFO/NFE>1 где NFO - базовое число циклов нагружения, NFO =4106 [1] NFЕ - эквивалентное число циклов нагружения; т ~ показатель степени кривой выносливости:т=9; NFЕ = 60 n t (a1b1m+ a2b2m+ a3b3m+a4b4m) Шестерня NFЕ =6011227227(0,2519+0,250,79+0,250,59+0,250,39)=1.26108 YN=1,т.к. NFO<NFE [у]F1 = 388.211 = 388.2 МПа Колесо NFЕ =60448,87227(0,2519+0,250,79+0,250,59+0,250,39)=5,06107 YN=1,т.к. NFO<NFE [у]F2 = 388.211 = 388.2 МПа Расчет закрытой ортогональной конической передачи Определение диаметра внешней делительной окружности колеса de2= 1650*, где de2 - диаметр внешней делительной окружности колеса, мм; KH - коэффициент нагрузки; Т2 - крутящий момент на колесе, Н * м; [у]H2- допускаемые напряжения на контактную прочность МПа; VH - коэффициент понижения контактной прочности конической передачи. Коэффициент нагрузки KH определяют как произведение коэффициентов KH = KHв KHV kbeu/(2- kbe) = 0.282.5/(2-0.285) = 0.42 = KHв = 1.27 kbe= 0.285 de2 = 1650= 84,5мм Согласуем со стандартными значениями de2ст = 80мм Назначение числа зубьев шестерни zmin = 13 z1/ = 21 z1 = z1/ = 21 de1 = de2/u = 80/2.5 = 32 Определение числа зубьев колеса Z2 =Z1и = 212,5 = 52,5 Полученное число зубьев округляем до целого числа - Z2 = 53 Определение торцевого модуля mte = de2ст./Z2 = 80/53 = 1.5мм Согласуем со стандартными значениями mteст = 1.5мм Уточнение диаметра делительной окружности колеса de2 = mteстZ2 = 1,553 = 79,5мм ?de2 =¦ de2 - de2ст/ de2ст¦100% = 0,61% < 4% Определение внешнего конусного расстояния Re = 0.5mte vz12+z22, где z 1и z2 - фактические числа зубьев шестерни и колеса. Re = 0.51,5v212532 = 42,8мм Определение ширины колес b = kbeRbe и = 0,28542,8 = 12,2мм Определение углов наклона образующих делительных конусов д2 = arctg uфакт. = arctg 2,5 = 680 д1= 900- д2 = 900-680 = 220 Определение диаметров колес шестерня колесо Делительные диаметры de1 = mte z1 = 1.521 =31.5mm de2 = mte z2 = 1.553 = 79.5mm Внешние диаметры dae1 = de1+2(1+x1)mtecos д1 =31.5+2(1+0)1.5cos220 = 34.3mm dae2 = de2+2(1+x2)mtecos д2 =79.5+2(1+0)1.5cos680 = 80.5mm Определение усилий в зацеплении Окружные усилия на шестерне и колесе Ft1 = Ft2 = 2T1/de1(1-0.5kbe) где Ft1, Ft2 - окружные усилия, кН; T1- крутящий момент на шестерне, Н * м ; de1- делительный диаметр шестерни, мм . Ft1 = Ft2 = 28,9/31,5(1-0.50.285) =0,66кН Осевое усилие на шестерне Fa1 = Fttgб sinд1 = 6,6tg200sin220 = 0,09кН Радиальное усилие на шестерне Fr1 = Fttgб cos д1 = 0,66tg200 cos д1 = 0,22 кН Осевое усилие на колесе Fa2 = Fr1 =0,22 кН Радиальное усилие на колесе Fr2 = Fa1 = 0.09 кН Проверка прочности зубьев на изгиб zv1 = z1/cos д1 = 21/cos220 = 22.6 = YF1 = 4.86 zv = z2/cos д2=53/cos680 = 141.5 = YF2 = 4.45 Далее производят оценку изгибной прочности, т.е. находят отношения уF1 / YF1 < [у]F2/ YF2 388.2/4.86 < 388.2/4.46 Расчёт ведём по шестерне уF = 2.7103 YFKFв KFV T/(b KFV mteVF) <[у]F где VF- коэффициент понижения изгибной прочности конической передачи по сравнению с цилиндрической: VF = 0,85; KFв = 1+ (KHв-1)1.5 = 1+(1.27-1)1.5 = 1.41 V = р de2(1-0.5 kbe) n2/6104 где n2 - частота вращения колеса, мин-1. V =3,1479,5(1-0.50.285)448,8/6104 = 1.6м/с. 8 степень точности KFV = 1.1 [1]; уF = 2.71034,861,411,18,9/(12,231,51,50,85) = 369,7МПа уF = 362Мпа < [у]F = 388.2 МПа Проверка уH = 6.7104 v KHв KHVuT 2/(VHde23) < [у]H уH = 6.7104 v1.271.082.521,36/(0.8579.53) = 877,4 МПа уH = 828.8 Мпа < [у]H = 852.5 МПа Считаем перегрузку уH = ([у]Н - уН)/ [у]Н 100% = 4,47% 2.3 Расчёт закрытой косозубой цилиндрической передачи быстроходной ступени Исходные данные T1 = 3,67 Н*м; Тг = 7,99 Н*м; n1 = 2805мин-1 n2 = 1122мин-1 u = 2,5; L = 5 лет Кс = 0,33 KГ = 0,5 Выбор материала и термической обработки колес Шестерня -Сталь 40Х- улучшение, Н = 269-302 НВ Колесо -Сталь 40Х- улучшение, Н =235-262НВ Определение допускаемых напряжений Определяем срок службы передачи Срок службы передачи tУ, ч, определяют по формуле tУ = L 365 Kг 24 Кс = 53650,5240,33 = 7227 часов Определение допускаемых напряжений на контактную прочность [у]HO допускаемое напряжение, МПа, определяется по формуле [у]H = [у]HO ZN где [у]HO базовое допускаемое напряжение, МПа; ZN -коэффициент долговечности ZN = NHO/NHE>1, где NHO - базовое число циклов нагружения; NHE - эквивалентное число циклов нагружения; NHE = 60 n t (a1b13 + a2b23 + a3b33+ a4b43) где a, b - коэффициенты с графика нагрузки Шестерня [у]HO = (1747.5+200)0.91/1,3 = 775МПа NHO =(HВ)3 < 12107; NHO = 285,53 = 2,3107 NHO = 6028057227(0,2513+0,250,73+0,250,53+0,250,33) = 4.5108 ZN = 1,т.к. NHO<NHE [у]H1 = 7751 = 775 МПа Колесо [у]HO = (2285,5+70)0,91/1,2 = 480,8МПа NHO = НВ3 < 12107 NHO = 248,53 = 1,53107 NHE =6011227227(0,2513+0,250,73+0,250,53+0,250,33) =1.8108 ZN = 1,т.к. NHO<NHE [у]H2 = 480.81 = 480,8Мпа Определяем расчётное допускаемое напряжение: [у]HР = 0,45([у]H1+ [у]H2) = 0,45(775+480,75) = 565,1 МПа 565.1 МПа <1.25480.75 МПа 565.1 МПа <600.1 МПа Определение допускаемых напряжений при расчёте зуба на изгиб допускаемое напряжение на изгиб [у]F, МПа, определяется по формуле: [у]F = [у]FО YA YN [у]FО = уFimYRYXYб/SF где [у]FО - базовые допускаемые напряжения изгиба при нереверсивной нагрузке, МПа; YA - коэффициент, вводимый при двустороннем приложении нагрузки: YA=1 YN= NFO/NFE>1 NFO = 4106 NFЕ =60 n t (a1b1m+ a2b2m+ a3b3m+a4b4m) Шестерня [у]FО =5502850111/1,7 =323.5МПа NFЕ = 6028057227(0,2516+0,250,76+0,250,56+0,250,36) = 3.4108 [у]F1 =323.511=323.5МПа YN=1т.к. NFO<NFE Колесо [у]FО =1,75285,5111/1,7 =293.9МПа NFЕ = 6011227227(0,2516+0,250,76+0,250,56+0,250,36) = 1.4108 YN=1т.к. NFO<NFE [у]F2 = 293.911 = 293.9МПа Расчёт закрытых зубчатых цилиндрических передач Определение межосевого расстояния aw = Ka (u+1), где aw- межосевое расстояние, мм; Ka - вспомогательный коэффициент, Ka = 410 [1]; шa- коэффициент ширины; KH при симмитричном расположении колес относительно опор =1,3 [1] aw = 410(2,5+1)мм Согласуем из значений нормального ряда чисел: aw = 63мм Определение модуля передачи mn= (0.016-0.0315) aw Выбираем стандартный модуль (по ГОСТ 9563-80) mn= 2 Определение суммарного числа зубьев для прямозубых передач zУ = 2awcosв/mn= 263cos100/2 =62 в =arccos zУm/2 aw = arcos 632/262= 11,360 Определение числа зубьев шестерне z1 = zУ/u+1=62/(2.5+1) = 18 zmin = 17cos10.140 = 16.7 z1 = 18 > zmin= 16.7 Определение числа зубьев колеса для внешнего зацепления z2 = zУ- z1 = 62-18 = 44 Определение геометрических размеров колес Шестерня Колесо Делительные диаметры d1 = mnz1/ = 218/ cos11,36=36 d2 = mz2 / cos11,360=244/ cos11,360 = 89,8мм Hачальные диаметры dw1 = d1 = 36мм dw2 = d2 = 89,8мм Диаметры вершин зубьев da1 = d1 +2mn= 36+22 = 44мм da2 = d2 +2mn= 89,8+22 = 93,8мм Диаметры впадин зубьев df1 = d1-2.5mn= 36-2.52 = 31мм df2 = d2-2.5mn= 89,8-2.52 = 84,8мм Ширины b1 =b2 +5 = 24,8+5 = 29,8мм b2 = Шaaw = 0.462 = 24,8 Определение усилий в зацеплении Окружное усилие Ft = 2T/d = 23,67/36 = 0,204кН где Ft- окружное усилие, кН. T - крутящий момент на зубчатом колесе, Н * м; d - делительных диаметр колеса, мм; Радиальное усилие для прямозубой передачи Fr=Fttgaw/cosв = 0.31tg200/ cos11,360 = 0.11 кН где aw - угол зацепления, aw =20° для стандартной и равносмещенной передачи. Осевое усилие Fa = Fttgв = 0.29tg11,360 = 0.04 кН Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба Для этого производят оценку изгибной прочности, т.е. находят отношения [у]F1/YF1 и [у]F2/ YF2 zV1 = z1/ cos3в= 18/ cos311,360 = YF1=4.18 zV2= z2 cos3в= 44/ cos311,360 = YF2= 3.65 323.5/4.18<293.9/3.65 77.4<80.5 Проверочный расчёт на изгиб ведётся по шестерне уF = 2103 YF KFбKFвKFVTYе Yв cosв/(m2nz1 b1) <[у]F, где уF - рабочее напряжение изгиба, МПа; KFв - коэффициент концентрации нагрузки; KFV - коэффициент динамичности нагрузки. KFб - коэффициент распределения нагрузки между зубьями Yе - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев; Yв - коэффициент угла наклона зубьев. Шbd = b2/d1 = 24,8/36 = 0.7 = KFв = 1.06 [1] V= рd1n1n/6104 = 3.14362805/6104 = 5,3м/с = KFV = 1,11 KFб = 1,22 [1] Yе = 1/еб еб = (1,88-3,2(1/z1+1/z2))cosв = 1.6 > 1.2 Yе = 1/1.6 = 0.62 Yв = 1-в/140 = 1-10.14/140 = 0.93 уF = 21034.181.221.050.931.113.670.62 cos310.140/(1.2521821) =42Мпа уF = 42 Мпа <[у]F = 323.5 Мпа Проверка зубьев колес на контактную прочность уH = KvKHбKHв KHVFt(u+1)/(d1b2u)< [у]H, где уH-контактные напряжения, Мпа; К - вспомогательный коэффициент, К =376; KHб- коэффициент распределения нагрузки между зубьями, KHб = 1,07 [1] KHв- коэффициент концентрации нагрузки; KHв = 1,03 [1] KHV- коэффициент динамичности нагрузки; KHV = 1,04 [1] Ft- окружное усилие, Н; d1- делительный диаметр шестерни, мм; b2- ширина колеса, мм. уH = 376v1,071,031,04310(2,5+1)/(22,9162,5) = 227,4Мпа уH = 438.1Мпа < [у]H = 227,4Мпа Контактная прочность зубьев обеспечена. 3. Расчет валов 3.1 Расчет быстроходного вала 3.1.1 Материалы и термообработка валов Основными материалами для валов и осей служат углеродистые легированные стали благодаря высоким механическим характеристикам, способности к упрочнению и легкости получения цилиндрических заготовок прокаткой. Назначаем сталь 40Х, ТО- улучшение. [ув]=900МПа, [уф]=750МПа. 3.1.2 Проектный расчет валов Проектный (приближенный) расчет валов производят на стадии эскизного проекта, т.е. при компоновке редуктора на миллиметровке. Целью этого расчета является предварительное определение размеров отдельных ступеней вала. Диаметры различных участков валов редуктора определяют по формулам: d = (0,8-1,2)dэ , (3.1) dп ? d +2t , (3.2) dБп ? dп +3r , (3.3) где d, dп, dБп - диаметры отдельных участков вала, мм; t - высота буртика, мм; r - координата фаски подшипника, мм. Высоту буртика t и координату фаски подшипника r принимают в зависимости от диаметра d посадочной поверхности [1]. d = (0,8-1,2) М16= 12,8-19,2 мм. Назначаем d = 14 мм. Полученное значение подставляем в выражение (3.2) dп ? 14+2 М 3 = 20мм. Назначаем dп = 20 мм. Полученное значение подставляем в выражение (3.3) dБп ? 20+3 М 1,5= 24,5 мм. Назначаем dБп = 24 мм. 3.1.3 Проверочный расчет валов Проверочный расчет валов производят после того как окончательно разработана их конструкция и уточнены размеры. По чертежу вала составляем расчётную схему, т.е. вал заменяем балкой на двух опорах. К балке прикладываем все внешние, силы нагружающие вал, приводя плоскость их действия к двум взаимно перпендикулярным плоскостям (горизонтальной и вертикальной). При расчете принимаем, что насаженные на вал зубчатые колеса передают силы и моменты валу на серединах ступиц. Численное значение усилий берем из расчета передач. После составления расчетной схемы определяем реакции в опорах и строим эпюры изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях и эпюру крутящего момента. По этим эпюрам предположительно намечаем опасные сечения. Обычно таковыми являются сечения с максимально суммарным сгибающим моментом. Опасными являются сечения с наименьшими диаметрами и места с неблагоприятными концентратами напряжений. Плоскость YOZ(вертикальная). Определяем реакции в опорах УМА=0; (3.4) +Fr М 39 - RB М 74- Fa М 18=0; RB= Подставляя радиальное усилие Fr=0,068кН и Fa=0.040кН получим RB=0,026кН. УМb = 0, (3.5) RА М 74-Fr М 35-Fa М 18=0; RА = Подставляя радиальное усилие Fr = 0,49 b Fa=0.040кН получим RА = 0,042 кН. Строим эпюру изгибающих моментов Мх (Z). Сечение1-1: Мх = RА М Z, (3.7) Точка А: Z= 0, Мх = 0. Точка С: Z= 39 мм, Мх = 0,096 М 39 = 1,638 Нм. Сечение 2-2: Мх = RВ М Z, (3.8) Точка В: Z= 0, Мх = 0 Точка С: Z= 35 мм, Мх = 0,108 М 35 = 0,91 Плоскость XOZ (горизонтальная). Определяем реакции в опорах. Реакцию Rв определяем по формуле (3.4) Ft М 39- Rв М 74 =0 Подставляя окружное усилие Ft = 0,204 кН получим Rв = =0,108кН Реакцию RА определяем по формуле (3.5) Ft М 35- RА М 74 =0 RА = =0,096 кН Строим эпюру изгибающих моментов МY (Z). Сечение 1-1: изгибающий момент МY определяется по формуле (3.7) Точка А: Z= 0, МY = 0 ТочкаС: Z= 39, МY= 0,096 М 39=3,7Нм Сечение 2-2: МY = RВ М Z, (3.9) Точка В: Z= 0, МY = 0 Точка С: Z= 35, МY=3,7Нм. Опасным является сечение по шестерне (рис.3.1). На прокатке установлено, что для валов основным видом разрушения является усталостное разрушение. Статическое разрушение наблюдается в основном от действия случайных кратковременных перегрузок. Поэтому расчет валов на усталостную прочность является основным. Проверочный расчет на усталостную прочность является наиболее точным, но одновременно и очень трудоемким если еще проверяется не одно, а несколько опасных сечений. Поэтому в практике проектирования часто применяют упрощенный расчет. Суть этого расчета состоит в том, что по известным номинальным напряжениям в опасном сечении можно установить будет ли удовлетворяться условие усталостной прочности. Уточненный расчет производить нет необходимости если выполняется условие уэ ? , (3.10) где уэ - эквивалентное напряжение, МПа; у-1 - предел выносливости, МПа; е - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения; S - коэффициент запаса сопротивления усталости; Kv- коэффициент влияния упрочнений, вводимый для валов с поверхностными упрочнением; Ку - коэффициент концентрации напряжения. Эквивалентное напряжение согласно энергетической теории прочности определяют по выражению: уэ = , (3.11) где у - номинальные напряжения изгиба; ф - напряжения кручения. у = , (3.12) ф = = , (3.13) Подставляя изгибающий момент Мх = 1,638 Нм, Му = 3,70 Нм и диаметр d = 18,56 мм в выражение (3.12) получим у = =0,86 МПа. Подставляя крутящий момент Т= 3,67 Нм и диаметр d = 36 мм в выражение (3.13) получим ф = = 0,39 МПа. Полученные напряжения подставляем в выражение (3.11) уэ = = 1,09 МПа. Предел выносливости для Ст. 45 у-1 = 410МПа [2]. Коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения е= 0,86 [1]. Коэффициент запаса сопротивления усталости назначаем S = 2. Коэффициент концентрации напряжения Ку = 1,7 (табл.6.4) [1]. Kv=2, [1] для закалки ТВЧ Проверяем условие (3.10) 1,09? 1,09?207.МПа Условие выполняется, поэтому уточненный расчет производить нет необходимости. 3.2 Расчет промежуточного вала 3.2.1 Материалы и термообработка валов Для изготовления промежуточного вала назначаем Ст. 45, улучшение. [ув]=900МПа, [уф]=750МПа 3.2.2 Проектный расчет валов Диаметры различных участков вала определяют по формулам: dк ? (6-7) , (3.14) dбк ? dк +3 М f , (3.15) dп = dк -3 М r , (3.16) dбп ?d п +3 М r , (3.17) где Тпр - крутящий моментна промежуточном вале, Нм; dк, dбк, dп, dп - диаметры отдельных участков вала, мм. Подставляя крутящий момент Тпр = 35,01 Нм в выражение (3.14) получим dк ?(6-7) = 12,4-14,5 мм. Назначаем dк = 25 мм. dбк ? 25+3 М 1 = 28 мм. Назначаем dбк = 28 мм. dп = 25-3 М 1,5 = 21,5 мм. Назначаем dп = 20 мм. dбп ? 20+3 М 1,5 = 24,5 мм. Назначаем dбп = 25 мм. 3.2.3 Проверочный расчет валов Плоскость YOZ (вертикальная). Для определения реакции Rb воспользуемся уравнением (3.4) - Fr1 М 28+Fa2 М 45+Fr2 М 39+Fa1 М 13+Rb М 82 = 0; Подставляя радиальные усилия Fr1 = 0,22 кН, Fr2 = 0,068 кН, Fa1=0.09, Fa2=0.4 получим Rb = 0.007 кН. Для определения реакции RА воспользуемся уравнением (3.5) Fa1 М 13-Fr1 М 110-Fr2 М 43+ Fa2 М45 +RA М 82 = 0; RA = 0,295 кН. Строим эпюру изгибающих моментов Мх (z). Сечение 1-1: Мх определяется по формуле (3.7). -Fr2 М z+Fa М13 Точка А: z =0, Мх = 1,17. Точка С: z =28 мм, Мх = 4,99 Нм. Сечение 2-2: Мх =-Fr2 М z + Fa М13+Ra М( z -28), (3.18) Точка В: z =0, Мх = -2.065. Точка Д: z = 67мм, Мх = -2.065 Нм. Сечение 3-3 Mx= Rby Мz Точка А: z =0, Мх = 0. Точка С: z =43 мм, Мх = 0.301 Нм. Плоскость XOZ (горизонтальная). Определяем реакции в опорах . Реакцию Rb определяем по формуле (3.4) - Fr1 М 28 - Ft2 М 39 -Rb М 82 = 0; Подставляя окружные усилия Ft2 = 0,204 кН и Ft1 = 0.66 кН получим Rb = 0.128кН. Реакцию RА определяем по формуле (3.5) Ft1 М 110 + Ft2 М 43 - RАx М 82 = 0; RАx = 0.992 кН. Строим эпюру изгибающих моментов МY (z). Сечение 1-1: МY определяется по формуле (3.7) Точка А: z =0, МY = 0. Точка С: z = 28мм, МY 18,48 Нм. Сечение 2-2: МY = Ft1 Мz-Ra М(z-36) Точка B: z = 28, МY =18.48, z = 28, MY = 275.9 Сечение 3-3 MY = Rb Мz; z = 0, МY =0; z = 43, MY = 81.5 Опасным являются сечения в т.А (рис.3.2) Проверяем сечение А. Находим напряжение изгиба по формуле (3.12) у = = 23.9 МПа., Находим напряжение кручения по формуле (3.13) ф = = 5.6 МПа. Полученные напряжения подставляем в выражение (3.11) уэ = 25.8 МПа. Предел выносливости для Ст.45 у-1 = 410 МПа [2]. Коэффициент запаса сопротивления усталости назначаем S=2 Напрессованные на вал детали создают концентрацию напряжений. Влияние на сопротивление усталости напрессовки деталей существенно зависит от размеров. Поэтому ее влияние и влияние размера учитывают общим коэффициентом (3.18) где ж'-коэффициент , учитывающий предел прочности материала вала; ж''- коэффициент , учитывающий давление в посадке. ж'=0,305+0,0014Мув (3.19) ж''=0,65+0,014Мp (3.20) ж''=1(при p>25МПа) наихудший вариант ж'=0,305+0,0014М900=1,565 =2,9[1] Проверяем условие (3.10) 25,8? 25,8<45,6МПа Условие выполняется, поэтому уточненный расчет производить нет необходимости. 3.3 Расчет промежуточного вала 3.3.1 Материалы и термообработка валов Для изготовления промежуточного вала назначаем Ст. 45, улучшение. [ув]=900МПа, [уф]=380МПа 3.3.2 Проектный расчет валов Подставляя крутящий момент Тпр = 153,1 Нм в выражение (3.14) получим dк ?(6-7) = 16,7-19,4 мм. Назначаем dк = 18 мм. dбк ? 18+3 М 1 = 21 мм. Назначаем dбк = 22 мм. dп = 18-3 М 1,5 = 13,5мм. Назначаем dп = 17 мм. dбп ? 17+3 М1,5 = 20,5мм. Назначаем dбп = 20 мм. 3.3.3 Проверочный расчет валов Плоскость YOZ (вертикальная). Для определения реакции Rb воспользуемся уравнением (3.4) -Fa2 М de2/2+Ft2 М 40-Fr1 М 77-Rb М 127= 0; Rb =.= Подставляя радиальные усилия Fr1 = 0.49 кН, Ft2 = 0.66, Fa2=0.22кН получим Rb = -0,118кН. Для определения реакции RА воспользуемся уравнением (3.5) - Fa2 М de2/2- Fr2 М87-Fr1 М 50 +RA М 127 = 0; RA = = 0,428кН. Строим эпюру изгибающих моментов Мх (z). Сечение 1-1: Мх определяется по формуле (3.7). Точка А: z =0, Мх = 0. Точка С: z =40 мм, Мх = 17,12 Нм. Сечение 2-2: Мх =Rа М z -Fr2(z-40), Точка В: z =0, Мх = 17,12. Точка Д: z = 37мм, Мх = 3,356 Нм. Сечение 3-3: Мх = -RБ М z, Точка В: z =0, Мх = 17,12. Точка Д: z = 50мм, Мх = -5,9 Нм Плоскость XOZ (горизонтальная). Определяем реакции в опорах . Реакцию Rb определяем по формуле (3.4) Ft2 М 40 +Ft1 М 77 + Rb М 127 = 0; Подставляя окружные усилия Ft2 = 0,66 кН и Ft1 = 1,35 кН получим Rb = -1,02 кН. Реакцию RА определяем по формуле (3.5) Ft1 М 50 + Ft2 М 87+ RА М 127 = 0; RА =0,99кН. Строим эпюру изгибающих моментов МY (z). Сечение 1-1: МY определяется по формуле (3.7) Точка А: z =0, МY = 0. Точка С: z = 40мм, МY = -39,6 Нм. Сечение 2-2: МY = -Rа М40+Ft2(z-40) Точка B: z = 40, МY =-39.6 Точка С: z = 37 мм, МY =-52,0Нм. Сечение 3-3: МY = -Rb М z Точка D: z = 40, МY =0 Точка С: z = 50 мм, МY =-52,0Нм Опасным являются сечения С и Д (рис.3.2) Проверяем сечение С. Находим напряжение изгиба по формуле (3.12) у = = 53.92 МПа., Находим напряжение кручения по формуле (3.13) ф = = 13,35 МПа. Полученные напряжения подставляем в выражение (3.11) уэ = = 78,39 МПа. уэ = = 58,67 МПа. Предел выносливости для стали 40Х у-1 = 387 МПа [2]. Коэффициент запаса сопротивления усталости назначаем S=2 Напрессованные на вал детали создают концентрацию напряжений. Влияние на сопротивление усталости напрессовки деталей существенно зависит от размеров. Поэтому ее влияние и влияние размера учитывают общим коэффициентом ж''=1(при p>25МПа) наихудший вариант Полученные напряжения подставляем в выражение (3.19) ж'=0,305+0,0014М900=1,565 =3,13[1] Полученные значения подставляем в выражение (3.18) Проверяем условие (3.10) 58,08? 58,08<61,82 Проверяем сечение Д. Находим напряжение изгиба по формуле (3.12) у = 38,12 МПа., Находим напряжение кручения по формуле (3.13) ф = = 5,43 МПа. Полученные напряжения подставляем в выражение (3.11) уэ = = 39,26 МПа Предел выносливости для стали 40Х у-1 = 387 МПа [2]. Коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения е= 0,72 [1]. Коэффициент запаса сопротивления усталости назначаем S = 2. Коэффициент концентрации напряжения Ку = 1,72 [1]. Kv=2, [1] для закалки ТВЧ Проверяем условие (3.10) 39,26? 39,26?88,87МПа Условие выполняется, поэтому уточненный расчет производить нет необходимости. 3.4 Расчет тихоходного вала 3.4.1 Материалы и термообработка валов Для изготовления тихоходного вала назначаем Ст. 45, улучшение. [ув]=580МПа, [уф]=320МПа. 3.4.2 Проектный расчет валов Диаметры различных участков вала определяют по формулам: d ?(5-6) (3.21) dn ?d+2Мt (3.22) dбп ? dn +3Мr (3.23) dк ? dбп (3.24) где Tmux - крутящий момент на тихоходном вале, Нм; d, dn, dбп, dк, - диаметры отдельных участков вала, мм. Подставляя крутящий момент Tmux = 671 Нм в выражение (3.21) получим d ? (5-6) = 27.47-32.95 мм. Согласуем полученный диапазон размеров с муфтой, выбранной по моменту на тихоходном валу Назначаем d = 50 мм. dn ? 50+2М4= 58 мм. Назначаем dn = 50 мм. dбп ? 50 +3М3 = 59 мм. Назначаем dбп = 55 мм. Назначаем dк = 55 мм. 3.4.3 Проверочный расчет валов Плоскость YOZ (вертикальная). Для определения реакции Rb используем уравнение (3.4) -Fr2 М80 -Rb М133=0; Rb =. Подставляя радиальное усилие Fr2 = 0,49 кН получим Rb = = 0,295 кН. Для определения реакции RА используем уравнение (3.5) М85 +RА М133-Fr2 М 53 = 0 RА = = 0,195 кН. Строим опору изгибающих моментов Мх (z). Сечение 1-1: Мх определяется по формуле (3.7). Точка А: z =0, Мх = 0 Точка С: z = 80 мм, Мх = 15,6 Нм. Сечение 2-2: Мх = RbМz Точка В: z =0, Мх = 0 Нм. Точка С: z = 53 мм, Мх =15,63 Нм Плоскость XOZ (горизонтальная). Реакцию Rb определяем по формуле (3.4) Ft2 М80 -Rb М133 =0; Rb = Подставляя окружное усилие Ft2 =1,35 кН получим Rb = 0,812 кН. Реакцию RА определяем по формуле (3.5) -Ft2М 53 +RА М133 =0 RА = RA=0,538кН Строим эпюру изгибающих моментов МY (z). Сечение 1-1: МY определяется по формуле (3.7). Точка А: z =0, МY = 0. Точка С: z = 80 мм, МY = 43,04 Нм. Сечение 2-2: Мy = RbМz Точка В: z = 0, МY = 0Нм Точка С: z = 53мм, МY =43,03Нм. Опасным является сечение в месте посадки колеса на вал (рис.3.3). Напряжение изгиба находим по формуле (3.12) у = = 2,91МПа. Находим напряжение кручения по формуле (3.13) ф = = 4,99 МПа. Полученные напряжения подставляем в выражение (3.11) уэ = = 9,12МПа. Предел выносливости для Ст. 45 у-1 = 249,4 МПа [2]. Коэффициент запаса сопротивления усталости назначаем S = 2. Напрессованные на вал детали создают концентрацию напряжений. Влияние на сопротивление усталости напрессовки деталей существенно зависит от размеров. Поэтому ее влияние и влияние размера учитывают общим коэффициентом ж''=1(при p>25МПа) наихудший вариант Полученные напряжения подставляем в выражение (3.19) ж'=0,305+0,0014М580=1,11 =3,2[1] Полученные значения подставляем в выражение (3.18) Проверяем условие (3.10) 9,12? 9,12<36,46 Проверяем выходной конец тихоходного вала Находим напряжение кручения по формуле (3.13) ф = = 12,95 МПа. уф ? , ф-1=162,4МПа; Коэффициент запаса сопротивления усталости назначаем S = 2. Коэффициент влияния абсолютных размеров е=0,70[1] Эффективные коэффициенты концентраций касательных напряжений Кф=2[1] 26,84 ? 26,84? 28,42 Условие выполняется, поэтому уточненный расчет производить нет необходимости. 4. Расчет и подбор подшипников 4.1 Расчет подшипников быстроходного вала 4.1.1 Выбор типа подшипников В соответствии с установившейся практикой проектирования и эксплуатации машин тип подшипника выбирают по следующим рекомендациям. Для опор валов цилиндрических прямозубых и косозубых колес редукторов и коробок передач применяют чаще всего шариковые радиальные подшипники. Назначаем подшипник 204 ГОСТ 8338-75. 4.1.2 Расчет подшипника Основными критериями работоспособности подшипников качения является долговечность по усталостному выкрашиванию и статическая грузоподъемность по пластическим деформациям. Расчет на долговечность выполняют для подшипников, вращающихся с частотой n ? 10 об/мин . При n от 1 до 10 об/мин в расчет принимают n = 10 об/мин . Невращающиеся подшипники или медленно вращающиеся (n < 1 об/мин ) рассчитывают на статическую грузоподъемность. Расчет подшипников на долговечность производят по формуле Lh= , (4.1) где Lh- расчетная долговечность подшипника ; n- частота вращения вала, об/мин; Cr- динамическая грузоподъёмность подшипника (берётся из справочных данных по подшипникам), кН; Pr- эквивалентная нагрузка, кН; Р- показатель степени, равный в соответствии с результатами экспериментов для шарикоподшипников p=3; а1- коэффициент, учитывающий надежность работы подшипника; а23- коэффициент, учитывающий качество металла подшипника и условия эксплуатации; [Lh]- требуемая долговечность подшипника (для редуктора она равна сроку службы передач t?), ч. Нормальной надежностью подшипника считается величина, равная 0,9. Значение коэффициента а1 для такой надежности будет а1 = 1 [1]. Коэффициент а23 зависит от условий работы подшипника. Для обычных условий отсутствие повышенных перекосов и наличие масляной плёнки в контактах назначаем коэффициент а23 = 1[1]. Эквивалентную радиальную нагрузку для радиальных шарикоподшипников определяют по формуле. Pr = (X МV М Fr +Y М Fa) М Кд М Кt, (4.2) где Pr - радиальная нагрузка (суммарная реакция в опоре) ,кН; Fa - осевая нагрузка, кН; X, Y - коэффициенты радиальной и осевой нагрузок [1]; V - коэффициент вращения, равный 1 при вращении внутреннего кольца относительно направления нагрузки; Кд - коэффициент безопасности, для редукторов и коробок переда Кд = 1,3 -1,5; Кt - температурный коэффициент, вводимый при t >100є С. Рассчитываем опору В и опору А до долговечности, выявляем наиболее нагруженную и по ней производим расчет на долговечность. Радиальную нагрузку определяем по формуле FA =, (4.3) где RAX, RAY- реакция в опоре А, кН. Осевая нагрузка Fа = 0,04 кН. Сor =6,2 Коэффициенты X и Y зависят от отношения составляющих Fа / V М Fr и их уровня, который задается отношением Fа / Сor (табл. 7.1) [1]. Fа / Сor = 0,04 /6,2 = 0,006е=0,27; Fа / V М Fr = 0,04 /0,111 = 0,36 > е; Х = 0,56; Y =2,30; V=1; Kб=1,3; Kt=1. Полученные значения подставляем в выражение (4.2) Pr = (0,56 М 1 М 0,111 + 2,30 М 0,04) М 1,3 М 1 = 0,20 a1=1, a23=0.9, n=2805 L==7227ч. Требуемая долговечность обеспечивается. 4.2 Расчет подшипников промежуточного вала 4.2.1 Выбор типа подшипников Назначаем для промежуточного вала подшипник 204 ГОСТ 8338-75 и 2204 ГОСТ 8328-75. 4.2.2 Расчет подшипников Рассчитываем опору А . RBy=0.007 RBx=0.1282 RB=0.128 RAy=0.295 RAx=0.993 RA=1.03 Kб=1,3; V=1; Kt=1; a23=0.8; Cr=14.7. Pr = 1.03 М 1.3 М 1 М 1 = 1.339 L==7227ч. Требуемая долговечность обеспечивается. Рассчитываем опору В. d=20мм; D=47мм; Cr=20.6[1] кН; Cor=10.075[1] кН; Fa=0.13кН. Pr=(VXRb+YFa) KбKt Fa/Cor=0.047; e=0.19 ==1.014 Pr = (1 М 0.56 М 0,128 + 2,30 М 0,13) М 1,3 М 1 = 0,48 L =,1056759 ч > 7227 ч. Требуемая долговечность обеспечивается. 4.3 Расчет подшипников промежуточного вала 4.3.1 Выбор типа подшипников Назначаем для промежуточного вала подшипник 7203 ГОСТ 27365-87. 4.3.2 Расчет подшипника Рассчитываем опору В и А Радиальная нагрузка определяется из выражения (4.3) Ra = 1.078кН. Rb = 1.027 кН e = 0.43 Sa = 0.83 М 0.45 М 2.5 =0.385 Sb = 0.83 М 0.43 М 1.027 = 0.233 Sa >Sb Fa>S2-S1 Fa1=0.366 Fa2=0.983 0.083/VМ 1.078 =0.912>e X=0.4; Y= 1.4 Эквивалентная нагрузка определится из выражения: Pr =(1 М 0.4 М 1.078 +1,4 М 0,938 )1,3 = 2,35 кН. 0.083/1.027 =0.457>e X=0.4 Y= 1.4 Pr =(1 М 0.4 М 1.027 +1,4 М 0,938 )1,3 = 2,24 кН. Сr=17,9кН Наиболее нагружена т.А Долговечность подшипника определяем по формуле (4.1) L= 28865,76 ч > 3810 ч. Требуемая долговечность обеспечивается. 4.4 Расчет подшипников тихоходного вала 4.4.1 Выбор типа подшипников Назначаем для тихоходного вала подшипник 210 ГОСТ 8338-75. 4.4.2 Расчет подшипника Рассчитываем опору А и В Ra=0,572кН Rb=0,864кН Cr=27,5кН Соr=20,2кН V=1; Kб=1,4 Кt=1 Fa/V МFr=0<e X=1, Y=0 Эквивалентная нагрузка определится из выражения (4.5) Pr = (1 М 1 М 0.864 +0 М 0 ) М 1,4 М 1 = 1.21 кН. Долговечность подшипника определяем по формуле (4.1) Lh = = ,3487609 ч > 7227 ч. Требуемая долговечность обеспечивается. 5. Расчет шпоночных соединений 5.1 Расчет шпоночного соединения промежуточного вала Шпоночные соединения нагружаются в основном вращающим моментом. В данном редукторе применяются призматические шпонки. Соединение призматическими шпонками ненапряженное. Оно требует изготовления вала и отверстия с большой точностью. Момент передается с вала на ступицу боковыми узкими гранями шпонки. При этом на них возникают напряжения сжатия уСМ , а в продольном сечении шпонки - напряжения среза ф. Для упрощения расчета допускают, что шпонка врезана в вал на половину своей высоты, напряжения уСМ распределяются равномерно по высоте и длине шпонки, а плечо равнодействующей этих напряжений равно ~ d/2. Рассматривая равновесие вала или ступицы при этих допущениях, получаем условия прочности в виде уСМ = ? [усм] (5.1) где уСМ -напряжение смятия, МПа; Т-вращающий момент, Нм; d- диаметр вала, м; lp- рабочая длина шпонки, м; k-глубина врезания шпонки в ступицу, м; [ уСМ ]-допускаемое напряжение на смятие, МПа. Для диаметра вала d =26 мм выбираем шпонку сечением 8х7 и из выражения (5.1) определяем рабочую длину шпонки lp= (5.2) Подставляя крутящий момент Т= 8,9 Нм, диаметр вала d =26 мм, глубина врезания k=2,8мм и допускаемое напряжение смятия [уcм] = 125 МПа [3] получим lp ? = 1,9 мм. Назначаем: шпонка 8х7х18 ГОСТ 23360-78. Для диаметра вала d = 14 мм выбираем шпонку сечением 5х5 и из выражения (5.2) определяем рабочую длину шпонки Подставляя крутящий момент Т= 21,36 Нм, глубина врезания k=2мм и допускаемое напряжение смятия [уcм] = 125 МПа [3] получим lp ? = 11,8 мм. Назначаем: шпонка 5х5х12 ГОСТ 23360-78. 5.2 Расчет шпоночного соединения промежуточного вала Для диаметра вала d = 18 мм выбираем шпонку сечением 16х10 и из выражения (5.2) определяем рабочую длину шпонки Подставляя крутящий момент Т= 21,36 Нм, глубина врезания k=2,4мм и допускаемое напряжение смятия [уcм] = 125 МПа [3] получим lp ? = 7,9 мм. Назначаем: шпонка 6х6х18 ГОСТ 23360-78. 5.3 Расчет шпоночных соединений тихоходного вала 5.3.1 Расчет соединения вал-ступица колеса Для диаметра вала d = 55 мм выбираем шпонку сечением 6х6 и из выражения (5.2) определяем рабочую длину шпонки Подставляя крутящий момент Т= 165,8 Нм, глубина врезания k=4мм и допускаемое напряжение смятия [уcм] = 125 МПа [3] получим получим lp ? = 12 мм. Назначаем: шпонка 16х10х45 ГОСТ 23360-78. 5.4 Расчет соединения вал-муфта 5.4.1 Расчет соединения вал-муфта на быстроходном валу Для диаметра вала d = 16 мм выбираем шпонку сечением 6х6 и из выражения (5.2) определяем рабочую длину шпонки. Подставляя крутящий момент Т= 3,67 Нм, глубина врезания k=2мм и допускаемое напряжение смятия [уcм] = 125 МПа [3] получим получим lp ? = 1,8 мм. Назначаем: шпонка 6х6х35 ГОСТ 23360-78. 5.4.2 Расчет соединения вал-муфта на тихоходном валу Для диаметра вала d = 40 мм выбираем шпонку сечением 12х8 и из выражения (5.3) определяем рабочую длину шпонки. Подставляя крутящий момент Т= 165,8Нм, глубина врезания k=3,2мм и допускаемое напряжение смятия [уcм] = 125 МПа [3] получим lp ? = 20,7 мм. Назначаем: шпонка 12х8х100 ГОСТ 23360-78. 6. Подбор муфт 6.1 Подбор муфты на тихоходный вал Для приближенного расчета вращающего момента Тк, нагружающего муфту в приводе, используют зависимость Тк = Тн + Тд =КТн, (6.1) где Тн - номинальный длительно действующий момент, Нм; Тд - динамическая составляющая момента, Нм; К - коэффициент режима работы. Подставляя момент Тн = 165,8 Нм и коэффициент режима работы К = 1,5 в выражение (6.1) получим Тк = 1,5 М165,8 = 248,7 Нм. По полученному моменту Тк = 248,7Нм и диаметру тихоходного вала dб = 40 мм назначаем муфту Муфта цепная 250-40-1,1 ГОСТ 20742-75 6.2 Подбор муфты на быстроходный вал Определяем момент Тк по формуле (6.1) Тк = 1,5 М3,67 = 5,5Нм. По полученному моменту Тк = 5,5Нм и диаметрам электродвигателя dэ =19 мм и быстроходного вала dб = 16 мм назначаем муфту Муфта упругая со звездочкой 31,5-16-1-19-1 УЗ ГОСТ 14084-76 7. Выбор и обоснование способа смазки передач и подшипников Для уменьшения потерь мощности на трение, снижения интенсивности изнашивания трущихся поверхностей, их охлаждения и очистки от продуктов износа, а также для предохранения от заедания, задиров, коррозии должно быть обеспеченно надежное смазывание трущихся поверхностей. Для смазывания зубчатых передач широко применяют картерную смазку. Этот способ смазывания применяют для зубчатых передач при окружных скоростях от 0,3до 12,5м/с. Скорость колеса быстроходной ступени v=5,3м/с, промежуточной v=1,6м/с, тихоходной- v=0,74м/с. При вращении колес масло увлекается зубьями, разбрызгивается, попадает на внутренние стенки корпуса, оттуда стекает в нижнюю его часть, внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе (масленый туман). Которая накрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей. Для смазывания конической передачи используется брызговик, а для косозубой цилиндрической - паразитная шестерня. Уровень погружения колес цилиндрических редукторов в масляную ванну колеблется в пределах hм ? 2m -0,25d2т. В масло погружают колеса промежуточной и тихоходной ступеней. Важное значение при смазывании передач имеет объем масляной ванны. V=BМLМH (7.1) где V- объем масляной ванны, л; B-ширина редуктора, дм; L-длина редуктора, дм; H-высота уровня масла, дм. V=1,18М4,0М 0,64=3,0 л Vуд=V/Рэдв=3,0/1,1=2,7>0.35 л/кВт От количества залитого масла зависит его старение и частота замены. Емкость масляной ванны, обычно назначают из расчета 0,35-0,7 л/кВт. Для разрабатываемого редуктора - 2,7л/кВт. Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин. При назначении сорта масла руководствуются следующими соображениями: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла, чем больше контактные давления на зубья, тем большей вязкостью должно обладать масло. [уH1]=480,3МПа; V1=0,74м/с; [уH2]=877,4МПа ; V2=1,6м/с; [уH3]=227,3МПа ; V3= 5,3м/с. Назначаем марку масла И-Г-А-46: индустриальное, для гидравлических систем, без присадок, с кинематической вязкостью 41-51ммІ/с (сСт). Для смазывания подшипников качения в проектируемых редукторах применяют масла и пластичные смазочные материалы. При окружной скорости колес х ? 1 м/с брызгами масла покрываются внутренние поверхности стенок корпуса. Стекающее со стенок масло попадает в подшипники. Литература 1. Черемисинов В.И. Курсовое проектирование деталей машин. Киров:РИО ВГСХА,2002. -163с.,ил. 2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для техн.спец.вузов.-5-е изд.,перераб. и доп. М.:Высшая школа, 1998. -447с.,ил. 3. ЧеремисиновВ.И. Расчет деталей машин. Киров:РИО ВГСХА,2001. -233с.,ил. 4. Савченко Ю.А. Стандарт предприятия. Киров:РИО ВГСХА, 2000. -72с.
|