|
Проектирование приводной станции к кормораздатчику
Проектирование приводной станции к кормораздатчику
36 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра "Сопротивление материалов и детали машин" Курсовой проект по дисциплине "Детали машин" На тему: "Проектирование приводной станции к кормораздатчику" Минск 2008
Реферат Курсовой проект по дисциплине "Прикладная механика" состоит из пояснительной записки и графической части. Графическая часть состоит из трех чертежей формата А1, чертежа формата А3 и трех чертежей формата А4. Пояснительная записка содержит 37 листов машинописного текста, 5 листов приложений (спецификации редуктора и приводной станции). В пояснительной записке содержится 6 рисунков и 6 таблиц. Ключевые слова: редуктор, зубчатая передача, вал, подшипник, корпус редуктора, прочность, выносливость, шпонка, муфта. СОДЕРЖАНИЕ - Реферат
- Введение
- 1. Энергетический и кинематический расчеты привода
- 2. Расчет клиноременной передачи
- 3. Расчет зубчатых цилиндрических передач редуктора
- 4. Предварительный расчет валов. Выбор муфты
- 5. проверка долговечности подшипников по динамической грузоподъемности
- 6. Проверка шпоночных соединений
- 7. Уточненный расчет валов
- 8. Назначение посадок основных деталей редуктора
- 9. смазка редуктора
- Заключение
- Литература
Введение Проектирование узлов и деталей имеет важное значение в машиностроении. От качества проекта и его грамотного оформления зависит то, как машина будет выполнять возложенные на нее функции, вероятность безопасной для человека и окружающей среды работы машины также напрямую зависит от конструкции машины. Курсовой проект по конструированию деталей машин является неотъемлемой частью подготовки инженеров в большинстве технических вузов. Кроме получения навыков проектирования, студенты углубляют и расширяют свои знания в области стандартизации, получают навыки работы с государственными стандартами и другой строгой технической документацией. Полученные навыки грамотного оформления технических проектов могут быть использованы в последующей практической деятельности, а также при выполнении дипломного проекта. 1. Энергетический и кинематический расчеты приводаОпределение расчетной мощности приводаОпределим КПД привода. По [1], стр. 13 находим: КПД одной пары подшипников качения подш = 0,993; КПД закрытой цилиндрической прямозубой передачи з.п1 = 0,965; КПД клиноременной передачи кл.рем=0,940; КПД муфты м = 0,985. Общий КПД привода с учетом того, что в приводе имеется три пары подшипников определяем по формуле пр= з.п1.з.п2.подшподшподш·кл.рем ·м(5.1) Получаем пр=0,965*0,965*0,992*0,992*0,992*0,940*0,985=0,842. Мощность электродвигателя определяем по формуле ,(5.2) где Рп = 2,5 кВт - мощность, необходимая для привода кормораздатчика кВт. Выбор электродвигателяВыбираем асинхронный двигатель серии А4 основного исполнения с синхронной частотой вращения n1 = 1500 мин-1. Обозначение - 4А100S4У3 ([1], с. 280).Параметры выбранного электродвигателя: мощность Рдв = 3,0 кВт; асинхронная частота вращения nдв = 1500 мин-1.Определение общего передаточного числа привода и разбивка его по отдельным передачамОпределяем передаточное число приводаuобщ = nдв /nп = 1415/80 = 17,69, (5.3)где nп=80 мин-1 - частота вращения приводного вала конвейера.Рекомендуемые передаточные числа для закрытой зубчатой передачи uз.п.=2,5…4,0, для клиноременной передачи uкл=2…5 [1, стр. 13]. Предварительно принимаем uкл=2,5, тогда передаточное число редуктора uобщ/uкл=17,69/2,5=7,08. Предварительно делим передаточное число редуктора поровну между быстроходной и тихоходной ступенями: uз.п.1=2,66, uз.п.2=2,66.Определение силовых и кинематических параметров приводаОпределяем частоты вращения валов:быстроходный вал редуктора nб= nд/uкл.рем. = 1415/2,5 = 566 мин-1;промежуточный вал редуктора nп= nб/uз.п.1 =566/2,66=212,79 мин-1;тихоходный вал редуктора nт= nп/uз.п.2= 212,79/2,66= 80 мин-1;технологический вал nпх= nт = 80 мин-1.Определяем мощности на валах:вал двигателя Nд=2,97 кВт;быстроходный вал редуктора Nб=Nд·подшкл.рем=2,97*0,94= 2,79 кВт;промежуточный вал Nп= Nб·подшз.п1=2,79*0,993*0,965=2,67 кВт;тихоходный вал редуктора Nт= Nп·подшз.п2=2,67*0,993*0,965=2,56 кВт;технологический вал Nтх=Nт·подшм=2,56*0,993*0,985= 2,50 кВт.Определяем крутящие моменты на валахвал электродвигателя Тд = 9550· Nд/nд = 9550*2,97/1415= 20,04 Нм;быстроходный вал редуктора Тб=9550Nб/nб=9550*2,79/566= 47,08 Нм;промежуточный вал Тп=9550Nп/nп=9550*2,67/212,79=119,83 Нм;тихоходный вал редуктора Тт=9550Nт/nт=9550*2,56/80=305,6 Нм;технологический вал Ттх=9550Nп/nп=9550*2,5/80=298,44 Нм.2. Расчет клиноременной передачиИсходные данные для расчета клиноременной передачи:частота вращения ведущего шкива n1=nэд=1415 мин-1,мощность на ведущем шкиву Р1=Рэд=2,97 кВт,крутящий момент на ведущем шкиву Т1=Тэд=20,04 Н·м,передаточное число передачи uкл.рем=2,5,наклон передачи к горизонту =0,режим работы передачи - средний.Расчетный передаваемый моментТ1р=Т1Ср,гдеСр=1 - коэффициент, учитывающий динамичность нагружения передачи и режим ее работы [1, стр. 16].Получаем Т1р=20,04*1=20,04 Н*м.Исходя из расчетного момента выбираем сечение ремня А [1, стр. 16]. В соответствие с выбранным сечением принимаем минимальный диаметр ведущего шкива d1=90 мм; рабочая ширина ремня Вр=11 мм; полная ширина ремня В=13 мм; рабочая высота ремня Нр=8 мм; рабочая высота от средней линии Н=2,8 мм.Расчетный диаметр ведомого шкиваd'2=d1*uкл.рем=90*2,5=225мм.Принимаем по [1, стр. 17] диаметр ведомого шкива d2=224мм.Действительное передаточное число проектируемой передачиuд=d2/[d1(1-)],где = 0,015 - коэффициент упругого скольжения [1, стр. 16]Получаемuд=224/[90*(1-0,015)]=2,53.Минимальное межосевое расстояниеа'min=0,55(d1+d2)+Hр=0,55*(90+224)+8=180,7 мм.Расчетная длина ремняL'р=2а'min+0,5(d1+d2)+0,25(d2-d1)2/a'min==2*180,7+0,5*3,14*(90+224)+0,25*(224-90)2/180,7=879,22 мм.По [1, стр. 17] можно принять длину ремня 900 мм. Однако по конструктивным соображениям, чтобы более рационально разместить двигатель и редуктор на раме, принимаем длину ремня Lр=1120 ммДействительное межосевое расстояниеа=а'min+0,5(Lp- L'р)=180,7+0,5*(1120-879,22)=301,09 мм.Коэффициент, учитывающий длину ремня определяем по [1, стр. 17] СL=0,89.Угол обхвата ремнем меньшего шкива=180-57*(224-90)/301,09=154,63.Коэффициент угла обхвата принимаем по [1, стр. 14] С=0,93.Скорость ремняv=d1n1/(60*103)=3,14*90*1415/(60*103)=6,66 м/с.По выбранному сечению ремня и рассчитанной скорости определяем номинальную мощность, передаваемую одним ремнем Р0=1,05 кВт [1, стр. 17].Предварительно принимаем коэффициент, учитывающий число ремней в передаче Сk=1.Число ремней передачиz=Р1Ср/(Р0СLCCk)=2,97*1/(1,05*0,89*0,93*1)=3,42.Принимаем z=4 (округляем рассчитанное значение до ближайшего большего целого), затем уточняем коэффициент числа ремней Сk=0,8 [1, стр. 17].Перерассчитываем z:z=Р1Ср/(Р0СLCCk)=2,97*1/(1,05*0,89*0,93*0,8)= 4,27.Принимаем z=5, опять уточняем Сk=0,79.Перерассчитываем z:z=Р1Ср/(Р0СLCCk)=2,97*1/(1,05*0,89*0,93*0,79)= 4,32.Количество ремней не изменится, т.е. z=5.Окружное усилие на ведущем шкивуFt=2*103Т1/d1=2*1000*20,04/90=445,33 Н.Предварительное натяжение ремняF0=0,5*Ft/=0,5*445,33/0,5=445,33 Н,где=0,5 - коэффициент тяги [1, стр. 16].Сила, нагружающая вал редуктораFкл.рем= 2F0*sin(/2)=2*445,33*sin(154,53/2)=836,84 Н.3. Расчет зубчатых цилиндрических передач редуктораУточнение кинематических параметров приводной станцииДействительное передаточное число клиноременной передачи отличается от принятого. В связи с этим пересчитаем кинематические параметры редуктора табл. 3.1.Таблица 3.1 - Уточненные кинематические параметры приводной станции|
Показатель | Обозначение | Ед. измер. | Значение | | Передаточное число | | клиноременной передачи | u | - | 2,53 | | редуктора | uред | - | 7,00 | | первой ступени | u1 | - | 2,65 | | второй ступени | u2 | - | 2,64 | | Частота | | | | Вал 1 (быстроходный редуктора) | nб | мин-1 | 560 | | Вал 2 (промежуточный редуктора) | nп | мин-1 | 211,32 | | Вал 3 (тихоходный редуктора) | nт | мин-1 | 79,74 | | Мощность | | | | Вал 1 (входной редуктора) | Рб | кВт | 2,79 | | Вал 2 (промежуточный редуктора) | Рп | кВт | 2,67 | | Вал 3 (выходной редуктора) | Рт | кВт | 2,56 | | Крутящий момент | | | | Вал 1 (входной редуктора) | Тб | Н*м | 47,58 | | Вал 2 (промежуточный редуктора) | Тп | Н*м | 120,66 | | Вал 3 (выходной редуктора) | Тт | Н*м | 306,58 | | | Тихоходная передачаВыбор материалов для изготовления шестерни и колесаВ качестве материала для шестерни выбираем сталь 40ХН, термообработка - улучшение. Материал колеса сталь 40Х, термообработка улучшение.Механические характеристики материала приведены в табл. 3.2 ([1], стр. 43). Для шестерни будем использовать индекс 1, а для колеса - индекс 2.Таблица 3.2 - Механические характеристики материалов тихоходной передачи |
Характеристика | Шестерня | Колесо | | Твердость поверхности, НВ (НВ1, НВ2) | 270 | 245 | | Предел прочности, МПа (в1, в2) | 850 | 750 | | Предел текучести, МПа (т1, т2) | 600 | 520 | | |
Для обеспечения приработки колеса и шестерни должно выполняться условие меньшей твердости колеса по отношению к шестерне НВ1 = НВ2+(20…40).(3.1) Получаем НВ1 - НВ2 =270-245=25. Можно считать, что материалы приработаются. Определение допускаемых контактных напряжений при расчете на выносливость Базовое число циклов, соответствующее пределу выносливости для шестерни и зубчатого колеса [1, стр. 43]: NH lim 1 = 2,2*107; NH lim 2 = 1,8*107. Эквивалентное число циклов NHЕ 1(2)=60ncLh(3.2) гдеn- частота вращения валов (nп = 224,37 мин-1, nт = 80 мин-1); с = 1 - число колес, находящихся в зацеплении с расчетным, Lh = 5000ч - продолжительность работы передачи; Получаем NHЕ 1=60nпcLh· =60*211,32*1*5000=6,34*107; NHЕ 2=60nтcLh =60*79,74*1*5000=2,40*107. Коэффициент долговечности ,(3.3) Так как NH lim 1< NHЕ 1 и NH lim 2< NHЕ 2 то принимаем ZN1=1, ZN2=1. Предел контактной выносливости [1, стр. 43] Н lim 1 = 2*HB1+70 = 2*270+70=610 МПа; Н lim 2 = 2*HB2+70 = 2*245+70=560 МПа. Допускаемые контактные напряжения при расчете на выносливость для шестерни и колеса соответственно: =0,9*610/1,1*1=499,09 МПа.(3.4) =0,9*560/1,1*1=458,18 МПа. где SH = 1,1 - коэффициент безопасности ([1], стр. 42). Допускаемые контактные напряжения зависят от предела текучести выбранного материала и способа термообработки. Принимаем для шестерни и колеса .(3.5) Получаем =2,8*600=1680 МПа; =2,8*520=1456 МПа. Расчетный диаметр шестерни ,(3.6) гдеkd=77 МПа1/3 - для прямозубых передач; Т1 = Тп= 120,47 Нм - крутящий момент на промежуточном валу; bd - коэффициент ширины шестерни относительно ее диаметра, bd = b/d1. Принимаем bd=0,9 [1, стр. 50]; КН - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца (для контактной прочности). Принимаем КН=1,07 [1, стр. 50]; КА - коэффициент внешней динамической нагрузки. При приводе электродвигателем для конвейера или транспортера с малой неравномерностью работы принимаем по [1, стр. 51] КА = 1,1; u = uз.п.1 = 2,65 - передаточное число редуктора. Получаем мм. Ширина венца зубчатого колеса b2 = b=bd·=0,9*73,55=66,2 мм,(3.7) Ширина венца шестерни b1 = b2+(3…5)= 66,2+(3…5)=69,2…71,2 мм. Принимаем b2=66 мм, b1=70 мм. Принимаем предварительно z1=22. Определяем минимальный модуль m'=/.(3.8) m'=73,55/22=3,34 мм. Принимаем m=4,5 мм. Число зубьев колеса z2=z1·uз.п.1=22*2,64=58,08.(3.9) Принимаем z2=58. Окончательно начальные диаметры зубчатых колес d1=m·z1=4,5*22=99 мм; d2=m·z2=4,5*58=261 мм; Расчетное межосевое расстояние 0,5*(99+261)= 180 мм.(3.10) Действительное передаточное число uз.п.1=z2/z2=58/22=2,64. Проверочный расчет на контактную выносливость Окружная сила в зацеплении Н.(3.11) Окружная скорость колес м/с.(3.12) В соответствии с рекомендациями [1, стр. 50] принимаем степень точности 9. Удельная окружная динамическая сила в зоне ее наибольшей концентрации ,(3.13) где Н = 0,06 - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля на динамическую нагрузку [1, стр. 51]; go = 8,2 - коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса. Получаем WHv=0,06*8,2*1,09* =4,43 Н/мм. Удельная расчетная окружная сила в зоне ее наибольшей концентрации =2437,63*1,07/66=39,52 Н/мм.(3.14) Коэффициент, учитывающей динамическую нагрузку в зацеплении =1+(4,43/39,52)= 1,11.(3.15) Удельная расчетная окружная сила =2437,63*1,07*1,11*1,1/66=48,25 Н/мм.(3.16) Расчетные контактные напряжения ,(3.17) где ZH = 1,77 - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей прямых зубьев [1, стр. 44]; ZЕ = 275 МПа1/2 - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес [1, стр. 44]; Z = 1 - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий прямых зубьев [1, стр. 44]. Получаем МПа. Сравниваем полученное значение с наименьшим из допускаемых контактных напряжений, рассчитанных выше (НР=458,18МПа). Получаем Н<НР, т.е. контактные напряжения в зацеплении не превышают допускаемых. Проверочный расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки ,(3.18) где Тmax /Тnom = 1,1 - превышение максимального момента над номинальным Получаем <1456 МПа. Определение допускаемых напряжений изгиба при расчете на выносливость. Определение допускаемых напряжений при расчете на прочность при изгибе максимальной нагрузкой Базовое число циклов напряжений NF lim = 4*106. Эквивалентное число циклов NFЕ 1(2)=60nп(т)cLh (3.19) Получаем NFЕ 1=60nпcLh =60*211,32*1*5000=6,34·107; NFЕ 2=60nтcLh =60*79,74*1*5000=2,39·107. Так как NF lim < NFЕ 1 и NF lim < NFЕ 2, то принимаем коэффициент долговечности YN1=1 и YN2=1. Предел выносливости зубьев при изгибе определяем по [1, стр. 42-43]. Flim1(2)=1,75НВ1(2)(3.20) Получаем Flim1=1,75НВ1=1,75*270=272,5 МПа; Flim2=1,75НВ2=1,75*245=428,75 МПа. Допускаемые изгибные напряжения определяем как FP1(2)=0,4 Flim1(2) YN1(2)YA(3.21) где YA =1 - коэффициент двустороннего приложения нагрузки. Получаем FP1=0,4*272,5*1*1=189 МПа; FP2=0,4*428,75*1*1=171,5 МПа. Допускаемые напряжения при действии максимальной нагрузки определяем по [1, стр. 43] FPmax1(2)=0,8m1(2)(3.22) Получаем FPmax1=0,8*600=480 МПа; FPmax2=0,8*520=416 МПа. Проверочный расчет на выносливость при изгибе. Проверочный расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой Удельная окружная динамическая сила (3.23) где F= 0,16 - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля на динамическую нагрузку [1, стр. 51]; go = 8,2 - коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса [1, стр. 51]. Получаем WFv=0,16*8,2*1,09* =11,81 Н/мм. Удельная расчетная окружная сила в зоне ее наибольшей концентрации =2437,63*1,18/66= 43,58 Н/мм.(3.24) где КF =1,18 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. Коэффициент, учитывающей динамическую нагрузку в зацеплении =1+(11,81/43,58)= 1,27.(3.25) Удельная расчетная окружная сила = 2437,63*1,18*1,27*1,1/66= 60,88 Н/мм.(3.26) Коэффициент, учитывающий форму зуба YFS1= 4,09; YFS2= 3,66. Дальнейший расчет производим по шестерне, так как для нее соотношение FP2/ YFS2= 189/4,09=46,21 меньше, чем для колеса [1, стр. 45]. Расчетные напряжения изгиба зуба F1= YFS1 Y YWFt/mFP1(3.27) гдеY = 1 - коэффициент, учитывающий наклон зуба; Y=1 - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев. Получаем F1= 4,09*1*1*60,88/4,5=55,33<189 МПа. Проверочный расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой ,(3.28) где Тmax /Тnom = 1,1 - превышение максимального момента над номинальным Получаем 55,33*1,1=60,86<480 МПа. Геометрические и кинематические параметры передачи сводим в табл. 3.1. Таблица 3.3 - Геометрические параметры зацепления зубчатой передачи |
Показатель | Обозначение и формула | Колесо | Шестерня | | Делительный диаметр, мм | d =m z | 261 | 99 | | Диаметр вершин, мм | dа =d + 2 m | 270 | 108 | | Диаметр впадин, мм | df=d-2hfm (hf=1,25) | 249,75 | 87,75 | | Количество зубьев | z | 22 | 58 | | Ширина зубчатого венца, мм | b | 66 | 70 | | Передаточное отношение | u | 2,64 | | Межосевое расстояние, мм | aw | 180 | | | Быстроходная передачаВыбор материалов для изготовления шестерни и колесаВ качестве материала для шестерни выбираем сталь 40ХН, термообработка - улучшение. Материал колеса сталь 40Х, термообработка улучшение.Механические характеристики материала приведены в табл. 3.2 ([1], стр. 43). Для шестерни будем использовать индекс 1, а для колеса - индекс 2.Таблица 3.4 - Механические характеристики материалов тихоходной передачи |
Характеристика | Шестерня | Колесо | | Твердость поверхности, НВ (НВ1, НВ2) | 270 | 245 | | Предел прочности, МПа (в1, в2) | 850 | 750 | | Предел текучести, МПа (т1, т2) | 600 | 520 | | |
Для обеспечения приработки колеса и шестерни должно выполняться условие (3.1). Получаем НВ1 - НВ2 =270-245=25, т.е. материалы приработаются. Определение допускаемых контактных напряжений при расчете на выносливость Базовое число циклов, соответствующее пределу выносливости для шестерни и зубчатого колеса [1, стр. 43]: NH lim 1 = 2,2*107; NH lim 2 = 1,8*107. Эквивалентное число циклов определяем по (3.2) Получаем NHЕ 1=60nбcLh· =60*560,00*1*5000=1,68*107; NHЕ 2=60nпcLh =60*211,32*1*5000=6,34*107. Так как NH lim 1< NHЕ 1 и NH lim 2< NHЕ 2 то принимаем коэффициенты долговечности ZN1=1, ZN2=1. Предел контактной выносливости [1, стр. 43] Н lim 1 = 2*HB1+70 = 2*270+70=610 МПа; Н lim 2 = 2*HB2+70 = 2*245+70=560 МПа. Допускаемые контактные напряжения при расчете на выносливость для шестерни и колеса определяем по (3.4). Получаем соответственно НР1 =0,9*610/1,1*1=499,09 МПа.НР2 =0,9*560/1,1*1=458,18 МПа. Допускаемые контактные напряжения при максимальной нагрузке определяем по (3.5). Получаем =2,8*600=1680 МПа; =2,8*520=1456 МПа. Расчетный диаметр шестерни находим по (3.6), при этом принимаем kd=77 МПа1/3; Т1 = Тб=47,58 Нм; bd=1,2; КН=1,2; КА = 1,1; u = uз.п.1 = 2,65. Получаем мм. Ширина венца зубчатого колеса по (3.7) b2 = 1,2*50,93=61,12 мм. Ширина венца шестерни b1 = b2+(3…5)= 61,12+(3…5)=64,12…66,12 мм. Принимаем b2=61 мм, b1=65 мм. Принимаем предварительно z1=22. Определяем минимальный модуль по (3.8) m'=50,93/22=2,32 мм. Принимаем m=3 мм. Число зубьев колеса по (3.9) z2=22*2,65=58,3. Принимаем z2=58. Окончательно начальные диаметры зубчатых колес d1=m·z1=3*22=66 мм; d2=m·z2=3*58=174 мм; Расчетное межосевое расстояние по (3.10) 0,5*(66+174)= 120 мм. Действительное передаточное число uз.п.1=z2/z2=58/22=2,64. Проверочный расчет на контактную выносливость Окружная сила в зацеплении по (3.11) Н. Окружная скорость колес по (3.12) м/с. В соответствии с рекомендациями [1, стр. 50] принимаем степень точности 9. Удельная окружная динамическая сила в зоне ее наибольшей концентрации по (3.13), где Н = 0,06; go = 7,3. Получаем WHv=0,06*7,3*1,93* =5,70 Н/мм. Удельная расчетная окружная сила в зоне ее наибольшей концентрации по (3.14) WHtp=1441,8*1,2/61=28,36 Н/мм. Коэффициент, учитывающей динамическую нагрузку в зацеплении по (3.15) КНv=1+(5,7/28,36)= 1,2. Удельная расчетная окружная сила по (3.16) WHt=1441,8*1,2*1,2*1,1/61=37,44 Н/мм. Расчетные контактные напряжения по (3.17) при ZH = 1,77; ZЕ = 275 МПа1/2; Z = 1. Получаем МПа. Сравниваем полученное значение с наименьшим из допускаемых контактных напряжений, рассчитанных выше (НР=458,18 МПа). Получаем Н<НР, т.е. контактные напряжения в зацеплении не превышают допускаемых. Проверочный расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки производим по формуле (3.18). Получаем <1456 МПа. Определение допускаемых напряжений изгиба при расчете на выносливость. Определение допускаемых напряжений при расчете на прочность при изгибе максимальной нагрузкой Базовое число циклов напряжений NF lim = 4*106. Эквивалентное число циклов по формуле (3.19): NFЕ 1=60nбcLh =60*560,00*1*5000=1,68·108. NFЕ 2=60nпcLh =60*211,32*1*5000=6,34·107; Так как NF lim < NFЕ 1 и NF lim < NFЕ 2, то принимаем коэффициент долговечности YN1=1 и YN2=1. Предел выносливости зубьев при изгибе определяем по (3.20): Flim1=1,75НВ1=1,75*270=272,5 МПа; Flim2=1,75НВ2=1,75*245=428,75 МПа. Допускаемые изгибные напряжения определяем по (3.21): FP1=0,4*272,5*1*1=189 МПа; FP2=0,4*428,75*1*1=171,5 МПа. Допускаемые напряжения при действии максимальной нагрузки определяем по (3.22) FPmax1=0,8*600=480 МПа; FPmax2=0,8*520=416 МПа. Проверочный расчет на выносливость при изгибе. Проверочный расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой Удельная окружная динамическая сила по (3.23), при F= 0,16; go = 7,3: WFv=0,16*7,3*1,93* =15,2 Н/мм. Удельная расчетная окружная сила в зоне ее наибольшей концентрации по (3.24), где КF =1,39: WFtp=1441,8*1,39/61= 32,85 Н/мм. Коэффициент, учитывающей динамическую нагрузку в зацеплении по формуле (3.25) КFv=1+15,2/32,85=1,46. Удельная расчетная окружная сила по формуле (3.26) WFt=1441,8*1,39*1,46*1,1/61=52,76 Н/мм. Коэффициент, учитывающий форму зуба YFS1= 4,09; YFS2= 3,66. Дальнейший расчет производим по шестерне, так как для нее соотношение FP2/ YFS2= 189/4,09=46,21 меньше, чем для колеса [1, стр. 45]. Расчетные напряжения изгиба зуба по (3.27), где Y = 1; Y=1: F1= 4,09*1*1*52,76/3= 71,93<117 МПа. Проверочный расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой по формуле (3.28): 71,93*1,1= 79,12<480 МПа. Геометрические и кинематические параметры передачи сводим в табл. 3.1. Таблица 3.5 - Геометрические параметры зацепления зубчатой передачи |
Показатель | Обозначение и формула | Колесо | Шестерня | | Делительный диаметр, мм | d =m z | 174 | 66 | | Диаметр вершин, мм | dа =d + 2 m | 180 | 72 | | Диаметр впадин, мм | df=d-2hfm (hf=1,25) | 166,5 | 58,5 | | Количество зубьев | z | 22 | 58 | | Ширина зубчатого венца, мм | b | 61 | 65 | | Передаточное отношение | u | 2,64 | | Межосевое расстояние, мм | aw | 120 | | | 4. Предварительный расчет валов. Выбор муфтыПредварительный расчет валов проводится по напряжениям кручения для определения наименьшего диаметра вала. Исходя из найденного диаметра производится конструирование вала.Принимаем допускаемые напряжения кручения = 25 МПа.Диаметр определяем по формуле:,(4.1)где Т - крутящий момент на данном валу, Н·м.Получаем соответственно для быстроходного, промежуточного и тихоходного валов: мм; мм; мм;Принимаем из ряда нормальных линейных размеров диаметр концевого участка (под шкивом клиноременной передачи) быстроходного вала dб=21 мм, диаметр промежуточного вала под зубчатым колесом или шестерней dп=30 мм диаметр концевого участка (под муфтой) тихоходного вала dт=40 мм.Исходя из диаметра вала под муфтой выбираем упругую втулочно-пальцевую муфту. Упругая муфта позволяет демпфировать резкие перепады нагрузки, предохраняя тем самым редуктор и привод от поломок. Муфту выбираем по крутящему моменту и диаметру вала по [1, стр. 239]. Принимаем упругую втулочно-пальцевую муфту с номинальным крутящим моментом Т=400 Н·м, диаметром посадочного отверстия d=40 мм, исполнения 1:Муфта 400-40-1 ГОСТ 21424-93.Диаметр элементов, передающих крутящий момент dэ=125 мм.5. проверка долговечности подшипников по динамической грузоподъемностиОпределение сил, действующих в зубчатых зацеплениях и на валыОкружная сила, действующая на быстроходный вал от шестерни быстроходной передачиFtб 1=2*1000*Тб/d2=2*1000*44,88/66=1360,00 Н.(5.1)Радиальная сила, действующая на быстроходный вал от шестерни быстроходной передачиFrб 1= Ftб tg =1360,00*tg 20=495 Н.(5.2)Окружная сила, действующая на промежуточный вал от зубчатого колеса быстроходной передачиFtп 2=2*1000*Тп/d2=2*1000*113,40/174= 1303,45 Н.Радиальная силаFrп 2= Ftп 2 tg =1303,45*tg 20 = 474,42 Н.Окружная сила, действующая на промежуточный вал от шестерни тихоходной передачиFtп 1=2*1000*Тп/d1=2*1000*113,40/99= 2290,91 Н.Радиальная силаFrп 2= Ftп 2 tg =2290,91*tg 20 = 833,82 Н.Окружная сила, действующая на тихоходный вал от зубчатого колеса тихоходной передачиFtт 1=2*1000*Тт/d2=2*1000*287,03/261= 2199,46 Н.Радиальная силаFrт 2= Ftт 2 tg =2199,46*tg 20 = 800,54 Н.Сила от муфты, действующая на тихоходный вал редуктора.Fм=0,2…0,3Ftм(5.3)гдеFtм=2*Тт*1000/dэ=2*287,03*1000/125 = 4592,48 Н - окружная сила на элементах муфты, передающих крутящий момент.Fм=0,2…0,3*4592,48=918,58…1377,74 Н.Принимаем Fм=1148,12 Н.Определение опорных реакций и проверка долговечности подшипниковВ соответствии с первым этапом компоновки составляем расчетные схемы для определения реакций в подшипниках. Для быстроходного вала - рис. 5.1, для промежуточного вала - рис. 5.2, для тихоходного вала - рис. 5.3.Рис. 5.1. Расчетная схема быстроходного вала редуктора. Рис. 5.2. Расчетная схема промежуточного вала редуктора. Рис. 5.3. Расчетная схема тихоходного вала редуктора. По расчетным схемам составляем уравнения равновесия и определяем неизвестные реакции опор. Для быстроходного вала: -Frб1*l2-RБу*(l2+l3)=0; RБу= -Frб1*l2/ (l2+l3)=-495*55/(55+123)= -152,95 Н; Frб1*l3+RAy*(l2+l3)=0; RAy= -Frб2* l3/(l2+l3)=-495*123/(55+123)=-342,05 Н; Ftб1*l2-RБx*(l2+l3)-Fкл.рем*l1=0; RБx= (Ftб1*l2- Fкл.рем*l1)/ (l2+l3)=(1360*55-836,84*63)/(55+123)=124,04 Н; -Ftб1*l3+RAx*(l2+l3)-Fкл.рем*(l1+l2+l3)=0; RAx= (Ftб1*l3+ Fкл.рем*(l1+l2+l3))/ (l2+l3)= =(1360*123+836,84*(63+55+123))/(55+123)=2072,8 Н. Для промежуточного вала находим: RAy=724Н; RБу=584,23Н; RAx=-1192,63Н; RБx=205,17Н. Для тихоходного вала находим: RAy=294,70Н; RБу=505,84Н; RAx=197,78Н; RБx=3149,80Н. Нагрузка на подшипники быстроходного вала: подшипник А Н; подшипник БН. Нагрузка на подшипники промежуточного вала: подшипник А Н; подшипник БН. Нагрузка на подшипники тихоходного вала: подшипник А Н; подшипник БН. Быстроходный вал Расчет ведем по левой опоре т.к. RА > RВ, а осевые силы не действуют.. Предварительно выбираем подшипник шариковый радиальный легкой серии №206. Определяем эквивалентную динамическую нагрузку: (5.4) где Х = 1- коэффициент радиальной нагрузки, V = 1 - коэфф., учитывающий какое кольцо вращается, КТ = 1 - коэфф., учитывающий температуру подшипника, К = 1,5 - коэфф. безопасности для средних условий работы. Получаем: Р=1*1*2100,83*1*1,5= 3151,25 Н. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка Расчетная динамическая радиальная грузоподъемность ,(5.5) Получаем Н. Динамическая грузоподъемность выбранного подшипника С=19500 Н. Условие СрасчС выполняется и подшипник подходит по динамической грузоподъемности. Промежуточный вал Расчет ведем по левой опоре т.к. RА > RБ. Предварительно выбираем подшипник шариковый радиальный легкой серии №205. Определяем эквивалентную динамическую нагрузку по (5.4): Р=1*1*1395,19*1*1,5= 2092,79 Н. Расчетная динамическая радиальная грузоподъемность по (5.5) Н. Динамическая грузоподъемность выбранного подшипника С=14000 Н. Условие СрасчС выполняется и подшипник подходит по динамической грузоподъемности. Тихоходный вал Расчет ведем по правой опоре т.к. RБ > RА. Предварительно выбираем подшипник шариковый радиальный легкой серии №210. Определяем эквивалентную динамическую нагрузку по (5.4): Р=1*1*3381,77*1*1,5= 5072,66 Н. Расчетная динамическая радиальная грузоподъемность по (5.5) Н. Динамическая грузоподъемность выбранного подшипника С=35100 Н. Условие СрасчС выполняется и подшипник подходит по динамической грузоподъемности. 6. Проверка шпоночных соединенийВ соответствии с компоновкой выбираем следующие шпонки:Под ведомым шкивом клиноременной передачиШпонка 6628 ГОСТ 23360-78.(6.1)гдеТ - крутящий момент на валу, Нм,lp - рабочая длина шпонки, мм:для шпонки исполнения 1: ; для шпонки исполнения 2: ; для шпонки исполнения 3: ,l - полная длина шпонки, b - ширина шпонки, h - высота шпонки, мм,t1 - глубина паза вала, мм,d - диаметр вала, мм.[см] = 60…100 МПа - допустимое напряжение смятия для стали.Получаем[см].Под шестерней быстроходного валаШпонка 10832 ГОСТ 23360-78.[см].Под шестерней и под колесом промежуточного вала одинаковые шпонкиШпонка 8750 ГОСТ 23360-78.[см].Под колесом тихоходного валаШпонка 161070 ГОСТ 23360-78.[см].Под муфтойШпонка 2-12880 ГОСТ 23360-78.[см].Все шпонки пригодны для использования по напряжениям смятия.7. Уточненный расчет валовВ качестве материала для валов выбираем сталь 40Х, характеристики которой приведены в табл. 7.1 [1, стр. 268].Таблица 7.1 - Механические характеристики материала валов |
Характеристика | Значение | | Твердость поверхности, НВ | 217 | | Предел прочности, МПа | 980 | | Предел текучести, МПа | 780 | | Предел выносливости по изгибу, МПа | 600 | | Предел выносливости по кручению, МПа | 320 | | | Быстроходный валПользуясь расчетной схемой (рис. 5.1) строим эпюры изгибающих и крутящего моментов (рис. 7.1). Затем находим опасные сечения вала для которых производим уточненный расчет.Рис. 7.1. Эпюры изгибающих и крутящих моментов для быстроходного вала Наиболее опасным будет сечение в месте канавки под стопорное кольцо для фиксации подшипника в левой опоре, так как в нем действует изгибающий момент и крутящий момент, а также имеется концентратор напряжений в виде канавки. Опасное сечение расположено в 55 мм от левого конца вала. В нем действует изгибающий момент Мизг=Fкл.рем*55=836,84*55= 46026,28 Н·мм. Произведем уточненный расчет для опасного сечения. Момент сопротивления изгибу по формуле (7.1) где dm = 30 мм - диаметр вала; r = 0,75 мм - глубина канавки. Получаем мм3. Амплитудные напряжения изгиба: а=Мизг/WиН=46026,28/2271,51=20,26 МПа.(7.2) Коэффициент снижения выносливости детали в рассматриваемом сечении (7.3) гдеk =2,0 - коэффициент концентрации напряжений по изгибу [1, стр. 76]; kd = 0,81 - коэффициент влияния абсолютных размеров сечения; kF = 0,84 - коэффициент влияния параметров шероховатости поверхности; kv = 1 - коэффициент влияния поверхностного упрочнения. Получаем . Коэффициент запаса прочности вала по нормальным напряжениям s=-1/(akд) (7.4) где-1=600 МПа - предел выносливости гладких цилиндрических образцов при симметричном цикле изгиба [1, стр. 268]. Получаем s=600/(20,26*2,67)= 11,09. Момент сопротивления кручению: (7.5) Амплитудные напряжения кручения: (7.6) а=0,5*47,58*1000/4543,02= 5,24 МПа. Коэффициент снижения выносливости детали в рассматриваемом сечении при кручении (7.7) гдеk=1,65 - коэффициент концентрации напряжений по кручению [1, стр. 76]; kd = 0,81 - коэффициент влияния абсолютных размеров сечения; kF = 0,84 - коэффициент влияния параметров шероховатости поверхности;kv = 1 - коэффициент влияния поверхностного упрочнения. Получаем . Коэффициент запаса прочности вала по касательным напряжениям s=-1/(akд) (7.8) где-1=320 МПа - предел выносливости гладких цилиндрических образцов при симметричном цикле кручения [1, стр. 268]. Получаем s=320/(5,24*2,24)= 27,31. Общий запас сопротивления усталости ,(7.9) Получаем >1,3. В данном опасном сечении обеспечивается достаточный запас прочности. Промежуточный валПользуясь расчетной схемой (рис. 5.2) строим эпюры изгибающих и крутящего моментов (рис. 7.2).Рис. 7.2. Эпюры изгибающих и крутящих моментов для быстроходного вала Наиболее опасным будет сечение под шестерней тихоходной передачи, где действует максимальный изгибающий момент Мизг== =81343,65 Н*мм и крутящий момент Т=120210 Н*мм, а также имеется концентратор напряжений в виде шпоночного паза. Произведем уточненный расчет для опасного сечения. Момент сопротивления изгибу (7.10) гдеdm = 30 мм -диаметр вала под шпонкой, t1 = 4 мм - глубина шпоночного паза, b = 8 мм - ширина шпонки. мм3. Амплитудные напряжения изгиба: а=Мизг/WиН=81343,65/2288,84= 35,54 МПа.(7.11) Коэффициент снижения выносливости детали в рассматриваемом сечении по формуле (7.3), где принимаем k =1,85; kd = 0,81; kF = 0,84; kv = 1. Получаем . Коэффициент запаса прочности вала по нормальным напряжениям по (7.4) s=600/(35,54*2,49)= 6,79. Момент сопротивления кручению: (7.12) мм3. Амплитудные напряжения кручения по (7.6) а=0,5*120210/4938,22=12,17 МПа. Коэффициент снижения выносливости детали в рассматриваемом сечении при кручении по (7.7), где k=1,7; kd = 0,81; kF = 0,84; kv = 1 Получаем . Коэффициент запаса прочности вала по касательным напряжениям по (7.8) s=320/(12,17*2,3)= 11,43. Общий запас сопротивления усталости по (7.9): >1,3. В данном опасном сечении обеспечивается достаточный запас прочности. Тихоходный валПользуясь расчетной схемой (рис. 5.3) строим эпюры изгибающих и крутящего моментов (рис. 7.3). Наиболее опасным будет сечение в месте канавки под стопорное кольцо для фиксации подшипника в правой опоре, так как в нем действует значительный изгибающий и крутящий момент, а также имеется концентратор напряжений в виде канавки.Рис. 7.3. Эпюры изгибающих и крутящих моментов для быстроходного вала Опасное сечение расположено в 83 мм от правого конца вала. В нем действует изгибающий момент Мизг=Fм*83=1217,08*83=101017 Н·мм. Произведем уточненный расчет для опасного сечения. Момент сопротивления изгибу по формуле (7.1), где dm=50 мм, r=1,5мм мм3. Амплитудные напряжения изгиба по (7.2): а= 101017/10187,63=9,92 МПа. Коэффициент снижения выносливости детали в рассматриваемом сечении по формуле (7.3), где принимаем k =2,0; kd = 0,72; kF = 0,84; kv = 1. Коэффициент запаса прочности вала по нормальным напряжениям по (7.4) s=600/(9,92*2,98)= 20,34. Момент сопротивления кручению по (7.5): . Амплитудные напряжения кручения по (7.6): а=0,5*488110/20375,26=11,98 МПа. Коэффициент снижения выносливости детали в рассматриваемом сечении при кручении по (7.7), где принимаем k=1,65; kd = 0,72; kF = 0,84; kv = 1. Коэффициент запаса прочности вала по касательным напряжениям по (7.8) s=320/(11,98*2,49)=10,74. Общий запас сопротивления усталости по (7.9): >1,3. В данном опасном сечении обеспечивается достаточный запас прочности. 8. Назначение посадок основных деталей редуктораПосадки основных деталей редуктора назначаем методом аналогий.Для соединения зубчатое колесо-вал и шестерня-вал выбираем посадку H7/r6, которая характеризуется умеренными гарантированными натягами, обеспечивающими передачу нагрузок с дополнительным креплением. Сборка и разборка производится под прессом или термическим методом.Для подшипников (внутреннее кольцо) выбираем посадку L0/k6, которая является наиболее характерной и часто употребляемой для посадки внутреннего кольца на вал. Вероятности получения натягов и зазоров примерно одинаковые. Сборка и разборка производится без значительных усилий - при помощи ручных съемников. Для внешних колец подшипников выбирается посадка Н7/l0, которая также типична для данного вида соединений. Сборка-разборка производится вручную.Для распорных втулок выбирается посадка F9/k6, так как распорная втулка находится на одной поверхности с подшипником, то нецелесообразно делать другое поле допуска на данном участке. Для обеспечения легкой сборки и разборки втулка выполнена с полем допуска F9.Для соединения корпус-крышка подшипника выбираем посадку Н7/h8, которая используется для неподвижных соединений при высоких требованиях к точности центрирования часто разбираемых деталей.9. смазка редуктораДля тихоходных и среднескоростных редукторов смазки зубчатого зацепления осуществляется погружением зубчатого колеса в масляную ванну кратера, объем которой V0,6*Р=0,6*4,5=2,7дм3.Масло И-100А, которое заливается в кратер редуктора с таким расчетом, чтобы зубчатое колесо и быстроходной передачи погрузилось в масло не более чем на высоту зуба.Подшипники смазываются пластичной смазкой типа "Литол" или применяются подшипники закрытого типа.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ курсовом проекте была спроектирована приводная станция к кормораздатчику, предназначенному для раздачи кормов.Были рассчитаны элементы и детали редуктора, а также клиноременная передача. На листах формата А1 и А3 выполнены чертежи приводной станции, редуктора, тихоходного вала редуктора, зубчатого колеса тихоходной ступени, ведомого шкива.Мною были получены навыки проектирования, углублены и расширены знания в области стандартизации, получены навыки работы с государственными стандартами и другой технической документацией.Полученные навыки грамотного оформления технических проектов могут быть использованы мною в последующей практической деятельности, а также при выполнении дипломного проекта. ЛИТЕРАТУРА1. Курмаз Л.В. Детали машин. Проектирование - Мн.: УП "Технопринт", 2001.2. Иванов М.Н., Детали машин. -М.: Высшая школа, 1991.3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П., Конструирование узлов и деталей машин. - М.: Высшая школа, 1985.
|
|