Проектирование привода ленточного конвейера
Проектирование привода ленточного конвейера
Оглавление Задание 1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет 2. Выбор материалов шестерен и колес и определение допускаемых напряжений 3. Расчет тихоходной ступени редуктора 4. Расчет быстроходной ступени редуктора 5. Основные размеры корпуса и крышки редуктора 6. Расчет ведомого вала и расчет подшипников для него 7. Расчет ведущего вала и расчет подшипников для него 8. Расчет промежуточного вала и расчет подшипников для него 9. Смазка 10. Проверка прочности шпоночных соединений 11. Выбор муфт Список использованной литературы Приложение: спецификации редуктора, привода, муфты Задание Спроектировать привод ленточного конвейера. Кинематическая схема привода Мощность на валу барабана: Nвых = 1 кВт. Скорость ленты конвейера: v = 0,7 м/с. Диаметр барабана: d = 200 мм. График нагрузки Срок службы: 15 лет. Ксут = 0,25 Кгод = 0,7 1. Выбор электродвигателя и кинематический расчет КПД привода: з = з12 · з22 · з34 = 0,982 · 0,972 · 0,994 = 0,868 з1 = 0,98 - КПД муфты; з2 = 0,97 - КПД закрытой зубчатой передачи; з3 = 0,99 - КПД пары подшипников качения. табл. 1.1, [2] Требуемая мощность двигателя: Nдвn = = 1 / 0,868 = 1,15 кВт. Выбираем электродвигатель: АИР80В4; Nдв = 1,5 кВт; nдв = 1410 мин-1 dвых Ч l = 22 Ч 50 - размеры выходного конца вала. Частота вращения барабана: nвых = 60v / рd = 60 · 0,7 / 3,14 · 0,2 = 66,88 мин-1 Передаточное число: U = U1 · U2 = nдв / nвых = 1410 / 66,88 = 21,1 Передаточное число тихоходной ступени: U2 = 0,88 = 0,88 = 4,04 табл. 1.3 [2]. Передаточное число быстроходной ступени: U1 = U / U2 = 21,1 / 4,04 = 5,22 Частота вращения валов: n1 = nдв = 1410 мин-1 n2 = n1 / U1 = 1410 / 5,22 = 270 мин-1 n3 = 66,88 мин-1 Мощности на валах: N1 = Nдв · з1 · з3 = 1,15 · 0,98 · 0,99 = 1,12 кВт N2 = N1 · з2 · з3 = 1,12 · 0,97 · 0,99 = 1,08 кВт N3 = N2 · з2 · з3 = 1,08 · 0,97 · 0,99 = 1,04 кВт Nвых = 1 кВт Вращающие моменты на валах: Т1 = 9550 N1 / n1 = 9550 · 1,12 / 1410 = 7,6 Н·м Т2 = 9550 N2 / n2 = 9550 · 1,08 / 270 = 38,2 Н·м Т3 = 9550 N3 / n3 = 9550 · 1,04 / 66,88 = 148,5 Н·м Т4 = 9550 Nвых / nвых = 9550 · 1 / 66,88 = 142,8 Н·м 2. Выбор материалов шестерен и колес и определение допускаемых напряжений Материал колес - сталь 45; термообработка - улучшение: 235…262 НВ2; 248,5 НВСР2; ув = 780 МПа; у-1 = 540 МПа; ф = 335 МПа. Материал шестерен - сталь 45; термообработка - улучшение: 269…302 НВ1; 285,5 НВСР1; ув = 890 МПа; у-1 = 650 МПа; ф = 380 МПа. табл. 3.2 [4]. Срок службы привода: t = 24 · 365 · Kсут · Кгод · Кл = 24 · 365 · 0,25 · 0,7 · 15 = 2,3 · 104 ч Учитывая график нагрузки: t1 = 0,03 · 2,3 · 104 = 0,07 · 104 ч t2 = 0,75 · 2,3 · 104 = 1,73 · 104 ч t3 = 0,22 · 2,3 · 104 = 0,51 · 104 ч NK4 = 60 · C · У[(Ti / Tmax)3 · n4 · ti] = 60 · 1 · [13 · 66,88 · 0,07 · 104 + 0,73 · 66,88 · 1,73 · 104 + 0,23 · 66,88 · 0,51 · 104] = 27 · 106 NHO = 16,5 · 106 табл. 3.3 [4] - число циклов перемены напряжений, соответствующих пределу выносливости. При NK4 > NHO, коэффициент долговечности КН43 = КН44 = 1. NFO = 4 · 106 - число циклов перемены напряжений при изгибе для всех видов сталей, стр. 56 [4]. При NK > NFO, коэффициент долговечности КF43 = КF44 = 1. [у]H3 = 1,8HBCP1 + 67 = 285,5 · 1,8 + 67 = 581 МПа [у]H4 = 1,8HBCP2 + 67 = 248,5 · 1,8 + 67 = 514 МПа [у]F1 = 1,03HBCP1 = 285,5 · 1,03 = 294 МПа [у]F2 = 1,03HBCP2 = 248,5 · 1,03 = 256 МПа 3. Расчет тихоходной ступени редуктора Межосевое расстояние из условия контактной прочности зубьев: б2 = Кб(U2 + 1) = 495 · (4,04 + 1) = 110 мм. Кб = 495 - для прямозубых передач, стр. 135 [3]. КНв = 1 - при постоянной нагрузке. Принимаем б2 = 100 мм. m = (0,01-0,02) б2 = 1-2 мм, принимаем m = 1,5 мм. z3 = 2б2 / m(U2 + 1) = 2 · 100 / 1,5 · (4,04 + 1) = 26 z4 = z3U2 = 26 · 4,04 = 105 d3 = m z3 = 1,5 · 26 = 39 мм da3 = d3 + 2m = 39 + 2 · 1,5 = 42 мм dt3 = d3 - 2,5m = 39 - 2,5 · 1,5 = 35,25 мм d4 = m z4 = 1,5 · 105 = 157,5 мм da4 = d4 + 2m = 157,5 + 2 · 1,5 = 160,5 мм dt4 = d4 - 2,5m = 157,5 - 2,5 · 1,5 = 153,75 мм b4 = шва · б2 = 0,4 · 100 = 40 мм b3 = b4 + 5 = 40 + 5 = 45 мм Окружная скорость: V2 = = = 0,8 м/с Назначим 8 степень точности изготовления зубьев, стр. 32 [1]. Коэффициент формы зуба: уF3 = 3,9, уF4 = 3,6, стр. 42 [1]. [уF3] / уF3 = 294 / 3,9 = 75,4 МПа; [уF4] / уF4 = 256 / 3,6 = 71 МПа 71<75,4 - следовательно, расчет ведем по зубьям колеса. Коэффициент нагрузки: КF = КFв · KFV = 1,03 · 1,1 = 1,14 Усилия в зацеплении: окружное: Ft3 = Ft4 = 2T2 / d3 = 2 · 38,2 / 0,039 = 1959 H радиальное: Fr3 = Fr4 = Ft3 · tgб = 1959 · tg 20° = 713 H Напряжение изгиба в зубьях колеса: уF4 = Ft4 · КF · уF4 / b · m = 1959 · 1,14 · 3,6 / 40 · 1,5 = 134 МПа<[у]F4 = 256 МПа Прочность зубьев по изгибу обеспечена. Проверочный расчет зубьев по контактному напряжению: уН = = = 532 МПа КН = КНб· КНв · КНV = 1 · 1 · 1,05 = 1,05 КНб = 1 стр. 32 [1]; КНв = 1 табл. 3.1 [1]; КНV = 1,05 стр. 32 [1]. уН> [у]Н2 Перегрузка Ду = ((532 - 514) / 532) · 100% = 3,2% Ду = 3,2% < [Ду] = 5% - допускается. Следовательно, прочность зубьев по контактному напряжению обеспечена. 4. Расчет быстроходной ступени редуктора U1 = 5,22 Материалы и допускаемые напряжения одинаковы с тихоходной ступенью бW1 = Кб(U1 + 1) = 495 · (5,22 + 1) = 79 мм. Кб = 495 - для прямозубых передач, стр. 135 [3]. КНв = 1 - при постоянной нагрузке. Принимаем бW1 = 80 мм. m = (0,01-0,02) бW1 = 0,8-1,6 мм, принимаем m = 1,25 мм. z1 = 2бW1 / m(U1 + 1) = 2 · 80 / 1,25 · (5,22 + 1) = 21 z2 = z1U1 = 21 · 5,22 = 110 d1 = m z1 = 1,25 · 21 = 26,25 мм da1 = d1 + 2m = 26,25 + 2 · 1,25 = 28,75 мм dt1 = d1 - 2,5m = 26,25 - 2,5 · 1,25 = 23,13 мм d2 = m z2 = 1,25 · 110 = 137,5 мм da2 = d2 + 2m = 137,5 + 2 · 1,25 = 140 мм dt2 = d2 - 2,5m = 137,5 - 2,5 · 1,25 = 134,38 мм b2 = шва · бW1 = 0,315 · 80 = 25 мм b1 = b2 + 5 = 25 + 5 = 30 мм Коэффициент формы зуба: уF1 = 4,07, уF2 = 3,6, стр. 42 [1]. Усилия в зацеплении: окружное: Ft1 = Ft2 = 2T1 / d1 = 2 · 7,6 / 0,02625 = 579 H радиальное: Fr1 = Fr2 = Ft1 · tgб = 579 · tg 20° = 211 H [уF1] / уF1 = 294 / 4,07 = 72 МПа; [уF2] / уF2 = 256 / 3,6 = 71 МПа 71<72 - следовательно, расчет на изгиб ведем по зубьям колеса. Коэффициент нагрузки: КF = КFв · KFV = 1,04 · 1,25 = 1,3 КFв = 1,04 табл. 3.7 [1], KFV = 1,25 табл. 3.8 [1]. Напряжение изгиба в зубьях колеса: уF2 = Ft2 · КF · уF2 / b · m = 579 · 1,3 · 3,6 / 25 · 1,25 = 87 МПа<[у]F2 = 256 МПа Прочность зубьев по изгибу обеспечена. Напряжение изгиба при перегрузке: уFmax = уF · Tmax / Tном = 87 · 2,2 = 192 < [уFmax] = 681 МПа [уFmax] = 2,74НВ2 = 2,74 · 248,5 = 681 МПа Проверочный расчет зубьев по контактному напряжению: уН2 = = = 461 МПа < [у]Н2=514 МПа КН = КНб· КНв · КНV = 1 · 1 · 1,05 = 1,05 КНб = 1 стр. 32 [1]; КНв = 1 табл. 3.1 [1]; КНV = 1,05 стр. 32 [1]. Проверка контактных напряжений при перегрузке: уmax = уН · = 461 · = 684 МПа < [уНпр] = 1674 МПа [уНпр] = 3,1 · уТ = 3,1 · 540 = 1674 МПа Окружная скорость в зацеплении: V1 = = 3,14 · 0,02625 · 1410 / 60 = 2,8 м/с Назначим 8 степень точности изготовления зубьев, стр. 32 [1]. 5. Основные размеры корпуса и крышки редуктора Толщина стенок: д = 0,025бW2 + 3 = 0,025 · 100 + 3 = 5,5 мм д1 = 0,02бW2 + 3 = 0,02 · 100 + 3 = 5 мм Принимаем: д = д1 = 8 мм Толщина поясов стыка: b = b1 = 1,5д = 1,5 · 8 = 12 мм Толщина бобышки крепления на раму: p = 2,35д = 2,35 · 8 = 20 мм Диаметры болтов: d1 = 0,03бW2 + 12 = 0,03 · 100 + 12 = 15 мм - М16 d2 = 0,75d1 = 0,75 · 16 = 12 мм - М12 d3 = 0,6d1 = 0,6 · 16 = 9,6 мм - М10 d4 = 0,5d1 = 0,5 · 16 = 8 мм - М8 6. Расчет ведомого вала и расчет подшипников для него Диаметр выходного конца вала, исходя из расчета на кручение: d = = = 31 мм Принимаем: выходной диаметр Ш36 мм, под подшипники - Ш40 мм, под колесо - Ш45 мм. Усилие от муфты: FM = 250 = 250 = 3047 H Ft4 = 1959 H, Fr4 = 713 H, a = 53 мм, b = 103 мм, с = 100 мм. Реакции от усилий в зацеплении: RAx(a + b) - Ft4b = 0; RAx = Ft4b / (a + b) = 1959 · 0,103 / 0,156 = 1294 H RBx = Ft4 - RAx = 1959 - 1294 = 665 H Mx = RBxb = 665 · 0,103 = 69 H · м RAy = Fr4b / (a + b) = 713 · 0,103 / 0,156 = 471 H RBy = Fr4 - RAy = 713 - 471 = 242 H My = RByb = 242 · 0,103 = 25 H · м Реакции от усилия муфты: FM(a + b + c) - RAFм(a + b) = 0; RAFм = FM(a + b + c) / (a + b) = 3047 · 0,256 / 0,156 = 5000 H RBFм = RAFм - FM = 5000 - 3047 = 1953 H RA = = = 1377 H RB = = = 708 H Для расчета подшипников: RA' = RA + RAFм = 1377 + 5000 = 6377 H RB' = RB + RBFм = 708 + 1953 = 2661 H Опасное сечение I - I. Концентрация напряжений в сечении I - I вызвана напрессовкой внутреннего кольца подшипника на вал с натягом. Реакции от усилия муфты: FM(a + b + c) - RAFм(a + b) = 0; RAFм = FM(a + b + c) / (a + b) = 3047 · 0,256 / 0,156 = 5000 H RBFм = RAFм - FM = 5000 - 3047 = 1953 H Материал вала - сталь 45, НВ = 240, ув = 780 МПа, ут = 540 МПа, фт = 290 МПа, у-1 = 360 МПа, ф-1 = 200 МПа, шф = 0,09, табл. 10.2 [2]. Расчет вала в сечении I - I на сопротивление усталости. уа = уu = МAFм / 0,1d3 = 304,7 · 103 / 0,1 · 403 = 47,6 МПа фа = фк /2 = Т3 / 2 · 0,2d3 = 148,5 · 103 / 0,4 · 403 = 5,8 МПа Ку / Кdу = 3,8 табл. 10.13 [2]; Кф / Кdф = 2,2 табл. 10.13 [2]; KFу = KFф = 1 табл. 10.8 [2]; KV = 1 табл. 10.9 [2]. KуД = (Ку / Кdу + 1 / КFу - 1) · 1 / KV = (3,8 + 1 - 1) · 1 = 3,8 KфД = (Кф / Кdф + 1 / КFф - 1) · 1 / KV = (2,2 + 1 - 1) · 1 = 2,2 у-1Д = у-1 / KуД = 360 / 3,8 = 94,7 МПа, ф-1Д = ф -1 / KфД = 200 / 2,2 = 91 МПа Sу = у-1Д / уа = 94,7 / 47,6 = 2; Sф = ф -1Д / ф а = 91 / 5,8 = 15,7 S = Sу Sф / = 2 · 15,7 / = 2,6 > [S] = 2,5 Прочность вала обеспечена. Выбор типа подшипника. Осевые нагрузки отсутствуют, поэтому берем радиальные шарикоподшипники №208, С = 32 кН, С0 = 17,8 кН, dЧDЧB = 40Ч80Ч18 QA = RA' Kд KT = 6377 · 1,3 · 1 = 8290 H Ресурс подшипника: Lh = a23(C / QA)m (106 / 60n3) = 0,8 · (32 / 8,29)3 · (106 / 60 · 66,88) = 1,1 · 104 ч 1,1 · 104 ч < [t] = 2,5 · 104 ч Так как Lh < [t] возьмем роликовые подшипники №2308; С = 80,9 кН; dЧDЧB = 40Ч90Ч23, тогда: Lh = 0,7 · (80,9 / 8,29)3,3 · (106 / 60 · 66,88) = 3,2 · 104 ч > [t] = 2,5 · 104 ч Подшипник подходит. 7. Расчет ведущего вала и расчет подшипников для него Диаметр выходного конца вала, исходя из расчета на кручение: d = = = 11,5 мм Принимаем: dвых = dэл.дв. = 22 мм, под подшипники - Ш25 мм. Вал изготовлен заодно с шестерней Z1. Усилие от муфты: FM = 125 = 125 = 345 H Ft1 = 579 H, Fr1 = 211 H, a = 40 мм, b = 115 мм, с = 80 мм. Реакции от усилий в зацеплении: RBx(a + b) - Ft1a = 0; RBx = Ft1a / (a + b) = 579 · 0,04 / 0,155 = 149 H RAx = Ft1 - RBx = 579 - 149 = 430 H Mx = RAxa = 430 · 0,04 = 17,2 H · м RBy = Fr1a / (a + b) = 211 · 0,04 / 0,155 = 55 H RAy = Fr1 - RBy = 211 - 55 = 156 H My = RByb = 55 · 0,115 = 6 H · м Реакции от усилия муфты: FM(a + b + c) - RAFм(a + b) = 0; RAFм = FM(a + b + c) / (a + b) = 345 · 0,235 / 0,155 = 523 H RBFм = RAFм - FM = 523 - 345 = 178 H МХFм = RBFм b = 178 · 0,115 = 20,5 Н · м МАFм = FM с = 345 · 0,08 = 27,6 Н · м RA = = = 457 H RB = = = 159 H Для расчета подшипников: RA' = RA + RAFм = 457 + 523 = 980 H RB' = RB + RBFм = 159 + 178 = 337 H Опасное сечение I - I. Концентрация напряжений в сечении I - I вызвана нарезкой зубьев. МI-I = = = 38,2 Н · м Определим диаметр вала в опасном сечении при совместном действии изгиба и кручения: Мпр = = = 38,8 Н · м dI-I = = = 18,6 мм < dt1 = 23,13 мм Прочность вала обеспечена. Выбор типа подшипника. Осевые нагрузки отсутствуют, поэтому берем радиальные шарикоподшипники №205, С = 14 кН, С0 = 6,95 кН, dЧDЧB = 25Ч52Ч15 QA = RA' Kд KT = 980 · 1,3 · 1 = 1274 H Ресурс подшипника: Lh = a23(C / QA)m (106 / 60n1) = 0,8 · (14 / 1,27)3 · (106 / 60 · 1410) = 1,3 · 104 ч 1,3 · 104 ч < [t] = 2,5 · 104 ч Так как Lh < [t] возьмем роликовые подшипники №2305; С = 40,2 кН; dЧDЧB = 25Ч62Ч17, тогда Lh = 0,7 · (40,2 / 1,27)3,3 · (106 / 60 · 1410) = 7,3 · 104 ч > [t] = 2,5 · 104 ч Подшипник подходит. 8. Расчет промежуточного вала и расчет подшипников для него Исходные данные: Ft2 = 579 H, Fr2 = 211 H, k = 43 мм, d = 60 мм, l = 54 мм, Ft3 = 1959 H, Fr3 = 713 H. RСx(l + d + k) - Ft3(k + d) - Ft2k = 0; RCx = (Ft3(k + d) + Ft2k) / (l + d + k) = (1959 · 0,103+ 579 · 0,043)/ 0,157 = 1444 H RDx = Ft3 + Ft2 - RCx = 1959 + 579 - 1444 = 1094 H RCy = (Fr3(k + d) - Fr2k) / (l + d + k) = (713 · 0,103- 211 · 0,043)/ 0,157 = 410 H RDy = Fr3 - Fr2 - RCy = 713 - 211 - 410 = 92 H Mx = RCxl = 1444 · 0,054 = 78 H · м; M'x = RDxk = 1094 · 0,043 = 47 H · м My = RCyl = 410 · 0,054 = 22 H · м; M'y = RDyk = 92 · 0,043 = 4 H · м MI-I = = = 81 H · м RC = = = 1501 H RD = = = 1098 H Опасное сечение I - I. Концентрация напряжений в сечении I - I вызвана нарезкой зубьев. Определим диаметр вала в сечении I - I по совместному действию изгиба и кручения: Мпр = = = 87,5 Н · м dI-I = = = 24,4 мм < dt3 = 35,25 мм Прочность вала обеспечена. Вал изготовлен заодно с шестерней z3. Принято: под колесом z2 - Ш30 мм, под подшипниками - Ш25 мм. Выбор типа подшипника. Осевые нагрузки отсутствуют, поэтому берем радиальные шарикоподшипники №205, С = 14 кН, С0 = 6,95 кН, dЧDЧB = 25Ч52Ч15 QС = RС Kд KT = 1501 · 1,3 · 1 = 1951 H Ресурс подшипника: Lh = a23(C / QС)m (106 / 60n2) = 0,8 · (14 / 1,95)3 · (106 / 60 · 270) = 1,8 · 104 ч 1,8 · 104 ч < [t] = 2,5 · 104 ч Так как Lh < [t] возьмем роликовые подшипники №2305; С = 40,2 кН; dЧDЧB = 25Ч62Ч17, тогда: Lh = 0,7 · (40,2 / 1,95)3,3 · (106 / 60 · 270) = 9,3 · 104 ч > [t] = 2,5 · 104 ч Подшипник подходит. 9. Смазка Смазка зубчатых зацеплений осуществляется окунанием меньшего зубчатого колеса в масло на полную высоту зуба. Вязкость масла по табл. 11.1 [2]: V1 = 2,8 м/с - V40° = 28 мм2/с V2 = 0,8 м/с - V40° = 34 мм2/с V40°ср = 31 мм2/с По таблице 11.2 [2] принимаем масло индустриальное И-Г-А-32, у которого V40°C = 29-35 мм2/с. Подшипники смазываются тем же маслом, что и зацепления за счет разбрызгивания масла и образования масляного тумана. 10. Проверка прочности шпоночных соединений Напряжение смятия: усм = 2Т / d(l - b)(h - t1) < [у]см = 120 МПа Ведущий вал Ш22 мм, шпонка 6 Ч 6 Ч 40, t1 = 3,5 мм. усм = 2 · 7,6 · 103 / 22 · (40 - 6)(6 - 3,5) = 8,12 МПа < [у]см Промежуточный вал Ш30 мм, шпонка 8 Ч 7 Ч 36, t1 = 4 мм. усм = 2 · 38,2 · 103 / 30 · (36 - 8)(7 - 4) = 23 МПа < [у]см Ведомый вал Ш36 мм, шпонка 10 Ч 8 Ч 45, t1 = 5 мм. усм = 2 · 148,5 · 103 / 36 · (45 - 10)(8 - 5) = 80,8 МПа < [у]см Ведомый вал Ш45 мм, шпонка 14 Ч 9 Ч 50, t1 = 5,5 мм. усм = 2 · 148,5 · 103 / 45 · (50 - 14)(9 - 5,5) = 52,8 МПа < [у]см 11. Выбор муфт Муфта, соединяющая ведущий вал с валом электродвигателя. Диаметры концов валов: Ш22 мм. По ГОСТ 21424-93 принята муфта: Муфта 63-22-1-У3 ГОСТ 21424-93. [T] = 63 Н · м, D Ч L = 100 Ч 104. В нашем случае: Т1 = 7,6 Н · м Муфта, соединяющая ведомый вал с валом барабана. Диаметры концов валов: Ш36 мм. По ГОСТ 21424-93 принята муфта: Муфта 250-36-1-У3 ГОСТ 21424-93. [T] = 250 Н · м, D Ч L = 140 Ч 165. В нашем случае: Т3 = 148,5 Н · м Запас у муфт большой, поэтому проверять втулки резиновые на смятие и пальцы на изгиб нет надобности. Список использованной литературы 1. С.А. Чернавский и др. - Курсовое проектирование деталей машин, Москва, "Машиностроение", 1988 г. 2. П.Ф. Дунаев, С.П.Леликов - Конструирование узлов и деталей машин, Москва, "Высшая школа", 1998 г. 3. М.Н. Иванов - Детали машин, Москва, "Высшая школа", 1998 г. 4. А.Е. Шейнблит - Курсовое проектирование деталей машин, Калининград, "Янтарный сказ", 2002 г.
|