|
Проектирование новой модели женского демисезонного пальто
Проектирование новой модели женского демисезонного пальто
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Витебский государственный технический колледж ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ЖЕНСКОГО ДЕМИСЕЗОННОГО ПАЛЬТО 2007 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТВОРЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1 Характеристика внешних данных заказчика 1.2 Характеристика материалов 1.3 Обоснование композиционного решения модели 2. КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ 2.1 Выбор метода конструирования одежды 2.2 Исходные данные для разработки чертежа конструкции 2.3 Расчет и построение чертежа конструкции 2.4 Анализ первичной конструкции 2.5 Разработка чертежей лекал деталей 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3.1 Выбор методов обработки и оборудования 3.2 Технические требования на раскладку и раскрой изделия 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4.1 Конструкторско-технологическая подготовка производства к внедрению новой модели 4.2 Расчет плановой себестоимости и отпускной цены проектируемой модели 4.3 Расчет стоимости изготовления проектируемой модели 4.4 Экономические показатели проектируемой модели 4.5 Конкурентоспособность проектируемой модели ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Современное понятие о красоте в одежде непрерывно связано с модой. «Мода всегда первой отражает все изменения, происходящие в нашем обществе, она смотрит в прошлое и находится в постоянном поиске нового». Джонни Версаче - яркий представитель итальянской школы моделирования. Одежда появилась уже на ранних этапах развития человеческого общества как искусственный покров тела человека, защищающий его от атмосферных воздействий. Характер одежды первоначально определялся в основном климатическими условиями среды обитания, первобытных людей. Первой одеждой человека, укрывающей его тело от палящего солнца или лютого холода, были шкуры убитых животных, первые ткани, которыми укрывали тело, создавались из пеньки, крупных листьев, травы. В ходе общественного развития постепенно одежда усложнялась, совершенствовалась, расширяла спектр своего назначения. Определённый образный строй одежды становился образом для подражания. Так возникало понятие костюма, который отражал общественные представления, нормы поведения, индивидуальные особенности личности. Историческое развитие одежды, её изменения обусловлены общим стилем эпохи и модой. Мода - это способ выражения. Другими словами - отражение индивидуальных качеств личности в социальном и моральном аспекте. Принцип моды -- принцип калейдоскопа. Новый сезон приносит с собой новые комбинации привычных элементов. Так мы снова и снова возвращаемся в прошлое и начинаем все сначала. Моделирование одежды невозможно без знания и понимания механизма моды, причин ее возникновения, принципов действия и распространения, закономерностей ее развития. Все это необходимо знать модельеру, чтобы при проектировании одежды учитывать модные тенденции в одежде на сегодняшний день и предусматривать их развитие, то есть прогнозировать моду завтрашнего дня. В настоящее время все более возрастают требования к качеству одежды, критерием которого является художественное оформление (дизайн). Одежда должна быть как красивой по форме, так и качественной по исполнению. Следовательно, для того чтобы изготовить современное швейное изделие, необходимо обладать знаниями по моделированию и художественному оформлению швейных изделий, конструированию одежды и технологии швейного производства, так как все эти дисциплины взаимосвязаны и являются последовательными этапами процесса создания современной одежды. Художественное конструирование - это не искусство и не наука, это творческая деятельность. Недостаточно создать удобное изделие, недостаточно сделать его доступным по цене, придать ему высокую функциональную способность, которой в художественном конструировании придается особое значение. Процесс художественного проектирования изделий должен опираться на глубокое гуманистическое начало, которое воздействует на психику человека, создавая соответствующую эмоциональную среду, так как дизайн призван создать благоприятную атмосферу для жизнедеятельности человека. Приступая к проектированию, дизайн определяет основные направления работы. Этапы поиска замысла фиксируются в эскизах, набросках и схеме образа модели, из них выбирают лучшие, которые в последующем будут подвергнуты детальной обработке. Работа над эскизом состоит из ряда последовательных фрагментарных этапов, в результате которых разрешается замысел. Поиски формы можно вести разными путями, но всегда нужно исходить из основной идеи, возникновение которой должно предшествовать началу работы над эскизом. Мысль художника должна получить воплощение в материале; причем это воплощение должно всегда обладать достаточной художественной выразительностью. Только в этом случае замысел художника дойдет до зрителя. При работе над темой дипломного проекта «Проектирование новой модели женского демисезонного пальто» для молодежной возрастной группы, из натурального кожи, также необходимо учитывать все требования, предъявляемые к швейным меховым изделиям. Следуя эстетическим требованиям, разрабатываемый образец изделия должен отвечать модным тенденциям, иметь выразительную внешнюю форму, соответствовать телосложению, внешности заказчика и его образу. Эксплуатационные требования заключаются в надежности, долговечности изделия, устойчивости к атмосферным воздействиям, воде и химчистке. Пальто предназначено для сезона зима, осень, весна, поэтому требования, предъявляемые к пакету материала следующие: хорошие гигиенические и теплозащитные свойства, для поддержания комфортных условий жизнедеятельности организма. Очень важным являются требования технологичности конструкции, т.е. возможность получения изделия высокого качества при минимальных трудовых и материальных затратах на основе максимального использования высокопроизводительного оборудования. 1. ТВОРЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1 Характеристика внешних данных заказчика Главная задача одежды создать атмосферу душевного и физического комфорта для человека, который её носит, усилить его внешнюю привлекательность, подчеркнуть его индивидуальность, соответствовать его стилю жизни и поведения. Модельер-художник при проектировании новой модели должен учесть влияние индивидуальности человека, все присущие ему особенности. Для этого ему необходимо в первую очередь определить облик заказчика, пропорции его тела, цвет кожи, волос, цвет лица, тип фигуры. Все эти показатели очень влияют на выбор модели. Мода не диктует определённые рецепты, а предлагает каждому из, невиданного до сих пор, в истории костюма, многообразия, выбрать именно то, что подходит больше всего. Это также позволяет модельеру-художнику подобрать модный, даже - ультрамодный гардероб и одновременно «безболезненно» скрыть некоторые особенности телосложения и показать в выгодном свете достоинства. Заказчица, для которой разрабатывается модель - молодая энергичная девушка, творческая натура, успевшая завоевать уважение многих людей. Она является рекламным дизайнером и успевает это удачно совмещать с предпринимательской деятельностью. Активная личность, оптимист по жизни, одна из немногих женщин, которой неплохо удается пробиваться вверх без посторонней помощи, никогда не теряя мужества. Она трудолюбива, решительна и объективна в принятии сложных решений, независима в своих действиях, однако девушка всё же является представительницей «слабого» пола и творческой натурой, поэтому она очень нежна, хрупка и ей нередко хочется быть слабой, находя поддержку у сильного пола. Эта девушка увлекающаяся и любознательная натура, её легко вдохновить, восхитить, она полна новыми идеями, излучает «солнечную» ауру, поэтому с первого взгляда вызывает симпатию. Она общительна, легко заводит новые знакомства, спокойно относится к переменам в жизни. Исходя из общения с заказчицей, можно сказать, что характер заказчицы непредсказуемый - до последнего момента невозможно догадаться, как она поведет себя в определенной ситуации. Предложения моды принимает с легкостью, готова рисковать и экспериментировать, она знает себе цену, умеет отстоять свою точку зрения. По внешним данным заказчица привлекательная девушка. Она среднего роста с изящной фигурой, стройными ногами. Все лини ее фигуры кажутся совершенными. Изгибы шеи, спины показывают грацию перегибистой осанки, точно как у дикой кошки при движении. Плоский живот, плавные линии талии, бедер придают силуэту элегантность, подчеркивают женственность и красоту её тела. Четкая линия плеч придает образу уверенность в завтрашнем дне, а хрупкие руки и шея - сентиментальность и нерешительность (рис.1). При визуальном контакте необходимо обратить внимание на цвет кожи, волос, глаз, а также и характер. Это нужно для определения цветотипа и поможет в дальнейшем наиболее удачно подобрать цвет, фактуру материала, а так же выбрать дополнения и отделку. Существует четыре вида цветотипа: весна, лето, осень, зима. Заказчица относится к женщинам весеннего типа. Женщины весеннего типа выглядят нежными и женственными, они обладают мягким обаянием и всегда - производят впечатление хрупкости, что, на первый взгляд, очень свойственно заказчице. Женщины весеннего типа привлекают внимание тем, что открыто, высказывают своё мнение. Этим женщинам свойственны свежесть и чистота, а также естественность и - невзирая на хрупкую внешность - определенный запас бодрости и решительности, и правильный выбор цветовой палитры подчеркнет это впечатление. Чистые, натуральные краски подчеркнут «живое» очарование нашей заказчицы. Бросается в глаза очень нежный цвет её лица, чистая кожа, которая всегда выглядит свежей благодаря цвету слоновой кости. Как прекрасный весенний день, она производят «солнечное» впечатление, как бы «пронизывая» нас лучами своего обаяния. Цвет глаз зеленый, что является характерным для весны, благодаря точкам, пятнышкам и лучикам радужной оболочки глаза светятся как звезды, точно как у кошки в ночное время суток, они кажутся ясными и чистыми. Волосы у заказчицы светло-русые, имеют золотистый блеск. Одежда должна подчеркивать её естественное обаяние. Манерные, театральные вещи - не её стиль. Ей больше всего подойдет одежда чистых, однотонных расцветок. Цвета должны быть теплыми, однако женщинам весенней гаммы подходят пронизанные светом, наполненные радостью жизни оттенки. Людям, относящимся к данному цветотипу, рекомендуется исключить из гардероба, тёмно-синий брючный костюм, пиджак цвета бутылочного стекла - это не их наряды. Оборки, жабо и кружева, как правило, слишком романтичны для женщин весеннего типа. Пастельные оттенки и ослепительно-белый цвет так же следует избегать. «Весенним» женщинам не подходят все оттенки, смешанные с синим, а значит все холодные оттенки, которые так хорошо подходят лету. Наиболее подходящие цвета - это теплые цвета, производящие впечатление свежести, они могут быть следующими: нежный оттенок яичной скорлупы или теплый светло-бежевый цвет, цвет верблюжьей шерсти любого оттенка, розовый цвет лососины или фламинго, персиково-желтый, светло- синий цвет с оттенком серого, абрикосовый, светло-зеленый цвет яблока, все оттенки теплой зелени, теплый оранжево-красный цвет. Из всей палитры предлагаемых цветов женщинам весеннего типа, был выбран цвет теплой зелени. Который подчеркивает цвет глаз заказчицы, создает «солнечную» атмосферу (рис.2). Наигранная подростковая мода - не для женщин весеннего типа. Им подходят простые фасоны, силуэты с четкими линиями, одежда без причудливых деталей. Немного более строгий фасон «весенней» женщине не повредит, пожалуй, даже наоборот: бескомпромиссно строгая униформа сделает ее облик менее хрупким и придаст уверенности в себе. Чем проще фасон, тем элегантнее будет ее облик. С помощью одежды она может придать своему облику больше серьезности, компетенции и уверенности. Это поможет ей выглядеть более убедительной при решении серьёзных вопросов. Но девушка молода и энергична, она творческая личность и она «весна», а такой тип людей не признает однообразности, серости - ей обязательно надо выделиться из однообразного потока толпы, как далекому альпийскому цветку среди снежных гор. Модель, созданная художником, - это начало жизни, существующей пока в «идеальной» проектной форме. Но без человека все изделия имеют лишь потенциальную ценность и только во взаимосвязи с человеком, его фигурой рождается образ, выявляются средства его достижения. Вдохновением на новую жизнь модели стал образ заказчицы - образ сиамской кошки. Этот художественный образ является прототипом самого изделия, а также и остального гардероба разработанного дизайнером специально для нашей заказчицы - это источник вдохновения, начало жизни, результат столкновения двух начал. Есть ли в мире что-нибудь прекраснее женщины, которая способна удивлять, применяя на себе то образ одинокой хищницы, то вдохновляющей дивы, дикой разбойницы или сентиментальной леди. Каждое время рождает свои образы. Философия яркой индивидуальности и неповторимости максимально точно отражается в ее внешности, характере и действиях. С одной стороны мягкость, легкость в движении и поведении, нежность, приятное свежее обаяние, производят впечатление хрупкости, пушистой, покорной кошечки. Но одновременно с этим она является женщиной - воительницей, которая готова, во что бы то ни стало отстоять свои интересы, убеждения. Она ведёт себя независимо, холодно по отношению к окружающим. Взгляд её устремлён только вперёд и он ни о чем не говорит. В такие моменты, глядя на нее, создаётся впечатление, что даже гром среди ясного неба не способен отвлечь её от мыслей о работе, о планах на будущее. Кажется, что она не остановится и не отступится ни перед чем для достижения своей цели. Сдержанная элегантность, аристократичность, изысканность, изящество и грация - все эти черты присущие дикой кошке. И здесь нет ничего удивительного, ведь двойственность - эта черта характера присуще многим женщинам (рис. 3). Так как главная цель, которую ставит перед собой автор, - это показать свои потенциальные творческие возможности, свою творческую концепцию. То со всей силой раскрываются талант и мастерство дизайнера, его образно - ассоциативное мышление, чувство современности. Художественное конструирование изделия - это очень сложное творение, но безумно завлекает и полностью всецело поглощает в мир поиска замысла и идей и, попробовав раз, от этого уже невозможно отказаться - как от наркотика быстрого действия… 1.2 Характеристика материалов Любая женщина достойна поэзии меха и кожи, она - та для кого творят дизайнеры. Искупаться в море шелковистых ощущений, почувствовать себя Снежной королевой, ощутить удовольствие, а почему бы и нет… Благодаря интересу к историческим мотивам, мода становиться еще более богатой и разнообразной. Это особенно заметно в предлагаемых на 2007 год тканях для одежды. Они развиваются в двух направлениях. В первом представлены ткани мягкие, текучие, во втором - жесткие и упругие, которые не льнут к фигуре, хорошо держат форму. Одежда, сшитая из них, остается подвижной, пластичной и не деформируется при движении. Дизайнеры будто по команде решили оглянуться назад, вначале 1990х, где царил Аззедин Алайя и силуэт, позволяющий женщинам гордиться своим формами, подчеркивать их и выставлять на всеобщее обозрение. «Близкая телу» одежда вовсе не обязательно должна быть откровенно сексуальной. Облегающие целомудренные костюмы - лучшее тому доказательство. В моде: узкая линия талии, подчеркнутая линия бедер, глубокий вырез, облегающий силуэт, мягкие ткани [ ]. В моду возвращается клетка. В древней Шотландии ткань в яркую клетку служила законом принадлежности к семейному клану. Крупная, крупная вязка может стать главной изюминкой в гардеробе каждой модницы. Свитеров даже объемной грубой вязки для наших холодов явно недостаточно. В абсолютные лидеры сезона выбиваются вязаные платья, длинный кардиган, шарфы, шапки, сумки крупной вязки всё очень актуально этой зимой. Для пальто предлагаются полные компактные ткани гладкие материалы - сукно кастор, фетр, повалянные, похожие на войлок ткани, а также пестротканые, твидоподобные материалы с крапчатым эффектом. Возвращаются на авансцену моды мягкие пушистые, ворсистые, начесанные ткани - ласкающие, уютные, теплые, доставляющие удовольствие. Это ткани с вложением альпаки, мохера, кашемира, верблюжьей шерсти, также модны жаккардовые ткани из всех видов волокон. Ткани опять набирают плотность и объем. Важны рельефные поверхности - гофре, клоке, стеганные. Хит сезона, бархат, влияет на все группы тканей: ворсование, подвалка, «кожа персика» - самые популярные отделки. Ворс обволакивает и смягчает всё [ ]. Мода переменчива, как ветер, но, что интересно, всегда неизменно благосклонна по отношению к меху и коже. Действительно, мех и кожа для понимающего человека - насущная необходимость. С этим не возможно не согласиться, ведь не один другой природный материал не может сравниться с натуральным мехом и кожей. Полированная и лакированная, матовая или жатая кожа - лучший материал для осенний курток и пальто. Она выдерживает испытания любой погодой и любым прихотливым силуэтом, приталенный тренч, обтягивающий жакет или укороченное трапециевидное пальто. Цвет ее тоже под силу любой - от черного до красного. Давно в моде не было такой дикости. Стриженный, бритый, и щипаный мех ушел в прошлое. Вместо него на подиумы ворвался мех необузданный и дикий, словно из сказок о сером волке и хитрой рыжей лисе. Дизайнеры приготовились его специально для тех, кого не обманешь, и кто ни за что не уступит ни пяди своей территории [ ]. Мех и кожа остаются в моде всегда. Несмотря на нападки защитников дикой природы и в Росси и на Западе утонченные пижоны уже на протяжении многих веков не могут отказать себе в соблазне облачаться в мягкие лайковые френчи и куртки, тешить свое самолюбие норковыми манто и лисьими горжетками. Добротные одежда и аксессуары из кожи и меха испокон веков считались признаки роскоши и достатка. Меховая мода - это отдельная индустрия со своей уникальной историей, дизайнерскими наработками, постоянным усовершенствованием технологического процесса. Меховая индустрия - это классика, история которой уходит в глубь веков, когда первая одежда человека изготавливалась из меховых шкур. На самых ранних ступенях развития человек использовал различные предохраняющие тело покровы из материалов растительного и животного происхождения: кору, листья, волокна растений, перья птиц, шкуры животных, кожный покров рыб и другие. Вид материалов зависел от климатических условий и рода деятельности человека [ ]. Кожевенное и меховое производство - одно из древнейших производств. Из глубокой древности до нас дошли сведения, что люди того времени умели превращать шкуру в кожу. Об этом свидетельствует клинопись с изображением кожаных предметов, найденных в древних египетских гробницах, храмах и других исторических памятниках [ ]. От выбора ткани верха зависит эстетическая сторона и пластическая целесообразность пальто.Материалами, выбранными, для изготовления образца модели стала замшевая кожа, цвета черной сажи и майской зелени, пронизанной солнцем, на которой отлично ложатся акриловые краски. В качестве отделки использовался пушистый песец, окрашенный в нежный, светлый розовато-лиловый цвет и цвет травянистой зелени, способный украсить любую модель. Почему кожа… в ней есть благородство и лоск, пластичность и шик. Выбранный материал очень подходит цветотипу и характеру заказчицы по своей нежной, мягкой фактуре, с одной стороны и плотной, шероховатой поверхности - с другой. Кожа как чистый лист бумаги, она позволяет создавать все, что вам угодно. Ей можно придавать объем, вырезать ажурные узоры, расписывать или красить - с ней возможны воплощение любых творческих идей. Кожа делает жизнь комфортной и заботится о своем обладателе точно, как заботиться о своей пассии сильный пол. В мехе сияют все цвета природы. Мех украшает женщину, подчеркивает её индивидуальность, очаровывает, манит, завораживает волнистой нежностью и блеском, дарит настроение и создает образ - незабываемый и неповторимый. В качестве отделки он безупречно подходит под образ сиамской кошки. По этим и многим другим причинам исходным материалом была выбрана кожа, а в качестве отделки мех, они близки по своим свойствам, что тоже не маловажно при создании гармоничного единого целого - это целостное произведение, которое строиться по определенным законам композиции. К тому же кожа и мех - самая экологически чистая ткань, которая обладает в первую очередь хорошими защитными и функциональными свойствами. Натуральный материал - один из самых роскошных, который несет в себе массу положительной энергии. Вещество, которое балансирует био энергию человека и уравновешивает его ауру. Самой природой он создан лёгким, теплым и красивым. Но кожа, это легко прорубаемый материал и с ним надо работать осторожно. Если в текстильном изделии есть возможность на статическую погрешность, то в коже - нет. Работая с кожей у автора нет права на ошибки, кожа не терпит непрофессионализма, поэтому такое изделие должно быть особенно бережно отточено модельером - стройные, с гибкой линией рукава, аккуратными плечами, четко очерченным воротником. Это изделие заставляющее предвкушать зиму, осень, весну. Думать о сияющей холодной погоде с удовлетворением. Замша - кожа, имеющая ворсистую с переливом поверхность жирового дубления, выделанная из шкур лося, овец и диких коз. На ощупь она мягкая и податливая к любому изгибу. Особенностью замши является отсутствие лицевого слоя, который спиливают в процессе производства. Замша обладает повышенной тягучестью, повышенным удельным весом, устойчива к действию горячей воды (до 60 оС); её можно стирать с мылом, и она остается мягкой. Замша вырабатывается в натуральном или окрашенном виде и подразделяется по видам сырья, размерам, толщине. Замша хорошего качества имеет густой, низкий, блестящий ворс с однородной окраской, устойчивой к сухому и влажному трению [ ]. Шкуры песца отличаются особо густым, мягким и шелковистым волосом, более пышным, чем у других зверьков волосяным покровом. Концы остевых волос четко выделяются над пухом, создавая «вуаль», придающую меху особую красоту. Самые длинные волосы расположены на передней части шкуры, несколько более короткие - на огузке, самые короткие - на череве. Густота волосяного покрова очень высока. Характерной чертой шкур песца является большая нежность пуховых волос, составляющих около 97% общей массы волосяного покрова. Это обуславливает большую способность волосяного покрова песцов свойлачиваться [ ]. Материалы, которые используются для изготовления демисезонного пальто, должны обладать хорошими механическими и технологическими свойствами, быть достаточно легкими, а также иметь красивый внешний вид (рис. 4). К механическим свойствам материала относятся: прочность при растяжении, удлинение, сминаемость, драпируемость, износостойкость. К технологическим - относятся свойства материала, влияющие на их обработку, на всех стадиях технологического процесса производства одежды. К этой группе свойств относятся такие как сопротивление резанию, скольжение, осыпаемость, прорубаемость, усадка, способность материала к формованию в процессе ВТО, раздвигаемость нитей в швах Выбранные материалы обладают всеми необходимыми свойствами для изготовления образца модели. Механическими свойствами меха и кожи являются хорошая прочность, малая сминаемость, неплохая драпируемость (это относится к тонкой замшевой коже), а главное - высокая износостойкость. Достоинствами меха являются его долговечность и возможность многократной реставрации. К технологическим свойствам относятся - сопротивление к резанию, так как материал плотный и не скользящий, не осыпаемость, большая прочность швов. Однако при работе с кожей остаются следы от проколов иглой, материал обладает большой усадкой, а также очень малой способностью к формированию в процессе ВТО, так как при высокой температуре кожа может свариться. Все эти и другие свойства были учтены еще на начальных этапах разработки модели. Мех и кожа имеют высокие теплозащитные и эксплуатационные свойства. В высоком и густом волосяном покрове меха песца удерживается большое количество воздуха, поэтому он обладает лучшими теплозащитными свойствами, но слой замшевой кожи тонкий, поэтому кожа немного уступает в этих свойствах меху, так как пальто демисезонное, предназначенное для межсезонной погоды. Также мех и кожа обладает хорошей гигроскопичностью, что способствует удалению испарений с поверхности тела человека во внешнюю среду. Это дает ощущение комфорта и приносит обладательнице кожаных и меховых изделий истинное удовлетворение и любовь к ним. Мех имеет способность сохранять форму, а кожа - принимать форму тела человека. Это помогает создать нужный силуэт, форму выбранной модели. Помимо основного материала в моделировании изделия большую роль играют прикладные и отделочные материалы; подкладки и прокладки. В качестве подкладки при изготовлении образца была использована яркая сверкающая ткань из капроновых нитей арт. 52185, призванная улучшать внешний вид и эксплуатационные свойства изделия. Она лёгкая, обладает хорошей устойчивостью к истиранию, нераздвигаемостью нитей в швах, небольшой усадкой по основе, ее окраска - устойчивая к действию трения, пота и химической чистке. Подкладочная ткань по износостойкости, усадке, поверхностной плотности и внешнему виду соответствует материалам верха, применяемым для изготовления модели. Ткань гладкокрашеная, подвержена антистатической и специальной отделке, повышающей её термостойкость и предотвращающая появление пятен при ВТО. Важным свойством этой подкладочной ткани является скольжение. Это свойство позволяет уменьшить сцепление верхнего изделия с нижним, что предотвращает появление нежелательных складок на одежде, а также значительно продлит износостойкость изделия. При изготовлении дипломного проекта прокладочные материалы не использовались. Небольшая температура сваривания кожевой ткани 80 - 90 оС, не позволяет применить необходимую температуру для прочного соединения клеевого материала с кожевой тканью. Поэтому для фиксации формы срезов и предохранения их от растяжения использовалась синтетическая клеевая кромка, не нуждающаяся в тепловой обработке. Для увеличения теплозащитных свойств пальто, при его изготовлении используют различные утеплители. Для изготавливаемого пальто выбрано синтетическое нитепрошивное полотно. Главным преимуществом данного утеплителя является: легкость, небольшой объем и высокая теплозащитность.Основным средством соединения деталей швейных изделий являются нитки. Для соединения деталей образца используют армированные нитки, которые имеют хороший внешний вид, обладают высокими показателями прочности при растяжении и истирании, имеют определенные значения удлинения при растяжении, равномерные по прочности и удлинению, уравновешенные по крутке, при воздействии влаги имеют такую же величину изменения линейных размеров, как и соединяемые материалы. Они термостойкие, эластичные, не усаживаются при ВТО, обладают высокой стойкостью окраски к действию света, погоды, химической чистки и стирки, устойчивые к действию микроорганизмов. Эти свойства придают швам прочность и растяжимость, при пошиве эти нитки меньше обрываются. Также, армированные нитки были использованы для выполнения различных отделочных строчек. Важным элементом необходимым для изготовления швейного изделия является одежная фурнитура. В модели были использованы застежки на тесьму-молнию для легкого застегивания и расстегивания, также и для украшения изделий. В изготавливаемой модели используется железная молния, она является более долговечной и играет функциональную роль. Цвет молнии в тон основного материала. Она прочна, устойчива к действию разбавленных кислот и растворителей, применяемых в химической чистке [ ]. Выбирая ткани и отделочные материалы, для какой либо модели нужно всегда внимательно продумывать их связь с модой, фигурой, стилем заказчицы и многими другими факторами, которые определяют выбор ткани. 1.3 Обоснование композиционного решения модели Слово композиция произошло от латинского «con ponere», что означает составление. Искусство композиции - это умение привести к единству все составные части формы, связать их между собой и подчинить общему замыслу. Искусство разработки модели состоит в том, чтобы создать гармонию линий, фактуры меха и кожи, цвета и все это увязать с фигурой человека. Нельзя создавать модель, не думая о человеке, так как самой главной задачей автора является - соответствие одежды общему облику заказчика. Модель дизайнера выполнена из натуральных материалов: кожи, меха с применением технологии обработки - крашения. Меха и кожа придают необходимую элегантную завершенность современной женщине, стильной и изысканной, без тени вульгарности, которая чувствует себя уверенно и свободно в шикарной одежде. Модель - легкая, романтичная, передает настроение дизайнера - возможно, это попытка продлить ушедшее лето. Средства, использованные автором для воплощения этой задачи: четкость силуэтов, форм и конструкций, простота фасона, добавляющая элегантность облику заказчицы. Использовались материалы: велюровая кожа, мех песца. Фурнитура - застежка на тесьму-молнию. Новые технологии в работе с кожей: ручная роспись по коже акрилом. Аксессуары и дополнения - съемный меховой воротник, вязаный шарф и шапочка, обувь, сумка - являются обязательным элементом модели. Обувь изготовлена из тех же материалов и также украшена ручной росписью. Модель призвана подчеркнуть женственность, воплотить наяву мечты женщины о прекрасном. В этом основная идея создания модели. Этот дизайн одежды можно охарактеризовать как воплощение чувственности и изящности. В основе - мягкие, нежные цвета, грация силуэта, достигнутая четкой пластикой линий, классический дизайн, дополненный штрихами конструкторских решений, в соответствии с современными тенденциями моды придают пленительное очарование образу, усиливают естественную красоту меха, подчеркивая его мягкость и пластичность. Проектирование любого предмета всегда происходит в рамках определенного стиля, который накладывает отпечаток на его форму, конструкцию, детали, декор. Для каждого стиля характерен своеобразный круг идей, образов, тем, приемов. В этом сезоне особенностью стилевого решения является естественность американского подхода к одежде. Она уводит акцент от богемных сочетаний, возвращает внимание к простому образу с четким силуэтом. На улицах можно увидеть образ, включавший в себя новую обработку спортивной одежды и студенческой классики, который отражает оптимизм нового времени. С другой стороны одежда становиться более женственной. Романтические образы на грани ностальгии. Стиль «ретро» примыкает к романтическому. Мода настоящего сезона не потерпит выдержанности стиля, т.е. наиболее актуальным является смешение трех основных стилей: классического, спортивного и романтического. Анализируя характер заказчицы, её темперамент и отношение к моде, для разработки пальто был выбран классический стиль, как ведущий и романтический, как дополняющий. Классический стиль - это целесообразность форм, соответствие его объемов пропорциям фигуры человека, соразмерность деталей между собой, лаконичность и ясность линий конструктивных членений, что создает особую гармонию функционального и эстетического решения демисезонного пальто. Общая сдержанность подчеркивается строгостью линий. Классический стиль также характеризуется простотой и четкостью кроя, естественным облеганием фигуры человека, а членение наиболее точно соответствует строению человеческого тела: вырез горловины следует по шее, рукава доходят до кисти, длина пальто доходит до колен, ширина изделия обеспечивает достаточную свободу движения. Однако на практике чаще наблюдаются отступления от этой нормы. Каждая мода, преобразуя классическую схему, изменяя пропорции, рисунок, силуэт одежды, дает тем самым как бы новое зрительное впечатление от фигуры. Ещё, одной причиной выбора классического стиля можно считать способность создания деловой обстановки, а так же довольно продолжительный цикл и поддержание своей актуальности. Кроме того, они хорошо комплектуются с одеждой других стилей, что способствует их много вариантности, а это очень важно при составлении гардероба. Для того, чтобы классический стиль не вызывал зрительной утомляемости своей строгостью, четкостью форм - обычно его разбавляют другими стилями. Классический стиль, с добавлением романтического придает образу заказчицы не только женственность и элегантность, но и неповторимость, необычность, уверенность в себе, и одновременно с этим - приятное обаяние, производя впечатление свежести, пронизанной светом и наполненной радостью жизни. Первое зрительное впечатление проектируемой модели складывается из степени объемности модели и ее силуэта. В процессе проектирования форма занимает одно из главных мест. Цвет и фактура быстро надоедает, а следственно, и меняются быстрее, чем форма. Красота формы символизирует органичность, целостность. Силуэт это наиболее точная и исчерпывающая характеристика формы. Естественно, что может быть множество вариантов силуэтных форм одежды, но при этом их классифицируют по двум признакам: по степени прилегания изделия к фигуре и по виду геометрической формы. По степени прилегания изделия к фигуре существуют силуэты: полуприлегающий, приталенный, свободный, расширенный и зауженный к низу. По виду геометрической формы, которой он может характеризоваться или к которой он приближается, силуэты подразделяются на: прямой, трапециевидный, овальный, в виде двух треугольников с усечёнными вершинами, х-образный. Силуэт является основным фактором в выборе модной формы модели. Проведя анализ фигуры заказчицы, её характера, темперамента и отношение к моде, а, также рассчитывая на длительный срок носки кожи и меха, нужно было найти такую силуэтную форму, которая в течение нескольких лет оставалась бы современной и модной, кроме того, максимально утилитарной и красивой. Наиболее подходящими силуэтами были выбраны прилегающий и полуприлегающий. Прилегающий силуэт хорошо подходит к заказчице тем, что он облегает и успешно подчеркивает ее стройную фигуру, акцентируя внимание на изящную талию, грудь и бедра. Полуприлегающий силуэт хорош тем, что он хоть и менее облегает фигуру, лишь, намекая на наличие форм, но благодаря достаточной объемности он не стягивает тело, а свободно скользит по нему, создавая плавный, скользящий и очень женственный силуэт. Этот силуэт наиболее часто применим в верхней одежде, он даёт свободу телу, для жизни в изделии, что является еще одной причиной для выбора именно этого силуэта. Причём, для заказчицы подходят разные варианты полуприлегающего силуэта, например: с естественной линией плеч и с небольшим расширением к низу; с удлиненной линией плеч прямой к низу; с естественной линией плеч зауженный к низу и т.д. Одна из основных причин, при которой одежда может создавать некое зрительное отторжение от себя, - это непропорциональность. Пропорции одежды должны гармонировать с пропорциями тела. Не пропорциональность костюма подчеркивает недостатки фигуры, пропорциональность же наоборот, прекрасно их скрывает. Поэтому одной из задач для модельера-конструктора является, грамотно определить пропорции костюма в соответствии с образом, особенностями фигуры заказчика, материалом, функциональностью костюма и другими факторами, определяющими пропорции. Пропорция - это связь, соединяющая внутри целого его составные части, движение от одного размера к другому. Результат сравнения двух однородных величин - отношение. Положительное восприятие отношения двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности. Простейшим видом согласованности является тождество, то есть полное сходство, равенство, повторение линий, площадей, массы, фактур, цвета. Пользоваться тождественными отношениями следует осторожно, ибо многократное повторение отдельных элементов быстро вызывает утомление, притупляет восприятие. Небольшие различия в линиях, площадях массах, фактурах, цвете свидетельствует о нюансных отношениях. Чем больше различий, тем активнее, динамичнее воздействует на восприятие человека это отношение. Ярко выраженное различие в линиях, площадях, массах фактурах и цвете называются контрастными отношениями. Пределом использования контрастных отношений будет восприятие целой формы как целостности, еще не разрушенной различиями. В проектируемом изделии были задействованы контрастные и нюансные соотношения. Контраст был использован в цвете, объемах, фактурах материала, отделке. Контраст цвета вызывает «живописный» эффект, благодаря которому форма одежды подчеркивает красоту фигуры заказчицы - подвижность и изящество. Контраст пропорционального соотношения кокетки к изделию, объемов и рисунка придает изделию динамику, выразительность, делаете заметной, приподнимает над обыденностью. Композиция контраста фактур - это матовая бархатная структура кожи и скользящая шелковистая - меха, а также гладкая и ворсовая поверхности материалов. Взаимодействие противоречивых элементов создает динамику жизни, нарушая рутинное однообразие. Нюанс же создает дополнительные связи между элементами, способствует гармоничности решения, он был использован в соотношении объемов, формы, низа изделия. Нюансные проработки элементов формы, соотношение низа изделия, легкий декор при четком контрастном решении ее только подчеркивают идею композиции, заставляют ее звучать еще более выразительно и образно. Гармоничные соотношения объемов, формы, низа изделия с фигурой заказчицы успокаивают глаз, создают впечатление удовлетворенности композицией (рис.7). При всём разнообразии форм женской одежды, её геометрический характер отражается не только силуэтом и пропорцией, но и покроем - определенным строением рукава и проймы. При проектировании изделий той или иной формы необходимо определить покрой рукава, который позволит получить заданную форму изделия. Различают втачной покрой, рубашечный, реглан, полуреглан и цельновыкроенный. Причем в пределах одного покроя рукава могут быть различными по форме. Таким образом, модные силуэты поддерживаются различными покроями и формами рукавов Лучшим вариантом для разрабатываемой модели будет использование втачного покроя. Это обусловлено в первую очередь тем, что выбранный силуэт - полуприлегающий, стиль - классический. Втачной рукав в данном случае подчеркнёт классику. Втачной рукав участвует в формировании одежды любого, модного, направления, поэтому такой покрой считается классическим - это гармонично вписывается в композицию проектируемого изделия. Также изделие этого покроя с удлиненным плечом и с использованием плечевой накладки визуально расширит плечевой пояс заказчицы а, следовательно, подчеркнет изящную талию заказчицы - придаст еще большую женственность образу. По своей природе кожа всячески обходит стороной все работы связанные с влажно-тепловой обработкой. Поэтому для создания втачного покроя очень важно иметь четко отработанную конструкцию и деликатный подход к данному материалу. Покрои реглан и цельновыкроенный в разрабатываемой модели не рекомендуется. Потому что, во-первых, сами по себе эти два покроя подразумевают объёмные модели, в основном прямого или трапециевидного, очень редко полуприлегающего силуэта, а во-вторых, в этих покроях создаётся мягкая покатая линия плеч, что не соответствует гармоничному целому, с точки зрения единства строгой формы, силуэта и стиля. Форма костюма создается путем конструктивного решения и сопряжения отдельных объемов или частей костюма. Линии, по которым происходит это сопряжение, называются конструктивными. К ним относятся: соединительные швы, рельефы, линии членения формы, от которых начинается изменения объема формы -- подрезы, вытачки. Если такие линии декоративно оформлены (строчкой, вышивкой, шнуром, тесьмой), их называют конструктивно -- декоративными. В таком случае сама конструкция выполняет эстетическую функцию. Существуют также и чисто декоративные линии в виде полос вышивки, кружева, мережки, тесьмы [ ]. Конструктивные средства, которые используются в выбранной модели - вертикальные рельефы, выходящие из проймы по переду и, выходящие из кокетки по спинке, сама кокетка спинки переходящая на перед, членение боковой части переда и средний срез. Вертикальная линия выражает строгость, лаконичность, уверенность, что хорошо подчеркивает образ заказчицы, а именно дикой кошки, той женщины - воительницы, которая готова, во что бы то ни стало отстоять свои интересы, убеждения. Также вертикаль способствует зрительному увеличению роста заказчицы, делая фигуру стройнее и изящнее, что имеет большое значение для любой женщины. В проектируемой модели рельефы берут своё начало из пройм по переду и из кокетки по спинке - это визуально подчеркнет грудную клетку заказчицы и зрительно увеличит грудь, спину, выделяет талию. На решение выбора конструктивных средств также повлияла специфика материалов. Так как кожа и мех не терпит и, всячески, избегает влажно-тепловую обработку, от операции сутюживания пришлось практически отказаться. Поэтому, для придания силуэтной форме лучшего облегания, художником было предложено членение рельефными линиями. Однако, для отражения другой половины образа заказчицы - мягкой, нежной покорной кошечки, девушки, обладающей солнечным обаянием, природной женственностью, создающей ощущение свежести и чистоты, необходимо использование плавных и изящных линий. Мягкой и округлой формы воротник в качестве отделки и легкие, деликатные, сложной кривизны линии декора и аксессуаров как никто лучше справились с этой задачей (рис. 9).Ещё одним очень важным конструктивным средством является линия низа. Она считается завершающей линией в силуэте. Линия низа в разрабатываемой модели находится на уровне чуть выше колена, благодаря этому возникает нюансное соотношение - переходное состояние между изделием и фигурой заказчицы, создавая впечатление удовлетворенности композиции. Гармония между всеми частями произведения: конструкцией, функцией и формой определяется композицией. Под этим словом следует понимать закономерность распределения формы, цвета, утверждающую гармонию и образность изделия. Композиционный центр проектируемой модели - съемный меховой воротник. Этот элемент дополнения обращает на себя основное внимание своей пышной формой, большой массой и контрастным цветовым решением. Пушистый, длинноволосый, шелковистый и скользящий по своей структуре, он вступает в контраст с изделием изящным - небольшого размера и объема, плотным, матовым и шероховатым по фактуре, в выдержанной цветовой гамме. Меховой воротник является составной частью изделия, отделкой и аксессуаром одновременно, деталью, которая дополняет, придавая изделию целостность и композиционную завершенность. Поэтому, для того чтобы изделие не потеряла своей целостности при отсутствии мехового воротника, было принято решение использовать второй композиционный центр - рисунок по коже. В сочетании с меховым воротником он не равнозначен и менее контрастен, основная часть рисунка находиться на спинке изделия, тем самым, отодвигая его на второй план. Это предусмотрено для того, чтобы они гармонично могли сосуществовать вместе, не мешая и не заглушая, друг друга цветовым контрастом и массой, не перегружали целостное восприятие всей композиции. Движение рисунка повторяет направление движения воротника, зрительно выступая как его дополнение и продолжение, что придает композиции еще большую целостность. Но в случаи отсутствия воротника рисунок выступает на первый план, становится центром композиции, привлекая все внимание к сюжетной линии рисунка и ее детальной проработке. Также он является пятном который соединяет два разнородных цвета, своего рода объединяющий элемент цветового решения изделия. Цвет - это мощное выразительное средство, как и музыка, он может дать чувству определенную направленность. Цвет является символом жизни и смерти, выражением радости и горя, он окружает и сопровождает человека повсюду и более чем другие качества предметов эмоционально воздействуют на человека. Французские импрессионисты светлой и яркой цветовой гаммой, тенями, игрой мазков умели придать полотну трепетность, рельефность, незаконченность, создать впечатление формирования образа на глазах у зрителя. Цвет воспринимается только в связи с другими цветами. При создании модели всегда задается колорит: цвет лица, глаз, волос. Женщинам весеннего типа подходят цвета теплые, однако, свежие оттенки, пронизанные светом, наполненные радостью жизни. Гармония цвета в модели требует, чтобы один цвет доминировал, но в некоторых его вариациях. Равновесие цвета лучше всего достигается при условии, что большие плоскости должны быть спокойного цвета, небольшие - контрастного. Чем больше плоскость, тем спокойнее должен быть ее цвет. В одежде нужно сочетать не более трех цветов. В проектируемой модели были использованы цвета нежного теплого зеленого, свежего светло-лилового и черного. Выбор цвета обоснован в следующем. Доминирующим, использующим на больших плоскостях, цветом был выбран цвет теплой зелени - олицетворяющий спокойствие и равновесие, способный снимать нервное напряжение. Он подчеркивает теплоту, нежность и женственность заказчицы, выделяет мягкое обаяние, так свойственное женщинам весеннего типа, выражает всю глубину ее зеленных глаз. Но девушка молода и энергична, она творческая личность, поэтому светлый оттенок розовато-лилового цвета приносит заряд свежести и бодрости всей задумке модели. Этот чистый свежий оттенок, подобно раннему весеннему цветку, прорывающемуся сквозь однородную массу снега, чтобы показать свою искру, подчеркивает «живое» очарование и индивидуальность заказчицы, легкий контраст и динамику образа. Эта натуральная «чистая» краска разбавляет спокойствие и статику своей жизненной энергией и силой. Черный цвет придает образу статичность, сдержанную элегантность, добавляет весеннему коктейлю красок утонченность и изысканность, создает менее хрупким облик заказчицы и придает уверенности в себе, делая фигуру стройнее и изящнее. Каждый из природных материалов обладает своей особенной фактурой даже при ограниченной цветовой шкале: углю свойственна матовая бархатистость, шерсти - мягкость, шелку - изысканный блеск, коже - пластическая мягкость. Художник хочет передать общее состояние природы в формах одежды, предназначенных для данного сезона, поэтому он, прежде всего, выявляет психологические и композиционные признаки одежды этого сезона. Композиция модели была решена путем сочетания фактур кожи и меха. Матовой, бархатистой, пластичной с одной стороны и мягкой, блестящей, гладкой - с другой. Если материал имеет мало выраженную фактуру и цвет, то форма изделия из-за него выглядит неорганизованной, невыразительной. Поэтому, будет эффективно, использование в одном изделии разнородных фактур: легкой и тяжелой, твердой и мягкой, ворсовой и гладкой и т.д. Этот прием также был использован при проектировании модели. При контрасте фактур меха и кожи, кожи и крупной вязки, в качестве дополнения, возникает зрительное движение. Глаз стремиться от более активной блестящей гладкой длинноволосой поверхности, или рыхлой, объемной, крупной сильно возбуждающей эмоционально, к более спокойной - матовой шероховатой плотной. Появляется динамика, завязывается сюжет композиции, а это всегда вызывает интерес и обращает на себя внимание. Фактура поверхности - самостоятельный и активный элемент формы, оказывающий не менее значительное влияние на ее пропорциональное отношения, чем размер и цвет. При выборе материала, его фактуры для проектирования модели художник - конструктор также должен учитывать его массу. Тяжелая, плотная, ворсовая кожа с матовой поверхностью требует при решении формы зрительного пропорционального уменьшения, иначе модель будет восприниматься массивной. Этот материал необходимо комбинировать с другим контрастным по фактуре гладким блестящим материалом - мехом, который создаст своеобразную композиционную «рамку» и придаст изделию необходимую законченность. И, наконец, выраженная фактура материала дополняет и украшает модель. Форму воротника подчеркивает «пышная» фактура песца. Его нежный и мягкий длинный волосяной покров придает силуэту модели еще больше женственности, мягкости и кокетливости. Кожевая ткань и мягкий пуховой волос песца окрашивается насыщеннее, чем остевой волос. Жесткая структура остевого волоса не позволяет в полной мере насыщенно окрасить его, поэтому получается эффект, слегка поблекших оттенков, выцветших, и полинявших, одновременно напоминающих и акварель, и паутину древних фресок, это делает мех более благородным, мягким и приятным для глаз. Выбор деталей, отделок и дополнений к костюму производится с учётом рекомендаций моды текущего сезона и увязывается со стилем, силуэтом, тканью, цветом, пропорциями и покроем. Отделка не является самостоятельным элементом композиции - это дополнение, украшение, которое усиливает и обогащает композицию. Декор должен быть умеренным, подчёркивать форму, не должен выглядеть случайным. При оформлении одежды отделкой самое главное не перегрузить её композиции Глянцевые и матовые отделки поверхности, этнические мотивы, тонкий графический дизайн, удивительные рисунки, отделка поверхности под металлик, выполненные лазером необычные текстуры, имитирующие мерею экзотических животных и изысканность патины, набивные рисунки, вышивки и аппликации - это лишь малая толика различных эффектов, достигаемых при обработке кожи. Грубая простота потертых и потрескавшихся структур, плетеная кожа и состаренная поверхность кожи может напоминать о древнейших временах. Не менее интересны лакированная кожа с полиуретановым покрытием в ярких цветах с рельефными графическими рисунками. Мех и кожу по максимуму стали использовать как ткань. Мех стригут, красят, выбеливают, на кожу наносят фотопечать, и набойку, соединяют с любым материалом. Эпоха скучных мехов и кож закончилась, открывается поиск новых решений и возможностей их использования. Все зависит от творческого порыва дизайнера. Обычные стандарты здесь не приемлемы, это не просто роскошная одежда, - это высокохудожественные образы подлинного искусства. В дипломном изделии в качестве отделки было использована ручная роспись акрилом по коже в стиле цветной линейной графики. Превосходство кожи в том, что она очень хорошо отображает цвета на любую поверхность в любом виде, что дает прекрасный конечный результат и объемный вид. С кожей легче поймать сюжетную атмосферу рисунка. Плавное перетекание рисунка от спинки к переду повторяет движение мехового воротника, создаёт динамичный характер, разбавляет строгий вид классического стиля, придает изделию немного необычности, изящности, романтики. В результате модель выразительна, более динамична, эффективна, что очень характерно для молодежи (рис. 10).
|
|