|
Проектирование механической системы промышленного робота манипулятора
Проектирование механической системы промышленного робота манипулятора
21 Факультет экономики и управления в машиностроении. Кафедра инженерных наук и технологий. Курсовая работа. Тема: Проектирование механической системы промышленного робота манипулятора Санкт - Петербург 2007 год. Содержание Введение 1) Часть №1: Проектный расчет вала редуктора 2) Часть №2: Конструирование вала 3) Часть №3: Приложения Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Список литературы Введение Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата, и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи. Назначение редуктора - понижение угловой скорости и соответствен но повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами. Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения. Редукторы классифицируют по следующим признакам: типу передачи, (зубчатые, червячные или зубчато-червячные), числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые), типу зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические), относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные), особенностями кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью). Возможности получения больших передаточных чисел при малых габаритах обеспечивают планетарные и волновые редукторы. Сборку редуктора производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: на ведущий вал насаживают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают удерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтоф; затягивают болты, крепящие крышку корпуса. Таким образом мы видим, что одной из важнейших составляющих редуктора является вал. В этой курсовой работе нам как раз предстоит спроектировать и сконструировать вал редуктора. Предварительная конструктивная проработка вала и подшипниковых узлов выполняется на стадии эскизного проекта редуктора. Окончательное конструктивное исполнение этих узлов определяется по результатам расчета вала и подшипников по критериям их работоспособности. При известных нагрузках на вал эти расчеты можно произвести, составив расчетную схему вала. Рассчитаем необходимый нам вал в соответствии с требованиями, изложенными в задании к курсовой работе. Часть №1: Проектный расчет вала редуктора
Ft = 2200H Ft - окружная сила Fa = 770 H Fa - осевая сила Fr = 836 H Fr - радиальное усилие l = 0,16 м D = 0,11 м I. Силу Fa и Ft переносим к центру тяжести вала Момент Ма вызывает изгиб в вертикальной плоскости XOY. Сила Fa вызывает растяжение, и в расчетах мы ее учитывать не будем. Момент Mt вызывает кручение вала относительно оси OX. II. Изобразим пространственную схему вала Схема представляет собой балку, лежащую на двух опорах. Внешние силы лежат в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, поэтому составляющие реакции определим в тех же плоскостях, а затем подсчитаем результирующие реакции. А) Чертим расчетную схему в вертикальной плоскости XOY и определяем составляющие реакции. Ray > ?Mв = 0 -Ray • 2l + Fr • l - Ma =0 Rву > ?Mа = 0 Rвy • 2l - Fr • l - Ma =0 Проверка: ?Y = 0 Ray - Fr + Rву = 0 285,66H - 836H + 550,34H = 0H =>Решение верно! Б) Чертим схему вала в горизонтальной плоскости XOZ и определим составляющие реакции в этой плоскости. -Raz •2l + Ft •l = 0
Rвz > ?Mа = 0 Rвz •2l - Ft •l = 0
Проверка: ?Z = 0 Raz - Ft + Rвz = 0 1100H - 2200H + 1100H = 0H =>Решение верно! В) Определим суммарную радиальную реакцию в опорах. III. Строим эпюру изгибающих моментов А) В вертикальной плоскости XOY. 1-й участок 0 ? X1 ? 0,16 м Mz = Ray • X1 При X1 = 0 м Mz1 = 0 H •м При X1 = 0,16 м Mz1 = 45,71 H •м 2-й участок 0 ? X2 ? 0,16 м Mz = Rвy • X2 При X2 = 0 м Mz2 = 0 H •м При X2 = 0,16 м Mz2 = 88,06 H •м Б) В горизонтальной плоскости XOZ. 1-й участок 0 ? X1 ? 0,16 м My = Raz • X1 При X1 = 0 м My1 = 0 H •м При X1 = 0,16 м My1 = 176 H •м 2-й участок 0 ? X2 ? 0,16 м My = Rвz • X2 При X2 = 0 м My2 = 0 H •м При X2 = 0,16 м My2 = 176 H •м
A)
Б) IV. Определение суммарных изгибающих моментов в сечении С - Слева: - Справа: V. Строим эпюру Мкр. Мкр = -121 Н*м VI. Используя III и IV теории прочности, определяем эквивалентные (приведенные) моменты характерных сечений VII. Определим опасное сечение и выпишем величину моментов в этом сечении Опасное сечение в точке С. Мизг = 196,8 Н •м Мкр = 121 Н •м VIII. Вычисляем диаметр вала d [у] = 70 МПа уmax = ? [у] 28 мм округляем до 30 мм. Из таблицы нормальных линейных размеров выбираем d = 30 мм. Ориентировочное значение диаметра вала редуктора определено из полного проектного расчета вала на статическую прочность с учетом работы вала на изгиб и кручение. d = 30 мм принимаем в качестве выходного диаметра вала. Часть №2: Конструирование вала При конструировании вала необходимо выполнять следующие основные требования: Конструкция вала должна обеспечивать его легкое изготовление. Необходимо обеспечить простоту сборки и разборки деталей, сидящих на валу. Необходимо помнить, что многие элементы и размеры являются стандартными и по возможности должны быть выбраны из ряда нормальных линейных размеров ГОСТ 6636-69 (Приложение 1). I. Подбор подшипника для вала В качестве опор валов используют подшипники - устройства, предназначенные для направления относительного движения вала, а так же для передачи нагрузок на корпус машины. В современном машиностроении подшипники качения являются основными видами опор валов. Подшипники качения представляют собой наружные и внутренние кольца, с расположенными между ними телами качения (шарики и ролики). Для предотвращения соприкосновения тел качения их отделяют друг от друга сепаратором. Самый распространенный в машиностроении подшипник - шариковый радиальный однорядный подшипник ГОСТ 8338 - 78 (Приложение 2). Диаметр вала под подшипник качения применяется на 5 - 8 мм больше чем dвала. d вала под подшипник = 30 мм + 5 мм = 35 мм d вала под подшипник должен заканчиваться на 0 или 5 и должен быть целым числом. По ГОСТ 8338-78 выбираем подшипник №207: d = 35 мм D = 72 мм B = 17 мм r = 2 мм II. Определение d вала под колесо d вала под колесо = dподшип +3r = 35 мм + 2 мм •3 = 41 мм r - радиус фаски, применяемый при выборе подшипника. Полученное значение округляем до ближайшего стандартного нормального значения. d вала под колесо = 42 мм Dколеса ? d вала под колесо (110 мм ? 42 мм + 9 мм) => колесо надевается на вал и изготовляется отдельно. III. Определение диаметра буртика вала Буртик - участок вала (утолщение), который служит для ограничений перемещений колеса вдоль оси вала. dбуртика ? d вала под колесо + 8мм => dбуртика ? 50мм. Полученное значение округляем до ближайшего стандартного нормального значения. => dбуртика = 50мм. IV. Подбор шпонки Для передачи крутящего момента от вала до ступицы колеса и фиксации детали на валу используется шпоночное соединение. Основная деталь соединения - шпонка, устанавливается в паз вала и соединяемой детали. Размеры шпонок стандартизованы. Наиболее часто применяемые шпонки - призматические шпонки ГОСТ 22360-78 (Приложение №3). Размеры стандартной призматической шпонки (в, h, l) выбирают в зависимости от диаметра вала под колесо и длины ступицы под колесо. l ступицы = (0,8мм…1,5мм) от диаметра вала под колесо l шпонки = l ступицы - (5мм…10мм) в = 12мм h = 8 мм t1 = 5мм (паз вала) l ступицы = 0,8 • d вала под колесо = 0,8 • 42мм = 33,6мм ? 34мм l шпонки = 34мм • (5мм…10мм)= от 24мм до 29мм Выбираем l шпонки =28мм l шпонки рабочая = l шпонки - в = 28мм - 12мм = 16мм При действии на вал крутящего момента на шпонку действует напряжение смятия. После выбора размеров шпонки необходим проверочный расчет шпоночного соединения на прочность по напряжению смятия (сжатие в зоне контакта). усмятия ? [у] [у] = (110Мпа … 190МПа) 120,04МПа ? 190МПа => Условия прочности на смятие шпонки выполняются. V. Определение длины концевого участка вала d = 30мм (из первой части расчета). В соответствии с ГОСТ 12080 - 66 выбираем d = 30мм, l = 80 мм. I. Приложение №1 Нормальные линейные размеры, мм (ГОСТ 6636-69) |
3,2 | 5,6 | 10 | 18 | 32 | 56 | 100 | 180 | 320 | 560 | | 3,4 | 6,0 | 10,5 | 19 | 34/35 | 60/62 | 105 | 190 | 190 | 600 | | 3,6 | 6,3 | 11 | 20 | 36 | 63/65 | 110 | 200 | 360 | 630 | | 3,8 | 6,7 | 11,5 | 21 | 38 | 67/70 | 120 | 210 | 380 | 670 | | 4,0 | 7,1 | 12 | 22 | 40 | 71/72 | 125 | 220 | 400 | 710 | | 4,2 | 7,5 | 13 | 24 | 42 | 75 | 130 | 240 | 420 | 750 | | 4,5 | 8,0 | 14 | 25 | 45/47 | 80 | 140 | 250 | 450 | 800 | | 4,8 | 8,5 | 15 | 26 | 48 | 85 | 150 | 260 | 480 | 850 | | 5,0 | 9,0 | 16 | 28 | 50/52 | 90 | 160 | 280 | 500 | 900 | | 5,3 | 9,5 | 17 | 30 | 53/55 | 95 | 170 | 300 | 530 | 950 | | |
II. Приложение №2 Шариковые радиальные однорядные подшипники (ГОСТ 8338 - 75) Размеры, мм |
Обозначение подшипников | d | D | В | r | Шарики | Масса, кг | С, кН | С0, кН | nпред ЧЧ10-3, мин_1 | | | | | | | Dw | z | | | | | | Легкая серия диаметров 2, узкая серия ширин 0 | | 205 | 25 | 52 | 15 | 1,5 | 7,94 | 9 | 0,12 | 14,0 | 6,95 | 12,0 | | 206 | 30 | 62 | 16 | 1,5 | 9,53 | 9 | 0,20 | 19,5 | 10,0 | 10,0 | | 207 | 35 | 72 | 17 | 2,0 | 11,11 | 9 | 0,29 | 25,5 | 13,7 | 9,0 | | 208 | 40 | 80 | 18 | 2,0 | 12,7 | 9 | 0,36 | 32,0 | 17,8 | 8,0 | | 209 | 45 | 85 | 19 | 2,0 | 12,7 | 9 | 0,41 | 33,2 | 18,6 | 7,5 | | 210 | 50 | 90 | 20 | 2,0 | 12,7 | 10 | 0,47 | 35,1 | 19,8 | 7,0 | | 211 | 55 | 100 | 21 | 2,5 | 14,29 | 10 | 0,60 | 43,6 | 25,0 | 6,5 | | 212 | 60 | 110 | 22 | 2,5 | 15,88 | 10 | 0,80 | 52,0 | 31,0 | 6,0 | | 213 | 65 | 120 | 23 | 2,5 | 16,67 | 10 | 0,98 | 56,0 | 34,0 | 5,5 | | 214 | 70 | 125 | 24 | 2,5 | 17,46 | 10 | 1,08 | 61,8 | 37,5 | 5,0 | | 215 | 75 | 130 | 25 | 2,5 | 17,46 | 11 | 1,18 | 66,3 | 41,0 | 4,8 | | 216 | 80 | 140 | 26 | 3,0 | 19,05 | 10 | 1,40 | 70,2 | 45,0 | 4,5 | | 217 | 85 | 150 | 28 | 3,0 | 19,84 | 11 | 1,80 | 83,2 | 53,0 | 4,3 | | 218 | 90 | 160 | 30 | 3,0 | 22,23 | 10 | 2,2 | 95,6 | 62,0 | 3,8 | | 220 | 100 | 180 | 34 | 3,5 | 25,4 | 10 | 3,2 | 124,0 | 79,0 | 3,4 | | Средняя серия диаметров 3, узкая серия ширин 0 | | 304 | 20 | 52 | 15 | 2,0 | 9,53 | 7 | 0,14 | 15,9 | 7,8 | 13 | | 305 | 25 | 62 | 17 | 2,0 | 11,51 | 7 | 0,23 | 22,5 | 11,4 | 11 | | 306 | 30 | 72 | 19 | 2,0 | 12,3 | 8 | 0,34 | 28,1 | 14,6 | 9 | | 307 | 35 | 80 | 21 | 2,5 | 14,29 | 7 | 0,44 | 33,2 | 18,0 | 8,5 | | 308 | 40 | 90 | 23 | 2,5 | 15,08 | 8 | 0,63 | 41,0 | 22,4 | 7,5 | | 309 | 45 | 100 | 25 | 2,5 | 17,46 | 8 | 0,83 | 52,7 | 30,0 | 6,7 | | 310 | 50 | 110 | 27 | 3,0 | 19,05 | 8 | 1,08 | 61,8 | 36,0 | 6,3 | | 311 | 55 | 120 | 29 | 3,0 | 20,64 | 8 | 1,35 | 71,5 | 41,5 | 5,6 | | 312 | 60 | 130 | 31 | 3,5 | 22,23 | 8 | 1,70 | 81,9 | 48,0 | 5,0 | | 313 | 65 | 140 | 33 | 3,5 | 23,81 | 8 | 2,11 | 92,3 | 56,0 | 4,8 | | 314 | 70 | 150 | 35 | 3,5 | 25,4 | 8 | 2,60 | 104,0 | 63,0 | 4,5 | | 315 | 75 | 160 | 37 | 3,5 | 26,99 | 8 | 3,10 | 112,0 | 72,5 | 4,3 | | 316 | 80 | 170 | 39 | 3,5 | 28,58 | 8 | 3,60 | 124,0 | 80,0 | 3,8 | | 317 | 85 | 180 | 41 | 4,0 | 30,16 | 8 | 4,30 | 133,0 | 90,0 | 3,6 | | 318 | 90 | 190 | 43 | 4,0 | 31,75 | 8 | 5,10 | 143,0 | 99,0 | 3,4 | | 320 | 100 | 215 | 47 | 4,0 | 36,51 | 8 | 7,00 | 174,0 | 132,0 | 3,0 | | Тяжелая серия диаметров 4, узкая серия ширин 0 | | 403 | 17 | 62 | 17 | 2,0 | 12,7 | 6 | 0,27 | 22,9 | 11,8 | 12 | | 405 | 25 | 80 | 21 | 2,5 | 16,67 | 6 | 0,5 | 36,4 | 20,4 | 9 | | 406 | 30 | 90 | 23 | 2,5 | 19,05 | 6 | 0,72 | 47,0 | 26,7 | 8,5 | | 407 | 35 | 100 | 25 | 2,5 | 20,64 | 6 | 0,93 | 55,3 | 31,0 | 7,0 | | 408 | 40 | 110 | 27 | 3,0 | 22,23 | 6 | 1,20 | 63,7 | 36,5 | 6,7 | | 409 | 45 | 120 | 29 | 3,0 | 23,02 | 7 | 1,52 | 76,1 | 45,5 | 6,0 | | 410 | 50 | 130 | 31 | 3,5 | 25,4 | 7 | 1,91 | 87,1 | 52,0 | 5,3 | | 411 | 55 | 140 | 33 | 3,5 | 26,99 | 7 | 2,3 | 100,0 | 63,0 | 5,0 | | 412 | 60 | 150 | 35 | 3,5 | 28,58 | 7 | 2,8 | 108,0 | 70,0 | 4,8 | | 413 | 65 | 160 | 37 | 3,5 | 30,16 | 7 | 3,4 | 119,0 | 78,0 | 4,5 | | 414 | 70 | 180 | 42 | 4,0 | 34,93 | 7 | 5,3 | 143,0 | 105,0 | 3,8 | | 416 | 80 | 200 | 48 | 4,0 | 38,1 | 7 | 7,0 | 163,0 | 125,0 | 3,4 | | 417 | 85 | 210 | 52 | 5,0 | 39,69 | 7 | 8,0 | 174,0 | 135,0 | 3,2 | | 418 | 90 | 225 | 54 | 5,0 | - | - | 11,4 | 186,0 | 146,0 | - | | |
Пример обозначения шарикового радиального подшипника легкой серии с d=50 мм, D = 80 мм, 5=16 мм: Подшипник 210 ГОСТ 8338-75 III. Приложение №3 Призматические шпонки (ГОСТ 22360 - 78) Размеры шпоночных пазов. IV. Приложение №4 Концы валов цилиндрические (ГОСТ 12080 - 66). Цилиндрические концы валов предусматриваются в двух исполнениях: 1 - длинные, 2 - короткие. Список литературы 1. С.А. Чернавский «Курсовое проектирование деталей машин». М.: «Машиностроение» 1987 г. 2. С.А. Чернавский «Проектирование механических передач». М.: «Машиностроение» 1984 г. 3. Дунаев П.Ф. Леликов О.П. . «Курсовое проектирование детали машин». Высшая школа 1990 год. 4. Иванов В.Н. «Детали машин». Высшая школа 1991 год. 5. Федоренко В.А., Шошин А.И. «Справочник по машиностроительному черчению». Л.: Машиностроение, 1988 г.- 446с 6. Акушина А.И. «Техническая механика: теоретическая механика и сопротивление материалов». М.; Высшая школа, 2003.- 352с 7. Ицкович Г.М. «Сопротивление материалов». М.; Высшая школа, 2001.- 256с
|
|