Привод галтовочного барабана для снятия заусенцев после штамповки
Привод галтовочного барабана для снятия заусенцев после штамповки
1. Разработка кинематической схемы привода галтовочного барабана 1.1 Исходные данные Рис. 1 Привод галтовочного барабана: 1 - двигатель; 2 - передача клиновым ремнем; 3 - цилиндрический редуктор; 4 - упругая втулочно-пальцевая муфта; 5 - галтовочный барабан; I, II, III, IV - валы, соответственно, - двигателя, быстроходный и тихоходный редуктора, рабочей машины Таблица 1 |
Окружная сила на барабане F, кН | 1,1 | | Окружная скорость барабана , м/с | 2,5 | | Диаметр барабана , мм | 900 | | Допускаемое отклонение скорости барабана , % | 4 | | Срок службы привода , лет | 6 | | |
1.2 Определим ресурс привода Ресурс привода =365*6*8*2*0,85=29784 ч где: Lh - ресурс привода; Lr=6 - срок службы привода, лет; tc=8 - продолжительность смены, ч; Lc=2 - число смен; k=0,85 - коэффициент простоя; 2. Выбор электродвигателя. Кинематический расчет привода 2.1 Определим номинальную мощность и номинальную частоту вращения двигателя, передаточное число привода и его ступеней Мощность исполнительного механизма: =1100*2,5=2,75кВт где: F - окружная сила на барабане, Н; V - окружная скорость барабана, м/с; Частота вращения исполнительного механизма: ????? об/мин где: D - диаметр барабана, мм; Общий КПД приводящего механизма: =0,97*0,97*0,992*0,995=0,917 где: ? - КПД приводящего механизма; ?з.п. - КПД пары цилиндрических колес косозубой передачи; ?рем - КПД клиноременной передачи; ?подш - КПД пары подшипников качения; ?м - КПД упругой втулочно-пальцевой муфты; Требуемая мощность двигателя: ??? Вт По ГОСТ 19523 - 81 по требуемой мощности P=3 кВт выбираем электродвигатель трехфазный асинхронный серии 4А закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 1000 об/мин 4А112МА6У3 с параметрами Pдв= 3,0 кВт и скольжением s=4,7%. Номинальная частота вращения: nэд=n*(1-s)=1000*0,953=953 об/мин Угловая скорость вращения вала электродвигателя: рад/с Передаточное число приводящего механизма: ???????? Т.о. передаточное число ременной передачи Nр=4, передаточное число цилиндрической косозубой передачи Nз.п=4,48 Вращающий момент на первом валу: Н*м 2.2 Рассчитаем и запишем данные в таблицу. 1 вал - вал электродвигателя мин-1 рад/с кВт Н*м 2 вал - быстроходный вал редуктора мин-1 рад/с кВт Н*м 3 вал - тихоходный вал редуктора мин-1 рад/с кВт Н*м 4 вал - вал рабочего механизма мин-1 рад/с кВт Н*м Таблица 2 |
Номер вала | n, об/мин | ?, с-1 | P, кВт | T*103, Н•мм | | 1 вал | 953 | 99.7 | 3 | 30.09 | | 2 вал | 256.46 | 27.77 | 2.88 | 103.71 | | 3 вал | 53.1 | 5.55 | 2.765 | 498.2 | | 4 вал | 53.1 | 5.55 | 2.751 | 495.67 | | |
3. Расчет клиноременной передачи По номограмме в соответствии с P=3кВт и n=953 об/мин выбираем ремень сечения А для которого минимальный расчетный диаметр малого шкива d1min=90 мм. В целях повышения срока службы ремня примем d1=100 мм ?=0,015 - коэффициент скольжения; Принимаем d2=353 мм Определим фактическое передаточное число uф и проверим его отклонение ?u от заданного u: Минимальное межосевое пространство: ????? ?? где h - высота сечения ремня Расчетная длина ремня: ?????? ?? По ГОСТ 1284 - 80 принимаем Lр=1120 мм Межосевое расстояние по стандартной длине: ????? ????? Окружная скорость ремня: м/с<[25] Количество клиновых ремней: Сила предварительного натяжения одного клинового ремня: Н Определим окружную силу, передаваемую комплектом клиновых ремней: Н Определим силу давления ремней на вал: ?????? Н 4. Расчет зубчатых колес редуктора Выбираем материалы со средними механическими характеристиками: для шестерни сталь 45, термическая обработка - улучшение, твердость HB 230; для колеса - сталь 45, термическая обработка - улучшение, но твердость на 30 единиц ниже - HB 200. Допускаемые контактные напряжения: где: - предел контактной выносливости; - коэффициент долговечности; - коэффициент безопасности; Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение: для шестерни МПа для колеса МПа Расчетное допускаемое контактное напряжение: МПа Требуемое условие выполнено. Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев: мм где: - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; - коэффициент ширины венца; - передаточное число редуктора; ; Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185 - 66 ?????? мм. Нормальный модуль зацепления: мм; Принимаем по ГОСТ 9563* мм; Примем предварительно угол наклона зубьев и определим число зубьев шестерни и колеса: Уточненное значение угла наклона зубьев: ?=12,83°. Основные размеры шестерни и колеса: диаметры делительные: мм; мм; Проверка: мм; диаметры вершин зубьев: мм; мм; ширина колеса: мм; ширина шестерни: мм; Коэффициент ширины шестерни по диаметру: Окружная скорость колес: м/с При такой скорости для косозубых колес следует принять 8-ю степень точности. Коэффициент нагрузки: При , твердости и симметричном расположении колес относительно опор . При м/с и 8-й степени точности . Для косозубых колес при м/с . Таким образом, Проверка контактных напряжений: МПа< Силы, действующие в зацеплении: окружная Н радиальная Н осевая Н Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба: Коэффициент нагрузки . При , твердости и симметричном расположении зубчатых колес относительно опор . Для косозубых колес 8-й степени точности, твердости и м/с . Таким образом, коэффициент - коэффициент, учитывающий форму зуба Для шестерни Для колеса При этом и Допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносливость по напряжениям изгиба: Для стали 45 улучшенной при твердости . Для шестерни МПа; Для колеса МПа. [SF]=[SF] [SF]» - коэффициент безопасности [SF]=1,75 [SF]«=1 Получаем [SF]=[SF]?[SF]«=1,75*1=1,75 Допускаемые напряжения: для шестерни МПа для колеса МПа Находим отношение : для шестерни МПа для колеса МПа Определяем коэффициенты и : ; для средних значений коэффициента торцового перекрытия и 8-й степени точности . Проверяем прочность зуба колеса: МПа< МПа Условие прочности выполнено. 5. Расчет валов редуктора 5.1 Расчет быстроходного вала редуктора 1) 1-я ступень под шкив: - диаметр выходного конца вала при допускаемом напряжении МПа: мм Принимаем мм. - длина: мм 2) 2-я ступень под уплотнение крышки с отверстием и подшипник: - диаметр: мм - длина: мм 3) 3-я ступень под шестерню: - диаметр: мм Принимаем мм. - длина: исходя из геометрических представлений мм 4) 4-я ступень под подшипник: - диаметр: мм - длина: мм II. Расчет тихоходного вала редуктора. 1) 1-я ступень под упругую втулочно-пальцевую муфту: - диаметр выходного конца вала при допускаемом напряжении МПа: мм Принимаем мм. - длина: мм 2) 2-я ступень под уплотнение крышки с отверстием и подшипник: - диаметр: мм Принимаем мм - длина: мм Принмаем мм 3) 3-я ступень под зубчатое колесо: - диаметр: мм Принимаем мм. - длина: исходя из геометрических представлений принимаем мм 4) 4-я ступень под подшипник: - диаметр: мм - длина: мм Предварительный выбор подшипников качения для быстроходного и тихоходного валов. По ГОСТ 8338-75 примем радиальные шарикоподшипники тяжелой серии; габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников мм и мм. Таблица 3 |
Условное обозначение подшипника | d | D | B | r | Грузоподъемность, кН | | | | | | | | | | 408 | 40 | 110 | 27 | 3,0 | 63,7 | 36,5 | | 412 | 60 | 150 | 35 | 3,5 | 108,0 | 70,0 | | |
6. Эпюры изгибающих моментов 1. Вертикальная плоскость а) определяем опорные реакции, Н: ; ; Н ; Н Проверка: ; б) строим эпюру изгибающих моментов относительно оси X в характерных сечениях 1…4, Н*м: ; ; ; ; ; 2. Горизонтальная плоскость а) Определяем опорные реакции, Н: б) строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Y в характерных сечениях 1…3, Н*м: ; ; 3. Строим эпюру крутящих моментов, Н*м: 4. Определяем суммарные радиальные реакции, Н: 5. Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях, Н*м: ; 6. Расчетная схема ведущего вала. 7. Проверка долговечности подшипников Подбираем подшипники по более нагруженной опоре. Намечаем радиальные шарикоподшипники 407: мм; мм; мм; кН; кН. Отношение где: Н - осевая нагрузка; - коэффициент вращения (при вращающемся внутреннем кольце подшипника). Отношение ; этой величине соответствует ?? Эквивалентная динамическая нагрузка: Н где: - коэффициент безопасности для приводов галтовочных барабанов; - температурный коэффициент. Динамическая грузоподъемность:???????????????????????????? ?Н<Cr где: ч - требуемая долговечность подшипника; - коэффициент надежности; - коэффициент, учитывающий влияние качества подшипника и качества его эксплуатации. Долговечность подшипника: Подшипник пригоден. 8. Конструктивные размеры шестерни и колеса Сравнительно небольшие размеры шестерни по отношению к диаметру вала позволяют не выделять ступицу. Шестерню выполняем за одно целое с валом, ее размеры мм; мм; мм Колесо Цилиндрическое зубчатое колесо кованное. Его размеры мм; мм; мм. Диаметр ступицы мм; Длина ступицы мм Принимаем мм. Толщина обода мм Принимаем мм. Толщина диска мм 9. Конструктивные размеры корпуса редуктора Толщина стенок корпуса и крышки: мм; принимаем мм; мм; принимаем мм; Толщина фланцев поясов корпуса и крышки: верхнего пояса корпуса и пояса крышки мм; мм; нижнего пояса корпуса мм; принимаем мм. Толщина ребер основания корпуса: мм; Принимаем мм Толщина ребер крышки: мм; Принимаем мм Диаметр болтов: а) фундаментных мм; принимаем болты с резьбой М20; б) крепящих крышку к корпусу у подшипников мм; принимаем болты с резьбой М14; в) соединяющих крышку с корпусом мм; принимаем болты с резьбой М10. 10. Проверка прочности шпоночных соединений Выбираем шпонку призматическую со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78. Материал шпонок - сталь 45 нормализованная. Напряжение смятия и условие прочности: Допускаемое напряжение смятия при чугунной ступице МПа Ведущий вал: мм; мм; мм; мм; длина шпонки мм Условие прочности выполнено. 11. Уточненный расчет валов Производим расчет для предположительно опасных сечений. Ведущий вал. Материал вала сталь 45, термическая обработка - улучшение. При диаметре заготовки мм среднее значение МПа. Предел выносливости при симметричном цикле изгиба: МПа Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений: МПа. Сечение А-А. Это сечение при передаче вращающего момента через шкив клиноременной передачи рассчитываем на кручение. Коэффициент запаса прочности: где амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла При мм;мм;мм, ; МПа Принимаем , , . Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям: где: МПа МПа Результирующий коэффициент запаса прочности: Условие выполнено. 12. Посадка зубчатого колеса и подшипников Посадка зубчатого колеса на вал по ГОСТ 25347-82. Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала . Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по . 13. Выбор сорта масла Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объем масляной ванны определяем из расчета 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности: дм3. При контактных напряженияхМПа и скорости м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна м2/с. Принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799-75*). Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1, периодически пополняем его шприцем через пресс-масленки. 14. Сборка редуктора Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов: на ведущий вал насаживают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100 °С; в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают винты, крепящие крышку к корпусу. После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников. Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают резиновые манжеты. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами. Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями. Список литературы 1. Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя: В 3-х т. Т.1-6-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1982. - 736 с. 2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для технических специальностей вузов. - 6-е изд., исп. - М.: Высш. шк., 2000. - 447 с. 3. Чернавский С.А. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие/С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин, Г.М. Ицкович, В.П. Козинцов. - 3-е изд., стереотипное. Перепечатка с издания 1987 г. - М.: ООО ТИД «Альянс», 2005. - 416 с. 4. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. Изд-е 2 - е, перераб. и дополн. - Калининград: Янтар. сказ, 1999. - 454 с.
|