Комплекс устройств НЭРПА
Комплекс устройств НЭРПА
ДонГТУ Лабораторная работа № 3 АКГ - 04 АУТПТЭК Комплекс устройств НЭРПА Командиров А. В. Цель работы: изучение назначения, функциональных возможностей и конструкции комплекса устройств НЭРПА. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Общие указания Комплекс устройств НЭРПА предназначен для автоматического считывания информация о номере рудничного электровоза, направлении его движения, а также для выдачи сигналов управления стрелочными переводами, схемами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), вентиляционными дверьми и аппаратурой безопасности с движущегося электровоза. Комплекс может применяться как локальная система автоматизации на рельсовом транспорте, так и в автоматизированных системах управления подземным электровозным транспортом, а также при оперативно-диспетчерском управлении на шахтах угольной промышленности. Считанная информация по телемеханическим каналам поступает на диспетчерский пункт для последующей обработки. Комплекс устройств НЭРПА обеспечивает: Частотное управление переводом стрелки с движущегося электровоза (при движении электровоза против направления пера стрелки с помощью бесконтактного датчика, по направлению пера - врезом стрелочного перевода скатами электровоза). Перевод стрелки кнопкой местного управления или с помощью рукоятки вручную. Контроль положения и прижатия остряков стрелки с помощью сигнального указателя. Управление вентиляционными дверьми с движущегося электровоза. Управление аппаратурой безопасности и другими устройствами сигнализации; централизации и блокировок (СЦБ). Прием, обработку и выдачу информационных кодовых сигналов о номере и направлении движения электровоза по каналам телемеханики на диспетчерский пункт. Определение место нахождения электровоза на горизонте (крыле) шахты. 1.2 Состав комплекса устройств НЭРПА В состав комплекса НЭРПА входят следующие устройства: Передатчик сигналов локомотивный ЛПС - 1. Приемник сигналов информации НПИ - 1. Приемник сигналов управления НПУ Переносной передатчик сигналов ГПЧ - 1. Передающая и приемная антенны. Комплекс НЕРПА-1 Передатчик сигналов локомотивный ЛПС - 1 Передатчик сигналов локомотивный содержит: Генератор сигналов локомотивный ЛГС - 1. 1шт. Антенна А - 1. 1 шт. Генератор частотный переносной ГПЧ - 1 1шт. Кнопочный взрывобезопасный пост управления КУ-92 - РВ 1шт. Приемник сигналов информации НПИ - 1 Приемник сигналов информации содержит: аппарат приема сигналов информации АПСИ - 1; две антенны А - 1. Приемник сигналов управления НПУ Приемники выпускаются трех модификаций (НПУ-1, НПУ-2, НПУ- 3) Состоят НПУ из аппарата приема сигналов управления АПСУ (АПСУ-1 или АПСУ-2, АПСУ-3 в зависимости от модификации приемника ПТУ-1. НПУ-2, НПУ-3) и антенны А-1. 4.4 Комплекс НЭРПА-1 В состав комплекса НЭРПА входит имеющий самостоятельное применение комплекс НЭРПА-1 и приемник сигналов информации НПИ-1. Комплекс НЭРПА-1 состоит из следующих блоков и устройств: 1. Привод моторный стрелочный ПМС-4 2 Пускатель приводов взрывобезопасный ППВ-2 3 Указатель сигнальный световой ССУ-2 4 Передатчик сигналов локомотивный ЛПС-1 5 Приемник сигналов управления НПУ-1 Комплекс НЭРПА, основным назначением которого является определение местонахождения электровоза, практически используется в малом объеме и только на шахтах, где внедрена или внедряется подсистема АСУТП "Локомотивный транспорт", однако широкое распространение получил комплекс НЭРПА-1 (составная часть комплекса НЭРПА). Комплекс НЭРПА-1 является базовой и массовой аппаратурой автоматизации систем управления движением электровозного транспорта шахт, ее применение регламентируется правилами безопасности, а все составные части выпускаются по самостоятельным техническим условиям, так как, в свою очередь, могут входить составными частями в другие типы аппаратур. 1.3 Устройство комплекса НЭРПА-1. Взаимодействие составных частей и работа изделия в целом Комплекс НЭРПА-1 предназначен для управления стрелочным переводам из кабины машиниста движущегося электровоза на подземном рельсовом транспорте угольных и сланцевых шахт, опасных по газу метану или угольной пыли. Комплекс НЭРПА-1 обеспечивает: 1. перевод стрелки с движущегося электровоза (при движении электровоза против направления пера стрелки - с помощью бесконтактного датчики, по поправлению пера стрелки - "врезом" стрелочного перевода скатами электровоза); 2. перевод стрелки кнопкой местного управления; 3. перевод стрелки с помощью рукоятки вручную; 4. контроль положения и прижатия остряков стрелки с помощью сигнального указателя. Привод моторный стрелочный ПМС-4 Привод моторный стрелочный ПМС-4 предназначен для управления стрелочным переводом рельсовых путей, с ходом остряков в пределах 70-110 мм. Конструкция привода обеспечивает: постоянное прижатие остряка стрелочного перевода к рамному рельсу с усилием не менее 50 кгс (при отключенном приводе); осуществление, "вреза" стрелки с сохранением переведенного скатами подвижного состава положения и прижатием остряка к рамному рельсу; перемещение остряков стрелки с помощью ручного перевода; контроль положения стрелки в зоне, ограниченной расстоянием не более 4 мм от рамного рельса; возможность возврата стрелки из любого положения в исходное при и попадании постороннего предмета между остряком и рамным рельсом посредством ручного перевода или повторным включением; - защиту электродвигателя от перегрузок (разрыв цепи управления при нагрузке на шток, превышающий 140 кгс). Передатчик сигналов локомотивный ЛПС-1 Передатчик сигналов локомотивный предназначен для формирования и передачи амплнтудно-модулированных сигналов высокой частоты с движущегося локомотива, содержащих код номера локомотива и команды управления для схем автоматики рудничного рельсового транспорта в условиях шахт, опасных по газу или угольной пыли. Передатчик ЛПС-1 может применяться для работы совместно с приемниками сигналов управления НПУ и приемниками сигналов информации НПИ-1. Устройство передатчика ЛПС-1, взаимодействие составных частей и работа изделия в цепом Конструктивно генератор ЛГС 1 представляет собой сварной корпус, закрываемый сварной крышкой. Па нижней стенке корпуса расположены четыре кабельных ввода (иод кабель диаметром 11-17 мм). Внутри корпуса расположены клеммники для подключения внешних, цепей, блок питания и выемной блок генераторов. Антенна А-1 выполнена из пресс-материала. Витки катушки уложены в паз корпуса антенны, закрыты крышкой к залиты эпоксидным компаундом. Антенны имеют вводную камеру, внутри которой расположены две клеммы для подсоединения кабеля. Генератор частотный переносной ГЧП-1 представляет собой корпус и крышку, выполненные из пресс-материала. Внутри корпуса расположены пе-чатные платы с элементами схемы и аккумулятор. На крынке генератора расположены: переключатель частот, кнопка включения генератора в работу и розетка, закрытая крышкой, для включения в сеть 36 В при, заряде аккумулятора. На боковой стенке крышки имеется розетка (надпись "АНТЕННА") для подключения к генератору антенны А-1. Схема электрическая структурная передатчика ЛПС-1 приведена на рис. 2,а. Генератор ЛГС-1, работавший совместно с антенной WA , представляет собой передатчик амплитудно-модулированных колебаний, включающий в себя генераторный я модуляторный тракты и стабилизированный источник питания. Генераторный тракт состоит из задающего генератора G, генерирующего колебания с частотой 110 кГц, предоконечного усилителя высокой частоты М, являющегося одновременно и модулируемым каскадом оконечного усилителя высокой частоты УВЧ, работавшего в режиме усиления модулированных колебаний. Модуляторный тракт сострит из генераторов фиксированных частот GI-GS, сигналы которых смешиваются на потенциометрическом смесителе С и поступают на усилитель низкой частоты УНЧ. Усиленный смешанный низкочастотный сигнал поступает на модулируемый каскад М. Промодулированный по амплитуде сигнал радиочастоты усиливается оконечным усилителем УВЧ и поступает на антенну WA , которая создает направленное поле магнитной индукции. Подключением на вход смесителя модулирующих генераторов G1-G5 в комбинациях нормального двоичного пятиразрядного кода электровозу при-сваивается определенный номер. Для реализации 25 номеров используются сочетания кодовых генераторов. Высокочастотный сигнал, промоделированный генераторами G6, G7 и G8, предназначается для управления схемами СЦБ и аппаратурой безопасности, а Промодулированный генератором G7 -для управления стрелочными переводами или вентиляционными дверьми. Генератор низкой частоты G6 постоянно подключен на вход смесителя, а генераторы G1 или G8 подключаются машинистом на вход смесителя посредством двухкнопочного поста управления S. При нейтральном положении кнопочного поста на вход смесителя поступают сигналы кодовых генераторов G1-G5 в комбинациях, указанных в табл. 1, и генератора G6 . При попеременном подключении на вход смесителя генераторов G7 или G8 в зависимости or назначения управляющих сигналов, сигналы генераторов D1-G6 снимаются Генератор несущей частоты G представляет собой индуктивно-емкостный генератор с трансформаторной обратной связью. Частота колебаний задающего генератора определяется параметрами резонансного контура и составляет ПО кГц. Связь задающего генератора с предокоyечньм каскадом усиления высокой М осуществляется обмоткой связи трансформатора через разделительный конденсатор. Предоконсчный усилитель высокой частоты (моделирующий каскад) М и оконечный УЗЧ представляют собой резонансные усилители с трансформаторной межкаскадиой связью. Оба усилителя работает в режиме усиления модулированных колебаний. Нагрузкой оконечного каскада УВЧ является антенна WA, подключенная через разделочный трансформатор. Цепи антенны искробезопасны. Модуляция в передатчике осуществляется в предоконечном каскаде М способом эмиттерной модуляции смещением. Этим достигается высокая ли-нейность амплитудной модуляционной характеристики. Сигналы модулирующих генераторов Gl - G8 смешиваются на потенциометрическом смесителе и поступает на усилитель низкой частоты. Усилитель построен по схеме с общим эмиттером с RC -связью. Усилен-ный сигнал с УНЧ поступает на модулируемый каскад. За счет изменения напряжения смещения входной цепи транзистора мо-дулируемого гармонического сигнала происходит модуляция по амплитуде сигнала несущей, частоты. Модулирующие генераторы низкой частоты Gl - G8 представляет собой генераторы фиксированных частот с трансформаторной обратной связью в цепи эмиттера с неполным включением контура в цепь базы. Связь между контуром и нагрузкой индуктивная. Частота настройки ге-нераторов составляет 705, 795,900, 1020, 1150, 1300, 1470, 1660 Гц. Генератор ГЧП-1 состоит из задающего генератора несущей частоты, предоконечного каскада выходного усилителя с рамочной антенной и модули-рующих генераторов низкой частоты. В качестве перечисленных функциональных узлов использованы узлы аппарата ЛГС-1 с незначительными схемными изменениями в части изменения режимов работы каскадов передатчика по постоянному току. Приемники сигналов управления НПУ Приемники сигналов управления НПУ предназначены для приема амплитудно-модулированных колебаний высокой частоты, их обработки и выдачи команд управления в схемы автоматики рудничного рельсового транспорта в условиях шахт, опасных по газу или угольной пыли. Приемники НПУ выпускаются трех типов: НДУ-1, НПУ-2, НПУ-3 и могут быть использованы с передатчиком ЛПС-1 для управления стрелочными переводами из кабины движущегося локомотива (НПУ-1), а также в системах СЦБ, схемах управления вентиляционными дверьми и аппаратуры безопасности (НПУ-2, НПУ-3). Устройство приемников НПУ, взаимодействие составных частей и работа изделия в целом Приемники НПУ-1, НПУ-2 и НПУ-3 аналогичны по конструкции и отличаются значениями модулирующих частот в аппаратах приема сигналов управления (АПСУ-1-705 Гц, АПСУ-2-795 Гц, АПСУ-3-1660 Гц). Конструктивно аппарат АПСУ представляет собой сварной корпус из листовой стали, закрываемый стальной сварной крышкой. Корпус имеет аппаратную и вводную камеры. В аппаратной камере размещены блокировочный выключатель и выемная панель с блоками питания, усилителем, выходным каскадом и избирателем частоты. Схема электрическая структурная приемника НПУ приведена на рис. 2, Приемник сигналов информации НПИ-1 Приемник сигналов информации НПИ-1 состоит из аппарата приема и выдачи кодированных сигналов информации о номере и направлении движения АНСИ-1 и двух приемных антенн А-1 (WA1, WA2). Приемник сигналов информации НПИ-1 входит в комплекс аппаратуры НЭРПА. 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Порядок выполнения работы: 1 Изучите назначение аппаратуры НЭРПА, ее функциональные, воз-можности;, состав и конструктивные особенности. 2 Ознакомьтесь с комплексом устройств НЭРПА, расположенным на стенде, измерительными приборами и инструментом. 3 Измерьте сопротивление изоляции токоведущих частей относительно корпуса и данные защитите в отчет. 4 Проверьте правильность подключения устройств комплекса НЭРПА в соответствии с рис. I. 5 Подайте напряжение питания на устройства комплекса НЭРПА 6 Нажмите кнопку поста управления КУ-92 РВ, переметайте антенну А-1 передатчика ЛПС-1 на разных расстояниях от антенны А-1 приенннка БПУ. Зафиксируйте, на. каких расстояниях (по вертикали и горизонтали) между антеннами происходит срабатывание НПУ. 7 Проверьте работу приемника НПИ с помощью генератора. ГЧП-1 в последовательности: подключите антенну А-1 к генератору ГЧП с помощью кабеля длиной 1-1,5 м и вилки и проверьте передатчик ЛПС-1 в такой последовательности: на зажимах блока генераторов в аппарате ЛГС-1 отсоедините перемычки, с помощью которых набирается код номера электровоза; подайте напряжение питания на генератор ЛГС-1; антенну А-1, подключенную к генератору ЛГС-1, перемешайте параллельно антеннам приемников НПУ и НПИ-1 на высоте 500 мм; приемник НПУ-3 (1660 Гц) при этом должен сработать; при нажатии одной из кнопок поста КУ-92РВ должен сработать один из приемников - НПУ-1 (705Гц) или НПУ-2(795Гц); с помощью перемычек в соответствии с таблицей I установите в генераторе ЛГС-1 необходимый номер; перемешайте антенну генератора ЛГС-1 на расстоянии 500 мм над антеннами приемника НПЙ-1; проверьте срабатывание приемника соответственно набранному номеру и направлению перемещения антенны генератора; проверьте работу аппаратуры при движении электровоза, при прохождении электровоза в зоне связи с антеннами приемник НПИ -I должен выдать кодированный сигнал, соответствующий номеру электровоза и направлению движения. 8 Измерьте напряжение на выходе генераторов и входе приемников цифровым вольтметром, а частоту - цифровым частотомером. Таблица 2.1 - Назначения генераторов G |
Генератор | Частота, Гц | Назначение | | G1 | 1470 | Двоичный код, обозначающий номер электровоза | | G2 | 1300 | | | G3 | 1150 | | | G4 | 1020 | | | G5 | 900 | | | G6 | 1660 | Сигнал неисправности электровоза | | G7 | 795 | Дистанционный перевод стрелок | | G8 | 705 | | | |
Все сигналы с генераторов G1 - G8 модулируются амплитудно на несущий сигнал частотой 11 кГц. Выводы: В ходе выполнения лабораторной работы были изучены назначения, функциональне возможности и конструкция комплекса устройств НЭРПА. Так же были выяснены назначения и рабочие частоты формирующих генераторов G1 - G8 (см. таблю 2.1)
|