Каучуки и резиновые материалы
Каучуки и резиновые материалы
7 Реферат Дисциплина: материаловедение Тема: Каучуки и резиновые материалы 2009 Введение Благодаря высокой эластичности и упругости, способности поглощать вибрации и ударные нагрузки, хорошей механической прочности и сопротивлению истиранию, электроизоляционным и другим свойствам резина является незаменимым материалом для ряда автомобильных деталей. Резину используют для изготовления опор двигателя; шлангов систем охлаждения, питании, смазки, отопления и вентиляции; ремней привода вентилятора, генератора, компрессора и водяного насоса; уплотнителей кузова и кабины; втулок рессор и других деталей подвески; манжет, шлангов, чехлов, диафрагм тормозной системы; деталей амортизаторов, шумоизолирующих элементов передней и задней подвесок; колесных грязевых щитков, ковриков для пола кабины и кузова и др. И все же главное применение резины на автомобиле -- это пневматические шины. Автомобильные шины изготовляют из резины, ткани и небольшого количества стальной проволоки. В некоторых конструкциях шин применяется, кроме того, стальной корд. Другие резиновые автомобильные детали изготовляют либо только из резины, либо с применением тканей. При ремонте автомобильных шин используют резину и резинотканевые материалы или же изделия из них. Резину получают вулканизацией резиновой смеси. Любая резиновая смесь содержит каучук и вулканизирующее вещество -- серу (в шинных резиновых смесях серы содержится до 3 % веса каучука). Процесс вулканизации заключается в нагреве резиновой смеси до определенной температуры и выдержки ее при этой температуре в течение времени, достаточного для того, чтобы атомы серы соединили в некоторых местах молекулы каучука (имеющего линейную структуру), образовав резину-- материал с пространственной структурой молекул, обладающий новыми свойствами, отличающимися от свойств каучука. Температура вулканизации должна быть выше температуры плавления серы (120°С), но ниже температуры плавления каучука (180-200°С). Каучук подразделяют на: - натуральный (НК); - синтетический (СК). Натуральный каучук добывают из млечного сока (латекса) каучуконосного дерева гевеи, а также каучуконосных растений (кок-сагыз, тау-сагыз), содержащих латекс в корнях. Молекула натурального каучука состоит из звеньев легколетучего углеводорода -- изопрена и имеет всюду одинаковую (регулярную) микроструктуру. В России натуральный каучук имеет ограниченное распространение. В отечественном шинном производстве из него изготовляют только отдельные детали шины или же он используется в качестве добавки к резиновой смеси. Наша страна является родиной синтетического каучука, который был получен в 1931 году по методу, разработанному академиком С.В. Лебедевым. Синтетический каучук получают в основном из природного и попутного нефтяных газов, а также отдельных углеводородных фракций нефтепереработки. В настоящее время изготовляется несколько разновидностей синтетических каучуков, отличающихся механической прочностью, химической стойкостью, газопроницаемостью, термостойкостью и другими свойствами: -- натрий-бутадиеновый (СКВ), первый в мире промышленный синтетический каучук, изготовлялся из этилового спирта на базе пищевых крахмалсодержащих продуктов. Выпуск прекращен с 1964 года; -- бутадиен-стирольный (СКС) является самым распространенным синтетическим каучуком, который получается сополимеризацией бутадиена и стирола. Обладает достаточной прочностью и износостойкостью; -- бутилкаучук получают сополимеризацией изопрена и изобутилена, характеризуется высокой газопроницаемостью и химической стойкостью; -- полиуретановые каучуки отличаются высокой износостойкостью; -- полихлоропреновые каучуки обладают высокой бензомаслостойкосью; -- силиконовый (кремнийорганический) каучук (СКТ) сохраняет свои свойства при температурах от минус 70°С до + 400°С, превосходя по термостойкости натуральный каучук; -- изопреновые (СКИ) и дивиниловые (СКД) каучуки обладают эластичностью, которая приблизилась к показателям натурального каучука, а по некоторым другим свойствам и превосходят натуральный. Кроме каучука и вулканизирующего вещества в состав резиновой смеси входят и другие компоненты (ингредиенты), придающие резинам определенные свойства: -- ускорители вулканизации (альтакс, каптакс, тиурам в количестве 1-2 % от веса каучука) сокращают время вулканизации и повышают качество резины; -- усилители (активные наполнители) -- сажа, каолин, цинковые белила и др. в количестве до 50 % от веса каучука. Служат для улучшения того или иного свойства резины; - неактивные наполнители (отмученный мел, асбестовая мука) в количестве 30--40 % от веса каучука вводятся для удешевления резины без заметного ухудшения ее свойств; - противостарители (сантофлекс А, неозон Д) в количестве 0,5--2,5 % от веса каучука вводятся для замедления старения резины под действием кислорода воздуха, солнечных лучей и других факторов; - мягчители и пластификаторы (стеариновая кислота, мазут, вазелиновое масло, сосновая смола и др.) в количестве от 3 до 20 % веса каучука улучшают смешиваемость компонентов резиновой смеси и делают ее более пластичной и липкой; - красители используются для окрашивания светлых резиновых смесей в соответствующие цвета. Применяются пигменты минерального и органического происхождения; - регенерат -- резина из утильных покрышек, камер для замены каучуковой составляющей резиновой смеси. Свойства резин. Определяющее влияние на свойства резин оказывает каучуковая основа, от которой зависят их физико-механические, прочностные, защитные и другие свойства. На механические свойства резин определяющее влияние оказывает температура, с повышением которой снижаются их прочность и твердость. При этом скорость снижения значений механических свойств выше у резин на основе ненасыщенных каучуков, а для кремнийорганических каучуков эта скорость минимальна. Важнейшими характеристиками многих типов резин являются их износостойкость и коэффициент трения. Для резин, как и для других твердых материалов, различают виды изнашивания: -- усталостный; -- абразивный; -- коррозионно-механический; -- эрозионный; -- «скатывание» -- является специфическим видом изнашивания для резин, когда при трении микронеровности поверхности резины деформируются в скатку и отрываются от поверхности. Кроме вышеперечисленных свойств качество резин оценивается по: -- морозостойкости; -- термостойкости или сопротивлению термическому старению; -- озоностойкости; -- биостойкости; -- стойкости в жидких средах; -- диэлектрическим свойствам; -- пожароопасное и коррозионной агрессивности по методикам, общим для полимерных материалов. Классификация резин. Резины поставляются потребителю в виде: -- полуфабрикатов -- резиновых смесей, готовых для переработки в изделия путем формования, армирования и вулканизации; -- вулканизированных пластин, шнуров; -- готовых изделий -- лент, ремней, рукавов и шин. Готовые резины (вулканизаторы) делятся на две основные группы -- общего и специального назначения, Резины общего назначения изготовляют на основе натурального каучука бутадиеновых, изопреновых, бутадиен-стирольных, хлоропреновых, бутилкаучуков и их комбинаций. Эти резины работоспособны в интервале температур от 50 до 150°С, и основными областями их применения являются изготовление: -- пневматических шин и камер -- конвейерных лент; -- приводных ремней; -- других резинотехнических изделий. Резины специального назначения включают несколько их видов, применяемых в специфических условиях эксплуатации: -- теплостойкие резины на основе этиленпропиленовых и бутилкаучуков работоспособны при температуре 150--200°С и более, для резин на основе элементоорганических каучуков; -- морозостойкие резины получают на основе каучуков с низкой температурой стеклования (кремнийорганические) или обычной температуры стеклования при введении в них специальных пластификаторов; -- масло- и бензостойкие резины на основе бутадиен-нитрильных, полисульфидных, уретановых, хлоропреновых, винилпиридиновых и фторсодержащих каучуков работоспособны при длительном контакте с нефтепродуктами и растительными маслами; --- резины, стойкие к действию агрессивных сред (кислот, щелочей, озона и т. д.) получают на основе бутилкаучука, кремнийорганических, фторсодержащих и акриловых каучуков, а также хлорсульфированного полиэтилена; -- электропроводящие и магнитные резины изготовляют на основе полярных каучуков с электропроводящими и магнитными наполнителями; -- диэлектрические (кабельные) резины получают на основе кремнийорганических изопреновых и других каучуков с неорганическими наполнителями; -- радиационно-стойкие резины из фторсодержащих и бутадиен-стирольных каучуков наполняют оксидами свинца и бария. Кроме вышеуказанных видов резин специального назначения выделяют также вакуумные, вибро-, водо-, огне- и светостойкие, оптически активные, фрикционные, пищевые и др. Готовые резинотехнические изделия представляют собой, как правило, композиционные детали из резины и армирующего каркаса. Наиболее распространенными из них являются: -- амортизаторы, подшипники и шины, армированные металлическим кордом или проволокой; -- рукава, трубки и шланги (неармированные, с текстильным и металлическим каркасом); -- уплотняющие манжеты и другие изделия, Ремонтные материалы для резинотехнических изделий. Автохозяйства используют резину в качестве ремонтного материала для восстановления поврежденных пневматических шин и камер. Протекторная резина предназначена для заполнения вырезанных при ремонте участков протектора и боковин. Прослоенная резина предназначена для обкладки вырезанных участков покрышки, пластырей и манжет с целью лучшего соединения заплат с покрышкой и для заполнения вырезанных участков каркаса покрышки. Камерная резина служит для изготовления заплат. Герметизирующая резина используется для ремонта герметизирующего слоя бескамерных шин. Клеевая резина предназначена для приготовления клея. Ткань, как и резина, определяет эксплуатационные качества и стоимость шин. Вес ткани составляет около 30 % веса всей покрышки. При изготовлении и ремонте покрышек и бескамерных шин применяют, в основном, прорезиненные кордовые ткани, а также ткани полотняного переплетения -- чефер, доместик, бязь. Из корда изготовляют каркас покрышки, являющийся ее основой, Чефер используют при изготовлении усилительных ленточек бортов покрышки, а доместик или бязь - для обертки проволочных колец покрышки. Качество корда зависит от типа используемого волокна, которое бывает; -- природным (хлопок); -- искусственным (вискоза); -- синтетическим (капрон, нейлон и др.). Искусственные волокна получают в результате химической обработки природных высокомолекулярных соединений (клетчатки или целлюлозы), Синтетические волокна изготовляют из синтетических высокомолекулярных соединений (капролактама, полиэфирной смолы и др.). Хлопчатобумажный корд характеризуется высоким теплообразованием, низкими теплостойкостью и прочностью. Поэтому изготовленные из него шины обладают невысокими эксплуатационными качествами. Более качественным является вискозный корд, его прочность почти не изменяется при температурах, достигающих 100°С. Шины, изготовленные из вискозного корда, имеют пробег в 1,5 раза больший, чем из хлопчатобумажного. Недостатки вискозного корда -- пониженное сцепление с резиной и повышенная гигроскопичность, что может привести к расслоению покрышки. Корд из синтетических волокон превосходит вискозный и тем более хлопчатобумажный. Капроновое волокно не гниет, устойчиво к истиранию и действию многократных деформаций. Применение капронового корда удлиняет срок службы шин на 30--40 %, уменьшает потери мощности на качение. К недостаткам капронового корда относится упругое удлинение нити, что способствует разнашиваемости каркаса. Стальная проволока, применяемая для металлокорда, намного превосходит прочность нитей из природных и искусственных волокон. Прочность металлокорда практически не снижается при температурах, которые развиваются в шине. Он обладает высокой теплопроводностью и незначительной разнашиваемостью. Шины с металлокордом на дорогах с усовершенствованным покрытием служат примерно в два раза дольше, чем обычные. Недостаток металлокорда заключается в невысокой усталостной прочности, что ограничивает его применение. Проволочная плетенка, лента, уточные и одиночные проволоки различных калибров находят применение для изготовления бортовых колец покрышки. Стальная проволока для предохранения от коррозии и лучшего сцепления с резиной латунируется. Латунные сплавы используют для изготовления деталей вентиля камеры. При ремонте автомобильных шин наряду с резинами и тканями применяют: -- пластыри, манжеты; -- уплотнительные резиновые пробки и грибки; -- протекторную профилированную резину; -- резиновый клей. Пластыри представляют собой заплаты из прорезиненного корда и применяются для ремонта сквозных повреждений каркаса у шести-, восьми и десятислойных покрышек. Манжетами называют куски каркаса, вырезанные из покрышек, непригодных к ремонту, и соответствующим образом обработанные. Их применяют для ремонта сквозных повреждений каркаса покрышек. Ромбовидные манжеты по сравнению с овальными имеют на 35 % меньший вес, создают меньший дисбаланс у отремонтированных покрышек и обеспечивают более плавный переход от отремонтированного участка к каркасу шины. При ремонте восьмислойных и покрышек больших размеров применяют две манжеты. Манжета, которая накладывается первой, называется подманжетником. Уплотнительные резиновые пробки и грибки применяют при ремонте гвоздевых проколов покрышек и бескамерных шин. Протекторная профилированная резина предназначена для восстановления у покрышек изношенного протектора. Протекторные резины выпускают для ремонта покрышек всех стандартных массовых размеров для полного восстановления у них протектора или только беговой дорожки. Резиновый клей необходим при ремонте для промазки поврежденных мест покрышек и камер и промазки ремонтных материалов. Приготовляют его растворением клеевой резины в бензине-растворителе или авиационном бензине Б-70.
|