Автоматизированный электропривод многоканатной подъемной установки
p align="left">=(1,1/1,35)(1655+26,4+49060,00881)=773 В, (2.8)где кз=1,1 - коэффициент запаса 2; ксх=1,35 - коэффициент схемы выпрямления 2; кu - коэффициент пропорциональности, В/(м/с); Uк ср - коммутационное снижение напряжения, В; Iэф - эффективный ток, А; Rяц - сопротивление якорной цепи, Ом; Vmax - максимальная скорость, м/с. Выбор трансформатора производится по двум параметрам - полной мощности Sт ном и напряжению на вторичной обмотке U2ном при соблюдении условий: Sт нои Sт и U2ном U2. (2.9) Для комплектной поставки в составе преобразовательного агрегата типа ТП3-6300/1050-10/ОУ4 применим масляный двухобмоточный с двумя активными частями в одном баке трансформатор типа ТДНПД-12000/10У2 2. 2.4. Расчет сглаживающего реактораСглаживающую индуктивность определяем из условия непрерывности выпрямленного тока. При этом принимается, что при угле отпирания тиристоров =80 и токе нагрузки 10% от номинального (0,1Id ном) режим прерывистого тока должен быть исключен. 2.4.1. Суммарное сопротивление цепи выпрямленного тока Rs рассчитываем по формуле: (2.10) 2.4.2. Базовый ток определим по формуле: (2.11) где U2 - максимальное значение напряжения на вентильной обмотке силового трансформатора.
2.4.3. Номинальный ток в относительных единицах: ; (2.12) Базовый параметр нагрузки определяется по графику рис.2.1.[2] для значений 150, mб=6 и iдв=0,076 и составляет tgQб=7.
2.4.4. Требуемый параметр нагрузки, обеспечивающий допустимый коэффициент пульсации тока в выпрямленной цепи: (2.13)
2.4.5. Суммарная индуктивность цепи выпрямленного тока. (2.14) где 2f - угловая частота питающей сети;
2.4.6. Индуктивность активной части трансформатора. (2.15) где ек - напряжение короткого замыкания, отн.ед.; U2 ном - фазное напряжение вентильной обмотки, В; I2 ном - ток вентильной обмотки, А; f - частота питающей сети,Гц.
2.4.7. Индуктивность якоря двигателя Lд определяем по формуле Лиумвиля-Уманского: (2.16) где с1=0,1 - коэффициент для компенсированных электродвигателей; 2р=16 - число пар полюсов;
nном - номинальная частота вращения двигателя, об/мин; Uном - номинальное напряжение двигателя, В; Iном - номинальный ток двигателя, А. 2.4.8. Индуктивность сглаживающего реактора определяем по формуле [4]: (2.17) где Uном - номинальное напряжение двигателя, В; Iном - номинальный ток двигателя, А. Применим реактор типа СРОС3-3200МУХЛ4 на номинальный ток 3200А и с индуктивностью 0,5 мГн 2. 2.5. Расчет автоматического выключателя в якорной цепи2.5.1. Коэффициент пропорциональности между движущим усилием и током якоря двигателя кf определим по формуле: (2.18) где Мном - номинальный момент двигателя, Нм; Rшт - радиус шкива трения, м; Iном - номинальный ток двигателя, А. 2.5.2. Максимальный ток двигателя Imax рассчитаем по формуле: (2.19)
2.5.3. Ток уставки Iуст срабатывания реле максимальной защиты определим по формуле: Iуст=кнImax=1,17329=8062 А, (2.20) где кн=1,1 - коэффициент надежности 2. Применим автоматический выключатель ВАТ-42-1000/10-Л-У4 с реле защиты РДШ-6000 и диапазоном тока уставки 600012000 А 1. 2.6.Выбор тиристорного возбудителя2.6.1. Индуктивность обмотки возбуждения двигателя определим по формуле:
(2.21) где L - индуктивность, обусловленная полезным потоком, Гн; Lр - индуктивность от полей рассеивания, Гн; 2р - число пар полюсов; Wв=84 - число витков на полюс; ном=1,1 - коэффициент рассеивания при номинальном потоке [2]; Ф - изменение потока, вызванное соответствующим изменением ампер-витков (IвWв), Вб (рис.2.2.).
2.6.2. Постоянную времени цепи возбуждения Тв определим по формуле: (2.22) где Lов - индуктивность обмотки возбуждения, Гн; Rов - сопротивление обмотки возбуждения, Ом. 2.6.3. Время рывка tр при высоте подъема Н=1079 м согласно графику 2: tр=2с. (2.23) 2.6.4. Требуемое значение коэффициента форсировки кф определим по формуле: (2.24) (2.25) где Тв - постоянная времени возбуждения, с. 2.6.5. Максимальное значение выпрямленного напряжения Umax определим по формуле: Ud max=КфUв ном=3,06145=443,7 В, (2.26) где Uв ном - номинальное напряжение возбуждения при параллельном соединении полуобмоток возбуждения, В. Применим тиристорный возбудитель ТПР9-320/460Р-31У4 с номинальным током 320 А и номинальным напряжением 460 В 2. 2.6.6. Передаточный коэффициент ктв тиристорного возбудителя определим по формуле: Ктв=Ud ном/Uвх тв=460/8=57,5, (2.27) где Ud ном - номинальное выпрямленное напряжение, В; Uвх тв=8 В - выходное напряжение управления. 2.7. Выбор тахогенератора в цепи ОС по скоростиПрименяем тахогенератор типа ПТ-42 с номинальной частотой вращения nтг ном=100 об/мин и номинальным напряжением Uтг ном=230В 2.
2.7.1. Максимальное напряжение на выходе тахогенератора Uтг max определим по формуле: Uтг=Uтг ном(nдв ном/nтг ном)=230(63/100)=145, (2.28) где Uтг ном - номинальное напряжение тахогенератора, В; nдв ном - номинальная частота вращения двигателя, об/мин; nтг ном - номинальная частота вращения тахогенератора, об/мин. 2.7.2. Передаточный коэффициент ктг рассчитаем по формуле: ктг=Uтг max/nдв ном=145/63=2,3 В/(об/мин). (2.29) 3. АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМНа основе технических решений принятых на первом [1] и втором [2] этапах проектирования, выбирают регуляторы тока, скорости и другие технические средства, составляющие систему автоматического управления электроприводом.
Таблица 3.1. |
Наименование величин. | Обозначение. | | Подъёмная машина | | | Суммарный маховый момент | GD2=9150 кгм2 | | Нормальное ускорение и замедление | а 1 = а 3 =0,6 м/с2 | | Максимальная скорость | v max=16 м/с | | Диаметр шкива трения | D шт =5 м | | Двигатель | | | Номинальный момент | М ном = 774 кНм | | Номинальная частота вращения | n ном = 63 об/мин | | Суммарное сопротивление якорной цепи | R я = 0,00348 Ом | | Суммарная индуктивность якорной цепи | L я = 0,08 мГн | | Индуктивность сглаживающего дросселя | L р = 0,5 мГн | | Номинальный ток | I я ном = 5740 А | | Эффективный ток | I эф = 4906 А | | Максимальный ток | I я max = 7610 А | | Номинальное напряжение | U ном = 930 В | | Номинальная мощность | P ном = 5000 кВт | | Число полюсов обмотки якоря | 2р = 16 | | Число параллельных ветвей обмотки якоря | 2а = 16 | | Число активных проводников обмотки якоря | N = | | Номинальный магнитный поток | Ф ном = 37,5 Вб | | Номинальное напряжение возбуждения | U в.ном = 200 В | | Номинальный ток возбуждения | I в.ном = 145 А | | Сопротивление обмотки возбуждения | r в = 0,87 Ом | | Индуктивность обмотки возбуждения | L в = 3,1 Гн | | Передаточный коэффициент тахогенератора | К тг = 2,3 В/об/мин | | Постоянная времени обмотки возбуждения | Т в = 3,06 с | | Номинальный ток шунта | I ш = 200 А | | Тиристорный преобразователь | | | Постоянная времени | Т м = 0,02 с | | Максимальное выпрямленное напряжение | U d max = 660 В | | Коэффициент передачи | К тп = 82,5 | | Тиристорный возбудитель | | | Постоянная времени | Т вм = 0,02 с | | Максимальное выпрямленное напряжение | U d max = 1050 В | | Коэффициент передачи | К тв = 131,25 | | Коэффициент форсировки | К ф = 3,06 | | Система электропривода | | | Коэффициент пропорциональности между эдс и скоростью | К v = 55 В/(м/с) | | Коэффициент пропорциональности между усилием и током якоря | К F = 52 Н/А | | Суммарная приведенная масса | m п = 188103 кг | | | 3.1. Расчет системы подчиненного регулирования координат электроприводаРассчитаем параметры САУ на основе элементов УБСР-АИ, входящих в состав комплектного электропривода КТЭУ. Система построена по принципу подчиненного регулирования с зависимым регулированием тока возбуждения от тока якорной цепи при значениях тока якорной цепи менее 0,5Iдв ном . Расчет конкретных параметров САУ произведем, используя структурную схему, построенную по математическому описанию электромеханических процессов в абсолютных единицах.[3] При расчете принимаем следующие допущения: - механическая система представляется в виде одномассовой системы; - демпфирующее действие вихревых токов в шихтованной станине электродвигателя не учитывается. 3.2.Расчет контура регулирования тока возбужденияСтруктурная и функциональная схемы контура регулирования тока возбуждения представлены на рис.3.1. 3.2.l. Постоянная времени фильтра Тфв рассчитывается по формуле: (3.1) где к=56 - коэффициент, учитывающий уменьшение уровня пульсаций [3]; m=6 - пульсация сигнала за период для мостовой схемы; f=50 Гц - частота питающей сети.
3.2.2. Постоянная времени контура тока возбуждения Т в: Тв=Тв+Тфв=0,02+0,0025=0,0225 с, (3.2) где Т в - постоянная времени тиристорного возбудителя, с; Тфв - постоянная времени фильтра, с. 3.2.3. Параметры фильтра (Rф ,Сф ): Сф=Тфв/Rф=0,0025/100=2510-6 Ф, (3.3) где Rф=10100 Ом - сопротивление фильтра; Сф - емкость фильтра. 3.2.4. Передаточный коэффициент цепи обратной связи Кв: (3.4) где Rзтв и Rтв - входные сопротивления регулятора (Rзтв=Rтв); Uдтв=10В - напряжение выхода датчика тока при номинальном токе Iв ном . 3.2.5. Статическую ошибку Iв для пропорционального регулятора определим по формуле: (3.5) где Iв ном - номинальный ток возбуждения, А; Тв - постоянная времени обмотки возбуждения, с; атв=2 - коэффициент настройки контура, принимаемый по условию модульного оптимума [3]; Тв - постоянная времени контура тока возбуждения, с. Решение: Реализовать условие Uдв=Uдтв и выбрать значение входных сопротивление регулятора тока возбуждения: Rзтв=Rтв=10 кОм 3.2.6. Требуемый коэффициент датчика тока Кдтв определим по формуле: (3.6) где Iш ном - номинальный ток шунта, А; Iв ном - номинальный ток возбуждения, А; Кв - передаточный коэффициент цепи обратной связи; Кшв=Uш ном /Iш ном - коэффициент шунта. Предварительно применим ячейку датчика тока типа ДТ-3АИ(УБСР-АИ), коэффициент передачи которого регулируется в пределах 53,3133,3. Для уменьшения требуемого коэффициента датчика тока применить два шунта типа 75ШСМ 200А, соединенных параллельно друг другу 3. 3.2.7. Сопротивление обратной связи регулятора тока возбуждения Rотв вычислим по формуле: (3.7) где Rзтв - входное сопротивление регулятора тока возбуждения, Ом; Тв - постоянная времени обмотки возбуждения, с; rв - сопротивление обмотки возбуждения, Ом; атв - коэффициент настройки контура на модульный оптимум; Тв - постоянная времени контура тока возбуждения, с; Ктв - передаточный коэффициент тиристорного возбудителя; Кв - передаточный коэффициент обратной связи. 3.2.8. Установившиеся уровни выходного напряжения регулятора тока возбуждения для номинального и форсированного режимов Uртв ном Uртв ф рассчитаем по формулам: (3.8) где Uв ном - номинальное напряжение обмотки возбуждения, В; Ктв - передаточный коэффициент обмотки возбуждения; Кф - коэффициент форсировки. Окончательно выберем ячейку датчика тока ДТ-3АИ (УБСР-АИ). 3.3. Расчет контура регулирования тока якорной цепиСтруктурная и функциональная схемы контура регулирования тока якорной цепи представлена на рис.3.2. 3.3.1. Постоянную времени фильтра Тфт на входе датчика тока рассчитываем по формуле: (3.9) где к=56 - коэффициент, учитывающий уменьшение уровня пульсаций [3] m=12 - пульсация сигнала за период для двойной трехфазной мостовой схемы; f=50Гц - частота питающей сети. 3.3.2. Емкость Т-образного фильтра рассчитаем по формуле: Сф=Тфт/Rф=0,00125/100=12,5 мкФ, (3.10) где Rф - сопротивление, принимаемое в пределах 10100 Ом. 3.3.3. Эквивалентную не компенсируемую постоянную времени контура тока вычислим по формуле: Тт=Тт+Тфт=0,02+0,00125=0,02125 с, (3.11) где Тт=0,02с - постоянная времени тиристорного преобразователя. Решение: примем согласованное управление током якоря Iя и током возбуждения Iв в функции напряжения на выходе регулятора скорости Uрс. Применим условие начала реверсирования Iв/Iя=0,5I, т.е. уровень тока якоря, с которого начинается изменение тока возбуждения, составляет iя рев=0,5. 3.3.4. Допустимое значение скорости изменения тока якоря рассчитывается по формуле: (3.12) где Кп=2 - коэффициент, учитывающий перегрузку по току якоря [3]; Тв - постоянная времени обмотки возбуждения двигателя, с; Кф - коэффициент форсировки; iя рев - относительное значение тока якоря, при котором начинается изменение тока возбуждения (реверс). 3.3.5. Максимальное значение параметра настройки регулятора тока ат определяется из условия: (3.13) Решение: Параметр настройки регулятора тока принять по условию модульного оптимума, т.е. ат=2. 3.3.6. Передаточный коэффициент обратной связи контура тока определяются по формуле: (3.14)
где Rзт и Rт - входные сопротивления регулятора тока, отношение которых принимается равным единице; Uдт max - не должно превышать 15 В (напряжение питания УБСР-АИ) 3.3.7. Коэффициент шунта определяется по паспортным данным: Кш=Uш ном /Iш ном=0,075/10000=7510-6 В/А, (3.15) где Uш ном=75 мВ для шунта 75 ШСМ 3; Iш ном - номинальный ток шунта. 3.3.8. Коэффициент датчика тока определяется по формуле: (3.16) 3.3.9. Параметры регулятора тока вычисляем по формуле: (3.17) Rот=Тя/Сот=0,0810-3/(210-60,01438)=2,78 кОм, где Тит - постоянная времени интегральной части ПИ-регулятора, с; Сот=23мкФ - емкость обратной связи регулятора токам [3]; Тя=Lя/Rя - постоянная времени якорной цепи, с; Ктп, Rя, Lz - заданные величины. 3.3.10. Постоянная времени интегратора: (3.18) где iя max=Iя max /Iя ном=7610/5740=1,33. 3.3.11. Коэффициент усиления нелинейного элемента в линейной зоне: (3.19)
3.3.12. Сопротивление обратной связи R3 при R1=10 кОм: R3=R1Кнэ=10Кнэ=1035,3=353 Ом. (3.20) 3.3.13. Входное сопротивление R4 для усилителя У2 при С1=3 мкФ: R4=Тип/С1=3/(310-6)=100 кОм. (3.21) 3.3.14. Напряжение ограничения усилителя У1: (3.22) 3.3.15. Входное сопротивление R2 для усилителя У1: R2=R1=10 кОм. (3.23) 3.4. Расчет контура регулирования скорости3.4.1. Максимальное значение приращения движущего усилия Fст max определяют из условия: Fст max 0,1F1=0,1339400=33,94 кН, (3.24) где F1 - движущее усилие, равное статическому в начальный момент времени, Н. Решение: Примем максимальное значение движущего усилия, при котором в замкнутой системе регулирования скорость не должна изменится более, чем на 1%: Vmax=0,0116=0,16 м/с. (3.25) 3.4.2. Абсолютное значение статической ошибки в замкнутой системе управления Vа определим по формуле: (3.26) где ас=2 - параметр настройки регулятора скорости [3]; Тс=а2т(Т+Тфт)+Тфс=4(0,02+0,0125)+0,02=0,15 с - эквивалентная не компенсируемая постоянная времени контура скорости, с; ат=2 - параметр настройки регулятора тока [3]; Т=0,02с - постоянная времени тиристорного преобразователя [3]; Тфт - постоянная времени фильтра на входе датчика тока, с; - постоянная времени фильтра на входе датчика скорости, с; К=3 - кратность уменьшения пульсации напряжения тахогенератора [3]; - частота полюсных пульсаций тахогенератора, Гц; КК, КV - заданные величины; Тм - электромеханическая постоянная времени электропривода, с; m, R - ранее рассчитанные величины. 3.4.3. Относительное значение статической ошибки при установившемся режиме в замкнутой системе определим по формуле: V%=(Va/Vmax)100%=(0,054/16)100=0,34 1%. (3.27) 3.4.4. Время регулирования определили по формуле: (3.28) где =0,03 - допустимая динамическая ошибка по скорости 3; Vmax - максимальная скорость движения подъемных сосудов, м/с; аmax - максимальное ускорение в период разгона и замедления, м/с2. 3.4.4. Масштаб времени Z определили по формуле: Z=tрег/tнор=3/6=0,5 с, (3.29) где tнор=6 с - нормированное время переходного процесса [3]. Принимаем график переходного процесса для параметров Z=0,5, т=0,15 5. 3.4.5. Параметры настройки двухкратноинтегрирующего контура скорости определяем из условия равенства выражений: всас2ат22=2,5Z2; всасат=2,5Z. (3.30) Отсюда вс=2,5; ас=Z/(ат)=0,5/(20,15)=1,7. (3.31) Решение: Приняли структурную и функциональную схемы контура регулирования скорости (рис.3.3) 3.4.6. Коэффициент обратной связи по скорости рассчитали по формуле: (3.32) где Rзс=Rс; Uдс - напряжение, В, снимаемое с датчика скорости при скорости подъема Vmax , м/с. Используем ячейку датчика напряжения ДН-2АИ (УБСР-АИ), и присоединим его вход к выходу тахогенератора с помощью делителя напряжения Rд и Rд. Принять Uдс=Vmax 3. 3.4.7. Напряжение, снимаемое с тахогенератора, определили по формуле: (3.33) где Uтг ном - номинальное напряжение тахогенератора, В; nтг ном - номинальная частота вращения тахогенератора, об/мин; nдв ном - номинальная частота вращения двигателя, об/мин. 3.4.8. Полное сопротивление делителя напряжения определим по формуле: Rд=Uтг/Iтг ном=149,5/0,1=1,5 кОм, (3.34) где Iтг ном - номинальный ток тахогенератора, А. 3.4.9. Мощность резисторов: Pд=UтгIтг ном=149,50,1=14,95 Вт. (3.35)
(3.36) Условие согласования: Rд=2400/10=240 Ом, (3.37) где Rвх д=2,4кОм - входное сопротивление датчика ДН-2АИ(УБСР-АИ) Передаточная функция ПИ-регулятора скорости имеет вид: (3.38) 3.4.10. Параметры ПИ-регулятора скорости: (3.39) Условие жесткости подъемных канатов: так как Кпс10 необходимо принять демпфирующий коэффициент (3.40) где Кпс=10 [3]. 3.4.11. Постоянная времени интегральной части ПИ-регулятора скорости: (3.41) Применим ячейку регулятора скорости РС-1АИ (УБСР-АИ). 3.4.12. Входные сопротивления регулятора скорости (Сос=2мкФ): Rзс=Rс=Тис/Сос=0,03/(210-6)=15 кОм. (3.42) 3.4.13. Сопротивление обратной связи регулятора скорости: Rос=RзсКпс=1500021,4=321 кОм. (3.43) 3.4.14. Параметры фильтра на входе регулятора скорости: Тф=всасТс=2,51,70,15=0,64 с; (3.44) Сфс=Тф/(0,5Rзс)=0,64/(0,515000)=0,85 мкФ. (3.45) 4. Список используемой литературы1. Родченко А.Я., Евсеев Ю.В. Автоматизированный электропривод многоканатной подъемной установки. Ч.1. Механическая часть электропривода: Учеб.пособие /Норильский индустр. ин-т.- Норильск, 1996.-44с. 2. Писарев А.И., Родченко А.Я. Автоматизированный электропривод многоканатной подъемной установки. Ч.2. Система «управляемый выпрямитель - двигатель» с реверсом возбуждения двигателя. Силовые элементы электропривода: Учеб.пособие /Норильский индустр. ин-т.- Норильск, 1996.-48с. 3. Писарев А.И., Родченко А.Я. Автоматизированный электропривод многоканатной подъемной установки. Ч.3. Система «управляемый выпрямитель - двигатель» с реверсом возбуждения двигателя. Автоматическое управление электроприводом: Учеб.пособие /Норильский индустр. ин-т.- Норильск, 1996.-26с. 4. Комплектные тиристорные электроприводы:Справочник / И.Х.Евзеров, А.С.Горобец, Б.И.Мошкович и др.; Под ред. канд. техн.наук В.М.Перельмутера.- М.:Энергоатомиздат, 1988.-319с.:ил. 5. Католиков В.Е., Динкель А.Д., Седунин А.М. Тиристорный электропривод с реверсом возбуждения двигателя рудничного подъема.- М.:Недра, 1990.-382с.:ил. 6. Тиристорный электропривод рудничного подъема / А.Д.Динкель, В.Е.Католиков, В.И.Петренко, Л.М.Ковалев.-М.:Недра, 1977.-312с.:ил. 7. Александров К.К., Кузьмина Е.Г., Электротехнические чертежи и схемы.- М.:Энергоатомиздат, 1990.- 288с.:ил. 8. Католиков В.Е., Динкель А.Д., Седунин А.М. Автоматизированный электропривод подъемных установок глубоких шахт.- М.:Недра, 1983.-270с.:ил. 9. Малиновский А.К., Автоматизированный электропривод машин и установок шахт и рудников: Учебник для вузов.- М.:Недра,1987.- 277с.:ил. 10. Хаджиков Р.Н., Бутаков С.А., Горная механика:Учебник для техникумов.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.:Недра, 1982.-407с.
Страницы: 1, 2
|