Реализация программы на Турбо Паскале
Реализация программы на Турбо Паскале
4 Федеральное агентство по образованию “Московский государственный университет приборостроения и информатики” Кафедра ИС-4 «Информационное обеспечение робототехнических и мехатронных систем» Курсовая работа На тему: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ НА Турбо Паскале Специальность: «Автоматизация технологических процессов и производств» Дисциплина: Информатика Студент: Аношина Юлия Сергеевна Подпись: Группа: 220301, I курс Руководитель работы: Жильцов Алексей Анатольевич Подпись: Работа защищена на оценку ______________________ 2008 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2.Цели и задачи курсового проектирования 3.Основные сведения о языке программирования Pascal 4.Базовые понятия 5. Реализация программы на Турбо Паскале 5.1 Постановка Задания №1 5.2 Листинг Программы с комментариями 5.3 Контрольный пример 5.4 Постановка Задания №2 5.5 Листинг Программы с комментариями 5.6 Контрольный пример 5.7 Постановка Задания №3 5.8 Листинг Программы с комментариями 5.9 Контрольный пример 6. Заключение Список используемой литературы 1. ВВЕДЕНИЕ Целью работы является разработка программ на языке программирования Паскаль, а так же закрепление теоретических знаний по дисциплине, отработка навыков алгоритмизации и отладка задач на ЭВМ. Основная цель любой программы - обработка данных, чтобы произвести действие над данными и отображение реальных объектов данных. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Курсовое проектирование является одной из важнейших форм индивидуальной работы студентов. Основными целями курсового проектирования являются: систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Информатика»; приобретение практических навыков самостоятельной разработки общетеоретических и методических вопросов программирования; развитие навыков самостоятельной работы с научно-технической литературой, выполнения библиографического поиска и его использования при анализе возможных вариантов проектных решений; развитие навыков математической формулировки поставленной задачи и самостоятельного выбора методов ее решения; приобретение навыков проведения экспериментов, сбора данных и программирования на ПЭВМ основных алгоритмов обработки данных; Курсовая работа призван выявить знания студентов по дисциплине «Информатика» и умение применять эти знания в работе. В процессе проектирования студент должен показать умение пользоваться научно-технической литературой, обобщать накопленный опыт и делать обоснованные выводы и рекомендации. 3. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ Система программирования Турбо Паскаль, разработанная американской корпорацией Borland, остается одной из самых популярных систем программирования в мире. Этому способствуют, с одной стороны, простота лежащего в ее основе языка программирования Паскаль, а с другой- труд и талант сотрудников Borland во главе с идеологом и создателем Турбо Паскаля Андерсом Хейлсбергом, приложивших немало усилий к ее совершенствованию. Придуманный швейцарским ученым Никласом Виртом как средство для обучения студентов программированию, язык Паскаль стараниями А.Хейлсберга превратился в мощную современную профессиональную систему программирования, которой по плечу любые задачи - от создания простых программ, предназначенных для решения несложных вычислительных задач, до разработки сложнейших реляциооных систем управления базами данных. Появление Windows и инструментальных средств Borland Pascal with Objects и Delphi для разработки программ в среде Windows лишний раз показало, какие поистине неисчерпаемые возможности таит он в себе: и Borland Pascal, и используемый в Delphi язык Objects Pascal основываются на Турбо Паскале и развивают его идеи. 4. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ Структуры рассмотренных нами программ имеют вид: Program name; {Раздел описаний} begin {Раздел операторов} end. Слова Program, begin, end выделяют две части программы - раздел описаний и раздел операторов. Такая структура обязательна для любой программы, что является следствием жесткого требования языка: любой нестандартный идентификатор, используемый в исполняемых операторах, должен быть предварительной описан в разделе описаний. В рассматриваемых в этой курсовой работе задачах понадобились следующие типы данных: INTEGER - целочисленные данные, во внутреннем представлении занимают 2 байта; диапазон значений - от -32768 до +32767; данные представляются точно; REAL - вещественные данные, занимают 6 байт; диапазон возможных значений модуля - от 2.9Е-39 до 1.7Е+38; точность представления данных - 11…12 значащих цифр; CHAR - символ, занимает 1 байт; STRING - строка символов, занимает МАХ+1 байт, где МАХ - максимальное число символов в строке; BOOLEAN - логический тип, занимает 1 байт и имеет два значения: FALSE (ложь) и TRUE (истина). 5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ НА ТУРБО ПАСКАЛЕ 5.1. Постановка Задания №1 Составить программу вычисления значений функции F(X) на отрезке (A,B] в точках X1=А+Н, где Н=(В-А)/М, М - заданное число |
Номер варианта | Функция | Параметры | | | | А | В | М | | | x-sin(x) | 0 | /2 | 10 | | |
5.2 Листинг Программы с комментариями Program 1; {раздел описаний} const pi=3.14; A=0; B=pi/2; M=10; var {переменные} h,x,f:real; {вещественные данные} i:integer; {целочисленные данные} begin {раздел операторов} x:=0; i:=1; h:=(B-A)/M; while (x<=B) do {оператор цикла с предпроверкой условия} begin x:=x+h; f:=x-sin(x); writeln('Nomer shaga :',i:3,' x=' ,x:4:4,' | ',' F(x)= ',f:6:6); inc(i); {выводит сообщение на экран компьютера} end; readln; end. 5.3 Контрольный пример 4 При запуске, программа выводит на экран значений функции F(X). 5.4 Постановка Задания №2 Даны матрица A pазмеpом m*n и вектор В pазмеpом m. Записать главную диагональ элементы вектора, а в вектор элементы главной диагонали. 5.5 Листинг Программы с комментариями Program 2; {раздел описаний} const m=5; n=5; var {переменные} a:array[1..m,1..n] of integer; b:array[1..m] of integer; {массив чисел} i,j,t:integer; {индексы массивов} begin randomize; for i:=1 to m do {счетный оператор цикла} begin for j:=1 to n do begin a[i,j]:=random(99);{задаем массив} write(a[i,j]:3); {сообщаем о вводе (a[i,j]:3)} end; writeln; end; writeln; for i:=1 to m do begin b[i]:=random(9);{задаем вектор} write(b[i]:3); {сообщаем о вводе (b[i]:3)} end; writeln; writeln; writeln('Perestanovka'); writeln; for i:=1 to m do for j:=1 to n do begin if i=j then {условный оператор} begin t:=a[i,j]; a[i,j]:=b[i]; b[i]:=t; end; end; for i:=1 to m do begin for j:=1 to n do begin write(a[i,j]:3); end; writeln; end; writeln; for i:=1 to m do write(b[i]:3); readln; end; END. 5.6 Контрольный пример При запуске, программа меняет местами главную диагональ элементов матрицы и элементы вектора. 5.7 Постановка Задания №3 Подсчитать, сколько раз входит символ 'a' в текст из пяти строк, сколько раз символ 'b' и сколько раз символ `c'. Выдать информацию, какой символ из этих трех встречается наиболее часто. 5.8 Листинг Программы с комментариями Program 2; var s1,s2,s3,s4,s5:string; i,j,ch_a,ch_b,ch_c:integer; s:array[1..5] of string; begin Writeln('Vvedite 5 strok texta'); Readln(s[1]); Readln(s[2]); Readln(s[3]); Readln(s[4]); Readln(s[5]); for i:=1 to 5 do for j:=1 to Length(s[i]) do {цикл посимвольного анализа} begin if s[i][j]='a' then inc(ch_a); if s[i][j]='b' then inc(ch_b); if s[i][j]='c' then inc(ch_c); end; writeln; writeln('a=',ch_a,' b=',ch_b,' c=',ch_c); if (ch_a>ch_b) and (ch_a>ch_c) then write('Bolyshe bukv A , = ',ch_a); if (ch_b>ch_a) and (ch_b>ch_c) then write('Bolyshe bukv B , = ',ch_b); if (ch_c>ch_a) and (ch_c>ch_b) then write('Bolyshe bukv C , = ',ch_c); readln; end. 5.9 Контрольный пример Вводим текст с клавиатуры. Нажимаем клавишу Enter. Видим окно, представленное на рисунке. Программа подсчитывает число символов 'a', 'b', `c' и выдает информацию, какой символ из этих трех встречается наиболее часто. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основываясь на условиях технического задания: Работа выполнена полностью. Результаты обработки данных правильные. Исходя из особенностей программы: Вывод информации на экран при работе программы отражает текущие процессы вычислений полностью. Достаточно продумано отображение данных для удобства пользователя. Использование команд ввода-вывода информации минимально, что положительно влияет на быстродействие выполнения программы и при компиляции занимает минимум оперативной памяти компьютера. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Васильев П.П. Турбо Паскаль - мой друг. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1995. 2.Белецкий Я. Турбо Паскаль с графикой для персональных компьютеров/Пер. с польск. Д.И.Юренкова. М.: Машиностроение, 1991. 3.Фаронов В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс : учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.
|