|
Программирование
b>3. Операционная семантика
В операционной семантике алгебраического подхода к описанию семантики функций рассматривается следующий частный случай системы равенств (1): f1(x1, x2, ..., xk) = E1, f2(x1, x2, ..., xk) = E2, (3) .........…………… fn(x1, x2, ... , xk) = En, где в левых частях равенств явно указаны определяемые функции с формальными параметрами, включающими (для простоты) обозначения всех входных данных x1, x2, ..., xk, а правые части представляют собой выражения, содержащие, вообще говоря, вхождения этих функций с аргументами, задаваемыми некоторыми выражениями, зависящими от входных данных x1, x2, ..., xk. Операционная семантика интерпретирует эти равенства как систему подстановок. Под подстановкой | s E | | T выражения (терма) T в выражение E вместо символа s (в частности, переменной) будем понимать переписывание выражения E с заменой каждого вхождения в него символа s на выражение T. Каждое равенств fi(x1, x2, ..., xk) = Ei задает в параметрической форме множество правил подстановок вида |x1, x2, ..., xkfi(T1, T2, ..., Tk) -> Ei | |T1, T2, ..., Tk где T1, T2, ..., TK -- конкретные аргументы (значения или определяющие их выражения) данной функции. Это правило допускает замену вхождения левой его части в какое-либо выражение на его правую часть. Интерпретация системы равенств (3) для получения значений определяемых функций в рамках операционной семантики производится следующим образом. Пусть задан набор входных данных (аргументов) d1, d2, ..., dk. На первом шаге осуществляется подстановка этих данных в левые и правые части равенств с выполнением там, где это возможно, предопределенных операций и с выписыванием получаемых в результате этого равенств. На каждом следующем шаге просматриваются правые части полученных равенств. Если правая часть является каким-либо значением, то оно и является значением функции, указанной в левой части этого равенства. В противном случае правая часть является выражением, содержащим вхождения каких-либо определяемых функций с теми или иными наборами аргументов. Если для такого вхождения соответствующая функция с данным набором аргументов имеется в левой части какого-либо из полученных равенств, то либо вместо этого вхождения подставляется значение правой части этого равенства, если оно уже вычислено, с выполнением, где это возможно, предопределённых операций. Либо не производится никаких изменений, если значение этой правой части ещё не вычислено. В том же случае, если эта функция с данным набором аргументов не является левой частью никакого из полученных равенств, то формируется (и дописывается к имеющимся) новое равенство. Оно получается из исходного равенства для данной функции с подстановкой в него вместо параметров указанных аргументов этой функции. Эти шаги осуществляются до тех пор, пока все определяемые функции не будут иметь вычисленные значения. В качестве примера операционной семантики рассмотрим определение функции факториала F(n) = n! Она определяется следующей системой равенств: F(0) = 1, F(n) = F(n-1)Чn. Для вычисления значения F(3) осуществляются следующие шаги: 1-й шаг: F(0) = 1, F(3) = F(2)Ч3. 2-й шаг: F(0) =1, F(3) = F(2)Ч3, F(2) = F(1)Ч2. 3-й шаг: F(0) = 1, F(3) = F(2)Ч3, F(2) = F(1)Ч2, F(1) = F(0)Ч1. 4-й шаг: F(0) = 1, F(3) = F(2)Ч3, F(2) = F(1)Ч2, F(1) = 1. 5-й шаг: F(0) = 1, F(3) = F(2)Ч3, F(2) = 2, F(1) = 1. 6-й шаг: F(0) = 1, F(3) = 3, F(2) = 2, F(1) = 1. Значение F(3) на 6-ом шаге получено. 4. Денотационная семантика
В денотационной семантике алгебраического подхода рассматривается также система равенств вида (3), которая интерпретируется как система функциональных уравнений, а определяемые функции являются некоторым решением этой системы. В классической математике изучению функциональных уравнений (в частности, интегральных уравнений) уделяется большое внимание и связано с построением достаточно глубокого математического аппарата. Применительно к программированию этими вопросами серьезно занимался Д. Скотт [3]. Основные идеи денотационной семантики проиллюстрируем на более простом случае, когда система равенств (5.3) является системой языковых уравнений: X1 = ц1,1 ? ц1,2 ? ... ? ц1,k1, X2 = ц2,1 ? ц2,2 ? ... ? ц2,k2, (4) .....………………………… Xn= цn,1 ? цn,2 ? ... ? цn,kn, причем i-ое уравнение при ki = 0 имеет вид Xi = ? Как известно, формальный язык -- это множество цепочек в некотором алфавите. Такую систему можно рассматривать как одну из интерпретаций набора правил некоторой грамматики, представленную в форме Бэкуса-Наура (каждое из приведенных уравнений является аналогом некоторой такой формулы). Пусть фиксирован некоторый алфавит A = {a1, a2, …, am} терминальных символов грамматики, из которых строятся цепочки, образующие используемые в системе (4) языки. Символы X1, X2, ..., Xn являются метапеременными грамматики, здесь будут рассматриваться как переменные, значениями которых являются языки (множества значений этих метапеременных). Символы цi,j, i = 1, ..., n, j = 1, ..., kj, обозначают цепочки в объединенном алфавите терминальных символов и метапеременных: цi,j ? (A | { X1, X2, ..., Xn})* . Цепочка цi,j рассматривается как некоторое выражение, определяющее значение, являющееся языком (множеством цепочек в алфавите A). Такое выражение определяется следующим образом. Если значения X1, X2, ..., Xn заданы, то цепочка ц = Z1 Z2 ... Zk, Zi???(A | { X1, X2, ..., Xn }), обозначает сцепление множеств Z1 Z2 ... Zk, причём вхождение в эту цепочку символа aj представляет множество из одного элемента {aj}. Это означает, что ц определяет множество цепочек p1 p2 ... pk , причём цепочка p1, p2, ..., pk представляет собой последовательность выписанных друг за другом цепочек p1, p2, ..., pk. Таким образом, каждая правая часть уравнений системы (4) представляет собой объединение множеств цепочек. Решением системы (4) является набор значений (языков) L1, L2, ..., Ln переменных X1, X2, ..., Xn, для которых все уравнения системы (4) превращаются в тождество. Рассмотрим в качестве примера частный случай системы (4), состоящий из одного уравнения X = a X ? b X ? c с алфавитом A = {a, b, c}. Решением этого уравнения является язык L = { ц c | ц???{a, b}*}. Система (4) может иметь несколько решений. Так в рассмотренном примере помимо L решениями являются также L1 = L ? {ц a | ц???{a, b}*} и L2 = L ? { ц b | ц???{a, b}*}. В соответствии с денотационной семантикой в качестве определяемого решения системы (4) принимается наименьшее. Решение (L1, L2, ..., Ln) системы (4) называется наименьшим, если для любого другого решения (L?1, L?2, ..., L?n) выполняется L1 ? L?1, L2 ? L?2, ..., Ln ? L?n. Так в рассмотренном примере наименьшим (а значит, определяемым денотационной семантикой) является решение L. В качестве метода решения систем уравнений (3) и (4) можно использовать метод последовательных приближений. Сущность этого метода для системы (4) заключается в следующем. Обозначим правые части уравнений системы (4) операторами Ti(X1, X2, ..., Xn). Тогда система (4) примет вид X1 = T1(X1, X2, ..., Xn), X2 = T2(X1, X2, ..., Xn), (5) ……………………… Xn = Tn(X1, X2, ..., Xn). В качестве начального приближения решения этой системы примем набор языков (L1[0], ..., Ln[0]) = (?, ?, ..., ?). Каждое следующее приближение определяется по формуле: (L1[0], ..., Ln[0]) = (T1(L1[i-1], ..., Ln[i-1]), …………….. (Tn(L1[i-1], ..., Ln[i-1])). Так как операции объединения и сцепления множеств являются монотонными функциями относительно отношения порядка Н, то этот процесс сходится к решению (L1, ..., Ln) системы (5), т.е. (L1, ..., Ln)= (T1(L1, ..., Ln), ..., Tn(L1, ..., Ln)) и это решение является наименьшим. Это решение называют ещё наименьшей неподвижной точкой системы операторов T1, T2, ..., Tn. В рассмотренном примере этот процесс даёт следующую последовательность приближений: L[0] = ?, L[1] = {c}, L[2]= {c, ac, bc}, L[3] = {c, ac, bc, aac, abc, bac, bbc}, ………………………………………… Этот процесс сходится к указанному выше наименьшему решению L. 5. Аксиоматическая семантика
В аксиоматической семантике алгебраического подхода система (5) интерпретируется как набор аксиом в рамках некоторой формальной логической системы, в которой есть правила вывода и / или интерпретации определяемых объектов. Для интерпретации системы (1) вводится понятие аксиоматического описания (S, E) -- логически связанной пары понятий: S -- сигнатура используемых в системе (1) символов функций f1, f2, ..., fm и символов констант (нульместных функциональных символов) c1, c2, ..., cm, а E -- набор аксиом, представленный системой (1). Предполагается, что каждая переменная xi, i = 1, ..., k, и каждая константа cj, j =1, ..., l, используемая в E, принадлежит к какому-либо из типов данных t1, t2, ..., tr, а каждый символ fi, i =1, ..., m, представляет функцию, типа ti1 * ti2 * ... * tik > ti0. Такое аксиоматическое описание получит конкретную интерпретацию, если будут заданы конкретные типы данных ti = t?i, i = 1, ..., r, и конкретные значения констант ci = c?i, i = 1, ..., l. В таком случае говорят, что задана одна конкретная интерпретация A символов сигнатуры S, называемая алгебраической системой A = (t?1, ..., t?r, f ?1, ..., f ?r, с?1, ..., с? r), где f ?i, i = 1, ..., m, конкретная функция, представляющая символ fi. Таким образом, аксиоматическое описание (S, E) определяет класс алгебраических систем (частный случай: одну алгебраическую систему), удовлетворяющих системе аксиом E, т.е. превращающих равенства системы E в тождества после подстановки в них f ?i, i = 1, ..., m, и ci = c?i, i = 1, ..., l, вместо fi и ci соответственно. В программировании в качестве алгебраической системы можно рассматривать, например, тип данных, при этом определяемые функции представляют операции, применимые к данным этого типа. Так К. Хоор построил аксиоматическое определение набора типов данных [4], которые потом Н. Вирт использовал при создании языка Паскаль. В качестве примера рассмотрим систему равенств: УДАЛИТЬ(ДОБАВИТЬ(m,d))=m, ВЕРХ(ДОБАВИТЬ(m,d))=d, УДАЛИТЬ(ПУСТ)=ПУСТ, ВЕРХ(ПУСТ)=ДНО, где УДАЛИТЬ, ДОБАВИТЬ, ВЕРХ -- символы функций, а ПУСТ и ДНО -- символы констант, образующие сигнатуру этой системы. Пусть D, D1 и М -- некоторые типы данных, такие, что m???M, d???D, ПУСТ???M, ДНО??? D1, а функциональные символы представляют функции следующих типов: УДАЛИТЬ: M > M, ДОБАВИТЬ: M * D > M, ВЕРХ: M > D1. Данная сигнатура вместе с указанной системой равенств, рассматриваемой как набор аксиом, образует некоторое аксиоматическое описание. С помощью этого аксиоматического описания определим абстрактный тип данных, называемый магазином, задав следующую интерпретацию символов её сигнатуры: пусть D -- множество значений, которые могут быть элементами магазина, D1 = D | {ДНО}, а M -- множество состояний магазина, M = d1, d2, ..., dn , ПУСТ = {}, ДНО -- особое значение (зависящее от реализации магазина), не принадлежащее D. Тогда указанный набор аксиом определяют свойства магазина. С аксиоматической семантикой связана логика равенств (эквациональная логика), изучаемая в курсе «Математическая логика». Эта логика содержит правила вывода из заданного набора аксиом других формул (равенств). 6. Аксиоматическая семантикаКак уже отмечалось, функциональная спецификация представляет собой математически точное, но, как правило, не формальное описание поведения ПС. Однако, формализованное представление функциональной спецификации имеет ряд достоинств, главным из которых является возможность применять некоторые виды автоматизированного контроля функциональной спецификации. Под языком спецификаций понимается формальный язык, предназначенный для спецификации функций. В нем используется ряд средств, позволяющих фиксировать синтаксис и выражать семантику описываемых функций. Различие между языками программирования и языками спецификации может быть весьма условным: если язык спецификаций имеет реализацию на компьютере, позволяющую как-то выполнять представленные на нем спецификации (например, с помощью интерпретатора), то такой язык является и языком программирования, может быть, и не позволяющий создавать достаточно эффективные программы. Однако, для языка спецификаций важно не эффективность выполнения спецификации (программы) на компьютере, а её выразительность. Язык спецификации, не являющийся языком программирования, может быть, тем не менее, полезен в процессе разработки ПС (для автоматизации контроля, тестирования и т.п.). Язык спецификации может базироваться на каком-либо из рассмотренных нами методов описания семантики функций, а также поддерживать спецификацию функций для какой-либо конкретной предметной области. ЛИТЕРАТУРАВ.Н. Агафонов. Спецификация программ: понятийные средства и их организация. -- Новосибирск: Наука (Сибирское отделение), 1987. -- c. 30-73. Ian Sommerville. Software Engineering. -- Addison-Wesley Publishing Company, 1992. Д. Скотт. Теория решеток, типы данных и семантика. // Данные в языках программирования. -- М.: Мир, 1982. -- c. 25-53. К. Хоор. О структурной организации данных // У. Дал, Э. Дейкстра, К. Хоор. Структурное программирование. -- М.: Мир, 1975. -- c. 98-197. ЗАМОК ДРАКОНАРазделяй и властвуй! Латинское изречение Лекция 6. АРХИТЕКТУРА ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВАПонятие архитектуры и задачи ее описания. Основные классы архитектур программных средств. Взаимодействие между подсистемами и архитектурные функции. Контроль архитектуры программных средств. 1. Понятие архитектуры программного средства
Архитектура ПС -- это его строение как оно видно (или должно быть видно) извне его, т.е. представление ПС как системы, состоящей из некоторой совокупности взаимодействующих подсистем. В качестве таких подсистем выступают обычно отдельные программы. Разработка архитектуры является первым этапом борьбы со сложностью ПС, на котором реализуется принцип выделения относительно независимых компонент. Основные задачи разработки архитектуры ПС: · выделение программных подсистем и отображение на них внешних функций (заданных во внешнем описании) ПС; · определение способов взаимодействия между выделенными программными подсистемами. 2. Основные классы архитектур программных средств
Различают следующие основные классы архитектур программных средств [1]: · цельная программа; · комплекс автономно выполняемых программ; · слоистая программная система; · коллектив параллельно выполняемых программ. Цельная программа представляет вырожденный случай архитектуры ПС: в состав ПС входит только одна программа. Такую архитектуру выбирают обычно в том случае, когда ПС должно выполнять одну какую-либо ярко выраженную функцию и её реализация не представляется слишком сложной. Естественно, что такая архитектура не требует какого-либо описания (кроме фиксации класса архитектуры), так как отображение внешних функций на эту программу тривиально, а определять способ взаимодействия не требуется (в силу отсутствия какого-либо внешнего взаимодействия программы, кроме как взаимодействия её с пользователем, а последнее описывается в документации по применению ПС). Комплекс автономно выполняемых программ состоит из набора программ, такого, что: · любая из этих программ может быть активизирована (запущена) пользователем; · при выполнении активизированной программы другие программы этого набора не могут быть активизированы до тех пор, пока не закончит выполнение активизированная программа; · все программы этого набора применятся к одной и той же информационной среде. Таким образом, программы этого набора по управлению никак не взаимодействуют -- взаимодействие между ними осуществляется только через общую информационную среду. Слоистая программная система состоит из некоторой упорядоченной совокупности программных подсистем, называемых слоями, такой, что: · на каждом слое ничего не известно о свойствах (и даже существовании) последующих (более высоких) слоёв; · каждый слой может взаимодействовать по управлению (обращаться к компонентам) с непосредственно предшествующим (более низким) слоем через заранее определенный интерфейс, ничего не зная о внутреннем строении всех предшествующих слоёв; · каждый слой располагает определенными ресурсами, которые он либо скрывает от других слоев, либо предоставляет непосредственно последующему слою (через указанный интерфейс) некоторые их абстракции. Таким образом, в слоистой программной системе каждый слой может реализовать некоторую абстракцию данных. Связи между слоями ограничены передачей значений параметров обращения каждого слоя к смежному снизу слою и выдачей результатов этого обращения от нижнего слоя верхнему. Недопустимо использование глобальных данных несколькими слоями. В качестве примера рассмотрим использование такой архитектуры для построения операционной системы. Такую архитектуру применил Дейкстра при построении операционной системы THE [2]. Эта операционная система состоит из четырех слоёв (см. Рис. 1). На нулевом слое производится обработка всех прерываний и выделение центрального процессора программам (процессам) в пакетном режиме. Только этот уровень осведомлен о мультипрограммных аспектах системы. На первом слое осуществляется управление страничной организацией памяти. Всем вышестоящим слоям предоставляется виртуальная непрерывная (не страничная) память. На втором слое осуществляется связь с консолью (пультом управления) оператора. Только этот слой знает технические характеристики консоли. На третьем слое осуществляется буферизация входных и выходных потоков данных и реализуются так называемые абстрактные каналы ввода и вывода, так что прикладные программы не знают технических характеристик устройств ввода-вывода. Рис. 1. Архитектура операционной системы THE. Коллектив параллельно действующих программ представляет собой набор программ, способных взаимодействовать между собой, находясь одновременно в стадии выполнения. Это означает, что такие программы, во-первых, вызваны в оперативную память, активизированы и могут попеременно разделять по времени один или несколько центральных процессоров, а во-вторых, осуществлять между собой динамические (в процессе выполнения) взаимодействия, на базе которых производиться их синхронизация. Обычно взаимодействие между такими процессами производится путём передачи друг другу некоторых сообщений. Простейшей разновидностью такой архитектуры является конвейер, средства, для организации которого имеются в операционной системе UNIX [3]. Конвейер представляет собой последовательность программ, в которой стандартный вывод каждой программы, кроме самой последней, связан со стандартным вводом следующей программы этой последовательности (см. Рис. 2). Конвейер обрабатывает некоторый поток сообщений. Каждое сообщение этого потока поступает на ввод первой программе, которая, обработав его, передаёт переработанное сообщение следующей программе, а сама начинает обработку очередного сообщения потока. Таким же образом действует каждая программа конвейера: получив сообщение от предшествующей программы и обработав его, она передаёт переработанное сообщение следующей программе, а последняя программа конвейера выводит результат работы всего конвейера (результирующее сообщение). Таким образом, в конвейере, состоящим из n программ, может одновременно находиться в обработке до n сообщений. Конечно, в силу того, что разные программы конвейера могут затратить на обработку очередных сообщений разные отрезки времени, необходимо обеспечить каким-либо образом синхронизацию этих процессов (некоторые процессы могут находиться в стадии ожидания либо возможности передать переработанное сообщение, либо возможности получить очередное сообщение). Рис. 2. Конвейер параллельно действующих программ. Порт сообщений представляет собой программную подсистему, обслуживающую некоторую очередь сообщений: она может принимать на хранение от программы какое-либо сообщение, ставя его в очередь, и может выдавать очередное сообщение другой программе по её требованию. Сообщение, переданное какой-либо программой некоторому порту, уже не будет принадлежать этой программе (и использовать её ресурсы), но оно не будет принадлежать и никакой другой программе, пока в порядке очереди не будет передано какой-либо программе по её запросу. Таким образом, программа, передающая сообщение не будет находиться в стадии ожидания пока программа, принимающая это сообщение, не будет готова его обрабатывать (если только не будет переполнен принимающий порт). Пример программной системы с портами сообщений приведен на Рис. 3. Порт U может рассматриваться как порт вводных сообщений для представленного на этом рисунке коллектива параллельно действующих программ, а порт W -- как порт выводных сообщений для этого коллектива программ. Рис. 3. Пример программной системы с портами сообщений. Программные системы с портами сообщений могут быть как жесткой конфигурации, так и гибкой конфигурации. В системах с портами жесткой конфигурации с каждой программой могут быть жестко связаны один или несколько входных портов. Для передачи сообщения такая программа должна явно указать адрес передачи: имя программы и имя ее входного порта. В этом случае при изменении конфигурации системы придется корректировать используемые программы: изменять адреса передач сообщений. В системах с портами гибкой конфигурации с каждой программой связаны как входные, так и выходные виртуальные порты. Перед запуском такой системы должна производиться ее предварительная настройка с помощью специальной программной компоненты, осуществляющая совмещение каждого выходного виртуального порта с каким-либо входным виртуальным портом на основании информации, задаваемой пользователем. Тем самым при изменении конфигурации системы в этом случае не требуется какой-либо корректировки используемых программ -- необходимые изменения должны быть отражены в информации для настройки. Однако в этом случае требуется иметь специальную программную компоненту, осуществляющую настройку системы. 3. Архитектурные функции
Для обеспечения взаимодействия между подсистемами в ряде случаев не требуется создавать какие-либо дополнительные программные компоненты (помимо реализации внешних функций) -- для этого может быть достаточно заранее фиксированных соглашений и стандартных возможностей базового программного обеспечения (операционной системы). Так в комплексе автономно выполняемых программ для обеспечения взаимодействия достаточно описания (спецификации) общей внешней информационной среды и возможностей операционной системы для запуска программ. В слоистой программной системе может оказаться достаточным спецификации выделенных программных слоёв и обычный аппарат обращения к процедурам. В программном конвейере взаимодействие между программами также может обеспечивать операционная система (как это имеет место в операционной системе UNIX). Однако в ряде случаев для обеспечения взаимодействия между программными подсистемами может потребоваться создание дополнительных программных компонент. Так для управления работой комплекса автономно выполняемых программ часто создают специализированный командный интерпретатор, более удобный в данной предметной области для подготовки требуемой внешней информационной среды и запуска требуемой программы, чем базовый командный интерпретатор используемой операционной системы. В слоистых программных системах может быть создан особый аппарат обращения к процедурам слоя (например, обеспечивающий параллельное выполнение этих процедур). В коллективе параллельно действующих программ для управления портами сообщений требуется специальная программная подсистема. Такие программные компоненты никаких внешних функций не выполняют -- они реализуют функции, возникшие в результате разработки архитектуры программного средства. В связи с этим такие функции мы будем называть архитектурными. 4. Контроль архитектуры программных средств
Для контроля архитектуры ПС используется смежный контроль и ручная имитация. Смежный контроль архитектуры ПС сверху -- это её контроль разработчиками внешнего описания: разработчиками спецификации качества и разработчиками функциональной спецификации. Смежный контроль архитектуры ПС снизу -- это её контроль потенциальными разработчиками программных подсистем, входящих в состав ПС в соответствии с разработанной архитектурой. Ручная имитация архитектуры ПС производится аналогично ручной имитации функциональной спецификации, только целью этого контроля является проверка взаимодействия между программными подсистемами. Так же как и в случае ручной имитации функциональной спецификации ПС должны быть сначала подготовлены тесты. Затем группа разработчиков должна для каждого такого теста имитировать работу каждой программной подсистемы, входящей в состав ПС. При этом работу каждой подсистемы имитирует один какой-либо разработчик (не автор архитектуры), тщательно выполняя все взаимодействия этой подсистемы с другими подсистемами (точнее, с разработчиками, их имитирующими) в соответствии с разработанной архитектурой ПС. Тем самым обеспечивается имитационное функционирование ПС в целом в рамках проверяемой архитектуры. ЛИТЕРАТУРАГ.Майерс. Надежность программного обеспечения. -- М.: Мир, 1980. -- с. 78-91. E.W. Dijkstra. The Structure of the THE-Multiprogramming // Communications of the ACM. -- 1968, 11(5). -- pp. 341-346. М. Кристиан. Введение в операционную систему UNIX. -- М.: Финансы и статистика, 1985. -- с. 46-49. ЗАМОК ДРАКОНАРазделяй и властвуй! Латинское изречение Лекция 7. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ И МОДУЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕЦель разработки структуры программы. Понятие программного модуля. Основные характеристики программного модуля. Методы разработки структуры программы. Спецификация программного модуля. Контроль структуры программы. 1. Цель модульного программирования
Приступая к разработке каждой программы ПС, следует иметь ввиду, что она, как правило, является большой системой, поэтому мы должны принять меры для её упрощения. Для этого такую программу разрабатывают по частям, которые называются программными модулями [1, 2]. А сам такой метод разработки программ называют модульным программированием [3]. Программный модуль -- это любой фрагмент описания процесса, оформляемый как самостоятельный программный продукт, пригодный для использования в описаниях процесса. Это означает, что каждый программный модуль программируется, компилируется и отлаживается отдельно от других модулей программы, и тем самым, физически разделён от других модулей программы. Более того, каждый разработанный программный модуль может включаться в состав разных программ, если выполнены условия его использования, декларированные в документации по этому модулю. Таким образом, программный модуль может рассматриваться и как средство борьбы со сложностью программ, и как средство борьбы с дублированием в программировании (т.е. как средство накопления и многократного использования программистских знаний). Модульное программирование является воплощением в процессе разработки программ обоих общих методов борьбы со сложностью (см. лекцию «Замок дракона. Лекция 3 -- Методы борьбы со сложностью»), и обеспечения независимости компонент системы, и использования иерархических структур. Для воплощения первого метода формулируются определенные требования, которым должен удовлетворять программный модуль, т.е. выявляются основные характеристики «хорошего» программного модуля. Для воплощения второго метода используют древовидные модульные структуры программ (включая деревья со сросшимися ветвями). 2. Основные характеристики программного модуля
Не всякий программный модуль способствует упрощению программы [2]. Выделить хороший с этой точки зрения модуль является серьезной творческой задачей. Для оценки приемлемости выделенного модуля используются некоторые критерии. Так, Хольт [4] предложил следующие два общих таких критерия: · хороший модуль снаружи проще, чем внутри; · хороший модуль проще использовать, чем построить. Майерс [5] предлагает использовать более конструктивные характеристики программного модуля для оценки его приемлемости: размер модуля; прочность модуля; сцепление с другими модулями; рутинность модуля (независимость от предыстории обращений к нему). Размер модуля измеряется числом содержащихся в нем операторов (строк). Модуль не должен быть слишком маленьким или слишком большим. Маленькие модули приводят к громоздкой модульной структуре программы и могут не окупать накладных расходов, связанных с их оформлением. Большие модули неудобны для изучения и изменений, они могут существенно увеличить суммарное время повторных трансляций программы при отладке программы. Обычно рекомендуются программные модули размером от нескольких десятков до нескольких сотен операторов. Прочность модуля -- это мера его внутренних связей. Чем выше прочность модуля, тем больше связей он может спрятать от внешней по отношению к нему части программы и, следовательно, тем больший вклад в упрощение программы он может внести. Для оценки степени прочности модуля Майерс [5] предлагает упорядоченный по степени прочности набор из семи классов модулей. Самой слабой степенью прочности обладает модуль, прочный по совпадению. Это такой модуль, между элементами которого нет осмысленных связей. Такой модуль может быть выделен, например, при обнаружении в разных местах программы повторения одной и той же последовательности операторов, которая и оформляется в отдельный модуль. Необходимость изменения этой последовательности в одном из контекстов может привести к изменению этого модуля, что может сделать его использование в других контекстах ошибочным. Такой класс программных модулей не рекомендуется для использования. Вообще говоря, предложенная Майерсом упорядоченность по степени прочности классов модулей не бесспорна. Однако, это не очень существенно, так как только два высших по прочности класса модулей рекомендуются для использования. Эти классы мы и рассмотрим подробнее. Функционально прочный модуль -- это модуль, выполняющий (реализующий) одну какую-либо определенную функцию. При реализации этой функции такой модуль может использовать и другие модули. Такой класс программных модулей рекомендуется для использования. Информационно прочный модуль -- это модуль, выполняющий (реализующий) несколько операций (функций) над одной и той же структурой данных (информационным объектом), которая считается неизвестной вне этого модуля. Для каждой из этих операций в таком модуле имеется свой вход со своей формой обращения к нему. Такой класс следует рассматривать как класс программных модулей с высшей степенью прочности. Информационно-прочный модуль может реализовывать, например, абстрактный тип данных. В модульных языках программирования как минимум имеются средства для задания функционально прочных модулей (например, модуль типа FUNCTION в языке ФОРТРАН). Средства же для задания информационно прочных модулей в ранних языках программирования отсутствовали -- они появились только в более поздних языках. Так в языке программирования Ада средством задания информационно прочного модуля является пакет [6]. Сцепление модуля -- это мера его зависимости по данным от других модулей. Характеризуется способом передачи данных. Чем слабее сцепление модуля с другими модулями, тем сильнее его независимость от других модулей. Для оценки степени сцепления Майерс предлагает [5] упорядоченный набор из шести видов сцепления модулей. Худшим видом сцепления модулей является сцепление по содержимому. Таким является сцепление двух модулей, когда один из них имеет прямые ссылки на содержимое другого модуля (например, на константу, содержащуюся в другом модуле). Такое сцепление модулей недопустимо. Не рекомендуется использовать также сцепление по общей области -- это такое сцепление модулей, когда несколько модулей используют одну и ту же область памяти. Такой вид сцепления модулей реализуется, например, при программировании на языке ФОРТРАН с использованием блоков COMMON. Единственным видом сцепления модулей, который рекомендуется для использования современной технологией программирования, является параметрическое сцепление (сцепление по данным по Майерсу [5]) -- это случай, когда данные передаются модулю либо при обращении к нему как значения его параметров, либо как результат его обращения к другому модулю для вычисления некоторой функции. Такой вид сцепления модулей реализуется на языках программирования при использовании обращений к процедурам (функциям). Рутинность модуля -- это его независимость от предыстории обращений к нему. Модуль будем называть рутинным, если результат (эффект) обращения к нему зависит только от значений его параметров (и не зависит от предыстории обращений к нему). Модуль будем называть зависящим от предыстории, если результат (эффект) обращения к нему зависит от внутреннего состояния этого модуля, хранящего следы предыдущих обращений к нему. Майерс [5] не рекомендует использовать зависящие от предыстории (непредсказуемые) модули, так как они провоцируют появление в программах хитрых (неуловимых) ошибок. Однако такая рекомендация является неконструктивной, так как во многих случаях именно зависящий от предыстории модуль является лучшей реализаций информационно прочного модуля. Поэтому более приемлема следующая (более осторожная) рекомендация: · всегда следует использовать рутинный модуль, если это не приводит к плохим (не рекомендуемым) сцеплениям модулей; · зависящие от предыстории модули следует использовать только в случае, когда это необходимо для обеспечения параметрического сцепления; · в спецификации зависящего от предыстории модуля должна быть четко сформулирована эта зависимость таким образом, чтобы было возможно прогнозировать поведение (эффект выполнения) данного модуля при разных последующих обращениях к нему. В связи с последней рекомендацией может быть полезным определение внешнего представления (ориентированного на информирование человека) состояний зависящего от предыстории модуля. В этом случае эффект выполнения каждой функции (операции), реализуемой этим модулем, следует описывать в терминах этого внешнего представления, что существенно упростит прогнозирование поведения данного модуля. 3. Методы разработки структуры программы
Как уже отмечалось выше, в качестве модульной структуры программы принято использовать древовидную структуру, включая деревья со сросшимися ветвями. В узлах такого дерева размещаются программные модули, а направленные дуги (стрелки) показывают статическую подчиненность модулей, т.е. каждая дуга показывает, что в тексте модуля, из которого она исходит, имеется ссылка на модуль, в который она входит. Другими словами, каждый модуль может обращаться к подчиненным ему модулям, т.е. выражается через эти модули. При этом модульная структура программы, в конечном счете, должна включать и совокупность спецификаций модулей, образующих эту программу. Спецификация программного модуля содержит, во-первых, синтаксическую спецификацию его входов, позволяющую построить на используемом языке программирования синтаксически правильное обращение к нему (к любому его входу), и, во-вторых, функциональную спецификацию модуля (описание семантики функций, выполняемых этим модулем по каждому из его входов). Функциональная спецификация модуля строится так же, как и функциональная спецификация ПС. В процессе разработки программы её модульная структура может по-разному формироваться и использоваться для определения порядка программирования и отладки модулей, указанных в этой структуре. Поэтому можно говорить о разных методах разработки структуры программы. Обычно в литературе обсуждаются два метода [1, 7]: метод восходящей разработки и метод нисходящей разработки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|