Рефераты
 

Информационные системы и технологии

Информационные системы и технологии

1. Основные определения - информатика, информация, информационные системы, информационные технологии, инфосфера, информатизация

Информатика - (от французского information - информация и automatioque -автоматика) - область научно-технической деятельности, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, представления информации, решением проблем создания, внедрения и использования информационной техники и технологии во всех сферах общественной жизни; одно из главных направлений научно-технического прогресса.

В некоторых более кратких определениях информатика трактуется как особая наука о законах и методах получения и измерения, накопления и хранения, переработки и передачи информации с применением математических и технических средств. Однако все имеющиеся определения отражают наличие двух главных составляющих информатики - информации и соответствующих средств ее обработки. Бытует и такое, самое краткое определение: информатика - это информация плюс автоматика.

Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов. Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания). Свойства информации 1)полнота, 2)достоверность, 3)ценность, 4)актуальность, 5)ясность.

Информационные системы - включают в себя функциональные компоненты, компоненты системы обработки данных, организационные компоненты. Функциональные компоненты - представляют собой подсистемы обработки информационных ориентиров по определенному функциональному признаку. Например: бухгалтерский учет и отчетность,; технико-экономическое планирование; бизнес-план и т.д. Компоненты системы обработки данных (СОД) - типовыми задачами которых являются: 1. сбор и перенос информации на машинные носители (жесткий диск, гибкий диск); 2. передача информации в места ее хранения и обработка; 3. ввод информации в ЭВМ и контроль ввода; 4. создание и ведение внутримашинной информационной базы; 5. обработка информации на ЭВМ (накопление, сортировка, корректировка, выборка, арифмитическая и логическая обработка); 6. вывод информации; 7. управление вычислительными процессами в вычислительных сетях. Организационные компоненты информационной системы - совокупность методов и средств для совершенствования организации структурных объектов, штатного расписания, должностных инструкций персонала, т.е. управление штатами и кадрами.

Информационные технологии - целенаправленный процесс преобразования информации, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки, хранения и передачи информации. Как и многие другие технологии, информационная технология должна отвечить следующим требованиям:

обеспечивать высокую степень деления всего процесса обработки информации на составляющие компоненты (фазы, этапы, лперации, действия);

включать весь набор инструментов, необходимых для достижения поставленной цели;

отдельные компоненты должны быть стандартизированы и унифицированы.

Инфосфера - совокупное информационное простанство.

Информатизация - внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности

2. Количественная мера измерения информации: бит, байт

Обработка информации в ЭВМ основана на обмене электрическими сигналами между различными устройствами машины. Эти сигналы возникают в определенной последовательности. Признак наличия сигнала можно обозначить цифрой 1, признак отсутствия - цифрой 0. Таким образом, в ЭВМ реализуются два устойчивых состояния. С помощью определенных наборов цифр 0 и 1 можно закодировать любую информацию. Каждый такой набор нулей и единиц называется двоичным кодом. Количество информации, кодируемое двоичной цифрой - 0 или 1 - называется битом. С помощью набора битов, можно представить любое число и любой знак. Знаки представляются восьмиразрядными комбинациями битов- байтами (т.е. 1 байт = 8 бит). Например, русская буква А - байт 10000000. Любую комбинацию битов можно интерпретировать как число. Например, 110 означает число 6, а 01101100 - число 108. Число может быть представлено несколькими байтами.

Таким образом, в ЭВМ информация кодируется двумя видами символов. Такому представлению соответствует система счисления, в которой используется всего два цифровых знака - 0 и 1. Дадим определение системы счисления (с/с): система счисления - это совокупность правил и приемов записи чисел с помощью набора цифровых знаков (алфавита). Количество цифровых знаков называют основанием системы счисления.

Различают два типа систем счисления:

позиционные, когда значение каждой цифры числа определяется ее местом (позицией) в записи числа;

непозиционные, когда значение цифры в числе не зависит от ее места в записи числа.

Примером непозиционной системы счисления является римская:IX, IV, XV и т.д.

Примером позиционной системы счисления можно назвать десятичную систему, используемую повседневно.

Любое целое число в позиционной системе можно записать в форме многочлена

Xs={AnAn-1...A1A0}s=AnSn+An-1Sn-1+...+A1S1+A0S0

где s - основание с/с;

А- значащие цифры числа, записанные в данной с/с;

n - количество разрядов числа

Пример 1. Число 534110 запишем в форме многочлена:

534110=5103+3102+4101+1100

Пример 2. Число 32110 запишем в двоичной системе счисления. Для этого необходимо разложить число в виде суммы по степеням 2:

32110=128+126+120

Записываем коэффициенты при степенях двойки (от минимальной нулевой степени к максимальной) справа налево. Поэтому данное число в двоичной системе счисления будет иметь вид: 1010000012

Для того, чтобы решить обратную задачу: перевести число из двоичной системы счисления в десятичную, необходимо воспользоваться формулой и произвести вычисления в 10-ой системе счисления.

Пример 3. Число 101001012 перевести в 10-ую систему счисления.

101001012=120+122+125+127=16510

3. Свойства информации: ясность, точность, своевременность, достоверность

4. Техника безопасности

Конструкция компьютера достаточно безопасна. Человек защищен от компьютера больше, чем от телевизора, холодильника или утюга. Основную опасность для жизни представляет не сам компьютер, а розетка, к которой он подключается, и которая может быть неисправной. В связи с этим первое и основное правило техники безопасности:

Держаться от розеток подальше (пальцы не предназначены для подключения к ней)

А уж если все-таки придется отключать питание - правило второе:

Ни в коем случае не дергать при выключении за соединительный шнур, а держаться при этом за вилку.

Вполне вероятно, что при помощи компьютера можно подпортить себе зрение, поэтому лучше помнить что новые глаза в магазине не купишь:

Безопасное расстояние от экрана 50 см (можно и дальше).

Не смотреть долго на экран. Чаще делай упражнения для глаз: поморгай, повращай, посмотри вдаль

Через каждый час работы делать перерывы на 10-15 минут.

5. Нормы организации рабочих мест операторов ПК

6. Принципиальные части ПК

7. Аппаратная часть ПК. Основные блоки

Обычно персональные компьютеры состоят из трех частей (блоков):

системный блок;

клавиатура, позволяющая вводить символы в компьютер;

монитор (или дисплей) - для изображения текстовой и графической информации.

«Главным» в компьютере является системный блок. Системный блок стационарного ПК представляет собой прямоугольный корпус, в котором размещены все основные элементы компьютера:

электронные схемы, управляющие работой компьютера (микропроцессор, оперативная память, котроллеры устройст и т.д.);

блок питания, преобразующий электропитание сети в постоянный ток низкого напряжения, подаваемый на электронные схемы компьютера;

накопители (или дисководы) для гибких магнитных дисков, используемые для чтения и записи на гибкие магнитные диски (дискеты);

накопитель на жестком магнитном диске, предназначенный для чтения и записи на несъемный жесткий магнитный диск (винчестер).

В настоящее время используются два основных вида форм соистемного блока: «башня» (tower) и «настольный» (desktop). Габариты «башни» достаточно велики и позволяют разместить в корпусе наибольщее число блоков и плат. Ее обычно устанавливают на пол.

«Настольный» системный блок устанавливается на стол горизонтально и обычно служит подставкой для монитора.

На передней панели системного блока обычно имеются две кнопки (Reset и Power). Если компьютер не реагирует на команды от клавиатуры, т.е. не может продолжить нормальную работу, в этом случае можно провести перезагрузку компьютера, нажав кнопку Reset - кнопку сброса. Кнопка Power предназначена для включения (выключения) питания компьютера.

С тыльной стороны системного блока имеются штепсельные разъемные для подключения шнуров питания и кабелей связи с внешними устройствами.

Компьютеры выпускаются и в портативном варианте - в «наколенном» (laptop) или «блокнотном» (notebook) исполнении. Здесь системный блок, монитор и клавиатура заключены в один корпус: системный блок спрятан под клавиатурой, а монитор сделан как крышка к клавиатуре.

8. Аппаратная часть ПК. Системный блок

Системный блок- одна из основных частей любого персонального компьютера.

В корпусе системного блока располагаются: ПЗУ, ОЗУ, блок питания, центральный процессор (мозг ЭВМ, который перерабатывает информацию).

ОБЩАЯ СХЕМА ЭВМ

УВ -устройства ввода информации в ЭВМ (клавиатура, мышь, ВЗУ, сканер)

УВЫВ -устройства вывода информации (дисплей, принтер, ВЗУ, графопостроитель)

ОЗУ (ОП или RAM) -оперативное запоминающее устройство (оперативная память) быстрая память, которая состоит из ячеек, имеющих свой адрес.

Принципиальной особенностью ОЗУ является его способность хранить информацию только во время работы машины. Когда вы включаете компьютер, в оперативную память заносятся (загружаются) цепочки байтов в которых хранится операционная система. Когда вы выключаете компьютер, то содержимое ОЗУ стирается.

ВЗУ - (внешние запоминающие устройства) предназначены для постоянного хранения информации, (дискета, жесткий диск, компакт-диск)

ПЗУ (ROM) - память, предназначенная только для чтения.

Современные компьютеры обладают принципом открытой архитектуры.

Принцип открытой архитектуры означает, что возможна лёгкая замена устаревших частей ЭВМ, новая деталь (блок) будет совместима со всем тем оборудованием, которое использовалось ранее.

Возможность обмена данными между компьютерами по обычной телефонной связи обеспечивают модемы, факс-модемы, которые преобразуют телефонные сигналы в компьютерные и наоборот.

9. Аппаратная часть ПК. Монитор

Монитор - предназначен для вывода информации на экран текстовой и графической информации.

Мониторы бываю:

цветные и монохромные. В цветных изображение формируется светящимися точками красного, зеленого и синего люминефона, а в малохромных - точками люминефона одного цвета (чаще всего белого, зеленого или коричневого);

различного размера - чаще всего от 14 до 21 дюйма. Размер монитора определяется по величине диагонали его кинескопа. (диагональ поля изображения меньше на 5-10%);

с различным зерном, т.е. расстоянием между центрами точек люминефона (светящегося в-ва) одного цвета. Размер зерна во многом определяет качество монитора и четкость показываемого им изображения. На качественных мониторах размер зерна 0,25-0,26 мм, среднего класса - 0,25 мм, на низкокачественных - 0,31 - 0,39 и выше.

Мониторы могут работать в 1 из 2 режимов: текстовом и графическом. В текстовом режиме экран монитора разбивается условно на отдельные участки - знакоместа (чаще всего на 25 строк по 80 символов). На каждом знакоместе может быть изображен один из 256 заранее определенных символов. В число этих символов входят заглавные и строчные буквы.

В графическом режиме экран монитора представляет собой растр, состоящий из точек (пикселей). Количество точек по горизонтали и вертикали которые монитор способен воспроизвести, четко и раздельно, называется разрешающей способностью монитора. Выражение «разрешающая способность 800х600» означает, что монитор может выводить 600 горизонтальных строк по 800 точек в каждой строке. Реальная разрешающая способность видеотракта зависит еще и от видеокарты.

Существует два основных типа мониторов: жидкокристалические и с электронно-лучевой трубкой. Жидкокристалические мониторы имеют на порядок меньше вес и геометрический объем, потребляют в 2 раза меньше энергии.

Монитор представляет собой самостоятельных конструктивный блок.

10. Аппаратная часть ПК. Клавиатура

Клавиатура - устройство предназначенное для ввода в компьютер информации и команд управления.

Клавиатура компьютера представляет собой самостоятельный конструктивный блок. Стандартные клавиатуры имеют 101 - 104 клавиши и различаются незначительными вариациями расположения и форм некоторых служебных клавиш. Предназначенные для российского рынка клавиатуры имеют на буквенных клавишах двойную маркировку - латинские буквы и буквы кириллицы.

Вся совокупность клавиш клавиатуры условно разбира на несколько групп:

буквенно-цифровые клавиши;

клавиши управления курсором;

специальные клавиши управления;

функциональные клавиши;

клавиши малой цифровой клавиатуры.

Буквенно-цифровые клавиши занимают центральную часть клавиатуры. Основное их назначение - занесение в компьютер (ввод) текста: букв, цифр, специальных символов. Расположение букв и цифр на клавишах соответствует их стандартному расположению на клавиатуре пишущей машинки. Латинские буквы на клавиатуре расположены по стандарту QWERTY, а русский шрифт по стандарту ЙЦУКЕН, что соответствует последовательности первых шести букв в верхнем ряду буквенной клавиатуры.

Для буквенно-цифровых клавиш существует понятие регистра, т.е. режима их использовния. Имеются две пары регистровверхний/нижний и латинский/русский. На верхнем регистре находятся прописные (заглавные) буквы, а на нижнем - строчные буквы. Часть клавиш содержит специальные символы и цифры, помещенные соответственно на верхней и нижней частях клавиш.

Выбор регистра верхний/нижний может производиться при помощи клавищи <CapsLock> (фиксация прописных букв) и <Shift> (сдвиг, замена). Клавиша <CapsLock> закрепляет режим ввода прописных или строчных букв. В режиме прописных букв светится индикатор CapsLock в верхней правой части клавиатуры. Клавиша <Shift> изменяет режим клавиатуры на противоположный только пока она нажата.

Клавиши управления курсором расположены в правой части панели клавиатуры. Назначение данных клавиш описано ниже в таблице.

Курсором называется символ, указывающий позицию на экране монитора, в которой будет отображаться очередной вводимый на экран символ.

Курсор - это, обычно, мерцающий прямоугольник или жирная черта.

Клавиши малой цифровой клавиатуры могут использоваться в двух режимах:

1. в режиме управления курсором

Клавиша

Назначение

перемещение курсора на одну позицию влево при кратковременном нажатии; при длительном нажатии курсор перемещается влево непрерывно

перемещение курсора на одну позицию вверх при кратковременном нажатии; при длительном нажатии курсор перемещается вверх непрерывно

перемещение курсора на одну позицию вправо при кратковременном нажатии; при длительном нажатии курсор перемещается вправо непрерывно

перемещение курсора на одну позицию вниз при кратковременном нажатии; при длительном нажатии курсор перемещается вниз непрерывно

Home

перемещение курсора в первую позицию строки (домой)

End

перемещение курсора в последнюю позицию строки (конец)

Page Up

перемещение по тексту в направлении его начала на одну страницу (страница вверх)

Page Down

перемещение по тексту в направлении его конца на одну страницу (страница вниз)

Insert

переключение клавиатуры из режима замены в режим вставки и обратно; в режиме вставки введенный символ помещается на место курсора, а часть строки после курсора смещается на одну позицию вправо (вставить); в режиме замены введенный символ заменяет тот, на который указывает курсор

Delet

удаление на экране указанного курсором символа, при этом часть строки, расположенная правее курсора, сдвигается на одну позицию влево, исключая разрыв строки (удалить)

2. в режиме ввода цифр, знаков математических операций и точки.

Выбор соответствующего режима производится при помощи клавиш <Num Lock> и <Shift>. Первая клавиша закрепляет режим ввода цифр, при этом в режиме ввода цифр светится индикатор Num Lock в верхней правой части клавиатуры. Клавиша <Shift> изменяет режим клавиатуры на противоположный, пока она нажата.

Любой ASCII-код можно ввести с клавиатуры путем набора на молой цифровой клавиатуре (клавиша <Num Lock> нажата) десятичного кода, равного шестнадцатиричному ASCII-коду, с одновременным нажатием и удержанием на время набора клавиши <Alt>.

Специальные клавиши управления (служебные) расположены вокруг группы алфавитно-цифровых клавиш и имеют следующее назначение:

Клавиша

Назначение

Esc

отмена каких-либо действий, выход из программы и т.п. (выход)

Ctrl

клавиша используется совместно с другими клавишами, изменяя их действие (управление)

Alt

клавиша используется совместно с другими клавишами, изменяя их действие (изменять)

Enter, реже Return или CR

клавиша ввода информации и возврата каретки, служит для завершения ввода очередной строки информации (ввод)

Backspace или

возврат на одну позицию на экране влево с удалением предыдущего перед курсором символа (пробел назад)

Tab

перемещение курсора вправо на определенное количество позиций (табуляция)

Shift

клавиша смены регистра

Print Screen

распечатка на принтере информации, выведенной на экран монитора (печать экрана)

Caps Lock

фиксация режимов прописных/строчных букв (фиксация прописных букв)

Num Lock

фиксация режимов работы малой цифровой клавиатуры (фиксация цифр)

Scroll Lock

переключение режима вывода на экран монитора, при включении светится соответствующий индикатор в верхней правой части клавиатуры (фиксация прокрутки)

Pause/Break

пауза/прерывание выполнения программы или процедуры (пауза/прерывание)

Функциональные клавиши (<F1> - <F2>)расположены в верхней части клавиатуры. Эти клавиши предназначены для выполнения различных специальных действий. Для каждого программного продукта они имеют свое назначение (функции этих клавиш программируются). Например, в большинстве программ принято, что клавиша <F1> предназначена для вызова справки.

Для расширения функциональных возможностей клавиатуры применяют особые комбинации клавиш. В этих комбинациях, как правила, используются клавиши <Ctrl>, <Alt> и <Shift>. Если в инструкции написано, например <Ctrl> + <C>, то это означает, что необходимо первоначально нажать клавишу <Ctrl>, а затем, не отпуская ее нажать клавишу <C>.

11. Аппаратная часть ПК. Принтеры

Принтер - печатающее устройство предназначенное для вывода информации на бумагу или печатную пленку.

Все принтеры могут выводить текстовую информацию, многие из них могут выводить также рисунки и графики, а некоторые принтеры могут выводить и цветные изображения.

Сущетсвует несколько тысяч моделей принтеров, которые могут использоваться с ПК. Как правило, применяются принтеры следующих типов: матричные, стркйные и лазерные, однако встречаются и другие (светодиодные, термопринтеры и т.д.).

Матричные принтеры - это наиболее распространенный до недавнего тип принтеров. Принцип работы их таков: печатающая головка принтера содержит вертикальный ряд тонких металлических иголок. Головка движется вдоль печатаемой строки, а стержни в нужный момент ударяют по бумаге через красящую ленту. Это и обеспечивает формирование на бумаге символов и изображений.

В дешевых моделях принтеров используется печатающая головка с 9-10 иглами. Качество печати у таких принтеров посредственное, но его можно несколько улучшить с помощью печати в несколько проходов (от двух до четырех). Более качественнпая и быстрая печать обеспечивается принтерами с 24 печатающими иголками (24-точечными принтерами). Бывают принтеры с 48 иголками, они обеспечивают еще более качественную печать. Скорость печати точечно-матричных принтеров от 10 до 60 секунд на страницу, печать рисунков может выполняться медленнее - до 5 мин. на страницу. Производятся и специальные высокопроизводительные матричные принтеры.

Струйные принтеры - новый этап в развитии печатающих устройств после матричных. Они пришли на смену матричным принтерам. Рассмотрим принцип их работы. В этих принтерах изображение формируется микрокаплями специальных чернил, выдуваемых на бумагу с помощью сопел. Этот способ обеспечивает более высокое качество печати по сравнению с матричными принтерами.

Современные струйные принтеры могут обеспечивать высокую способность - до 600 точек на дюйм. Для цветной печати цветные струйные принтеры часто являются самым оптимальным решением.

Следует заметить, что струйные принтеры требуют тщательного ухода и обслуживания. Скорость печати струйных принтеров - от 15 до 100 секунд на страницу, а время печати цветных страниц может достигать 8-10 минут (обычно 2-3 минуты).

Лазерные принтеры - этот вид принтеров обеспечивают в настоящее время наилучшее качество печати. В них для печати используется принцип ксерографии: изображение переносится на бумагу со специального барабана, к которому электрически притягиваются частички краски. Отличие от обычного ксерокопировального аппарата состоит в том, что печатающий барабан электризуется с помощью лазера по командам из компьютера.

Лазерные принтеры являются наиболее удобными устройствами для получения качественных черно-белых печатных документов. Существуют и цветные лазерные принтеры.

Разрешающая способность лезерных принтеров, как правило, не менее 300 точек на дюйм (300 dpi), а современные лазерные принтеры обычно имеют разрешающую способность 600 точек на дюйм и более. В некоторых из них используют специальную технологию повышения качества изображения (RET, TurboRes и т.д.). Применение этих технологий эквивалентно повышению разрешающей способности принтера в 1,5 раза.

Скорость печати лазерных принтеров - от 8 до 12 секунд/страница. Специальные высокопроизводительные принтеры имеют скорость работы от 15 до 40 страниц в минуту. Обычно такие принтеры подключаются к локальной сети и обслуживают всех пользователей этой сети.

Среди лазерных принтеров имеются два основных типа: совместимые с HP LaserJet фирмы Hewlett-Packard и «понимающие» язык PostScrip, разработанный фирмой Adobe.

PostScrip - принтеры, обычно в полтора-два раза дороже, чем эквивалентные по производительности принтеры типа LaserJet.

Они имеют большие возможности, которые используются многими программными средствами. Кроме того, подготовленный для PostScrip - принтеров документ может быть без изменений выведен на любой фотонаборный автомат, “понимающий” язык PostScrip. Не будет проблем и с масштабированием печатаемого документа, а также с выводом “зеркального” или негативного изображения, что необходимо для создания пленок для офсетной печати.

12. Классификация устройств ввода, вывода, ввода/вывода информации

13. Характеристика устройств ввода информации

Устройствами ввода являются те устройства, посредством которых можно ввести информацию в компьютер. Ими являются:

Мышь механическая - Внутри имеет шарик, выступающий через нижнюю поверхность. При перемещении мыши по поверхности стола шарик вращает специальные ролики, один из которых заставляет перемещаться указатель мыши вверх-вниз по экрану, другой - влево-вправо.

Мышь оптическая - Вместо крутящегося шарика используется луч света, который скользит по специальному коврику, покрытому координатной сеткой.

Трекбол - Представляет собой вмонтированный в корпус компьютера (рядом с клавиатурой) шарик, который нельзя переместить, но можно вращать пальцами за выступающую поверхность

Клавиатура - устройство механического ввода информации, состоящее из 101-105 кнопок, часть из которых служит для вода букв, символов и цифр, а другая часть - это функциональные клавиши (F1-F12). Также есть клавиши управления курсором (на них есть изображение в виде стрелок). В левой части клавиатуры есть дополнительные кнопки с цифрами - это дополнительная зона кнопок для удобства ввода цифр. С помощью клавиатуры мы вводим информацию (буквы и цифры) в компьютер. Это самый медленный способ ввода информации.

Сканер - устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер.

Проще всего представить введенную через сканер информацию, в том числе и текстовую, как графическую. Но кроме того, при помощи специального программного обеспечения, компьютер может распознать символы на сканируемом листе, что позволяет быстро вводить напечатанный, а иногда и рукописный текст. Сканеры бывают настольного типа, они обрабатывают лист бумаги целиком и ручные, которыми нужно проводить на нужным рисунком или текстом. По качеству вводимого изображения сканеры можно разделять на цветные и черно-белые, которые в свою очередь могут отличаться разрешающей способностью, количеством цветов или оттенков серого цвета.

Сканер имеет два вида расширения: оптическое и интерполяционное. Оптическое расширение - одна из основных технических характеристик сканера. Измеряется в точках на дюйм (dpi). Чем выше данный показатель, тем детальнее будет информация, снятая с оригинала. Оптическое разрешение по горизонтали (ось Х) определяется ПЗС-матрицей, а по вертикали (ось Y) числом шагов на дюйм, которое позволяет сделать двигатель сканера при перемещении каретки. В связи с этим многие производители указывают разные значения по горизонтали и вертикали, тем самым завышая реальное разрешение. Интерполяционное - это искусственно увеличенное разрешение. Достигается оно путем математического вычисления недостающих точек (методом интерполяции), осуществляемого драйвером с помощью специальных алгоритмов. На практике используется очень редко.

Телекамера - подключенная через специальное оборудование, позволяет вводить в компьютер видеоизображение (“живое видео”). Эта информация затем может быть использована для организации спецэффектов и постановки трюков в фильмах.

Дигитайзер - устройство для ввода графической информации в компьютер, похожее на мышь. С помощью дигитайзера можно по точкам вводить в компьютер графики функций или чертежи с бумажного листа. Этот устройство оборудовано прицельным приспособлением (лупа с перекрестием), которое оператор наводит на интересующие его точки. Если нажать кнопку на прицеле, координаты точки фиксируются. Таким способом можно ввести в компьютер характерные точки чертежа, чтобы по ним потом восстанавливать линии.

Световое перо - устройство напоминающее обычную ручку только с проводом. Данное устройство по возможностям сходно с мышью с той разницей, что мышью вы водите по столу, а световым пером - по экрану. Внутри светового пера находится специальный элемент - фотодиод, который регистрирует изменение яркости в том месте экрана, куда указывает перо.

Можно использовать световое перо для любых целей, требующих позиционирования. Например, в графических программах можно чертить по экрану монитора с помощью светового пера, точно так же как карандашом по бумаге.

У светового пера есть недостатки. Один из них - необходимости все время держать руку на весу, от чего она быстро устает. Другой недостаток состоит в том, что приходится заслонять часть экрана собственной рукой. Поэтому перья в настоящее время почти не используются.

Сенсорный экран - представляет собой технологию по взаимодействию с программами, в которой инструментом, реализующим функции светового пера, является человеческий палец. Секрет заключается в мониторе, который выполнен таким образом, что позволяет определить присутствие пальца на экране или в непосредственной близости от него. Такой способ взаимодействия имеет ряд недостатков. Разрешающая способность такой технологии невелика из-за размеров пальца, а постоянное прикосновение к экрану способствует его жировому загрязнению. Кроме того, так же как и при работе со световым пером, приходится держать руку на весу.

Джойстик - напоминает ручку управления автомобилем или самолетом. Наклоняя рычаг в нужную сторону, можно добиться плавного перемещения курсора по экрану, причем чем больше наклон рычага, тем быстрее перемещается курсор. В основном используется в играх.

Графический планшет - устройство для ввода контурных изображений. Его еще называют перьевым планшетом. С графического планшета рисовать можно прямо в компьютер.

По устройству планшет мало чем отличается от дигитайзера, но координаты его прицельного приспособления - пера - фиксируются не по нажатию кнопки, а автоматически, сотни и тысячи раз в секунду. Это позволяет отслеживать самые замысловатые линии с точностью не хуже, чем у сканера.

Новейшие планшеты реагируют и на силу нажатия пера. Можно рисовать линии разной толщины и яркости, как если бы в руках была мягкая кисточка. Причем запоминать можно не россыпь точек, а сразу линии. Упрощаются тяжелейшие задачи - распознавание рукописного текста и проверка подлинности почерка. А главное художнику доступны привычные методы работы.

Трекпад (сенсорный планшет) - может реагировать не только на специальное перо, но даже на обычный палец. Такой “следящий планшет” не удобен для точных работ. Зато, жертвуя точностью, его можно сократить до размеров, приемлемых в компьютере. Правда не столько для рисования сколько для перемещения указателя.

Речевой ввод и устройства распознавания голоса.

Что касается речевого ввода, то еще, до появления компьютера, человек уже умел записывать звуки, музыку или собственную речь на специальные носители (граммофонные пластинки, магнитные ленты). Для этих целей использовался микрофон, который преобразовывал звуковые колебания в электрические такой же частоты. Для ввода информации в компьютер микрофон выполняет те же самые функции, что и в магнитофоне. Затем специальная электрическая схема (аналогово-цифровой преобразователь) преобразует сигналы, поступающие от микрофона, в сигналы, пригодные как для обработки компьютером так, и для хранения на магнитных дисках.

Говоря же о системах распознавания голоса, можно отметить два аспекта - одно дело узнать голос отдельного человека, а другое преобразовать его в текст, который можно видеть на экране монитора или хранить в памяти компьютера. Системы первого типа относительно просты, они не преобразуют человеческий голос в текст, а всего лишь его “узнают“ (отличают от сказанного другим, не “вникая в смысл”). Чаще всего это используется в качестве пароля для защиты отдельных данных, или доступа к компьютеру. Системы второго типа намного сложнее и интеллектуальнее, они должны не просто преобразовывать одни сигналы в другие (аналоговые сигналы в цифровые), но и представлять звуковую информацию как в памяти компьютера, так и на экране монитора в текстовом виде. Решение данной проблемы позволит человеку общаться с компьютером наиболее естественным для него способом - при помощи голоса. Однако такие системы требуют, чтобы их предварительно настроили на тембр голоса того человека (нескольких человек), который будет с ними работать.

Системы распознавания почерка. В качестве устройств ввода в системах распознавания почерка могут использоваться как сканер, так и графический планшет. Помимо данных устройств в такие системы обязательно включается специальное программное обеспечение, которое позволяет преобразовать почерк в печатный текст. При наличии образцов почерков в памяти компьютера возможно определение анонимного автора письма, записки и проч., что используется, например, в криминалистике.

Другие системы ввода (датчики).

В последнее время в устройствах ввода применяются новые технологии. В качестве примера можно привести устройства отслеживающие положение зрачков глаз. Используя такое устройство можно взглядом перемещать указатель по экрану. Это дает возможность использовать компьютер практически полностью парализованным людям.

При использовании компьютера для управлении робототехническим комплексом, устройствами ввода служат всевозможные датчики (температурные, определяющие интенсивность цвета, положение, радиационный фон, влажность воздуха, загазованность и другие).

14. Характеристика устройств вывода информации

Устройства предназначенные для вывода информации в том или ином виде:

Монитор - устройство, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации. (см. ответ № 9)

Принтер - печатающее устройство предназначенное для вывода информации на бумагу или печатную пленку. (см. отв. № 11)

Все принтеры могут выводить текстовую информацию, многие из них могут выводить также рисунки и графики, а некоторые принтеры могут выводить и цветные изображения.

Сущетсвует несколько тысяч моделей принтеров, которые могут использоваться с ПК. Как правило, применяются принтеры следующих типов: матричные, стркйные и лазерные, однако встречаются и другие (светодиодные, термопринтеры и т.д.).

Графопостроитель (плоттер)- устройство для вывода чертежей на бумагу. Плоттеры бывают барабанного типа (работают с рулоном бумаги) и планшетного типа (в них лист бумаги лежит на плоском столе). Как правило, плоттеры используются в системах конструирования (САПР) для вывода чертежей.

15. Характеристика устройств ввода/вывода информации

Таковыми являются устройства, которые имеют возможность вводить (принимать) и выводить (передавать) информацию:

модем;

факс-модем;

сетевой адаптер.

Модем - устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть. По конструктивному исполнению модемы бывают встроенными (вставляемыми в системный блок компьютера) и внешними (подключаемыми через коммуникационный порт). Модемы отличаются друг от друга максимальной скоростью передачи данных (1200, 2400, 9600 бод и более, 1 бод= бит в секунду), а также тем, поддерживают ли они средства исправления ошибок (стандарты V42bis или -MNP-5). Для устойчивой работы на отечественных телефонных линиях импортные модемы должны соответствующим образом адаптированы.

Факс-модем - устройство, сочетающее возможности модема и средства для обмена факсимильными изображениями с другими факс-модемами и обычными телефаксными аппаратами.

Сетевой адаптер - устройство дающее возможность подключать компьютер в локальную сеть.

16. Открытая архитектура ПК фирмы IBM/PC

По существу компьютер - это вычислитель. Человеку присуще стремление совершенствовать вычислительные устройства. В результате на сегодняшний день существуют такие вычислительные системы, о которых в начале 19-го века даже не могли мечтать.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ