Рефераты
 

Электронное учебное пособие "Офисное программирование"

p align="left">- Задания для самостоятельной работы.

- Лабораторные работы.

- Глоссарий.

- Проверка знаний (тестовое задание).

- Заключение.

- Список литературы.

2.3 Выбор программ для разработки электронного учебного пособия

Для разработки электронного учебного пособия был выбран язык гипертекстовой разметки HTML. Для создания страниц на данном языке существует большое количество программ и редакторов, а самое главное, код, написанный на этом языке, без труда открывается стандартным, установленном на большинстве современных компьютеров, браузером. Страница, написанная на данном языке, привычна и знакома любому пользователю, простота навигации, достаточное для электронного пособия количество тэгов, делает язык еще более привлекательным для использования.

Главным инструментом решения задачи написания электронного учебного пособия на выбранном языке HTML являются программы для Web-дизайна. Для выбора программы были сформулированы три основных, предъявляемые к программам Web-дизайна, требования:

§ Полная поддержка кодировок русского языка.

§ Возможность создания страничек не только любительского, но и профессионального уровня.

§ Визуальный режим работы.

Наиболее полно данным требованиям отвечают редактор Microsoft FrontPage. «За кадром» оставлены так называемые HTML - редакторы, в которых странички не верстаются, а пишутся в текстовом режиме. Microsoft FrontPage включает все необходимые средства для эффективной разработки и эксплуатации веб-узлов. Можно легко создавать качественно оформленные веб-страницы, выбирая наиболее удобный способ разработки. Динамический формат HTML обеспечивает функции анимации, средство Cascading Style Sheets 2.0 позволяет создавать эффекты обтекания или наложения для изображений и текста, а усовершенствованные средства для работы с цветом упрощают оформление веб-страниц.

Для расширения функциональных возможностей Web-страниц был использован язык JAVASCRIPT. JavaScript - новый язык для составления скриптов, разработанный фирмой Netscape. С помощью JavaScript можно легко создавать интерактивные Web-страницы.

2.4 Разработка интерфейса электронного пособия

Дизайн учебного издания - важный фактор повышения качества усвоения материала студентом. Чтобы работа с компьютером была удобной, пользователь при взаимодействии с ней должен ощущать комфорт. Поэтому в процессе создания электронного пособия были учтены рекомендации специалистов по компьютерным технологиям:

1) яркость объекта должна лежать в определенных пределах;

2) контрастность изображения относительно фона должна выбираться с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть его контрастность;

3) следует учитывать, что наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую - к фиолетовому и красному;

4) размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; нужно также учитывать, что он влияет на скорость и правильность восприятия информации;

5) все поле зрения, охватываемое глазом, можно разбить на три зоны: центрального зрения, где наиболее четко различаются детали; ясного видения, где можно опознать объект без мелких деталей; периферического зрения, где предметы обнаруживаются, но не распознаются;

6) зрительное ощущение нарастает и спадает постепенно, в сумме это время составляет 0,5 секунды.

Нужно соблюдать правила, регулирующие плотность расположения текста на экране:

- оставлять пустым приблизительно половину экрана;

- оставлять пустую строку после каждой пятой строки таблицы;

- оставлять 4 или 5 пять пробелов между столбцами таблицы. Фрагменты текста должны располагаться на экране так, чтобы взгляд пользователя перемещался по экрану в привычном направлении.

Содержимое полей в таблице должно не «прижиматься» к краю экрана, а располагаться около горизонтальных или вертикальных осей.

Меню, содержащее относительно небольшой объем информации, должно быть смещено в левую верхнюю часть экрана.

Один и тот же тип информации должен появляться всегда в одном и том же месте экрана.

Верхние две или три строки экрана обычно резервируются для вывода заголовка и состояния системы. Заголовок показывает, в каком месте системы находится пользователь; область состояния показывает пункты меню верхнего уровня и служит для вывода подтверждений о том, что система работоспособна.

Из-за низкого разрешения экрана ПК ухудшается различимость шрифтовых знаков. Поэтому экранный шрифт должен быть крупнее, чем при печати на бумаге, а именно - соответствовать как минимум типографскому кеглю цицеро, равному 12 пунктам.

Как показывает практика экранной типографики, в основном пользователи используют стандартные гарнитуры Times, Courier, Arial, Sans Serif, изначально имеющиеся в памяти любого ПК. Существует мнение, что благодаря их повсеместному применению, в том числе и в печатных изданиях, они порождают эффект шрифтовой обезлички информации, создавая эмоциональный барьер между сообщением и зрителем-читателем.

Выделяется гигиеническими и художественными достоинствами шрифт Verdana. Он рассчитан на воспроизведение с низким разрешением, прост по рисунку; удобны и красивы его пропорции. Шрифт выглядит легким, открытым и без труда воспринимается с дисплея.

Междустрочный интервал целесообразно делать в 2-2,5 раза большим, чем в печатных изданиях. На экране плохо выглядят и курсив, и разрядка, поэтому для текстовых выделений лучше использовать либо цвет, либо полужирное начертание.

Для учебного пособия черный текст на белом фоне - это стандартный, но не самый лучший вариант, поскольку сильный контраст цветов влечет дополнительную утомляемость обучаемого. Избежать этого можно простым подбором цветовой пары текст - фон.

Для цвета основного текста лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и варианты (темно-коричневый, темно-синий и т. д.). Для фона следует использовать мягкие пастельные тона, причем лучший визуальный эффект дает не сплошная заливка фона выбранным цветом, а мягкий расфокусированный текстурный фон.

В пределах одного тематического раздела цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для всех страниц. [7]

Исходя из выше перечисленного для электронного учебного пособия по визуальному программированию, мною были выбраны:

§ цвет фона - серый с мягко расфокусированной текстурой;

§ шрифт - Verdana;

§ размер шрифта - 14 пт;

§ цвет шрифта - темно-синий;

§ интервал - полуторный;

§ выравнивание - по ширине.

В электронном учебном пособии «Офисное программирование» используются гиперссылки и фреймовая структура, что позволяет, не листая страниц (в отличие от печатного издания), быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.

Программно разбиение окна браузера на фреймы реализуется так:

1. Создается html-файл (обычно это первая страничка сервера по имени index.html) в котором задаются размеры и количество фреймов, а также имена файлов соответствующих фреймам и некоторые атрибуты для каждого фрейма.

2. Создаются отдельные html-страницы для каждого фрейма.

Главный файл index.html выглядит так:

<head>

<title>Учебник</title>

</head>

frameset rows="101,*">

<frame name="banner" scrolling="no" noresize target="contents" src="top.htm">

<frameset cols="459,*">

<frame name="contents" target="main" src="oglav.htm">

<frame name="main" src="tekst.htm" scrolling="auto">

</frameset>

<noframes>

<body>

<p>Эта страница использует рамки, однако ваш обозреватель их не

поддерживает.</p>

</body>

</noframes>

</frameset>

Во фрейме banner содержится логотип электронного учебника (top.htm), во фрейме contents - содержание учебника в виде гиперссылок (oglav.htm), во фрейме main осуществляется вывод материала (tekst.htm).

Удобство изучения материала состоит в применении гиперссылок при структурировании оглавления.

Как выглядит файл oglav.htm можно посмотреть в приложении 1.

2.5 Руководство пользователя

Электронное учебное пособие предназначено как для изучения в специально оборудованных аудиториях высших учебных заведений, так и для самостоятельного изучения в домашних условиях.

Минимальные системные требования для работы с пособием:

§ браузер Internet Explorer 3.3;

§ операционная система Microsoft Windows 95;

§ процессор с тактовой частотой 100 МГц;

§ размер ОЗУ 8 Мб;

§ около 6 Мб свободного дискового пространства.

Файлы электронного учебного пособия скомпилированы с помощью программы htm2chm, поэтому для начала работы нужно открыть файл ЭУП_Офисное программирование. chm. После загрузки на экране появится главная страница пособия.

Общение электронного учебного пособия с пользователем осуществляется при помощи системы гиперссылок. В левой части экрана после запуска появится список глав и тем, содержащихся в пособии. При нажатии на заголовок выбранной темы ее материал появится в правой части экрана. Для просмотра всех глав и тем подряд пользователю необходимо воспользоваться скроллингом мыши или полосой прокрутки. Для перехода к очередной главе или теме повторить манипуляцию, также можно воспользоваться кнопками «Вперед» / «Назад», которые помещены в конце каждой страницы (рис. 1).

Рис. 1 Глава 1.3. Изменение порядка выполнения операторов.. Применение кнопок «Вперед»/»Назад»

Основная, решаемая в ходе разработки электронного пособия, проблема - это обучение студентов. Для наиболее эффективной работы с пособием все приведенные в нем примеры рекомендуется проделать в среде разработки VBA. По окончании изучения каждой темы пособия для контроля знаний по предмету рекомендуется решить задачи.

Страница «Глоссарий» содержит основные понятия и определения к ним.

Для проверки усвоенных знаний в конце учебника приведен итогой тест «Офисное программирование». Тест разработан таким образом, что студент может выбрать вариант ответа на каждый вопрос с помощью щелчка мыши, а затем быстро подсчитать баллы (рис. 2).

Рис. 2. Тест

После щелчка левой кнопки мыши по ссылке «Ключ к тесту», которая находится в конце страницы, открывается окно с правильными ответами и подробными к ним комментариями.

При желании студент может ознакомиться с использованной литературой, которая указана на отдельной странице.

Для окончания работы с пособием закрыть приложение нажатием крестика в правом верхнем углу окна.

Глава 3. Краткое содержание электронного учебного пособия «Офисное программирование»

3.1 Типы данных, условные операторы и массивы VBA

VBA представляет собой набор средств программирования для создания собственных программ и подгонки имеющихся приложений под запросы пользователя.

С помощью VBA можно изменять внешний вид или способ применения имеющихся средств приложения, а также добавлять свои, совершенно новые возможности.

В настоящее время VBA движется по направлению к тому, чтобы стать стандартом в индустрии создания программ. После освоения VBA вы сможете использовать этот язык в любом из приложений, поддерживающих VBA. Причем, зная VBA, вы автоматически изучаете язык Visual Basic.

Microsoft создала VBA и обеспечила поддержку VBA во всех главных приложениях Office: Word, Excel, Access и PowerPoint.

Объектно-ориентированное программирование.

Понимание объектов лежит в основе программирования в VBA, особенно когда дело касается создания пользовательских диалоговых окон и использования возможностей ведущего VBA-приложения.

Язык VBA является объектно-ориентированным. Это значит, что многие его команды имеют особенный формат. Типичная команда VBA имеет вид: <Объект>.<Объект, входящий в первый объект>.<…>.<Тот объект, с которым нужно произвести действие>.<собственно действие>

Иными словами, каждая команда пишется как бы с «конца»: вначале определяется то, над чем надо произвести действие, - объект, а затем само действие - метод. Разделителями компонентов команды служат знаки «точка».

Пример: Application.activDocument.PageSetup.Orientation=wdOrientLandscape - Эта команда устанавливает альбомную ориентацию листа в документе.

Типы данных.

Тип данных - это термин, относящийся к определенным видам данных, которые VBA сохраняет и которыми может манипулировать.

Любое определение типа задает:

* область возможных значений типа;

* структуру организации данных;

* операции, определенные над данными этого типа.

VBA разделяет обрабатываемые данные на числа, даты, строки, логические значения и объекты.

Как и любые среды программирования, редактор VBA необходимо сначала запустить. Для запуска можно использовать два способа:

1) активизировать любое приложение пакета MS Office (Word, Excel);

2) выполнить команду меню: Сервис <> Макрос <> Редактор Visual Basic.

Или:

1) активизировать любое приложение пакета MS Office (Word, Excel);

2) нажать комбинацию клавиш Alt+F11.

И в том, и в другом случае откроется редактор VBA (рис. 3).

Рис. 3. Стартовое окно редактора VBA

В левой части окна редактора появляется строение разрабатываемого проекта (аналог с Проводником). Необходимо обратить внимание на два главных объекта окна: Normal и Project (Операции).

Объект Normal глобальный, т. е. при работе в редакторе VBA в данном объекте будут создаваться модули, формы и т. д., которые будут доступны всему приложению Word. При каждом запуске Word содержимое объекта Normal становится доступным. Вывод: в данном объекте ничего не надо создавать!

Объект Project содержит рядом имя созданного документа, т. е. дается подсказка, в каком документе необходимо работать и где создаются модули, процедуры, приложения.

Операторы.

Операторы в VBA используются для объединения, сравнения или других действий над определенными значениями в выражении. При использовании оператора в выражении элементы данных, над которыми этот оператор выполняет действие, называются операндами: большинству операторов требуются два операнда.

Выделяют арифметические и логические операторы. К арифметическим относятся операторы сложения, вычитания, умножения, деления и т.д. Логические операторы используются для объединения результатов отдельных выражений сравнения, чтобы создать сложные критерии для принятия решений в процедуре, или для создания условий, при которых группа операторов должна повторяться.

Также операторы подразделяются на: оператор условного перехода - это структура, которая выбирает ту или иную ветвь кода процедуры на основе некоторого предопределенного условия или группы условий и оператор безусловного перехода - это оператор, просто изменяющий последовательность выполнения кода процедуры независимо ни от какого конкретного условия. Условный переход используется гораздо чаще, чем безусловный.

Простейшими VBA-операторами изменения порядка выполнения кода являются операторы If … Then и If … Then … Else.

Оператор If … Then позволяет выбрать единственную альтернативную ветвь кода в процедуре или функции.

Вторая форма синтаксиса оператора If … Then называется блоком оператора if. В блоке оператора If… Then условие и операторы записываются в отдельных строках, причем заканчивается данный оператор ключевыми словами End If.

VBA, как и многие языки программирования, имеет условный оператор перехода для использования в случаях, когда необходимо выбирать из большего количества различных ветвей кода: оператор Select Case. Данный оператор работает во многом так же, как и оператор If. Ключевые слова Select Case используются со многими операторами Case, где каждый оператор Case проверяет появление другого условия и выполняется только одна из ветвей Case. Ветвь Case может содержать один, несколько или ни одного оператора VBA.

Циклы.

Процесс выполнения всех операторов, заключенных в структуру цикла, один раз называется итерацией (iteration) цикла. Некоторые структуры цикла организуются так, что они всегда выполняются заданное количество раз. Структуры цикла, всегда выполняющиеся заданное количество раз, называются циклами с фиксированным числом итераций (fixed iteration). Другие типы структур цикла повторяются переменное количество раз в зависимости от некоторого набора условий. Поскольку количество раз повторений этих гибких структур цикла является неопределенным, такие циклы называются неопределенными циклами (indefinite loops).

Цикл For…Next используется, когда необходимо повторить действие или ряд действий заданное количество раз, известное до начала выполнения цикла.

Второй цикл For, который имеется в VBA, - это цикл For Each … Next. В отличие от цикла For…Next, цикл For Each … Next не использует счетчик цикла. Циклы For Each … Next выполняются столько раз, сколько имеется элементов в определенной группе, такой как коллекция объектов или массив. Другими словами, цикл For Each … Next выполняется один раз для каждого элемента в группе.

Массивы.

Массив (array) - это коллекция переменных, которые имеют общие имя и базовый тип. Массив является удобным способом хранения нескольких связанных элементов данных. Все элементы данных, сохраняемых в массиве, должны иметь один и тот же тип.

Наименее сложный массив - это просто список элементов данных; такого рода массив называется простым, или одномерным, массивом. Подобный массив можно представить в виде очереди, где каждому элементу очереди присваивается не только порядковый номер (место в очереди), но и его конкретное значение (имярек).

Чтобы создать массив, нужно определить: его имя, количество элементов (размер массива), тип данных, которые будут храниться в массиве.

Элементы созданного массива не содержат никаких данных. Чтобы сохранить в массиве какое-нибудь значение, нужно указать, какому элементу оно должно быть присвоено.

В большинстве программ при создании массива сразу же инициализируют его, присвоив каждому элементу, нулевое значение или пустую строку.

Порядок создания двухмерного массива тот же, что и одномерного, с той лишь разницей, что, указывая его размер, нужно указать два значения - строки и столбцы.

При создании массивов, в том числе и многомерных, для хранения значения каждого элемента выделяется оперативная память (даже если это нулевые значения или пустые строки). Таким образом, создавая большой массив, происходит резкое уменьшение объема свободной памяти, что может негативно отразиться на работе программы. Поэтому создавать многомерные массивы следует лишь по мере необходимости. Подобные массивы называются статическими (static), потому что число элементов в массиве не меняется.

Выбор размера массива может быть затруднен, если неизвестно, сколько данных будет введено в массив, или если объем данных, собираемых для массива, значительно меняется. Для подобных ситуаций VBA поддерживает особый тип массивов, называемый динамическим (dynamic) массивом.

VBA позволяет пользователю определять свои собственные типы данных. Определенный пользователем тип нужен, когда одной переменной необходимо обозначить несколько связанных по смыслу элементов данных, причем эти элементы данных могут быть разных типов.

Элементами типа могут быть простые переменные и массивы встроенных типов, а также переменные и массивы других определенных пользователем типов.

Процедуры VBA бывают двух типов:

* процедуры обработки событий;

* общие процедуры.

Имя процедуры обработки события, связанного с элементом управления, состоит из имени элемента управления, символа подчеркивания и имени события, например Закрытъ_ click - процедура обработки нажатия кнопки Закрыть в форме.

Общие процедуры VBA могут храниться в любом типе модулей VBA, так как они не связаны с конкретным объектом. Они выполняются только тогда, когда явно вызываются другими процедурами. Обычно эти процедуры реализуют какие-то общие действия, которые могут вызываться разными процедурами обработки событий.

Процедуры, как и переменные, должны быть объявлены до того, как они могут быть вызваны. Объявления общих процедур помещаются в разделе General (Общая область) модуля. Процедуры обработки событий хранятся в разделах модуля формы или отчета, соответствующих связанным с этими процедурами объектам.

В свою очередь, процедуры VBA делятся на подпрограммы и функции. Они являются фрагментами программного кода, который заключается между операторами Sub и End Sub или между Function и End Function соответственно. Процедуры-подпрограммы выполняют действия, но не возвращают значение, поэтому они не могут быть использованы в выражениях. Процедуры обработки событий представляют собой процедуры-подпрограммы. Процедуры-функции всегда возвращают значение, поэтому они обычно используются в выражениях. Общие процедуры могут быть как процедурами-подпрограммами, так и процедурами-функциями.

Чтобы использовать написанную подпрограмму или функцию, ее нужно вызвать. Вызов процедуры-подпрограммы отличается от вызова процедуры-функции.

Обычно подпрограмма вызывается из другой подпрограммы или функции с помощью специального оператора VBA. Если она имеет аргументы, ей передается список фактических параметров.

3.2 Объект UserForm. Создание VBA-программ

Одним из достоинств языка программирования VBA является то, что он относится к объектно-ориентированным языкам. Следовательно, в данную среду программирования уже заложены возможности создания форм и его элементов простым использованием без составления громоздкого программного кода.

Практически во всех приложениях Office используются пользовательские диалоговые окна. Диалоговые окна в VBA называются формами (объект UserForms). Каждому объекту UserForm присущи определенные свойства, методы и события, которые он наследует от класса объектов UserForms. Диалоговые окна (формы) и элементы управления составляют основу современного визуального интерфейса. Все элементы управления и технология работы с ними в основном стандартизованы и похожи для разных платформ и программных сред. Эти объекты помещены в специальную библиотеку MSForms.

Для того чтобы в разрабатываемое приложение можно было добавить форму, необходимо выполнить следующие действия:

1) запустить редактор VBA;

2) выделить правой кнопкой мыши объект Project, выполнить команду Insert + UserForm, после чего появляются новая форма и панель элементов Toolbox.

Всякий раз, создавая в проекте новый объект UserForm, одновременно создается новый подкласс объекта UserForm. Любые процедуры или функции, написанные в разделе General (общий) модуля класса, относящегося к форме, становятся дополнительными методами для отдельного подкласса объекта.

Объект UserForm может содержать те же элементы управления, что и находящиеся в диалоговых окнах Word, Excel или других приложений Windows.

Используя формы, можно достаточно полно изучить возможности работы со всеми типами данных и их взаимодействия с учетом того, что значения переменных будут определяться не программно, а вводом через текстовые поля формы, т. е. при непосредственной работе пользователя с программой.

Во многих создаваемых приложениях используют возможности массивов. Для доступа к элементам массивов часто применяют элемент управления ListBox. Данный элемент нужен для хранения списка значений. Из списка пользователь может выбрать одно или несколько значений, которые в последующем могут использоваться в тексте программы.

Элемент управления СоmbоВох создается с помощью соответствующего элемента. Элемент управления СоmbоВох применяется для хранения списка значений. Он сочетает в себе функциональные возможности списка ListBox и поля TextBox. В отличие от ListBox, в элементе управления СоmbоВох отображается только один элемент списка. Кроме того, у него отсутствует режим выделения нескольких элементов списка, но он позволяет вводить значение, используя поле ввода, как это делает элемент управления TextBox.

Элемент управления OptionButton создается с помощью соответствующего элемента. Он позволяет выбрать один из нескольких взаимоисключающих параметров или действий. Переключатели обычно отображаются группами, обеспечивая возможность выбора альтернативного варианта.

Элемент управления Frame создается с помощью соответствующего элемента. Он используется для визуальной группировки элементов управления. Основным свойством рамки является caption, отображающее надпись рамки.

Элемент управления MultiPage объединяет несколько независимых диалоговых окон - страниц (вкладок). Заголовки страниц обычно видны на одной из сторон элемента на их закладках, а переход на страницу происходит после щелчка по ее закладке. Этот простой переход с одной страницы на другую и делает MultiPage удобным средством для представления разнородных данных, относящихся к одному объекту. Такие данные в «бумажных» офисах хранятся обычно в отдельных папках и образуют дела, досье и т. д. Каждая страница из Multipage - это объект типа Page, а все они включены в коллекцию Pages (страницы). При создании элемента MultiPage в него автоматически помещаются две страницы с именами Page1 и Раgе2. Имена можно изменять, присутствует возможность добавления и новых страниц.

Элемент управления ScrollBar представляет собой вертикальную или горизонтальную полосу, по краям которой расположены кнопки прокрутки, а внутри перемещается бегунок. Значение Value, устанавливаемое в полосе прокрутки или возвращаемое ей, - число, определяемое положением бегунка и границами, определенными в свойствах Min и Мах. Рекомендуемые значения этих границ - от -32 767 до + 32 767 (по умолчанию установлен диапазон [0, 32 767]).

Объекта DataObject не является элементом управления, но участвует в операциях перетаскивания выделенных текстов из одного элемента управления в другой. В нем одновременно могут храниться несколько текстовых данных в разных форматах. Когда в DataObject помещается новый текст с имеющимся в нем форматом, то прежний текст с этим форматом заменяется на новый.

Для доступа к набору элементов управления диалогового окна можно использовать коллекцию Controls, включающую все элементы управления окна. Каждый элемент управления имеет в этой коллекции индекс, значение которого может быть числом или строкой. Для первого элемента управления индекс равен 0. Числовые индексы определяются порядком размещения элементов в коллекции. Строковое значение индекса соответствует имени (Name) элемента.

3.3 Особенности использования VBA в Word

Дополнительно ко всем возможностям программирования на VBA, рассмотренным ранее, можно добавить возможности вывода всех результатов вычислений, преобразований, сообщений в документ Word, с возможностью дальнейшего отправления на печать. Для этого необходимо рассмотреть основные объекты приложения Word.

Ключевым в объектной модели Word является объект Application, так как он содержит все остальные объекты Word. Его элементами на разных уровнях иерархии являются около 180 объектов. Сам корневой объект Application имеет более сотни элементов: свойств, методов и событий.

Свойства любого объекта делятся на две группы: свойства-участники (объекты) и терминальные свойства (обычные переменные VBA).

Единую систему организации панелей меню и инструментальных кнопок обеспечивает объект CommandBars, справок - Assistant, поиска - FileSearch.

Центральными объектами Word являются коллекции Documents и Templates, точнее составляющие их элементы, сам документ и шаблоны.

Когда открывается приложение, создается коллекция документов Documents, содержащая все открытые документы. В начальный момент коллекция содержит минимум один новый или ранее существовавший документ. Новый документ добавляется методом Add, а уже существующий - методом Open объекта Documents. Чтобы добраться до нужного документа, достаточно указать его индекс - имя файла, хранящего документ, или его порядковый номер в коллекции. Для той же цели можно использовать и метод Item, но обычно он опускается. Метод Save позволяет сохранить документ, а метод Close, сохраняя документ в файле, закрывает его и удаляет из коллекции.

Глобальное свойство Dialogs возвращает коллекцию диалоговых окон. Константа wdDialogFileOpen задает конкретное диалоговое окно - объект класса Dialog.

Текст - это основа большинства документов. Его можно структурировать, оперируя различными единицами при решении тех или иных задач преобразования. Минимальной единицей текста обычно является символ. Кроме этого, существуют следующие единицы: слова, предложения, абзацы, а также более крупные образования: страницы, параграфы, главы.

Классы Characters, Words, Statements, Paragraphs, Sections позволяют работать с последовательностями (коллекциями) символов, слов, предложений, абзацев и разделов. Самой крупной единицей после абзаца выступает раздел. Элементом коллекций Characters, Words и Statements является объект класса Range. Объект Range позволяет работать как с одним элементом, так и с произвольной последовательностью элементов. Документы, поддокументы, абзацы, разделы - все они имеют метод или свойство Range, возвращающее интервал, связанный с объектом. Поэтому работа с текстом так или иначе ведется через методы и свойства объекта Range.

Метод Range - это функция, возвращающая как результат объект Range; метод Select - это процедура без параметров, которая создает объект Selection в качестве побочного эффекта. Объект Range имеет метод Select, превращающий область объекта Range в выделенную. Тем самым метод Select определяет новый объект Selection. Симметрично, объект Selection имеет свойство Range, возвращающее объект Range, соответствующий выделенной области.

Объекты Range и Selection позволяют выполнять основные операции над текстом: «выделить», «добавить», «заменить», «удалить».

Наиболее важной особенностью работы на VBA в Word является вставка текста в документ при работе с приложениями. Для этого служат, как говорилось ранее, объекты Range и Selection, которые являются главными для практически любых операций, которые можно выполнять с помощью Word VBA. Некоторые из этих действий можно применять к документам в целом, но в общем случае вам необходим диапазон или выделенная область, прежде чем вносить изменения. Мы, однако, рассмотрим действия с документом при его создании.

Назначить форме кнопку или пункт меню для непосредственного вызова приложения из Word нельзя - это можно сделать только для модулей.

3.4 Особенности использования VBA в Excel

В Excel наиболее важным является объект Application. Объект Application (приложение) является главным в иерархии объектов Excel и представляет само приложение Excel. Он имеет более 120 свойств и 40 методов. Эти свойства и методы предназначены для установки общих параметров приложения Excel. В иерархии Excel объект Workbook (рабочая книга) идет сразу после объекта Application и представляет файл рабочей книги. Рабочая книга хранится либо в файлах формата XLS (стандартная рабочая книга), либо XLA (полностью откомпилированное приложение). Свойства и методы рабочей книги позволяют работать с файлами. Однако наиболее «употребляемым» на практике является объект Range, который наилучшим образом отображает возможности использования VBA в Excel (о свойствах объекта Range см. табл. 15, о методах - табл. 16).

В иерархии Excel объект Range (диапазон) идет сразу после объекта worksheet. Объект Range является одним из ключевых объектов VBA. Объект selection (выбор) возникает в VBA двояко - либо как результат работы метода Select, либо при вызове свойства selection. Тип получаемого объекта зависит от типа выделенного объекта. Чаще всего объект Selection принадлежит классу Range, и при работе с ним можно использовать свойства и методы объекта Range. Интересной особенностью объектов Range и Selection является то, что они не являются элементами никакого семейства объектов.

При работе с объектом Range необходимо помнить, как в Excel ссылаются на ячейку рабочего листа.

VBA предоставляет ряд встроенных функций, которые можно использовать для выполнения финансовых расчетов. Они разбиты на три основные группы: функции учета амортизации, функции учета отчислений и функции учета денежных потоков. Мы рассмотрим одну их этих групп - функции учета амортизации. Эти функции используются в бухгалтерском деле для предоставления в денежном выражении обесценивания основных средств за определенный период времени. Например, фирме, являющейся владельцем грузового автомобиля, необходимо рассчитать сумму ежегодной амортизации грузовика для вычисления текущей стоимости грузовика в любой момент времени. Поскольку амортизация влияет на размер налогов, правительство часто устанавливает обязательные формулы, которые следует применять для расчета амортизации.

3.5 Построение диаграмм средствами VBA

Диаграммы можно размещать на рабочем листе. Для этого используется коллекция chartobjects. Ее элементы - объекты класса chartobject - являются контейнерами, содержащими объект Chart, задающий непосредственно диаграмму.

Рассмотрим основные методы, определяющие новое поведение объекта Chart: SubChartWizard ([Source], [Gallery], [Format], [PlotBy], [CategoryLabels], [SeriesLabels], [HasLegend], [Title], [CategoryTitle], [ValueTitle], [Extra-Title])

Этот метод позволяет построить или модифицировать существующую диаграмму. В отличие от мастера диаграмм (ChartWizard), который вызывается при построении диаграммы вручную, метод не является интерактивным, более того, он не позволяет задать все возможные свойства. С его помощью можно выполнить основную работу, а детали строятся с использованием других свойств и методов объекта Chart.

3.6 Глоссарий

VBA(Visual Basic for Application) - представляет собой набор средств программирования для создания собственных программ и подгонки имеющихся приложений под запросы пользователя.

Приложение - это полномасштабная программа, выполняющая конкретную практическую работу (например, текстовый процессор, электронные таблицы или приложение баз данных).

Объектом называется любая именованная сущность, имеющая:

* свойства, т. е. установки, которые можно проверить и изменить;

* методы, т. е. действия, которые может выполнить объект, когда программа попросит об этом;

* события, т. е. ситуации, в которых объект оказывается и на которые может ответить заранее определенными для таких ситуаций действиями.

Коллекция - это VBA-объект специального назначения. Коллекции предназначены для упрощения работы с набором объектов, когда этот набор объектов нужно использовать как одно целое. Как правило, все объекты в коллекции имеют один и тот же тип. Например, коллекция Pages состоит из объектов Page. Однако в VBA существует родовой объект Collection, предназначенный для хранения в нем объектов любых типов в любой комбинации.

Формой называют любое созданное в VBA пользовательское окно. Официально формы в VBA описываются в терминах объекта UserForm. Каждый объект UserForm принадлежит одновременно двум коллекциям объектов: VBA-проекту, в котором хранится форма, и коллекции UserForms, содержащей все формы, загружаемые программой.

Свойства - это характеристики объекта. Каждое свойство хранит информацию о некотором аспекте внешнего вида, поведения, содержимого объекта. Главной задачей свойства является описание некоторой характеристики объекта.

Методы - это именованные действия, которые объект может выполнить по команде. Ввиду того, что любой метод является неотъемлемой частью объекта, объект сам знает, что ему делать, когда вызывается метод. Таким образом, методы - не что иное, как процедуры, привязанные к конкретному объекту. Чтобы вызвать метод, необходимо напечатать имя объекта, точку, а затем имя метода.

Событие - представляет собой нечто, случающееся с объектом, и то, на что объект может ответить заранее предусмотренным действием. К событиям можно отнести следующее:* физические действия пользователя программы, например щелчок кнопкой мыши, перемещение курсора и т. д.;* ситуации, в которые попадает объект в ходе выполнения программы.

Тип данных - это термин, относящийся к определенным видам данных, которые VBA сохраняет и которыми может манипулировать. Любое определение типа задает:* область возможных значений типа;* структуру организации данных;* операции, определенные над данными этого типа.

VBA разделяет обрабатываемые данные на числа, даты, строки, логические значения и объекты.

Переменная - это имя, которое разработчик программы дает области компьютерной памяти, используемой для хранения данных какого-либо типа. Переменная представляет числа, текстовые данные или другую информацию, которая точно не известна во время написания оператора, но будет в наличии и доступна при выполнении этого оператора.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ