|
Северный Кавказ в сфере геополитических интересов стран Запада, Среднего и Ближнего Востока
Северный Кавказ в сфере геополитических интересов стран Запада, Среднего и Ближнего Востока
2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТКАФЕДРА ИСТОРИОГРАФИИ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯАтаева Зарема РуслановнаДИПЛОМНАЯ РАБОТАСеверный Кавказ в сфере геополитических интересов стран Запада, Среднего и Ближнего Востока. Руководитель:кандидат исторических наук, доцент Гусейнов М.Ш.Махачкала - 2005СодержаниеВведение ………………………………………………………………………..3-9 Глава I. Северный Кавказ: прошлое и настоящее………………………….10-39§1. Исторический экскурс…………………………………………………...10-18§2. Особенности современной обстановки…………………………………19-28§3. Россия и Кавказ…………………………………………………………..29-39Глава II. Взаимоотношения Северного Кавказа с соседними государствами……………………………………………………………….40-48§1. Северный Кавказ и Иран………………………………………………..40-43§2. Северный Кавказ и Турция……………………………………………..44-48Глава III. Виды стран Запада на Северный Кавказ………………………..49-56Заключение…………………………………………………………………..57-58Список использованной литературы………………………………………..59-60Введение.Данная дипломная работа посвящена анализу места и роли Северного Кавказа, как в мировой политике, так и в политической стратегии России. Весь регион следует рассматривать как единое целое безотносительно к государственным, административным, этнонациональным и иным границам, разделяющим его изнутри. Обоснованность такого подхода определяется общностью тесных многовековых экономических, культурных, политических и иных связей, исторических судеб, близостью форм, стандартов и стереотипов поведения, особенностями менталитета и др. У народов Северного Кавказа есть и общие цели, интересы, особенно в обеспечении и поддержании в регионе мира и стабильности, преодолении последствий войн и конфликтов, предотвращении нового витка конфронтаций, защите его этнокультурного и природно-экономического своеобразия.Актуальность темы заключается в том, что после распада СССР Северный Кавказ оказался приграничным районом, в который вмешивались иностранные государства, а также нерешительная политика самой России. После развала СССР и разрыва единого союзного и российского экономического пространства многие северокавказские субъекты Российской Федерации оказались на обочине даже тех ущербных реформ, которые происходили в стране. В результате эти регионы «провалились» с точки зрения занятости населения, наполнение бюджетов, жизненного уровня граждан, предоставления обществу даже минимальных социальных гарантий. Люди, что чрезвычайно опасно, утратили нормальную перспективу. Существенное обострение социально-экономической ситуации на Северном Кавказе провоцирует неблагоприятные трансформации в политических настроениях населения региона и многих общественно-политических и других организаций и движений, которые нередко становятся легкой добычей для всякого рода экстремистов, националистов, сепаратистов, зарубежных религиозных проповедников и эмиссаров и т.д.Однако при всем своем единстве и однородности стоящих перед Северным Кавказом как едином регионом проблем приходиться говорить также о довольно широком диапазоне различий между населяющими его народами с точки зрения как природно-географических условий, наличия тех или иных ресурсов, факторов и видов хозяйственной деятельности, транспортной инфраструктуры, так и интеллектуального потенциала, качества рабочей силы.1 Анализируя отношения соседних стран дальнего зарубежья с закавказскими государствами, нельзя абстрагироваться от их отношений с Россией, а в частности и Северного Кавказа, поскольку эти две группы отношений взаимосвязаны. Наиболее отчетливо это можно продемонстрировать на примере Турции и Ирана, которые занимают ключевое место в регионе, являются конкурентами и в отношении России, и в борьбе за сферы влияния в регионе. Конкуренция между Россией, Турцией и Ираном за контроль над экспортными потоками энергии определяет характер международных отношений в регионе.2 Как один из крупнейших членов мирового сообщества Российская Федерация вносит посильный вклад и несет соответствующую долю ответственности за решения волнующих человечество глобальных проблем:- предотвращение и прекращение вооруженных конфликтов - войн,- нераспространение и сокращение ядерного оружия и ликвидация других видов оружия массового уничтожения,- обеспечение экологической безопасности - реализация программ «устойчивого развития»,- предотвращение голода, нищеты, эпидемий, огромной волны наркомании т преступности, от которых страдают сотни миллионов людей,- освоение космоса и т.п.Российская Федерация участвует в миротворческих и других акциях ООН, выдвигает инициативы в поисках мирного решения проблем на Ближнем и Среднем Востоке и т.д. Такая внешняя политика России получила широкое призвание. Известный аналитик всемирной «большой шахматной доски» З. ____________________1 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2003, С. 45-462 Там же, С. 332Бжезинский считает, что на этой доске Россия, станет ли она европейской демократией или азиатской империей, во всяком случае «останется игроком первого плана».11998-1999 года стали полосой испытаний международной роли России. Большой бум подняли патриоты, когда руководители стран ОБСЕ осудили действия войск Российской Федерации в Чечне, представлявшимся им нарушением прав и свобод людей.2Довольно противоречивой оказалась для России картина на ближне- и средневосточном направлениях. Весьма сложно, например, сбалансировать политику на израильском направлении с усилиями по укреплению связи с радикальными режимами исламских стран, прежде всего с Ираном. Вопрос о российско-иранском сотрудничестве в области атомной энергетики был одним из главных, которые поднял премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху в ходе своего визита в Москву в марте 2000 года; вопрос остался неразрешенным.Недостаточно учла российская дипломатия и сложность положения в самих странах Востока, с излишней легкостью делая ставки на тех или иных деятелей. Так произошло, например, с фундаменталистски настроенным спикером иранского парламента Натек-Нури, которого прочили в президенты, торжественно принимали в Москве, даже простили ему явно провокационные высказывания, а победу на выборах в мае одержал гораздо умеренный кандидат, к которому, кстати, уже внимательно присматривался Вашингтон.3 Если расчет России в Иране нельзя назвать фатальным (ведь в Тегеране никто не ставит под вопрос важность развития связи с Москвой), то события в Афганистане могут иметь гораздо более тяжелые последствия для всего южного периметра СНГ. Начавшееся в конце мая 2000 года наступление ___________________1 Путь в XXI век: стратегические проблемы перспективы российской экономики. - М., 1999, С. 364-3652 Там же, С. 3663 Протопопов А.С., Козьменко В.М. Россия в современном мире. - М., 2001, С. 180талибов на север страны, хотя и привело к ее объединению под властью этогодвижения, но нарушило баланс сил, прежде всего благодаря свержениюгенерала Дустума. Ошибка заключалась в том, что Москва слишком понадеялась на Дустума (этнического узбека), вообще делало ставку на те афганские фракции, которые имеют в качестве базы непуштунские народы (прежде всего таджиков). Между тем пуштуны - это все же доминирующий этнос в Афганистане, и без них никакое афганское урегулирование невозможно.На Центральную Азия распространяется западное влияние. В середине марта Генеральный секретарь НАТО Х. Солана посетил Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, как страны участвующие в программе «Партнерство во имя мира». Представляется, однако, что натовский аспект - неглавный предмет опасений России в этом регионе, тем более, что центрально-азиатские лидеры, хотя и не питают особых чувств к Москве, но все же выразили Х. Солану свою озабоченность чрезмерным напором атлантистов (сказывается боязнь, что Россия попытается отыграться на этих странах в качестве компенсации за поражение на западе). Гораздо большой вызов российским интересам представляет геоэкономический аспект проблемы. Основной интерес США заключается в установлении надежного контроля американских компаний над нефтяными и газовыми месторождениями в Центральной Азии и Закавказье, над путями транспортировки сырья, что неизбежно ведет к вытеснению России из сферы ее геополитического влияния. Некоторые государства региона (богатые сырьевыми ресурсами) стремятся почувствовать в реализации подобных планов, готовы платить любую цену за уменьшение своей транспортно-экономической зависимости от России. Но они не редко забывают, что в военно-политическом плане продолжают зависеть от нее. Страх лидеров центрально-азиатских стран СНГ перед исламским фундаментализмом может стать хорошим рычагом воздействия на тех из них (особенно в Узбекистане), кто не прочь извлечь выгоду из своего подыгрывания геополитическим проектам США и Турции, а за одно и разоблачить «имперские амбиции» России.1Цель работы - определить место и роль Северного Кавказа не только в российской политике, но и в мировой.Однако в той или иной степени эти вопросы были исследованы в работах дагестанских ученых. При работе над дипломной были использованы труды Абдулатипова Р.Г., Гаджиева К.С., Османова Г.Г.В работе Абдулатипова Р.Г. на широком историческом фоне государственного устройства рассматриваются национальные отношения, изучаются этнополитические проблемы.2В работе Гаджиева К.С. раскрывается сущность геополитики Кавказа, особенности геополитических концепций каждого государства и общие тенденции геополитических амбиций ряда государств этого региона.3Автор - известный политолог - впервые в России предпринял попытку комплексного исследования важных геополитических проблем современности: становление независимых государств Закавказья и стратегия внешней политики России на постсоветском пространстве (статус Каспийского моря, нефть и газ, каспийские углеводороды и трубопроводы); национальная безопасность России и ее отношения со странами региона и соседними с ним странами (Ираном, Турцией). Анализируются вопросы идеологии и религии (национализм и ислам), их влияние на политику государств.Монография Сорокина К.Э. затрагивает проблемы развития геополитики как науки, адаптации ее классических вариантов к быстро меняющимся условиям современности. В книге также приводится всесторонний анализ нынешней модели мироустройства, который позволяетвыявить и систематизировать совокупность ее основных характеристик___________________1 Османов Г.Г. Современный Дагестан: Геополитическое положение и международные отношения. - Махачкала, 1999, С. 181-1822 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М., 2000 3 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2003(многополярность, передел сфер влияния, динамичность, нестабильность), а также научно обосновать перспективы дальнейшего развития этой модели. Особое внимание уделено определению геополитического положения России сегодня и в обозримом будущем, изучению сильных и слабых сторон ее взаимодействия с ведущими глобальными региональными центрами силы. На основании проведенного исследования сделаны систематические рекомендации по адаптации внешнеполитической деятельности России к реалям высокодинамичной геополитической ситуации в мире.1Главная внешнеполитическая проблема нынешней России, в частности Северного Кавказа - проблема выбора союзников, считает Макаренко В. В своей книге он рассматривает особенность современного положения России, которая впервые за последние несколько веков окружена странами или коалициями, превосходящими ее или близкими к ней по военной мощи.2«Путь в XXI век» - монография посвящена комплексному анализу макроэкономических и социальных последствий реформ, оценке потенциала и путей подъема российской экономики, определению ориентиров ее институциональных преобразований в соответствии со стратегией устойчивого развития. Одним из основных вопросов является место России в драматическом сюжете быстрых изменений геоэкономической и геополитической реальности.3По данной проблематике использовались и некоторые публикации в центральной российской прессе, а также материалы из Интернета.Данная дипломная работа содержит три главы. Первая глава посвящена раскрытию исторической взаимосвязи как внутри самого Северного Кавказа, так и Северного Кавказа с Россией. Во второй главе отражены взаимоотношения Северного Кавказа с соседними государствами, в частности с Ираном и Турцией. ___________________1 Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. - М., 19962 Макаренко В.В. Кто союзники России? Ментальность и геополитика: парадоксы политики безопасности России. - М., 2000 3 Путь в XXI век: стратегические проблемы перспективы российской экономики. - М., 1999Третья глава представляет собой отражение интересов стран Европы и США в Северо-Кавказском регионе.Глава I. Северный Кавказ: прошлое и настоящее.§1. Исторический экскурс.Основные характеристики Северного Кавказа в значительной степени определяются физико-географическими, территориально-пространственными, климатическими и иными особенностями, которые на протяжении всей истории оказывали и продолжают оказывать глубокое влияние на его этнонациональный состав, исторические судьбы народов и стран, конфигурацию политической карты и т.д. Размеры и масштабы территории конкретного государства, ландшафт, климат, условия для сельскохозяйственного производства, наличия природных ресурсов, доступ к морям и океанам во многом определяют целый ряд параметров, указывающих на потенциальные и реальные возможности как отдельно взятых, так и региона, на их место в мировом сообществе стран и народов.Как показывает исторический опыт, земля, территория, государство составляют тот стратегический ресурс, который превосходит все остальные ресурсы. Очевидно, что географическое положение влияет на государственные решения не только на экономическом и внутриполитическом уровнях, но также определяет основополагающие внешнеполитические цели государства.С незапамятных времен Северный Кавказ рассматривался как один из важнейших геостратегических регионов, отделяющих Восточную Европу от азиатских степей, православие от ислама, как барьер между Византийской, Османской, Персидской и Российской империями и арена борьбы империи и межнациональных конфликтов. В тоже время расположенный на стыке Европы и Азии Северный Кавказ представляет собой удобный плацдарм для продвижения в глубь Среднего и Ближнего Востока, а также в бассейны Каспийского, Черного и Средиземного морей. Одновременно он является связующим звеном между этими регионами. В течение всей своей писаной истории Северный Кавказ пережил бесконечное количество войн и конфликтов между различными воинственными кланами, ордами, племенами, религиозными конфессиями, государствами и империями. Весь комплекс особенностей региона самым непосредственным образом отразился на исторических судьбах народов и стран Северного Кавказа.1Северный Кавказ всегда был и остается сложным регионом как по разнообразию естественно-географических условий, так и по многонациональному и многоконфессиональному составу населения. Причем историю каждого кавказского народа невозможно рассматривать изолированно, вне рамок общекавказского исторического процесса и того социокультурного народов Северного Кавказа.С древнейших времен этот регион привлекает к себе внимание. В V веке до н.э. о нем писал «отец истории» Геродот, а в античное время - географ Страбон довольно подробно описывал. В работах арабского мыслителя аль-Масуди встречаются упоминания о Северном Кавказе. И действительно, Северный Кавказ относится к регионам, через которые с глубокой древности проходили многие племена - от киммерийцев и скифов до разнообразных тюркских племен.По мнению специалистов, в период так называемого великого переселения народов IV-VI веков в результате широкомасштабной миграции разных племен на Северном Кавказе сложились четыре этнокультурные общности, условно называемые Закубанской, Центрально-Кавказской, Дагестанской и Предкавказской. Причем, несмотря на то, что в каждой из них доминирующее положение занимали определенные этнические группы, они характеризовались пестротой и разнообразием состава. Завоевательные походы сефевидов и османов, набеги крымских ханов, а также постоянные феодальные междоусобные войны несли народам Северного Кавказа бесчисленные бедствия, огромные человеческие жертвы, истощение и подрыв производительных сил. Особенностью взаимоотношений между государствами Северного Кавказа были насилие и произвол, отсутствие элементарной безопасности, захват, угон и продажапленных на невольничьих рынках Османской империи и Ирана, ____________________1 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2003, С. 9-10широкомасштабная торговля, которая велась также местными северокавказскими феодалами и родовой верхушкой. Работорговля, ставшая бичом для кавказских народов, являлась одной из главных причин набегов и междоусобиц, приводивших не только к разорению хозяйств горцев, но и вывозу из Северного Кавказа наиболее дееспособных представителей населения. Зачастую войны и набеги затевались именно для захвата рабов, чтобы затем продать их в Османской империи. Рабство было запрещено и постепенно прекратилось лишь после заключения Адрианопольского мира в 1829 году, введение на вновь присоединенных территориях российских законов.1Однако историю отношений северокавказских народов с сопредельными странами и народами нельзя оценивать как непрерывно, череду войн, конфликтов, набегов, завоеваний. С древнейших времен между ними устанавливались и осуществлялись взаимовыгодные отношения и связи. Ключевую роль в этом плане так называемый Великий шелковый путь, который шел из Китая через Северный Иран, Закавказье и Северный Кавказ в Византию, и другие страны Европы и в обратном направлении. В зависимости от конкретных условий каждого исторического периода его маршруты постоянно менялись.Кавказ был связан со странами Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока весьма разветвленной системой путей. Часть районов Кавказа - с Крымом, Малой Азией, другие - с Ираном. В то время как Западный Кавказ оказался втянутым в византийскую, а позже генуэзскую торговлю, Восточный Кавказ и Дагестан были связаны в основном со странами Ближнего Востока. В XIV-XV веках генуэзские колонии на Северо-Западном Кавказе вели торговлю почти со всеми народами Северного Кавказа. Большое значение имел прикаспийский путь, через который осуществлялись экономические, военные, политические и культурные связи Ближнего Востока с Восточной Европой. Значение пути возрастало в силу __________________________________1 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2003, С. 18открытости региона Черному, Азовскому и Каспийскому морям, а также по Волге и Днепру. Дербент был крупнейшим портом Каспийского моря. Он являлся крупным транзитным пунктом по продаже изделий горских народов из серебра и золота, бурок, ковров и других предметов ремесленного производства грузинским, армянским, азербайджанским и другим восточным купцам. Торгово-экономические связи между народами Северного Кавказа и Закавказья осуществлялись по исстари сложившимся путям, проходившим по горным ущельям и перевалам. Основной путь, по которому осуществлялась торговля Грузии с Центральным и Северным Кавказом, проходил через Дарьяльское ущелье.С давних времен осуществлялись тесные взаимосвязи между народами Северного Кавказа и народами, населявшими территорию нынешнего Азербайджана.Особенно интенсивно торгово-экономические связи между Северным Кавказом и Закавказьем расширялись в XVIII веке, что было связано с возникновением на Северном Кавказе городов Кизляра и Моздока, ставших значительными торговыми центрами Кавказа, а также появлением здесь больших масс русского населения, упразднением в 1774 году. Арагского и Ксанского эриставств, что сделало свободным путь по Дарьяльскому ущелью, по которому была построена колесная дорога, заменившая прежнюю вьючную тропу.Естественно, что соперничающие державы и разные силы предпринимали все возможное с тем, чтобы установить свой контроль над основными направлениями, главным образом над Дарьяльским и Дербентским, т.е. на двух основных путях, соединяющих Закавказье и Северный Кавказ. Все эти пути обеспечивали возможность самого интенсивного общения северокавказских народов не только с внешним миром, но и между собой.Взаимовлияние различных этнонациональных групп Северного Кавказа нашло отражение в особенностях их языка, антропологического типа, материальной и духовной культуры.1 Политическая и этническая раздробленность сохранялась на всем Северном Кавказе вплоть до присоединении к России. Такая раздробленность «была обусловлена общим уровнем социально-экономическим развитием странны, которое еще не создало условия для образования централизированных феодальных государств. Более того, в районах, где развитие феодальных отношений сделало наибольшие успехи, политическая раздробленность проявлялась с особой остротой и приносило огромные бедствия народным массам из-за непрерывных феодальных междоусобиц».2Из этого видно, что политика на протяжении всей истории Северного Кавказа до его присоединения к России в конце XVIII, начале XIX века характеризовалась партикуляризмом, династическим началом и религиозными конфликтами, была лишена секулярного, территориально-политического и этнокультурного чувства единой родины или единого народа. Соответственно начиная с раннего Средневековья вплоть до XIX века не могло быть и речи о сколько-нибудь жизнеспособном выдержавшем испытание временем единым крупном государственном образовании. Фактическое объединение Северного Кавказа впервые было достигнуто лишь в составе Российской империи.Хотя после присоединения к России проблемы Северного Кавказа стали ее внутренними проблемами, в первой половине XIX века значение этого региона в системе международных отношений того времени отнюдь не уменьшилось. Он сохранил актуальность и значимость прежде всего как важное составляющая так называемого «восточного вопроса». В этой связи достаточно учесть, что в этот период Англия, проводившая активную __________________________________1 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2003, С. 242 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. - М., 1988, С. 401экспансионистскую политику на Востоке была кровно заинтересованав обеспечении безопасности путей коммуникации с Индией. Приобретения России на Кавказе вплотную приблизили ее к караванному пути Трапезунд - Эрзерум - Тавриз, по которому осуществлялось английская торговая экспансия на Восток. Лондон оценивал Северный Кавказ также в контексте своих внешнеполитических расчетов в отношении Средней Азии, которая к тому времени превращалась в арену англо-русского соперничества, полагая, что, создавая России трудности на Северном Кавказе, Англии легче будет распространить свое влияние за Каспием.К тому же по Ункяр-Искелесирскому соглашению 1833 года Россия получила возможность контролировать проливы и фактически безраздельно утвердиться в Черном море. При таком положении вещей турецкий султан в открытую вынашивал реваншистские замыслы относительно своих бывших владений. По этому вполне объяснимо, что в планах обеих держав Северный Кавказ, расположенный на удобных путях из Европы в Азию и имевший стратегически военное значение для укрепления позиций на Среднем Востоке, занимая отнюдь не последнее место. Особенно большую активную эмиссары Англии и Турции развернули в легко доступных с моря Черкесии и Западной Грузии, рассматривавшихся как удобные плацдармы для распространения иностранного влияния на весь Кавказ. Интересы в регионе в силу своих возможностей пытался защитить и Иран. Ситуация осложнилась также появлением на арене нового актера в лице Франции, которая включилась в борьбу за политическое и экономическое влияние на Ближнем и Среднем Востоке. Следует отметить, что время от времени выдвигались разного рода проекты создания государственных образований на территории Северного Кавказа. К ним относится, в частности, идея устойчивой «федерации» владельцев и союзов сельских обществ народов региона, выдвинутая Павлом I. Однако эта затея не имела продолжения.Неоднократно предпринимались попытки объединения северокавказских народов под эгидой иностранных государств. Разного рода проекты создания на Северном Кавказе марионеточного государства под названием «Черкесия» под протекторатом Турции или Англии выдвигались британской печати.1В 1834 году английский агент Д. Уркварт попытался даже создать из подкупленных им князей «правительство» под покровительством Англии. Для реализации этой цели он даже составил текст так называемой «национальной присяги», которая рассматривалась в качестве первого шага к созданию хотя бы некоторого подобия государственного порядка. Чтобы придать факту существования «Черкесского государства» убедительность, предполагалось отправить в Англию специальное посольство. Однако из этой затеи ничего не вышло. Другой британский агент - Лонгуорт удивлялся тому, что черкесы никак не могли взять в толк, почему им нужны внутренняя организация и центральное правительство. Как отмечал В.В. Дегоев, обнаружилось, что «и социально, и экономически, и морально горцы были ещё плохо готовы к центральной власти, хотя имущее «сословие» края предпринимала малоуспешные попытки создать отдалённый аналог «совета министров».2Одной из последних попыток создания на Кавказе в XIX веке подобия государственного объединения стало учреждение в июне 1861 года шапсугскими, убыхскими и абадзехскими старшинами центрального правительства (Меджелиса), которому подчинялось 12 округов. Как по форме, так и по властной структуре это образование лишь условно можно было назвать государством. Но, тем не менее, горские вожди уведомили о создании «государства» российские власти, а также Лондон.3 Естественно, это попытка также оказалась обреченной на неудачу. Реальное же объединение северокавказских народов в составе единого государства произошло лишь в рамках Российской империи. В первые десятилетия после их присоединения к России был осуществлен комплекс___________________1 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2003, С. 312 Дегоев В.В. Кавказский вопрос в международных отношениях 30-60-х г.г. XIX века. - М., 1992, С. 8 3 Россия в контексте мировой истории. Сборник статей. - СПб., 2002, С. 213военно-административных мер, и как результат - создание Кавказской губернии с центром в Георгиевске. Во второй половине XIX века, особенно после Крымской войны и поражения движения горцев во главе с Шамилем Северный Кавказ стал интегральной частью Российской империи. Англия, которая в течение сравнительно длительного времени конкурировала с Россией в борьбе за Кавказ и ту часть Центральной Азии также вошла в состав Российской империи, как бы вышла из игры, сконцентрировав свои усилия на Ближнем Востоке и Индии.Потребности социального и экономического развития присоединенных районов и народов, а также военно-стратегическое обеспечение южных рубежей толкали Россию на ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, промышленного и сельскохозяйственного производства. Российские власти приложили максимум усилий, чтобы включить Северный Кавказ в общероссийскую экономическую систему. Симптоматично, что границы с Персией и Турцией, через которые в страну могли в изобилии поступать дешевые английские колониальные товары, строго контролировались с целью стимулирования спроса местного населения на аналогичные изделия русской промышленности.1Не менее важную роль продолжает играть Северный Кавказ в геополитике мировых держав в XX веке. Так, в период гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1922) Закавказье и Дагестан были оккупированы англо-турецкими войсками. Фашистская Германия хотела захватить Кавказ и выйти к берегам Персидского залива и Индии.2 Известный американский политический деятель и политолог З. Бжезинский относит Кавказ к «евразийским Балканам», которые по его словам, «имеют важное значение с точки зрения исторических амбиций и амбиций безопасности, по крайней мере, трех самых непосредственных и наиболее мощных соседей, а именно России, Турции и Ирана». США, преследуя «масштабные стратегические цели в Евразии, - говорит З. Бжезинский, - заинтересованы не___________________1 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2003, С. 362 Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М., 1999, С. 150, 168 только в разработке ресурсов «Евразийских Балкан», но и в предотвращении того, чтобы только Россия доминировала в геополитическом пространстве региона».1Нынешние события на Северном Кавказе и вокруг него свидетельствуют о том, что регион снова стал объектом глобальной политики мировых держав. ___________________1 Актуальные проблемы всеобщей истории. «Кавказ в геополитике великих держав». Каф. сб. №1. - Махачкала, 2000, С. 65§2. Особенности современной обстановки. В современных условиях все большую актуальность, вес и влияние приобретает региональный фактор. Прослеживается четко выраженная тенденция к превращению регионализма в общемировую тенденцию, в контексте которой регионы начинают играть растущую роль в жизни различных стан и народов, а также в общемировых процессах в целом. Это применительно и к Северному Кавказу. Бывший некогда одним из мировых центров торговли, регион отодвинулся в тень с тех пор, как Великие географические открытия и появление новых путей сообщения привели к постепенному упадку так называемого Великого шелкового пути около 500 лет назад. За последние десятилетия Северный Кавказ и в более широком плане Кавказско-Каспийский регион, долгое время считавшийся далекой периферией геополитических интересов ведущих государств мира, чуть ли не в одночасье оказался в центре соперничества различных стан и политических сил, поскольку стал рассматриваться в качестве источника баснословных природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья. Углеводородные ресурсы региона на глазах превратились в одну из стержневых проблем современной международной политики. Наряду с энергоресурсами регион богат запасами таких полезных ископаемых, как железные, медные и хромовые руды, глауберова соль, хлориды, фосфориты, асбест и т.д., а также биоресурсами. В Каспийском море сосредоточенно около 90% мировых запасов осетровых рыб. Осетровые и черная икра составляют существенную статью экспорта, приносящую значительные доходы прикаспийским странам. Кавказско-Каспийский регион превратился в эпицентр широкомасштабных событий и процессов всемирно-исторического значения. Неожиданно здесь завязались многосложные узлы местных, региональных и глобальных интересов. Он оказался в фокусе интересов России, Западной Европы, США, а также влиятельных государств Востока - Ирана и Турции, и других государств, претендующих на роль региональных лидеров. Растущее влияние региону уделяют Китай, Япония и другие государства. Все это делает Северный Кавказ важным перекрестком для нескольких крупномасштабных проектов, требующих сотрудничества стран всего континента.1 Зоной потенциального кризиса на постсоветском пространстве является Каспийское море. Важнейшая проблема здесь состоит в том, что до сих пор еще не определен его международно-правовой статус. Вплоть до 20-х годов XX века единственным сувереном над Каспийским морем была Россия, и только она была вправе иметь там военный флот. В соответствии с советско-иранскими договорами 1921 и 1940 годов по нему разрешалось плавать только советским и иранским судам. Но эти документы не предусматривали каких бы то ни было правил доступа к его минеральным ресурсам. После распада Советского Союза претендентов на Каспийское море стало пять - Россия, Азербайджан, Иран, Туркменистан и Казахстан. При отсутствии же признанных всеми заинтересованными сторонами государственных границ на его акватории нефть на дне Каспия с юридической точки зрения оказывается как бы ничейной. Эта неопределенность и огромные запасы нефти на его дне ставят прикаспийские государства перед серьезными проблемами. При этом обращает на себя внимание отсутствие единства между заинтересованными сторонами по вопросу о разделе Каспия. Так, если Россия, Иран и Туркмения выступают за совместное использование его недр, Азербайджан предлагает разделить водоем на национальные сектора, то Казахстан высказывается за раздел только морского дна. При этом необходимо учесть, что статус Каспия как уникального водоема, по оценке официальных лиц МИД Российской Федерации, включает пять элементов: экологию, биоресурсы, судоходство, механизм сотрудничества и минеральные ресурсы.2 Очевидно, что проблему каспийской нефти следует решать в комплексе со всеми остальными проблемами.___________________________________1 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2003, С. 43-442 Гаджиев К.С. Геополитика. - М., 1997, С. 363 Одной из важнейших особенностей Северного Кавказа, накладывающих существенный отпечаток на все без исключения сферы его жизни, является многонациональный характер населения.После распада СССР Северный Кавказ оказался в эпицентре межэтнических и внутренних конфликтов. Осетино-ингушский и внутри-чеченский конфликты вылились в вооруженные столкновения. Сегодня межэтнические противоречия являются существенной составляющей политической ситуации в Дагестане. То же именно сегодня можно сказать и о ситуации в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Адыгее. Все это является частью дезинтеграционных процессов, охвативших Советский Союз в конце 80-х - начале 90-х годов XX века.Основной предмет конфликтов на Северном Кавказе сегодня - национально-территориальное устройство, то есть территория и ее статус. Какую территорию можно считать этнической родиной того или иного народа? Какие исторические факты могут считаться достаточным основанием, чтобы претендовать на эту территорию как на этническую родину? Как быть, если на одну и ту же претендуют две или более этнические группы? Как поступать в тех случаях, когда народы, не имеющие государственности, выдвигают требования ее создания? Подобные вопросы завязались в тугой узел этнотерриториальных проблем на Северном Кавказе.Вторая по значимости причина конфликтов - борьба за власть. Проблема доступа к власти выражено присутствует в регионе уже на субэтническом уровне, так как в структуре многих кавказских этносов устойчиво сохраняются родовые клановые группы. В условиях клановости власть приобретает гораздо больший практический смысл и для рядовых членов общества.1Третий по значимости объект конфликтов на Северном Кавказе - земля. Малоземелье - исторически сложившаяся проблема большинства горских народов Северного Кавказа, а земля издревле выступала здесь в качестве важнейшей ценности. Нельзя не обратить внимание не то, что за ___________________________________1 Чернявский С. Кавказская стратегия Вашингтона.//Международная жизнь. - 1999. - №1последние десятилетия они оттеснены на задний план другими, более масштабными и агрессивными, а потому особенно опасными военно-политическими и геоэкономическими факторами.Исламский фактор. Речь идет не вообще об исламе, мусульманах и специфике их мировоззрения, оказывающего существенное влияние на жизнь кавказских народов. Сегодня российская армия предпринимает огромные усилия с целью разрушить и уничтожить цитадель экстремизма и терроризма в Чечне, международные центры терроризма под прикрытием «гуманитарной» риторики Запада предпринимают дополнительные усилия по материальной и финансовой поддержке действующих на чеченской территории бандформирований.Социально-экономический фактор. После развала СССР и разрыва единого союзного и российского экономического пространства многие северокавказские субъекты Российской Федерации оказались на обочине даже тех ущербных реформ, которые происходили в стране. В результате эти регионы «провалились» с точки зрения занятости населения, наполнение бюджетов, жизненного уровня граждан, предоставления обществу даже минимальных социальных гарантий. Люди, что чрезвычайно опасно, утратили нормальную перспективу. Существенное обострение социально-экономической ситуации на Северном Кавказе провоцирует неблагоприятные трансформации в политических настроениях населения региона и многих общественно-политических и других организаций и движений, которые нередко становятся легкой добычей для всякого рода экстремистов, националистов, сепаратистов, зарубежных религиозных проповедников и эмиссаров и т.д.Фактор внешнего вмешательства в дела региона. Никто этого официально или открыто не признает. Между тем у России имеется уже немало достаточно предметных доказательств причастности к этому вмешательству целого ряда стран, например, таких, как Турция, Пакистан, Афганистан, Саудовской Аравии и ряд других арабских государств. Не отстают в этом деле и некоторые страны СНГ (Грузия). Геополитический интерес к региону проявляют также США, Германия, Великобритания, Франция. Формы вмешательства, а если по существу, то подрывной деятельности, включают разнообразные приемы идеологического воздействия на население региона, проведение диверсионных идеологических акций через различного рода иностранных проповедников и эмиссаров, финансирование вооруженной оппозиции. Продажа и поставка оружия, поощрение проникновения на Северный Кавказ наемного элемента, террористов и профессиональных убийц, оказание антиправительственным силам в регионе моральной и политической поддержки через механизмы и возможности международных политических и правозащитных организаций.Ресурсный фактор. Как известно, в последние годы регион Кавказа с зоной Каспия привлекают к себе пристальный интерес крупнейших государств Запада, Турции, Китая, Японии, Ирана, ряда стран исламского мира и других стран по поводу начавшейся разработки в этом регионе (шельф Каспийского моря) крупных запасов нефти и газа, являющихся, как полагают, серьезным стратегическим резервом энергоресурсов мира в XXI веке. Россия должна однозначно воспринимать эту ситуацию, понимая, что нефть и газ региона едва ли скоро станут фактором стабильности на Северном Кавказе.Фактор «вооруженного сознания» населения региона и национальных элит. Сегодня практически весь Северный Кавказ является зоной, в которой возникшие за последние годы политические, межнациональные, экономические и иные проблемы решаются скорее силовыми и в гораздо меньшей степени - политическими средствами. Наличие и действие этого фактора обусловлено в основном четырьмя причинами: во-первых, фактическим отсутствием в Северокавказской зоне жесткой, сильной и справедливой федеральной власти; во-вторых, высокой степенью вооруженности местного населения (в первую очередь в Чечне); в-третьих, высокой степенью существовавшей до последнего времени отстраненности федерального центра от конкретных проблем региона и отсутствием у него соответствующих финансовых материальных и политических ресурсов для их решения.Дополнительным фактором, усугубляющим напряженность на Северном Кавказе, является проблема реабилитации репрессированных народов - чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев, курдов.Проблемы оказались затянутыми, запутанными в сложнейший узел, который даже при самых благих намерениях весьма трудно развязать. В наиболее крайних формах споры, противоречия и конфликты на Северном Кавказе проявились в осетино-ингушском противостоянии и двух чеченских войнах. Первопричиной конфликта между ингушами и осетинами из-за Пригородного района Северной Осетии являются насильственная депортация ингушей в 1944 году с ранее занимаемых ими земель и последовавшие за этим процессы обратного переселения, реабилитации, восстановления в правах и т.д. «Дополнительную лепту» в этом отношении внес конфликт между Грузией и Южной Осетией, в результате которого примерно 30 тыс. беженцев из Южной Осетии и внутренних районов Грузии переселились в Северную Осетию, включая спорный Пригородный район.1
Страницы: 1, 2
|
|