Понятие и сущность политологии
Понятие и сущность политологии
44 1. Предмет политологии, ее функции Политика - важнейшая сфера в жизнедеятельности людей. Существует с древних времен. Политика возникает вместе с государством. В современном мире политика охватывает все сферы жизни. Политика (греч) = искусство управлять гражданами или государством. Политика - это сфера деятельности (а не наука!), связанная с отношениями между большими социальными группами (классами), нациями, государствами по поводу установления, использования и удержания политической власти в целях реализации их интересов и потребностей. Политология - это наука о политике. Она оформилась только в конце 40-х годов ХХ века. В России процесс становления политологии шел с трудом, ее считали лженаукой. Политология состоит из 4-х частей: политическая философия, учение об институтах, политическая социология и международная политика. Политология имеет свой объект и предмет. Объект: политика, политическая сфера жизни общества, политическая власть, политические события, прогнозы и т.д. Предмет: объективные закономерности возникновения, функционирования и развития политической власти, эволюции политического процесса. Функции политологии: - теоретико-познавательная (дает базовые знания о политике); - методологическая (раскрывает закономерности политики); - регулятивная (регулирует политический уровень, то есть, сколько люди знают о политике, настолько корректно их политическое поведение); - воспитательная; - аналитическая (дает анализ результатов политической деятельности); - мировоззренческая (формирует определенное видение политической ситуации); - прогностическая (дает прогноз развития ситуации).Политология предст. собой науку о политике и ее взаимот. с чел. и об-вом. Сост. частями предмета п.науки явл. пол. сознание и культура, п. институты(гос-во, партии), субъекты пол.(личность, заинтер. группы, элиты, лидеры), п. процесс и внутригос. и межд. п. отношения. Необходимо отметить, что в силу различ. причин традиционно главным объектом изуч. пол. науки были гос-во, его устройство и деятельность, а также др. пол. орган. функции и методы политологии Описательная Аналитическая - выявление законов действующих в пол Прогнозтическая Институциональная - выработка тез решений, действий, технологий, кот помогут достичь поставленной цели. Воспитательная Идеологическая 2. Экономика и политика: проблемы взаимодействия Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства. В настоящее время Россия переживает полосу реформ. Представители всех структур власти постоянно испытывают давление противоречивых экономических интересов различных общественных слоев. В политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов тех или иных общественных групп, способность политического деятеля объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя соответствующие экономические рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования. Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества: - организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок; - установившаяся система местной власти, позволяющая сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы; - система отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне. В рамках этих важнейших направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен. Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развитой мировой экономики. Центральная проблема в формировании соответствующих условий -- процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики -- это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной власти. Поиски оптимального сочетания общероссийских и региональных интересов -- процесс сложный и противоречивый. Ослабление общероссийских экономических связей усиливает центробежные тенденции. Процессу формирования и упрочения общероссийской государственности противостоит процесс ее распада, регионализации. Они связаны между собой, существуют в реальности, выработка оптимального варианта их решения -- важнейшая задача политической власти. Реальными инструментами процесса оптимизации этих противоречивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства. Взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики. Поэтому правящая власть должна ясно представлять теоретические основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодействия экономики с политикой. 3.Политическая социализация Политическая социализация - это процесс усвоения человеком норм и традиций политической культуры общества. Политическая социализация - целенаправленное внедрение политических ценностей, навыков, идеалов и это вся система политического обучения. В отличие от социализации вообще, в политической социализации выделяют следующие этапы: 1). Раняя (от рождения до школы). Формируется определенный политический мир ребенка. 2). Обучение (школа, техникум, ПТУ, ВУЗ (очный)). К 11-13 годам происходит наиболее значительное политическое развитие ребенка. К 18 годам формируется собственное политическое «Я». К 20-30 годам происходит идентификация с политическими партиями и движениями. 3). Социальная зрелость (от момента прекращения обучения до пенсии). 4). Завершение жизненного цикла (от прекращения трудовой деятельности до смерти). Факторы, влияющие на политическую социализацию: - характер и тип государственного устройства; - политический режим; - различные политические институты (партии, организации, движения и т.д.); - национальные традиции; - биопсихические особенности человека (темперамент, интеллект, воля); - социальный опыт; - социальный статус (чем он прочнее, тем прочнее политическая ориентация). Типы политической социализации: 1. Гармонический - предполагает психологически нормальное отношение к власти, государству и т.д.; 2. Гегемонистский - предполагает, что человек считает существующую политическую систему единственно верной; 3. Плюралистический - предполагает возможность изменения политической ориентации; 4. Конфликтный - человек очень четко осознает свою причастность к какой-либо группе и считает своей целью борьбу за интересы этой группы4 5. Конъюнктурный - беспринципность, следование за ситуацией. Политические взгляды зависят от политической ситуации в стране. 4. Политическая система, структура, типы Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и форм взаимодействия между ними. Система - это то, что отвечает след признакам: 1.- Любая система имеет несколько составляющих элементов. 2.- Элементы взаимосвязаны между собой. 3.- Более или мение чёткая граница между данной системой и очередной, в которой она существует. Система состоит из элементов: - граждане, соц общности, пол институты --- власть --- интересы, отношения, нормы(з-ны,своды), традиции, мораль идея и ценность. Полит система - способ существования власти, её реальное волощение в обществе. Полит систему рассматривают как механизм для принятия решения в обществе, систему полит ролей, сист общения полит субъектов, совокупность полит институтов. Под системы: институциональная - различные организации, институты. Нормативная - правовые и моральные нормы, традиции, а так же полит культура в целом. Функциональная - способы, методы рабочей системы, полит режим Коммуникативная - формы взаимосвязи внутри самой сисмы и с др системами. Структура политической системы включает в себя 5 подсистем: институциональная подсистема (т.е. организации и учреждения) государство; политическая инфраструктура (политическая партия, общеполитические движения и организации, лоббистские группы); средства массовой информации (телевидение, радио, газеты); церковь; нормативная подсистема политические и правовые нормы (Конституция, уставы, кодексы); моральные нормы; идеологическая подсистема (совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств); коммуникативная подсистема (политические отношения, т.е. отношения между классами, социальными группами, нациями, партиями по поводу власти); культурная подсистема (комплекс типичных для данного общества политических стереотипов, ценностей и поведения). Функции политической системы: определение целей, путей развития общества; организация деятельности общества; распределение материально-духовных ценностей; интеграция общества; разработка правил и законов поведения людей; обеспечение стабильности политического строя; приобщение граждан к политике. В соответствии с политическим режимом политические системы делятся на тоталитарные, авторитарные, демократические).Политический режим - это система присущих данному типу государства способов и методов осуществления власти. . «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определённый период». Политический режим является важнейшей характеристикой существующей в обществе политической системы. Авторитарные полит.режимы очень раз-нообразны. Это монархии, диктаторские режимы, популистские системы правле-ния и т.д. Типология авторитарных режимов: Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы. Демократический режим. Характерные черты: наличие выборных органов, которые имеют право на издание общегосударственных законов и выбираются путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании (наличие всеобщего избирательного права); действует принцип разделения властей; существует многопартийная система; деятельность партий - на конкурентной основе в рамках основного закона страны; признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства; возможность реализации и выражения различных общественных интересов (гарантированный доступ к политическим институтам). 5. Современная политическая система в России Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить о двойственности современного политического режима. Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В России общество и власть идеологически сориентированы в разных направлениях. Такое расхождение сложилось исторически, под влиянием опыта существования в имперском и постимперском политическом пространстве. Российская история свидетельствует о том, что процесс формирования государственности из разнородных в политическом, культурном, этническом и конфессиональном отношениях элементов подразумевал преобладание в политической культуре взгляда на единство государства как на упрочение властной вертикали. Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политический потенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались. В то же время современная политическая практика создает институты, которые формально являются демократическими, но не несут ответственности перед обществом. Так, политические партии, в основном, осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы, поэтому предприниматели стремятся использовать существующие законы для обретения независимости от бюрократии в целях защиты своих личных и имущественных прав. Средний класс по мере своего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права и личные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. Для его установления необходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятием всеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институционализировать свои интересы в рамках новой политической системы. Вместе с тем институты демократии (парламент, суды, местное самоуправление) сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму. Устойчивость и стабильность режима во многом зависят от эффективности государственного управления. Инициируя проведение административной реформы, правящий режим пытается сформировать системные очертания механизма принятия решений за счет изменения характера и стиля деятельности административных структур. В современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и созда-ются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует систе-ма разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и "непримиримая"; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования. Ввиду неэффективности российской власти растет чис-ло сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую сис-тему путем перераспределения полномочий в пользу Госу-дарственной Думы, правительства и премьера. Независи-мо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права фор-мирования правительства и контроля за его деятельностью. Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами. 6. Политическая власть Политическая власть - власть, осуществляемая через формальные и неформальные политические структуры и правительственные организации. Политическая власть отличается всеобщностью, моноцентричностью, общеобязательностью для других видов власти. Власть - форма влияния, при которой индивидуум, группа или организация имеют возможности добиться изменения поведения других людей даже вопреки их воле. Различают: власть санкций, власть отношений, власть экспертов и легитимную власть. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их; *всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества; *легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; *моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений; *широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти. Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется. Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может быть свободным от общества. 7 и 8 Формы политического режима. (система методов осуществления власти) Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический. В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама партия - под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа. При некотором сходстве с тоталитаризмом авторитаризм допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов. В данном случае не исключаются некоторые элементы демократии - выборы, парламентская борьба и в определенных пределах инакомыслие и легальная оппозиция. Правда, политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция запрещена, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано. Центробежные, деструктивные силы сдерживаются, что создает условия для гармонизации интересов и демократических реформ. Понятие демократия родилось в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:* первобытно-общинная и родоплеменная * античная* феодально-сословная * буржуазна* социалистическая Демократия - это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности. Среди них: * равное право граждан на участие в управлении обществом и государством * гласность в деятельности властей* конституционное оформление государственного строя * разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную* плюрализм политической системы* комплекс политических, гражданских, экономических и социальных прав и свобод человека Эти ценности описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не достигнут. Возможно, он в принципе недостижим. Однако институты по поддержанию демократических ценностей существуют в действительности при всех их недостатках. Поскольку в буквальном переводе слово «демократия» означает народовластие, постольку именно принцип народовластия является основополагающим. Это находит свое выражение в участии граждан и объединений в решении государственных и общественных дел через их представительные органы. 1.Авторитаризм как полит-й режим. Полит-й режим-это совокупность методов и средств реализации полит.власти и достижения полит.целей. Авторитаризм-пол.режим, характеризую-щийся неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к общ-ву. По своему характеру этот режим является переходным. Он занимает промежуточ-ное положение между тоталитаризмом и демократией, содержит в себе черты обоих. На современном этапе авторита-ризм возникает либо в условиях острых социально-полит-го кризиса, либо как продолжение исторических традиций (абсолютной монархии). Признаки авторитаризма: 1.Монополия на власть одной группы, партии или коалиции. 2.Полный или частичный запрет на дея-тельность оппозиции. 3.Отчуждение народа от реальных рыча-гов власти. 4.Использование силовых структур для удержания власти. 5.Игнорируются принципы разделения властей. 6.Рекрутирование элиты путем назначе-ния сверху, а не конкурентной электо-ральной борьбы. Авторитаризм вполне совместим с уваже-нием всех других, кроме политич-х, прав личности. В то же время в условиях авто-ритаризма граждане не имеют институ-циональных гарантий своей безопасности и автономии. Авторитарные полит.режимы очень раз-нообразны. Это монархии, диктаторские режимы, популистские системы правле-ния и т.д. Типология авторитарных режимов: Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы. Военные режимы возникают чаще всего в результате гос-х переворотов. Причинами захвата власти военными являются кри-зис полит-х структур, полит-я нестабиль-ность. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах тер-рористической деят-сти, кот-я осуществ-ляется армией, полицией и спецслужбами Как правило, военные режимы оказыва-ются эффективными в течение короткого промежутка времени. Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии. Эконо-мическая эффективность таких режимов весьма ограничена. Социальным резуль-татом политики олигархического блока становится резкая поляризация населения Происходит дифференциация общ-ва на нищающее большинство и богатеющее меньшинство. Следствием нестабильнос-ти олигархических режимов являются военные перевороты и гражданские войны. Популистские режимы отличаются вож-дизмом одного лица. Для этого типа ре-жима характерна идеологич-я мобилиза-ция масс, направленная на поддержание Демократия как полит.режим Демократия в переводе с греческого оз-начает “власть народа”. В настоящее вре-мя понятие демократия используется в нескольких значениях. Во-первых, в своем первоначальном смысле оно означает форму правления, при которой право принятия полит.реше-ний осуществляется всеми гражданами, т.е. прямо в соответствии с действующи-ми правилами правления большинства. Эта форма демократии известна как пря-мая демократия. Во-вторых, такая форма правления, при которой граждане осу-ществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, т.е. предста-вительная демократия. В-третьих, форма правления, где власть большинства реа-лизуется в рамках конституционных ог-раничений, имеющих своей целью гаран-тировать меньшинству условия для осу-ществления определенных индивид-х или коллективных прав, таких, как свобода слова, вероисповедания и т.д. Это либе-ральная или конституционная демокр-я. Как полит.режим демократия характери-зуется следующими отличительными признаками. 1.Пол.власть принадлежит большинству. Принцип большинства отражает смысл идеи о народном суверенитете, согласно кот-й источником власти явл-ся народ. 2.Всеобщее избират-е право, позволяю-щее гражданам принимать участие в фор-мировании представит-х институтов. 3.Принцип разделения властей, на кот-м основано функционирование институтов гос.власти. 4.Контроль представит-х институтов за деят-стью правительства. 5.Разрешение возникающих конфликтов мирным путем. 6.Гарантии гражд-х, полит-х и соц-х прав личности. Политический режим является важнейшей характеристикой существующей в обществе политической системы. ПР - совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реал. процесс взаимодействия государства и общества. Политическая стабильность подразумевает: сохранение существующей системы правления, утверждение гражданского порядка, сохранение легитимности и обеспечение эффективности правления. При этом важное значение имеет способность правительства быстро адаптироваться к происходящим в обществе изменениям. Эта функция адоптации может осуществляться с помощью политического регулирования, т.е. подготовки и отбора субъектов власти, способных находить наиболее эффективные пути и методы решения актуальных проблем и предлагать их обществу. Не менее важной является и другая функция правительства: регулирующая, которая реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путём применения административных и иных мер в отношение нарушителей правил. 9. Гражданское общество Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Структура гражданского общества: 1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); 2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.); 3) общественные объединения и организации; 4) политические партии и движения; 5) сфера воспитания и негосударственного образования; 6) система негосударственных средств массовой информации; 7) семья; 8) церковь; 9) и т.п. Признаки гражданского общества: - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; - самоуправляемость; - конкуренция образующих его структур и различных групп людей; - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; - всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; - жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации); - многоукладность экономики; - легитимность и демократический характер власти; - правовое государство; - сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Понятие, признаки и структура гражданского общества. 1. гражданское общество составляют различные предприятия не государственной формы собствености. 2. общественные организации и учреждения 3. разл союзы, фонды, клубы, общ движения, гражданские инициативы 4. органы местного самоуправления 5. полит партии () неправящие 6. независимые СМИ 7. группы давления основу соц гражданского общества образует средний класс. Условия формирования гражданского общества: 1.Наличие многообразных форм собственности 2. существование множества соц групп, интересов, запросов … 3. наличие широкой сети добровольных объединений, движений 4. наличие четкой и непротиворечивой системы законов 5. общегражданская ментальность (вера в себя, конкурентность, готовность взять полит ответственность) 10. УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи. Устройство государства можно определить как такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения. Прежде всего теория государства выделяет два основных устройства (строения) государственной власти, которые характеризуют содержание формы правления: монархию и республику. Монархическая форма правления - «власть одного, единовлаастие» -весьма древняя форма правления. Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Власть монарха не знает ограничений и может распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной власти. Монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологическою состояния общества. Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. В иных государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически также обладали властью и статусом монарха Монархия - весьма традиционная у многих народов система организации и осуществления власти, к которой привыкли, которую уважают, которая, наконец, полезна до такой степени, что может реставрироваться неоднократно после революционных перемен, устраняющих монархию. Республика или республиканская форма правления также является весьма древней формой государственной организации общества. То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний, советов определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Разумеется, республиканские, точно так же, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков.Республиканское правление - это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти - разного рода собрания, советы и т.п. - имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти - законодательными, представительными, - в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Функции: Парламенту поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д. Органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности по осуществлению единой государственной власти. Вместе с тем в современных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например в реализации его права законодательной инициативы. Но кроме администрации президента его необходимые управленческие указы подготавливаются членами правительства, они же исполняют эти указы, если президент придает им юридическую силу. Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее, другие более демократичные. Но непреложным остается тот факт, что народ так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти. В республике органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи. Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую. Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента - главы государства, парламента - законодательного органа и правительства - органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства . В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена. Иногда встречаются смешанные формы правления - парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция).
Страницы: 1, 2
|