Рефераты
 

Политология - Краткий тематический справочник

b>С

Самоопределение - 1) осознание и определение субъек-том своего места в общественном развитии; 2) определение народом своей воли по поводу национально-государственного устройства.

Свобода - степень автономии (самостоятельности) субъек-та (личности, группы, организации и т. д.), возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей, наличие политических и других прав, их гарантированность. С. - способность человека к активной деятельности в соот-ветствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней свободы личности осу-ществляется благодаря объективной возможности или внеш-ней свободе, для такой деятельности.

С. - понятие многоплановое, имеющее ряд аспектов. Оно включает осознание субъектом своих интересов и возможно-стей, способность выбирать и действовать со знанием дела, подчинять инстинктивные влечения разумной нравственной воле и высшим ценностям. В зависимости от сферы действия субъекта различают свободу экономическую (в сфере трудо-вых отношений, обмена результатами деятельности), полити-ческую (свобода слова, собраний, митингов и др.), религиоз-ную (свобода совести), интеллектуальную и т. д.

С. всегда имеет конкретно-исторический характер. Она обусловлена уровнем развития производительных сил, обще-ственных отношений и культуры. Ее основной критерий - сте-пень автономности людей в общественной жизни, полнота удовлетворения их потребностей.

Свободы от оценочных суждений принцип - требование четко отделять констатацию фактов от их оценки как достой-ных порицания или одобрения, желаемых или не желаемых. Этот принцип был сформулирован и развит М. Вебером, ко-торый исходил из того, что достоверность и истинность эмпирически констатируемых фактов, с одной стороны, и их значимость в качестве практических императивов (этических, правовых, эстетических, политических) - с другой, находятся в совершенно различных «гетерогенных» плоскостях.

Данный принцип в западной социологии был подвергнут жесткой критике, основанием для которой послужило: 1) от-сутствие в социологии примеров его последовательного прове-дения; 2) опасение, что следование данному принципу чревато отрывом социологии от общественно-политической жизни; 3) использование философско-методологических установок, отличных от тех, на основе которых Вебер сформулировал и развил свой принцип.

Сепаратизм (от лат. separatus - отделенный) - осно-ванное на узких интересах стремящихся к власти определен-ных кругов общества или социально-политической общности, движение за отделение, обособление и создание самостоятель-ных государств или автономных областей по национальному, региональному, территориальному или еще какому-либо при-знаку.

Сепаратистские настроения, как правило, сознательно разжигаются местной правящей или культурной элитой, частью радикально настроенного населения, религиозной верхушкой, сеющими национальную или религиозную рознь, чтобы до-биться раскола и путем отделения установить свое монополь-ное политическое или экономическое господство в данной области или религиозной общине.

Для ослабления того или иного государства С. целена-правленно может инспирироваться и подогреваться извне. В этом случае его поддержка нередко провоцирует долгие и кровопролитные гражданские войны, что в конечном итоге ослабляет нацию, делает ее более зависимом от любого внеш-него воздействия, разрушает ее единство.

С. отличается от движения за национальное самоопреде-ление угнетенных народов, когда создание суверенного нацио-нального государства отвечает действительным интересам всего народа, а не некоторой его части, когда национальные проблемы усугубляются гнетом народа-поработителя и реаль-ный путь уменьшения страданий - освобождение от внешнего гнета.

Сила политическая - взаимодействие сторон политическо-го отношения, выражающееся в способности одной влиять на деятельность другой, преодолевать ее действие или изменять ее меру. Сторонами политической силы как отношения высту-пают субъекты политики, наделенные сознанием и волей, имеющие специфические политические средства, с которыми они вступают во взаимодействие. Политическая сила является существенной особенностью политической власти. Подчинение объекта осуществляется субъектом власти путем воздействия на систему регуляторов его деятельности, в качестве которых может выступать воля, сознание и поведение. Их изменение обеспечивает субъекту и соответствующие изменения деятель-ности объекта.

Ситуация политическая (от франц. situation - ситуация) - совокупность политических обстоятельств, положение, обста-новка. Определяется конкретным взаимодействием элементов политических отношений. Различают международную и внут-ригосударственную ситуации, революционную и контрреволю-ционную, благоприятную и неблагоприятную и др.

Ситус - термин, характеризующий общность положения индивидов по роду их профессиональной деятельности и общ-ности интересов вне зависимости от их социального положе-ния и сословной принадлежности. Используется в концепции «постиндустриального общества» Д. Белла для обозначения объединения людей в социальной структуре общества по вер-тикальной оси (наряду с объединением по горизонтали по имущественному признаку - статусом).

По мнению Д. Белла, в индустриальном обществе практи-чески перестает действовать и постепенно разрушается со-словное единство и сознание индивидов. На смену ему при-ходит целостность интересов и политических целей групп людей, объединенных совместной деятельностью и профессио-нальной принадлежностью, что, в конечном счете, и определяет политику в обществе. Ситусы, а не страты, по Беллу, становятся основными политическими единицами развитого пост-индустриального общества.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - междуна-родное объединение независимых государств, провозглашен-ное 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской декларацией, подписан-ной главами государств - Азербайджанской Республики, Рес-публики Армения, Республики Беларусь, Республики Казах-стан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Россий-ской Федерации, Республики Таджикистан, Турк-менистана, Республики Узбекистан и Украины.

Учредители СНГ стремятся построить демократические правовые государства, которые будут развиваться на основе взаимного признания и уважения суверенитета и равенства, права на самоопределение, принципов равноправия и невмеша-тельства во внутренние дела, отказа от применения силы и уг-розы силой, любых методов давления, мирного урегулирования споров, уважения, прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестно выполнять обяза-тельства и нормы международного права, уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существую-щих границ. Государства будут укреплять отношения дружбы, добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества, служить сохранению мира и межнационального согласия.

Взаимодействие будет осуществляться на принципе равно-правия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Их деятельность определяется соглаше-ниями, но это не является ни государством, ни надгосударственным образованием («Совет глав государств», «Совет глав правительств», а также объединенное командование военно-стратегического пространства и др.).

СНГ открыто с согласия всех его участников для присоеди-нения к нему иных государств, разделяющих цели и принципы содружества.

Соглашение о создании Содружества вступает в силу для каждой из сторон с момента его ратификации.

Социализация политики (от лат. socialis - общественный) - 1) для партии, группы, класса, общности - процесс изменения (развития, становления, формирования) их поли-тики в зависимости от воздействия на нее быстроменяющихся общественных отношений, сознания, характера деятельности, социального опыта и культуры субъектов политики; 2) для личности - изменение проводимой ею политической линии, характера профессиональной политической деятельности в за-висимости от динамики усвоения личностью социокультурного опыта общества, правил и норм его поведения, каких-либо ценностных ориентации, а также изменения существа его лич-ных желаний.

Степень, характер и содержание С. п. обусловливаются, прежде всего, наличествующими социально-экономическими отношениями, а также уровнем исторического и культурного развития общества.

Как всякий социальный процесс, С. п. характеризуется периодичностью и стадийностью протекания, что позволяет изучать специфику и особенности С. п. каждой конкретной общественно-политической группы, личности, выявлять субъ-екты социализации и характер их влияния на формирование и развитие политики.

Социальная политика - в широком смысле - целенаправ-ленная деятельность государственных и общественных струк-тур в социальной сфере жизни общества, направленная на регулирование отношений и характера воздействия его основ-ных социальных групп и общностей, согласование их интере-сов друг с другом и с основными (приоритетными) интересами и целями общества, оптимизацию процессов социальной диф-ференциации и интеграции, укрепление основ принятой в обществе системы социальной справедливости, реализацию личных свобод и прав граждан. В узком - система государст-венных мер по поддержанию тех или иных общественных групп и слоев, которые в силу обстоятельств оказываются в более трудном положении, чем другие, и не могут своими силами улучшить общественное положение (например, пен-сионеры, дети-сироты, инвалиды, студенты, люди, не имеющие жилья, и пр.).

К принципам научно обоснованной, реалистичной С. п. от-носят: 1) постановку крупных стратегического плана целей в решении коренных социальных проблем государства и обще-ства; 2) концентрацию внимания, сил и средств на решении ограниченного числа вопросов, отражающих «болевые» точки общества; 3) отказ от социальных решений, унифицированных для конгломеративных образований (дифференциация под-хода к социальным проблемам города и села, различных национальных регионов, демографических и профессиональ-ных групп населения и пр.); 4) оперативное изменение целе-вых установок и аспектов в С. п. в зависимости от меняющей-ся обстановки; 5) своевременное разрешение возникающих в социальной сфере общества противоречий.

Ключевым элементом С. п. выступает достижение приня-той обществом социальной справедливости, уровень которой в этом случае становится критерием эффективности проводи-мой С. п.

Социальная система (от греч. sistema - составленное из частей, соединенное) - определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Как и всякая система вообще, социальная система об-разует новое качество, не сводимое к сумме качеств ее эле-ментов. Это понятие означает ту или иную социальную общность. К наиболее развитому виду социальных систем относится организация, для которой характерны такие системообразующие качества, как цель, иерархия, управление. Среди С. с. различаются гомогенные (однородные), состоящие только из социальных элементов, и гетерогенные (разнород-ные), в которые наряду с человеком включены элементы иной природы: социотехнические (предприятие, город), экосоциальные (географический район). Основными чертами С. с. явля-ются: сплоченность, значительная неопределенность функцио-нирования и наличие границ управляемости.

Разнородные С. с. могут отличаться такими признаками, как тип лидерства, субкультура, размерность и т. п. Одной из основных форм развития социальных систем являются ново-введения. Однако они обладают инерционностью и поэтому в них возникает феномен «сопротивления» нововведениям, для преодоления, которого требуются специальные методы активизации инновационных процессов.

Социальная структура (от лат. structura - строение) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социаль-ных групп, а также социальных институтов и отношений меж-ду ними. Механизм существования и развития С. с. «скрыт» в системе человеческой деятельности. Чтобы существовать люди вступают в определенные общественные отношения.

Системность и целостность социальным отношениям как осо-бому типу общественных отношений придают потребности и интересы социальных групп. Основной тип социальной группы в классовом обществе - общественные классы.

Социальные группы образуют социально-групповой срез социальной структуры общества, социальные институты - ин-ституциональный. С. с. обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных социальных элементов (т. е. групп и институтов), позволяющих накапливать количе-ственные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе. С развитием общества происходит усложнение С. с. Мерой ее развитости является степень разнообразия видов и форм деятельности, способов связей между людьми, социальными группами и институтами.

Социальные группы - в широком смысле обширная сово-купность групповых общностей, образующихся на базе тех или иных социальных признаков, на основе существующей в обществе системы отношений (экономических, правовых, по-литических, культурных, религиозных и т. п.). С. г. включают в свой состав многочисленные классовые, профессиональные, имущественные, связанные с уровнем образования, типом местожительства (город, село, большой и малый город и т.д.), способами участия людей в политике (члены различных партий, общественных организаций) и т. п. группы. С. г. в узком смысле слова выделяются на основе социального положения людей, их места и функций в социально-экономическом струк-туре общества, интересов и ценностных ориентации, начиная с классов и социальных слоев и кончая малыми группами.

Социальные отношения - отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, прини-мающими неодинаковое участие в его экономической, полити-ческой и духовной жизни, различающимися образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личного потребления. Субъектами С. о. являются различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие между собой, на ос-нове которого формируется определенный способ их совместной деятельности. С. о. представляют собой отношения равенства и неравенства социальных групп по положению и роли в общественной жизни. Они могут носить дружественный или же конфликтный характер.

Социальные слои - промежуточные или переходящие об-щественные группы, не обладающие всеми признаками класса, но рассматриваемые, как правило, в контексте социально-классовой структуры общества. С. с. могут быть внутриклас-совыми (крупная, средняя, мелкая буржуазия, промышленные и сельские рабочие, их определенные слои по квалификации, сферам деятельности, профессиональным признакам и т. д.) и межклассовыми. Историческим примером межклассовых социальных слоев является «третье сословие», а в современ-ном обществе - интеллигенция. Межклассовыми являются также маргинальные или пограничные слои, статус которых не определен (например, мастера, служащие неспециалисты).

С. с. могут иметь внутреннюю вертикальную структуру. Многие С. с. образуются на пересечении различного типа структур: социально-демографической, социально-профес-сиональной, квалификационной, образовательной, что помо-гает выделять проблемные группы, требующие особого вни-мания общества. С. с., как и классы, относятся к категории больших групп. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой, обогащает и конкретизирует последнюю, выражает ее динамизм.

Социальный статус (от лат. status - состояние дел, положение) - интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. Компонентами С. с. являются социальные позиции, которые могут быть выделены на основании объек-тивных показателей (пол, возраст, образование, профессия, вид деятельности и т. д.).

Для определения положения в обществе осуществлена оценка социальной значимости указанных позиций, выражае-мая в понятиях «престиж», «авторитет» и других, а также их упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т. д.

Социальные позиции с помощью нормативных и эмоцио-нальных регуляторов - норм, социальных чувств, стереоти-пов - формируют сферы взаимодействия, права, обязанно-сти, влияние, возможности, свободы и другие показатели соб-ственно социального статуса как интегрированного индекса положения в обществе. С помощью С. с. упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов.

Социология политики - область социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами об-щественной жизни, политических институтов с институтами.

Она является теоретической основой исследования политиче-ских явлений и процессов. В ней рассматриваются взаимодей-ствие политики и экономики, формы политической жизни, анализируются различные политические институты, социально-политические движения, политические конфликты и способы их разрешения, тенденции развертывания, политических си-стем, формы политического поведения личности.

В западной социологии политики существуют два направ-ления: эмпирическое (Т. Парсонс, С. Липсет) и теоретическое (М. Дюверже и др.), призванное дать общую теорию полити-ческой власти, управления во всех социальных системах. В ней; основное внимание уделяется стабильности политической си-стемы, анализу структур политической власти.

Союз - понятие, имеющее несколько значений: 1) тесное единение, связь классов, групп, отдельных лиц; 2) объедине-ние, соглашение для каких-либо совместных целей; 3) госу-дарственное образование с единой верховной властью, состоя-щее из нескольких объединившихся государств; 4) обществен-ное объединение, организация (творческие союзы и т. д.).

Справедливость - понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. - категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие С. содержит в себе требование соответствия роли различных индивидов в жизни общества их социальному положению, их прав - обязанностям, деяний - воздаянию, труда - возна-граждению, преступления - наказанию, заслуг людей - их общественному признанию. Несоответствие в этих отношениях оценивается как несправедливость.

В первобытном обществе понимание С. было связано с признанием непререкаемости норм первобытного строя про-стым следованием общепринятому порядку. Более сложное понимание С. возникает в период выделения отдельных инди-видов из рода. Оно означало главным образом равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. С возникновением частной собственности С. начинают отличать от ра-венства, включая в нее и различие в положении людей сооб-разно с их достоинством. Аристотель впервые разделяет С. на уравнительную и распределительную; особым видом он считал воздаяние, которое должно исходить из принципа пропорцио-нальности. Такое разграничение С. равенства и пропорциональности сохранялось во всей истории классового общества. Наряду с понятием С., отразившим в себе структуру сущест-вующих классовых отношений, в массовом сознании всегда развивались идеи С., выражающие протест против эксплуа-тации и неравенства, а также национального угнетения.

Справедливость социальная - обобщенная нравственная оценка общественных отношений; один из основных общече-ловеческих социальных идеалов, конкретное содержание кото-рого менялось на протяжении истории и отличалось в различ-ных социальных системах.

Реализация принципа социальной справедливости озна-чает, что в обществе осуществляется справедливое распреде-ление деятельности (труда); социальных благ (прав, возмож-ностей, власти, вознаграждений, признания), уровня и качества жизни; информации и культурных ценностей. Предпо-сылки справедливого распределения труда - конституционно гарантированное право на труд, отсутствие социального за-крепления тяжелых, вредных, неквалифицированных, мало-квалифицированных, нетворческих, исполнительных его видов за теми или иными социально-демографическими, террито-риальными или национальными группами, равенство возмож-ностей в социально-профессиональном перемещении, в образо-вании и профессиональном обучении, последовательное осу-ществление принципа вознаграждения и признания по труду, обеспечение минимального социально гарантированного уров-ня и качества жизни.

Справедливое распределение информации и культурных ценностей требует создания условий для формирования устойчивой потребности в них, обеспечения реально равного досту-па к достижениям культуры, развития гласности.

В западной социологии принцип социальной справедли-вости истолковывается как оценка отношения общества к ин-дивиду, но не состояние общества в целом, характер общест-венных отношений. Поэтому в центре ее внимания находятся правовые гарантии для развития частной инициативы, со-циально-экономические же гарантии либо отодвигаются на второй план (либеральные концепции) либо рассматриваются как излишние, «развращающие» общество (консервативные концепции).

Средства политические - совокупность приемов, способов, предметов, приспособлений, используемых субъектами политики для достижения политической цели. Средствами полити-ческими являются: авторитет, право, насилие, культурно-идеологическое воздействие, экономическое стимулирование, государственный аппарат и др.

Стабильность политическая (от лат. stabilis - устойчи-вость) - устойчивое состояние политической системы, позво-ляющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений), сохраняя при этом свою структуру. Политическая стабиль-ность противоположна нестабильности и стагнации. Механизмами, обеспечивающими политическую стабильность, являют-ся политические институты, и, прежде всего, государство. Они регулируют отношения между классами и социальными груп-пами, формируя такое соотношение политических интересов, которое рассматривается в данном обществе как справедли-вое. Кроме того, с помощью контроля политические институты обеспечивают устойчивость и предсказуемость, управляемость индивидуального поведения.

Внешними проявлениями нарушения политической стабиль-ности выступают либо снижение динамизма политической си-стемы, возникновение застойных процессов либо увеличение числа и масштабов политических конфликтов, резкий спад удовлетворенности населения, рост числа антиобщественных явлений.

Нарушение С. п. может быть количественным и качествен-ным. В первом случае оно имеет ситуативный характер и преодолевается политической системой без изменения своего качества. Во втором случае нарушение перерастает в кризис, который может свидетельствовать о необходимости смены парадигмы политической системы.

Стагнация (от лат. stagnate - делать неподвижным, устанавливать) -одна из основных форм проявления ре-гресса, характеризующаяся застоем в экономике, производ-стве, политике, торговле, культуре и других сферах челове-ческой, жизнедеятельности.

Статус (от лат. status - состояние, положение) - соотно-сительное положение индивида или группы в социальной си-стеме, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «пред-писанный» или «достигаемый» статус.

Понятие С. применяется также в качестве соотноситель-ного с понятием роли социальной: статус обозначает совокуп-ность прав и обязанностей, а роль становится динамическим аспектом статуса, т. е. характеристикой поведения индивида. Таким образом, С. выступает интегративным показателем положения человека, группы и ее представителей в обществе, в системе общественных связей и отношений.

Стратификации концепции (от лат. stratum - слой) - си-стема представлений о социально-политической структуре общества, состоящей как из классов, так и из определенных слоев (страт), идентифицируемых, как правило, на основе социально-экономических критериев (уровень дохода, характер профессии и квалификация, уровень образования и т. д.) входящих в него личностей.

В зависимости от «качества» личности (обладания инди-видом определенными характеристиками типа компетентности или исполнительности), его профессиональных навыков и уме-ний, т. е. способности качественно исполнять свою работу по сравнению с другими, людьми, а также в зависимости от обла-дания личностью материальными ценностями, талантом, достаточным культурным уровнем и кругозором, по мнению теоретиков С. к., люди объективно делятся на вполне опре-деленные социальные группы, которые, осознавая самих себя, начинают выступать самостоятельной социально-политиче-ской силой.

В связи с таким подходом к рассмотрению социально-политической структуры общества С. к. одновременно высту-пает также и системой признаков социального расслоения, неравенства, которое объективно диктуется, с одной стороны, разделением труда и социальной дифференциацией различных социокультурных групп, а с другой - системой существующих во всяком обществе мер, поддерживающих это расслоение для обеспечения нормального функционирования сложной, иерархически развитой социально-экономической и политиче-ской системы.

Введение М. Вебером в научный оборот концепции со-циальной стратификации и дальнейшая ее разработка в тру-дах Т. Парсонса, Э. Тилза, Б. Барбера, С. Айзенштадта позволили более детально рассмотреть некоторые процессы и явления современной общественно-политической жизни. Вместе с тем чрезмерно абстрактный уровень определений и понятий С. к., игнорирование в них классового характера политической власти, отсутствие анализа конфликтов между основными классами и слоями общества в их борьбе за власть и материальные ценности, описательный характер проводи-мых на основе С. к. исследований в некоторой степени сни-жают их научную и прикладную ценность.

Сублимация (от лат. sublimare - возвышать, возносить) - в политике процесс переориентации, переключения энергии, направленности деятельности тех или иных политических ли-деров с удовлетворения посредством высокой политической активности собственных узкокорыстных интересов, вызванных стремлением улучшить свое благосостояние, материальное или общественное положение, на нравственно возвышенную, свя-занную только с интересами общества или группы альтруистскую по своему характеру деятельность, не дающую никаких личных выгод и сопряженную с самоограничением или даже самопожертвованием.

Субъекты политики - носители политической деятельности, которыми выступают политические лидеры, большие социальные группы, партии, государства и массовые демокра-тические движения. Их деятельность имеет различные уровни и формы и направлена на изменение, развитие или сохранение существующей политической системы, сложившихся полити-ческих реалий. Успех в политической деятельности С. п. зави-сит от их политической активности, инициативы и творчества, политической культуры и зрелости, решительности и воли, организованности и дисциплины, а также степени соответст-вия их действий объективным тенденциям и потребностям развития политической сферы общества.

Суверенитет (от франц. souverainete - верховная власть) - 1) полная политическая независимость и самостоятельность государства во внутренней и внешнеполитической деятельно-сти, не допускающая иностранного вмешательства. Государ-ственным суверенитетом обладают страны независимо от величины их территории, количества населения и обществен-ного строя; 2) принадлежность власти народу, нации (народ-ный суверенитет, национальный суверенитет), осуществление государственной власти через народных представителей или непосредственно путем референдума; 3) национальный суве-ренитет - совокупность прав нации (народа) на свободу вы-бора социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимость и т. д.

Т

Территория государства - часть земной поверхности, на-ходящаяся под суверенитетом данного государства. От терри-тории других государств отделяется государственной грани-цей. Включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды и воздушное пространство над ними. Территорией государства считаются также суда под флагом государства.

Технократия (от греч. techne - мастерство, ремесло) - букв, политическая власть ученых, инженеров, технических специалистов, менеджеров - 1) широко распространенная в индустриально развитых странах Запада точка зрения, со-гласно которой по мере развития общества политическая власть все в большей и большей степени переходит в руки технократов, которые только и призваны (могут) рационально руководить обществом, так как вооружены необходимыми техническими знаниями и управляют главной сферой совре-менного общества - материально-производственной (инду-стрией), без которой современное общество существовать не может и от которой зависит процветание нации; 2) реально, существующая прослойка высших функционеров производства и управления, входящих в правящую элиту господствующих классов современных обществ; 3) политический режим, прак-тически реализовавший принципы концепции технократиче-ского общества.

В зарубежной литературе концепцию Т. как определенного типа политической власти наиболее полно рассматривали в своих работах Т. Веблен, А. Берл, А. Фрит, Дж. Гелбрейт.

Технологический детерминизм (от греч. techne - искусст-во, мастерство, от лат. determinare - определять) - широко распространенная на Западе совокупность представлений о технике, технологиях как решающих факторах развития чело-веческого общества.

Согласно концепциям Т. д. техника и технологии разви-ваются исключительно автономно, подчиняясь лишь своей собственной логике, и поэтому изменения в ней неподвластны обществу, они диктуются исключительно достигнутым уровнем научно-технического развития и неизменно поступательным ходом совершенствования параметров современных техниче-ских систем. Общество же, наоборот, всецело зависит от уров-ня развития техники и технологии, так как последние оказы-вают доминирующее воздействие на индустрию, которая толь-ко и влечет за собой модификацию социальной и культурной жизни. В связи с тем, что технологические изменения всегда опережают социальные (теория культурного отставания Ог-борна), жизнь общества подчиняется интересам постоянного обновления технико-экономической сферы, а техника и техно-логия не только начинают определять все стороны общест-венной жизни, но и направления социального развития, тип общества, его структуру и т. п.

Имея в виду, что все, что является технически возможным, находит свое практическое воплощение вне зависимости от человеческих идеалов и ценностей (концепции технологиче-ского императива), приверженцы Т. д. выводят технический прогресс некоей внесоциальной доминантой, определяющей исторический прогресс человечества и становящейся, таким образом, какой-то абсолютной основой для исследования всей истории человечества (Д. Рибейро).

Постоянно растущее влияние производственно-технической сферы жизнедеятельности человечества на все другие сферы его жизни и как отражение этого процесса распространение идей Т. д. в научной среде вызывают в обществе стремление к осуществлению мер разумного ограничения научно-техни-ческих преобразований, поиска их социальных пределов и эффективных регуляторов (например, деятельность Управле-ния при Конгрессе США «Technology Assessment» - оценка технологии), что в значительной степени отражается на всею экономической и социальной политике, проводимой в обще-стве.

Тимократия (от греч. timo - цена, честь) - 1) вариант олигархии в Древней Греции и Риме, означающий сосредото-чение государственной власти в руках привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цен-зом; 2) собственно правящая богатейшая прослойка обще-ства.

Как термин Т. встречается в трудах Платона, Аристотеля, Ксенофонта. Часто понятие Т. отождествляется с плутокра-тией.

Тирания - 1) жесткое деспотическое правление; 2) гнет, насилие, произвол; 3) в Древней Греции - единоличное прав-ление тирана.

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - один из основных принципов существования плюрализма, поддержа-ния политической стабильности и диалога демократически ориентированных общностей, заключающийся в терпимом и спокойном, уважительном отношении к противоположному или не совпадающему образу жизни, миропониманию, поведению, обычаям, мнениям, идеям, чувствам и верованиям.

Принцип Т. по своему характеру не является ни всеобъем-лющим, ни универсальным, так как в реальной жизни, как: правило, не распространяется на политические силы, пропо-ведующие насилие, человеконенавистничество, агрессию, анти-государственность и другие общественные идеи. Его реальное применение всегда обусловлено характером политического режима, политической культурой общества, соотношением политических сил в государстве, традициями и обычаями того или иного народа.

У

Унитаризм - вид государственного образования (наряду с федерацией и конфедерацией), принцип государственного устройства, при котором центральная власть полностью со-средоточивает в своих руках все права и функции формально самостоятельных государственных образований, превращая их тем самым в административно-территориальные единицы с правом голоса, но не решения.

Управление политическое - 1) процесс осуществления властно организующихся функций, обеспечивающих достижение поставленных политических целей в ходе совместной дея-тельности людей; 2) процесс реализации политической власти.

Содержание управления, его цели и принципы зависят от господствующих в обществе политических отношений, харак-тера государственного устройства. Управление тесно связано с отношениями собственности. Последняя определяет управле-ние через выражение интересов собственников. Управление предполагает использование науки, познание законов обще-ственного развития и определение на этой основе направления его развития; проведение политики с учетом объективных обстоятельств и соотношения политических сил; поддержание соответствия, целостности элементов политических отношений. Управление включает ряд операций: подготовку и принятие политических решений, организацию и контроль их выполне-ния, анализ результативности.

Уровень жизни - категория, характеризующая меру и сте-пень удовлетворения материальных и духовных потребностей в их количественном измерении (денежных или натуральных единицах).

Выступая в виде количественной характеристики «реаль-ного удовлетворения потребностей людей», У. ж. в отечествен-ной науке рассматривается как одна из важных категорий образа жизни.

Участия политического концепция - система взглядов на характер участия членов всякой социально-политической общ-ности в. существующих внутри ее политических отношениях и системе власти.

Согласно концепции характер политического участия строго детерминирован историческими и социокультурными особен-ностями страны, т. е. конкретными социально-экономическими отношениями и интересами, складывающимися в ней, деятель-ностью имеющихся политических институтов, национальными традициями и политической культурой сосуществующих в ней общностей и является таким образом качественным показа-телем особенностей политической системы данного общества. Однако участие в политике на разных уровнях (в разных стратах) общества протекает по-разному и может носить индиви-дуальный или коллективный характер, быть добровольным или принудительным, активным или пассивным, традицион-ным или новаторским, легитимным или нелигитимным, разру-шающим или охранительным. Учет всех этих особенностей позволяет полно и адекватно оценить степень политического влияния и необходимую меру политического воздействия на ту или иную группу, выступающую субъектом политических отно-шений, т. е. выработать реалистичную стратегию политическо-го действия для любого уровня ее участников.

В зависимости от оснований различают политическое уча-стие на местном, региональном и общенациональном уровне, участие в выборах, принятии политических решений, управле-нии и самоуправлении, в создании, реализации и охране за-конов, в деятельности политических партий, проведении акций поддержки или гражданского неповиновения, в передаче по-литической информации и другие виды политического участия.

Ф

Фашизм (от итал. fascimo, fascio - пучок, связка, объеди-нение) - открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических и агрессивных элементов. Ф. активно использует в своих интересах колебания в сторону реакции различных слоев мелкой буржуазии и деклассирован-ных элементов. Установление Ф. выражает неспособность господствующей буржуазии удержать свою власть. Ф. высту-пает против всех демократических, прогрессивных сил. Идео-логия Ф. - воинствующий антикоммунизм, расизм, шовинизм, иррационализм, антигуманизм, культ силы и вождя, тоталь-ная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер жизни общества, пропаганда войны как естественного состояния человечества, агрессия. Впервые фашистский строй был установлен в Италии (1922), а затем в Германии (1933) и в ряде других стран. В Германии Ф. вы-ступал под маской национал-социализма. Он явился ударной силой международной реакции, развязал вторую мировую войну. В современных условиях в некоторых странах реак-ционные элементы пытаются возродить Ф.

Федерация (от позднелат. foederatio - союз, объедине-ние) - 1) форма государственного устройства, при которой несколько суверенных, самостоятельных государственных об-разований объединяются и образуют одно союзное государст-во. Территория Ф. состоит из территорий государственных образований, входящих в нее. Для Ф. характерно разделение сферы компетенции между союзными органами власти и орга-нами власти входящих, в нее членов. Каждое из образований, входящих в Ф., имеет право принятия собственной конститу-ции. Полномочия между Ф. и входящими в нее республиками, штатами, кантонами разграничиваются единой конституцией. Союзные единицы Ф. имеют свои правовые и судебные систе-мы. В большинстве Ф. существует единое союзное граждан-ство и гражданство союзных единиц. Ф. строятся по террито-риальному признаку и на национально-территориальной основе; 2) союз, объединение нескольких обществ или организаций (например, Всемирная федерация профсоюзов).

Функции государства (от лат. functio - исполнение, осуще-ствление) - роль, которую выполняет государство как основ-ной институт политической системы общества. Основные функции современного государства подразделяются на внут-ренние и внешние. К внутренним функциям относятся: защита существующего способа производства, экономической, поли-тической и социальной системы; управление экономикой, регу-лирование хозяйственной деятельности; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социаль-ных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п. Внешние функции включают: защиту интересов данного государства на международной арене (политическая, экономическая, дипломатическая, идеологиче-ская, военная и др.); развитие добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами; участие в международном разделении труда.

Х

Харизма (от греч. harisma - божественный дар, благо-дать) - исключительная одаренность, наделенность какого-либо лица (харизматического лидера - пророка, проповед-ника, политического деятеля), института или символа осо-быми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей. Термин впервые применен в социологических концепциях Э. Трельча и М. Вебера.

Харизматическое господство (харизматизм) основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Его счи-тают пророком, гигантской исторической фигурой, полубогом, выполняющим «великую миссию», открывающим новые, неви-данные горизонты. Взаимоотношения вождя и масс имеют эмоционально-мистическую окраску, предполагают полную «самоотдачу», слепую веру, бездумное и радостное следова-ние за харизматическим лидером. Эти взаимоотношения характеризуются большим напряжением: требуются непре-рывные «свершения», «подвиги», «энтузиазм», «героизм». Сам вождь находится над правовым и институционным по-рядком.

Хартия (от греч. chartes - бумага из папируса, рукопись на папирусе) -грамота, политический документ, выражаю-щий основные требования широкого народного движения.

Хартиями иногда называют отдельные международные акты и соглашения.

Хунта (от исп. junta - собрание, объединение) - 1) на-звание общественно-политических организаций, объединений, собраний в Испании и большинстве стран Латинской Амери-ки, где говорят на испанском языке; 2) распространенное во многих странах название группировок (военных или смешан-ного состава), пришедших к власти неконституционным путем (например, в результате государственного переворота). С наиболее реакционными из них связано установление в ряде государств (например, в Чили) военных диктатур фа-шистского толка.

Ц

Цель в политике - один из элементов политической дея-тельности, который характеризует предвосхищение в мышле-нии результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель является способом интеграции различных действий субъекта политики в определенную по-следовательность или систему взаимосвязанных элементов: цели, средств и результата. Целями в политике выступают: 1) реализация в процессе деятельности политических интере-сов, связанных с завоеванием, обладанием и использованием политической власти; 2) определение конкретных форм, задач и содержания деятельности государства и др.

Ценности политические - в широком смысле - значимость явлений, состояний политической действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия политическим потребностям общества, социальных групп и личности; в более узком - политические императивы (требования), выработанные политической практикой и являющиеся продуктами поли-тического сознания. В политологии Ц. п. - это фундаменталь-ные нормы, обеспечивающие целостность политических систем в силу того, что в них выражается особая значимость определенных материальных и духовных благ для существования и развития данных систем. В качестве Ц. п. выступают: гума-низм, демократизм, толерантность, равенство, свобода, спра-ведливость и др.

Ш

Шовинизм - крайняя реакционная форма национализма, проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам другой, разжигание национальной вражды и ненависти, распространение нацио-нального чванства.

Э

Элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное) - термин, обозначающий слой или группу лиц, обладающих спе-цифическими личностными особенностями и профессиональ-ными качествами, делающих их «избранными» в той или иной сфере общественной жизни. В этом смысле говорят о власт-вующей элите культурной, элите военных, ученых, спортсме-нов и др.

Как определенная система взглядов теория элиты была сформулирована в начале XX в. Г. Парето, В. Моской, Р. Михельсом, а ее предшественниками являются Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше. В западной социологии существуют различные теории элит, в которых противопоставляются элиты и народные массы, проводится мысль о смене элит по мере завершения опреде-ленного цикла (В. Парето, Р. Михельс и др.). В ряде концеп-ций отстаивается мысль о неизбежности появления элит как в структуре политической власти, которая рассматривается в виде «консенсуса» между различными руководящими группа-ми военных, промышленников, управляющих, так и в струк-туре современного производства, поскольку технологические требования и организационные условия предприятия предпо-лагают существование особого слоя управляющих (менед-жеров).

Экспансионизм (от лат. expansio - расширение) - поня-тие, означающее: 1) агрессивную политику распространения своего политического и экономического влияния на другие страны с целью насильственного захвата чужих территорий и рынков сбыта; 2) расширение, распространение чего-нибудь за какие-нибудь первоначальные пределы, границы укрепле-ния своего военно-стратегического положения.

Экстремизм (от лат. extremus - крайний) - привержен-ность к крайним мерам и взглядам. Э. в политике означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора. Для современной эпохи характерно многообразие разновидностей и проявлений Э.: правый Э. (прежде всего неофашистские партии и группировки), ле-вый Э. («новые левые» в Италии и Франции, «красные брига-ды» в Италии и Германии), исламский Э. и т. п.

Этатизм (от франц. etat - государство) - термин, обозна-чающий необходимость и оправданность активного вмеша-тельства государства в экономическую, политическую, со-циальную и духовную жизнь общества, исходя из идентифицирования государства как непреходящей ценности, высшего результата и цели общественного развития.

Абсолютизация идей Э. приводит, как правило, к реализа-ции концепций «тотального государства» (типа фашистской: Германии), в котором чрезмерная централизация власти, подавление личных прав и свобод граждан, произвол и волюн-таризм правящей верхушки доходят до абсурда, а сохранение государства остается возможным лишь на основе репрессий и геноцида по отношению к собственному народу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ