Рефераты
 

Политические партии в России

. Третья группа субъектов избирательного процесса состоит из субъектов, имеющих право избирать (выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, голосовать) и/или быть избранными. Это самая массовая группа. Основная цель деятельности субъектов данной группы -- это реализация избирательных прав, таких как право выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, материально стимулировать избирательную кампанию кандидата, голосовать, быть избранным. Она может достигаться как индивидуально, например, самовыдвижением, так и посредством ассоциированных форм, например, включение лица в федеральный список кандидатов избирательного объединения Прудников А., Гасанов К. Избирательное право. - М., 2007. - С.136..

4. «Средства массовой информации как субъекты избирательного процесса, информационно обеспечивающие проведение выборов». В нем рассматривается роль СМИ в избирательном процессе. Отмечается, что они либо освещают ход проведения выборов, либо используются как средство предвыборной агитации. СМИ призваны доводить до населения информацию о ходе выборов на всех этапах избирательной кампании. В большинстве случаев данные субъекты осуществляют информирование избирателей о реальных событиях, естественно, прибавляя к этому свою позицию или позицию финансовой группировки, стоящей за СМИ Краснов К.В. Средства массовой информации как субъекты избирательного процесса / МГУ им. М.В.Ломоносова. - М. 2000. - С.35..

Можно выделить три группы средств массовой информации в зависимости от круга обязанностей, связанных с проведением выборов: официальные печатные издания, СМИ с государственным или муниципальным участием, иные СМИ. Критерий такой классификации - обязанности по отношению к выборам. Исключительно на первых возлагается обязанность публиковать решения о назначении выборов, схему избирательных округов, результатов выборов. Вторые бесплатно публикуют решения избирательных комиссий, а также сведения о размерах избирательных фондов, обо всех источниках их создания, обо всех произведенных затратах, сообщения о проведении повторных выборов. Они также обеспечивают зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) равные условия проведения предвыборной агитации. Эти СМИ должны предоставлять бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь, обязаны резервировать платные эфирное время и печатную площадь для проведения агитации. Третьи не имеют вышеперечисленных обязанностей Лучин В.О., Белоновский В.Н. Избирательное право России. - М., 2008. - С.414..

5. В пятую группу входят субъекты, осуществляющие деятельность, направленную на предотвращение, пресечение нарушений как указанных выше ограничений для сотрудников СМИ, так и всех иных правил организации и проведения выборов Краснов К.В. Средства массовой информации как субъекты избирательного процесса / МГУ им. М.В.Ломоносова. - М. 2000. - С.37..

Контроль может осуществляться государственными и иными органами от имени государства и по его поручению (государственный контроль), а также иными субъектами избирательного процесса от своего имени (общественный контроль).

К субъектам, осуществляющим государственный контроль, относятся избирательные комиссии, представительные органы, суды, органы прокуратуры, правоохранительные органы (органы милиции, органы Федеральной службы безопасности), иные государственные органы, осуществляющие правовую охрану при проведении выборов (органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, налоговые органы). К субъектам, осуществляющим общественный контроль, относятся кандидаты, доверенные лица, избиратели, избирательные и иные общественные объединения, избирательные блоки, осуществляющие контроль, в том числе посредством своих уполномоченных представителей, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, в том чисел иностранные (международные) Головин А.Г. Избирательное право России. - М., 2007. - С.112..

6. Шестая группа состоит из субъектов избирательного процесса, материально обеспечивающих проведение выборов.

Роль иных групп в материальном обеспечении выборов второстепенна и в общей массе не проявляется, как, например, роль собственников зданий и сооружений, на которые вывешиваются агитационные материалы, либо не может рассматриваться как самодостаточная (избирательных комиссий). Без деятельности органов публичной власти комиссии не смогли бы нормально провести выборы, даже если бы получили необходимые средства Краснов К.В. Понятие избирательного процесса. Этапы (стадии) избирательного процесса. / МГУ им. М.В.Ломоносова. - М. 2000. - С.39..

Органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией осуществляют регистрацию (учет) избирателей, образуют избирательные округа и избирательные участки, финансируют проведение выборов, формируют избирательные комиссий, оказывают содействие комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставляя необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, предоставляя специалистов для осуществления контроля за финансированием избирательного процесса, оказывая помощь в проведении выборов в «нестандартных» условиях. Они также оказывают содействие в агитации (но не ведут ее), предоставляя помещения, оказывая помощь в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивая безопасность при проведении массовых мероприятий и так далее Прудников А., Гасанов К. Избирательное право. - М., 2007. - С.138..

Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям.

Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или многопартийные системы.

Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении Карапетян Л.М. Партии, национальный лидер: Политические и конституционно-правовые размышления // Констит. и муницип. право - 2008 - №8 - С.7-12..

Законом о политических партиях устанавливается норма, согласно которой политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти Головин А.Г. Избирательное право России. - М., 2007. - С.120..

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 2 ст. 32) закреплено, что кандидаты могут быть выдвинуты в порядке самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидаты (списки кандидатов) могут быть выдвинуты только избирательными объединениями, избирательными блоками. Избирательное объединение может быть отождествлено с политической партией в соответствии с п. 29 ст. 2 вышеуказанного закона Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2 т. Т. 2. - М., 2007. - С.122..

Все другие политические общественные движения, в частности такие, как политическая организация, политическое движение, утрачивают право самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности с момента вступления в силу п. 1 ст. 36 указанного Закона. Согласно п. 1 ст. 46 Закона о политических партиях, п. 1 ст. 36 вступает в силу через два года со дня его официального опубликования т.е. с 14 июля 2003 г.

Участие в избирательном процессе - одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Первые партии в современном их понимании, появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем и парламентаризма. Однако характеристика современных партий как "машин для выборов" справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования, сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров, как на общенациональном, так и на местном уровнях на "вхождение" во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой "народной поддержки". Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. - М., 2008. - С. 23.

Закон о партиях не запрещает политическим партиям создавать избирательные блоки, которые обладают правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты (п. 5 ст. 33).

Глава 2. Участие политической партии в избирательном процессе

§ 1. Политические партии в избирательном процессе

В условиях трансформации российской политической системы одной из наиболее сложных и противоречивых проблем является поиск нового типа взаимоотношений между властью и партиями как ключевыми участниками политического процесса, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Значение этой проблемы особенно велико в условиях, когда российская партийная система, находящаяся на стадии становления и развития еще достаточно слаба и неустойчива.

Многопартийность является важным свидетельством укрепления демократических основ государства, обеспечения политических прав и свобод его граждан. С участием партий формируется представительный и законодательный орган государственной власти - парламент Беляев В.А., Емельянова А.В. Законодательство Российской Федерации о партиях. // Становление многопартийности в Российской Федерации и Республике Татарстан: Материалы Республиканской научно-практической конференции. Казань, 28.11.2000 г. - Казань, 2002. - С.11..

Развитая многопартийность способствует структурированному выражению интересов и политической воли избирателей и политическому структурированию самого избирательного корпуса. Партии являются частью системы обратной связи между органами представительной власти и населением страны. Без них “невозможны ни проведение политики большинства, не защита позиций меньшинства” Янчуков А.И. Политические партии в современном избирательном процессе России // Вестник РУДН. - 2004. - № 1. - С.123..

Сегодня в условиях возрастания роли политических партий в российском политическом процессе значительно возрастает роль и влияние на процесс формирования демократического государства и принятие политических решений прежде всего парламентских партий, которым удалось сформировать свои депутатские фракции в нижней палате Федерального Собрания Российской Федерации - Государственной Думе.

Необходимо отметить, что институт современной российской многопартийности весьма неоднороден. Одни партии являются продуктом кризиса традиционной идеологии, другие появились в результате распада официальных партийных структур, третьи - благодаря новым правилам выборов, четвертые - вызваны необходимостью удовлетворения корпоративных интересов элиты и т.д. Однако в любом случае они отражают реальные социально-политические процессы, происходящие в обществе Янчуков А.И. Политические партии в современном избирательном процессе России // Вестник РУДН. - 2004. - № 1. - С.124..

Вместе с тем, “направление общественной эволюции в современной России во многом принципиально отличается от процессов развития в европейских и североамериканских обществах. Процесс реформирования в России все больше убеждает, что результатом его станет не формирование общества близкого по своим социальным характеристикам, а напротив идет становление общества, в котором просматриваются очень глубокие классовые различия. В этих условиях политические партии в России вполне вписываются в логику общего политического процесса, могут оказаться востребованными” Зотова З.М. Власть и общество: Проблемы взаимодействия / Под общ. ред. Попова С.А.. - М., 2001. - С.230..

На становление института многопартийности серьезно воздействует другой не менее важный институт - институт выборов. В обновленной России прошло три цикла избирательных кампаний, и каждый из них оказал существенное влияние, как на состояние партийного строительства в стране в целом, так и на политическое положение той или иной партии.

Современный период становления многопартийности связан с началом нового избирательного цикла 2003-2004 гг. и, прежде всего, со стартом 3 сентября 2003 г. избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы четвертого созыва. Отличительной чертой этого цикла является то, что общероссийские политические партии становятся основными субъектами избирательного процесса.

На сентябрь 2003 г. Министерством юстиции РФ зарегистрировано 48 общероссийских политических партий, из которых только 44 получили право участвовать в выборах Госдумы четвертого Янчуков А.И. Политические партии в современном избирательном процессе России // Вестник РУДН. - 2004. - № 1. - С.124. созыва, а также 20 общественных объединений. В избирательной кампании 2003 года, согласно избирательному законодательству, имеют право выдвигать кандидатов и участвовать в выборах только партии, которые к началу избирательной кампании были зарегистрированы Минюстом и имели не менее 45 региональных отделений, свидетельства о регистрации которых были представлены в регистрирующий орган, то есть в Министерство юстиции РФ, до начала избирательной кампании Беляев В.А., Емельянова А.В. Законодательство Российской Федерации о партиях // Становление многопартийности в Российской Федерации и Республике Татарстан: Материалы Республиканской научно-практической конференции. Казань, 28.11.2000 г. - Казань, 2002. - С.15..

В современных условиях принятие в 2001 г. Федерального закона “О политических партиях” стало политико-правовой основой для формирования многопартийной системы в России.

Подготовка к выборам депутатов Госдумы четвертого созыва характеризуется трансформацией института многопартийности в соответствии с требованиями этого закона. Кроме того, принятие накануне очередного избирательного цикла 2003 г. новых редакций федеральных законов “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (июнь 2002 г.) и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (декабрь 2002 г.) существенно укрепит гарантии правовой базы свободных выборов и направлено на повышение роли политических партий в жизни российского общества и дальнейшее развитие многопартийности.

Действующее федеральное избирательное законодательство инкорпорирует положения Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ “О политических партиях”, который внес принципиальные изменения в субъектный состав участников выборов и характер их деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне. На этой основе складывается правовой тандем федерального избирательного законодательства и законодательства о партиях, который обеспечивает существенное усиление влияния политических партий, прежде всего парламентских партий, на формирование основных направлений внутренней и внешней политики, представительный характер институтов публичной власти, развитие открытого характера государства и гражданского общества, а также политической открытости партий Целый ряд положений новых федеральных законов касаются существенного повышения роли и ответственности политических партий в избирательном процессе Зотова З.М. Власть и общество: Проблемы взаимодействия / Под общ. ред. Попова С.А.. - М., 2001. - С.230..

С принятием закона о политических партиях и с вступлением его в силу в полном объеме 14 июля 2003 г. единственным видом общественных объединений, которые вправе самостоятельно выдвигать кандидатов, списки кандидатов, будут политические партии. Но к началу сентября 2003 г. все политические общественные объединения - общероссийские, межрегиональные, региональные и даже местные - утратили свой статус политических и уйдут с политической арены, поскольку потеряли право участвовать в избирательных кампаниях по выборам государственных органов, сохранив за собой только право участвовать в избрании органов местного самоуправления Янчуков А.И. Политические партии в современном избирательном процессе России // Вестник РУДН. - 2004. - № 1. - С.124..

В то же время Федеральный закон “О политических партиях” резко повышает уровень требований, предъявляемых к политическим партиям.

Так, для регистрации партии необходимо наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации (не менее чем в 45 субъектах). Политические партии имеют статус общероссийских партий, осуществляя свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Тем самым, в России не предусматриваются создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий.

Партия может быть создана на своем учредительном съезде либо путем преобразования в партию общероссийской общественной организации или общественного движения на их съезде. Новое избирательное законодательство уже не содержит обязательного требования о том, что партия должна быть зарегистрирована за один год до выборов. Она имеет право участвовать в избирательной кампании, если будет зарегистрирована за один-два месяца до начала избирательной кампании, и если в течение этих одного-двух месяцев успеет зарегистрировать 45 региональных отделений и представит свидетельства об их регистрации Беляев В.А., Емельянова А.В. Законодательство Российской Федерации о партиях // Становление многопартийности в Российской Федерации и Республике Татарстан: Материалы Республиканской научно-практической конференции. Казань, 28.11.2000 г. - Казань, 2002. - С.13..

Кроме политических партий в избирательной кампании вправе принимать участие избирательные блоки. Что касается избирательных блоков, то в избирательном законодательстве появилось много нового. Избирательный блок в отличие от предыдущих выборов может состоять только из трех составляющих. Три либо две политические партии вправе образовать союз для совместного участия в избирательной кампании, также союз могут образовать политическая партия с одной или двумя общероссийскими общественными организациями.

Ряд положений новых федеральных законов существенно изменил характер участия в выборах политических партий, в том числе парламентских политических партий. Так, регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии Янчуков А.И. Политические партии в современном избирательном процессе России // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2004. - № 1. - С.125., если по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы федеральные списки кандидатов этих политических партий, избирательных блоков были допущены к распределению депутатских мандатов.

Восьмая глава Федерального закона “О политических партиях” определяет критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение 5 лет после создания партии ее участие в выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия подлежит ликвидации

Законом предусматривается порядок и размеры финансирования партий за счет средств федерального бюджета. Последнее осуществляется при условии, что выдвинутый этой партией либо избирательным блоком, в состав которого входила политическая партия, федеральный список кандидатов на выборах депутатов Госдумы получил не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Вместе с тем, необходимо отметить, что закон о политических партиях был принят без достаточно широкой общественной дискуссии, в отсутствие которой он способен больше обслуживать интересы объединений, голосовавших за него в Госдуме, нежели иных общественных организаций и групп интересов разнообразных социальных слоев.

В итоге, как считают некоторые исследователи Беляев В.А., Емельянова А.В. Законодательство Российской Федерации о партиях. // Становление многопартийности в Российской Федерации и Республике Татарстан: Материалы Республиканской научно-практической конференции. Казань, 28.11.2000 г. - Казань, 2002. - С.13. этим законом решается задача отсечения партий-однодневок, но не безыдейных номенклатурных партий.

Таким образом, несмотря на все сложности и трудности, сегодня в России идет процесс развития полноценной партийной системы, то есть переход от партий-однодневок, создаваемых под выборы, к сложившимся партиям, функционирующим в течение ряда лет, от партий лидерских - к программным, от партий московских - к имеющим развитую сеть региональных отделений.

§2. Приобретение и прекращение статуса политической партии

Политическая партия создается свободно, и для ее создания не требуется разрешения органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на их съездах. Созданной партия считается со дня принятия учредительным съездом следующих решений:

- о создании политической партии;

- об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ;

- о принятии устава политической партии и ее программы;

- о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии Головин А.Г. Избирательное право России. - М., 2007. - С.121..

Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии. Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами РФ, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в состав которого должно входить не менее 10 человек. Этот комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о своем намерении создать политическую партию и обязательно указывает ее предполагаемое наименование Комментарий к Федеральному Закону о политических партиях / Под ред. Лапаевой В.В.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М., 2002. - С.111..

Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:

а) сведения не менее чем о 10 членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны);

б) протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (далее - уполномоченное лицо организационного комитета) (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон) Чуров В.Е. Итоги выборов 2007 года в цифрах и размышлениях // Конститу. и муницип. право - 2008 - №6 - С.15-17..

В день получения уведомления уполномоченный федеральный орган выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление. В течение месяца со дня выдачи документа данный комитет публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2 т.. Т. 2. - М., 2007. - С.124..

Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, организационный комитет либо общероссийская общественная организация или общероссийское общественное движение публикует в "Российской газете" или иных общероссийских периодических печатных изданиях не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии Комментарий к Федеральному Закону о политических партиях / Под ред. Лапаевой В.В.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М., 2002. - С.113..

Правомочным считается учредительный съезд, когда в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов РФ и преимущественно проживающие в этих субъектах. При этом каждый субъект должен быть представлен не менее чем 3 делегатами.

Большинством голосов делегатов учредительного съезда политической партии принимаются следующие решения:

- о создании политической партии;

- об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ;

- о принятии устава политической партии;

- о принятии программы политической партии;

- о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии Конституционное право России / Под. ред. Комковой Г.Н. - М., 2006. - С.141..

Решения учредительного съезда о создании политической партии составляются в письменной форме, подписываются уполномоченным лицом политической партии и представляются вместе с заявлением для государственной регистрации политической партии.

В дальнейшем политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О политических партиях" специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений Конституционное право России / Под. ред. Комковой Г.Н. - М., 2006. - С.146..

Политическая партия и ее региональные отделения могут осуществлять деятельность в качестве юридического лица только после государственной регистрации. В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган. Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии Головин А.Г. Избирательное право России. - М., 2007. - С.124..

Решение о государственной регистрации политической партии принимается федеральным уполномоченным органом - Федеральной регистрационной службой. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата Бабурин С.Н., Малумов А.Ю., Спиридонов А.А.. Комментарий к Федеральному закону "О политических партиях" (постатейный). - М., 2008. - С.90..

Политической партии может быть отказано в государственной регистрации, в случае если:

· положения устава политической партии противоречат Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "О политических партиях" и иным федеральным законам;

· наименование и/или символика политической партии не соответствуют следующим требованиям:

· в наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений;

· в наименовании политической партии не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имени или фамилии гражданина;

· региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии должны использовать наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности;

· политическая партия может использовать в своем наименовании слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания Головин А.Г. Избирательное право России. - М., 2007. - С.99.;

· запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства;

· общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово "партия";

· символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств Современные модели политических партий // Свободная мысль ХХI. - 2003. - №3. - С.36-51.;

· в качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена;

· используется символика, оскорбляющая или порочащая Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ, флаги, гербы, гимны субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства;

· не представлены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии;

· федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона "О политических партиях" Ерыгина В.И. Теоретические проблемы ответственности политических партий за предвыборные обещания // Констит. и муницип. право - 2008 - №11 - С.6-10.;

· нарушены сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии: документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральную регистрационную службу не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". - М., 2007. - С.412..

Основания для отказа в государственной регистрации региональному отделению следующие:

1) не представлены документы, необходимые для государственной регистрации регионального отделения политической партии;

2) территориальным органом установлено, что содержащаяся в выше названных документах информация не соответствует требованиям Федерального закона "О политических партиях" Бабурин С.Н., Малумов А.Ю., Спиридонов А.А. Комментарий к Федеральному закону "О политических партиях" (постатейный). - М., 2008. - С.93..

Не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов заявителю в письменной форме сообщается об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, при этом в тексте сообщения должны указываться те положения законодательства РФ, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения. Данный отказ заявитель вправе обжаловать в суд. При этом заявление об обжаловании отказа в государственной регистрации должно быть рассмотрено судом в течение месяца со дня его подачи.

Закон о политических партиях устанавливает основания и порядок ликвидации политической партии. Она может быть ликвидирована:

- по решению ее высшего руководящего органа - съезда либо

- по решению Верховного Суда Российской Федерации Соловьев Э.Г. Российские партии власти: в поисках внешнеполитической стратегии // Вестн. МГУ. - 2005. - №2. - С.37-56..

Решение о ликвидации политической партии принимается на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации, в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии делегатов.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае:

1) невыполнения следующих требований:

- структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку Ерыгина В.И. Теоретические проблемы ответственности политических партий за предвыборные обещания // Констит. и муницип. право - 2008 - №11 - С.6-10.;

- не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;

- не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;

- запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

2) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. - СПб., 2004. - С.99.;

3) неучастия политической партии в выборах - политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за:

- выдвинутый ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

- выдвинутых ею (или избирательным блоком, в состав которого она входит) и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в 5 процентах одномандатных избирательных округов;

- выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации;

- выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;

- выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;

- выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации Избирательное право / Под ред. Гасанова К.К., Белоновского В.Н. - М., 2006. - С.109..

4) отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее пятисот членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;

5) отсутствия необходимого числа членов политической партии - в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии Янчуков А.И. Политические партии в современном избирательном процессе России // Вестник РУДН. - 2004. - № 1. - С.124.;

6) неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

При наличии выше названных оснований Федеральная регистрационная служба вносит в Верховный Суд Российской Федерации заявление о ликвидации политической партии Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. - СПб., 2004. - С.102..

В течение четырех лет со дня голосования на выборах политическая партия, федеральный список которой на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов, не может быть ликвидирована по следующим основаниям:

- отсутствие региональных отделений политической партии численностью не менее пятисот членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;

- отсутствие необходимого числа членов политической партии Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. - М., 2003. - С.211..

Не допускается ликвидация политической партии по решению Верховного Суда Российской Федерации:

- со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации

- до дня официального опубликования результатов указанных выборов.

Исключение составляет случай, когда имеет место создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности Смирнов В.В. Концепции проектов Федерального закона о политических партиях // Гос. и право - 2001. - №9. - С.99-107..

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ