Рефераты
 

Политическая система общества

Политическая система общества

Реферат

по дисциплине «Политология»

на тему:

«Политическая система общества»

Содержание

  • 1. Понятие и структура политической системы
  • 2. Государство как главный институт политической системы
  • 3. Властные полномочия и структура государства
  • 4. Виды и формы государственного устройства
  • Литература
  • 1. Понятие и структура политической системы
  • Для того, чтобы изучить понятие и структуру политической системы, сначала необходимо выяснить, что означает понятие «система». Любая система характеризуется двумя свойствами:
  • - она состоит из совокупности взаимосвязанных частей;
  • - она отграничивается от окружения, с которым взаимодействует.
  • Политические системы - особый тип систем социальных, но первые участвуют в управлении государством.
  • Политическая система общества представляет собой совокупность политических институтов, социально - политических общностей и взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть.
  • Политическая система состоит из нескольких подсистем:
  • 1) Институциональная подсистема - совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти;
  • 2) Идеологическая подсистема - совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни;
  • 3) Нормативная подсистема - совокупность политических норм и традиций, регулирующих политическую жизнь;
  • 4) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействий по поводу организации политической жизни;
  • 5)Культурная подсистема - комплекс типовых образцов, политических представлений и поведения» Горелов А.А. Политология. - М.: ЭКСМО, 2008, с.98.
  • Политическая система не совпадает с административной. Помимо административной системы с ее предусмотренными и жестко регламентированными ролями существует «игровое пространство» не входящих в административную систему людей, обладающих политическим капиталом, который тот или иной агент способен инвестировать в акционерное общество под названием «политическая система».
  • Таким политическим капиталом могут стать знания, поддержка влиятельных групп, способность контроля факторов, формирующих общественное мнение и т.п.
  • «Понятие «политическая система» используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне. В американской политологии политическая система интерпретируется как совокупность всех общественных структур в их политических аспектах. По определению американского политолога Г. Алмонда, политическая система, помимо политических институтов, включает социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития» Мухаев Р.Т. Политология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008, с.163.
  • Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом; а также обеспечивают функционирование публичной власти.
  • «Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально - экономические и общественные организации и отношения между ними.
  • Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи.
  • Функциональная подсистема - это методы политической деятельности, способы осуществления власти.
  • Коммуникативная подсистема - формы политического взаимодействия внутри и вне системы» Мухаев Р.Т. Политология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008, с.172.
  • Среди функций политической системы важно отметить следующие:
  • - функция политической социализации;
  • - функция адаптации;
  • - функция регуляции;
  • - функция реагирования;
  • - дистрибутивная функция;
  • - экстракционная функция.
  • Важнейшим институтом политической системы является государство.
  • 2. Государство как главный институт политической системы
  • В широком смысле понятие «государство» употребляется для обозначения страны.
  • В политической науке используется более узкое понятие государства как части страны, осуществляющей функции по управлению населением и ресурсами.
  • При данном определении двумя крайними будут утверждения Людовика XIX - «Государство - это я» и модный в СССР лозунг «Государство - это мы».
  • Первое является преувеличением, так как один человек, каким бы он ни был могущественным, физически не в состоянии выполнять все государственные функции. Такое утверждение вызвано заносчивостью правителя, его стремлением выдать желаемое за действительное и создать у подданных преувеличенное представление о собственных возможностях.
  • Второе утверждение преследует иные, во многом противоположные цели, а именно закамуфлировать то обстоятельство, что государством управляет часть населения, и выдать остальных за соучастников своего правления, тем самым создав у них преувеличенное представление об их политической роли.
  • Следовательно, «в узком смысле государство - это часть политической системы, которая обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих социальную систему, и осуществляет политическую власть в процессе регулирования поведения людей» Горелов А.А. Политология. - М.: ЭКСМО, 2008, с.100.
  • М. Вебер считал, что функции государства настолько разнообразны, что лучше дать определение, исходя не из них, а из главного средства, которое государство использует для достижения своих целей, - физического насилия.
  • Существуют различные виды власти: духовная, моральная, физическая, психологическая.
  • Государство основано, прежде всего, на физической власти. Все остальные виды власти могут у него быть или нет, но физическая власть необходима.
  • Раскрывая данную теорию, М. Вебер писал, что государство претендует на монополию легитимного физического насилия: «Государство… есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство» Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.2, с.12.
  • 3. Властные полномочия и структура государства
  • Еще Платон в «Законах» поставил вопрос об основании того, что одни правят, а другие обязаны им подчиняться, поскольку необходимо, чтобы в государствах были правители и подчиненные.
  • М. Вебер выделяет «три вида внутренних оправданий, то есть оснований, легитимности…Во - первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - традиционное господство… Далее авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого - то человека: откровений, героизма и других, - харизматическое господство… Наконец, государство, в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентацией на подчинение при выполнении установленных правил» Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.2, с.12 - 13.
  • Следовательно, по мнению Вебера, существуют три вида господства:
  • 1) традиционное;
  • 2) харизматическое;
  • 3) рационально - легальное.
  • Государство обладает полномочиями власти и принуждения, имеет монополию на насилие.
  • Государство обладает определенными признаками. К ним относятся:
  • 1) Обособленна от общества система органов и учреждений (законодательные, исполнительные и судебные органы; аппарат принуждения: армия, полиция, система исправительно-трудовых учреждений);
  • 2) Право, то есть система обязательных норм и установок;
  • 3) Территория.
  • Данными признаками государство отличается от племенного строя, где есть вожди, но отсутствуют особые органы власти и, что важно, имеет место всеобщее вооружение народа.
  • На сегодняшний день существует около 200 независимых государств.
  • 4. Виды и формы государственного устройства
  • Все существующие государства можно разделить на две большие группы:
  • а) Монархии - государства, которые управляются одним человеком;
  • б) Республики - где правит более чем один человек.
  • Монархия может быть абсолютной (как Российская империя до 1905 г.) или конституционной, если правление монарха ограничено законом. Самой по себе Конституции как Основного закона государства при этом может и не быть, как, например, в Англии.
  • Современные республики делятся на три типа:
  • - парламентская;
  • - президентская;
  • - смешанная.
  • В парламентской республике по результатам всеобщих выборов формируется правительство. Часто премьер - министром становится глава победившей партии.
  • В парламентской республике может быть президент, но он выполняет в основном представительские функции.
  • В президентской республике фактически глава государства - президент, избираемый всеобщим голосованием и обладающий большими полномочиями.
  • В большинстве новых демократий принята форма президентской республики.
  • В смешанной форме республики президент и парламент обладают сравнимыми полномочиями. Существует обязанность вотума доверия правительству парламентом. В этом случае, если большинство в парламенте имеет одна партия, а президент принадлежит к другой, может оказаться, что премьер - министр и президент придерживаются разных точек зрения.
  • Для того чтобы сделать возможным проведение согласованной политики, в подобной ситуации вводится разграничение полномочий между президентом и премьер - министром.
  • Современные государства можно классифицировать также по признаку соотношения центральной и местной власти. Здесь выделяют три формы:
  • 1) Унитарное государство. При таком устройстве центральная власть осуществляет основные управляющие функции на всей территории.
  • 2) Федеративное государство. В нем наиболее важные для государства в целом функции осуществляет федеральная власть, а часть передается в регионы. При этом действует принцип субсидиарности, в соответствии с которым происходит разделение полномочий между уровнями власти.
  • «Федеративные государства - это ФРГ, США и РФ. Отдельные субъекты федерации могут иметь разные названия - земли в ФРГ, штаты в США, области и республики в РФ. Особенностью Российской Федерации, доставшейся в наследство от СССР, является то, что отдельные субъекты федерации имеют не одинаковые права, чего нет ни в Германии, ни в Америке. Такие национальные республики, как Татарстан и Башкортостан, имеют собственные конституции и особые договора с центральным правительством, тогда как другие субъекты мало чем отличаются от частей унитарного государства» Горелов А.А. Политология. - М.: ЭКСМО, 2008, с.112.
  • 3) Конфедерация. При данной форме государственного устройства отдельные ее части обладают суверенитетом. Здесь имеют место два варианта. Или название «конфедерация» столь же номинально, как монархия в Англии, и фактически речь идет о федерации (как в Швейцарской Конфедерации).
  • Либо это действительно конфедерация, но тогда данное объединение не является государством как таковым, а союзом государств, как СНГ или Европейское сообщество.
  • При таком устройстве основные управленческие функции сосредоточиваются в субъектах объединения (прежде всего армия и внешняя политика), но отдельные функции (например, таможенные) передаются надгосударственным органам.
  • У конфедерации может быть единая валюта (как в Европейском союзе евро). Процесс объединения государств в союзы протекает в современном мире достаточно интенсивно.
  • Литература

1) Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня. - М.: Мировой обзор, 2002

2) Горелов А.А. Политология. - М.: ЭКСМО, 2008

3) Мухаев Р.Т. Политология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008

4) Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.2, с.12


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ