Рефераты
 

Политическая система общества и государство

Политическая система общества и государство

2

Содержание

1. Политическая система общества

1.1 Общая характеристика политической системы общества

1.2 Понятие, структура и виды политической системы общества

1.3 Закономерности развития политической системы общества

1.4 Особенности политической системы Российской Федерации

2. Государство как политический институт общества

2.1 Государство - основной институт политической системы

2.2 Место и роль государства в политической системе общества

2.3 Правовое государство

2.4 Гражданское общество

2.4 Социальное государство

Используемая литература

1. Политическая система общества

1.2 Общая характеристика политической системы общества

Политические системы возникли как одна из форм социального движения и духа, обусловленная определенными потребностями человеческого общества. Чтобы ответить на вопросы, как и где возникли политические феномены, какие условия и чьи потребности опосредствовали их появление, что выступает интригующим фактором краеугольным камнем политической системы, необходимо выявить и обосновать соответствующие критерии.

Критерии возникновения, функционирования и развития политической системы должны отвечать необходимым методологическим требованиям. Прежде всего, они должны иметь объективный (или более объективный) характер по отношению к системе или ее составляющим. Они должны выступать в виде оснований интегрирования политических явлений и обеспечивать возможность теоретического расчленения системы на элементы и компоненты, обозначать динамическую непрерывность процесса развития и фиксировать отдельные стадии этого процесса. Сложный характер политической системы обусловливает существование научных знаний позволяет узнать их с различных уровней и видов, а накопленный арсенал научных знаний позволяет изучать их с различных методологических позиций (подходов).

Генетический подход раскрывает важное критериальное значение объективной обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношения собственности и производства. Напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее важно в отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что они есть результат и средство общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные, обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи. Иначе говоря, творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с какими-либо социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т.д. выступают решающими мотивационными факторами в формировании политической организации.

Институциональный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды не могут сами по себе выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не как политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих исторический условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом. Такими условиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно не равных социальных слоев, групп, классов, а качествами - общечеловеческая, классовая, групповая, национальна солидарность.

Материалистическое понимание исторических процессов приводит к выводу, что в реальной действительности «политическое» закономерно требует организационного оформления. Можно сказать, что организационный критерий характеризует в известной степени общественные формы движения материальной, человеческой основы политической системы. Политическое в своем развитии становиться реальным, осязаемым только в специфически материализованных формах, учреждениях, институтах (государство, партии, движения). А индивид выступает в виде гражданина, депутата, члена партии, организации.

Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне - с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующих динамику и статистику самой системы есть процесс достижения целостности.

Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить социально-экономические, социально-структурные, социально-культурные, политические, правовые, временные и пространственные критерии.

Субстанциональный (сущностный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Значение понятия «субстанция» в различных отраслях науки неодинаково. В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а в качестве механизма ее осуществления - политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.

Таким образом, полиструктурность реального мира, человеческого общества обусловливает многообразие соответствующих критериев. Наша задача в данном случае - выбрать нужные критерии и применить их к процессам исторических изменений политических явлений, с тем чтобы выявить их направленность, закономерности и вехи развития, правильно отразить политическую действительность в теоретических понятиях.

1.2 Понятие, структура и виды политической системы общества

В отечественной и зарубежной политической литературе в зависимости от подходов и используемых при этом критериев существуют самые различные точки зрения на понятия политической системы. Последняя определяется как комплекс взаимодействий элементов, посредством которых достигается властное распределение ценностей (Д. Истон), как совокупность взаимодействующих ролей (Г. Алмонд), как некоторый итог процесса политики (К. фон Бойме), как система государственных, общественных организаций и трудовых коллективов, участвующих в реализации власти и управления в обществе (М.Н. Марченко), как система, состоящая из идей и политических ценностей, организаций институтов, норм, отношений, традиций (Р. Манд, Б.Н Топорнин, А. Лопатка) и т.д.

Такое разнообразие мнений само по себе естественно. Более или менее универсальное (сквозное) и самое общее понятие политической системы, отражающее сущность и содержание политической материи, можно дать на основе рассмотренных нами критериев. Политическая система - это комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории. Определение же конкретной политической системы зависит от ее структуры, вида содержательно-функциональных характеристик.

По своей структуре любая политическая система, как отмечается в литературе, представляет собой сложное явление, состоящие из нескольких подсистем. На наш взгляд, можно выделить следующие компоненты (блоки) политической системы:

1. личностно-организационный блок обозначает взаимосвязь политики и человека. Именно человек как гражданин, депутат, член партии и движения творит политику, реально влияет на политическое развитие общества. Каковы люди, такова и политика;

2. организационно-институциональный блок охватывает совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организация и движения). Особое место здесь принадлежит государству, от сущности и формы которого зависят сущность, виды и функции политической системы. Важное значение имеют общественно-политические организации и движения, которые не могут удовлетворить интересы своих членов без участия в политике, без вмешательства государства.

3. нормативно-регулятивный блок включает в себя политические и правовые нормы, обычаи и традиции. Политические нормы выполняют организационную и регулятивную функции в политической системе, носят формализованный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью.

4. организационно-деятельностный блок имеет несколько уровней: а) политические отношения, складывающиеся между государством и иными политическими организациями; б) политические отношения между негосударственными объединениями в) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей.

5. интеллектуально-психологический блок отражает идеологические и психологические характеристики системы. Политическое сознание выступает в качестве основного условия формирования политического порядка, политической культуры;

6. информационный блок.

Все обозначенные блоки, тесно взаимодействуя, составляют целостную политическую систему.

Политические системы «живут», функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы.

Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементы: государство, политические партии, общественно-политические объединения

2

1.3 Закономерности развития политической системы общества

Закономерности развития политической системы - это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объективные результаты субъективной общественно-исторической деятельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайностей и отклонений в конкретные устойчивые те6нденции.

Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой политической системе. Разрешение такого рода противоречий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обретение последними каждый раз качественно новой, более высокой формы движения.

Противоречия субъективного плана, вызванные не совпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешаются или путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса между заинтересованными сторонами. Проявление и разрешение противоречий в политической сфере жизнедеятельности общества - реальный процесс, соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внутреннего и внешнего порядка. Это процесс, обусловливающий кристаллизацию закономерностей развития политической системы.

Среди всех многообразных оснований классификаций политических закономерностей, выработанных наукой, наиболее общее значение имеют такие критерии, как институциональность, глубина и универсальность их исторического действия, распространенность, социально-классовая структурированность.

Можно выделить общеисторические закономерности, действующие в рамках политической истории человечества и характеризующие прошлое, настоящие и будущее политических форм движения социальной материи вообще.

Межформационные закономерности присущи двум или нескольким общественно-экономическим формациям. Например политическим системам всех типов присущи социально-классовые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем.

Закономерности в пределах одно общественно-экономической формации отражают сущностные, устойчивые связи политических систем одного типа.

Можно различить закономерности развития политических систем планетарного характера, взятые на определенном историческом отрезке времени. Например, закономерным в условиях ядерной эпохи является мирное сосуществование различных типов политических систем, функционирование универсальной международной организации (ООН). Сюда же следует отнести и общеисторические закономерности, Межрегиональные и региональные устойчивые связи проявляются в сознании общеполитических межгосударственных организаций (Совет Европы и др.).

В политической системе конкретного общества можно выделить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами.

При этом надо иметь в виду следующее. Во-первых, названные закономерности (общеисторические, Межформационные, формационные, планетарные, региональные) так или иначе преломляются в собственных закономерностях конкретной политической системы. Во-вторых, закономерности отдельных элементов и компонентов системы не могут противоречить общественным закономерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражает сложную диалектику различных горизонтальных и вертикальных, внутренних и внешних связей.

1.4 Особенности политической системы Российской Федерации

1. Российская политическая система возникла в результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 и завершившегося в 1993г. В этот период противоречия, которые привели к развалу КПСС и Советского государства, сконцентрировались в политической сфере в противоречиях между законодательной и исполнительной ветвями власти. События октября 1993г. положили конец «двоевластию» и «безвластию» в стране, а принятие новой Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993г. означает создание нормативно-правовой основы для выхода из политического кризиса и завершение важного этапа реформирования политической системы российского общества.

2. В настоящее время российская политическая система переживает период становления - процесс длительный, противоречивый и болезненный. Почему? Потому, что гражданское общество находится на стадии реформирования, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Преобразование гражданского общества начато «сверху» и осуществляется в основном государственными структурами. При этом происходит непомерное увеличение государственного аппарата, усиливается его бюрократизация. Экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно, результатом чего стали однобокость процессов разгосударствления и приватизации, рост люмпенизированного слоя населения , поляризация доходов социальных групп и слоев общества. Вяло осуществляется политическая структурированность общества, политические партии слабы и не имеют четкой социальной ориентации, общественно - политические организации и движения малочисленны. Остается низким уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. Продолжается дестабилизация межнациональных отношений.

3. За последние годы наметились определенные позитивные тенденции в становлении демократической политической системы России. Это незначительное увеличения «среднего класса», некоторая стабилизация властных отношений, намеки на демократизацию автократического президентского правления, снижения конфронтации между политическими группировками, становление многопартийной системы, улучшение взаимодействия между ветвями государственной власти, развитие федеративных отношений.

4. Российская федеративная система, формируясь как самобытная евразийского характера и значения целостность, интегрируется постепенно в мировую систему политических отношений. Свидетельством тому служат ее усиливающаяся активность в рамках ООН, СНГ, вступление в Совет Европы, многогранное сотрудничество со специальными международными организациями и органами (ЮНЕСКО, ЮНЕП, МАГАТЕ и др.).

2. Государство как политический институт общества

2.1 Государство - основной институт политической системы

Государство является основным интригующим общество политическим институтом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.

Термин «государство» употребляется, как правило, в двух основных значениях. С одной стороны под государством понимается та или иная страна, народ, например, российское государство, французское государство, китайское государство и т.д., отождествляя каждое из них с тем или иным обществом, его социальной организацией.

Такая трактовка государства долгое время была основной. И только в XVIв., благодаря трудам Н. Макиавелли, который использовал термин stato (от лат. Status - положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство».

Подобная трактовка получала в дальнейшем свое развитие в трудах либеральных мыслителей, обосновавших договорную теорию возникновения государства. В итоге возникло узкое, собственно политическое употребление термина «государство»

Государство изучается рядом общественных наук: правоведением, политической историей, социологией, философией. Политологический аспект изучения государства предполагает анализ его политических характеристик, целей, задач, функций, форм политического правления в современном мире.

В политической науке государство определяется как орудие власти класса, нации, общества, система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории. Можно, к примеру, использовать следующее определение государства.

Под государством понимается особый институт, обладающий верховной властью на определенной территории и обеспечивающий там определенный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

По мнению отечественного ученого В. Халипова, «государство представляет собой совокупность взаимосвязанных, наделенных властью лиц, а также учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом»

Государство осуществляет контроль и регулирование во всех сферах общественно деятельности, формирует основания и условия политической власти в стране. Государство - средоточие политической активности для всех общественных организаций и отдельных индивидов.

Государство осуществляет политическое управление обществом. Это одна из основных функций государства. Кроме того, государственные органы н6а основе законодательных актов задают ритм политического процесса в обществе, характер властных отношений, ориентирует политическую деятельность общества на конфликтное или стабильное развитие государства и общества.

Государство также формирует условия существования и порядок функционирования политической системы в обществе. Органы государственного управления являются центром контроля и управления деятельностью политических партий, общественных объединений разного рода, отдельных индивидов, стремящихся активно участвовать, в политической системе осуществляется, главным образом, государством.

2.2 Место и роль государства в политической системе общества

Понятие «государство» и «политическая система» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, регулирует практически все основные сферы жизни общества. Поэтому важным принципом государства является универсализм, или всеобщность.

Государство является сердцевиной политической системы, ее стержневым элементом. Вокруг него объединяются все остальные составляющие политической системы.

Центральное место государства в политической системе общества определяется практической реализацией всего тог, что связанно с его признаками:

1. государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2. государство - единственный носитель суверенитета;

3. оно содержит специальный аппарат (публичную власть), предназначенную для управления обществом;

4. имеет «силовые» структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

5. владеет монополией на законотворчество;

6. располагает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).

В основе классификаций функций лежат сферы деятельности государства, т.е. области общественных отношений, на которые оно воздействует.

Функции государства обычно делят на внутренние и внешние.

Внутренние функции - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. Они разделяются на охранительные и регулятивные.

К охранительным функциям относятся: соблюдение законности, охрана правопорядка, защита прав и забот граждан, охрана окружающей среды и т.п. Словом, охранительные функции обязывают государство поддерживать и охранять установленный в обществе порядок функционирования различных сфер общественной жизни.

К регулятивным функциям государства можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля и системную. Регулятивные функции государства заключаются в развитии различных сфер общественной жизни. Создании соответствующих условий для развития личности, поддержания необходимого порядка протекания различных общественных процессов.

Экономическая функция выражается в выработке и проведении необходимой экономической политики, т.е. в планировании и проведение мероприятий, направленных на создание условий для развития промышленности, сельского хозяйства и всех иных направлений экономического развития.

Социальная функция выражается в оказании помощи нуждающимся членам общества, выделение средств на строительство жилья, дорог, развития сети образования и здравоохранения и т.д.

Функция финансового контроля обязывает государство учитывать доходы отдельных граждан и организаций, следить за соблюдением ими налогового законодательства, охранять основы финансовой деятельности.

Системная функция состоит в поддержании нормального хода политического процесса и сохранения основных параметров политической системы общества. Сюда можно отнести законодательные, административные и контролирующие меры, проводимые государственными органами в сфере политической жизни общества.

Внешние функции государства связанны с его внешнеполитической и международной деятельностью.

Внешнеполитическая деятельность государства направленная на отстаивание интересов государства в его взаимоотношениях с другими государствами. Эта деятельность строиться на основе использования возможностей международного права.

Внешнеэкономическая деятельность призвана развивать экономические связи с другими странами в взаимовыгодных условиях.

Оборона государственных рубежей - одна из главнейших задач государства как в мирное время, так и в случае нападения противника, в военное время. Для ее реализации государство использует все свои возможности и ресурсы - экономические, де6мографические, политические и т.п.

Выполнение этих функций государством является предпосылкой для устойчивого экономического, социального и политического развития страны.

2.3 Правовое государство

Государство в ходе своего исторического развития наглядно демонстрирует непрерывную модификацию его структуры, функций и других важнейших черт в зависимости от изменения общественных отношений, постепенной рационализации способов властвования, наконец, от степени развития самого человека, его способностей и потребностей в государстве как в механизме организации и поддержания политического порядка.

На начальных этапах своей истории государства воплощали политический порядок, основанный на сложившихся в обществе традиционных норнах и верованиях. Они были слабо институциализированы, а правители обладали практически не ограниченной властью. Однако в последующем отношения властвующих и подвластных приобрели более упорядоченный характер, стали строиться на правовой основе.

Идею господства права и верховенства закона в жизни общества высказывал еще Платон. Он подчеркивал: «я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеют силы и находятся под чьей-то властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, которые могут дать государствам боги.

Правовой порядок отношений государства и общества, начиная с XVIIв., был закреплен конституцией, ставшей основным законам государств. Будучи сводом юридических актов, законов и постановлений, в совокупности определяющих основания государственного устройства и способы формирования государственной власти, конституции одновременно возвестили о новом положении личности в государстве.

Система конституционализма с момента своего возникновения позволила решить двоякую задачу. Во-первых, она предала должную юридическую форму деятельности государства, распределив полномочия и функции его важнейших ветвей и органов. Это позволило выдвинуть на передний план общесоциальные цели и ценности, создавало предпосылки для борьбы с произволом и субъективизмом в принятии государственных решений.

Во-вторых, конституции отразили новое положение личности в государстве. Права и свободы личности отныне объявлялись высшим критерием деятельности государства. Таким образом, государство постепенно из могущественного цента принуждения и насилия над человеком превращалось в самого надежного защитника его прав и интересов.

Принципиально новый этап в развитии государственности связан с идеей правового государства. Оно стало главным основанием развития в обществе конституционной государственности. Суть его составляет стремление ограничить государственные органы в плане их вмешательства в личную жизнь индивида, желание защитить основные права и свободы личности, гарантировать каждому состоятельность и независимость в выборе его жизненного пути.

Правовое государство - это государство, которое ограниченно в своей деятельности правом, призванном защищать права и свободы личности и подчинить властные органы контролю суверенного народа.

Концепция правового государства складывалось постепенно на протяжение многих столетий. Отдельные идеи ставшие потом основанием данной концепции, были высказаны в Древней Греции. Затем мыслители либерализма придали ей более четкие очертания. Сам же термин «правовое государство» утвердился в трудах немецких юристов К,Т,Вельнера, Р.Моля и др.

2.3 Гражданское общество

Одной из важнейших составляющих концепции правового государства, его социальной основой и необходимой предпосылкой стало понятие «гражданское общество».

Термин «гражданское общество» можно трактовать как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле гражданское общество - это все те сферы общественной жизни, в которых отсутствует непосредственный контроль со стороны государства. Гражданское общество в таком понимании возникает одновременно с выделением органов публичной власти и появлением государства, и оно является, значит, его постоянным спутником.

Гражданское общество в узком смысле - это совокупность многообразных и непосредственно не регулируемых государством отношений свободных и равноправных индивидов в условиях конкурентной экономики и демократической правовой государственности.

Гражданское общество разнообразно, как разнообразна человеческая деятельность в целом и многогранен внутренний мир каждого отдельного человека. Сюда включены экономические, семейные и родственные, этнические, религиозные, правовые отношения, различные трактовки морали и политические отношения, неконтролируемые непосредственно государством: властные отношения между индивидами как первичными субъектами власти. Группами интересов, движениями гражданских инициатив, политическими партиями. Для гражданского общества характерны горизонтальные связи между его членами. Отношения солидарности и свободного соперничества в гражданском обществе берут верх над отношениями подчинения.

Экономической базой гражданского общества являются рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования. Социальную основу гражданского общества составляет многообразие групп и слоев при преобладание среднего класса, который включает наиболее активную часть населения. Для духовной сферы гражданского общества характерны идеологический плюрализм, свобода слова.

Гражданское общество является сферой реализации частных интересов и потребностей, нередко расходящихся или даже противостоящих друг другу.

Понятие «гражданское общество» появилось в XVIIв. в трудах Т.Гоббса и Дж.Локка. в XVIII-XIXвв. оно получило развитие в работах Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Т.Пейна, И.Канта, Г.Гегеля и других ученых.

2.4 Социальное государство

Утверждение правового государства как политической реальности не означало «завершения» исторической эволюции государственности. В ходе исторического развития в XXв. обнаружился ряд исторических ограничений и существенных противоречий, заложенных в основании правового государства. Либеральные свободы в качестве единственного обоснования положения личности в обществе не обеспечили реального равноправия.

Роль государства как политического института, не вмешивающегося в дела гражданского общества, не смогла предотвратить издержек неравенства сил и способностей людей. Формально-правовое равенство людей не спасло общество от весьма существенной разницы в доходах граждан, снижения социальных позиций целых групп населения, кризисов, ухудшения материального положения людей. Своеобразным ответом на эту историческую ограниченность правового государства явилось социальное государство.

Социальное государство - это государство, стремящееся к социальной защищенности каждого члена общества. Оно призвано обеспечить достоянные условия существования всех граждан. Обеспечение этих условий предполагает проведение государством активной социальной политики.

Теоретический образ этого государства «всеобщего благоденствия», устанавливающего новые стандарты в социальном обеспечение граждан, развивался на протяжении 70-80х гг. XX столетия параллельно с практикой утверждения его политических порядков. Политическая модель установления социальной справедливости, согласно концепции государства «всеобщего благоденствия», предполагала обеспечение каждому гражданину не только приблизительно равных на самореализацию, но и тех минимально необходимых условий, которые обеспечили бы ему достоянное существование и соучастие в управлении делами общества и государства.

Государство строило свою деятельность таким образом, что сознательно обеспечивало выравнивание реальных социальных условий жизни граждан, и защищало их наиболее жестких общественных противоречий. Это предполагало перераспределение государственного бюджета в пользу наименее обеспеченных слоев населения, изменение политики занятости и переподготовки работников, установление новых отношений с частным сектором, направленных на усиление социального страхования, поддержку безработных, молодежи, неквалифицированных рабочих, престарелых и инвалидов.

Используемая литература

1. В.Д. Перевалов / Политология / учебник для вузов / Москва / издательство «Норма» 2003 - 384с.

2. Основы политологии / серия высшее образование / Ростов-на-Дону / издательство «Феникс» 2004 - 544с.

3. В.П. Заколодный / Государство как основной институт политической власти / уч.пособие / Москва., 2002г.

4. А.Г. Воржизов / общественное согласие и социальное правовое государство / уч.пособие / Москва., 1999г


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ