Рефераты
 

Политическая оппозиция в России

p align="left">Оппозиция все же имеет институциональный характер, хотя это могут быть не обязательно партии или движения, а также и институты гражданского общества (церковь, группы интересов и т.д.).

Подобному пониманию оппозиции противостоит концепция, связывающая оппозицию не с определенным субъектом, а с его положением по отношению к другому субъекту. Как «противопоставление своих взглядов, своей политики каким-либо иным взглядам и иной политике, а также выступление против мнения большинства или господствующего мнения» Там же. - С.230.. Такое определение можно назвать диспозиционным.

Другим примером диспозиционной трактовки оппозиции является определение Васильева В.А.: «Оппозиция - это противостояние различных субъектов политической жизни (социальных групп, классов, общественных движений и т.п.) государственной власти, которая по внутренней и внешней политике не учитывает и не реализует их интересы» Васильев В.А. Оппозиция как социальное явление // Социально-политический журнал. - 1996. - № 5..

Существует еще и функциональная трактовка политической оппозиции, в которой внимание акцентируется на функциях оппозиции. Здесь можно привести точку зрения Е.Колински, английского исследователя: «...оппозиция - это термин, относящийся к праву меньшинств критиковать большинство, осуществлять контроль и искать народную/электоральную поддержку для защиты альтернативных позиций» Kolinski E. Opposition // The Blackwell Encyclopedia of Political Science / Ed. by V.Bogdanor. - L.: Oxf., 1993. - P.397.. Заметим, что в данной трактовке имеется в виду не само меньшинство, а определенное право меньшинства, то есть нечто присущее меньшинству. Другим примером функционального определения оппозиции является дефиниция, Поршакова С.: «Оппозиция политическая - способ противопоставления одних политических взглядов, идей, действий другим политическим взглядам и действиям. Оппозиция в политике может осуществляться на разных уровнях политического властвования, в разных видах государственной, партийной власти, внутри каждой из них» Поршаков С. Политическая оппозиция в странах запада (Некоторые закономерности и особенности функционирования) // МЭ и МО. - 1998. - № 3. - С.36..

Таким образом, при анализе категории «политическая оппозиция» можно выделить как минимум три аспекта: институциональный (структурно-организационный, организационный), диспозиционный и функциональный.

Следует отметить, что некоторые авторы, стремятся преодолеть ограничения какого-либо одного подхода, рассматривая оппозицию с нескольких сторон. В этой связи Гаврилов Г.А. выделяет два направления в понимании политической оппозиции - этимологическое и институциональное. Этимологическая модель дает нам широкий смысл термина, акцентируя внимание на деятельностном аспекте понятия оппозиции и рассматривая ее как простое противоположение одной политики другой политике, выступление против мнения большинства или господствующего мнения Гаврилов Г.А. Модели политической оппозиции: теоретико-методологический анализ. - М., 2003. - С.16.. В рамках институциональной модели наибольшее внимание уделяется институциональным формам организации оппозиции Там же. С.17..

Таким образом, охарактеризовав основные варианты определения сущности оппозиции, можно отметить, что феномен политической оппозиции, как правило, анализируется в отрыве от ее институционального контекста. Конкретизируя понимание оппозиции, следует отнести к нему все формы и методы выражения организованного несогласия с политикой правительства или отдельными ее аспектами, институционализированные в соответствии с исторической эпохой и конкретной политической системой. Оппозицию можно представить как реакцию на реальные социальные процессы, как противоположность, которая не является доминирующей в отношениях, но может при определенных условиях повлиять на них, стать определяющей. Следовательно, оппозиция не существует сама по себе, не относится к автономным социальным институтам. Она возникает и функционирует всегда в связи с чем-то, по поводу чего-то, против кого-то, во имя чего-то. Это и определяет ее активность и социально-политическую направленность деятельности. Оппозиция - продукт социально-экономической, политической, национальной, культурной структуры общества. Чаще всего к оппозиции исследователи относят оппозиционные политические партии и объединения.

В политической науке существует многообразие различных типологий оппозиции. Для Джованни Сартори, автора работы «Партии и партийные системы» Сартори Дж. Партии и партийные системы: Рамки анализа // Партии и выборы: Хрестоматия. Ч.1. - М., 2004., политическая оппозиция выражена в политических партиях. Исходя из европейского опыта, он предлагает классифицировать партийные системы по трем типам: простой плюрализм или двухпартийность, крайний или поляризованный плюрализм, умеренный плюрализм Там же.. Одной из характерных черт поляризованного плюрализма он называет развитие неответственной оппозиции, которая возникает как следствие не привлечения властью в свои структуры партий, занимающих крайние фланги. В противовес неответственной, им выделяется ответственная оппозиция двухпартийного плюрализма, в условиях которого правящие элементы не только сотрудничают, но и интегрируются с оппозиционным меньшинством. Однако, наряду с ответственной и неответственной оппозициями, Сартори выделяет также частично ответственную оппозицию, имея в виду, прежде всего, малые западноевропейские партии, которые, не подвергая сомнению, действующие институты политической системы, вместе с тем, не стремятся к обретению политической власти и вхождению в состав правительства Сартори Дж. Указ.соч..

Далее Сартори отмечает существование односторонней и двухсторонней оппозиций. Односторонняя - имеет место в той партийной системе, где правящей партии противостоит сила либо на левом, либо на правом фланге. Соответственно двухсторонняя оппозиция функционирует там, где по отношению к правящей партии существует оппозиция, как на левом, так и на правом фланге Там же..

И, наконец, по степени конфронтационности политического меньшинства с властными структурами, Сартори выделяет системную и антиситемную оппозиции.

Основной критерий, принятый в западной политологии, как отмечается в статье С.Поршакова «Политическая оппозиция в странах Запада», - это соответствие целей оппозиции, основным принципам конституционного строя Поршаков С. Указ.соч. - С. 37.. Руководствуясь им, западные исследователи традиционно выделяют два основных типа оппозиции - внесистемная и системная. К первому принадлежат лево- и праворадикальные партии и группировки, программные установки которых полностью, либо частично отвергают преобладающую в деятельности правящих сил практику и систему политических ценностей. Ко второму типу относится большинство лево- и правоцентристских партий, которые исходят из признания незыблемости основных политических и экономических институтов общества и расходятся с правительством в выборе путей и средств достижения общих стратегических целей.

С.Поршаков выделяет также и третий, промежуточный тип оппозиции, к которой в западной политологии причисляются «зеленые», ряд коммунистических партий, итальянские радикалы Поршаков С. Указ.соч. - С.39..

Кроме того, существуют иные варианты классификации политической оппозиции. Так, Г.Оберрёйтер в работе «Парламентская оппозиция» основывается на приоритетных направлениях деятельности оппозиции. Он выделяет, во-первых, оппозиционные партии, ставящие во главу угла исключительно решение конкретных проблем; во-вторых, оппозицию, отдающую приоритет достижению консенсуса во взаимоотношениях с партиями правящей коалиции; и, в-третьих, партии, придерживающиеся курса на конфронтацию с правящим большинством Оберрейтер Г. Парламентская оппозиция. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www/partyofregions.org.ua/opposition-a-z/4270e0d95879e (дата просмотра 24.09.2007)..

По типологии О.Киршхеймери выделяется три основных разновидности. Это принципиальная оппозиция, программные установки которой противоречат нормам существующего политического строя. Лояльная оппозиция - ее программные установки во многом отличаются от ориентиров правительства, однако, находятся в полном соответствии с принципами функционирования политической системы. И, наконец, политическая оппозиция, которую с правящей партией объединяет общность стратегических целей, но разнят пути и методы их достижения Там же..

Во многом с классификацией Киршхеймери перекликается классификация, предложенная отечественным исследователем А.П.Цыганковым. На основе степени терпимости политической оппозиции по отношению к действиям правительства он выделяет лояльную, умеренную и нетерпимую (нелояльную) оппозиции Цыганков А. Указ.соч. - С.98.. Режим может считаться достаточно стабильным, если большая часть оппозиционных партий и движений лояльны к действиям правительства, а нетерпимые не в состоянии получить поддержку массовых социальных слоев. Непримиримая или радикальная оппозиция сильна во времена кризисов, когда к непримиримым примыкает значительное число умеренных. Такая оппозиция способна развиваться в двух направлениях. Она может либо интегрироваться в систему, либо при наличии объективных предпосылок приобрести статус общенационального лидера и способствовать ниспровержению существующего режима Цыганков А. Указ.соч . - С.76..

Четко дать характеристику умеренной оппозиции труднее, т.к. умеренные не занимают определенную позицию. В зависимости от ситуации умеренная оппозиция может примкнуть как к непримиримым, так и к лояльным.

Морис Дюверже, исследуя различную структуру оппозиции и правящих сил, указывает на особенности функционирования политических систем Дюверже М. Политические партии. - М.,2000. -С.21-38. . Многопартийная и двухпартийная политические системы порождают совершенно различные структуры власти. Двухпартийная система ведет к превращению оппозиции в эффективный политический институт. Как он отмечает, в Англии, где руководитель партии получает от государства регулярное вознаграждение и официальное звание «лидера оппозиции правительству Его Величества», оппозиции действительно придается статус публичной функции Там же.. При многопартийном режиме оппозиция не совместима с этой институциональной формой, поскольку не совсем ясны ее границы по отношению к правительству. То есть власть может опираться то на одних, то на других, обращаясь к правым, чтобы провести одни меры, и к левым, чтобы осуществить другие. При многопартийности нет никакого настоящего органа, который мог бы взять на себя функцию официальной оппозиции.

Характерной чертой оппозиции при двухпартийном режиме является умеренность, т.к. сами условия политической борьбы, предполагающие чередование партий и возможность для сегодняшней оппозиции когда-то принять на себя ответственность за власть останавливают оппозицию от радикализации. Именно в силу противоположных обстоятельств, отличительной чертой оппозиции при многопартийных режимах является тяготение к демагогии, взаимным нападкам и преобладанию крайностей Дюверже М. Указ.соч..

В условиях многопартийности М.Дюверже выделяет внешнюю оппозицию, представляемую партиями меньшинства, и оппозицию внутреннюю - между партиями самого большинства. Эту идею французского исследователя можно применить к анализу отношений между различными ветвями государственной власти. Например, между исполнительной и законодательной властью могут быть существенные различия по той или иной проблеме и эти две власти могут находиться в оппозиции друг к другу и представлять внутреннюю оппозицию, т.е. оппозицию внутри государственной власти. Другими важными моментами, определяющими характер и форму оппозиции, он считает ее численность, внутреннюю структуру, влияние ее союзов. Так, в роли оппозиции не могут вести себя одинаково большая партия, объединяющая множество интересов, и малая, представляющая какие-то специфические интересы. Следующий тезис М.Дюверже указывает на то, что характер оппозиции тесно связан с общими условиями борьбы партий. Он выделяет три различные ее типа: борьба без принципов (США, соревнование между партиями, не создающее раскола нации); борьба по второстепенным принципам (Великобритания и Северная Европа, где доктринальные разногласия конкурирующих партий совпадают с социальной стратификацией, но разногласий относительно фундаментальных принципов политического строя не возникает); и борьба вокруг принципов фундаментальных, вокруг самих основ государства и сущности режима Там же..

По мнению отечественного исследователя Е.С.Дерябиной, можно выделить два подхода в вопросе о типологии политической оппозиции. Первый - аксеологический, - когда оппозиция делится на лояльную, конструктивную, непримиримую (радикальную), умеренную и т.д. Дерябина Е.С. Политическая оппозиция в переходный период отечественной истории (1985-1993 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. - Пермь. 1998. - С.39. Данный подход в большей степени учитывает поведенческое проявление оппозиционности политических партий по отношению к власти. Но при этом размывается качество (степень) оппозиционности, так как иерархия защищаемых ценностей не рассматривается Дюверже М. Указ.соч.. Однако, используя только аксеологический подход, трудно выявить степень оппозиционности двух близких по духу политических партий, найти отличительное качество двух, казалось бы, одинаковых позиций.

Онтологический подход учитывает степень соответствия стратегических целей оппозиционных политических партий и движений конституционным принципам политической системы. Таким образом, считает Дерябина Е.С., онтологический подход затрагивает проблему «власть-оппозиция» только на уровне политического режима. При данном подходе все политические силы, отрицающие политический режим и не имеющие реального доступа к власти, относятся к внесистемным (леворадикальные и праворадикальные партии в западноевропейских странах)Там же..

Говоря об интегрированных типологиях и подходах, следует отметить типологии Д.Г.Красильникова и В.Гельмана.

Типология политической оппозиции Д.Красильникова носит системный характер, что позволяет более глубоко рассмотреть сущность политической оппозиции. С точки зрения теории систем, сущностным критерием определения и классификации политических сил может выступать соответствие стратегии партии или движения какому-либо системному качеству Красильников Д.Г. Межсистемные политические ситуации в России в ХХ веке: проблемы теории и истории. - Пермь, 2001. - С.45.. Этот критерий подразумевает признание или отрицание политическим образованием фундаментальных, базовых ценностей системы. Например, для политической системы современной России таковыми можно признать рыночную экономику и частную собственность.

В этой связи Д.Г.Красильников делит все политические силы России на три типа:

1. Системные, которые принимают основные ценности существующей общественной системы и не принимают несистемность. Но, одновременно, системные политические образования могут находиться в противоречии друг с другом, а также с властью.

2. Несистемные политические образования - те партии, движения, организации, которые на стратегическом уровне отрицают данную систему. «Им свойственно неприятие, как отдельных институтов системы, отдельных ее элементов, так и всей общественной системы в целом с ее элементным составом и отношениями между отдельными элементами» Красильников Д.Г. Указ.соч. - С.47..

3. Межсистемные политические образования могут принимать некоторые ценности той и другой системы.

Используемый критерий для создания данной типологии подвижен, поскольку содержит отношение политических образований к ценностям конкретной политической системы. При использовании этой типологии в отношении другого системного качества и выделении тех же типов будет иным, поскольку исследуется отношение к иной общественной системе Там же. - С.45..

Помимо этого существуют и внутритиповые различия в рассматриваемых типах политических образований. Как отмечает Д.Красильников: «поскольку все политические силы имеют дело с «ускользающей реальностью», с эволюционирующей политической системой, они вынуждены, так или иначе, модифицировать свои стратегию и тактику. Зависимость стратегии и тактики политических формирований от состояния системы позволяет выдвинуть в качестве критерия внутригруппового деления отношение политических образований к наличному состоянию системы» Там же. - С.48.. Если рассмотреть с этой точки зрения системный тип политических сил, то внутри него можно выделить как сторонников, так и противников наличного состояния системы. Первых преимущественно устраивают те процессы, которые происходят в общественной системе в настоящий момент. И поскольку наличное состояние системы, как правило, олицетворяется с существующей властью, то, соответственно, эта группа системных политических сил и на стратегическом, и на тактическом уровнях поддерживает эту власть и предлагаемые ею «правила игры» Красильников Д.Г. Указ.соч. . В первую очередь к ним стоит отнести собственно правящие партии, а также партии, которые условно можно назвать проправительственными.

Вторые же, стратегически принимая базовые ценности системы, негативно относятся к наличному состоянию, которое, по их мнению, следует изменить. Эта группа системных сил, как правило, несколько дистанцируется от политической линии, которую осуществляет власть. Следовательно, эту группу системных образований можно охарактеризовать как «системную оппозицию» Там же. - С.49.. «Несмотря на общность системного происхождения, степень отрицания власти этой группой политических формирований существенно колеблется от критики власти по отдельным тактическим вопросам, до ее полного неприятия и стремления сменить политический режим» Там же.. В связи с таким довольно широким диапазоном отрицания власти системной оппозицией представляется возможным использовать деление политической оппозиции на лояльную, конструктивную и «непримиримую», включив ее в системную типологию политических сил. Д.Г.Красильников отмечает также, что «две последних, в свою очередь, могут быть подразделены на левую и правую» Там же..

С одной стороны, такая дифференциация указывает на общую системную природу власти и оппозиции. С другой стороны, эта дифференциация важна потому, что указывает на разную степень оппозиционности системных политических сил. Так, Дерябина Е.С. считает, что для лояльной системной оппозиции в большей степени характерно наличие скрытой оппозиционности, нежели открытой Дерябина Е.С. Политическая оппозиция в переходный период отечественной истории (1985-1993 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. - Пермь, 1998. - С.41.. Следствием этого является то, что критика власти с ее стороны носит непостоянный характер. Скорее всего, лояльная системная оппозиция может быть отнесена к «проправительственным» политическим партиям. Власть критикуется за тактические «промахи», тогда как генеральная линия сомнению не подлежит.

В отличие от лояльной оппозиции конструктивная системная оппозиция имеет собственную программу, отличающуюся от программы власти. По мнению исследователей, чаще всего нишу конструктивной оппозиции занимают политические партии центристского толка Красильников Д.Г. Указ.соч. - С.56.. Наиболее радикальной в рамках системной оппозиции является системная «непримиримая» оппозиция. Существенным отличием является то, что политические партии такого толка, как правило, не идут на компромисс с властью.

Несистемные политические образования, стратегически отрицая систему, отрицают любое наличное состояние системы. Но степень этого отрицания может быть разной, как и тактика, используемая несистемной организацией для достижения своих целей. Следовательно, несистемные силы могут быть тоже разделены на две группы:

1. внесистемная оппозиция, т.е. те партии и движения, которые отрицают основополагающие ценности общественной системы, все ее элементы и структуры. При этом отрицается возможность использования каких-либо системных элементов для достижения своих целей. Данная оппозиция характеризуется скрытым политическим поведением.

2. Несистемная оппозиция, которая в своей стратегии отрицает существующее системное качество, но по тактическим соображениям при определенном состоянии системы считает возможным использовать некоторые системные элементы и институты для достижения своих целей. Д.Г.Красильников замечает: «Но такое участие в функционировании системных элементов не должно превратиться из тактической задачи в стратегическую цель» Красильников Д.Г. Указ.соч. - С.50.. Наряду с открытым политическим поведением у этой группы должно присутствовать и скрытое, причем в доминирующей форме.

Межсистемные политические силы, являясь промежуточными, могут выступать как межсистемная оппозиция. В этом случае межсистемные политические формирования находятся в оппозиции к системным силам, выступая за существенное реформирование системы через включение в нее ряда элементов иной системы. При этом межсистемная оппозиция признает системные элементы как своего рода «неизбежное зло» Там же. С.51.. Это обстоятельство указывает на самостоятельность межсистемной оппозиции, отличая ее от системной и несистемной оппозиций. Промежуточное положение межсистемных политических формирований «свидетельствует о существовании двух взаимоисключающих тенденций: к интеграции с системной оппозицией, с одной стороны, и несистемными политическими силами - с другой» Там же..

Работы Е.С.Дерябиной и Д.Г.Красильникова относятся к переходному периоду - началу 90-х гг. ХХ в., более поздними являются исследования В.Я.Гельмана, который характеризует политическую оппозицию уже в новом политическом контексте.

Гельман пишет: «сейчас изучение политической оппозиции не относится к числу направлений, находящихся в фокусе современной политической науки» Гельман В.Я. Политическая оппозиция в России: вымирающий вид? // Полис. - 2004. - № 4. - С.53., и созданные классификации «либо представляют собой конструкции, созданные применительно к конкретному случаю, любо столь нагружены «измерениями», что, по сути, утрачивают объяснительную силу» Там же. с.54. В связи с этим, В.Я.Гельман предлагает создать в частности для России не новую типологию, а «концептуальную карту» Там же., которая позволит выявить различные виды политических оппозиций и проследить их динамику, т.к. Россия находится на стадии формирования своей политической системы, государственности, институтов, поэтому для классификации российской оппозиции необходима особая модель.

В качестве «сетки координат» исследователь предлагает использовать два основных измерения - цели и средства оппозиции. На одном конце шкалы необходимо расположить те организации, партии, которые не представлены в правительстве, но готовы при возможности войти в его состав без существенных изменений режима и политического курса, т.е. «полуоппозицию» Гельман В.Я. Указ.соч.. На противоположном конце окажется «принципиальная» Там же. оппозиция, т.е. те политические силы, которые способны достичь своих целей, обретя всю полноту власти. Данная шкала позволяет вместить все типы оппозиций - от неструктурной, ориентированной на изменение отдельных аспектов политического курса, до структурной, выступающей за смену политического режима.

Классифицировать средства политической оппозиции достаточно сложно. В этом случае Гельман использует типологию Линца, разделение оппозиции на лояльную, полулояльную и нелояльную. В самом общем виде критерии лояльности, по Линцу, принятие легальных рамок политической борьбы и отказ от применения насилия, в то время как опора на насильственные, либо незаконные методы и/или угроза их применения являются признаками нелояльной оппозиции Там же. С.54..

В определении характеристики политических оппозиций и траекторий их изменения ключевую роль играют «особенности политических режимов - степень их состязательности и специфика господствующих политических институтов» Там же.. Состязательность политического режима связана со структурой политической элиты, акторов, влияющих на принятие политически значимых решений. Элементами этой структуры являются интеграция и дифференциация элит. Так, низкая интеграция элит стимулирует принципиальную оппозицию, тогда как высокая, напротив, подрывает ее возможности. Аналогично, низкая дифференциация элит не оставляет места для лояльной оппозиции, а высокая снижает потенциал нелояльности Гельман В.Я. Указ.соч. - С.55..

Среди институциональных факторов наибольшее влияние на характеристики оппозиции оказывает различие между парламентскими и президентскими системами. На снижение потенциала принципиальной оппозиции работают и пропорциональные избирательные системы, а также децентрализация и федерализм.

Таким образом, В.Я.Гельман видит в данной «концептуальной карте» основу для анализа оппозиций в России на современном этапе.

Необходимо отметить, что предлагаемые классификации оппозиции представляют собой лишь теоретическую модель. Как правило, реальная политическая жизнь трудно поддается включению в различные схемы, так как изучаемые явления многогранны и не могут быть рассмотрены только с одной точки зрения. В связи с этим исследователи постоянно сталкиваются с трудностями при идентификации политических партий и общественно-политических движений. Но это вовсе не означает, что схематические построения бесполезны. Создаваемые «идеальные типы» оппозиций выступают в качестве инструмента сравнения, который помогает выявлять специфику во взглядах тех или иных политических партий, а также в качестве общей модели концептуализации политической жизни.

Глава 2. Политическая оппозиция в России 1991 - 2008

Российская политическая оппозиция представляет собой сложный многосоставной феномен, претерпевший существенную трансформацию за период 1991 - 2008 гг. Характеристике отдельных партий, движений, лидеров посвящена обширная литература. В данной главе основные вопросы заключаются в том, как выстраиваются взаимоотношения оппозиции с властью, насколько реально ее противостояние и насколько сильно ее влияние.

Для анализа политической оппозиции в России автор использует типологиею Д.Красильникова, так как она позволяет довольно четко структурировать партии, реально участвующие в российском политическом процессе, по одному, наиболее для нас важному, критерию - отношение к наличному состоянию системы, что коррелирует с основным качеством оппозиции - противостояние и противопоставление себя власти. Из выделенных Д.Г.Красильниковым типов политической оппозиции для нашего исследования важно рассмотреть несистемные политические образования по понятным причинам; а также межсистемные политические силы, неоднородные и неоднозначные, склонные перейти на сторону сил, как системы, так и антисистемы См.: Красильников Д.Г. Указ.соч.; Дерябина Е.С. Указ соч..

Распад СССР сам по себе обозначил образование политической ситуации, которую Красильников характеризует, как межсистемную. Применительно к рубежу 1980-х - 1990-х гг. сложно говорить о наличии какой-то определенной политической системы, шло ее становление. Понятие «система», используемое в дипломной работе, подразумевает - существующую по сей день политическую систему, основанную на ценностях либерализма, рыночной экономики, политического плюрализма и т.д. Следовательно, под системными силами подразумеваются те силы, которые полностью поддерживают данные ценности, политику власти, президента.

Между тем, не будем забывать, что системные силы - это не только партия власти (рассмотрение феномена которой требует отдельного исследования), но и лояльная, конструктивная и непримиримая системная оппозиция. Это те политические силы, которые готовы участвовать в данном политическом процессе, но могут критиковать власть по тем или иным причинам, возможно даже противопоставляют свои тактические и стратегические цели целям системы; но при этом главным отличием системной оппозиции является желание действовать в рамках данной системы, а не ее слом.

Говоря о переходе от авторитаризма к демократии, отметим, что многие авторы понимают сам переход, как «появление политической конкуренции, имеющей институциональные последствия» Рыженков С. Динамика трансформации и перспективы российского политического режима [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.intelros.ru/index.php?newsid=273 (дата просмотра 29.04.2008)., при этом появляются политические силы - оппозиция старому режиму, - готовые изменить систему. Рыженков отмечает: «Возможно, эта борьба закончится установлением, а в дальнейшем и упрочением демократических институтов. Но также возможно, что новые институты установить не удастся: конкуренция будет подавлена наиболее мощным актором, который установит диктатуру, или, напротив, сделается безграничной, порождая политический хаос» Там же..

В России такая системная оппозиция возникает вместе с многопартийностью, становление которой прошло ряд этапов в своем развитии. Например, Коргунюк Ю.Г. и Заславский С.Е. в работе «Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие» выделяют шесть относительно коротких периодов: 1) развитие неформальных общественных организаций (1986-88 гг.); 2) период действия народных фронтов и создания протопартийных структур (1988-89 гг.); 3) «первая волна» партиобразования (1990-91 гг.); 4) «вторая волна» партиобразования после августовских событий 1991 г. (1991-93 гг.); 5) радикальная ломка сложившейся системы протопартий в результате политического кризиса 1993 г. и образования новых политических партий в период деятельности I Государственной Думы (конец 1993 - конец 1995 гг.); 6) период после выборов во II Государственную Думу (с конца 1995 г.). «Первые два периода составляют этап своего рода «внутриутробного» развития российской многопартийности, а последующие - этап ее функционирования и развития, отразивший качественные изменения в природе политических партий» Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. - М, 1996 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.partinform.ru/ros_mn.htm (дата просмотра 12.12.2007).. Их работа опубликована в 1996 г., на наш взгляд, шестой период можно продлить вплоть до 1999 (срок окончания президентства Б.Н.Ельцина). С 2000 начинается новый этап, ознаменованный пребыванием В.Путина в качестве президента РФ. В последнем этапе особо отметим 2007 год - выборы в Госдуму РФ.

Отметим, что в российском политическом процессе очень существенную роль играет личностный фактор, от отношения к оппозиции президента зависит и расстановка политических сил и отношение населения к ценностям политической системы.

Итак, в 1991 году ключевой для новой политической системы являлась личность Б.Н.Ельцина. В связи с крахом старой системы с ее коммунистическими ценностями Ельцин выдвигает на первый план демократические ценности. При этом процесс партообразования стал активно развиваться.

Еще в конце 80-х годов в СССР начали возникать различные политические партии и демократические движения. «В 1988 г. появились первые массовые политические организации с антисоветскими и антисоюзными платформами - «Народные фронты» в республиках Прибалтики. Они возникли при поддержке руководства ЦК КПСС и вначале декларировали цель защиты «гласности», постепенно, но, быстро переходя к лозунгам сначала экономического («республиканский хозрасчет»), а потом и политического сепаратизма» Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Том 2 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/books/sc_b/sc_b58.htm#par1317 (дата просмотра 19.12.2007).. Следует заметить, что далее развитие политических партий шло по нарастающей. Для политического деятеля создать «партию» или «общественно-политическое движение» считалось в то время почти признаком хорошего тона, принадлежностью к высшему слою политической элиты. Сама регистрационная процедура была упрощена до крайности под влиянием демократических преобразований. Практически каждый день в газетах появлялась информация о возникновении еще одной партии или объединения. Консервативная партия России, национально-республиканская партия, партия конституционных демократов, крестьянская партия, народная партия... и десятки им подобных. В какой-то мере это была реакция на долгие десятилетия засилья одной партии-гегемона - КПСС, в какой-то - отражала открывшиеся возможности после отмены 6 статьи конституции СССР.

Не будем также забывать, что до декабря 1993 г. в России не существовало механизма участия партий в формировании органов государственной власти, «поэтому представительство во властных структурах партии получали не в результате выборов, а путем вербовки сторонников в рядах уже сформировавшегося политического истэблишмента. Кроме того, множество политических партий создавалось зачастую только в качестве внепарламентской базы поддержки того или иного лидера, и в связи с этим практически исключалась возможность действенного влияния политических партий на представлявших их парламентариев. В силу указанных причин партийная структура общества не совпадала с фракционной структурой представительных органов власти. В условиях «беспартийности» депутатского корпуса фракции не имели стабильного состава и характеризовались отсутствием рычагов воздействия на своих членов, а, следовательно, - крайне низким уровнем сплоченности» Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Указ.соч..

Кроме большого количества политических партий на этапе становления новой системы можно отметить и определенную специфику участия партий в политическом процессе. Главные мотивы, которыми руководствовались учредители партий на этапе стихийной многопартийности - необходимость создания собственной политической базы и стремление занять идеологическую «нишу» в формирующемся политическом спектре.

Говоря о системных, хоть и оппозиционных силах до принятия конституции 1993 года и до созыва первой Государственной Думы, к ним, на наш взгляд, следует причислять всё многообразие существующих демократических партий и движений. Наиболее наглядно проступает их ориентация в отношении к президенту и политической системе. Например, созданная в 1990 г. Социал-демократическая партия РФ, которая, несмотря на свое название, была программно близка к прочим демократическим партиям Официальный сайт партии www.sdpr.ru (в данный момент закрыт после ликвидации партии Верховным судом РФ 13.04.2007).. Главным аргументом принадлежности данной партии к системе можно выдвинуть то, что съезд партии поддержал кандидатуру Б.Ельцина на пост президента РСФСР Политические партии и их лидеры. СДПР [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.panorama.ru/partie/book6624.shtml (дата просмотра 08.01.2008).. В ноябре 1991 г. СДПР на ряду с другими партиями демократической ориентации подписала протокол о сотрудничестве с Президентом России и конструктивной поддержке реформ, проводимых Б.Н.Ельциным. В ноябре-декабре 1991 г. СДПР приняла активное участие в работе Оргкомитета Комитета и Учредительного съезда Движения Демократических реформ (ДДР) История старой СДПР [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.mosdeputat.ru/istoriya5.html (дата просмотра 08.01.2008).. В целом, в программе СДПР не раз упоминается о приверженности либеральным принципам Политические партии и их лидеры. СДПР [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.panorama.ru/partie/book6624.shtml (дата просмотра 08.01.2008).. Правда, на пленуме Правления СДПР 11 апреля 1993 было принято решение о фактическом переходе в оппозицию к президенту Ельцину Там же..

Другие системные силы того периода - это партии, образованные так или иначе из «Демократической платформы в КПСС»: наиболее радикальная часть во главе с Н.Травкиным учредила в мае 1990 г. Демократическую партию России Официальный сайт партии ДПР [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.democrats.ru/ (дата просмотра 08.01.2008).. Сегодняшний лидер партии А.Богданов пишет в своем блоге: «Когда у нас была ещё только учредительная конференция, я тогда же предлагал: давайте назовем ДПР «партия здравого смысла» и обозначим её (сразу же) как партию «переходного периода» Блог А.Богданова. История ДПР [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bonych.livejournal.com/171638.html#cutid1 (дата просмотра 08.01.2008).. Партия создавалась как противовес КПСС и коммунистическому строю. Приунистическому строютарой системе вообще.своем блоге: "риверженности.ости всеской системе. этом ДПР выступали даже с митингом за сохранение СССР, но как объяснил это В.Хомяков - тогдашний председатель исполкома ДПР, - «Мы не против Ельцина, мы за официально оформленный Союз»Партия Ильича пытается предотвратить бунт люмпенов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://radikal.ru/F/i025.radikal.ru/0801/55/955e5ab7e361.jpg.html (дата просмотра 10.01.2008)..

16 - 17 июня 1990 г. была создана Республиканская партия РФ (РПРФ), лидеры - В.Шостаковский, В.Лысенко, С.Сулакшин Официальный сайт партии РПРФ [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.rprf.ru/ (дата просмотра 08.01.2008).. В августе 1991 г. была создана Демократическая партия коммунистов России (в октябре 1991 г. переименована в Народную партию «Свободная Россия»; лидер - А.Руцкой) - в то время стоявшая на общедемократических позициях. В 2007 году партия была переименована в партию «Гражданская сила». «Гражданская сила» - более точное и энергичное название. Это то, что должно управлять государством. Граждане должны показать, что они - сила, - объяснил свое понимание нового названия Михаил Барщевский» Дульман П. Партию назовут «Гражданской силой» // Российская газета. - 2007. - 1 марта. - № 4305.. На официальном сайте партии в разделе «о партии» можно встретить следующие формулировки: «Партия «Гражданская сила» относится к праволиберальному крылу российских политических партий, поддерживая идеи свободы, развитого гражданского общества и либеральной экономики. Партия «Гражданская сила» ориентирована на выражение интересов среднего класса - представителей малого и среднего бизнеса, российских производителей, интеллигенции и молодежи» Партия «Гражданская сила». Официальный сайт [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gr-sila.ru/razdel_id26.html (дата просмотра 09.01.2008).. Забегая вперед, отметим, что в 2007 году прошли выборы в ГД, чем и был обусловлен интерес к партии - изменилось не только содержание программы и название партии, но и цель существования. Иными словами, партия превратилась из оппозиционной в «псевдооппозиционную».

Наконец, последними «выходцами» из КПСС можно считать инициаторов создания Движения демократических реформ (А.Яковлева, А.Собчака, Г.Попова, А.Вольского, С.Шаталина, Э.Шеварднадзе и др.), создавших в июле 1991 г. оргкомитет учредительной конференции Движения демократических реформ. «ДДР замышлялось как своего рода «буфер» между «демократическими коммунистами», оставшимися в рядах КПСС, и прочими представителями демократического движения, к этому моменту перешедшими в жесткую оппозицию компартии» Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Указ.соч.. И, наконец, в числе партий общедемократической направленности необходимо перечислить Партию Свободного Труда (учреждена в декабре 1990 г.; лидеры - И.Коровиков, В.Герман) - партия умеренно-либеральной ориентации. В 1998 г. Партия не прошла перерегистрацию, поэтому прекратила свое существование; Народную партию России (май 1991 г.; лидер - Т.Гдлян), которую можно охарактеризовать как карликовую центристскую партию; Крестьянскую партию России (лето 1991 г.; лидер - Ю.Черниченко) - также либерально-демократическую организацию.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ