Рефераты
 

Основы политологии

p align="left">Либералы(обновление существующего порядка) "Яблоко", СПС (Союз правых сил) СДПР (Социал-демократическая партия России),АПР (аграрная партия России)

Консерваторы(сохранение порядка) ЛДПР (Либерально-демократическая партия России) КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации)

Традиционалисты(возвращение к старому порядку) КРО (Конгресс Русских общин) РКРП (Российская коммунистическая рабочая) партия

При столь явственной проявленности крайних позиций, особую озабоченность вызывает отсутствие в стране центристских партий. Роль Центра пытается выполнить "Единство".

Обобщая сказанное, отметим, что ситуация с многопартийностью в современной России ближе к атомизированному типу партийной системы. Политический спектр представлен несколькими десятками партий, не способных к диалогу друг с другом, ориентирующихся на полярные политические идеологии (такой тип многопартийности называют поляризованным), не имеющих (за редким исключением) значительного влияния в массах. Узость социальной базы партий объясняется тем, что многие из них носят искусственный характер, создаются под конкретных людей, таким образом удовлетворяющих свои амбиции на лидерство. Не имея возможности прийти в законодательный орган, мелкие партии раздают популистские обещания, зная, что отвечать по ним не придется, но тем самым способствуют радикализации настроений в обществе. Развитие подлинной многопартийности представляет собой незавершенный процесс, что можно объяснить незавершенностью процесса социального структурирования общества (появление новых классов и социальных слоев под воздействием экономических реформ). Очевидно, что по мере кристаллизации новой социальной структуры, по мере развития гражданского общества сформируются реальные группы интересов, а вместе с этим и эффективная многопартийность, способная выразить эти интересы.

5. Общественно-политические движения

От партий следует отличать общественно-политические движения (ОПД). Они представляют собой различные добровольные самодеятельные организации граждан, создаваемые для достижения конкретных целей путем оказания влияния на правительство. Существенными признаками ОПД являются следующие: более аморфная и более широкая социальная база по сравнению с партиями; ориентация на достижение конкретной политической цели; более размытая организационная структура; ОПД обычно не ставят перед собой непосредственной задачи достижения власти, ограничиваясь оказанием давления на нее.

Методы, используемые движениями для достижения поставленных целей, делятся на методы опосредованного воздействия (проведение пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под своими требованиями, проведение забастовок, неповиновение указам правительства, проведение пикетов, митингов, шествий) и методы непосредственного воздействия (введение своих представителей в состав органов власти, участие членов движений в работе разного рода согласительных комиссий и комитетов, поддержание тесных личных контактов с членами политической бюрократии).

Общими причинами возникновения ОПД являются: 1) схожесть в положении определенных групп людей; 2) стремление людей посредством принадлежности к группе более эффективно противостоять неблагоприятным воздействиям извне (со стороны государства). Каждое ОПД имеет, помимо этого, свою собственную историю и, следовательно, собственные причины возникновения. Остановимся на некоторых движениях более подробно.

Профессиональное движение своей целью ставит объединение и защиту интересов трудящихся по роду их деятельности. Оно впервые возникло в период средневековья в виде цеховых организаций ремесленников, но современную форму приняло в XIX в. Сегодня профсоюзы играют весьма существенную роль в формировании политики государства. Нередко их лидеры вводятся в состав тех или иных государственных структур. Иногда профсоюзы могут брать власть в государстве в свои руки (Польша конца 80-х - начала 90-х гг.; президент Л. Валенса - лидер профсоюзной организации "Солидарность"). Некоторые профсоюзы (в Германии, Великобритании) являются основой политических партий и контролируют их действия. Крупнейшими профсоюзными центрами России являются: 1) ВКП (Всеобщая конфедерация профсоюзов), объединяющая организации СНГ и 2) ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России). По данным 2000 г. эта организация объединяла в своих рядах 50 миллионов человек.

Конфессиональные движения известны с глубокой древности. В современном оформленном виде появляются в Европе в середине XIX в., ставя перед собой задачу перестройки политических отношений на основе христианской морали и создания условий для участия верующих в политической жизни. Особой популярностью конфессиональные движения стали пользоваться после Второй мировой войны. Часть из них переросла в политические партии. В Германии, к примеру, блок Христианско-демократического и Христианско-социалистического союзов в течение нескольких десятилетий являлся правящей силой.

Народные фронты. Впервые как массовая организация появляются в период между двумя мировыми войнами, поставив своей целью борьбу за демократизацию общества. В социалистических странах массовое создание фронтов выпало на конец 80-х гг. На практике фронты представляют собой объединение разнородных сил: партий, профсоюзов и других видов социальных движений. Существенную роль фронты сыграли в политической жизни Испании и Франции. В некоторых странах они сумели взять власть в свои руки (например, народный фронт Румынии, народный фронт Литвы - "Саюдис").

Природоохранные движения появились в середине ХХ в. с целью обратить внимание властей на экологические проблемы. Несмотря на внешнюю "неполитичность", природоохранные движения оказывают весьма существенное влияние на политику: вводят своих членов в состав представительных институтов; создают препятствия на пути проведения ядерных взрывов; воздействуют на принятие экологических программ и т.д. Наиболее крупным и влиятельным движением такого рода в глобальном масштабе является организация "Greenpeace". Российские зеленые объединены в движение "Кедр".

Помимо обозначенных на политическую жизнь общества оказывают влияние и другие организации: женские (движение солдатских матерей, движение женщин России); молодежные (сегодня принято считать, что движение хиппи сыграло решающую роль в уходе США из Вьетнама и формировании в этой стране профессиональной армии), антивоенные и ветеранские (союз ветеранов Афганистана), правозащитные.

Основные понятия: партия, электорат, социальная база партии, моносредная партия, промежуточная партия, универсальная партия, массовая партия, кадровая партия, правящая партия, оппозиционная партия, идейно-политическая партия, прагматическая партия, партийная система, общественно-политическое движение, профессиональное движение, конфессиональное движение, народный фронт, природоохранное движение.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какое место в системе отношений "государство - общество" занимают политические партии?

2. Когда и в связи с чем партии начинают оказывать существенное влияние на политический процесс?

3. Назовите государства, в которых нет партий?

4. Охарактеризуйте основные признаки массовых и кадровых партий. Заполните таблицу:

Признаки Кадровая партия Массовая партия

Количество членов

Характер членства в партии

Степень жесткости организационной структуры

Периодичность активности деятельности партии

5. Перечислите основные типы партийных систем по Дж. Сартори.

6. В чем заключается специфика формирования многопартийности в России?

7. Охарактеризуйте способы воздействия ОПД на власть. В чем разница между методами опосредованного и непосредственного воздействия?

8. Определите, какие из функций партии характеризуют ее отношения с государством, а какие - с обществом? Заполните таблицу.

Функции партии в отношении общества Функции партии в отношении государства

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гомеров И.Н. Политические партии в системе властных отношений. Новосибирск. 1990.

2. Гостев С.Л. Общественно-политические организации радикально-националистического толка // Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки.1999. № 2.

3. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 1.

4. Евдокимов В.Б. Партии в политической системе общества. Свердловск. 1990.

5. Журавлева Л.Н. Политические партии и партийные системы // Социально-политический журнал. 1996. № 3.

6. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии // Диалог. 1990. № 3.

7. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

8. Политические партии России. М., 1995.

9. Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Социологические исследования. 1993. № 9-10.

10. Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Полис. 1992. № 1-2.

11. Холодовский Х.Г. Партии: кризис или закат? // Полития. Зима 1999-2000. №4.

ЛЕКЦИЯ10: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

1. Понятие элиты. Теории элит.

2. Причины элитизма. Функции и типы элит.

3. Каналы и способы рекрутирования политической элиты.

4. Политическая элита России.

1. Понятие элиты. Теории элит

Властные отношения предполагают наличие двух сторон: управляющих и управляемых. Взаимоотношения между ними характеризуются крайней асимметричностью: количественно немногочисленная управляющая группа оказывает существенное влияние на образ жизни, мышление и поведение значительных по численности подвластных ей масс. Для понимания феномена политических отношений огромное значение имеет выяснение роли каждой из указанных групп в процессе принятия политических решений.

В первую очередь анализа требует роль управляющего меньшинства, именуемого в науке "элитой". Термин "элита" (от франц. elite - лучший, отборный) вошел в научный обиход на рубеже XIX - XX вв. В широком социологическом контексте им обозначается высший, относительно замкнутый слой общества, господствующий над всеми остальными слоями в силу своего преобладания по объему экономического, политического или культурного капитала [2, с. 185].

При рассмотрении элиты применительно к сфере политики ученые оперируют двумя близкими, но не идентичными терминами: "политическая элита" и "властвующая элита". Наиболее емким является понятие "властвующая элита" - это все группы, которые могут и реально оказывают влияние на власть, контролируют основные ценности общества. Властвующая элита складывается из следующих элементов:

1. Экономическая элита - крупные собственники, владельцы корпораций и т.д. Они воздействуют на политику посредством денег: финансирование партий и избирательных кампаний.

2. Военная элита - генералитет и высшее офицерство, оказывающие влияние на власть в силу концентрации в своих руках значительного количества средств уничтожения и людей, готовых по первому приказу их использовать.

3. Бюрократическая элита - чиновники государственного аппарата. Их роль и влияние обуславливаются участием в процессе подготовки и реализации важнейших политических решений.

4. Идеологическая элита - выдающиеся деятели культуры, науки, формирующие идеологию государства и сознание масс.

5. Собственно политическая элита, которая включает в себя руководителей государства, членов правительства, депутатов законодательного органа, т.е. тех, кто непосредственно принимает политические решения.

Исходя из трактовки политической элиты как одного из элементов властвующей элиты, ей можно дать следующее определение: это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и, занимая командные посты, отвечает за выработку стратегии развития всей системы.

Сущность элиты вызывает значительные споры среди ученых. Первые трактовки были даны еще в древности. Конфуций, Платон, Аристотель заложили основы ценностного подхода к пониманию элиты. Согласно этой версии, элита представляет собой лучших из лучших. Значительное влияние на формирование современных интерпретаций оказали также разработки Н. Макиавелли и Т. Карлейля. Современное понимание проблемы, складывается в конце XIX - начале XX веков. Это было сделано усилиями Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.

Г. Моска в работе "Элементы политической науки" вводит понятие "господствующего класса" для определения той группы людей, которая, обладая определенными качествами и ресурсами (высокое положение в обществе, наличие военной силы, наличие средств производства, наличие знаний и опыта управления), монополизирует власть в своих руках. Наличие такого класса, по мнению Моска, это - закон: "общество всегда управляется меньшинством", "даже когда происходит смена власти, то она передается из рук одного меньшинства в руки другого меньшинства". К заслугам Моска следует отнести также первую попытку обоснования элитарной сущности демократии.

В. Парето ("Трактат по общей социологии") определил элиту как группу лиц, обладающих высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности. Выдвижению людей в элиту способствует наличие у них специфических психологических качеств, например, умение предвидеть и выражать скрытые влечения масс. По мнению Парето, в обществе наряду с элитой всегда существует "контрэлита" - лица, которые по своим психологическим качествам могли бы войти в элиту, но не вошли в нее в силу своего социального положения. Когда контрэлита достигает определенных показателей в своем развитии, она занимает место правящей элиты, происходит смена элит. Подобный круговорот элит Парето описал как "закон циркуляции элит".

Р. Михельс в своем труде "Социология политических партий в условиях демократии", исследовав социальные механизмы, порождающие элитарность общества, сделал вывод, что причины кроются в самой организации общества (любая организованная система требует элитарности и закономерно воспроизводит ее), а не в качествах людей. Неизбежное выявление элитарных слоев в современном обществе, где значительную роль играют партии, он назвал "железным законом олигархиизации". Сама элита, в понимании Михельса, это активное меньшинство.

Работы Моска, Парето, Михельса составили основу элитистского (макиавеллистского) подхода к анализу элиты. Их общими чертами являются следующие идеи:

- признание элитарности любого общества;

- деление всех людей в зависимости от их качеств и занимаемого в обществе положения;

- рассмотрение элиты как группы лиц, обладающих определенными ресурсами.

Сегодня на позициях макиавеллистской школы стоят Р. Уильямс (элита - люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему происхождению), Дж. Бернхейм (элита - лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере).

В противоположность макиавеллистской традиции в ХХ в. выявились и другие теоретические подходы к пониманию элиты.

Ценностный подход представлен в работах В. Ропке, Х. Ортеги-и-Гассета. Элита трактуется как слой общества, сплоченный на основе заботы об общем благе. В элиту входят выдающиеся личности, доказавшие свое умение ставить общественное выше личного. Элита строится не на принципе "голубой крови", а выдвигается самим обществом, которое занято постоянным совершенствованием своих руководителей.

Своеобразным продолжением ценностной теории является выдвинутая еще в начале ХХ в. М. Вебером теория демократического элитизма. Элита, согласно трактовке Вебера, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Идеи Вебера о демократическом элитизме нашли в дальнейшем развитие в трудах Р. Даля, С. Липсета, О. Зигнера.

Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделилось два подхода: обеспечивается наличием властных полномочий и богатства.

1. Концепции плюрализма элит (С. Келлер, Д. Рисмен, О. Штаммер), исходящие из наличия в обществе не одной, а нескольких элитарных групп. Влияние каждой из них ограничивается четко определенной областью деятельности.

2. Леволиберальные концепции элит (Р. Миллс), выдвигающие в качестве основной идеи тезис об однородности элиты. Элита - это слой людей, занимающих стратегические командные посты. Принадлежность к элите.

2. Причины элитизма. Функции и типы элит

Существенные различия в понимании сущности элиты компенсируются общим для всех направлений и школ взглядом на неё как неотъемлемый атрибут любой (вне зависимости от исторической эпохи) политической системы. В качестве наиболее общих причин, всегда и с неизбежностью воспроизводящих элитные группы в сфере политики, в литературе чаще всего выделяют:

1. Биологическое и социальное неравенство людей: различия в способностях и возможности участвовать в политической жизни; негативное отношение большей части населения к политике.

2. Закон разделения труда, требующий наличия определенных профессиональных качеств и навыков в любом виде деятельности, в том числе и в управлении.

3. Престижность управленческого труда, возможность получения высокого морального (награды, звания) и материального (деньги, подарки) вознаграждения за свою деятельность.

4. Отсутствие эффективных способов контроля за деятельностью руководителей, влекущее за собой стремление последних обособиться от общества.

5. Психологическая притягательность власти как способа самореализации.

Эти и другие причины, порождающие элитизм, дают основание трактовать его в качестве извечного спутника человечества.

Являясь компонентом политической системы, элита выполняет определенные функции. К важнейшим из них относятся:

1. Функция социального мониторинга, предполагающая постоянное изучение интересов различных социальных групп и выстраивание субординации этих интересов.

2. Стратегическая функция, подразумевающая под собой выработку политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.).

3. Интегративная функция - объединение общества на базе сформулированных элитой ценностей, преодоление межгрупповых разногласий и конфликтов.

4. Организационная функция - создание действенного механизма воплощения в жизнь политических замыслов (выдвижение политических лидеров; создание и коррекция институтов политической системы; назначение кадрового аппарата органов управления).

Эффективность выполнения элитой обозначенных функций напрямую зависит от степени внутренней сплоченности входящих в нее групп. В рамках внешне единой элиты поддаются выделению:

1. Группы, различающиеся по объему своих полномочий и уровню компетенции:

- высшая элита - ведущие политические руководители (президент, глава правительства, парламента, руководители крупнейших партий), их ближайшее окружение. Именно этот численно небольшой слой людей (100 - 200 человек) принимает все важнейшие решения;

- средняя элита (примерно 3 - 5% населения страны) - люди, занимающие выборные общественные должности (парламентарии, сенаторы, губернаторы, мэры и т.д.);

- административная элита - высший слой государственных служащие (чиновники министерств, департаментов, других государственных органов).

2. Группы, различающиеся по степени своей интегрированности в политическую систему:

- правящая элита, характеризуется реальным обладанием рычагами и механизмами осуществления властных решений;

- оппозиционная элита - при интегрированности в систему власти выражает взгляды, расходящиеся со взглядами доминирующей группы;

- контрэлита - исключена из системы властных отношений, ставит перед собой задачу коренной перестройки общества.

3. Группы, различающиеся по характеру своего влияния на массы:

- наследственная элита, имеющая влияние в силу фактора "крови";

- ценностная элита - базирует свое влияние на обладании ресурсами;

- функциональная элита - в качестве источника влияния выступает должность.

4. Группы, различающиеся по способу своего формирования:

- открытая элита;

- закрытая элита.

Отношения между отдельными секторами элиты могут носить самый различный характер: конфронтационный, конкурентный, партнерский. Сплочению различных групп в единое целое способствует наличие у них общей для всех идеологии и мировоззрения. В основу элитной идеологии кладутся универсальные идеи о собственном миссионизме (моральном праве и долге управлять государством, определять судьбу народа) и власти как высшей ценности, обладание которой необходимо заслужить. Таковыми, в частности, являлись идеология российского дворянства (просвещенного класса в "мужицкой" стране), идеология советских коммунистов (сплоченного меньшинства, обязанного привести народ к "светлому будущему").

3. Каналы и способы рекрутирования политической элиты

Под рекрутированием в политологии понимается процесс вовлечения людей в активную политическую жизнь. Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирование элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране, на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием.

Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти. К таковым относят:

1. Политические партии (особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру М. Тетчер, Ф. Миттеран, Г. Колль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах).

2. Бюрократический аппарат (значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых государств как Япония и Швеция).

3. Церковь и околоцерковные религиозные организации (исламские страны, страны с сильным влиянием католицизма).

4. Профсоюзы (профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах США, Европы).

5. Экономические институты, сфера бизнеса (наиболее типичен данный канал для США, Японии).

6. Армия (Латинская Америка, Израиль. Например, три последних премьер-министра Израиля - боевые генералы).

7. Система образования - играет существенную роль во всех странах. По отзывам британских политологов, этой страной управляют исключительно люди, окончившие Оксфорд или Кембридж, имеющие одно или два высших образования, чаще всего юридическое и экономическое).

Универсальным являются и основные способы формирования элиты. В наиболее общем виде они, в форме демократической и аристократической тенденций, были сформулированы еще Г. Моска. Современная наука трактует их соответственно как антрепренерскую (предпринимательскую) систему и систему гильдий.

Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидатов вверх по ступеням власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. Само рекрутирование носит закрытый и неконкурентный характер, осуществляется достаточно узким кругом лиц. По отношению к кандидатам выдвигается множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ (элита - каста в древней Индии, элита - аристократия в средневековой Европе). В ХХ в. наиболее четко система гильдий проявилась в тоталитарных (элита - партия в СССР) и авторитарных (элита - корпорация в Чили, Иране) государствах. Длительное использование системы гильдий ведет к вырождению господствующей группы, к потере ею способностей к управлению государством.

Антрепренерская система ориентируется в первую очередь на личные качества кандидата, на его умение привлечь к себе внимание людей, на способность доказывать свою компетентность. При такой системе отбор носит открытый, конкурентный характер, осуществляется большим кругом лиц (в идеале - всем населением через выборы) и из различных по своему положению групп. Подобный способ рекрутирования элиты, характерный для современных демократических государств, также не лишен недостатков. К важнейшим следует отнести:

- возможность прихода в политику случайных людей;

- частую смену политического курса в силу отсутствия единства во взглядах различных политиков;

- возможность возникновения конфликтов в рядах самой правящей элиты.

Указанные способы рекрутирования, во многом являются эталонными. Реально не существует ни чистой антрепренерской системы, ни чистой системы гильдий, т.к. нет абсолютно открытых и абсолютно закрытых обществ. С одной стороны, любая закрытая система предполагает наличие каналов, позволяющих представителям "низов" прорваться во власть. В качестве примера можно сослаться на роль партии как канала рекрутирования в рамках Советского Союза. По данным отечественных социологов в 1986 г. среди членов ЦК КПСС доля выходцев из низших слоев достигала 90% [13, с. 87]. С другой, - любая открытая (демократическая) система испытывает постоянное стремление элитарных групп к самозамыканию. Так, в течение всего ХХ в. в демократических государствах в рамках политической элиты преобладали выходцы из высших слоев общества. Как отмечает Г.П. Артемов, в 1993 г. из 435 членов Палаты представителей США 31% составили бизнесмены, 19% - профессиональные политики. Те же самые группы из 100 членов Сената составили соответственно 27% и 12% [2, с. 161]. Очевидно, что приток в элиту представителей низших слоев общества в подобной ситуации становится более чем затрудненным. Случаи, типа выдвижения на первую роль в руководстве Великобритании М. Тетчер (дочери мелкого торговца), скорее представляют собой редкие исключения, нежели правило.

4. Политическая элита России

Последнее десятилетие ХХ в. в России явилось периодом становления новой постсоветской элиты. Главная особенность данного процесса - внутренняя содержательная противоречивость. С одной стороны, правящая группа постепенно приобретает черты во многом схожие с чертами аналогичных групп демократических государств. Основой для этого служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения. С другой стороны, в недрах элиты до сих пор стабильно воспроизводятся образцы мировоззрения и поведения, бывшие характерными для советской номенклатуры. На воспроизводство прежних стереотипов, как полагает большинство политологов, влияют укоренившиеся в сознании россиян традиции, преемственность объективных проблем и генетическое (кадровое) родство с советской элитой.

Генетическое родство современной элиты с советской представляет собой наиболее существенную ее особенность. Данные социологических опросов показывают, что лишь 10% элиты 90-х гг. выдвинулись при Б. Н. Ельцине; 37% вошли в состав элиты еще в период Л. И. Брежнева; 39% - в период М. С. Горбачева. Учитывая тот факт, что в старой иерархии представители современной элиты занимали далеко не первые, а вторые и третьи роли, выдвижение их в 90-х гг. многие склонны рассматривать как "революцию заместителей". Несмотря на факт, столь тесной взаимосвязи с советским правящим классом, наиболее общие качественные характеристики элиты претерпели в 90-е гг. достаточно существенные изменения:

- произошло ее значительное омоложение (в сравнении с советским периодом на 7 - 10 лет). Средний возраст представителя элиты 90-х гг. - 45 лет;

- значительно снизилась доля выходцев из низших слоев общества. Население продемонстрировало ярко выраженное нежелание голосовать за рабочих и крестьян. В течение десятилетия доля этих слоев в элитарных кругах сократилась в 2,5 раза;

- увеличилось количество лиц с высшим образованием. Отличительной чертой явилось изменение характера образования: если в советские времена рекрутирование происходило из круга лиц с высшим техническим образованием, то теперь в почете образование гуманитарное (юридическое, экономическое). Так, команда Б. Ельцина на 2/3 состояла из докторов наук. Процент лиц, имеющих ученую степень, также высок в правительстве и среди лидеров партий.

Существенной особенностью современной российской элиты является ее структурная неоднородность. Она проявляется на уровне ценностных ориентаций. В регионах выделяется три типа элиты в зависимости от их отношения к проводящимся в стране реформам. Это группы либеральной, неконсервативной и социалистической элиты. Либеральная элита преобладает в промышленно развитых западных и центральных районах, крупных мегаполисах (Нижний Новгород, Екатеринбург). В районах со средним уровнем развития и преимущественно аграрного профиля, а также в приграничных районах преобладают политики консервативной ориентации, отстаивающие идеи державности, сильной центральной власти, гарантированности прав доминирующей национальной группы. В районах так называемого "красного пояса" доминирующей является социалистическая элита.

Неоднородность проявляется также и на уровне изначальных статусных позиций людей, составляющих ныне российскую элиту. Помимо выходцев из кругов советской номенклатуры в ней четко прослеживаются группы:

- бывших диссидентов - противников коммунистического режима;

- представителей бизнескругов, сделавших карьеру и состояния в период перестройки;

- бывших кадровых офицеров и, особенно в последнее время, сотрудников спецведомств;

- научной и художественной интеллигенции.

Следствием неоднородности является слабость внутренних корпоративных взаимосвязей между отдельными звеньями элиты. Региональная элита в большинстве случаев находится в оппозиции к центральной; в рамках самой центральной элиты идет постоянная борьба за монопольное господство на политической арене.

Специалисты делают вывод, что, начиная со второй половины 90-х гг., обозначилась тенденция к обособлению элиты от общества, стремление к самозамыканию. Определенным показателем этого является факт инициации главами регионов и городов борьбы за снятие ограничений на повторное (третье и далее) занятие одних и тех же постов; вхождение 1/3 депутатского корпуса нынешней Государственной Думы в составы Думы 1 и 2 созывов; крепнущие связи политической и бизнес-элиты.

Таким образом, процесс формирования новой демократической элиты в стране далек от своего завершения, выдвижение на ведущие политические роли людей принципиально иной, нежели современная, генерации политиков дело скорее завтрашнего, а не сегодняшнего дня.

Основные понятия: элита, властвующая элита, политическая элита, высшая элита, средняя элита, административная элита, политическое рекрутирование, система гильдий, антрепренерская система.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каково соотношение понятий "политическая элита" и "властвующая элита"?

2. Объясните разницу между "макиавеллистским" и "ценностным" подходами к трактовке сущности элитизма?

3. Перечислите основные причины, порождающие элитизм в сфере политики?

4. Какой способ рекрутирования политической элиты характерен для демократического и тоталитарного общества? Обоснуйте свой ответ?

5. Что способствует сплочению разнородных элементов и звеньев политической элиты в единое целое в условиях постоянной борьбы за власть?

6. Перечислите основные каналы рекрутирования политической элиты?

7. Объясните, какими факторами объясняется структурная неоднородность современной российской элиты?

8. Выделите основные типы политических элит по предложенным основаниям? Заполните таблицу:

КРИТЕРИЙ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ

Объем полномочий 1. 2. 3.

Интегрированность в политическую систему 1. 2. 3.

Источник и характер Влияния 1. 2 3.

9. Сравните политическую элиту СССР и современной России по следующим критериям. Заполните таблицу:

КРИТЕРИЙ ЭЛИТА СССР ЭЛИТА РОССИИ

Средний возраст представителей

Представленность низших слоев общества

Характер образования

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврамова Е.М., Дискин И.Е. Социальные трансформации и элиты // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

2. Артемов Г.П. Политическая социология. СПб, 2000.

3. Ашин Г. Смена элит // Общественные науки и современность. 1995. № 1.

4. Ашин Г. Рекрутирование элиты // Власть. 1997. № 5.

5. Березовский В.Н., Червяков В.В. Современная политическая элита России // Свободная мысль. 1993. № 1, 2.

6. Либман Г.И., Варбузов А.В., Сухарев Э.О. Теории элит // Социально-политический журнал. 1997. № 4,5.

7. Маршак А.Н. Политическая элита и российская действительность // Власть. 1997. № 4.

8. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1989.

9. Мясников О.Г. Смена правящих элит: "консолидация" или вечная "схватка"? // Полис. 1993. № 1.

10. Охотский Е.В. Политическая элита. М., 1993.

11. Пугачев В. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. М., 1991.

12. Российская историческая политология. Курс лекций. Ростов/Дон. 1998.

13. Шкаратан О.И., Фигантер Ю.Ю. Старые и новые хозяева России // Мир России. 1992. Т.1.

ЛЕКЦИЯ 11: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

1. Понятие, функции, теории лидерства.

2. Стили и типы лидерства.

3. Современные тенденции развития лидерства. Лидерство в России.

1. Лидерство: понятие, функции, теории

Одной из основных функций политической элиты является выдвижение ею из своей среды политических лидеров (от анг. leader - ведущий, управляющий). К таковым принято относить индивидов, признающихся обществом в качестве руководителей и получающих в силу этого право на принятие политических решений. В роли лидеров могут выступать не только отдельные личности, но и целые организации: партии (КПСС в Советском Союзе), государства (США в современном мире).

Политическое лидерство как способ организации и реализации власти посредством предоставления исключительных полномочий отдельным субъектам политики проистекает из самой природы человека. Эволюционируя параллельно с эволюцией самого общества, лидерство на каждом историческом этапе приобретает свои специфические формы. Так, на ранних стадиях развития цивилизации оно проявлялось в виде силового доминирования отдельных индивидов. В период античности авторитет лидера опирался на его знания и опыт, а само лидерство существовало в виде наставничества. Феодальная эпоха породила тип лидерства, в основу которого был положен принцип принадлежности к семье или клану. Лидерство понималось как богоизбранность. Наконец, в новейшее время (ХХ век) сформировались две противоположные формы лидерства: одной из них (характерна для тоталитарных и авторитарных режимов) является вождизм, другая же (характерна для демократических государств) - легальное лидерство, основанное либо на назначении, либо на выборе руководителя населением.

Несмотря на различия в проявлениях, лидерство предстает явлением универсальным. Универсальность проявляется в единстве функций, которые во все исторические эпохи возлагались обществом на лидеров. К таковым относятся:

- диагностическая - люди ждут от лидеров авторитетной, точной и своевременной оценки политической ситуации в обществе;

- стратегическая - люди ждут от лидеров выработки курса, соответствующего сложившейся в обществе ситуации;

- мобилизующая - люди ждут от лидеров постоянного обоснования верности данной ими оценки политической ситуации и предложенного плана действий;

- интегративная - люди ждут от лидеров создания атмосферы, в которой разнородные общественные группы могли бы ощущать себя единым организмом.

Как значимый элемент политической системы лидерство вызывает постоянный и неослабевающий интерес у ученых, высказывающих самые различные взгляды на узловые его аспекты. Имеются различные точки зрения относительно природы лидерства. Одни авторы полагают, что причины следует искать в неординарных личных качествах отдельных индивидов (теория черт лидеров). Речь может идти о:

- врожденных качествах. Выделяется от нескольких (энергия, ум, характер) до 200 черт, способствующих выдвижению индивида в лидеры;

- психологических качествах. Ч. Ламброзо трактует стремление к лидерству как паранойю; З. Фрейд и А. Адлер - как невроз. В качестве примера указывается на наличие психических отклонений у Робеспьера, Линкольна Гитлера, Сталина. Как попытку компенсации в условиях заниженной самооценки трактует лидерство Г. Лассуэлл. Лидерство рассматривается как стремление преодолеть физические недостатки: низкий рост (Наполеон, Гитлер); паралич (Ф. Рузвельт); стремление преодолеть личную обиду: смерть брата (В. Ленин);

- каких-то иных качествах. Л. Гумелев, к примеру, рассматривает стремление к лидерству как избыток биохимической энергии, что является следствием пассионарного взрыва.

Другие настаивают на том, что лидеров "делают" окружающие их люди (теория определяющей роли последователей). Лидер трактуется как человек, который наиболее успешно осуществляет ориентацию на других людей.

Третьи считают, что лидеров формирует ситуация (ситуационная теория). Каждая ситуация выдвигает на передний план тех людей, которые способны ее разрешить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ