Рефераты
 

Основы политологии

p align="left">Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.

Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.

Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.

Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

Уровни международных отношений

Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).

По вертикали - масштабные уровни:

Глобальные международные отношения - это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения - это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.

По горизонтали - групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделить отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга.

Для уяснения сущности системы международных отношений огромное значение имеет определение субъектов международных отношений, к которым относятся классы и другие социальные группы, государства и государственные объединения, политические партии, неправительственные международные организации. Главное значение имеет государство как фактор, определяющий все остальные элементы системы, т.к. оно обладает полнотой и универсальностью политической власти и материальных возможностей, а в его руках сосредоточен экономический и научно-технический потенциал, военная сила и другие рычаги воздействия.

Другие субъекты системы международных отношений имеют меньшую значимость для изменения сущности этой системы. Они скорее играют второстепенную (вспомогательную) роль. Но при определенных условиях могут оказывать и решающее значение на всю систему.

Виды международных отношений

И, наконец, для полного представления о системе международных отношений необходимо выделить виды международных отношений. Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:

Политические - играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Идеологические отношения - относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция - к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

Международно-правовые отношения - предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны:

политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.;

экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.;

идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.;

военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.;

культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д.

Система международных отношений находится в постоянном развитии и совершенствовании, появляются новые виды, уровни отношений, их формы наполняются новым содержанием. Международные отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т.д.

2. Понятие и сущность внешней политики государств

По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего, по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти, науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства, политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами "внешняя политика" и "международные отношения". Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений.

В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Внешнюю политику государства можно определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений.

Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам. Особенности внешней политики не следует абсолютизировать. Внутренние и внешние функции политики тесно взаимосвязаны. Одна и та же проблема часто содержит в себе и внутренний аспект, и международный. Отсутствие демократии во внутренней политике с течением времени может привести к тому, что и внешняя политика станет функцией внутренней политики. Каждый политический режим стоит перед необходимостью осуществлять внешнеполитический курс, который бы обслуживал потребности внутренней политики.

Необходимо помнить, что внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете, политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.

Специфические и базовые черты внешней политики

Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Конечно, формулирование программ и организация политических действий всегда обусловлены конкретной ситуацией на международной арене. Например, успехи советской внешней политики времен перестройки во многом связаны с провозглашенным принципом деидеологизации внешней политики.

Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней политики распространяются практически на все сферы общественной жизни, будь то экономика, культура, наука. Поэтому очевидна и обратная связь воздействия внутренней политики на внешнюю. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики. Внутренняя политика каждого государства не только определяет направления, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Последняя не только служит целям внутренней политики, но и осуществляет ее корректировку в соответствии с международным условиями. Следует помнить при этом, что первенство внутренней политики над внешней является следствием примата внутренних функций государства над его внешними функциями.

Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от характера международных отношений. Особенности характера международных отношений, в которых осуществляется внешнеполитическая деятельность государств, могут выглядеть следующим образом.

Международные отношения охватывают весьма широкую, а поэтому трудную для понимания область явлений и процессов, полное познание которых, теоретическое упорядочение и анализ их взаимосвязей при нынешнем состоянии знаний и несовершенстве научного аппарата почти невозможны.

В международной жизни - в отличие от других проявлений общественной жизни - нет центрального ядра власти и управления, а наличествует полицентризм и полииерархия, в рамках которой весьма большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Какие-либо закономерности или повторяемость трудноуловимы.

У исследователя международных отношений нет полного доступа к широкой и объективной информации, особенно в области политической и стратегической, в которых большую роль играют соображения безопасности и тайна дипломатии.

В международной жизни - в отличие от внутренней жизни государств - выступает перевес гетерогенных факторов над факторами объединяющими, что в итоге затрудняет систематическое описание и обобщение международных явлений и процессов и выяснение причинно-следственной деятельности государств.

В сфере действий факторов (действующих единиц) международных отношений очень большую роль играют одновременность многих интеракций (взаимодействий) и случайные события, что, вместе взятое, затрудняет анализ и оценку целевых действий и предвидение их последствий.

Виды внешней политики

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи "перенесенными" на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

Цели внешней политики

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и, прежде всего, военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства, обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, повышение престижа и роли государства в международных отношениях, защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Цели внешней политики весьма разнообразны. Их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это - обеспечение национальной безопасности, возрастание экономического и политического могущества государства, укрепление его международных позиций.

Укрепление национальной безопасности - одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма.

Одной из важнейших целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные цели внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих целей. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Понятно, что достигнуть идеального состояния, при котором обеспечивается оптимальная реализация всех целей государства, весьма трудно, а порой и просто невозможно. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.

Функции внешней политики

Внешняя политика выполняет некоторые принципиальные функции. Среди них выделяются охранительная и информационно-представительская.

Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Угрозу для государства могут представлять снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собственной стране со стороны иностранных государств. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допустить нежелательного течения событий. Институтами, способствующими реализации охранительной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.

Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами. Эти органы проводят анализ полистратегической обстановки по конкретным вопросам. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформировать благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Успешное осуществление данной функции уменьшает возможности ошибочных решений во внешней политике, смягчает негативные последствия дисфункциональных факторов. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.п.

Функции внешней политики заключаются также в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств).

Регулирующие функции внешней политики необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. В процессе реализации внешнеполитической деятельности органов государства проявляется гибкость политической стратегии государства. Жесткая политическая система всегда реагирует на нарушение внешнеполитического равновесия незначительным количеством реакций, свобода выбора решений невелика. Мобильность политической системы зависит от многих факторов, в том числе исторического опыта системы, основных свойств ее структуры. В процессе негоциаторной деятельности проявляется качество дипломатии, осуществляется приспосабливание средств внешней политики к ее целям.

Указанные выше функции внешней политики имеют универсальный характер. Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени.

Средства внешней политики

Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффективности. Осуществляя внешнюю политику, государство обычно применяет многие средства. Сгруппировать их можно следующим образом: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные. Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др. В международных системах пропагандистские средства проявляются скрытно и неравномерно в зависимости от международной обстановки. Политические средства внешней политики используются, прежде всего, в целях дипломатических отношений. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Экономическая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяющим позиции и место государства в мировом сообществе. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции. Важными средствами внешней политики являются также сырьевая база государства, внешняя торговля, лицензионная политика. В международной практике широко используются такие средства внешней политики, как эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Помимо означенной типологии иногда выделяют также средства внешней политики, которые можно определить как устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.).

При исследовании проблем принятия внешнеполитических решений используются два подхода:

За основу принимаются только решения, принимаемые в рамках политической системы данного государства при учете использования их специфики в международных отношениях.

За основу принимаются процессы принятия решений в международных организациях при учете национальной специфики государства.

Исходя из этих подходов, можно прийти к выводу, что внешняя политика государства должна рассматриваться на двух уровнях:

1) как элемент в иерархически организованной политической системе государства, где решения принимаются центрами государственной власти и обязательны для исполнения адресатами, в том числе аппаратом государства;

2) как элемент в полииерархических международных системах, где отсутствуют центры власти и решения принимаются суверенными субъектами права (государствами), которые не имеют обязательной силы, как это имело бы место в рамках отдельного государства.

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, зависит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих целей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависит от деятельности международных объединений и организаций. Международные организации - постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем.

Планы создания подобных организаций выдвигались, начиная с глубокой древности. Однако первые международные организации появились лишь в XIX в. Особенно быстро они начали создаваться после второй мировой войны. В современных условиях их количество огромно.

Международные организации подразделяются на межправительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров и объединяющие государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительственные, включающие национальные общественные организации (ВПФ), частных лиц (Совет Пагуошского движения), города (Всемирная федерация породненных городов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и др. объединения. Подразделяются они также на всемирные и региональные.

Международные организации являются важных субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом.

Основные термины и определения

Абсентеизм

- равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.

Авторитаризм

- неограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, сохраняющих автономию личности и общества во внешнеполитических сферах.

Активистская культура

- тип культуры, характеризующейся ориентацией личности на политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Граждане не только подчиняются решениям власти, но и сами принимают участие в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений.

Активное избирательное право

- установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах, это право избирать.

Альтернативные движения

- новые общественные движения, стремящиеся найти оригинальные решения актуальных проблем, отличные от подходов, предлагаемых традиционными социальными организациями (партиями и профсоюзами). Возникли в Западной Европе в 70-х годах ХХ века, затем в других странах, разнородны по социальному составу и проблематике. Многие альтернативисты - сторонники «третьего пути» развития, противопоставляемого как капитализму, так и социализму.

Анархизм

- политическое течение, ставящее целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. Сложился в 40-70-х годах XIX века в Западной Европе.

Бюрократия

- система управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, а также слой людей, связанных с этой системой.

Власть

- особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Власть - реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам и личности.

Всеобщее избирательное право

- право всех взрослых граждан участвовать в избрании выборных государственных органов, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы.

Глобальные проблемы

- проблемы, возникающие в результате мощного развития производственных сил в условиях научно-технической революции, нарушающие баланс между обществом и природой, угрожающие разрушением человеческой цивилизации. Их решение возможно лишь при сочетании национальных усилий с деятельностью эффективной системы международного сотрудничества.

Государственная власть

- высшая форма выражения политической власти, реализуемая посредством монопольного права издавать законы, обязательные для всего населения, управленческо-организационного и специального аппарата принуждения, а также особого слоя лиц - профессиональных управленцев.

Государство

- организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории. Государство - основной институт политической системы общества.

Гражданские инициативы

- форма спонтанной коллективной самоорганизации граждан для взаимопомощи или защиты своих интересов от властей. Основаны на личных контактах, добровольности, занимаются проблемами жилья, транспорта, культуры, городского развития, воспитания, образования, экологии и т.д.

Гражданские (личные) права

- естественные, неотъемлемые права человека, призванные гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну, право на справедливый суд.

Гражданское общество

- многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи, результат превращения индивидов из подданных государства в свободных граждан-собственников.

Группы давления

- организации самого разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные и др.), члены которых, не претендуя на высшую политическую власть, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов.

Гуманизация политики

- придание политике гуманистической направленности, т.е. ориентация на реализацию человеческих интересов и ценностей.

Демократия

- форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника и субъекта власти.

Двухпартийная система

- существование среди множества партий двух партий, каждая из которых в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и создать правительство, становясь правящей партией, а другая партия в этот период становится оппозиционной.

Избирательная система

- совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования.

Избирательное право

- система государственно-правовых норм, регулирующая условия и порядок проведения выборов в представительные учреждения и занятие выборных государственных должностей.

Институционализация

- превращение какого-либо политического явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений , иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.

Кадровые партии

- партии, объединяющие в своих рядах небольшое число профессиональных политиков и известных общественных деятелей и опирающиеся на финансовую поддержку состоятельных слоев общества.

Контрреволюция

- политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями или людьми, порвавшими с революцией, целью которого является свержение новой элиты, для чего обычно используется вооруженное насилие.

Консерватизм

- социально-политическое течение, ориентированное на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям. Сформировалось после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов.

Конфедерация

- постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Конфедерации характеризуются неустойчивостью и обычно либо эволюционируют в федерацию, либо распадаются.

Куль личности

- единовластие тоталитарного типа, крайняя, максимально завышенная оценка функции и роли политического лидера в истории, его возвеличивание и даже обожествление.

Культурные права

- права, призванные гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и др.

Легитимность

- принятие населением власти, признание ее права управлять, согласие большинства подчиняться этой власти. Легитимность связана с верой большинства граждан в то, что существующий порядок является наилучшим, с консенсусом общества по основным политическим ценностям.

Либерализм

- в широком значении - это интеллектуальная и нравственная установка на признание политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных законом. В этом значении либерализм стал доминирующим типом политической культуры Запада. В более узком значении - идеология и политика либеральных партий, ориентированных на рынок, свободную конкуренцию при минимально необходимой регулирующей роли государства. Сложился в эпоху революций XVII-XVIII вв.

Лидер

- лицо, способное воздействовать на других в целях совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Лоббизм

- осуществление закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные дельцы и политики-лоббисты стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. В США с 1946 г. лоббизм регистрируется и находится под финансовым контролем.

Мажоритарная система

- вид избирательной системы, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.

Массовые партии

- организованные и дисциплинированные образования, с установленным членством, ориентирующиеся на привлечение большого числа членов с целью обеспечения финансовой поддержки своей деятельности посредством членских взносов.

Международное сотрудничество

- определенное направление и уровень развития международных отношений. Характеризуется регулярным развитием международных связей в различных областях и понимается как альтернатива конфронтации, как укрепление взаимопонимания и доверия между государствами и народами.

Международные отношения

- совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств.

Методы политики

- способы воздействия средств политики. Принято выделять убеждение и принуждение, насильственный и ненасильственный методы. В зависимости от отношения к существующему социально-политическому строю методы делятся на революционные, реформистские и консервативные.

Методы политических исследований

- приемы, способы изучения политики, включающие два уровня: теоретический и прикладной. К фундаментальным методам относятся нормативный, системный, социологический, сравнительный, бихевиористский и др., при эмпирических исследованиях используются наблюдение, изучение документов, опрос, игровые методы и др.

Мировая политика

- деятельность государств и других субъектов политики на международной арене.

Многопартийная система

модель партийной системы, в которой более двух партий имеют достаточно сильное влияние, чтобы в результате выборов получить парламентское представительство и участвовать в формировании правительства.

Монархия

- форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха и передается по наследству. Различаются абсолютные и конституционные монархии.

Насилие

- преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (других живых существ) или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле. Насилие - один из источников власти, оно может быть физическим, экономическим, психологическим и др.

Национализм

- идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания вражды, недоверия и конфликтов. Национализм выражает политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью.

Национальная безопасность

- защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным условиям существования и развития личности и общества. В национальной безопасности выделяют три уровня безопасности: личности, общества и государства.

Национальные интересы

- осознание и отражение в политике государства его коренных потребностей.

Ненасилие в политике

- концепция, признающая необходимость, целесообразность и оправданность отказа от использования силы, насилия при решении каких бы то ни было политических и социальных проблем, ставящая в основу политической деятельности принципы гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственности.

Общественная организация

- объединение граждан, имеющее внутреннюю организационную структуру снизу доверху, фиксированное индивидуальное или коллективное членство.

Общественное движение

- совместная деятельность граждан, преследующих определенные общественные цели, но не имеющие завершенной организационной структуры и фиксированного членства.

Однопартийная система

- законодательное закрепление за одной из разрешенных партий формального статуса правящей. На деле такая партия является частью государственного аппарата.

Охлократия

- власть толпы, не способной к управлению, взвешенным решениям, учитывающим общее благо: 1) ситуация мятежей, погромов, уличных беспорядков, в которых толпа выступает хозяином положения, 2) власть общественно-политических групп, апеллирующих к популистским настроениям масс.

Парламентская республика

- республиканская форма правления, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом.

Парламентские партии

- партии, ориентирующиеся на парламентскую работу, на функционирование в рамках парламентаризма, то есть самого парламента, а также местных, коммунальных, региональных и других правительственных органов.

Партийная система

- устойчивые связи и отношения партий друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

Пассивное избирательное право

- установленное законом право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, это право быть избранным.

Патриархальная политическая культура

- тип культуры, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, к центральной власти. Политические интересы людей не выходят за рамки своей общины, деревни, местности.

Подданническая культура

- тип культуры, отличающийся сильной ориентацией граждан на политические институты, но низким уровнем их активности. От центральной власти подданные ожидают либо приказов, либо благ.

Политика

- организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, направляющая жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран.

Политическая власть

- реальная способность тех или иных социальных субъектов подчинить своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Это способность и возможность общественных сил приводить свою волю в политике в соответствии со своими потребностями и интересами.

Политическое воспитание

- процесс систематического и целенаправленного воздействия на политическое сознание и поведение населения, включающий формирование сознания и самосознания отдельной личности, группового политического сознания и общественного сознания в целом.

Политическое господство

- структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения управленческого труда и связанных с ним привилегий - с одной стороны, и исполнительной деятельности - с другой. Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, в другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.

Политическая деятельность

- сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти и подчинения данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

Политическая жизнь

- совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней.

Политическая идеология

- форма политического сознания, определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся подчинения общественного мнения собственным идеям. Политическая идеология - это разновидность группового сознания.

Политический институт

- обозначение двух классов политических и социальных явлений: 1) политические учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительным аппаратом (правительство, парламент, городской совет и др.), 2) формы и сущность политических функций, типов управления (институт президентства, представительства и др.).

Политическая интеграция

- сплочение, слияние общественных, государственных структур в рамках государства или в более широкую межгосударственную общность. Межгосударственная политическая интеграция происходит путем создания новых институтов власти с передачей им части суверенных прав национальных политических органов.

Политическая культура

- исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения, ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения людей.

Политическое лидерство

- постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

Политические отношения

- взаимодействие субъектов политики и власти, при котором происходит их объединение или разобщение, обмен информацией, знаниями, влиянием, передача волевых побуждений от одного субъекта другому.

Политическая партия

- организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Политический переворот

- изменение отношений внутри самой власти, персональные изменения в центре, принимающем политические решения, путем использования непосредственного политического насилия.

Политические права

- основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, совести и др.

Политический процесс

- реальное взаимодействие субъектов политики, совокупность их действий по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Политический процесс - это технология осуществления власти.

Политическая психология

- практическое сознание субъектов политики, формирующее непосредственные мотивы их политического поведения. Главное содержание психологии составляют политические эмоции и чувства.

Политический режим

- характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Различаются демократические, авторитарные, тоталитарные режимы.

Политическая система

- совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Это механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий государство, политические партии, ассоциации, объединения, группы индивидов, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.

Политическое сознание

- восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния.

Политическая социализация

- процесс включения индивида в политическую систему. Это процесс усвоения социально-политических знаний, норм, традиций, стандартов поведения, ценностей культуры, формирования качеств и свойств, позволяющих человеку адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции.

Политическое участие

- средство выражения и достижения интересов людей. Это участие масс в формировании элиты, в признании ее легитимности, в формулировании проводимой ею политики и в контроле за ее осуществлением. Это вовлечение индивидов, групп в политико-властные отношения.

Политическая элита

- понятие, отражающее особую роль верхушки господствующего класса, которая непосредственно осуществляет политическое руководство обществом, стоит у руля государственного управления.

Права человека

- принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно права). Изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

Правовое государство

- тип государства, воплощающий принципы конституционализма, ограниченный в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

Представительная демократия

- опосредованное участие граждан в принятии решений, в выборе ими своих представителей в органы власти, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Принятие решений

- процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. Это технологическое преобразование политической власти в управлении социальными процессами.

Президентская республика

- республиканская форма правления, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит президенту. Президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства.

Пропорциональная система

вид избирательной системы, основанной на принципе пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами. Избиратель голосует не за индивидуальных кандидатов, а за партийные списки.

Прямая демократия

- непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением. Возможна в небольших коллективах, общинах, на уровне местного самоуправления.

Разделение властей

- механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти, предполагающий разделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга.

Рационально-правовая легитимность

- способ властвования, основанный на рационально понятом интересе, который побуждает людей подчиняться решениям правительства. Граждане подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Революция

- преобразование всего существующего общественного порядка, построение новой социальной системы, основанной на других принципах легитимности.

Республика

форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам, либо большинству их. От имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми прямым или косвенным волеизъявлением.

Ресурсы власти

- средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Распространено деление ресурсов на экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные.

Реформы

- изменение какой-либо существенной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя. Реформы - это частичные изменения, уступки, имеющие профилактический характер.

Социал-демократическая идеология

- доктрина постепенного реформирования буржуазного общества на основе утверждения демократии во всех сферах жизни - политической, экономической, социальной и международной. Основные ценности демократического социализма - свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Социал-демократические партии возникли в конце XIX- начале ХХ века.

Социализм

- социально-политическая доктрина, утверждающая принципы социального равенства, справедливости, коллективизма, общественной собственности на средства производства. Существуют различные социалистические концепции и подходы к пониманию социализма.

Социальное государство

- понятие, обозначающее способность государства осуществлять современную социальную политику: заботиться о трудоустройстве населения, правах человека, социальной справедливости и т.п.

Социальные права

- права, призванные обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья. Образование и др.

Средства политики

- инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия. Это совокупность возможностей осуществлять политику и власть.

Стратегия в политике

- система крупномасштабных решений и намеченных направлений деятельности, реализация которых призвана достичь основных целей, которые ставят перед собой на исторически определенный срок государственные институты, партии, общественно-политические организации и другие субъекты политики. В идеальном варианте стратегия - научная теория достижения одной из основных политических целей.

Строго централизованные партии

- идеологически ориентированные, высокоорганизованные, со строгой дисциплиной, жесткой иерархией, почитанием политических вождей партии.

Субъекты политики

- индивиды и социальные группы, а также организации, принимающие непосредственное участие в политической деятельности.

Суверенитет

- независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Суверенитет государства предполагает во внутренней жизни верховенство правительства и формируемых им административных структур, а во внешнеполитических делах - признание международным сообществом права данного правительства на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими правительствами.

Тактика в политике

- совокупность приемов и форм политической деятельности, направленных на достижение того или иного этапа стратегии, употребляемых в соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при реализации стратегии.

Тоталитаризм

- государственный строй, осуществляющий полный контроль над всеми сферами общественной жизни. Классические формы тоталитаризма - коммунизм советского типа, итальянский фашизм, немецкий национал-социализм.

Традиционная легитимность

- способ властвования, основанный на обычаях, традициях, вере в священный характер существующего порядка. Традиционная легитимность характерна для монархий.

Унитарное государство

- форма территориального устройства государства, представляющего собой единую, политически однородную организацию, состоящую их административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство.

Фашизм

- правоэкстремистское политическое движение и идеология, сформировавшиеся в Италии, Германии и Испании в 20-30 годы ХХ века и служившие популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса.

Федерация

- устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, конституцию, а часто и двойное гражданство. Члены федерации не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства.

Харизматическая легитимность

- способ властвования, основанный на вере в исключительные качества, чудесный дал, т.е. харизму руководителя, базирующийся на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

Цели политики

- выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется политическая деятельность.

Экономические права

- права, связанные с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления, условиями производства и рабочей силой. Важнейшие из них - право частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой.

Электорат

- совокупность граждан, обладающих по закону правом голоса.

Элита

- центральное понятие элитарных теорий, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры является высший, привилегированный слой, осуществляющий функции управления, развития науки и культуры, и остальная масса населения, выполняющая нетворческие функции. Элита - творческое меньшинство, занимающее ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни.

Эффективность власти

- результативность власти, степень выполнения ею своих функций в обществе, реализация ожиданий граждан и, прежде всего, наиболее влиятельных слоев - элиты.

Рекомендуемая литература

1. Актон Д. История свободы в античности. // Полис, 1993, № 3.

2. Александров И.А. Монархии Персидского залива. Этап модернизации. М. 2000.

3. Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М. 1995.

4. Алмонд Г., Верба С. Политическая культура и стабильность демократии // Полис. 1992. №4.

5. Антанович Н.А. Окружение политической системы как детерминанта ее функционирования // Веснік БДУ. Серыя 3. 1997. №3.

6. Арендт Х. Традиции и современность (К истории политических идей). // Советское государство и право. 1991, № 2.

7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. И., 1993.

8. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

9. Бобков В.А. Кузнецов Н.В., Осмоловский В.П. Политические партии Беларуси. Мн. 1997.

10. Бобков В.А., Божанов В.А. и др. Исполнительная власть в политической системе Республики Беларусь: теория, опыт, проблемы. Мн. 2002.

11. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985.

12. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (конституционно-правовой статус). Учеб. пособие. Мн., 1999.

13. Введение в теорию политических систем: Учебное пособие для студентов по курсу "Политология" (С.В. Решетников, В.В. Ровдо, А.А.Головко и др.) - Мн.: Белгосуниверситет, 1995.

14. Вебер М. Политика как призвание и профессия //Избранные произведения. М., 1990.

15. Воронецкий В.В. В системе европейских координат //Беларуская думка. 1999. №10

16. Всеобщая Декларация прав человека. //Социс. 1991, № 12.

17. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

18. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. М., 1995.

19. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

20. Годин Ю.Ф. Россия и Белоруссия на пути к единению. М. 2001.

21. Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании // Политология. Хрестоматия. Под ред. М.А. Василика. М. 2000.

22. Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.

23. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

24. Даль Р. Введение в экономическую демократию. М., 1992.

25. Данилов А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. - Мн. : Унiверсiтэцкае, 1997.

26. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. 1990, № 9.

27. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

28. Евдокимов В.Б. Политические партии в зарубежных странах (Политико-правовой аспект). Учебное пособие. Екатеринбург, 1992.

29. Егоров А.Н. Политическая система Республики Беларусь // Весн. Бел. дзярж. экан. ун-та. 1998. №2.

30. Иванян Э.А.Двухпартийная система как основа политического процесса в США // США, Канада: экономика, политика, культура. 2000.№11.

31. Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.

32. История политических и правовых учений. Домарксистский период. М., 1991.

33. Завершинский К.Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта // Полис. 2001. №2.

34. Засковец И.А. Женское движение в Республике Беларусь: истоки, традиции и тенденции развития // Беларусь и Россия: императивы общественного развития. Сб. науч. тр. Мн.: ИСПИ, 2002.

35. Кабаченко А.П. Политический процесс и политическая система // Вестник Московского ун-та. Серия 12. Политические науки. 2001. №3.

36. Канетти Э. Масса и власть. // Человек нашего столетия. М., 1990.

37. Качанов Ю.Л. Опыты на поле политики. М., 1994.

38. Кин Джон. Демократия и гражданское общество. М. 2001.

39. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое. // Вопросы философии. 1990, № 6.

40. Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вехи. Из глубины. М., 1991.

41. Козик Л.П., Кохно П.А. СНГ: реалии и перспективы. М. 2001.

42. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей. // Полис. 1993, № 2.

43. Конституция Республики Беларусь (с изменениями дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Мн., 1996.

44. Косолапов Н. Международные отношения и мировое развитие // Мировая экономика и международные отношения, 2000. №2.

45. Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современном государстве // Полис. 1997. №3.

46. Котляров И.В. Беларусь на пути к многопартийности. Мн. 1997.

47. Котляров И.В. Социально-политический портрет Беларуси. Мн., 1996.

48. Кочетков А.П. Политические партии и партийные системы // Вестник Московского ун-та. Серия 12. Политические науки. 1998. №6.

49. Круглова Г.А. Политология. Учеб. пособие для высш. учеб. завед. Мн., 1996.

50. Латыпов У.Р. Мыслить и действовать в измерении завтрашнего дня // Беларуская думка. 1999. №5.

51. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М. 2000.

52. Ленин В.И. Государство и революция. //Полн. Собр. Соч. Т.33.

53. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов-на-Дону, 2000.

54. Макарин А.В. Бюрократия в системе политической власти. С.Пб., 2000.

55. Макиавелли Н. Государь. М., 1989.

56. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. 2-е издание. М. 2000.

57. Маннгейм К. Идеология и утопия // Политология. Хрестоматия. Под ред. М.А. Василика. М. 2000.

58. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8.

59. Матусевич Е.В. Политическая система в Беларуси //Беларусь и Россия: императивы нового столетия. Сборник научных трудов. Мн. 2000.

60. Мельник В.А. Политология. Учеб. для студ. вузов. 3-е изд., испр. Мн., 1999.

61. Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. Мн., 1998.

62. Мельников А.П. Политология. Учеб.-метод. пособие (структурно-логические схемы). Мн., 1999.

63. Милль Дж.Ст. Размышления о представительном правлении. Вермонт, 1991.

64. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии. //Диалог. 1990, №№ 5, 7, 13, 18. 1991, № 3.

65. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. //Вопросы философии. 1989, №№ 3,4.

66. Павлютенкова М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе // Власть. 2000. №8.

67. Панарин А.С. Введение в политологию. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1994.

68. Панарин А.С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. Учеб. пособие для сред. учеб. заведений. М., 1999.

69. Паречина С.Г. Место Президента в системе разделения властей (сравнительный анализ Беларуси и России) // Беларусь и Россия: императивы общественного развития / Сб. науч. тр. Мн.: ИСПИ, 2002.

70. Парсонс Т.. О понятии "политическая власть" // Политология. Хрестоматия. Под ред. М.А. Василика. М. 2000.

71. Платон. Государство. Законы. Политик. М.,1998.

72. Подкопаев В.В. Политическая и экономическая элиты Республики Беларусь: особенности взаимодействия // Беларусь и Россия на пути в XXI век: Сб. ст. / Ред. кол.: Е.В.Матусевич и др.- Мн.: ИСПИ, 2000. - C. 158-164.

73. Подкопаев В.В. Политическая элита РБ: сущность и факторы формирования // Беларусь и Россия: цивилизационные приоритеты: Сб. ст. / Ред. кол.: Е.В.Матусевич и др. Мн.: ИСПИ, 1999. С. 187197.

74. Политическая социология. М., 2001.

75. Политическая теория и политическая практика: Словарь-справочник / Под ред. А.А.Миголатьева. М., 1994.

76. Политические элиты России и Беларуси: Сб. ст. М.Мн.: ИСПИ РАНИСПИ при АП РБ, 2000.

77. Примаков Е. Международные отношения накануне ХХI века: Проблемы, перспективы // Международная жизнь. 1997. №8.

78. Приходько Ф.С. Политический режим. - Мн., 1995.

79. Проблемы формирования новой системы международных отношений / Под ред. В. Снапковского, В. Астапенко. Мн. 2001.

80. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

81. Решетников С.В. Политический процесс. Мн. 1993.

82. Решетников С.В. Политология в Республике Беларусь: теоретико-методологические и прикладные аспекты. Мн., ИСПИ, 1999.

83. Решетников С.В., Антанович Н.А. Системный подход как методология анализа публичной политики Минск, ИСПИ, 2000.

84. Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992.

85. Серебрянников В.В. Ответственность как принцип власти // Социально-политический журнал. 1998. №4.

86. Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. №2.

87. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

88. Специфика формирования социального государства в России и Беларуси. Мн.-М., 2002.

89. Старовойтова Л.В., Ровдо В.В. Теория политики. Учебно-методическое пособие по политологии. Мн., 1994.

90. Сумбатян Ю.Г. Монархия - традиционная форма государственности // Вестник Московского ун-та. Серия 12. Политические науки. 2001.№1.

91. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

92. Тоффлер О. Проблема власти на пороге XXI века. //Свободная мысль. 1992, № 2.

93. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990.

94. Унтелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность: Учебное пособие. М., 1994.

95. Формирование новой элиты в условиях трансформации общества: политические предпочтения и интересы (сравнительный анализ на материалах России и Беларуси). - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 2001.

96. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. //Психоаналитические этюды. Мн., 1991.

97. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

98. Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопросы философии. 1990, № 3.

99. Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х ч. М., 1992.

100. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ