Рефераты
 

Основные этапы развития общественной мысли в Беларуси и идеология белорусского государства

Основные этапы развития общественной мысли в Беларуси и идеология белорусского государства

8

Оглавление

Введение 2

Основные этапы развития общественной мысли в Беларуси и идеология белорусского государства 3

Заключение 9

Список использованной литературы 10

Введение

Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит от наличия в обществе общенациональной идеи, которая должна отражать интересы как общества, так и государства в целом, т.е. быть национально-государственной. Национальная идея - это интегрирующая идея, призванная объединить, а не раскалывать общество. Любая идеология базируется на национально-государственной идее, в которой народ выражает смысл своего исторического существования.

Национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, и без которых нельзя осуществить практическую деятельность белорусского народа: независимость, стабильность и благосостояние.Национально-государственной идеей белорусского народа выступает«построение сильной и процветающей Беларуси».

Основные этапы развития общественной мысли в Беларуси и идеология белорусского государства

Национальная идея формируется в ходе историко-культурного развития общества, определяется представлениями людей о смысле, совершенстве жизни, предназначении человека. Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит от наличия у общества общенациональной идеи.

Национальная идея формулирует отличие одних народов от других. Она отражает то, в чем народы хотят подчеркнуть свое культурное и политическое своеобразие, свою уникальность. Для американцев это общество равных возможностей, когда каждый может добиться всего, чего хочет. Французская идея может быть выражена в триаде «Свобода. Равенство. Братство». Для россиян это «русская идея», определяющая ее особый путь, особую «духовность» и «соборность».

Формирование белорусской идеи, как систематизированного обобщения национального самосознания имеет глубинные корни. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей существования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности.

Становлению белорусской идеи способствовали смешение духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие белорусского самосознания в XX в. (А. Гарун, И. Абдиралович и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский).

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Поиск национальной идеи обусловлен самим временем, необходимостью ответа на исторический вызов, продиктованный происходящими культурно-цивилизационными изменениями в эволюции мировой цивилизации. Беларусь, ее интеллектуальное ядро должны дать ответ на этот вызов, найти идентификацию белорусского социума, самоопределиться как в самих себе, так и в рамках тех процессов, которые происходят в мировом сообществе.

Национальная идея -- это выражение глубинных, высших, общих интересов, то отсюда следует, что ее нельзя сочинить, сконструировать в кабинетах ученых или писателей, а потом издать в виде указа. Она находится в глубинах народного духа, и ее надо услышать. Формулировка национальной идеи -- работа интеллектуалов, национальной элиты, но сама эта идея вырастает из народа, который является ее носителем.

Есть немало ученых, политиков, кто в выдвижении национальной идеи видит лишь отрицательные последствия, так как она рушит все и всяческие перегородки, законы и границы, стремится выразить себя в новой государственности. По мнению академика Д.С. Лихачева, «жизнь по национальной идее неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость к другой расе, другому народу, другой религии. Нетерпимость же обязательно приведет к террору»,,

Национальная идея для страны должна быть общенациональной. Она не подразумевает какого-либо национализма (например, национальная идея, только для русских или для белорусов), не должна противопоставлять разные этносы. Национальная идея -- это интегрирующая идея, которая призвана объединять, а не раскалывать общество. Это должна быть «идея нации-государства», а не «нации-этноса».

Национальная идея, как правило, имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает одним из мощных факторов.

Если сама национальная идея носит вневременной характер, то конкретные формы ее выражения всегда историчны. Как правило, происходит своеобразное «включение» идеи нации в контекст геополитических теорий. На этом уровне осуществляется осмысление места данного народа и его государственности в системе стратегических интересов государств того или иного региона или общемировых.

Создание идеологии государства обусловливает необходимость осмысления исторического опыта белорусского народа, обращения к прошлому, к истокам государственности. Белорусская государственность восходит своими корнями к Древнерусскому государству - Киевской Руси, когда белорусы, русские и украинцы составляли единый народ - Русь. В XI-XII веках была оформлена идея общерусского единства, так актуально звучащая в наши дни.

После распада Древнерусского государства на северо-западной его части возникло Великое княжество Литовское, в котором белорусский этнос занимал доминирующее положение, а белорусский язык был государственным.

В эпоху существования ВКЛ начался процесс формирования этнического самосознания белорусов, что нашло свое выражение в развитии белорусского языка, письменности, национальных обычаев и традиций, философской и политико-правовой мысли. XY-XYI века, по мнению отечественных историков, считаются периодом расцвета белорусской национальной культуры.

Вхождение ВКЛ в состав Речи Посполитой положило начало национальной, культурной и религиозной дискриминации белорусов. Речь Посполитая как государство меньше всего была заинтересована в развитии белорусов как самобытного народа и делала все возможное, чтобы стереть из их памяти этническую принадлежность. Однако наши прадеды, обладая высоким уровнем национального самосознания, развернули национально-освободительную борьбу. Несмотря на польско-католическое давление, гонения, запрет родного языка (1697 г.), белорусы смогли отстоять и сохранить для своих потомков национальную культуру, язык и традиции.

Присоединение белорусских земель к Российскому государству отчасти способствовало национальному возрождению. Существенную роль сыграло начавшееся с середины XIX века изучение быта, культуры, языка и истории белорусов. По мысли царской администрации, оно должно было подтвердить «исконно русский характер «Северо-западного края» и оправдать политику его русификации. Но результаты исследований свидетельствовали о том, что белорусы являются самостоятельным этносом.

Во 2-й половине XIX века стали возникать белорусские культурно-просветительские и общественно-политические организации, ведущие целенаправленную работу по формированию белорусской нации. Как сказал К. Калиновский: «История выработала для белорусов особую национальность, и они владеют всеми условиями для самостоятельного развития».

Однако до начала ХХ столетия государства с названием «Беларусь» в мире не существовало. Только провозглашение 1 января 1919 года Белорусской Советской Социалистической Республики сыграло судьбоносную роль в становлении белорусской государственности. БССР выполнила государственную, политическую и культурную роль объединения белорусской нации.

При всей ограниченности суверенитета в советский период БССР позволила впервые в истории создать нашему народу эффективно действующий аппарат государственного управления, национальную систему образования и культуры, мощную экономику. Одним словом, заложить основу для возникновения независимого и суверенного государства - современной Республики Беларусь.

Национально-государственное самосознание, как важнейшая составная часть мировоззренческой основы идеологии государства - это совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих сущность и специфику представлений членов национальной общности о своей истории, государственности, современном состоянии и перспективах своего национально-государственного развития, а также о роли и месте среди других национальных общностей и характере взаимоотношений с ними. Национально-государственное самосознание включает рациональное осознание своей принадлежности к нации и государству и эмоциональное, зачастую неосознаваемое чувство своей этнической идентичности, принадлежности к своей цивилизационной и государственной общности.

Национально-государственное самосознание лежит в основе того, что можно назвать духом, душой, ментальностью народа. В постижении национально-государственного самосознания важно придерживаться правила: не вкладывать в самосознание народа тех взглядов, представлений, чувств, которых сам народ не находит в своей истории. В этом плане, говоря о национально-государственном самосознании белорусского народа, можно выделить такие ментальные характеристики, которые зафиксированы в его исторической жизни, как: чувство братскости с русским народом; единство образа жизни, территориальной целостности, культурной и цивилизационной общности. Для национально-государственного самосознания белорусского народа характерно также признание сильной государственной власти, эволюционности преобразований, ориентации реформ на широкие слои населения, уважительного отношения к историческому прошлому страны, приверженность делу европейской и международной безопасности, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мирового сообщества.

Патриотизм - любовь к родине - это еще один важнейший компонент идеологии государства. Он связан со строем чувств, мыслей и действий человека, направленных на служение интересам отечества, готовности защищать его от врагов. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств человека, которое формировалась на протяжении многих веков и коренится в его национальной матрице. Через патриотизм человек постигает смысл своей жизни, сопричастность мировому историческому процессу. Как говорится в «Повести временных лет», лучше на родине лечь костьми, чем на чужбине быть в почете! Именно любовь к родине делает человека по-настоящему счастливым. Ю.А.Гагарин говорил, что счастье - это тогда, когда у тебя есть Родина. Любовь к Родине сродни любви к матери. Когда плохо матери, тогда плохо и сыну, когда плохо Родине, тогда плохо и человеку. «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой». Это святое чувство, которое возвышает и облагораживает человека, делает его ответственным за социальное и государственное устройство. И где бы человек ни находился, Родина, как и мать, у него всегда одна.

Заключение

«Пакуль агонь беларускай нацыянальнай ідэі будзе гарець у сэрцах беларусаў, пакуль наш розум будзе імкнуцца здзейсніць мару пра дзяржаўнасць Беларусі, пакуль будзем любіць і шанаваць нашу васільковую і шыпшынную Бацькаўшчыну, пакуль не пакінем матчыну мову, не здрадзім ёй, не адарвемся, як той Антэй, ад роднай зямелькі нашай, датуль Беларусь будзе непераможнай, датуль будзе жыць беларускі народ... »

Список использованной литературы

1. Концептуальные основы идеологии белорусского государства: Методическое пособие. Паречина С.Г.

2. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов. С.Н.Князева, С.В.Решетникова.

3. Интернет портал tut.by.

4. Поисковый сервер google.ru.

5. Интернет сайт twirpx.com.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ