Рефераты
 

Организация работы по подготовке к архивному хранению документов современных политических партий, организаций, движений на примере центра новейшей истории Тульской области

p align="left">Ф5771 - Коллекция документов по выборам депутатов в Тульскую областную Думы (1996-2000 гг.) - 15 ед. хр.

Ф5772 - Тульское региональное отделение движения "Выбор России”. (1992-1993 гг.) - 9 ед. хр.

Ф5773 - Тульская организация движения “Будущие лидеры нового тысячелетия” (1992-1995 гг.) - 19 ед. хр.

Ф5775 - Муниципальный клуб помощников милиции “Феникс” при администрации муниципального образования г. Щёкино Тульской области. (1990, 1993-1997 гг.) - 19 ед. хр

Ф5776 - Тульская областная организация социал-демократической партии России. (1990-1996, 1998 гг.) - 50 ед. хр.

Ф5779 - Тульской областное отделение Российского общественного движения «Союз реалистов» (1995-1999 гг.) - 30 ед. хр.

Ф5780 - Тульское региональное отделение Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом - Россия» (1995-1999 гг.) - 112 ед. хр.

Ф5782 - Тульское городское отделение Общероссийской политической общественной организации «Объединение «Яблоко»» (1995-1999 гг.) - 33 ед. хр.

Ф5784 - Тульское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (1990-1998 гг.) - 198 ед. хр.

5786 - Тульское областное отделение Российского Фонда мира (1969-1995 гг.) - 297 ед. хр.

Ф5788 - Тульское региональное отделение Общероссийской Политической общественной организации «Отечество» (1998-2002 гг.) - 31 ед. хр.

Ф5789 - Тульское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Политическая партия «Демократический выбор России»» (1993-2001 гг.) - 22 ед. хр.

Таким образом, в состав Архивного фонда Тульской области входят архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности общественных объединений, организаций, благотворительных и иных фондов, политических партий и движений, профессиональных союзов, региональных объединений, других организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности с момента их регистрации и составляющие негосударственную часть архивного фонда Тульской области.

Наличие в стране разных форм собственности побудило архивистов ввести понятия государственной и негосударственной частей Архивного фонда Российской Федерации, со всеми вытекающими отсюда последствиями для комплектования архивных учреждений. Определённую роль в формировании подхода к решению проблем архивного дела с позиций необходимости соблюдения общегосударственных интересов сыграли развитие многопартийности в России, акционирование и приватизация учреждений, организаций и предприятий, ранее относившихся почти исключительно к государственной собственности.

Пересмотрен приоритет, отдаваемый государственным организациям при комплектовании, архивисты стали исходить из позиций того, что документы негосударственных организаций, сохранённые госархивами для исследований нашего времени ничуть не уступают другим и являются существенными и важными для характеристики современной эпохи.

Учитывая то, что общественная деятельность партий, объединений, союзов слабо отражается в документах этих организаций, архивистам следует активнее заниматься инициативным документированием конференций, митингов и других мероприятий.

ГЛАВА 2: КОМПЛЕКТОВАНИЕ ЦНИТО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Организация работы по определению состава источников комплектования архива

«Комплектование - это систематическое пополнение архива документами в соответствии с его профилем и действующим законодательством».11. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М., 1998.

с. 4

Важнейшей частью работы по комплектованию госархивов является определение круга источников комплектования архива, и, в частности, определение общественных объединений, от которых документы могут поступать на государственное хранение.

Источниками комплектования являются общественные объединения, в деятельности которых образуются документы, имеющие историческое, социальное, экономическое, политическое, культурное значение.

В соответствии с действующим законодательством органами Федеральной архивной службы совместно с собственниками после экспертизы документов определяются негосударственные организации и граждане, документы которых могут быть переданы на госхранение, т.е. являются источниками комплектования.

В правилах работы государственных архивов указываются следующие основные критерии отбора учреждений, организаций, объединений, документы которых целесообразно принять на государственное хранение:

«- значение организации;

- полнота отражения деятельности организации в документах других организаций;

- профиль архива»11. Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации/Росархив. ВНИИДАД. М.: РООПЭН,2002, с.304.

Именно первый критерий является определяющим для общественных объединений. Отражение деятельности общественных объединений в фондах других организаций очень незначительно. Что касается профиля архива, то практика работы архивистов с общественными объединениями показала не-возможность его строгого учета. Общественные объединения являются собственниками своих документов и в праве выбирать место хранения документов.

Таким образом, наибольшее значение при определении круга общественных объединений - источников комплектования ЦНИТО имеют такие факторы как:

- функционально-целевое назначение общественной организации;

- ее особая роль среди других подобных организаций;

- масштаб деятельности;

- вид организации (организационно-правовая форма) и др.

Роль политических партий, организаций, движений в развитии современного общества неоднозначна. Их деятельность строится на желании непосредственно участвовать в осуществлении функции власти или влиянии на нее в оппозиционной или правящей форме.

Деятельность других организаций направлена на осуществление более узких задач: сохранение и развитие национальных традиций, языка, защита профессиональных и социальных интересов определенных групп людей и т.д.

Общественные объединения первой группы можно в целом рассматривать как потенциальные источники комплектования государственных архивов, несмотря на значительные различия их в зависимости от идеологии, политических целей и методов работы.

Существенное значение при отборе общественно-политических организаций имеет стабильность их существования и степень влияния на общественно-политическую жизнь страны. Однако, в настоящее время, когда происходит становление политической системы, предугадать политическую стабильность конкретной партии, движения очень трудно.

При определении круга источников комплектования главной задачей является формирование полноценной источниковой базы по истории современных общественных движений. Это диктует необходимость привлечения в государственные архивы помимо документов политических организаций и фонды других общественных объединений. При этом не ставится задача полного представительства всех подобных организаций, а лишь отдельных.

Немаловажным аспектом при отборе таких организаций является состояние документационного обеспечения в организации, количественный и качественный состав, образовавшихся документов, позволяющий полноценно осветить ее деятельность, степень сохранности архива.

Кроме того, интерес представляет и организационно-правовая форма общественного объединения, от которой во многом зависит и влияние общественного объединения на общественные процессы, и масштаб его деятельности.

Однако существуют определенные факторы естественным образом ограничивающие круг общественных организаций - источников комплектования ЦНИТО:

- отсутствие правового механизма, который вынуждал бы общественные организации передавать свои документы на госхранение. В частности, не обеспечивается выполнение статей Положения об Архивном фонде Российской Федерации, где указывается, что общественные организации обязаны представлять сведения о своих фондах и документах с целью их государственного учета (ст. 18), не могут уничтожать документы без согласования с учреждениями Федеральной архивной службы (ст. 19), обязаны представлять преимущественное право госархивам в приобретении документов (ст. 22);

- значительная часть общественных организаций не является устойчивыми структурами. Как правило, они недолговечны, часто объединяются с другими организациями, преобразовываются, меняют название или политическую ориентацию. Это усложняет выявление и контроль за такими организациями;

- в большинстве организаций отсутствует четко поставленное делопроизводство и система хранения документов. Это ведет к утрате документов и ограничивает возможности получения фондов общественных объединений государственными архивами;

- непонимание исторической значимости своих документов, а также недоверие к государственным структурам со стороны общественных организаций затрудняет поступление их документов в госархивы.

Следствием такого положения стало коренное изменение характера комплектования архива, усложнение работы архивистов на этапе определения круга источников комплектования. Помимо выявления и изучения деятельности общественных организаций с целью определения ценности их документов для включения в Архивный фонд Российской Федерации, в обязанность архивистов вошла также агитационная, разъяснительная работа о преимуществе государственного хранения документов среди общественных объединений.

Работа по комплектованию архивов состоит из нескольких этапов:

- установление профиля архива;

- определение источников комплектования;

- определение состава документов, подлежащих хранению в архиве;

- организация комплектования.

Правовой и нормативной основой комплектования архива являются законы и иные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, распорядительные и нормативные документы Федеральной архивной службы России, органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В настоящее время вопросы комплектования, как и другие вопросы архивного дела, регулируются двумя основными правовыми актами:

- «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»;

- «Положением об Архивном фонде Российской Федерации».

Последние годы Росархив занимался подготовкой новой редакции «Основ законодательства», которая неоднократно рецензировалась в субъектах Российской Федерации.

Последняя редакция (2001 г.) «Основ» в целом давала больше возможностей для правового регулирования всех направлений архивного дела.

Однако, даже в случае её принятия, она не смогла бы стать настоящей правовой основой для реформирования архивного дела.

В настоящее время подготовлен новый проект Федерального Закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Он вобрал в себя и усилил функции, которые ныне прописаны в «Положении об Архивном фонде Российской Федерации».

В проекте Законе имеется ряд новых положений в области комплектования:

- ст. 5. Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации. Здесь подчёркнута роль экспертных служб; упомянуто об экспертизе всего комплекса образовавшихся документов;

- ст. 20. Впервые в законодательстве упомянуто об источниках комплектования государственных архивов;

- ст. 24. Обязанности ведомств. Обязанность частных структур обеспечивать отбор и передачу в государственные архивы документов государственной и муниципальной собственности;

- ст. 16. Контрольные функции архивных органов серьёзно усиливаются - новые возможности воздействия на ведомства, что даёт основания поставить вопрос о создании инспекций в составе архивных органов, увеличении их численности.

В соответствии с «Рекомендациями по организации и ведению списков учреждений, организаций и предприятий - источников комплектования государственных и муниципальных архивов» в списки источников комплектования архивов «подлежат включению:

- государственные и муниципальные организации, в деятельности которых образуются документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации;

- бывшие государственные организации - источники комплектования, временно хранящие архивные документы, образовавшиеся в их деятельности до изменения формы собственности и относящиеся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации;

- негосударственные организации, общественные и политические движения и партии, физические лица, документы которых в установленном порядке отнесены к негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации и заключившие с федеральным, государственным или муниципальным архивом договор о передаче своих документов на постоянное хранение»11. Рекомендации по организации и ведению списков учреждений, организаций и предприятий - источников комплектования государственных и муниципальных архивов. М. 1999. с. 18 .

Все организации, изменившие форму собственности, но временно хранящие документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда, включаются в состав списка без договора (соглашения).

Таким образом, источниками комплектования государственных архивов являются и организации нового типа, в деятельности которых образуются документы, имеющие историческое, культурное, научное, социальное, экономическое, политическое значение, подлежащие обязательной передаче на государственное хранение (организации с государственной или муниципальной формой собственности) и на основе договора (с другими формами собственности).

Среди источников комплектования особую группу составляют общественные организации - партии, союзы, движения, студии, клубы и др. Критерии определения источников комплектования в отношении этой категории фондообразователей только разрабатываются. Опираясь на опыт центров хранения современной документации, можно наметить общие тенденции в отборе на постоянное хранение документов этих организаций. На основании изучения хроники общественно-политической жизни архивисты делят всю совокупность современных общественно-политических организаций по направлениям и характеру их деятельности на общественно-политические, религиозные, правозащитные, культурные, экологические и др.

Политические организации в свою очередь по ориентации подразделяют на национал-патриотические, марксистские, социал-демократические, либерально-демократические и др.

В каждой из этих групп выделяются, в свою очередь, лидирующие организации, в документах которых наиболее полно должна отразиться история того или иного общественно-политического направления. Далее, при непосредственном изучении архива организации вступает в силу критерий истории фонда, т. е. наличие в архиве организации документов, наиболее полно отражающих важнейшие события общественно-политической жизни страны и региона, а также деятельность самой партии и ее лидеров, различных движений, структуру региональных отделений движения.

При составлении списка учреждений, организаций и предприятий - источников комплектования ЦНИТО документов новейшей истории использовались указанные критерии.

При определении состава источников комплектования ЦНИТО документов новейшей истории проводилась следующая работа:

- выявлялся и уточнялся состав организаций, расположенных в зоне комплектования архива;

- изучались функции, выполняемые организациями;

- изучался состав документов, образующихся в деятельности организаций;

- решался вопрос об отнесении организации к составу источников комплектования.

В 2004 году список источников комплектования включает в себя 64 общественно-политических объединений, с 27 организациями заключены договора о сотрудничестве (Приложение № 1)11. Список организаций-источников комплектования Центра новейшей истории Тульской области, закрепленного за специалистами отдела комплектования. Тула, Машинопись, 2002г.. Но процесс выявления источников комплектования не закончен, так как продолжается процесс, складывания партийной системы России.

Документы организаций - источников комплектования могут поступать на хранение в архив полностью или выборочно.

«При полном приеме в архив поступают все ценные документы от каждой конкретной организации - источника комплектования полного приема (форма приёма 1).

При выборочном приеме в архив поступают:

- все ценные документы от отдельных организаций определенного вида источников комплектования группового выборочного приема (форма приёма 2.2);

- часть ценных архивных документов, из числа неповторяющихся в фондах других организаций, от конкретной организации - источника комплектования повидового выборочного приема (форма приёма 2.1)»22. Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации. М., 2002. С.135.

ЦНИТО придерживается идеи приема документов от политических партий, организаций, движений по полной форме, в том числе в виде россыпи, с целью сохранить максимально полную информацию об общественно-политической жизни современной России. Общественно - политические партии и движения внесены в список по полной форме приёма.

В современных условиях сотрудники ЦНИТО используют методы «активного комплектования», к которым относится:

- проведение бесед с фондообразователем о важности сохранения их документов;

- выявление потенциальных источников комплектования в органах регистрации юридических лиц, а также на основе изучения хроники общественно-политической жизни;

- анкетирование, интервьюирование лидеров и членов партий и движений;

- сбор воспоминаний, составление хроники событий;

- сбор документов, отражающих общественное мнение, участие во встречах, «круглых столах» с фондообразователями.

Основой работы по «активному комплектованию» является высокий профессионализм, компетентность, вежливость и активная жизненная позиция архивистов.

Перед архивами встала принципиально новая задача налаживания отношений с собственниками документов. Усилилось внимание к документам, отражающим неофициальную историю, общественную жизнь. То есть речь идёт о приёме документов от политических партий и общественных движений. В этом немалую роль играют появившиеся в последние годы центры хранения современной документации, новейшей истории, архивы общественных движений. Вырабатываются новые критерии отнесения организаций к составу источников комплектования. Работа осуществляется как централизованно, так и на местном уровне. Архивисты занимают активную позицию и устанавливают связи с лидерами и представителями общественно - политических партий и движений.

Специалистами отдела комплектования ЦНИТО разработан пакет документов по организации работы с современными организациями, в который входят: договор о сотрудничестве ЦНИТО и организации; примерный перечень документов современных партий, общественных движений, объединений, подлежащих сдаче на госхранение в ЦНИТО; рабочая инструкция по комплектованию, упорядочению, описанию и использованию документов современных партий, общественных движений объединений в ЦНИТО; памятка по ведению наблюдательных дел, при работе с современными партиями, движениями, объединениями; методические рекомендации «Особенности экспертизы научной и практической ценности, определение фондовой принадлежности и систематизация документов местных отделений современных политических партий, движений, объединений». Необходимость проделанной работы вызвана тем, что в данный период отсутствует достаточная методическая база, регламентирующая порядок работы с документами в организации подобного типа, начиная от заключения договора до передачи на госхранение, а также укомплектованность архивов квалифицированными кадрами

Архивистами в настоящее время ведется прием документов от общественных организаций по полной форме, в том числе в виде россыпи. Ведь не принятые на хранение документы буду фактически утеряны для историка - политологических исследований, а содержащуюся в них информацию по другим документам восстановить возможно далеко не всегда.

Таким образом, источниками комплектования государственных архивов являются организации нового типа, в деятельности которых образуются документы, имеющие социально-политическое значение, подлежащие обязательной передаче на государственное хранение.

2.2 Экспертиза ценности документов общественных объединений

При формировании полноценной источниковой базы по истории современного общественно-политического процесса наиболее сложным является комплекс работ по определению состава документов, подлежащих приему в госархивы.

Состав документов, подлежащих государственному хранению, определяется в результате экспертизы их ценности.

Экспертиза ценности документов общественных объединений основывается на традиционных критериях, выработанных в процессе архивной практики.

«Экспертиза ценности документов - отбор документов на государственное хранение ил установление сроков их хранения на основе принятых критериев»11. ГОСТ Р 51141 - 98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М., 1998. С.4.

К основным критериям экспертизы ценности документов относятся: значение общественного объединения или лица, время и место образования документа, значение имеющейся в документе информации (уникальной и типической), повторение информации документа в других документах, подлинность документа, его физическое состояние, учитывается фактор степени полноты сохранности фонда.

Экспертиза ценности документов общественных организаций проводится:

1. При первичном отборе документов в общественном объединении;

2. При научно-технической обработке документов в ЦНИТО.

При первичном отборе экспертиза ценности документов осуществляется совместно специалистами ЦНИТО и общественного объединения.

Приступая к экспертизе ценности документов, специалисты архива подробно знакомятся с историей фондообразователя, составом и содержанием документов.

Каждый документ партии, общественного движения, объединения просматривается полистно.

Первичный отбор документов на госхранение осуществляется в общих чертах еще при заключении договора о сотрудничестве. Организация сама решает, какие документы должны быть представлены в ее фонде. Это решение может закрепляться перечнем документов, передаваемых на госхранение, прилагаемом к договору, который составляется при помощи сотрудников ЦНИТО. Поэтому большое значение имеет квалификация архивистов, а также детальное изучение ими целей, функций и деятельности общественного объединения.

При проведении экспертизы ценности документов необходимо учитывать несколько факторов, которые влияют на процесс документирования в общественном объединении:

- виды и формы объединения;

- наличие делопроизводственной службы и ее культура;

- наличие фонофотовидео техники.

От формы и вида организации зависит объем, состав и тематика документальных материалов, создаваемых ею. Так, полнота документирования деятельности политической партии и состав документов ее фонда, как правило, значительно отличается от документирования деятельности политического клуба, кружка, общественных объединений действующих в области науки, культуры из-за разности целей и задач, организационной дисциплины и масштабов деятельности. При проведении экспертизы ценности необходимо определить оптимальный состав документов каждой конкретной организации.

При наличии делопроизводственной службы в общественных объединениях информация об их деятельности представлена документально наиболее полно.

В большинстве же случаев делопроизводство в общественных объединениях не налажено на достаточном уровне, документов создается не так много, как в государственных организациях, они не достаточно отражают деятельность организации, порой важные мероприятия не документируются, документы, утратившие практическую, но не историческую ценность, могут быть уничтожены.

Поэтому необходимо максимально внимательно относится к любым, имеющимся в организации документам.

Если в общественных объединениях имеется фонофотовидеотехника могут создаваться документы на различных технических носителях (фотофоновидеодокументы), не только иллюстрирующие и дополняющие, но и заменяющие многие документы на традиционных носителях. Это вызывает необходимость комплексного подхода к экспертизе ценности документов.

При рассмотрении вопросов экспертизы и отбора необходимо уделить особое внимание документам, относящимся к начальному этапу развития общественных объединений, когда только закладывались основы их деятельности, и документирование деятельности в тот период было минимальным.

Учитывая также, что множество организаций, сыгравших определенную роль в истории развития нашего общества к моменту начала работы государственных архивов с общественными объединениями прекратили свое существование, и документов об их деятельности сохранилось немного, важно правильно определить значимость имеющихся в распоряжении архивистов документов.

Кроме того, практика работы с документами общественных объединений позволила выделить несколько особых черт присущих документации общественных организаций:

- почти полное отсутствие повторяемости информации в документах, что связано с особенностями документирования деятельности организаций, когда крайне редко создаются сводные или отчетные документы. Поэтому особое внимание при отборе надо уделять первичной документации и документации массового характера;

- в частности, не всегда составляются и редко передаются на госхранение сводные бухгалтерские документы (отчеты, сметы), поэтому первичные финансовые документы (ведомости уплаты членских взносов, платежные документы о получении финансовой помощи спонсоров и распределении финансовых средств) могут помочь в освещении вопросов финансирования общественных объединений;

- применительно к общественным объединениям следует подчеркнуть важность переписки. Такие аспекты деятельности, как взаимоотношения с другими общественными организациями, связь с местными отделениями, порой можно уяснить, только изучив переписку. Переписка может иметь большую информационную ценность;

- значительная часть документов, создаваемых в общественных органи-зациях, предназначена для тиражирования (листовки, заявления, обращения, плакаты, агитационно-пропагандистские брошюры). Причем подлинники не всегда сохраняются. Тиражированные экземпляры наряду с подлинниками должны быть представлены в фонде организации, в том числе и периодические издания общественного объединения, т.к. в настоящее время библиотеки не имеют возможности собирать все печатные издания и, как правило, печатная

продукция общественного объединения, если и поступает в библиотеки, то не в полном объеме, а то и вообще не поступает;

- наличие в фондах общественного объединения большого количества вариантов, проектов документов, причем варианты, как правило, разных авторов.

Если проекты или варианты значительно отличаются от утвержденных, а также, если они персонифицированы (написаны различными членами общественного объединения), то они несомненно должны быть представлены в фонде организации, т.к. позволяют отразить различные точки зрения на принципы деятельности организации, основные этапы становления организационных основ общественного объединения.

- документы общественных объединений не всегда оформлены в соответствии с общепринятой системой делопроизводства, на многих из них отсутствуют реквизиты юридической достоверности документов (подписи, печати, и т.п.), часто документы не датируются, копии не заверяются.

Указанные особенности вызывают необходимость нетрадиционного подхода к экспертизе ценности документов в общественных объединениях, который соединяет в себе принципы и методы экспертизы ценности документов государственных организаций и личных фондов.

При первичном отборе документов в общественных объединениях необходима совместная с сотрудниками объединения работа по атрибутации документов (установление даты, автора документа).

Подход к отбору документов общественных организаций на госхранение должен быть индивидуальным в каждом конкретном случае и учитывать степень значимости самой организации, и сложность периода формирования организаций, и недостатки системы ее делопроизводства.

Однако важнейшие принципы экспертизы ценности документов действуют и в отношении документов общественных объединений.

На госхранение должны поступать подлинники документов, при их отсутствии - заверенные копии.

Учитывая плохую сохранность документов общественных объединений, особенно в начальный период их развития, и ставя целью формирование наиболее полного комплекса документов по истории общественных объединений, можно и нужно отбирать на госхранение и документы, не обладающими реквизитами юридической достоверности (подписями, печатями), но имеющими информационную ценность. Это - незаверенные копии, ксерокопии документов. Такие документы могут иметь только статус проекта (черновика, макета, варианта). При описании таких документов необходима ссылка на копийность (в заголовке или в предисловии к описи).

Помимо того, копии и ксерокопии можно заверить у ответственного ли-ца общественного объединения во время передачи их в госархивы.

В некоторых общественных объединениях хранение документов организовано в виде автоматизированных баз данных. Если подлинник не сохранился, допустимо принять на госхранение от общественного объединения компьютерную распечатку документа, но обязательно заверенную ответственными лицами.

Незаверенная компьютерная распечатка имеет также статус проекта документа, что необходимо отразить при описании документа.

Вопрос о приеме в госархивы документов на электронных носителях (дискеты) пока находится в стадии обсуждения. Однако, исходя из практического опыта и современного законодательства, можно сказать, что документы на электронных носителях не имеют юридической подлинности и могут считаться также копией, имеющей информационное значение (за исключением тех случаев, когда к ним приложены юридически удостоверенный акт, что передаваемая дискета является единственным экземпляром, а файл на базовом компьютере уничтожен).

В настоящее время в архиве еще не созданы условия для хранения документов на электронных носителях.

Что касается документов на других технических носителях (видеофотофонодокументы), то принцип отбора их на госхранение детально разработан в "Правилах работы с кинофотофонодокументами в государственных архивах", видеодокументы отбираются по аналогии с кинодокументами.

При экспертизе ценности документов на специальных носителях помимо исторической значимости документов достаточно много внимания уделяется его техническому качеству.

Что касается принципов экспертизы документов при формировании коллекций документов, то они сохраняются (фиксация места, времени, а также владельца документов, других пояснительных данных). Специалистами ЦНИТО проводится отбор документов путем «инициативного документирования». Первоначальный отбор происходит на стадии, когда решается, какое событие или мероприятие, проводимое общественным объединением, должно быть представлено документально в государственном архиве, как имеющее особое значение для развития общественно-исторического процесса и каким способом его зафиксировать (фото, видео, аудиозапись).

Впоследствии экспертиза таких документов проводится в основном в отношении технического качества документа.

Следует отметить, что проведение первичного отбора документов в общественных объединениях, при формировании коллекций или инициативного документирования значительно облегчает вопросы экспертизы ценности документов при научно-технической обработке в архивах. На этом этапе в основном решается вопрос выявления повторяющейся информации. Поэтому большая часть документов, поступивших в архив после предварительного отбора, передается на госхранение.

В полной мере вопросы экспертизы ценности при научно-технической обработке стоят только в отношении комплексов документов, полученных от организаций или коллекционеров в россыпи без предварительного отбора.

В данном случае помимо экспертизы ценности документов проводится выявление недостающих документов и их поиск. Указанные вопросы решаются совместно с руководством организаций и найденные документы, с их согласия, подсоединяются к переданным ранее документам, либо в научно-справочном аппарате к описи документов указывается их местонахождение.

Документы, выделенные в результате экспертизы, как не имеющие ценности, по желанию организации возвращаются, или они включаются в акт об уничтожении не имеющих ценности документов, который согласовывается с руководством организации.

Волна политической жизни России и развития многопартийности возникла с началом реформ в апреле 1985 года. В начале 1991 года в стране действует около 20 всесоюзных партий, а к концу 1994 года в России числится 60 политических всероссийских и межрегиональных партий.

Партии являются составной частью общественно-политической структуры общества, оказывают существенное влияние на формирование позиций граждан, общественного мнения, выступают в качестве катализатора социальных процессов, корректируют деятельность властных структур. Политические партии в России еще переживают период своего становления.

Характеризуя документы Тульских региональных партий, движений, объединений, нужно отметить, что полнота и ценность их с точки зрения историзма различна, как различно значение этих партий в политической жизни региона.

Рассматривая документы Тульских современных политических партий, движений, объединений, применяя критерий происхождения: цели и деятельность партийных организаций в жизни Тульской области, время и место образования документов. Следует отметить, что такие партии как “Тульский Союз анархистов” (фонд №5757) и “Тульская организация социалистического рабочего союза (Советская секция рабочего интернационала за возрождение 4-го интернационала)” (фонд №5760), действующие на территории региона в первые годы перестройки, внесли свой вклад в политическую жизнь области, познакомив общественность с идеями мирного анархизма, идеалами гуманизма, экологической гармонии, самоуправления, созданием высокоорганизованного демократического общества.

Эти партии прекратили свою деятельность на территории области, однако, документы из их фондов, будут, несомненно, представлять историческую ценность для исследователей.

Наиболее ярко проявляли свою деятельность в период выборов губернатора, депутатов в Тульскую областную думу, глав администраций городов области - существовавшая как самостоятельная организация - Тульская областная организация “Народная партия свободная Россия” (фонд №5759) и избирательный блок Тульское региональное отделение движения “Выбор России” (фонд №5772).

Определенную роль в политической жизни общества играют такие партии, как Тульская организация движения “Будущие лидеры нового тысячелетия” (фонд №5773), ставящая целью подготовку новых лидеров в интересах российского общества; Тульское региональное отделение аграрной партии России (фонд №5761), защищающая интересы и права тружеников села; Народное движение “Гражданская солидарность” выступающее за развитие политической активности и инициатив граждан - жителей Тульской области.

Наиболее активная и многочисленная на территории Тульской области - Тульская региональная организация “Либерально-демократическая партия России” (фонд №5762) проводит пропаганду идей либерализма, участвует в формировании органов власти.

“Тульская областная организация социал-демократической партии России” (фонд №5776) выступает за социально-ориентированную многоукладную рыночную экономику, поддерживает малый бизнес.

Российское движение “Мир без насилия” (фонд №5770) в отличие от других тульских политических партий, движений, объединений, является движением федерального значения, со штаб-квартирой в городе Туле.

Российское движение “Мир без насилия” выступает за создание мира без насилия, укрепление и поддержание гражданского мира и согласия в обществе, внутри каждого человека, в семье. Движение совместно с администрацией Тульской области проводит ежегодные Яснополянские походы мира, встречи “Круглые столы”.

Муниципальный клуб помощников милиции “Феникс” при администрации г. Щекино Тульской области (фонд №5775) является общественной молодежной организацией. Клуб ведет большую работу среди подростков, помогая каждому стать физически и нравственно полноценной дисциплинированной личностью, быть патриотом Родины, помогать органам УВД.

Как видим, Тульские политические партии имеют разные цели и по своей политической активности не одинаковы.

Руководствуясь критерием содержания, следует признать, что документы всех Тульских политических партий, движений, объединений - уникальны. Документы освещают пути влияния партий на позиции общественных организаций, органов власти; через свои программные документы дают возможность более полно составить представление о политической партии, движении; определить их главную стратегию; выявить приоритеты, что, несомненно, даст интересный срез политической жизни Тульской области для будущих исследователей.

Что касается видов документов, то все Тульские политические партии, движения, объединения имеют такие документы: устав, программа, материалы съездов, протоколы собраний, политические заявления, обращения, листовки, удостоверения. В некоторых движениях, таких как Российское движение “Мир без насилия” (фонд №5770), Тульское региональное движение “Выбор России” имеется переписка, отчёты, финансовая документация.

Тульская региональная организация “Либерально-демократическая партия России” (фонд №5762) передает на хранение в архив много печатных изданий - книг, брошюр, из которых создается внутрифондовая коллекция.

В основном документы политических партий подлинные, но встречаются копийные и дублетные экземпляры. Архив принимает на хранение все документы, учитывая желание фондообразователя сохранить все сданные им материалы.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ