Рефераты
 

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения

11

Содержание:

Введение 3

Общественно-политические движения

1. Прокомментировать точку зрения, согласно которой подавляющее большинство современных российских партий в действительности являются общественно-политическими движениями. 5

2. Определить значение этнических движений в современной России. Каким на ваш взгляд, является их влияние на общество? Положительным или отрицательным? Почему? 10

Заключение 13

Список литературы. 14

Введение.

В настоящее время наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере. Однако, наряду с открывшимися возможностями перед россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Так, люди старшего поколения до сих пор не могут привыкнуть к “либерализованой” экономике, считают коммерсантов перекупщиками-спекулянтами, не понимая, что это тяжёлый труд.

Гораздо легче и проще было раньше и политическое устройство нашего государства. Одна партия, один лидер, единственная идеологическая схема. Но не только людям старшего возраста нелегко сориентироваться в этом многоцветии партий и движений. Молодёжь находится в ещё более противоречивом положении. Старые ценности изжили себя, а новые еще окончательно не сформировались. Молодым людям зачастую приходится путём искания ошибок находить для себя приемлемый вариант для достижения цели в соответствии со сложившимся стереотипом, отвечающий их потребностям, политического лидера. Россия всегда шла своим необычным путем, как в культурном развитии, так и в политическом. В настоящий момент ситуация может непредсказуемо измениться. Поэтому каждый гражданин должен для себя сделать чёткий вывод, понять, что бы он желал изменить в нашей жизни, какую позицию по отношению к устройству государства, политической власти, внутренней и внешней политики правительства он занимает.

Очень часто бывает так, что избиратели не хотят идти на выборы, равнодушно ожидая, кто же окажется у власти. Он говорит что один голос, “именно его”, ничего не решает. Такая всеобщая пассивность, гражданское бездействие, могут привести к возможности лёгкого манипулирования ситуацией в стране со стороны наиболее коррумпированных политических кругов. В данное положение вещей стало следствием многолетнего коммунистического воспитания, когда все политические события происходили без ведома, а очень часто за спиной его граждан. Выборы депутатов были чисто формальным действием и, по всей вероятности, мало что значили.

Данная работа посвящена как вообще феномену политики, так и политическим партиям и движениям, как субъектам политической деятельности. Рассматриваемая тема, очень важна именно в такой сложный момент истории России, когда необходимо много знать и во многих политических вопросах разбираться обычному человеку, и чтобы правильно сделать выбор и тем самым способствовать формированию и более совершенного общества, являющегося как бы средой обитания, как своеобразной атмосферы необходимой для полноценной жизни человека и более разносторонней самореализации личности.

1 Прокомментировать точку зрения, согласно которой подавляющее большинство современных российских партий в действительности являются общественно-политическими движениями.

Общественно-политическое движение - это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они как правело, отличаются непостоянным числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений является солидарность и добровольность их участников [2, стр. 420].

Этимологически “партия” означает “часть”, “отдельность”, элемент политической системы. Существует множество подходов к определению сущности политических партий:

понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан).

трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм).

институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М.Дюверже).

Другие подходы к определению партий:

-партия - носитель идеологии;

-партия - длительное объединение людей;

-цель партии - завоевание и осуществление власти;

-партия стремится заручиться поддержкой народа.

Грани между партиями и другими политическими объединениями носят нечеткий характер и зачастую стираются.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

Первой массовой и постоянно действующей партией была либеральная партия в Англии (с 1861 г.). Причинами возникновения массовых политических партий послужило распространение всеобщего избирательного права.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных групп населения (как правило экономических или национальных).

Партии не однородны и имеют внутри себя фракции - группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.

Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.

Российская многопартийность пока ещё находится на стадии становления. Немногочисленные партии, не имеющие прочных корней в обществе и апеллирующие к абстрактным идейным ценностям, а не к реальным интересам социальных групп, скорее всего, исчезнут с политической карты. Выдержать конкуренцию смогут только те политические партии, которые найдут поддержку в широких социальных слоях российского общества, будут представлены во властных, а также в финансово-промышленных структурах, смогут выдвинуть из своей среды и поддержать сильных и ярких политических лидеров, пользующихся влиянием у всех основных слоёв и групп России [5, стр.384].

На политической арене действуют различные политические силы, причём одни из них открыто, осуществляя различные политические акции, их называют реальными; другие предпочитают другие формы реализации групповых интересов. Последние называют латентными (скрытыми), это - лобби, заинтересованные группы, клиентелы, т.е. объединение единомышленников вокруг видных политических деятелей, связанных отношениями личной зависимости, что ведёт к прекращению их политической деятельности вместе с уходом влиятельного патрона.

Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической арене, самой влиятельной является партии. Они представляют и выражают групповые и индивидуальные интересы и служат главным элементом гражданского общества. Трудно представить себе общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок.

Не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. Признаки, отличающие партию от других политических сил, сформулировали современные американские политологи Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие».

Первый признак заключается в том, что партия - это организация, т.е. достаточно длительное по времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать её от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.

Второй признак партии - существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

Третий признак состоит в том, что цель партии - завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти. Позволяет осуществить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление её посредствам работы депутатов в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на неё, влиять на власть, оставаясь вне её сферы.

Четвёртый признак партии, обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в ней. По этому признаку партии отличаются от политических движений, клубов и т.д. которые не участвуют в выборах в парламентской деятельности. Вероятно, конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия. Однако определение ДЖ. Лапаломбара и М. Вейнера оказалось достаточно практичным, чтобы объяснить логику политических изменений на основе тех ролей и функций, которые выполняют различные политические силы, и прежде всего партии.

Понимание партии (в отличии от других форм политической организации), которое сформировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер, не привело, однако, к однозначному определению партии в политической науке. Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение партии, данное современным французским политологом Р.-Ж. Шварценбергером: «политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправления власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке».

Политические партии существенно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. Дело в том, что прежде права избирателей «заканчивались» вместе с завершением выборов. Избранный кандидат вовсе не был обязан подчиняться воле своих избирателей. После выборов он становился просто представителем общества. С образованием же партий депутат не пользуется никакой инициативой, а передаёт волю партии, опираясь на её поддержку. Поскольку партии организованы, они оказались многократно эффективнее в вопросах мобилизации общественного мнения, представительства и реализации политических интересов социальных групп.

В конце 90-х годов Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Функционируют также небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, которым было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства.

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, у которых не поддержки народа, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации-однодневки [3,стр.153].

На основании выше сказанного можно сказать, что большинство современных российских партий в действительности являются общественно - политическими движениями.

2. Определить значение этнических движений в современной России. Каким на ваш взгляд, является их влияние на общество? Положительным или отрицательным? Почему?

В последнее время вопрос межнациональных отношений на территории России встал крайне остро, были неоднократные случаи межэтнических столкновений, ситуация накалилась до предела. Естественно, что граждане ждали от властей адекватных действий, и эти шаги были сделаны своевременно. Заявления президента о новых мерах контроля над этническими криминальными сообществами, о положении на отечественных рынках, о миграции, как легальной, так и нет, -- всё это было воспринято большинством граждан с одобрением и согласием.

Национальные отношения внутри Российской федерации характеризуются многоликостью и усилением центробежных явлений. Это становиться понятным, если оценить тот факт, что в течение многих десятилетий шло разрушение идентификации этносов за счет унификации и абсолютизации тенденций к сближению наций. Серьезный анализ проблем этносов был невозможен, а национальные отношения сводились к классовым.

Этнические движения все в большей степени приобретают политический характер, политизируются. Несмотря на различия в трактовке природы этничности, большинство исследователей сходятся во мнении, что основными показателями возникновения этнополитического конфликта являются сплочение этнической группы, бросающей вызов другим, и сила и единство руководства ею. Некоторые политологи основополагающими причинами противоречий между нациями видят в особенностях этнического самосознания и национального характера - сами по себе этнические деления порождают конфликтность[1,стр.555].

Влияют ли этнические движения на общество - думаю «да» влияют. Они не могут не влиять. Россия страна многонациональная, разноязычная. И каждая нация, народность считает своим долгом сохранить свою культуру, свои обычаи и т. д. Образно про движения можно сказать, что: «каждый тянет одеяло на себя».

Этнические движения в России носят как положительный, так и отрицательный характер. Какой он в большей степени сказать очень трудно.

Если рассматривать преступные этнические движения, либо Чеченские конфликты, конфликты в Грузии, то можно сказать, что ничего положительного здесь нет.

С другой стороны, если этнические движения рассматривать только с этой стороны, то это не правильно. Ведь этнические движения носят не только разрушительную, но и созидательную силу, а это естественно «плюс».

Движение к свободе сопровождается появлением многих разъединительных процессов, в ходе которых идет разрушение весьма длительных культурных, экономических и иных связей между этносами. Российский центр зачастую не в состоянии влиять на распределения благ, вести согласование интересов, хотя отмечается определенная тенденция к созданию новой системе управления. Нуждается в упрочнении форма национально-культурной автономии, особенно для народов, живущих внутри коренного населения (создание национальных школ, театров, культурных центров).[1, стр. 564]

Будущее России может быть связанно лишь с объединением этих этносов, проживающих в России, но с объединением добровольным, гибким, учитывающим тот существующий факт суверенизации республик и автономий.

Поскольку существует серьезный объективный, прежде всего экономический интерес сохранения целостности России, дополненный длительной исторической традицией, то разъединительная тенденция как выражение стремления этносов к возрождению, может обрести созидательное начало на основе нового баланса интересов и баланса сил.

Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят пульсирующий характер: разделительные процессы, при которых национальное развитие и размежевание протекает очень бурно, чередуется и соседствует с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.

Заключение.

За первые несколько лет нового тысячелетия Россия успела значительно продвинуться по пути формирования партийной системы. Многопартийность в нашей стране существует с начала 90-х гг., однако партийная система до сих пор находится в стадии становления

Партии постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций. Для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в властные структуры.

Становление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока далека еще от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями.

Но ясно одно - возрождение России требует не просто взаимодействия партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях.

В России среди 112 действующих политических структур едва ли две-три с полным правом могли бы именовать себя политическими партиями. После выборов 2003 года можно сказать, что в России формируется двух - трёхпартийная система, даже, несмотря на то, что либералы оказались за бортом Думы. Высокую популярность в народе получила поддерживаемая президентом партия «Единая Россия» центристской направленности, очень быстро падает авторитет КПРФ, зато набирают силу пока не слишком понятные, но амбициозные полу националистические движения - ЛДПР и «Родина».

Список литературы.

1. Барыгин И.Н. Политология., Москва., Юайт, 2005

2. Гаджиева К.С. Введение в политологию /К.С. Гаджиева. - М.: Просвещение, 2003. - 420с.

3. Голосов Г.В. Сравнительная политология /Г.В. Голосов. - Новосибирск: изд-во НГУ, 2002 - С. 151 - 216.

4. Дорофеев В.И. Основы политологии /В.И. Дорофеев, В.А. Родионов. - М.: изд-во СГУ, 2003. - 311с.

5. Мухаев Р.Т. Политология /Р.Т. Мухаев. - М.: Дрофа, 2000. - 384с.

6. Селезнёв Г.К. Новейшая история России и Запад /Г.К. Селезнёв. - М.: Мнемозина, 2005 - 304с.

7. Решетнев С.А. К вопросу о классификации политических партий России /С.А. Решетнев// Коммерсант власть. - 2006. - № 3. - С. 2-4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ