Рефераты
 

Исламский экстремизм в современном мире и его воздействие на национальную безопасность России

p align="left">Как и все другие религии, ислам не избежал дробления на многие течения. Социально-экономические и политические причины -- различный уровень культуры народов, принявших мусульманство, не утихающая классовая борьба в странах, где получил распространение ислам, -- обусловили возникновение раскола среди приверженцев новой религии уже в начальный период ее становления. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

Нынешним мусульманам представляется, будто разногласия среди приверженцев ислама обусловлены чисто религиозными причинами. Однако это не так. В действительности основной причиной раскола в исламе по прошествии всего лишь нескольких десятилетий после его оформления в самостоятельную религию была борьба за власть. За тридцать лет правления первых четырех «праведных», как их называет мусульманская религиозная традиция, халифов произошло множество кровавых событий, причинивших страдания и самим мусульманам, и другим народам в результате объявленной халифами «священной войны»-- джихада. Не повезло и самим халифам. Из четырех только один Абу-Бекр (632--634 гг.) избежал насильственной смерти.44 Ислам в современной политике стран Востока. - М., 1986. с.54.

В настоящее время ислам разделен на несколько течений. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам (от слова "сунна"). В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Сунниты придерживаются достаточно умеренных взглядов. Другое крупное течение ислама - шииты. Их меньше, чем суннитов. Они более буквально понимают Коран и более тщательно исполняют в жизни требования ислама, более воинственны и фанатичны. Особенно много шиитов в Иране (около 93%). Еще одно течение - ахмадие. Образовалось оно в 1900г. Его представители, несмотря на свою малочисленность, часто являются инициаторами многих кампаний против "неверных". В Америке ахмадии часто пропагандируют свои взгляды среди молодежи, особенно среди студентов Идрис Шах. Суфизм. - М., 1994..

Существуют в исламе и секты. Она из них носит название "Суфии". Члены этой организации отвергают строгий монотеизм и склоняются к пантеизму Аль-Умар. Религия истины. - М., 1997. - С.5..

Вместе с тем, находящийся на гребне культурного и религиозного возрождения, Ислам сегодня - это самая быстро растущая религиозная сила мира. Ислам стремительно распространяется в основном по той причине, что он крайне требователен в вопросах нравственности. Мусульмане во время сражений щадили иноверцев, склонивших головы под мечи (т.е. сдавшихся на милость победителя). Отношение мусульман к христианам совершенно несравнимо с тем, что допускали папы и короли в отношении верующих. Например, 24 августа 1592 года, то есть в ночь Варфоломеевской резни, по приказу короля Карла IX и королевы Екатерины в Париже и его окрестностях было убито шестьдесят тысяч протестантов. По сравнению с действиями, граничащими с варварством и вандализмом, совершенными христианами, отношение мусульман к не мусульманам подобно невинности грудного младенца. Ислам среди других религий, погрязших в трясине небылиц и сомнений, поднялся с чистотой цветка и стал символом силы и ума. Можно сказать, нет народа и нации, которые бы сравнились с мусульманами в тяге и почтении к науке. Многие хадисы досточтимого Пророка являют образцы распространения науки и почтения к ней. Ислам отдает большее предпочтение науке, чем материальным ценностям Абул Ала Маудиди. Понимающему Ислам, - М., 2002. - с. 41,42, 56..

Ислам привнесением смирения и милосердия вместо кровопролития привил людям добронравие, и поэтому, не прибегая к убийственному оружию, легко распространился в мире. Ислам стал второй по величине религией в Европе, континенте, который однажды был культурным центром мирового христианства. Он имеет миллионы сторонников в консервативной Англии, и американцы, привыкшие к тому, что они всегда посылали миссионеров в отсталые страны, сейчас испытывает странное недоумение, наблюдая как в их стране набирают силу миссии иностранной веры. Авторы первой поправки американской Конституции вряд ли допускали, что она станет зонтиком, под которым будут процветать последователи Мухаммеда Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная СМ. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 213..

Таким образом, можно сделать вывод, что как всякая религия, живая ткань, развивающаяся во времени, ислам оказался не свободен от расколов и протестных движений и теорий. При всей привлекательности ислама как религии в нем оказалось немало такого, что вызывало недовольство и протест, причем как со стороны внутренних противоречий в самом «религиозном теле» этого учения, так и в связи с угрозами и неадекватным отношением к инорелигиозным общинам, соседям, врагам и т.д. Васильев, А. М. Исламский экстремизм и кризис мусульманской цивилизации / А. М. Васильев // Вестник Российской академии наук. -- 2005 .-- Т. 75, N 8 .-- С. 694-703; Васильев. А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45 -1818). - М., 1967. что, в свою очередь, вызывало к жизни множество как теоретических, так и физических движений и сект.

1.2 Ранние радикальные течения в исламе

Анализируя базовые политико-мировоззренческие постулаты основных доктринальных течений в исламе, можно выделить следующие характерные особенности, лежащие в основе его радикальной составляющей:

1. Тотальность ислама. Под тотальностью большинство ученых понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей Кисриев Э.Ф. Движение "ваххабитов" в Дагестане // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах // Ежегодный доклад. - М., 1999. FfСм.: Аль - Маудуди. Образ жизни в исламе - М., 1998. - С. 44..

2. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов а идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранной общности и особом положении ислама по сравнению с другими религиями Аль - Умар. Религия истины. - М., 1997. - С. 11..

3. Аутентичность ислама, личности мусульманина. Под аутентичностью понимается полное выражение мусульманской религии в личности верующего, мусульмане всех стран одинаковы, независимо от этнических, расовых и иных отличий. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность - "умму" Аль - Маудуди. Образ жизни в исламе. - М., 1998. -С. 16.. Поэтому мусульмане независимо от страны, в которой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различие панисламистские концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.

4. Идеализация и мифологизация государственно-политической системы, которая существовала в мусульманском мире в период правления пророка Мухаммеда и первых четырех "праведных" халифов (Абу-Бакр, Омар, Осман, Али), стремление к ее возрождению. В частности, современный пакистанский автор, основатель фундаменталистской организации "Джамаат-и-Ислами" Аль- Маудуди, идеализируя состояние первоначального ислама, пишет: «Вы можете наблюдать, несмотря на жалкое положение, до которого докатилась исламская умма, следы того отпечатка, который она носила на первом этапе своей истории. Если вы заглянете в душу любого мусульманина, каким бы прочным и безнравственным он ни был, и копнете ее, то узнаете, что больше всего он тоскует по тому идеальному обществу, которое основал Муххамед, благословит его Аллах и приветствует, и его праведные халифы. Каждый мусульманин рассматривает этот золотой этап в качестве образца и примера, испытывая к нему пылкую любовь, и мечтает увидеть его еще раз воплотившимся в жизнь» Аль - Маудуди. Ислам сегодня - М.,1992. - С. 32..

5. Фатализм, фанатизм, мусульманский энтузиазм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству. В свете требования исламской покорности и чувства зависимости в мусульманском теологическом мышлении важное место занимает такая характерная черта как крайний фатализм (кадар). Главная цель догмата божественного предопределения - это беспрекословное исполнение воли Бога, т.е. его пророка и халифа на земле. Словарь специальных терминов из истории ислама. Источник: Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв. Режим доступа: http://www.history.yar.ru/hreader/3/?in=termin

В непосредственной связи с фатализмом находится и мусульманский энтузиазм. Он также вытекает из идейной сущности ислама и его системы. Религиозный энтузиазм в исламе проявляется в высшей степени эмоционально, особенно в отношении к не мусульманам. Ислам требует от своих последователей неукоснительного следования кораническим идеям и хадисам во всех практических делах.

Развитию религиозного фанатизма в исламе способствовали такие основоопределяющие положения, такие как вера в загробную жизнь и Судный день, в рай и ад. Вера в то, что «шахид» (погибший за веру) обязательно попадет в рай. «А у тех, которые убиты на пути Аллаха,- говорится в суре "Мухаммад",- никогда Он не собьет с пути их деяний: Он поведет их и сохранит в порядке их состояние и введет их в рай, который Он дал им узнать» Дзадзиев А. Нет ваххабизму // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 1998. - № 22. С. 39..

Выдающийся юрист Абу-Юсуф (713-798), последователь мазхаба Абу-Ханифы и Верховный судья халифата при халифах ал-Махди, ал-Хади и Харун-ар-Рашиде так описывает исламский фанатизм, ссылаясь на предание, сущность джихада в работе "Китаб-ал-харадж" ("Книга о харадже"): «Затем рассказывается о походе Хали-Да в Ирак. Перед Хирой он говорит: Я приглашаю вас признать бога и ислам; если вы это сделаете, то у вас будут такие же права и обязанности, как и у мусульман; если же вы откажетесь, то уплатите нам поголовную подать, если же откажетесь, то ведь я пришел к вам с людьми, для которых смерть желательнее, нежели для вас жизнь» Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов (по арабским источникам). - М., 1956; см. также: Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов / В. В. Наумкин // Восток. -- 2006 .-- N 1 .1908 .-- Библиогр.. Об этом же говорится в Коране, в суре "Женщины": "Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду" Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. - 1999. -№3-4.. В условиях мусульманской экспансии фанатизм как один из идеологических факторов сыграл важную роль.

6. Нацеленность на борьбу с врагом, определение этого врага понятием "кафир" (неверный). В узком смысле - это "...люди, которые рождаясь мусульманами и оставаясь ими подсознательно всю жизнь, не используют свои способности и интеллект для Признания своего Господа и Создателя. Более того, они неправильно используют свободу, выбирая отрицание бог.

Такие люди становятся неверующими, что на языке Ислама называется ''КАФИР" Аль - Маудуди. Основы ислама. - М., 1993. - С.9.. В широком смысле слова под термином "неверные" зачастую, когда принимается во внимание точка зрения исламских фундаменталистов, понимаются не только "неистинно верующие" внутри ислама, но и немусульмане в целом. Так, известный полевой командир иорданец Э.Хаттаб в интервью корреспонденту газеты "Аль-каф" прямо говорит: "Аллах предостерег нас от всего плохого: от евреев, христиан, от зина (прелюбодеяния), вина, от тех, кто поклонятся камню и огню (буддистов к примеру) Аль-Каф. - 1998. - апр. (на арабском языке)..

8. Настороженное, подозрительное, враждебное отношение к представителям других религий. Данное положение четко просматривается в Коране. Так, в 114-ом аяте суры "Аль-Баккара" ("Корова") сказано: "И никогда не будут довольны тобой ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь за их учением". В 214-ом аяте этой же суры зафиксировано: "А они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если смогут". В 91-ом аяте суры "Женщины" говорится: "Они хотели бы, чтобы вы оказались неверными, как были неверными они, и вы бы оказались одинаковыми." В 36-ом аяте суры "Добыча" подчеркивается: "Поистине, те, которые не веровали, тратят свое имущество, чтобы отвратить от пути Аллаха, и они издержат его. Потом это окажется для них огорчением, потом они будут побеждены!" Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1990. В скобках -- название главы (Суры) и номер стиха (аята)

9. Концепция о джихаде, о планетарной миссии пророка Муххамеда и его последователей.

В целом под этим термином в мусульманской богословской литературе понимается борьба за веру, которая ведется в следующих основных формах:

-"джихад сердца" - борьба с собственными дурными наклонностями;

-"джихад языка" - "повеление достойного одобрения и запрещение достойного порицания";

-"джихад руки" - принятие соответствующих мер наказания в отношении преступников и нарушителей норм нравственности;

-"джихад меча" - вооруженная борьба с неверными, павшему в которой уготовано вечное блаженство в раю. Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.

Именно последняя форма джихада используется мусульманскими экстремистами в своей идеологии и практической деятельности. Впрочем, основания для этого запечатлены в основных источниках ислама: священную войну за веру - джихад - Мухаммед и его последователи возводят в ранг выполнения божественной миссии, подкрепленной авторитетом Аллаха. Так, в Коране (аят 86-ой суры "Женщины") сказано: "Сражайся же на пути Аллаха! Вменяется это только самому тебе, и побуждай верующих" Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1990. В скобках -- название главы (Суры) и номер стиха (аята).

"На языке Шариата,- пишет современный идеолог исламского фундаментализма аль-Маудуди,- слово "джихад" употребляется для войны, которая ведется во имя Аллаха против тех, кто является врагом Ислама. ...если Исламское государство подвергается атаке со стороны немусульман, в этом случае каждый должен выступить на стороне джихада. В случае нехватки сил для сопротивления, соседние мусульманские государства должны помочь, в этом заключается их религиозный долг. Если же они потерпят неудачу, тогда мусульмане всего мира должны бороться против общего врага. Джихад является такой же обязанностью мусульманина, как и ежедневная молитва и пост. Тот, кто уклоняется от этого, является грешником" Аль - Маудуди. Ислам сегодня - М.,1992. - С. 32..

Очевидно, что религиозные проповедники, стремящиеся использовать ислам в политических целях, ссылаются на те аяты Корана, в которых прямо говорится, что выполнение только религиозных обрядовых попасть в рай.

Поэтому Коран дает сильные средства воздействия на сознание правоверного. Тем мусульманам, которые не хотят вступать в борьбу за веру, авторы Корана и Сунны угрожают такими же мучительными наказаниями, как и неверным и отступникам от ислама. Уклоняющихся от битвы священное писание грозит превратить в немусульман: "Если вы не выступите, накажет вас Аллах мучительным наказанием и заменит вас другим народом" Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере: Избранные главы. - М., 1980. - С. 39..

Все эти поучения, содержащиеся в основополагающих источниках ислама, и легли в основу лозунга джихада (газавата), то есть войны за веру. Безусловно, принцип джихада, подкрепляемый мусульманским фанатизмом и фатализмом, является важнейшим в арсенале идеологических средств исламских фундаменталистов и в настоящее время.

На усиление радикальной составляющей в исламе сильное воздействие также оказали расколы в нем. Дело в том, что как цельное учение ислам сохранялся только при Мухаммеде и при двух последующих халифах Абу-Бакре и Омаре. В этот период ислам возник и стал формироваться как религиозная система. Однако впоследствии он распался на направления, течения, секты и различные толки. По утверждению мусульманского теолога XII века аш-Шахрас- тани, "...в результате расколов в исламе возникли четыре большие секты: кадариты, сифатиты, хариджиты, шииты. Затем одни из них соединяются с другими, и от каждой (большой) секты ответвляются ветви, достигая семидесяти трех сект" Ашмави О. Под знаком полумесяца // Свет и тени ислама. - М., 1999. - №10. - С. 29..

Поэтому остановимся на некоторых крупных расколах в исламе, оказавших наиболее ощутимое воздействие на возникновение в нем экстремистских тенденций (хариджиты, основополагающий раскол в исламе на суннитов и шиитов и т.д.); на тех моментах, которые предопределили панисламистские тенденции, а также тех течениях, которые в прошлом и в настоящее время стали знаменем религиозно-политической мобилизации верующих на джихад против неверных" в специфических условиях Северного Кавказа в XIX-XX вв.

Анализ истории расколов в исламе наглядно показывает, что их образование явилось результатом сложившихся в мусульманском обществе в конкретных исторических ситуациях социально-политических разногласий между различными кланами, династиями, регионами, группировками, течениями и партиями. И.Гольдциер о причине возникновения сект в исламе говорил: "На первом плане стоят, по-видимому, не вопросы религии, а вопросы государственного строения... На политические вопросы неизбежно смотрят с религиозной точки зрения, политика облекается в религиозные формы, придающие политическим раздорам своеобразную окраску" Гольдциер И. Лекции об исламе. - СПб., 1912. - С. 100.. Ярким доказательством сказанному являются все без исключения расколы в исламе. В результате внутренних противоречий в исламе во второй половине VII а возникли три направления: хариджиты (араб, "хараджа" - выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка), сунниты и шииты (арабского- "шиа" приверженцы, партия ; по-другому "Шиат-Али" - партия Али ) Беляев А.Е. Мусульманское сектантство. - М., - 1957. С. 24..

Центральной идеей хариджитского учения является строгое соблюдение "чистоты ислама и его канонов". Неслучайно они называли себя "людьми поста и молитвы". За такую строгость религиозной этики хариджитов не без основания называли пуританами ислама Гольдциер И. Лекции об исламе. - СПб., 1912. - С. 180.. Хариджиты были более требовательны к соблюдению догматических норм ислама, чем сама официальная ортодоксия. Если говорить в целом об учении хариджитов, "...то оно никогда не было кодифицировано и подвергалось изменениям в многочисленных подсектах. Но они сыграли значительную роль в развитии мусульманского богословия" Беляев А.Е. Мусульманское сектантство. - М., 1957. - С. 23..

Хариджитские общины, действовавшие в разное время и в разных частях Халифата, распались приблизительно на 20 течений, в том числе на секты ибадитов, азракитов и суфритов Шакирла М. Экстремистские течения в Исламе. - М., 1999.. Наиболее радикальной являлась секта азракитов, нетерпимо относившаяся к любым отклонениям от идей хариджитов. Именно это обстоятельство создало вокруг них вакуум, способствовавший в дальнейшем их полному исчезновению. В настоящее время сохранилась только одна хариджитская община - ибадиты (в Омане и в некоторых районах Африки, преимущественно в Магрибе).

Хариджитский раскол в исламе не был последним, а стал началом в цепи дальнейших расколов в мусульманском мире. Вслед за ним произошел крупнейший в истории ислама раскол на два направления: суннизм и шиизм, который изначально был связан с чисто политической проблемой, с разногласиями по поводу того, кому и на каком основании должна принадлежать верховная власть в исламском государстве и исламском мире в целом Прошина Е.М., Добин А.В. Ислам и политика. (Северо-Западная Академия государственной службы). - СПб., 1999.. Со временем как в ортодоксальном исламе (сунниты), так и в оппозиционном (шииты) возникло немало различных течений и сект.

Говоря о "крайних" течениях в шиизме, обычно имеют в виду шиитские секты, крупнейшей из которых являются исмаилиты. Возникновение данной секты связано с расколом в среде шиитов в VIII веке по поводу отказа шиитского имама Джафара передать власть своему старшему сыну - Исмаилу. Часть шиитов признавала Исмаила наследным имамом, а после его смерти провозгласила седьмым имамом его сына Мухаммада. Исмаилиты вели активную борьбу против халифской власти. По мнению мусульманского теолога Мохам-мада ат-Таласи, "исмаилиты принесли исламскому Халифату гораздо больше вреда, чем все остальные иноверцы вместе взятые. Именно они явились причиной распада Халифата, именно они сеют вражду и раздоры и в сегодняшнем мусульманском мире. Ложь, обман, предательство - вот методы действий исмаилитов" Мохаммад ат-Таласи. Кавказ и исламский Халифат. - М., 1998..

Однако секта исмаилитов также распалось на несколько подсект (карматы, фатимиды, друзы, низариты, мусталиты, даудиты, сулейманиты, бетани-ты и др.), часть которых отличалась крайними, весьма радикальными нормами поведения.

Наиболее экстремистской считается исмаилитская подсекта низаритов (ассасинов или хашишинов), которые, как и другие "раскольники" в исламе, пытались вернуть правоверных к первоначальным ценностям мусульманства. Создав государство в государстве (горный замок Аламут на севере Ирана), хашишины-смертники ставили своей целью принудить официальные органы власти к самоочищению. Загнать всех в аскетизм истинной веры, уничтожить роскошь (от бога все равны) - таков незамысловатый набор, составлявший их программу. Не рассуждать, не учить других, а действовать, добром или силой вывести всех на истинный путь.

Надо отметить, что это им удалось сделать. На территории современного иранского Азербайджана существовали горные районы, которые были независимы от центральной власти в течение более чем двухсот лет! Там и размещались базы и подготовительные центры ассасинов. Особенностью их мировоззрения была готовность к беспрекословному подчинению и даже к смерти. Единственной мирской радостью было употребление наркотиков - гашиша, откуда и пошло название "хашишины" ("ассасины") Милованов Е.Ю. Лидерство в малых группах, управлении и политике. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 88..

Такая мировоззренческая ориентация просуществовала до наших дней. Фундаменталистские террористы на Ближнем и Среднем Востоке считают себя наследниками этого ордена. А.Тахери утверждает, что именно такого рода установками был вызван отказ Хомейни обменять заложников-американцев на захваченных ЦРУ боевиков "Хезболла". Данное мировоззрение нерационально по своей сути, чего не могли в свое время понять американские дипломаты. Милованов Е.Ю. Лидерство в малых группах, управлении и политике. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 98.

Помимо многочисленных направлений, течений и сект в середине. VIII и начале IX вв. в исламе (как в суннизме, так и в шиизме) возникает и формируется мистика - аскетическое направления - суфизм. Суфизм в мире ислама - уникальное духовное явления. В одних случаях он призывал к социальному смирению и уходу от мирской суеты, в других - к повстанческим движениям и т.д.

Прежде всего, родоначальники и идеологи суфизма были пропагандистами и проводниками аскетического образа жизни, что явилось идеологической реакцией на вопиющее расслоение исламского общества, насилие и несправедливость, которые допускались как властями арабского халифата, так и прислуживавшим ему духовенством. Чем больше мусульманская знать предавалась земным наслаждениям, тем больше появлялось противников подобного образа жизни. Акаев В.Х., Магомедов С.С. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни / Научная мысль Кавказа. - 1996. - № 3.

Другой характерной чертой суфизма является мистицизм, т.е. непосредственное духовное общение (созерцание и соединение) человека с божеством. Суфизм характеризуется как учение о постепенном приближении прозелита (мюрида) через мистическую любовь к познанию Бога и конечному слиянию с ним. Значительная роль при этом отводится наставнику (мюршиду), который ведет мюрида по мистическому пути (тарикату) до момента слияния с Богом. Суфии, вступившие на путь тариката, познают Бога не через разум, а через интуитивное познание, озарение, экстаз, который достигается посредством зикра многочисленного повторения формулы таухида (единобожия): "Ла илаха ил-лаллаху..." ("нет божества, кроме Аллаха..."). Словарь специальных терминов из истории ислама. Источник: Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв. Режим доступа: http://www.history.yar.ru/hreader/3/?in=termin

Первые объединения суфиев создавались в Куфе в VII-VIII вв. и Басре в восьмом веке, Багдад стал центром этого движения во второй половине IX века. В последующем суфийские объединения получают распространение по всему мусульманскому миру. В XIII-XIV вв. суфизм достигает своего расцвета, а в последующем теряет свою творческую потенцию, начинается период его постепенного упадка.

Суфизм получил свое распространение и на Северо-Восточном Кавказе - в Дагестане, Ингушетии и Чечне, причем произошло это в конце XVIII - начале XIX вв.

Усилиями суфиев в исламе распространился культ святых, о существовании которых не было и речи в годы жизни пророка, составления Корана или хадисов Сунны. Когда в XI в. ортодоксальный суннизм несколько сблизился с умеренными течениями суфизма, институт святых (вали) был признан и официальным каламом. Культ святых стал быстро распространяться по всему исламскому миру, а в некоторых его районах, как у берберов северной Африки, едва ли не оттеснил на задний план культ Аллаха - настолько распространилось и заняло первостепенное место почитание святых и их мазаров. Стремясь возвратить исламу его чистоту и избавить его от самозваных святых, в XVIII в. в рамках суннитского направления в исламе зарождается мощное движение - ваххабизм, получившее свое название по имени его создателя и идеолога - Мухаммада ибн-Абд-аль-Ваххаба из Неджда (1703- 1787).

Аль-Ваххаб проповедовал строжайшее соблюдение принципа единобожия (таухид), отказ от поклонения святым (вали) и святым местам (мазары и зияраты), необходимость очищения ислама от поздних наслоений и нововведений (бидаа) и возврата к его первоначальной чистоте. Он был последователем идей крайне ортодоксального мазхаба ибн-Ханбала и исламского правоведа-ортодокса XIII-XIV вв. ибн-Таймийя, выступавших против введения в ислам каких-либо новшеств, не согласованных и не освященных с помощью иджмы (согласованное решение авторитетных богословов). Ислам. Краткий справочник. - М.: Главная редакция восточнойлитературы издательства "Наука", 1983; Ислам: Энциклопедический справочник. - М., 1990; Народы мира. Историко-этнографический справочник. - М., 1988.

Идеология, разработанная аль-Ваххабом, является крайним выражением принципов ханбалитов (основатель ханбалитского мазхаба - имам Ахмад ибн -Ханбала, уроженец г. Мерва, Персия, 783-860 гг. В отличие от других мазхабов в суннитском исламе - ханифитского, шафиитского и маликитского, ханбалит-ский возник как религиозно-политическое движение и уже затем оформился в правовую школу. В теории и практике это движение выразило взгляды наиболее консервативных сторонников традиционализма и систематизировало соответствующую концепцию вероучения. Ханбалиты отвергают как буквальное, так и аллегорическое толкование текстов Корана и хадисов, отрицают возможность любого рационалистического истолкования догматов веры. Там же. Признавая безусловность божественного предопределения, тем не менее, считают, что иман (вера человека) зависит от совершаемых им благих поступков, чем обусловливается его социальная активность. Они отрицают любые нововведения (бидаа) в области вероучения и права, не имеющие прямого обоснования в Коране и хадисах. Вместе с тем, отличаясь фанатической строгостью в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата, решительно выступают против любых крайностей как в вероучении, так и в жизни общины. Взявшие на себя роль носителей ортодоксального суннитского правоверия, на протяжении средневековья неоднократно становились во главе массовых движений. Ханбалитский мазхаб ныне официально принят в Саудовской Аравии).

В области догматики и права ваххабитская идеология развивает воззрения Ибн-Таймийи (Таки ад-дин ибн-Таймийя, 1263-1328 гг., сторонник крайне-о ханбализма. Резко осуждал любые новшества, ратовал за восстановление норм раннего ислама времен пророка и четырех праведных халифов. Боролся против распространения культа святых, паломничества к гробнице пророка в Седине, как несовместимого с духом ислама. Отстаивал чистоту ислама, в том числе от влияния суфизма, подвергал критике учение аль-Газали). Васильев. А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государствоСаудидов в Аравии (1744/45 -1818). - М., 1967. С. 58.

Ваххабиты - религиозно-политическая секта в суннитском исламе. Секта ваххабитов возникла в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада ал-Ваххаба, призывавшего к очищению ислама от так называемых новшеств, воспринятых в средние века из суфизма: культа исламских святых, культа "пророка" Мухаммеда, почитания шейхов и др. Ал-Ваххаб развил до крайнего предела принципы наиболее жесткого мазхаба - ханбалитского, предписывающего, в частности, ношение женщинами паранджи и запрещающего им посещение мечети и получение образования. Помимо призывов к строгому соблюдению всех норм шариата, ваххабиты выступали против любых развлечений и роскоши; они также настаивали на введении социально-уравнительной системы распределения в умме . Известные советский исследователь религий Востока А.М. Васильев удачно назвал ваххабитов "пуританами ислама". Васильев, А. М. Исламский экстремизм и кризис мусульманской цивилизации / А. М. Васильев // Вестник Российской академии наук. -- 2005 .-- Т. 75, N 8 .-- С. 694-703; Васильев. А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии . Указ. соч. С. 65.

Аль-Ваххаб и его последователи - ваххабиты, суровый аскетизм которых исключал любой культ (включая культ пророка), стали выступать как против влечений, так и против посредников-духовников во взаимоотношениях мусульманина с Аллахом. Аль-Ваххаб считал, что мусульмане отошли от принципов установленных Аллахом, польстились на ненужные новшества. Поэтому необходимо очистить ислам, вернуться к его изначальному становлению. Ранних ваххабитов отличали крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм со своими политическими противниками. Методы реализации идей ваххабизма на практике были крайне жестокими (разграбление Кербелы в 1802, Мекки в 1803, глумление над могилой пророка Мухаммеда в Медине и т.д.). В учении ваххабизма центральное место занимает безоговорочный возврат к священным источникам ислама - Корану и "неповрежденной" "чистого" ислама. В этом и состоит сущность учения ваххабизма по наиважнейшим проблемам мусульманской догматики (иман) и культа (ибадат). Ваххабиты настаивают на том, что истинный мусульманин должен постоянно вести джихад (войну за веру) с "неверными" и с теми мусульманами, которые не разделяют воззрений ваххабитов. Таковых ваххабиты называют "многобожниками", мерзкими в очах Аллаха более язычников. Традиционным мусульманам оставляется две альтернативы: стать ваххабитами либо быть убитыми. Дзадзиев А. "Нет" - ваххабизму! // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 1998. -№ 22.

Ваххабиты категорически осуждают культ святых в исламе. В частности, они против признания культа святых и паломничества к мавзолеям мусульманских святых, против обетов, жертвоприношений и просьб о помощи и т.д. Это отход от главного принципа ислама - единобожия. Чрезмерное признание и почитание праведников, сподвижников и святых приводит к передаче атрибутов Аллаха его творениям. Это создание "сотоварищей" Аллаху - величайший грех, поскольку в исламистской догматике центральным считается тезис: "Аллах - основа всего. Он всегда существовал и будет существовать, Он ни в ком и ни в чем не нуждается, у Него нет ни супруги, ни ребенка, ни сотоварищей" Аль-Умар. Религия истины. - М., 1997. - С.5..

Ваххабизм способствовал объединению арабских племен Аравийского полуострова под эгидой саудовской династии и ныне суннитский ислам в форме ваххабизма является государственной религией Саудовской Аравии. Сегодня этому учению следуют порядка 100 миллионов верующих в странах Персидского Залива, Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке, подавляющее большинство которых далеки от радикализма и экстремизма, а тем более от терроризма. В то же время, следует подчеркнуть, что "ваххабизм" - название, которое дали этому движению его противники, неаравийцы. Сами последователи этого течения в исламе именуют себя "единобожниками" или просто "мусульманами".

Следует подчеркнуть, что идеологи современного умеренного ваххабизма не делают, как раньше, ставку на джихад против тех, кто не признает их учения. Для расширения своего влияния в мусульманском мире они исключительно большое значение придают мирным средствам: создают опорные пункты пропаганды, бесплатные учебные заведения, строят телерадиоцентры, расширяют миссионерскую деятельность среди населения, большими тиражами выпускают религиозную литературу на доступных читателям языках, которую распространяют бесплатно и т.д. Умное А. Кто такие ваххабиты? // Российская Федерация сегодня. 2004. ноябрь. №21; ФрагаХ. Ислам и терроризм - не одно и то же // Новые известия. 12.04. 2004. № 63 (1462); Шевцов О., Ахмирова Р. Почему мы боимся мусульман? // Комсомольская правда. 16.03.2004; Шафаревич И. В стране белого ангела // Завтра. 1996. № 49; Юрьев С. Не надо бояться. Страх - плохой союзник в борьбе цивилизаций // Комсомольская правда. 30.03.2004; Юрченко В. О роли исламского фактора в современном мире // Общие военные проблемы. ЗВО. 09.2000; и др.

Во второй половине ХХ в. радикальный ваххабизм стал основой возникшего движения экстримистского исламского фундаментализма, имеющего своей целью свержение "отступнических", "прозападных" и "коррумпированных" режимов в исламских государствах и объединение их в единое теократическое государство мусульман - халифат. Близких воззрений придерживается и фундаменталистское движение "Талибан" в Афганистане. Различные международные террористические организации фундаменталистов-ваххабитов действуют по всему миру. Правительства всех исламских стран находятся с ними в состоянии ожесточенной войны. Например, в ходе такого противостояния в Алжире и в Египте за последние годы погибли тысячи как традиционных мусульман, так и ваххабитских боевиков (причем в Алжире, например, фундаменталисты вырезают целые мусульманские деревни), а также "попадающихся под руку" христиан. В Саудовской Аравии нет явного вооруженного конфликта между властями и радикалами, однако последние официально запрещены и лишь тайно поддерживаются саудовскими шейхами-миллионерами. Никого не обходит терроризм со стороны ваххабистов, наша страна не исключение. Умное А. Кто такие ваххабиты? // Российская Федерация сегодня. 2004. ноябрь. №21; ФрагаХ. Ислам и терроризм - не одно и то же // Новые известия. 12.04. 2004. № 63 (1462); Чудаков А. "Русские, убирайтесь!" - все громче требуют незваные гости России // Российская Федерация сегодня. 2002. N 14; Шевцов О., Ахмирова Р. Почему мы боимся мусульман? // Комсомольская правда. 16.03.2004; Шафаревич И. В стране белого ангела // Завтра. 1996. № 49; Юрьев С. Не надо бояться. Страх - плохой союзник в борьбе цивилизаций // Комсомольская правда. 30.03.2004; Юрченко В. О роли исламского фактора в современном мире // Общие военные проблемы. ЗВО. 09.2000; и др. Прошлым летом тлевшая с 1996 чеченская война вспыхнула снова. Вторжение в Дагестан, взрывы домов... Россия услышала о новом и странном неприятеле, с которым мы встретились на Кавказе. Из телеэфира и на страницах газет мы слышим и читаем о "ваххабитах" и "чистом исламе", об "исламском экстремизме" и "террористах чеченских". Все это сливается в чрезвычайно туманный образ чего-то непонятного, но грозного. Уже практически везде возможно встретить перешедших в ислам русских людей. При этом особенно много русских мусульман встречается среди наиболее активного слоя населения - бизнесменов, политиков и т.п. Вероучение Аль-Ваххаба сформировало отдельный толк ислама, который теперь доминирует в Саудовской Аравии. Но кроме названия мало что объединяет современных ваххабитов с последователями Аль-Ваххаба. Зарождение ваххабизма в качестве новой политико-республики - конечная цель "ваххабитов" - обратить в ислам все постсоветское пространство, сократив при этом численность населения бывшего СССР до приемлемых для Запада 20-30 миллионов "мусульман". Нежелающие принять "ислам" подлежат уничтожению. Традиционное мусульманское население сократится за счет войн на периферии России и рабочей эмиграции в Европу. Естественно возникает вопрос - зачем радикальным мусульманам сотрудничать с Западом? И что это за сотрудничество? Факт, тем не менее, остается фактом - несколько десятилетий политика Запада сводится к перераспределению мировых ресурсов в пользу "золотого миллиарда", т.е. жителей наиболее развитых стран планеты. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978. С. 47; Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982. С. 89. И в качестве одного из инструментов этого перераспределения западные спецслужбы используют это новое течение Ислама. Население России, которое не входит в это число, не должно потреблять мировые ресурсы в том объеме, в котором оно потребляет их сейчас. Даже такой краткий очерк ваххабизма дает отчетливое представление о том, с какой угрозой столкнулась Россия, насколько серьезны намерения приверженцев этого течения. Во всяком случае, даже на основании этих достаточно скупых тезисов можно догадаться, что игнорировать эту проблему нельзя, сама собой она не рассосется. Для очень многих жителей России, совершенно безразличных к Вере, "ваххабизм", как это ни странно, может показаться благом - заменителем того "порядка", который был при коммунистах. Но для православных христиан вполне реальная перспектива исламизации России может означать лишь новые чудовищные гонения. Бироков В. Несокрушимая свобода наступает// Мир сегодня, №48 9 октября 2001., с.4.

Современный ваххабизм отнюдь не монолитен, даже в самой Саудовской Аравии, родине этого религиозно-политического течения. Следует отметить безусловно сохраняющуюся дифференциацию религиозной среды в королевстве Саудовская Аравия (КСА). Ее основными составляющими являются: масса верующих, т.е. большая часть населения, сохраняющая глубокую веру в ислам, но политически в целом пассивная, и клерикальные проправительственные круги (традиционалисты). К ним относятся "придворные исламисты", прежде всего, члены Комитета высших улемов, назначаемые королем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ