Рефераты
 

Исчерпала ли Россия лимит на революции?

p align="left">Хозяйственно-экономическая сфера

Что касается конкретной инфраструктуры страны, то есть хозяйственной базы, то здесь ситуация ничем ни лучше, а в некоторых местах даже и хуже.

Главное в инфраструктуре для каждого человека - это его жильё. По данным федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству жилой фонд России находится в критическом состоянии, его благоустроенность низка, а обеспеченность россиян жильем в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах мира. Более 62% жилья в России было введено в эксплуатацию более 30 лет назад. 35,7 миллионов квадратных метров жилья в ближайшее время будет отнесено к категории аварийного. 650 миллионов квадратных метров жилья - это дома первых массовых серий, износ которых чрезвычайно высок, и эти дома можно уже отнести к потенциальному ветхому жилью. 14,3 миллионов российских семей проживает в неблагоустроенном жилье - без горячего водоснабжения и канализации. 5,3 миллионов семей живут в домах, построенных в 50-60-е годы 20 века и срок эксплуатации которых уже истек.

Далее наиболее значимой инфраструктурой является энергосистема и водоснабжение, которая делает возможной жизнь россиян. Здесь в ближайшее время следует ожидать массового выхода из строя различных технологических систем. Большая часть оборудования уже давно выработала свой эксплуатационный ресурс. Энергопотребление растёт, а новые энергомощности в строй не вводятся, а вот тарифы на электроэнергию растут. Предупредительный ремонт энергосистем происходит редко. Обычно плановые замены оборудования происходили за счёт амортизационных отчислений, а до того как роста цен на энергоносители не было, амортизационные отчисления гасились инфляцией, и ремонта долгого времени не проводилось. Если энергоносители подешевеют, то опять будет не на что ремонтировать энергосистему. Достаточно вспомнить отключение электроэнергии в 2005 году в Москве, когда город был парализован на день. Вышел из строя трансформатор, на ремонт которого экономили деньги. А зарплата главы РАО «ЕЭС» составляет больше стоимости этого трансформатора. Гнилость системы, выстроенной в государстве - налицо. А то, что происходят отключения электричества в регионах страны, то об этом центральные СМИ не сообщают. Например, на Курильских островах свет могут отключать из-за аварий на целую неделю. Вообще на отключения света в городах Дальнего Востока люди уже привыкли реагировать спокойно - там это обычная практика.

Другой инфраструктурой, обеспечивающей безопасность страны, является сельское хозяйство. Продовольственная безопасность и продовольственная независимость вещи друг из друга вытекающие. Но похоже российское правительство этого не понимает и около 70% продовольствия является импортным. В то время, как за счёт рыночных преобразований за период с 1990 по 2002 год, за счёт безграмотности и нерадивости российских правителей площадь пашни снизилась на 8 миллионов гектаров, посевные площади - на 30 миллионов гектаров, внесение органических удобрений снизилось в 2,5 раза, минеральных - в 5 раз. (Когда едешь в Волгоград из Москвы, проезжаешь всё Поволжье, и в глаза сразу же бросаются бескрайние поля, немалая часть которых заросла сорняком и травой.) Машинно-тракторный парк сократился наполовину, производство тракторов в 17 раз, зернокомбайнов - в 33 раза. Износ сельскохозяйственной техники превысил 70%, её ежегодное выбытие из строя составляет от 6 до 10%. Из-за нехватки уборочной техники ежегодные потери зерна оцениваются в 10 миллионов тонн, а в 2001 году они составили 20 миллионов тонн! С 1990 по 2002 год производство зерна в России сократилось в 1,4 раза, мяса - в 2,3 раза, молока - в 1,6 раза, яиц - в 1,4 раза. При такой печальной картине распространены перекупщики и различного рода спекулянты, которые в урожайный 2002 год предлагали крестьянам 700 рулей за тонну зерна, что не позволяло им окупить даже солярку, не говоря об удобрениях. Необходимо твёрдое вмешательство государства, для того чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны: искоренить перекупщиков, наладить прямую систему сбыта зерна, восстанавливать пашни, производить сельхозтехнику, привлекать на село людей. Вместо этого государство закупает продовольствие за границей, и к тому же хочет вступить в ВТО. Тогда отечественному сельскому хозяйству не удастся выжить в конкуренции с Западом, и оно совсем зачахнет. Такова реальная политика государства. Это либо глупость, либо откровенное попустительство и предательство.

Следующей важной инфраструктурой является транспортная инфраструктура, куда входят дороги и сам транспорт. Дороги - это артерии государства, а транспорт - это частицы, которые несут питательные вещества. Такое сравнение вполне уместно. Что касается дорог, то если кратко сказать, то вторая главная российская беда сохранилась, причём она с каждым годом усугубляется. Дороги в стране находятся в катастрофическом состоянии, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири. В центральной России дороги имеют асфальтовое покрытие, на остальной же территории страны асфальтовое покрытие имеют только главные междугородние и межрегиональные трассы. И то, это асфальтовое покрытие оставляет желать лучшего. Выбоины, трещины, бугорки - неотъемлемые спутники асфальтовых дорог. Министр транспорта России И. Левитин на заседании правительства РФ в 2007 году заявил, что к началу 2008 года в стране не останется ни одной федеральной автотрассы без твёрдого покрытия, то есть без асфальта. Я сам лично в феврале 2008 года был на Сахалине. Главная федеральная транссахалинская автомагистраль как была изначально наполовину без асфальта, так и осталась. А ведь федеральные автотрассы все имеют стратегическое назначение. По весне дорога превращается в кошмарное месиво из глины, песка и воды, по которой могут проехать только КамАЗы и подобного им класса машины. Это один из многих случаев, когда правительство не исполняет свои обещания, то есть лжёт. Цены на транспортное сообщение с каждым годом растут. Из Москвы дешевле слетать на Кубу, нежели в какой-либо дальневосточный город. С Дальнего Востока дешевле добраться до Китая, чем до Москвы. В таких условиях рано или поздно встанет вопрос по удержанию Дальнего Востока и части Сибири. На Дальнем Востоке уже выросло не одно поколение людей, которые не бывали в Москве, но бывали в Пекине. Такая часть населения перестаёт ощущать свою принадлежность к России, она живёт в своём мире, который оторван от общей истории страны, да и эта история ими уже не чувствуется родной. А тот транспорт, который ещё существует, и не даёт перерасти ситуации в окончательную катастрофическую стадию, сам находится в подобном состоянии. Авиапарк самолётов давно выработал свой эксплуатационный ресурс и морально, и физически устарел. Корабельный транспорт находится в таком же состоянии. Общественный транспорт представляет жалкое зрелище, особенно в провинции. В Москве в начале 1990 годов было 6000 автобусов, сейчас же их немногим более 3000. Автотранспортный парк сокращается.

Что касается остальной промышленной инфраструктуры, то она не в лучшем состоянии. Если нет уверенности в цифрах статистики, то достаточно сесть на электропоезд пригородного назначения и проехать по любому из направлений от Москвы. Когда закончатся города-спутники Москвы, то за ними железнодорожная инфраструктура сразу же разительно отличается. Железнодорожные платформы на остановках без крыши, сами платформы низкие, потрескавшиеся. Вид деревней, мелькающих в окне электрички, представляет жалкое зрелище: покосившиеся домики, дороги без покрытия. Когда выезжаешь из Московской области, то и вовсе инфраструктурный пейзаж становится хуже: многочисленные корпуса заброшенных заводов и предприятий, заброшенные и разрушенные фермы и колхозы. Когда зимой пересекаешь границу Московской области, въезжая во Владимирскую область на автомобиле, то сразу бросается в глаза дорога. Ровно до границы с Владимирской областью дорога на территории Московской области очищена от снега, посыпана песком, и как только въезжаешь во Владимирскую область - попадаешь на гололёд. Такая тенденция сохраняется - чем дальше от Москвы, тем хуже. Без преувеличения можно сказать, что очень часто встречаются такие места по мере отдаления от Москвы, по виду которых можно предположить, что там шла настоящая война. Пейзажи такие, будто бы прошла бомбардировка, и после проехали танковые войска, и среди этого всего ходят жители этих мест, как будто бы единственно выжившие после катастрофы люди.

Таким образом, экономика и хозяйство страны находятся в крайне неудовлетворительном, а возможно и критическом состоянии. По расчётам академика Д. Львова, общая сумма потерь, понесённых российской экономикой только за первые четыре года реформ, проводимых младореформаторами, оценивается в 3,5 триллиона долларов. Для сравнения: сумма потерь всего Советского Союза, понесённых за четыре года ВОВ, составила 375 миллиардов долларов. Остановилось более 30 тысяч предприятий промышленных, фабрик, заводов, из которых 4 тысячи - крупные и крупнейшие (с численностью рабочих более 1 тысячи человек). Не используются или используются с убытком 60% пригодных для пахоты земель. Безработица, учитывая скрытую, достигла 15 миллионов человек. За годы реформ катастрофически сократилось производство важнейших промышленных товаров и изделий: добыча углеводородного топлива на 40%; производство электроэнергии - на 20%; выплавка стали - на 43%; станков - в 100 раз; тепловозов - в 3 раза; грузовых вагонов - в 6 раз; грузовых автомобилей - в 4 раза. В Советском Союзе в год выпускалось более 1000 единиц авиатехники, в России же в 2007 году было произведено 12 самолётов военных, 4 вертолёта, и 1 пассажирский самолёт. Погибла практически вся обрабатывающая промышленность России, за исключением производства легковых автомобилей. Моторостроение, производство промышленных транспортных средств, станков, средств управления и связи, сельскохозяйственное машиностроение находится в упадке. Из тяжёлой промышленности сохранились лишь такие производства, которые выгодны западным покупателям. Например, чёрная металлургия выжила, потому что Западу выгодно оставить всю грязную в экологическом отношении часть производства в России (добыча руды, доменное плавление, трубный прокат). На западный рынок поступают металлические болванки, крупнопрокатные изделия, дальнейшая работа над которыми представляет минимальную опасность для окружающей среды и выполняется уже не в России. По этой же причине сохранилось производство алюминия, также представляющее серьёзную опасность для окружающей среды и рабочих. Так же частично выжила химическая промышленность. Нет должного контроля над вырубкой древесины, которую в массовом количестве вывозят за границу. Рыбные ресурсы страны вообще изводятся под корень. Доходы, утекающие налево от контрабанды рыбы, больше, чем бюджеты дальневосточных регионов. Точно сказать, сколько вывозится, никто не может. И это ещё одна характеристика строя, который создан в России. В тоже время большое количество товаров, от которых зависит жизнеобеспечение страны, Россия ввозит из-за границы. От шурупов и гвоздей - до иностранных самолётов. 70% продовольствия так же ввозится из-за рубежа. Нарушилась безопасность страны и не только продовольственная. Если на восстановление разрушенного хозяйства страны после ВОВ потребовалось более 5 лет, то теперь, по некоторым подсчётам, при существующей динамике развития и данном режиме понадобится не менее 65 лет, то есть жизни двух поколений. И вместо того, чтобы начинать интенсивное восстановление хозяйства и экономики, благо это позволяет делать огромный накопленный запас «нефтедолларов», российская правящая клика вкладывает эти «нефтедоллары» в акции американских компаний, тем самым, поддерживая экономику своего стратегического конкурента. Да причём деньги вкладываются в акции ущербных ипотечных компаний, из-за которых разразился недавний кризис ипотечного сектора в США. И опять же встаёт вопрос: это глупость или предательство? А если упадут цены на нефть, то с Россией будет покончено.

Политическая сфера

Ситуация, которая сложилась в социально-экономической и хозяйственной жизни страны, является проекцией политической сферы. В политической организации страны точно так же существуют острые проблемы, которые влияют на большинство граждан страны. И это не удивительно. «На современном этапе в России налицо явный дефицит управляющих со стратегическим мышлением, обладающих умением мыслить системно и масштабно, в интересах народа. Массовый приток руководителей-исполнителей в управление был обусловлен доминированием в общественной жизни власти исполнительной. Цениться стала не инициатива, а исполнительность, оперативность угадывания мыслей босса и услужливость. Массовый прилив исполнителей к рулю государственного корабля и отсутствие критически мыслящих в управлении людей привели к существенному росту государственного аппарата, к мелочной регламентации его функций, к снижению требований к квалификации работников. Политика в современных условиях стала не только средством получения капитала, но и областью его выгодного вложения. Вкладываются как бизнесмены, так и криминальные элементы. Это стало даже областью своеобразного соревнования, отсюда вытекают и некоторые политические загадки, почему, например, доселе никому неизвестный человек сравнительно легко побеждает на выборах опытного политика. Бизнес отчасти криминален и опирается на поддержку политических структур. Политика также делается за счет финансовой поддержки бизнеса и организованной преступности. Организованная преступность, в свою очередь, старается обеспечить себе политическую «крышу» и иметь выход в легальный бизнес. Это в значительной степени определяет современную диалектику экономики, политики и морали. В западном капиталистическом обществе миллиардерами становятся в течение сотен лет, а в России - за несколько лет. Вот цена сращивания бизнеса и власти, появления десятков олигархов, владеющих стратегическими высотами в экономике и подпитывающих нужные кланы в политике» - так характеризуют современную российскую политику С. Барзилов и А. Чернышов в своей книге «Безумство власти».

Основные тенденции, закономерности и этапы развития современной России определяются политическими процессами. Политика представляет собой самостоятельную ценность, превратившись в России из методологии познания и решения социальных и экономических вопросов в наиболее универсальный рычаг их практического воплощения. Для Запада политика - это преимущественно набор способов и средств воздействия правительства на общество и общества на правительство. Политика универсальна и всепроникающая во все сферы жизни в том смысле, что она является методом взаимодействия общества и социального государства, и с этой точки зрения она неотделима от экономики и социальной сферы. Именно власть четко отделена от экономики и социальной жизни, и для обеспеченных граждан Запада она не представляет такой ценности, как в России.

Ещё одна циничная особенность российской политики, по словам С. Барзилова и А. Чернышова, является система кормлений, сложившаяся в современной политической практике, которая была в России еще до Смутного времени. Олигарх в обмен на политическую лояльность федеральному президенту и его администрации получает добро на тот или иной регион. В результате нехитрых и всем известных манипуляций он побеждает на выборах либо другого олигарха, либо олигархического ставленника. В качестве презента и результата он получает население, жаждущее изменений и инновационных программ наряду с большими инвестициями. Здесь система кормлений вступает в свою вторую стадию, когда кого-то действительно надо кормить, обувать и одевать. Но не для того двинулся олигарх в провинцию, чтобы ее реально облагодетельствовать, а для того, чтобы самому кормиться, прикармливая других. Главная причина создания системы кормлений - бюджетные средства регионов. Пример - это соединение Чукотки и Абрамовича - занятный, но понятный факт. У чукчи, давно не видевшего денег и живущего впроголодь, богатый человек пользуется большим авторитетом. Благо к этому добавляются не только посулы, но и кое-какие благотворительные мероприятия. Траты небольшие, а прямая выгода для олигарха очевидна. Дожили, наконец, до времени, когда каждый олигарх может купить себе вотчину. Это почище любого средневековья. Если олигарху жалко своих денег или олигархический ставленник не совсем экономически обеспечен, то вотчину покупают вскладчину. А чтобы легитимизировать себя в глазах населения, хватит даже пачки сигарет «Примы» на человека, чтобы в конкретное время прийти в нужное место и отдать свой голос за определенного человека. Российский провинциал до того обездолен и унижен, что готов разменять свои так называемые гражданские права на любую подачку.

Барзилов и Чернышов сравнивают современного политика, будь то федерального министра, будь то регионального министра с образом лавочника. Образ лавочника, пишут они, избран не случайно. Все они, за редким исключением, пришли из бизнеса, из системы «купи-продай», в которой нет границ между тем, что можно выставить на продажу, и тем, что нельзя продавать никогда. Власть превратилась в капитал, своего рода стоимость, приносящую стабильный доход. Должности стали объектом купли-продажи, имеющими свою рыночную стоимость. Для лавочника нахождение во власти есть самый прибыльный и стабильный бизнес. Лавочники не будут содержать в чистоте и порядке лавку, потому что они - временщики. То состояние, в котором находится хозяин вверенного заведения, не дает ему интереса пускать глубоко корни. Его задача - срубить побольше денег при минимуме затрат и открыть еще одну, подобную же лавку, особо не беспокоясь о том, что происходит вокруг. Главным смыслом жизни для лавочника становится задача избрания или подтверждения своих полномочий на занятие той или иной властной должности. Причем - любой ценой - завершают Барзилов и Чернышов.

В России ведётся много разговоров о демократии, о том, что необходимо её укреплять, развивать, вводить в ранг незыблемых ценностей. Но на деле получается совсем другая ситуация. Многие эксперты считают, что началась кампания по свертыванию демократии. Началась она со свертывания независимости СМИ, когда к власти пришёл действующий президент. Перед его приходом в России действовало три общенациональных телеканала, способных реально влиять на политические процессы - ОРТ, РТР, и НТВ. Все эти каналы президент привёл к повиновению. В 2005 году кремлёвские чиновники присвоили ещё одну независимую телекомпанию РЕН-ТВ. Сегодня Кремль контролирует все основные общенациональные телестанции. Позднее Кремль занялся печатными и онлайновыми СМИ, которые до тех пор оставлял в покое. За последние несколько лет большинство крупных газет в России было продано людям или компаниям, лояльным кремлёвским чиновникам, в результате чего московский еженедельник «Новая газета» остался единственной подлинно независимой газетой общенационального масштаба. Что же касается радио, то здесь независимым источником новостей пока остается станция «Эхо Москвы», но и ее будущее находится под вопросом.

Страдают и политические партии, не связанные с Кремлем - это независимые либеральные партии - «Яблоко» и СПС. Другим независимым партиям, включая Республиканскую партию и Народно-демократический союз, а также организации, входящие в коалицию «Другая Россия» - не позволили даже зарегистрироваться для участия в выборах. Несколько независимых кандидатов и партий не были допущены к участию в местных выборах по неприкрыто политическим мотивам. В то же время кремлевские партии - в том числе «Единая Россия», обладающая самой многочисленной фракцией в Думе, и созданная властями «Справедливая Россия» - пользуются доступом на телевидение и щедрым финансированием.

Наконец, и это самое невероятное - свобода собраний теперь тоже считается неприемлемой. Весной 2007 года «Другая Россия» - пыталась организовать митинги в Москве и Санкт-Петербурге. Оба митинга были разогнаны тысячами омоновцев и спецназовцев, а сотни демонстрантов оказались под арестом.

Центр - регионы

Стабилизация политического режима мыслится представителями федеральной власти не в улучшении социальных условий населения, а в категориях жёсткой власти, которая не рассматривает социальный контекст и потому не может быть эффективной. Кремль урезал автономию региональных органов власти. Он создал над ними «надстройку» в виде семи федеральных округов. Этим семи новым «сверхгубернаторам» было поручено контролировать все федеральные структуры на подведомственной им территории. Кроме того, они начали расследовать деятельность глав регионов, чтобы подорвать их самостоятельность и шантажом привести к послушанию. В сентябре 2004 года российскому федерализму был нанесен смертельный удар: президент объявил, что губернаторов теперь будет назначать он сам, мотивируя это тем, что подобная процедура позволит повысить подотчетность и эффективность их деятельности. С февраля 2005 года выборы глав исполнительной власти российских регионов не проводятся. Способность регионов самостоятельно жить и развиваться воспринимается значительной частью нынешнего руководства страны как смертельно опасный для них выход из-под тотального контроля. Но построение такой системы управления отнюдь не означает, что вся ответственность переходит на плечи федерального центра. Наоборот, правящая федеральная бюрократия, реализуя свою политику, ориентируется на перекладывание ответственности за возможные её негативные последствия на плечи региональных руководителей.

Михаил Делягин в своей книге «Революция в России…» пишет о финансовом контроле центра над регионами: «Стремление к повышению степени финансовой самостоятельности является одним из важнейших мотивов региональных элит. Колоссальный рост доходов бюджетной системы Российской Федерации в результате баснословного улучшения внешнеэкономической конъюнктуры был последовательно сконцентрирован в федеральном бюджете, благодаря чему реальные финансовые возможности регионов сократились (этот процесс продолжился в полной мере и в 2006 году, когда рост расходов федерального бюджета на 0,8% ВВП был обеспечен в первую очередь сокращением доходов региональных бюджетов на 0,72% ВВП), а их зависимость от федерального центра не просто существенно выросла, но и значительно превысила уровень, достаточный для гарантированного сохранения целостности страны. Так, в результате правления Путина и созданной им бюрократии, доля финансовой помощи федерального центра в доходах региональных бюджетов, наиболее полно выражающая степень финансовой зависимости регионов от центра, снизившаяся было с 14,4% в 1996 до 9,6% в 1999 году, увеличилась в 2004 году до 21,9%. В бюджете же 2006 года она и вовсе предусмотрена на запредельном уровне 35%. Соответственно, возросла сумма средств, перераспределяемых через федеральный бюджет, и нагрузка на него: удельный вес финансовой помощи регионам в его расходах увеличился с 10,2% в 1999 до 33,0% в 2005 году и до 33,4%, предусмотренных проектом федерального бюджета на 2006 год. Усиление финансового давления федерального центра при общей наглядности снижения адекватности его политики естественным образом провоцирует рост сепаратизма, особенно в относительно обеспеченных удаленных регионах с диверсифицированной экономикой. Это движение поддерживается и направляется различными корыстными силами (вплоть до, насколько можно понять, транснациональных корпораций, которым действительно намного проще требовать установления своего контроля за полезными ископаемыми Республики Восточная Сибирь, чем Российской Федерации), однако возникает и развивается, прежде всего, как элемент регионального протеста против безответственности и самодурства правящей бюрократии».

Неадекватные действия правящей клики, в самом деле, приводят к громадному отчуждению населения Дальнего Востока и Сибири от России. Неразвитость транспортных путей и сообщения многократно усиливают эту отчуждённость. Центр не способен моментально реагировать на какие-либо ситуации в регионах, но деньги с регионов-доноров собирает исправно. Отсюда и это явление регионального сепаратизма. Примеров тому множество. Землетрясение, которое случилось в Корякском автономном округе, разрушило почти полностью посёлок Тилички. К жителям приехал Дмитрий Медведев, который прямо сказал местным властям и МЧС, чтобы они создали для людей «хотя бы сносные условия для существования». Нужно только вдуматься в эти слова. Высокий федеральный чиновник, прилетевший из далёкой Москвы, говорит о том, что нужно создать сносные условия, да ещё и хотя бы. Вместо того, чтобы распорядиться, чтобы были созданы благоприятные качественные условия. Так же условия эти должны быть созданы, по его словам, для существования. То есть люди должны существовать, выживать, а не жить полноценной жизнью. От всех таких инцидентов, и происходит отчуждение населения дальних регионов от остальной страны. Люди, которые живут в дальних регионах, теряют связь с Россией, называют её «большой землёй». Ещё приведу пример с землетрясением, которое произошло на Сахалине в городе Невельске в 2007 году. До сих пор почти тридцатитысячный город не восстановлен из-за того, что федеральное руководство не может наладить поставку необходимых материалов, которые постоянно застреют на паромной переправе между Сахалином и Хабаровским краем. У местного бюджета денег на восстановление города нет, а федеральный центр всё необходимое для восстановления города не сделал, хотя 90% доходов от добычи нефти на шельфе Сахалина уходят в федеральную казну. Жители дальних регионов в таких случаях не просто утрачивают чувства патриотизма, больше того, у них возникают мысли о том, что лучше жить обособленно, не в составе России, федеральный центр которой только выкачивает из регионов финансовые средства. Многие жители Курильских островов предпочли бы жить в составе Японии, нежели в составе России. Тогда они бы «попали из 16-17 веков в 21 век», в господство цивилизации. А пока они вынуждены терпеть постоянные аварии энергосистемы Курил, приводящие к длительным отключениям света, поломки системы водоснабжения и теплоснабжения, прозябая в зимних холодах.

В итоге

Суть политического режима, созданного в нашей стране при совершенно непростительном попустительстве здоровой и сознательной части российского общества, заключается, насколько можно понять, в практически полном освобождении государства как целого и образующих его чиновников от какой-либо ответственности, в том числе перед населением. Бюрократия, обособившаяся в доминирующий социальный слой, получила полную, практически ничем не ограничиваемую свободу произвола в обмен на демонстрацию формальной лояльности (причем даже не государству, а личности, ибо никаких общих целей это государство выработать не хочет, да и не может).

В условиях баснословно благоприятной, а по некоторым значимым направлениям и продолжающей улучшаться внешнеэкономической конъюнктуры, благодаря которой государство и крупнейший бизнес буквально захлебываются от потока «нефтедолларов» и тонут в болоте еще более развращающего их показного потребления, нарастает всесторонняя деградация человеческого потенциала. Прежде всего, эта деградация проявляется форме распада социальных связей и нормальной, позволяющей успешно существовать системы человеческих ценностей. На фоне драматического разрушения общественного здоровья массового алкоголизма и нарастающей пандемии наркомании происходит чудовищное падение интеллектуального потенциала общества. Распад системы науки и образования подстегиваемый весьма последовательными реформами, окончательно станет необратимым в ближайшие 5-7 лет, когда физически вымрут последние носители необходимые для развития знаний и навыков, так как средний возраст ученых по многим ключевым специальностям превышает 60 лет.

Одновременно с этим продолжается деградация производственного потенциала, в первую очередь наиболее значимой для страны, определяющей условия ее существования и при этом практически брошенной без внимания инфраструктуры жизнеобеспечения. Физический износ и моральное устаревание оборудования в сочетании с грубейшими нарушениями технологии характеризуют состояние даже наиболее прибыльных отраслей современной российской экономики.

Демократия как институт принуждения государства к ответственности перед обществом искоренена последовательно и осознано. Даже ее формальные атрибуты (вроде независимого суда, честных выборов, свободы слова и права частной собственности) демонстративно подвергаются публичному оскоплению, и сама идея об их полезности, и без того не укорененная в массовом сознании, весьма эффективно дискредитируется государством.

Масштабы растущих аппетитов силовой олигархии (из-за которых уже в 2004 году для ряда крупных коммерческих предприятий, чтобы иметь хоть какую-то прибыль, надо было иметь рентабельность собственно коммерческих операций не менее 30%) не позволяют развиваться большинству видов бизнеса. В аппарате государственного управления наблюдается жесткий «отрицательный отбор», так как концентрация его на выполнении предельно простых функций грабежа и потребления объективно отторгает профессионалов, склонных к выполнению сложных функций и потому с неизбежностью проигрывающих внутриэлитную и внутриаппаратную конкуренцию.

В последние три года путинская бюрократия стала в массовом порядке создавать проблемы «на ровном месте», вымогая у людей никому не нужные справки (которые при этом она же и отказывается выдавать даже за взятки), забирая на бессмысленные военные сборы, создавая неразрешимые трудности при регистрации законных сделок и получении необходимых документов. Масштабы бюрократического давления на повседневную жизнь нарастают стремительно. Об органической неспособности правящей бюрократии управлять чем бы то ни было и решать какие бы то ни было реальные задачи свидетельствует, например, неуклонное ухудшение демографической ситуации. Президент говорит, и при этом, насколько можно понять, в отличие от целого ряда других случаев говорит весьма искренне, об этой неуклонно обостряющейся проблеме практически на всем протяжении своего нахождения у власти. При этом реальная политика, проводимая им и его ставленниками, и даже подписываемые им лично законы не просто не имеют никакого отношения к улучшению демографического положения страны, но и весьма последовательно направлены на уничтожение даже небольшого сохранившегося вопреки реформаторам социального потенциала России.

Россия остро нуждается в коренной модернизации практически всех сторон своей жизни, однако сложившаяся политическая и экономическая система наглухо блокирует все потенциальные возможности такой модернизации. Сохранение правящей бюрократии у власти представляет собой главную угрозу не просто развитию, но и самому существованию России и просто несовместимо с ним.

Возможность революции

Из описания положения страны отчётливо видно, что требуются глубокие, качественные, коренные перемены. Если они не начнутся, и тенденция развития социально-экономических и политических процессов останется на прежнем уровне, то существует риск потерять страну. Для скорейшего спасения страны, вывода её из засасывающего болота, которое уже скоро не позволит дышать, необходима революция!

Теперь следует разобраться в понятие «революция». Поможет мне в этом гениальный теоретик и практик революции В.И. Ленин. К сожалению, здесь вступает в действие фактор времени, который мне не позволяет постичь всецело труды В.И. Ленина по первоисточникам, а потому я буду использовать книгу по научному коммунизму, которая почти вся и состоит из концентрата мыслей и цитат В.И. Ленина.

Ленинская теория революции

Социальная революция является глубоким переворотом в политической, экономической и идеологической жизни общества. Именно в результате революции происходит смена господствующих классов государств, ликвидируются старые и утверждаются новые производственные отношения, коренным образом изменяются общественные взгляды и учреждения.

Социальная революция не случайное, а естественное, закономерное явление, вытекающее из развития материальных условий жизни общества на определенных ступенях его развития, из присущих ему внутренних противоречий. Указывая на причины социальной революции, К. Маркс в предисловии к своей работе «К критике политической экономии» писал, что на известной ступени развития общества производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти, теперь уже отставшие, производственные отношения превращаются в их оковы. Тогда и наступает эпоха социальной революции.

Таким образом, объективной экономической основой социальной революции является конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. Производственные отношения не могут долго отставать от развития производительных сил. Рано или поздно они должны прийти в соответствие с ними. Это соответствие и устанавливается в результате социальной революции.

Конфликт в производстве всегда находит свое выражение в конфликте классовых интересов. Реакционному классу, носителю старых производственных отношений, противостоит прогрессивный класс, носитель новых отношений производства. Отсюда непримиримая борьба прогрессивного класса с реакционным, высшим проявлением и завершением которой является социальная революция.

Старый, реакционный класс никогда не отказывается от своего господства добровольно. Для сохранения старых производственных отношений он использует всю силу государственной власти. Поэтому для ликвидации старых и утверждения новых производственных отношений прогрессивный класс должен завоевать политическую власть. Выходит, что вопрос о том, победят или не победят новые производственные отношения, зависит, в конечном счете, от того, завоюет ли революционный класс государственную власть. Потому основным вопросом социалистической революции является вопрос о завоевании пролетариатом политической власти и ее дальнейшем развитии и укреплении. Как было сказано ранее, выполнить свою задачу - уничтожить капитализм и построить новое общество - рабочий класс может, только создав свое собственное пролетарское государство.

Социальные революции имеют огромное значение в жизни общества. Только посредством коренных, революционных преобразований можно уничтожить старый, реакционный общественный строй и утвердить новый, прогрессивный. Только в социальных революциях разрешаются экономические и классовые противоречия, зревшие в длительные периоды предшествовавшего развития общества. Только при помощи революций устраняются препятствия на пути экономического, политического и культурного прогресса в виде отживших производственных отношений и их реакционных носителей - старых классов. В периоды социальных революций пробуждается творческая энергия широких масс народа, к активной общественной жизни приобщаются все новые и новые миллионы трудящихся, в результате чего в значительной мере ускоряется процесс общественного развития. Не случайно К. Маркс называл революции локомотивами истории.

Революционная ситуация

В работе «Крах II Интернационала» Ленин характеризует зрелость объективной стороны революции. Она выражается в возникновении революционной ситуации в той или иной стране. Революционная ситуация имеет три главных признака объективных изменений в обществе, в котором создается революционное положение. Ленин подчеркивал, что эти объективные изменения не могут быть вызваны по произвольному желанию класса, партии, вождей.

Зрелость системы капитализма в целом для социалистической революции еще не означает, что почва для нее готова во всех странах капиталистического мира. Чтобы социалистическая революция произошла, необходим высокий накал социально-политических противоречий, создающий обстановку всеобщего революционного брожения, поднимающий на активную борьбу широкие массы, подводящий их к рубежу открытого революционного действия. Такая благоприятная для революции политическая обстановка называется революционной ситуацией. Необходимость революционной ситуации, перерастающей в общенациональный кризис, В.И. Ленин считал основными законом революции, подтвержденным всеми великими революциями, и в частности тремя русскими революциями в XX веке.

Революционная ситуация характеризуется следующими основными признаками:

Во-первых, «кризисом верхов», т.е. невозможностью для господствующих классов сохранить свое господство в неизменном виде. Кризис политики господствующего класса создает трещину, в которую прорывается возмущение угнетенных классов. Для наступления революции, говорил В.И. Ленин, обычно бывает недостаточно, чтобы низы не хотели, а требуется еще, чтобы верхи не могли жить по-старому. «…Революция, - писал Ленин, - невозможна без общенационального (затрагивающего и эксплуатируемых и эксплуататоров) кризиса».

Во-вторых, необычным обострением социальных антагонизмов между господствующим классом и угнетенными массами. Это обострение может быть связано с экономическими бедствиями и нуждами рабочего класса и других слоев населения. Оно может быть вызвано причинами, вытекающими из социального бесправия и обездоленности трудящихся масс, а в современных условиях может также вырасти из массовой борьбы против войны, за мир, против всевластия и произвола монополистического капитала, за демократию, против чужеземного гнета, за национальное освобождение.

В-третьих, значительным повышением политической активности масс. Революционные классы освобождаются в такие периоды от пассивности и инертности, свойственных периодам «спокойного» развития. Боевые настроения стремительно нарастают, страсти кипят и выходят наружу. Массы буквально рвутся к политике, они выходят из инертного состояния, пробуждаются от политической спячки, в связи с резко возросшей активностью их в результате экономического, политического и военного (в условиях войны) кризиса.

Корни революционной ситуации, в конечном счете, уходят в противоречия способа производства. Однако эти противоречия преломляются через призму сложной системы социально-политических, классовых отношений. Они не всегда, а лишь в определенные моменты истории порождают революционную ситуацию. Время ее возникновения, ее формы и темпы развития зависят от процесса расшатывания государственной машины, от силы революционного класса, от его связи с другими классами, короче, от всей социально-политической обстановки в данной стране. Противоречия социально-политической жизни, противоречия внутри надстройки, противоречия между политической надстройкой и революционными классами - вот те условия, которые непосредственно определяют возникновение революционной ситуации. Начинаясь стихийно возникающим брожением, она завершается общенациональным кризисом, непосредственно предшествующим революции и перерастающим в нее. Однако революционная ситуация в силу неорганизованности и распыленности массового движения может и не достичь высшей стадии. Тогда накал политической обстановки гаснет и движение идет на спад.

Даже полная зрелость объективных условий социалистической революции сама по себе не приводит к революции. Кроме объективных условий для возникновения и тем более для победы революции нужна соответствующая степень зрелости субъективного фактора, т.е. «способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят»». Победоносная социалистическая революция возможна только при наличии организованности и сознательности рабочего класса, при условии, что у него есть надежные союзники и что руководит революцией опытная, закаленная в боях марксистская партия. Это субъективный фактор, и если он не получит развития, то никакая зрелость объективных условий не приведет к победе революции. В таком случае революция либо совсем не развернется, либо потерпит поражение.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ