Рефераты
 

Институт президентства в современном мире

Институт президентства в современном мире

23

Реферат

На тему: «Институт президентства в современном мире»

Введение

Проблема института президентства в современном мире является чрезвычайно актуальна, поскольку президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения.

В конституционном праве понятие главы государства точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.

Термин «президент» происходит от латинского president, что означает «сидящий впереди», то есть председательствующий на собрании.

Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америке. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будет статус и полномочия президента в этом государстве. Вот почему чрезвычайно важным является изучение института президентства на современном этапе.

Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице является и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в XX веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.

Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства. Прерогативы позволяют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.

Из 183 стран, входивших в начале 1993 г. в ООН, более 130 имеют в своем государственном устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой - важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный объем полномочий.

В научных работах часто употребляются такие выражения, как «президентская форма правления», «парламентарная (или парламентская) форма правления», хотя принято считать, что существуют две основные формы правления - республиканская и монархическая.

При исследовании феномена президентской власти невозможно ограничиться только анализом относящихся к президентству конституционных и других правовых норм. Не менее важно и определение соотношения этих норм с политической практикой президентов. Очевидно и то, что само по себе учреждение поста президента в той или иной стране еще не означает одномоментного возникновения института президентства с присущими ему законодательными и административными актами, хорошо разработанной структурой различных подразделений, тесными взаимосвязями в целом. Становление института президентства - это достаточно длительный исторический процесс, и при его формировании полезен учет богатого зарубежного опыта функционирования президентской власти в различных странах.

Изучением проблем института президентства посвящены многочисленные публикации, монографические и диссертационные исследования отечественных и зарубежных политологов, правоведов, социологов, историков.

Среди конституций зарубежных стран особое значение имеет Конституция США 1787 года. В начальный период она носила исторически прогрессивный характер, способствовала развитию новых производственных отношений.

Конституция Франции 1958 года разрешила проблему соотношения внутреннего законодательства и международно-правовых норм.

1. Современные модели президентства

«Институт президентства в большинстве случаев - это глава, призванный олицетворять и обеспечивать государственную целостность и единство, эффективное функционирование всех «властей», прежде всего исполнительной».

Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер - министра (Египет, Франция). Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять - в Бразилии, шесть - в Египте, семь - в Казахстане и во Франции. Бывали, однако, «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.

Согласно концепции разделения властей президентская власть обычно рассматривается как исполнительная власть. Зачастую соответствующее положение содержится в конституциях (США 1787 г., Филиппины 1986 г., Бразилия 1988 г., Азербайджан 1995 г. и др.). Однако многие основные законы не дают характеристики власти президента. Словом, в конституциях стран мира вопрос о природе президентской власти не имеет однозначного ответа, часто ей не дается никакой характеристики в концепциях разделения властей.

Такое отсутствие определенности в большинстве новых конституций, особенно принятых в последнее десятилетие, не случайно. В современных условиях многих стран президентская власть занимает особое положение, она как и «правительственная власть» характеризуется своеобразием. В связи с этим встает вопрос: возможно ли «жесткое» отнесение президентской власти к определенной рубрике триады, да еще при различных формах правления?

Определяя природу президентской власти, следует исходить из взаимопроникновения различных ветвей известной триады: при несомненной доминанте в каждой ветви власти, определяющей ее сущность, в любой из них присутствуют какие-то, иногда мелкие, а нередко и значительные элементы, характерные в целом для другой ветви. Из сказанного можно сделать вывод: природу президентской власти нельзя «жестко» привязать лишь к одному из элементов триады разделения властей, особенно в условиях некоторых форм правления.

Для понимания природы президентской власти следует иметь в виду не только зыбкость границ между ветвями власти и процесс отпочкования новых ветвей, но и три других момента, систему сдержек и противовесов властей, их взаимозависимость и правильную трактовку положения о единстве государственной власти. В условиях демократического строя президентская власть не может быть беспредельной.

При оценке места президентской власти в обществе нужно учитывать не только разделение властей с последующими уточнениями этой концепции, нельзя игнорировать не менее важную проблему взаимодействия властей и в целом - единства самой государственной власти.

2. Различные формы президентской власти

Президент как глава государства выступает в различных качествах в зависимости от разновидности республиканской формы правления. В парламентской республике он является таким главой государства, которому министры не подчинены и перед ним не ответственны (Индия, Италия, ФРГ и др.), в президентской республике он глава государства, которому подчинены министры, не составляющие (США, Филиппины, Бразилия) или составляющие совет (кабинет) министров. При первом варианте президентской республики нет должности премьер-министра, его полномочия выполняет сам президент, по существу нет коллегиального правительства, есть кабинет президента. Во втором случае есть должность премьер - министра, но это так называемый административный премьер, фактически руководителем правительства (Совета министров) является сам президент. Премьер - министр в основном выполняет лишь оперативные задачи по координации деятельности правительства, да и заседания правительства он обычно проводит в каждом отдельном случае по указанию или с разрешения президента (Египет, Перу).

Таким образом, в парламентской республике президент лишь по конституции обладает исполнительной властью или ее элементами, а иногда конституции об этом и не говорят (Италия, Молдова, ФРГ). Это - «слабый» президент. Свои конституционные полномочия он выполняет «по совету и с согласия» правительства.

Иная ситуация в президентской республике. Если в ней нет коллегиального совета министров, а министры являются лишь помощниками, советниками президента, то, естественно, полнота исполнительной власти принадлежит президенту. Только он принимает решение, даже если все министры выскажут против мнения президента, он руководит государственной службой и делегирует определенную долю исполнительной власти своим подчиненным. Если в президентской республике существует Совет министров, ситуация с исполнительной властью президента несколько усложняется, но в принципе остается такой же. Министры тоже подчинены президенту, он их назначает и смещает, правда, по рекомендации премьер-министра (его тоже назначает президент, какого-либо согласия парламента не требуется), но такие рекомендации для президента не обязательны. Особые условия связаны с теми президентскими республиками, в которых существуют элементы парламентаризма и где парламент может выразить недоверие премьеру или министру (как правило, это крайне затруднено, требуется инициатива значительной части парламентариев для внесения такого предложения, иногда до 25% всего состава и принятие его квалифицированным большинством состава парламента).

Существенно изменяется ситуация в полупрезидентской, полупарламентской республике. В полупрезидентской республике заметно стремление «вывести» президента за пределы этой жесткой полярной схемы, за границы традиционной концепции разделения властей при упоминании последней в конституциях как руководящего начала. Основные законы, принятые в данной группе стран при активном участии президентов - лидеров, закрепляют значительную личную власть президента, его самостоятельность, но вместе с тем устанавливают определенную, хотя незначительную, связанность его действий и подчиненных ему министров полномочиями парламента. В целом, однако, конституции стремятся поставить президента, его власть вне обычной триады. Наделяя его, как главу государства, помимо исполнительно-распорядительных полномочий, самостоятельными нетрадиционными полномочиями (обширные нормотворческие, исключительные, и особенно арбитражные и объединительные полномочия).

Однако главной чертой президентской власти в полупрезидентской республике отмеченное стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, но не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях с ними.

3. Полномочия, обязанности и ответственность президента

Полномочие, представленные конституциями президентам, весьма обширны. Прежде всего, президент является представителем государства вовне и внутри страны. В качестве первого он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются иностранные дипломатические представители, заключает международные договоры, в ряде стран ратифицирует международные соглашения. Как представитель государства внутри страны он выступает с согласительными процедурами при разногласиях некоторых государственных органов, субъектов федерации (в условиях федеративного государства), от имени государства награждает государственными наградами, присваивает почетные звания и т.д.

Президент обладает полномочиями, относящимися к деятельности органов законодательной власти. Он назначает дату выборов в парламент, созывает его на сессии, он может досрочно распустить парламент с обязательным назначением новых выборов (в предусмотренных конституциями случаях), он санкционирует и промульгирует законы, обладает правом вето - возвращение закона на второе рассмотрение парламента. Как правило, президент имеет право законодательной инициативы (в США - не имеет), вправе обращаться с посланием к парламенту, которые, однако, не подлежат обсуждению.

У президента обширные полномочия по формированию других высших органов государства и назначению высших должностных лиц. Юридически правительство даже в парламентской республике назначает президент - он создает соответствующий акт.

Президент во многих странах назначает судей, формирует полностью или частично органы конституционного контроля, представляет парламенту кандидатуры для назначения высших должностных лиц - генерального прокурора, членов счетной палаты и т.д.

Уже говорилось о нормотворческой деятельности президента. Он издает нормативные и ненормативные акты, в том числе имеющие силу закона. Нормативные акты издаются на основе делегирования полномочий парламентом правительству (подписывает их президент) и на базе предусмотренной конституциями регламентарной власти.

В парламентской республике акты президента действительны только при контрасигнатуре. В президентской республике, где существует жесткое разделение властей, президент издает только «исполнительные приказы», но на деле они могут иметь силу закона.

В принципе акты президента являются подзаконными, они недействительны при противоречии закону, в парламентской республике предусмотрен контроль парламента, но в практике почти во всех постсоциалистических государствах в настоящее время эти акты имеют доминирующее значение.

В области урегулирования чрезвычайных ситуаций президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадочное положение, вводить президентское правление в субъектах федерации (Индия), осуществлять федеральную интервенцию (Бразилия). В Индии он делает это только по решению кабинета.

Президент всегда по конституции является главнокомандующим, он отвечает за безопасность государства, как гарант его целостности. При нем обычно создается Совет безопасности или другой аналогичный орган. На практике выполнение этих полномочий опять-таки зависит от формы правления, да и от личных качеств президента. Находившиеся у власти в некоторых странах (Аргентина, Филиппины и др.) и находящиеся сейчас женщины - президенты (Исландия, Ирландия, Шри-Ланка) в сфере военного главнокомандования больше полагаются на специалистов - советников.

В сфере регулирования правового статуса личности дополнительно к тем полномочиям, о которых уже говорилось, президент вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, предоставлять помилование осужденным преступникам, смягчать наказание.

В ряде стран у президентов есть и иные полномочия. В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия, в том числе и в связи с выполнением служебных обязанностей. Как правило, такая конституционная ответственность имеет особый характер. Обычно президент отвечает за умышленные нарушения конституции и законов, за государственную измену, причинение ущерба государственной независимости, взяточничество, совершение других тяжких преступлений (иногда - только за государственную измену).

Во многих странах такая ответственность имеет форму американского импичмента: обвинение президенту формирует и принимает нижняя палата, а решение об отрешении от должности принимает сенат (в новейших конституциях в этом процессе участвует также верховный и конституционный суд в качестве инстанции, проверяющих правильность обвинения и соблюдения процедуры). В некоторых странах парламент только принимает обвинительное заключение, а судит президента особый суд (Франция, Польша). В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства и другие большинством в 2/3 голосов всего состава. В Турции при обвинении президента в измене решение может быть принято только 3/4 голосов парламентариев, 3/4 голосов требуется для отрешения президента от должности в Казахстане, в Армении - 2/3 парламента при соответствующем заключении конституционного суда, в Молдове аналогичное решение должно быть вынесено на референдум избирателей. В Мадагаскаре, по конституции 1992 г., отрешение осуществляется не парламентом, а конституционным судом, но в соответствии с решением, принятым большинством 2/3 парламента. В Азербайджане отстранение президента от должности осуществляется парламентом (требуется 95 голосов из 125 членов парламента) при совершении тяжких преступлений, но с обязательным участием в этом процессе верховного и конституционного судов. В Австрии президент может быть отозван со своего поста избирателями.

Все указанные выше процедуры означают только отрешение президента от должности. В дальнейшем, если это случиться, его будет судить уже суд как обычного гражданина.

В 90-х годах было несколько случаев импичмента президента (Бразилия, Венесуэла и др). Дважды было проведено смещение президента путем референдума избирателей в Азербайджане. Был отстранен от должности президент Грузии, смещен парламентом президент Мордовии - субъекта федерации в составе России с одновременной ликвидацией самой должности президента в Мордовии.

Известный советский исследователь зарубежного конституционного (государственного) права А.А. Мишин высказывал в своем учебнике о том, что «с точки зрения до конца понятого и последовательного буржуазного демократизма институт главы государства не имеет никаких разумных оснований для своего существования», и в доказательство приводил, в частности, пример Швейцарии, где функции главы государства выполняет правительство. Действительно, есть и другие примеры совмещения в компетенции какого-либо государственного органа функций главы государства с иными функциями, но это все же исключения из правила. А правило заключается в том, что в системе государственных органов предусматривается специальный орган, на который возлагается высшее представительство государства вовне и внутри страны. Этим органом и является глава государства.

Глава государства - это высший его представитель внутри и вне страны и вместе с тем символ единства нации, государства (народа и государства).

В целом создание парламентской, президентской и полупрезидентской республики имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным собраниям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы. Во первых, нарушается имманентно присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в «отработанных» формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентской республике. Происходит смещение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.

Во вторых, возрастание роли парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства - часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

В третьих, в форме правления снижается роль институциональных факторов, она все более зависит от личности конкретного президента. А носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики к смешанной форме правления, а затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не президента, а премьер - министра.

4. Специфика избрания на пост главы государства

В современной мировой практике существуют два основных типа президентских выборов - прямые и непрямые. В свою очередь прямые президентские выборы могут проходить или в виде всеобщих выборов, или в виде референдумов. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах: 1) парламентом; 2) парламентом и представителями штатов, провинций, различных общественно-политических сил; 3) коллегий выборщиков.

В большинстве стран, где введена президентская система правления, выборы президента проходят на всеобщих прямых выборах. Правда, исключение составляют США - это своего рода классическая президентская республика, и Индонезия. В США проводятся всеобщие президентские выборы, но президента выбирают коллегией выборщиков. В Индонезии президента избирает Национальный консультативный конгресс.

Прямые президентские выборы присущи и многим странам с полупрезидентской системой правления, таким, как Франция, Португалия, Польша, Румыния, Монголия, Республика Корея и др. В то же время в Чехии, Болгарии, Турции, где действует та же система правления, президента выбирают путем голосования депутатов парламента. Что касается парламентарных республик, то для них также наиболее характерно избрание президента путем голосования в парламенте, как это происходит, например, в ФРГ, Италии, Швейцарии, Венгрии, Латвии. Впрочем, и здесь есть некоторые исключения: прямые президентские выборы проводятся в таких сугубо парламентарных республиках, как Ирландия, Исландия, Австрия.

В целом прослеживается достаточно большая зависимость типа президентских выборов от формы государственной системы правления.

Выборы президента на всеобщих прямых выборах носят демократический характер и предоставляют избирателям реальную возможность выбора только тогда, когда не одна, а по крайней мере несколько политических сил в той или иной стране имеют более или менее равные условия для участия в предвыборной борьбе. Практически во всех странах, где существует пост президента, конституционно введены определенные нормы, которым должны соответствовать кандидаты в президенты, и большинство их вполне оправданно и приемлемо для всех претендентов на президентский пост. Реальным же препятствием для участия различных сил в президентских выборах является, в частности, отсутствие многопартийной системы.

В США, западноевропейских и большинстве латиноамериканских стран прямые президентские выборы превращаются в очередное состязание ведущих партий за голоса избирателей. В итоге побеждает тот кандидат, который, по мнению большинства избирателей, предложил более привлекательную политическую программу и как личность больше, чем его соперники, подходит для выполнения обязанностей президента. В то же время во многих азиатских и особенно африканских странах, где до сих пор господствует однопартийная система, у кандидатов оппозиции практически нет шансов победить на президентских выборах. При этом в ряде африканских стран выборы официально проводятся на безальтернативной основе, и единственным кандидатом на этих выборах фигурирует, как правило, находящийся у власти президент, являющийся одновременно главой правящей партии. Так проходили, по крайней мере до недавнего времени, президентские выборы в Кении, Анголе, Мозамбике, Конго и некоторых других странах африканского континента. Например, президент Алжира Ш. Бенджедид был единственным кандидатом на президентских выборах 1979, 1984 и 1988 гг. Аналогичный характер имеют и президентские выборы, которые внешне проходят в такой демократичной форме, как всенародный референдум.

В тех же африканских странах, где в последние годы президентские выборы стали проходить на многопартийной основе, оппозиционные силы находятся далеко не в равном положении с правящей партией. Например, в Кении в начале 1993 года состоялись первые за последние 26 лет президентские выборы на многопартийной основе. Основными соперниками на этих выборах были лидер правящей партии Африканский национальный союз, президент Д.А. Мои, который правит этой страной на протяжении 14 лет, и один из лидеров оппозиции К. Мотива. В ходе этих выборов кандидатам оппозиции чинились всяческие препятствия: им запрещали выступать на массовых митингах в ключевых районах страны, против них были мобилизованы контролируемые правительством средства массовой информации, а многие из них подверглись физическим нападениям.

В итоге, согласно официальным результатам, президент Мои получил на 550 тыс. голосов больше, чем его основной соперник, и в очередной раз был переизбран президентом.

В другой африканской стране - Нигерии - в 1993 году также состоялись президентские выборы, в которых соперничали между собой кандидаты от разных партий. Когда же один из них победил, правящий президент И. Бабангида добился от Верховного суда решения об аннулировании результатов этих выборов. Правда, через некоторое время он все же ушел в отставку, но пост главы государства занял другой представитель правящей верхушки, а не победитель на президентских выборах.

Большинство кандидатов на президентских выборах в различных странах являются или лидерами партий, или их представителями. Именно они располагают самыми реальными шансами победить на выборах, поскольку ведущие партии оказывают доминирующее влияние на избирателей.

В США кандидат от любой, даже самой немногочисленной, партии или же независимый кандидат для участия в президентских выборах должны зарегистрироваться. В силу федеративного устройства государства регистрация кандидатов в президенты США происходит на уровне властей штатов. При этом в одних штатах кандидат должен представить соответствующую петицию, подписанную определенным количеством местных избирателей. Например, в южном и весьма консервативном штате Джорджия любой, кто хочет внести свою фамилию в избирательный бюллетень на президентских выборах, должен собрать подписи 40 тыс. избирателей этого штата. В других же штатах требуется меньше подписей под петицией. Есть в США и такие штаты, где в избирательные бюллетени без всяких петиций вносятся те кандидаты, которые, по мнению властей, имеют широкую известность и поддержку в стране.

Закономерно, что таковыми оказываются прежде всего кандидаты двух ведущих партий в США - республиканской и демократической. Впрочем, все эти процедуры не являются непреодолимым препятствием для тех кандидатов в президенты, которые баллотируются не от ведущих партий. [2]

В ряде европейских стран также предусмотрено самовыдвижение кандидатов. Так, в Польше достаточно собрать под соответствующей петицией 100 тыс. подписей избирателей, чтобы быть зарегистрированным официальным кандидатом в президенты.

В последние годы в некоторых латиноамериканских: странах буквально накануне президентских выборов создавались новые партии или реанимировались старые специально для того, чтобы их кандидаты могли завоевать пост президента.

В Перу за год до президентских выборов была создана совершенно новая коалиция «Перемена-90», и в 1990 году ее лидер А. Фухимори неожиданно для многих выиграл президентские, выборы.

Во многих странах всеобщие и прямые президентские выборы могут проводиться в один и в два тура. Для того чтобы, быть избранным президентом после первого тура в Австрии и Финляндии, кандидату достаточно набрать более половины голосов всех участвовавших в голосовании избирателей, а во Франции требуется абсолютное большинство поданных голосов. Если же ни один из кандидатов не получает предусмотренного Основным законом числа голосов в первом туре, то тогда проводится второй тур президентских выборов, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победитель второго тура и становится президентом страны.

Особенно часто президентские выборы в два тура проходят в странах с множеством партий. Так, в Гватемале, где легально действует 8 партий, на президентских выборах 1988 года было зарегистрировано 12 кандидатов, и ни один из них не набрал нужного количества голосов в первом туре в ноябре 1988 года.

В некоторых странах (Боливии, Чили и др.) во втором туре президента избирают не на всеобщих выборах, а лишь путем голосования в парламенте.

В то же время в США президентские выборы в подавляющем большинстве случаев проводятся в один тур, так как там действует мажоритарная избирательная система относительного большинства. Победителем оказывается тот, кто получил наибольшее по сравнению с другими кандидатами число голосов избирателей, а также наибольшее число выборщиков. Дело в том, что в США проводятся всеобщие, но не прямые президентские выборы. Это означает, что в день выборов избиратели голосуют по штатам за кандидатов в президенты и вице-президенты и за выборщиков, избираемых от каждого штата в количестве, соответствующем числу представителей этого штата в обеих палатах Конгресса США.

Что касается распространенной во многих европейских странах процедуры избрания президента депутатами парламента, то она более или менее одинакова везде. Например, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламенту.

В ФРГ для избрания президента созывается Федеральное собрание.

В Венгрии в голосовании на выборах президента принимают участие только члены Государственного собрания. В Конституции определено, что «на основе первого голосования избранным на Пост Президента республики считается кандидат, набравший две трети голосов депутатов» (ст. 29Б.2).

Как видно, повсеместно конституционные нормы, регулирующие порядок избрания президента парламентом, допускают несколько туров голосования. Число таких туров в Италии или Венгрии конституционно не ограничивается. В то же время Конституция Греции, имея в виду возможный парламентский тупик на выборах президента, предусматривает, что если в третьем туре голосования ни один кандидат не получает квалифицированного большинства голосов, то Палата депутатов, полномочная избирать президента страны, автоматически распускается и назначаются новые парламентские выборы.

В федеративных азиатских государствах, где президента избирают не на прямых президентских выборах, а через парламент, такие выборы проходят с участием представителей законодательных собраний всех штатов (в Индии) или всех провинций (в Пакистане).

В Индонезии введен специфический конституционный механизм избрания президента. Его выбирают на заседании Национального консультативного конгресса, который собирается раз в 5 лет специально для избрания президента и вице-президента.

Важным элементом систем президентских выборов является продолжительность срока, на который избирается президент. В разных странах предусмотрены различные сроки полномочий главы государства.

Впервые, ограничение срока полномочий президента было введено в Конституцию США в 1787 году.

В Конституции США был закреплен еще один важный республиканский принцип: президент имеет право на переизбрание, но не больше чем еще на один срок.

Так, согласно Конституции Швейцарии, исполнительную власть в этом государстве осуществляет коллегиальный орган - Федеральный совет, из состава которого парламент ежегодно выбирает на 1 год главу государства и правительства - президента Швейцарской Конфедерации.

Не менее уникальным для современной эпохи является конституционно оформленное пожизненное президентство. На сегодняшний день только в одной стране мира Основной закон предусматривает такую норму. Это - африканское государство Малави, глава которого Х.К. Банда занял пост президента в 1966 году.

Однако и в сегодняшнем мире немало президентов, которые, если не пожизненно, то по крайней мере в течение десятилетий, правят своими странами. Так, фактически пожизненным президентом стал глава СФРЮ И.Б. Тито.

Как показывает политическая практика, во многих странах Азии и Африки конституционное определение срока президентства не сопровождается ограничением количества допустимых сроков пребывания у власти.

В США лишь один президент - Ф. Рузвельт переизбирался на свой пост три раза.

В Аргентине, Мексике, Бразилии, Боливии, Чили, Коста-Рике, Ливане президент избирается на один срок и не имеет права на переизбрание. [4]

Конституции практически всех стран требуют, чтобы кандидат в президенты в обязательном порядке был гражданином своей страны. При этом в некоторых странах обязателен тот или иной ценз оседлости. Так, кандидат в президенты США должен проживать на территории страны не менее 14 лет. Однако в соседней с США Мексике для кандидата в президенты требуется всего лишь проживание в стране в течение одного года, предшествующего дню выборов. В Монголии кандидат в президенты также должен проживать в своей стране. В то же время в Польше на президентских выборах 1990 года был официально зарегистрирован и участвовал в качестве одного из кандидатов проживавший в Канаде С. Тыминьский, который одновременно был гражданином Канады, Польши и Перу.

В некоторых странах для кандидатов в президенты введен национально-этнический ценз.

В отдельных странах Азии и Африки официальный или неофициальный национально-этнический ценз для кандидатов в президенты совмещается с территориально-региональным цензом.

Среди требований, предъявляемых к кандидатам в президенты за рубежом, немаловажную роль играет их принадлежность к религии. В большинстве стран Запада и Востока президенты - верующие люди. В США, например, почти все президенты принадлежали к тому или иному направлению протестантизма. Единственным исключением стал 35-й президент США Дж. Кеннеди, который был католиком, и для него приверженность своей религии стала одним из главных препятствий на пути в Белый дом.

В конституциях ряда стран закреплена норма, согласно которой кандидаты в президенты должны обладать пассивным или активным избирательным правом. Так, в ФРГ кандидат в президенты должен обладать правом избрания в нижнюю палату германского парламента - бундестаг.

Во многих странах кандидаты в президенты не должны состоять на действительной военной службе. Другими словами, глава государства должен быть гражданским лицом.

И, наконец, во многих странах для кандидатов в президенты установлен тот или иной возрастной ценз. Наиболее распространенной является норма, согласно которой президентом можно стать по достижении 35-летнего возраста. Такой возрастной ценз для главы государства установлен в США, Мексике, Австрии, Венгрии, Португалии, Ирландии, Исландии, Индии. Для президентов ФРГ и Греции этот возрастной порог выше и составляет 40 лет. В Монголии президентом можно стать лишь в 45 лет, а кандидату на пост главы итальянского государства должно быть не менее 50 лет.

В Индии вообще принято избирать на пост главы государства пожилых, заслуженных и авторитетных людей. Правда, при этом надо учитывать, что объем полномочий и степень нагрузки президента Индии значительно меньше, чем у главы государства при президентской системе правления, когда президент является одновременно и главой государства, и главой правительств.

Заключение

В соответствии с тенденциями современного развития, характеризующимся взаимопроникновением, взаимодействием ветвей власти, новыми представлениями о единстве государственной власти, по иному, чем это было при возникновении концепции разделения властей, ставиться вопрос о власти главы государства. В условиях парламентарных республик она фактически, как власть сведена к нулю, хотя и выполняет важные государственные полномочия. Лишь в экстраординарных случаях, например, при распаде правительства, при утрате им партийной поддержки в парламенте, как это было в 1979 г. в Индии, он может действовать как реальная власть.

В президентской республике исполнительная власть президента трансформировалась в исполнительно-распорядительную. Он не просто исполняет законы, а ведет огромную административную работу, руководит различными сторонами общественной жизни при помощи стократно возросшего и подчиненного ему государственного аппарата управления. Но президент не только исполнитель, главный администратор, руководитель исполнительно-распорядительной деятельности, он активно участвует в нормотворчестве, имея по конституциям ряда стран право издавать акты с силой закона.

В полупрезидентской республике качество президентской власти в определенной мере изменяется. Президент как бы ставиться над ветвями власти, «выносится за скобки», он отнюдь не только исполнитель законов и не главным образом исполнитель. Его исполнительно - распорядительная деятельность дополняется, а иногда и вытесняется арбитражной. Он начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда и по отношению к обществу в целом. Президенту, конечно, принадлежат исполнительно - распорядительные полномочия и нередко более весомые, чем в президентской республике. Они осуществляются часто им непосредственно, а нередко - через правительство. При президенте создается его собственная администрация помимо администрации правительства. Это отнюдь не орган типа канцелярии, как бывает в парламентарных республиках. Администрация президента (в России этот орган так и называется, во Франции его называют иначе - секретариат Елисейского дворца) представляет собой разветвленную и специализированную систему, нередко подменяющую правительство, а в отдельных отношениях играющую и более важную роль в силу личной близости ее руководителей к президенту. Президент активно участвует в законодательстве, более активно, чем в президентской республике, где он иногда не имеет даже права законодательной инициативы, его нормотворческие полномочия расширены: веди его положение по конституции не ограничено ветвью исполнительной власти, и это дает ему большую свободу маневра. Особенно это относиться к постсоциалистическим странам и связано с объективными условиями переломной эпохи: нередко именно президент вынужден заполнять пробелы и, конечно, делает это в соответствии со своими взглядами.

Число полупрезидентских республик имеет тенденцию к росту. В специфических условиях государства переходного периода в них складывается своеобразная президентская власть. Отдельные элементы парламентаризма появляются и в традиционных президентских республиках. Правда, эти элементы пока что не меняют данной формы правления, но такую тенденцию нельзя игнорировать. Президентская власть принимает своеобразный характер, она все более «отпочковывается» как особая разновидность государственной власти, занимает арбитражное положение по отношению к другим ее ветвям. Одновременно возрастает ее разнообразие, складываются новые государственные формы, в том числе смешанного и гибридного характера, возникают новые государственные институты.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ