Рефераты
 

Заикание, причины, профилактика

знает о своём речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на

наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка,

уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании

(ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не

понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжается

и в процессе коррекционного курса. Помимо бесед с заикающимися, их

родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации,

используются методы по созданию зкспериментальных игровых, учебных

ситуаций, психодиагностические методы (метод Роршаха, тематический

апперцепционный тест (ТАТ), методика С. Розенцвейга, методика “тест-

конфликт”, методика незаконченных предложений, оценочные шкалы, тесты

психических функций и моторики и т. д.). Указанные методы применяются в

качестве ценного источника информации для завершения диагностической

картины, для более тонкого понимания психологических особенностей

заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная

информация подвергается интерпретации на основе комплексного психолого

педагогического изучения испытуемого.

В логопедическом заключении учитывается:

Форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог

(дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания

(легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный,

скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия,

стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи, состояние моторной

функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи

(логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля

речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение.

Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние

сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические

особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отношение к

учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во

всех, в большинстве, в некоторых).

Логопедическое заключение дает возможность осуществить

дифференциальную диагностику и отличить заикание от других речевых

расстройств (тахилалии, дизартрии, от спотыкания физиологического

характера), а также отделить разные формы заикания друг от друга. Данные

комплексного изучения заикающегося позволяют установить его природу.

Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и

поведение каждого заикающегося определяют и особенности выбора средств,

приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого

заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей

группой.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую

очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и

полноты его применения, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе

возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов

речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем

меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее. Для заикания,

развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии,

а также появившегося без видимых внешних воздействий, предсказание менее

благоприятно. Здесь чаще рецидивы. Успешнее устраняются судороги

дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем

тонические. Следовательно, на них легче воздействовать через 11 сигнальную

систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая

труднее поддается указанному воздействию. Прогноз в значительной степени

зависит от личности ребенка, от личности и мастерства логопеда.

Наиболее благоприятным является возраст 2 - 4 года (легче создать

благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным

оказывается возраст 10 - 16 лет, пубертатный период (обострённая

психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость

и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание

потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении

неблагоприятных условий.

В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная

адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

Профилактика

Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и

последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка,

чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения

(беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость,

не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение,

удалять аденоидные разращения). Поскольку устная речь развивается по

подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с

заиканием, тахилалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует

стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой

продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную

обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми

игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его

рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы.

Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым

ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку;

сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.

В пубертатном периоде обращается внимание на состояние нервной

системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные

способы утверждения себя как личности и т. п. Различные отклонения в нервно-

психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности,

эмоционально волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных

свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его

рецидива.

Целесообразно особое внимание обратить на профилактику рецидивов,

исходя из их причин. Можно указать следующие причины рецидивов заикания:

плохие социально- бытовые условия (нервная обстановка, грубое обращение с

ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями,

работой, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление

успеха в процессе логопедических занятий, отсутствие диспансеризации;

недостаточно глубокое перевоспитание личности заикающегося, неполное

устранение вторичных психических наслоений, “почвы”, на которой возникло

заикание, например, ущемленные, подавленные эмоции, напряженные отношения с

окружающими, вяло текущие хронические заболевания и т. д.; болезни,

истощающие нервную систему; психические травмы; недостаточное внимание со

стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; нарушения

режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустранённый

травмирующий, постоянно действующий фактор, например, заикающиеся мать или

отец и др.

Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед

постоянно проводит профилактическую работу как в процессе логопедических

занятий, так и после их окончания.

Содержание логопедических занятий

Дидактический принцип систематичности и последовательности в

логопедических занятиях с заикающимися отражается прежде всего в

логическом расположении содержания этих занятий, когда сообщение

определенных занятий и воспитание навыков правильной речи у заикающихся

происходит в строго систематическом и последовательном порядке с учетом их

речевых возможностей, когда весь процесс обучения идет от простого к

сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Непостоянство проявлений заикания известно давно. И с давних пор

специалистов не покидают надежда найти средство или способ удержать,

закрепить возможности свободной речи у заикающихся: будь то при какой-то

определенной форме речи или каких-то особых ситуациях. Специалисты разных

времен постоянно находились и находятся в поисках таких приемов, способов,

средств, которые позволили бы перенести эти зачатки свободной речи у

заикающихся в обстановку естественного общения с окружающими людьми.

Истории известны многочисленные попытки создать разные системы постепенных

последовательно усложняемых упражнений, которые должны были бы служить в

качестве переходного мостика от легких форм речи для заикающихся к более

сложным. Эти упражнения являлись бы одновременно и той необходимой

тренировкой, которая должна была позволить заикающемуся говорить не

задумываясь, свободно в любых условиях.

Что же это за факторы, которые могут влиять на усиление или

ослабление судорог? Ведь знание этих факторов позволит найти и способы,

как управлять речевыми судорогами, предупреждать их или избегать.

Оказывается таких факторов много. Одни из них относятся к

особенностям собственно устной речи человека. Другие могут быть отнесены к

особенностям внешних условий, окружающих человека в момент его речевого

общения, или к особенностям его внутреннего состояния при этом.

Наблюдения показывают, что на речь заикающегося ребенка оказывает

влияние разная степень ее самостоятельности.

Это значит, что частота и сила речевых судорог зависит от того,

говорит ли ребенок сам ( задает вопросы, самопроизвольно выражает свои

мысли, желания ) или делает это с чьей-либо помощью. Эта помощь ( прямая

или косвенная ) может выражаться в подсказке ему образца фразы и даже

просто в совместном ее проговаривании.

В зависимости от степени самостоятельной речи в ней можно выделить

несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним

произносит фразы. Например:

|Логопед. |Логопед и ребенок вместе. |

| | |

|- Я держу в руках кубик. |- Я держу в руках кубик. |

|- На кубике нарисован слон. |- На кубике нарисован слон. |

Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень

тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это

связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую

фразу ( ее конструкцию, манеру произношения ), да и произносит ее даже не

самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь

практически сводится к нулю.

Отраженная речь предполагает ( в отличии от сопряженной ) только лишь

повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного

проговаривания. Сравните :

|Логопед говорит. |Ребенок повторяет. |

| | |

|- Я поднял с пола мяч. |- Я поднял с пола мяч. |

|- Этот мяч ярко-синий. |- Этот мяч ярко-синий. |

Как видим, ребенок здесь также полностью использует чужую конструкцию

фразы, ее темп, интонацию, манеру произношения, но он уже лишен частично

помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для

всех заикающихся детей форма речи.

В отличии от отраженной речи здесь уже появляются элементы

самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно

вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь.

Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать

и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в

вопросе, добавив лишь 1-2 слова.

Сложнее заикающемуся ребенку давать развернутые ответы на вопросы

типа : что делает мальчик ( или кто-то другой), почему, для чего ? На

такие вопросы ребенок вынужден отвечать развернутой фразой и не одной. Но

у него уже нет возможности опереться на поставленный вопрос. Такие ответы

приближают ребенка к самостоятельной речи.

Пересказ еще более усложняет речь заикающегося, так как требует от

него сразу произнести уже не 1-2 фразы, а значительно больше. Здесь могут

встретиться не только простые , но и сложные фразы. И нужно их

последовательно и связно передать слушателю. В пересказе тоже есть

некоторые моменты, которые облегчают речь заикающегося ребенка. Это прежде

всего материал, изложенный кем-то : пересказ сказки, рассказа, увиденного

диафильма и пр. Значит, есть уже какой-то образец. Достаточно запомнить

последовательность изложения, отдельные конструктивные примеры - и вот уже

есть помощь.

Рассказ - это уже полностью самостоятельное изложение материала по

какой-то теме : по картинке, по впечатлениям, оставшимся от экскурсии,

прогулки и пр.

И наконец, спонтанная речь ( самопроизвольная, самостоятельная) -

самая сложная для заикающихся, ибо она предполагает естественное и активное

речевое общение с окружающими : вопросы, просьбы, обращения, сообщения,

обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Таким образом, свободная самостоятельная речь у заикающихся детей

воспитывается на речевых занятиях в такой последовательности :

сопряженно-отраженная речь;

ответно-вопросная форма речи;

пересказ или рассказ;

спонтанная речь.

Другим фактором, который может оказывать влияние на состояние речи

заикающихся, может быть разная степень ее подготовленности.

Для заикающегося имеет значение и то, как подготовлен речевой

материал, которым он собирается оперировать.

Заикающемуся легче говорить тогда, когда текст выучен наизусть. Здесь

нет необходимости подыскивать слова, необходимые конструкции предложений,

последовательно излагать материал. Тем более само звучание наизусть

предполагает обычно неоднократное проговаривание вслух определенного

речевого материала. Следовательно, здесь есть и некоторая предварительная

тренировка речи.

Речь заикающегося льется свободнее и тогда, когда он заранее

отрепетирует необходимый материал вслух или хотя бы предварительно мысленно

продумает, что он хочет сказать и в какой последовательности будет это

излагать.

Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и нужно

говорить экспромтом, т. е. без предварительной подготовки.

Учитывая все перечисленные условия, речевые упражнения строятся в

следующей последовательности :

заученный текст;

отрепетированный вслух;

мысленно продуманный;

незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором, способным влиять на появление или

исчезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность

речевой структуры.

Обычно заикающиеся легко произносят отдельные звуки, реже -

слоги, еще реже - слова. Трудности у них, как правило, возникают в начале

изложения ( трудно начать говорить ), в начале смыслового отрезка

развернутой фразы ( после дыхательной или смысловой паузы) или в начале

простой фразы. Нередко остановки, «спотыкания» появляются на некоторых

определенных («трудных») звуках.

Итак, трудности в речи заикающегося возрастают в зависимости от

того, произносит ли он отдельные звуки, слова или фразы. В последнем случае

чаще всего встречаются запинки. Причем в сложной фразе их больше, чем в

простой, а в связных по смыслу фразах (пересказ, рассказ) больше, чем в

отдельно взятых.

Отсюда и возрастающая сложность речевых упражнений. Вначале

звуки и слоги, затем отдельные слова, потом фразы от простых к сложным и,

наконец, связная речь.

Степень громкости речи заикающегося также влияет на свободное ее

течение.

Как правило, заикающиеся всегда говорят свободно шепотом, у них

никогда не наблюдается судорог и при беззвучной речи, т.е. тогда, когда они

только беззвучно артикулируют, «произносят» фразу без единого звука.

Заикающиеся говорят свободнее тихо, чем громко. Но как парадокс наблюдается

иногда и обратная картина, когда громкая и даже очень громкая речь у

заикающегося ребенка звучит совершенно без запинок. Это бывает не часто и

наблюдается обычно у детей робких, тихих, застенчивых.

Поэтому свободная и громкая речь у заикающихся достигается

обычно путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими

беззвучно, шепотом, тихо, громко, обычным голосом.

На речь заикающихся благотворно действуют плавность и

ритмичность. Даже по этому поводу бытует мнение, что для избавления от

заикания нужно петь, или читать стихи, или говорить нараспев, т.е. сильно

растягивать гласные звуки.

Действительно, при пении, ритмичной стихотворной речи или при

разговоре «нараспев» речевые судороги заикающихся или вовсе отсутствуют,

или значительно уменьшаются. Однако это вовсе не значит, что, пользуясь

только этими формами речи, можно избавиться от заикания. К тому же, как

показывают наблюдения, искусственно растянутая речь («нараспев») не

приживается у заикающихся. Они ее стыдятся не меньше, чем своих запинок, и

обычно предпочитают пользоваться заикливой, но привычной речью, нежели

новой, искусственной речью, обращающей на себя внимание.

В речевые занятия с заикающимися детьми вводят пение и

ритмизованную речь. Такой вид упражнений используют для совершенствования и

развития голоса, дыхания, артикуляции, а также для того, чтобы еще раз

обратить внимание ребенка на имеющуюся у него возможность говорить

свободно. Речь «нараспев» не используется, как правило, на занятиях, но от

нее осталась опора на гласные звуки в начале фразы в тех случаях, когда

ребенок затрудняется начать ее с согласного звука.

Определенное облегчение испытывают заикающиеся, когда свою речь

сопровождают какими-то ритмичными движениями. Например, известные слова :

Пили пила,

Пили живей,

Мы домик строим

Для зверей -

дети произносят, взявшись за руки и имитируя движения пильщиков.

Однако наша устная речь разнометрична, т.е. мы в речи пользуемся

разными ритмами. Поэтому задача логопеда состоит в том, чтобы

последовательно перевести к него навыки свободной речи с ритмизованной на

разнометричную, т.е. обычную речь.

Таким образом, плавность и ритмичность речи у заикающихся

воспитывается в такой последовательности :

пение;

пение с движениями;

ритмизованная речь ( стихи, затем проза) в сопровождении движений;

ритмизованная речь ( стихи, проза) без движений;

опора на гласные звуки;

разнометричная речь.

Мы уже отмечали выше, что в зависимости от эмоционального

состояния ребенка его речь заметно меняется. В минуты подавленного

настроения или, наоборот, повышенного возбуждения его речь значительно

ухудшается по сравнению с той, которая у него бывает в минуты душевного

равновесия и положительных, но не сильных эмоций.

Задача воспитания правильной речи у заикающегося здесь

заключается в тренировке этой правильной речи при разных эмоционально

острых состояниях ребенка. Логопед должен научить заикающегося владеть

собой, свободной речью независимо от настроения, от эмоционального

возбуждения или подавленности.

На эмоциональное состояние человека может серьезно влиять

окружающая обстановка, люди и характер его деятельности. Влияние

перечисленных факторов на эмоциональное состояние заикающегося отражается

на качестве речи.

Ребенок, например, обычно спокойнее и увереннее чувствует себя в

домашней обстановке, иногда в привычных условиях детского сада, у

родственников. Здесь и речь у него лучше. А вот в незнакомой обстановке он

смущается, чувствует себя неуверенно, настороженно, при этом он особенно

остро ощущает свою неполноценность и речь его становится значительно хуже.

Точно так же и с окружающими людьми. Близкие, деликатные,

доброжелательные люди действуют успокаивающе, ободряюще. Он их не

стесняется, чувствует себя с ними легко, уверенно, но обособленно, и речь

значительно лучше, чем с теми, кого он боится, не знает, стесняется.

Поэтому-то на речевых занятиях важно предусмотреть подбор не

только самих речевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых должны

проводиться занятия.

В зависимости от обстановки последовательность речевых

упражнений может быть выражена так:

тренировка правильной речи в хорошо знакомой, привычной

обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.

В зависимости от общественного окружения : В одиночестве (здесь

обычно дети говорят совершенно свободно) ; с близкими и друзьями; с

воспитателями ; с малознакомыми людьми; с незнакомыми.

И наконец, деятельность заикающегося ребенка также может влиять

на качество его речи в зависимости : а) от вида ее (дидактические и

подвижные игры, рисование, лепка и пр.); б) от степени сложности

(элементарные действия, комплекс действий) и в) от отношения ее к речи во

времени (описание того, что есть, было или будет).

Так, на занятиях по ручной деятельности с заикающимися

дошкольниками логопед Н.А. Чевелева обнаружила, что речь у них лучше, когда

они непосредственно сопровождают свои действия словами, т.е. одновременно

проговаривают, что каждый из них в данный момент делает.

Например : « Я отрезаю полоску бумаги»; «Я скатываю шарик из

пластилина»и т.д. При этом, безусловно, чем проще действие, тем легче

ребенку его описать.

Значительно труднее заикающемуся ребенку рассказать о предстоящих

своих действиях, тем более если они сложные. Здесь нужно предварительно

представлять себе мысленно весь процесс выражения своих мыслей. Ребенок в

данном случае лишен возможности опереться на зрительный и тактильный

анализаторы, как это он делает при описании. Все это затрудняет его речь,

способствует учащению и усилению запинок.

Вот почему при подборе речевых упражнений в зависимости от

деятельности ребенка должна предусматриваться следующая последовательность

их усложнения :

|Виды деятельности (от | | |

|спокойных к подвижным и |Сложность деятельности |Отношение деятельности к |

|эмоционально насыщенным) | |речи во времени |

|Дидактические игры (лото,|От элементарных, простых |Настоящее время |

|домино) |движений, действий до |Прошедшее время |

|Занятия по лепке, |сложных комплексов |Будущее время |

|рисованию, аппликации |движе-ний и действий. | |

|Общеобразовательные | | |

|занятия (обучение счету, | | |

|родному языку, труд) | | |

|Подвижные игры | | |

|Творческие и ролевые | | |

|игры, инсценировки | | |

|Репетиции к утренникам | | |

|или концертам | | |

|Участие в утренниках, | | |

|концертах | | |

Как видно из изложенного, факторов, от которых в известной мере

зависит появление или исчезновение речевых запинок у заикающихся детей,

очень много. Какие же из них главные ? Что принять за основу ? Степень

самостоятельности ? Подготовленности ? Сложность структуры ? Громкости ?

Плавности и ритмичности ? Обстановки и общественного окружения ? Видов

деятельности ?

Все перечисленные факторы имеют значение для перевоспитания речи

заикающихся детей. Недооценка одного из них будет мешать успешности или

прочности вырабатываемых навыков правильной речи у ребенка, может

неожиданно спрвоцировать заикание после, казалось бы, успешного завершения

речевых занятий. Поэтому логопед должен приложить все свое умение и знания,

чтобы ничто не помешало успешному проведению занятий и не вызвало рецидива.

Существование такого многообразия факторов, влияющих на состояние

речи заикающегося ребенка, позволяет логопеду комбинировать различные виды

речевых упражнений так, чтобы всегда предугадать возможность возникновения

речевых судорог и избежать их. Также возникает возможность для тренировки

правильной речи и фиксирования на ней внимания заикающегося ребенка. А в

случае срывов логопед должен помочь ребенку опереться на знакомые и легкие

для него речевые стереотипы, для того чтобы заикающийся вновь мог

преодолеть речевые трудности.

Наглядность и технические средства обучения

На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно

их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства

обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию

неправильной речи.

К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники, литература,

произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый

театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и

пр.

К специфическим техническим средствам относятся: корректофон Деражне,

аппарат “Эхо” (АИР), аппарат звукоусиления, магнитофон.

Аппарат Деражне (как и трещотка Барани) построен на эффекте

звукозаглушения. Разной силы шум (в корректофоне он реглируется с помощью

специального винта) подается через резиновые трубочки, оканчивающиеся

оливами, прямо в слуховой проход, заглушая собственную речь. Для

заикающихся, у которых имеется фиксированность на дефекте, отключение

слухового контроля облегчает проведение речевых упражнений. Уменьшая силу

заглушения, заикающиеся успешно учатся говорить и без корректофона.

Но далеко не во всех случаях метод звукозаглушения может быть

применим. Некоторые заикающиеся плохо переносят шум, который вызывает у них

головные боли, раздражительность. Постоянный шум может мешать выполнению

сложных речевых упражнений. Отсутствие слухового контроля снижает

возможность активного речевого общения заикающегося с окружающими.

Аппарат “Эхо”, сконструированный Б. Адамчиком, состоит из двух

магнитофонов с приставкой. Записанный звук воспроизводится через долю

секунды, что создает эффект эха. Отечественными конструкторами создан

портативный аппарат “Эхо” (АИР) для индивидуального пользования.

Своеобразный аппарат для работы с заикающимися был предложен В. А.

Раздольским. Принцип его работы построен на звукоусилении речи заикающихся

через громкоговорители или воздушные телефоны к слуховому аппарату

“Кристалл”. Воспринимая свою речь звукоусиленной, заикающиеся меньше

напрягают речевую мускулатуру, чаще начинают пользоваться мягкой атакой

звуков, что благотворно отражается на их речи. Положительным является и тот

факт, что при использовании звукоусиления заикающиеся с первых же занятий

слышат свою правильную речь, а это ускоряет выработку положительных

рефлексов и свободной, ненапряженной речи. Ряд исследователей используют в

практике различные варианты отставленной речи (“белого шума”,

звукозаглушения и др.).

В процессе логопедических занятий с заикающимися в

психотерапевтических целях можно использовать звукозаписывающую аппаратуру.

При магнитофонном занятии с последующей беседой логопеда у заикающегося

повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых

занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет

доверие к логопеду. На первых магнитофонных занятиях материал для

выступления заикающегося отбирается и тщательно репетируется.

Выработке навыков правильной речи способствует обучающие

магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы обратить

внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность,

выразительность, грамматическую правильность фразы. После предварительных

бесед о качествах правильной речи, прослушивания соответствующих образцов

речи, после неоднократных репетиций заикающийся выступает перед микрофоном

со своим текстом в зависимости от этапа занятий. Задача - следить и

управлять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не

допускать грамматических неправильностей в ней. Руководитель фиксирует в

своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления

перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь

(говорил тихо - громко, быстро - медленно, выразительно - монотонно и т.

д.). Затем, прослушав речь, записанную на магнитофонной пленке,

заикающийся вновь оценивает её. После этого логопед анализирует речь

заикающегося, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет

положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий

итог.

Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание

выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае

прослушивается художественное выступление, выучивается текст,

отрабатывается воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а

затем сравнивается с оригиналом, констатируются сходства и различия.

Полезны сравнительные магнитофонные занятия, на которых заикающемуся

предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была

у него раньше. В начале курса речевых занятий при включенном микрофоне ему

задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для

описания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофонная пленка

фиксирует случаи судорог в речи: их место во фразе, частоту, длительность.

В последующем эта первая запись речи заикающегося служит мерилом успешности

проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в

последующем.

По окончании логопедического курса логопед строит заключительную

беседу на материале последнего сравнительного магнитофонного занятия.

Используя его логопед советует заикающимся систематически наблюдать за

своей речью, ежедневно закреплять приобретенные на занятиях умения и

навыки.

Магнитофонные занятия рекомендуются проводить в тех случаях, когда у

заикающегося имеется фиксированность на своем дефекте и осознание своей

неправильной речи.

В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению

заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся:

работа с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми.

Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с

заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и

Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от

разной степени речевой самостоятельности детей.

Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности

необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

1 ) сопряженная речь,

отраженная речь,

ответы на вопросы по знакомой картинке,

самостоятельное описание знакомых картинок,

пересказ прослушанного небольшого рассказа,

спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),

нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, “чтобы путем

систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от

напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а

также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную

артикуляцию”. Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей

распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной

речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется

декламация.

На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по

вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на

данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал

логопед.

На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность

закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с

окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие

моменты детской жизни.

В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень

речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в

том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность

речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к

отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На

протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых

популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время

логопедами используются многие ее элементы.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися

дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А.

Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие

связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной

(непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной

ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с

отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении

дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С.

Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых

упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от

наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и

включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую,

предваряющую.

Система последовательного усложнения речи предусматривает также

постепенное усложнение объектов деятельности через увеличение числа

отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс

при изготовлении поделок.

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

Пропедевтический. Основная цель - привить детям навыки

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ