Характеристика метода эксперимента
Характеристика метода эксперимента
Характеристика метода эксперимента
Основой любого научно–педагогического исследования является педагогический
эксперимент. При помощи педагогического эксперимента проверяется
достоверность научных гипотез, выявляются связи и отношения между
отдельными элементами педагогических систем. Основными видами
педагогического эксперимента являются естественны и лабораторный, которые
имеют много подвидов.
Естественный эксперимент
Проходит без нарушения естественного учебного режима, проверяются новые
учебные планы, программы, учебники. Педагогический эксперимент – это
наблюдение , но специально организованное в связи с систематическими
изменениями условий проведения педагогического процесса. Требует точного
определения исходных данных, конкретных условий и способов обучения или
материалов, подвергаемых исследованию. Необходим также разносторонний учет
результатов эксперимента.
Лабораторный педагогический эксперимент
Является более строгой формой научного исследования. Из широкого
педагогического контекста выделяется определенная сторона, искусственно
создается обстановка, позволяющая точно контролировать результаты и
манипулировать переменными величинами.
Этапами педагогического эксперимента является:
. Планирование
. Проведение
. Интерпретация результатов
Планирование включает постановку цели и задач эксперимента, выбор зависимой
переменной (отклика), выбор факторов влияния и количество их уровней,
необходимое число наблюдений и порядок проведения эксперимента, метод
проверки полученных результатов. Организация и проведение эксперимента
должны проходить в точном соотвеиствии с намеченным планом.
На этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных.
Чтобы проведение эксперимента отвечало принципам достоверности, необходимо
соблюдение следующих условий
1. оптимального числа испытуемых и количества опытов
2. надежность методик исследования
3. учета статистической значимости различий
Взаимное сочетание нескольких методов позволяет повысить эффективность и
качество педагогических исследований. Этому также способствует активное
проникновение в педагогику математических методов результатов эксперимента
при помощи ЭВМ.
|