Рефераты
 

Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

форшлагом, своеобразная гармония, в которой выделяется звучание пустых

кварт и квинт, внезапные динамические контрасты, резкие смены главного и

отрывистого движения:

ПРИМЕР N 11.

В "Серенаде кукле" особенно наглядно проявилось умение композитора

выводить один мотив из другого, благодаря чему получается что, вся ткань

как бы соткана из материала единого происхождения. Впечатления от

поэтичной миниатюры Дебюсси очень точно сформировал И.И.Мартынов: "В

этой, казалось бы, непритязательной детской пьесе композитор достигает

изысканности стиля, создавая очаровательную картинку, вводящую в мир

ребенка, увлеченно играющего с куклой. Здесь нет искусственности, подделки

под детскую психологию, есть настоящая музыка для маленьких слушателей,

равно интересная и для взрослых".(20, с.218).

Словно тонкой акварельной кистью написана четвертая пьеса цикла

"Снег танцует". Круг родственных ей образов позже еще детализированнее

будет воплощен в прелюдии "Шаги на снегу". Однако и здесь Дебюсси достигает

необычайной колористичности звучания и яркой образной выразительности.

Пьеса "Снег танцует" выделяется из всех частей сюиты своей

импрессионистической окраской. Она не просто пейзаж, картинка природы.

Однообразно падающии снег вызывает у человека чувство грусти и

собственного одиночества. В музыке эти настроения переданы монотонностью

движения, единообразия фигурального рисунка, служащего живописным тоном

для выразительных мелодических построении.

ПРИМЕР N 12.

Для пьесы "Снег танцует" Дебюсси избрал жанр токкаты. (К нему он

неоднократно обращался в своем фортепианном творчестве: Токката из

сборника "Для фортепиано", пьеса "Движение" из I-й тетрады "Образов",

"Сады под дождем" из "Эстампо"). В основе токкаты лежит характерный

исполнительскии прием - быстрое чередование обеих рук, которое создает

ощущение моторности, непрерывности течения музыки. В данном же сочинении

токкатный жанр отличен фактурным многообразием, очень интересным

гармоническим языком, благодаря которому создается особый колорит

неустойчивости, недосказанности и зыбкости. Дебюсси обращается к

вертуознному не ради решения технических задач. Его импрессионистическая

токката примечательна прежде всего своим необычным образным содержанием,

которое позволяет отнести "Снег танцует" к наиболее интересным и

новаторским страницам "Детского уголка".

Большой поэтичностью и теплотой чарует пьеса "Маленькии пастух". В

ней композитор воспроизводит звучание свирельных наигрышей, но сообщает им

большую реальность и эмоциональную насыщенность по сравнению наприме, с

оркестровой Прелюдией к "Послеполуденному отдыху Фавна". В основе пьесы -

два тематических элемента, имитирующих наигрыши маленького пастуха:

созерцательно-печальный и хороводно-танцевальный. Несмотря на различие

характера, оба напева имеют общие черты: выделение звучания тритона,

причудливый и капризный ритмическии рисунок, которому триоли придают

ощущение свободы и непренужденности. Можно отметить

интонационные связи наигрышей с музыкальными темами более ранних

_про _изведении Дебюсси .: первый наигрыш близок флейтовому лейтмотиву

Фавна (Прелюдия к "Послеполуденному отдыху Фавна"), а также основной

теме Сиринкс "пьеса для флейты соло "Сиринкс").

ПРИМЕРЫ N 13, 14.

Один из вариантов второго наигрыша обнаруживает сходство с глав-

ной темой фортепианнои пьесы "Остров радости".

ПРИМЕРЫ N 15, 16.

Однако при интонационном родстве тематизма "Маленького пастуха" с

приведенными сочинениями образная сфера пьесы достаточно сильно отличается

от светлых пейзажей оркестровей прелюдии и "Острова радости". Музыка

носит здесь серьезный характер, навевает мысли о затерянности маленького

человека в огромном мире. Такой оттенок образного содержания явно

выделяет "Маленького пастуха" среди остальных пьес сюиты как лирическое

отступление перед последней частью цикла.

ЕЙ является "Goll:wogg,s cake walk". Заключительный номер имеет

весьма оригинальный заголовок - "Кэк-уок Голливога". Голливог - кукла -

негритенок с черными, торчащими во все стороны волосами, а также одно из

прозвищ "комедииного" негра в менестрельных представлениях. Кэк-уок

(что дословно означает "шествие за пирожным") - бытовой американскии танец,

обращение к которому отражает огромный интерес Дебюсси к зарождавшемуся

искусству джаза. Ксикопированным ритмам Дебюсси обращается позднее: в

пьесе "Маленькии негритенок", в прелюдии "Генерал Лавин-эксцентрик", в

марше английского солдата из первои картины балета "Ящик с игрушками". В

"Кукольной кэк-уоке" композитор использовал наиболее яркие признаки этого

жанра - четкую, механистически точную ритмику с синкопами, острые

секундовые звучания в аккордах, резко контрастную динамику. Ироническии

контекст последней пьесы сюиты выразился в том, что Дебюсси ввел в ее

среднюю часть знаменитый "мотив томления" из "Тристана и Изольды"

Р.Вагнера. Ставшии в свое время своеобразным лозунгом вагнеристов, у

Дебюсси он звучит как остроумная шутка. Мотив из "Тристана",

сопровождаемый ремаркой "с большим чувством", появляется в окружении

аккордов, имитирующих смех:

ПРИМЕР N 17.

Эта пьеса чрезвычайно привлекает своим современным звучанием.

В год создания Дебюсси "Детского уголка" М.Равель написал прелестную

серию музыкальных "иллюстрации" к сказкам под названиям "Моя матушка -

гусыня". Равель страстно любил детей. Никогда не зная отцовства, он всю

силу своей нерастраченной любви перенес на маленьких Жана и Мими Годебских

- детей его давних приятелей. Для них и было сочинено это произведение,

причем сперва предполагалось, что "маленькие друзья композитора" станут

первыми исполнителями на публичном концерте.(Но дети были очень

застенчивы, и пьесы были сыграны маленькими пианистками - Женевьевой Дюрок

и Жанной Лёле).

Работая над циклом "Моя матушка - гусыня", Равель писал:"мое

намерение воспроизвести в этих пьесах поэзию детства, естественно, привело

меня к очищению моего почерка".(цит. по 21,с.84). Равель поясняет форму

каждой из пьес, используя двух- и трехчастные схемы. При достаточно

развитой мелодии на страницах "Моей матушки - гусыни" нет ни ослепительных

пассажей, ни сложных для исполнения аккордовых массивов фактура здесь

прозрачна и легка. Экономичность в пользовании выразительными средствами

говорит о желании композитора достичь простоты и безискусстности

повествования. В тоже время остается сложным гармоническии язык, богатый

динамическими ньюансами, передающие тонкие звуковые градации.

Обращает на себя внимание весьма необычное название цикла происходит

оно от имени персонажа французского фольклора, старой сказочницы - Матушки

- гусыни. Часто ее образ связывают с королевой Педок, которая изображалась

с перепончатыми лапами. Да и само ее имя - Педок означает "гусиная

кожа". Сказки Матушки - гусыни вошли во французскую литературу с

незапамятных времен. В XVII веке Ш.Перро так назвал "Сказками Матушки

- гусыни" свой знаменитый сборник сказок, основанный на народных преданиях.

М.Равель, очень любившии литературу и искусство XVII - XVIII веков, в

1908г., написал фортепианные пьесы на сюжеты Ш.Перро (чей сборник

определил название цикла) и других французских писателей - сказочников тех

времен. Перед пьесами NN 2,3,4 Равель, использовал в качестве эпиграфа

Ш.Перро, М.К.д"Онуа и Л.де Бомон для облегчения восприяти музыки детьми.

Все пьесы - "Павана спящей красавицы", "Принцеса - дурнушка", "Красавица

и Чудовище", "Мальчик - с пальчик" и "Сказочный сад" - картины, просты по

фактуре и содержат интереснейшие музыкальные находки.

Первая пьеса называется "Павана спящей красавицы". Павана - это

церемонный танец XVI - начала XVII вв.; под медленную музыку которого

шествовали кавалеры и дамы в пышных нарядах. Еще в старые времена танец

покинул балы и "поселился" в старинных танцевальных сюитах.(Они

назывались танцевальными, хотя были предназначены просто для слушания).

Равель впервые обратился к этому танцу в 1899 году в произведении "Павана

на смерть инфанты" ставшей одной из популярнейших фортепианных пьес Равеля.

Ее исполнение вполне доступно не только искушенным пианистам, но и

любителям. Пьеса привлекает благородным сдержанным лиризмом. Она пленяет

прежде всего своей мелодией - ясно диатонической, уходящей корнями во

французскую народную (бретонскую) музыку песенность. Тема изложена в

среднем регистре - регистре человеческого голоса, овеяна его дыханием и

эмоциональным теплом. Ее напевность оттеняет аккомпонемент, воспроизводящии

тихое и мягкое звучание лютны. В каданс Равель вплетает "убаюкивающие"

обороты. Пьеса развертывается как инструментальная поэма - сказка или

легенда; в ней порывы, мечты, возникающие "нездешние" видения чередуются с

первоначальным образом, проходящим как некии рефрен три раза и каждый раз

расцвечивающимся новыми фактурными и гармоническими красками.

"Павана спящей красавицы" из "Моей матушки - гусыни" еще одно чудо

лирической простоты и изящества. Главное, гибкая, трогательная, чуть

грусная мелодия написана в характере колыбельной. Она лишена украшении и

изложена в прозрачной фактуре. Музыка выдержана в строгом двух- и

трехголосии (за исключением тех тактов, где появляется ограниченный пункт).

ПРИМЕР N 18.

Пьеса "Мальчик-с-пальчик" привлекает внимание своей тонкой

звукоизобразительностью. Мелодия выделяется вернонайденой интонацией

наивности персонажа сказки. Непрерывное, неспешное движение параллельными

терциями, составляющее фон, словно рассказывает о несканчаемом пути

бредущего домой мальчика-с-пальчика:

ПРИМЕР N 19.

Форшлаги в высоком регистре - изображение птиц, поедающих

разбросанные по пути хлебные крошки (о них говорится в словесном

эпиграфе). Когда мальчик-с-пальчик не находит хлебных крошек, он в отчаянии

опускается на колени. В музыке это передано повторением интонации

"падающей" квинты. Мальчик-с-пальчик печально удаляется - снова звучат

восходящие ряды терции.

Следующая пьеса - "Принцеса - дурнушка" - играет в сюите роль

скерцо. Изящная миниатюра целиком основана на той форме пентатоники,

которая в Европе считается китайскои. Начало пьесы звучит на черных

клавишах: fis,gis,ais,cis,dis, что предает марионеточность, игрушечность

звучанию. Обилие диезов и высокие регистры усиливают светлый, блестящии

характер музыки:

ПРИМЕР N 20.

Пентатонические секунды создают ритмическую основу для легкой

очерченой, как бы переливчатой мелодии. Она порхает в верхнем регистре,

иногда уступая место перезвону колокольчиков.

Пьеса "Разговор Красавицы и Чудовища" возвращает слушателя в

лирическую сферу. Эта часть сюиты написана в жанре медленного грациозного

вальса. Изысканная, широко развернутая мелодия Красавицы сочетается с

тяжеловесными, звучащими в низком регистре репликами Чудовища.

ПРИМЕРЫ N 21, 22.

Превращение Чудовища в Прекрасного принца передано "перерождением"

басовых неуклюжих ходов в красивую мелодию в верхнем регистре. В

заключении пьесы темы Красавицы и Прекрасного принца (Чудовища) сливаются в

выразительном дуэте.

Последняя пьеса - "Волшебный сад" - спокойный четырехполосный хо-

рал. Здесь царит ясная диатоника белых клавишь. Светлый характер

господствует и в коде, построенной на сопоставлении тризвучии

субдоминантовой итонической групп, звучащих на фоне органного пункта и

глиссандо в верхнем регистре:

ПРИМЕР N 23.

Это апофиоз волшебной сказки, заканчивающейся торжеством доброго

светоносного начала.

Разнообразие тембровых и гармонических красок этой внешне скромной

фортепианной сюиты побудило М.Равеля к созданию ее оркестровой редакции.

Один из ведущих деятелей французского музыкального театра Ж.Руше подал

композитору идею небольшого балета. Увлекшись таким предложением, Равель,

сочинив дополнение к пяти пьесам цикла, написал балет "Сон Флорины".

Способность проникаться сказочным духом проявилась в вокальном

сочинении "Рождественские сказки" и в опере "Дитя и волшебство". Детские

фортепианные сочинения М.Равеля и К.Дебюсси - еще один пример переклички

двух мастеров. Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка привело

этих композиторов к упрощению музыкального языка, который в тоже время не

утратил своей оригинальности. Образы этих произведении близки и понятны

детям.

Но в "Детском уголке" царит атмосфера реальности, иногда даже

современности ("Кукольный кэк-уок" один из первых отзвуков танцевальных

ритмов XX века в европейской музыке). В "Моей Матушке-гусыне" сказки

(пьесы поражают своей простотой, соединением лукавой прелести с утонченной

необычайностью в музыке, что роднит М.Равеля со сказочниками прошлых

веков).

К.Дебюсси и М.Равель - одни из немногих композиторов по настоящему

понимавших детей и умевших писать для них доступным и интересным языком.

В этом отношении их можно поставить в один ряд с Шуманом иЧайковским.

ГЛАВА III. Некоторые результаты

самостоятельной опытной работы.

1. ЗАНЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ

СОЧИНЕНИЯМИ К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.

Основой содержания данной главы является характеристика некоторых

результатов опытной работы в общеобразовательной школе N 7 г.Перми. Эта

работа проводилась в 6-7 классе. Было проведено 12 уроков.

Проанализировав самостоятельные детские музыкальные циклы К.Де-

бюсси и М.Равеля и ознакомившись с разбором их музыки в музыковедческой

(специальной и популярной) литературе, а также в методических разработках

мы попытались использовать пьесы "Детского уголка" и "Матушки -гусыни" на

уроках музыки в качестве материала для слушания. Ведущая цель, которую

мы преследовали - в доступной для детского восприятия форме осуществить

первое знакомство школьников с музыкальным импрессионизмом, с творческой

манерой композиторов. В связи с этим не случайным оказался выбор сочинений

посвященных детской тематике: она во многом способствует более успешному

достяжению цели уроков. В дальнейшей работе мы попытались выйти на

обобщающую характеристику музыкального импрессионизма.

В настоящей главе мы описываем фрагменты занятий, знакомящих

школьников с музыкой К.Дебюсси и М.Равеля.

Несколько первых уроков были посвящены музыке "Детского уголка"

К.Дебюсси. В виду достаточной сложности и непривычности для школьников

музыкального языка этого произведения, основной формой работы была беседа.

Вот один из ее вариантов:

_Учитель . - Сегодня я хочу познакомить вас с крупнейшим композито-

ром конца XIX - начала XX вв. его имя - Клод Дебюсси. Мы обратимся к

одному из его фортепианных произведении, которое называется "Детскии

уголок". Как вы думаете, о чем может рассказать нам музыка с таким

названием?

_Дети . - Об играх, детях, игрушках.

_Учитель . - Действительно, музыка расскажет нам о добром мире

светлой фантазии, который окружает человека в детстве.

К.Дебюсси посвятил это произведение своеи маленькой четырехлетней

дочери Эмме. В семье ее ласково называли Шушу. Девочка была очень веселой,

подвижной, и, не как все дети, любила играть со своими игрушка-

ми. Когда родители брали ее с собой в цирк или маленькии кукольный театр,

Шушу хохотала от забавных гримасс кукол и клоунов, танцевавших модные

тогда танцы. Вернувшись домой, она разыгрывала целые сценки с обитателями

своего детского уголка. В этом маленьком театре Шушу заставляла страдать и

смеяться, петь и танцевать своих любимых кукол и зверушек.

Композитор К.Дебюсси, наблюдая это, решил нарисовать звуками

некоторые эпизоды из жизни своей маленькои дочери, так и появилось

произведение, с которым мы будем знакомиться - "Детскии уголок" она

включает шесть разнохарактерных пьес. Каждая из них имеет свое название,

за которым скрывается ее герой. Все вместе пьесы составляют особую

форму сюиту. Слово "Сюита" - французкое, оно означает "ряд",

"последовательность". В музыке - это обычно несколько пьес объединенных

общим названием. В "Детском уголке" мы как раз встречаем форму сюиты.

Сейчас прозвучит одна из пьес произведения.Что вы услышите во время

звучания музыки? Постарайтесь описать картины, образы, которые у вас

возникнут.(Звучит колыбельная слона")

_Дети . - Мне представляется плюшевый медведь, потому что музыка

звучит в низком регистре.

- Я представила себе слона - в начале, пьеса играется на

низких нотах, но мелодия мягкая, нежная, слегка неуклюжая. В музыке

слышны шаги слона, его неповоротливость.

_Учитель . - Действительно, герой этой пьесы - слон. Но ведь мы

говорили, что в музыке композитор изобразил эпизод из жизни игрушек.

Что же происходит в этой пьесе с игрушечным слоном?

_Дети . - Ночью, когда все спят, слон оживает и медленно ходит по

дому.

- Я думаю, что слон лежит в кровати и мечтает.

_Учитель . - Ваши предложения очень близки к истине, но чтобы

проверить насколько точно вы угадали, каким показал игрушечного слона сам

композитор, предлагаю вам спеть мелодию пьесы. Подумайте, в какой

обстановке могла бы звучать такая музыка что можно под нее делать?

(пение мелодии в среднем регистре на звук "а")

_Дети . - под эту музыку можно укачивать ребенка. Она похожа на

колыбельную. В этой мелодии есть черты всех колыбельных: медленный темп,

мягкие убаюкивающие интонации.

_Учитель . - Верно, жанр этой пьесы колыбельная, но все ли в ней

обычно, традиционно, как мы привыкли слышать в колыбельных песнях?

_Дети . - Обычно колыбельные песни написаны в среднем или высоком

регистре, а здесь низкие регистры, потому, что это колыбельная для

слоненка.

_Учитель . - Правильно, композитор назвал пьесу не просто

"Колыбельная", а "Колыбельная Джимбо" - так звали игрушечного слоненка

Шушу. В музыке Дебюсси мы слышим, как мама слониха поет ему колыбельную. А

для кого исполняется следующая пьеса.

(слушание пьесы "Серенада кукле")

_Дети . - Мне кажется, что эта песня поется для птичек, так мелодия

напоминает птичье пенье.

- Я услышала звуки гитары, и представила себе красивую кук-

лу, для которой кавалер поет и играет на гитаре.

_Учитель . - Верно, эта пьеса представляет именно такую сценку. И

называется она "Серенада кукле". Кто из вас знает что такое серенада?

_Дети . - Это песня, которую пел рыцарь под окном своей возлюбленой.

Всеренаде рыцарь воспевает свою Даму Серца, поэтому музыка обычно

взволнованная.

_Учитель . - Верно. А можно ли серенаду, которую мы послушали наз-

вать любовной песней?

_Дети . - Нет нельзя, потому что любовная песня должна быть

немного грусной, взволнованной, а это - подпрыгивающая, веселая,

танцевальная.

_Учитель . - Правильно, по характеру эта музыка совсем не похожа на

серенаду, но почему тогда композитор так назвал ее?

_Дети . - Я думаю, что в этой пьесе композитор изобразил,

как Эмма играет со своими куклами в театр, и игрушечный рыцарь поет

красивой кукле серенаду. Все, и актеры и зрители веселы и довольны.

_Учитель . - Я с вами согласна, и мне кажется, что К.Дебюсси

сочинил эту пьесу, наблюдая подобную сценку в играх дочери.

А какие впечатления могли вдохновить композитора на создание этого

произведения?

(слушание пьесы "Снег танцует")

_Дети . - Дождь, похожии на падающие капли.

- Мне представился темный парк, и с деревьев опадают кружась

листья.

- Я представила прекрасные, легкие снежинки,

блестящие в свете уличных фонарей. Они водят в воздухе хороводы, а

потом плавно опускаются на землю.

_Учитель . - Эта пьеса называется "Снег танцует". Ее музыка

передает кружение, своеобразный танец снежинок. Какое настроение он

навевает?

_Дети . - Тоски, грусти, одиночества.

_Учитель . - Композитор изобразил просто зимнии пейзаж?

_Дети . - Нет, композитор на фоне танцующего снега показал

чувства, которые вызывает у него танец.

_Учитель . - Сейчас мы послушаем еще один танец.

(слушание пьесы "Кукольный кэк-уок")

_Дети . - Этот танец похож на эстрадный. У него неровный ритм,

а интонация напоминает джаз.

_Учитель . - Можно ли представить себе взрослых людей,

танцующих под эту музыку?

_Дети . - Нет, потому что музыка суетливая, игрушечная,

носит шутовской характер.

_Учитель . - Верно, в этом танце есть что то забавное,

комическое. Композитор назвал эту пьесу "Кукольный кэк-уок", а главным

героем ее сделал смешную куклу - негритенка, с торчащими во все стороны

волосами.

Кэк-уок - это танец, который возник в США и стал популярен в Ев-

ропе в начале нашего века. Затем ему на смену пришли блюз, фокстрот,

чарльзтон и многие другие эстрадные танцы.

Хотелось бы отметить, что эта пьеса вызвала у ребят

положительный эмоциональный отклик. Уже на первых уроках был заметен

интерес учащих-

ся к предложенной нами музыке. (К сожалению в конспект урока не вошли

очень многие варианты ответов детей).Из сюиты "Детский уголок" особенно

понравилась учащимся пьеса "Снег танцует".Это было для нас некоторой

неожиданностью, так как музыкальный язык данной миниатюры выделяется на

фоне остальных номеров как наиболее сложный.Одновременно это произведение

ярче всего показывает особенности ипрессионистического

стиля.Удивительно, что дети почувствовали ощущения, которые несет музыка,

а значит - саму суть импрессионизма.Исходя из этого мы сделали вывод о

возможном обращении к некоторым фортепианным прелюдиям К.Дебюсси и

фрагментам оркестровых произведений К.Дебюсси и М.Равеля, являющихся более

сложными.Использование этого музыкального материала в дальнейшей работе

позволит углубить предтавления учащихся об особенностях музыкально-

выразительных средств композиторов-импрессионистов.

Последующие несколько уроков были посвящены циклу пьес

"Моя матушка-гусыня".Знакомство с этим циклом потребовало много разъяснений

и комментариев,поэтому форма уроков тяготела к рассказу.

У.-В год создания К.Дебюсси "Детского уголка" Морис Равель

написал прелестную серию музыкальных иллюстраций к известным французским

сказкам под названием "Моя матушка-гусыня" для фортепиано в 4

руки.М.Равель очень любил детей.Своих детей у него не было и он всю силу

своей нерастраченной любви перенёс на маленьких Жана и Мими Годебских -

детей его давних приятелей.Для них и было написано это произведение.

Композитор предполагал,что его маленькие друзья станут первыми испол-

нителями пьес на публичном концерте.

Обратите внимание, какое необычное название носит

произведение - "Моя матушка-гусыня".Вы не знаете кто такая матушка-гусыня?

Д.-Нет.

У.-Это- старая сказочница, персонаж французского фольклора.Сказки

матушки-гусыни вошли во французскую литературу с незапямятных времён.В

XVIII веке Шарль Перро так и назвал свой знаменитый сборник сказок,

основанный на народных преданиях.М.Равель, очень любивший литературу и

искусство XVII-XVIII веков, написал фортепианные пьесы на сюжеты

французских писателей-сказочников тех времён.Перед пьесами композитор

привёл в виде эпиграфов отрывки из сказок.Я зачитаю два эпиграфа:

1.(чтение эпиграфа к пьесе "Мальчик-с-пальчик".)Эта сказка вам

знакома.

2.Следующий отрывок из сказки "Зелёная змея".(Краткое

изложение

содержания сказки, а затем чтение эпиграфа к пьесе "Принцесса-дурнушка".)

Сейчас прозвучат две пьесы.Ваша задача - определить к

какой пьесе подходит каждый из эпиграфов.

(Слушание пьес "Мальчик-с-пальчик","Принцесса-дурнушка".)

После слушания ученики правильно определили

принадлежность эпиграфов:

Д.-Мальчик-с-пальчик заблудился и музыка тоже такая тоскливая,

унылая, как бы блуждающая по тёмному лесу.

-Я услышал голоса птиц, которые съели хлебные крошки.Они

изображены в музыке звенящими звуками в верхнеи регистре.

У.-Правильно, эта пьеса называется "Мальчик-с-пальчик".А теперь

попытайтесь объяснить подходит ли к другой пьесе отрывок из сказки

"Зелёная змея"?

Д.-В эпиграфе говориться о маленьких человечках, которые играют на

музыкальных инструменах.В музыке я услышала их звучание, потому что мелодия

была очень звонкой, игрушечной.Она напомнила мне китайскую музыку,

У.-Это неслучайно, потому что пьеса основана на особой гамме, которая

в Европе называется китайской.

Следующее произведение к которому мы обратимся, называется

"Волшебный сад".Оно завершает сюиту.После прослушивания я попрошу вас

ответить почему именно этой музыкальной сказкой композитор заканчивает всю

сюиту?

(Cлушание пьесы "Волшебный сад".)

Д.-Музыка сперва спокойная, таинственная.Я представила себе сад из

мультфильма "Аленький цветочек".Вокруг воё очень красиво: фонтаны,

тропические деревья, но чего-то не хватает.И вдруг мы находим то. что

долго искали - аленький цветочек.

У.-Да."Волшебный сад" - это гимн чудесной сказке, с непременным

торжеством доброго, светоносного начала.

Данное произведение ("Моя матушка-гусыня") предполагало

подачу ученикам готового матариала.Дети с вниманием слушали, еспи что-то

было непонятно - переспрашивали.Особенно живой интерес вызвала пьеса

"Принцесса-дурнушка" и сказка "Зелёная змея", по мотивам которой она была

написана.Ученики по характеру музыки самостоятельно определили страну, в

которой разворачивается действие сказки и попросили прослушать это

произведение повторно.

После ознакомления с фортепианными сюитами К.Дебюсси и

М.Равеля по отдельности, был проведён обобщающий урок, включающий

музыкальную викторину.Ребятам надо было написать название прозвучавшей

пьесы и её автора.Приблизительно 65% детей справились с этим заданием

полностью,остальные - частично.Отсутствует отрицательный результат опроса,

а это значит, что музыка заинтересовала детей, вызвала их живой

отклик.Наши предположения подтвердили и письменные высказывания учеников о

датских сочинениях К.Дебюсси и М.Равеля.Вот некоторые из них:

"Мне понравилась вся музыка, потому что слушая её, я вспоминала

добрые, светлые сказки.Эта музыка очень оригинальная, лёгкая и звонкая,

как детство."

"В тот момент, когда я слушаю эту музыку, кажется, что мир

прекрасен и не бывает плохих дней."

"Мне представились картигы художников, как будто им дали зада-

ние нарисовать под музыку."

"У Дебэсси своя гармония,не похожая на музыку других

композиторов"

"Мне очень понравились все произведения, но больше всех по душе

пришлась пьеса Дебюсси "Снег танцует".Я думаю, она также понравилась и

дочери Клода Дебюсси Эмме"

"Мне более яркой показалась пьеса Дебюсси "Снег танцует".Она

необычна, и как-бы отражает мысли, возникающие, когда ты смотришь на

падающий в сумерках снег.Я давно уже заметила, что композитор сродни

писателю, и ты, слушая музыку, как бы читаешь её.В этой музыке видна

история и лично мне она напоминает одну из сказок Г.Х.Андерсена".

Следующий цикл уроков проводился через полгода после

первого.Он проходил в тех же классах.На занятиях данного цикла мы

попытались не только углубить знакомство учеников с музыкой К.Дебюсси и

М.Равеля, но и выявить общие особенности художественного направления, в

рамках которого они творили.Чтобы сделать это максимально доступно, мы

привлекали иллюстративный материал - в частности, репродукции картин

художников-ипрессионистов.Через сравнение выразительных средств живописи

и музыки мы стремились "подтолкнуть" учеников к осознанию некоего сходства

проявлений импрессионизма в музыке и живописи.

Основной нашей задачей было преподнести музыку импрессионистов

так, чтобы она нашла отклик в душе ребят,вызвать у них желание обращаться

к ней вновь и вновь.Уроки были объединины темой:"Выразительные средства

импрессионистической музыки и живописи".

Первый урок стал начальным этапом постижения особенностей

языка импрессионистов:

У.-Ребята, как вы знаете, каждый вид искусства имеет свои средства

выразительности.Какие выразительные средства у живописи?

Д.-Линия, цвет, колорит...

У. показывает детям репродукции картин: "Ветренный день в

Венё"А.Сислея,"Руанский собор вечером","Скалы в Бель-Иль" К.Моне и задаёт

вопрос:"Можно ли сказать, что в этих произведениях сходные выразительные

средства?"

Д.-Да.Линии нет, а её роль выполняет сопоставление цветов, контраст

или сходство между ними.

У.-Что же достигается этим?

Д.-Ощущение воздуха, его прозрачности, естественности изображения. У.-

Теперь давайте вспомним выразительные средства музыки. Д.-Мелодия,

ритм, гармония, тембр.

У.-Попробуеи провести параллели между выразительными средствами

живописи и музыки.В живописи - линия, а в музыке - ...

Д.-Мелодия.

У.-В живописи цвет, краски, а в музыке - ...

Д.-Гармония.

У.-В картинах, которые мы с вами рассматривали, основным

выразительным средством является не линия, а цвет, краски.А какое

выразительное средство, мелодия или гармония, выступает на первый план в

музыкальном отрывке,который я сейчас сыграю.

(У. исполняет фрагмент из фортепианной прелюдии К.Дебюсси "Затонувший

собор")

Д.-Мелодии, которую можно спеть нет, основное, что мы слышим это

гармония, но она очень мелодичная.

У. предлагает учащимся прослушать произведение целиком в записи и

запомнить свои впечатления от музыки.Далее происходит обмен учащихся

слуховыми впечатлениями.

У.-Естественно, что у каждого из вас при прослушивании произведения

возникли свои ассоциации, свои впечатления.У композитора, сочинившего эту

пьесу, они тоже были индивидуальными, особенными.Вам, наверное, будет

интересно узнать, что К.Дебюсси не любил слишком точно пояснять их.Иногда

он не хотел каким-либо образом конкретизировать содержание своих

музыкальных произведений.По мнению композитора это "убивает тайну"

музыки.Так, в прелюдиях для фортепиано заголовки он расположил в конце

пьес, не желая навязывать исполнителю или слушателю

свои собственные впечатления.

Произведение, которое только что прозвучало - одна из прелюдий для

фортепиано пол названием "Затонувший собор".Она возникла под впечатлением

от бретонской лаганды о древнем городе Ис, некогда поглощённом морем, и,

по рассказам рыбаков, иногда поднимающемся на заре из волн под далёкий

перезвон колоколов.Композитора в этом сказочном сюжете привлекла живописная

сторона.Средства музыкальной выразительности подчинены здесь задаче

возможно более тонкого воспроизведения в музыке картины морского

пейзажа,постепенно рассеивающегося тумана И наступающего рассвета,

колокольного звона, доносящегося из глубины вод, и, наконец, поднимающегося

со дна моря города.В завершении предстаёт первоначальный морской пейзаж:

слышны тихие всплески волн,смыкающихся над исчезнувшим собором.

Затем У. предлагает ученикам прослушать ещё раз это произведение и

записать свои впечатления в тетради.Вот некоторые из них:

"Я представила себе старинный замок с приведениями.За таинственным

туманом, который постепенно рассеивается, показывается комната.В ней всё

покрыто вековой пылью.Вот старинный резной стол, а на нём стопка толстых

рукописных средневековых книг.В комнате темно, но свеча вдруг зажигается

сама собой и освещает комнату.На стене висит большое зеркало.В пём

отражаются все события, что произошли в этом городе, замке,

комнате.Некоторые из них радостные, ннекоторые - грустные.А большинство

- величавые и спокойные, как музыка, которую я слышу сейчас."

"Сначала из воды слышен хор, потом звон колоколов.Город начинает

подниматься из воды.Музыка становится торжественной.В этот момент город

вновь погружается в пучину.Потом музыка успокаивается, как будто

успокаивается вода, покрывшая город.Нет ряби, даже не дует ветер и

вновь звучит та же музыка, как и в начале, будто не было ничего."

Конечно это не все детские работы, но и они показывают, что такое

сложное по музыкальному языку произведение, как "Затонувший собор", было

воспринято учениками и создало в их воображении своеобразные картины.

Следующий урок был посвящён богатой красочной палитре

оркестровой музыки композиторов-импрессионистов:

У.-Сейчас я сыграю четере фрагмента из сочинений К.Дебюсси.Свои

впечатления о них композитор определил следующим образом:

1."Картина неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут

облака, постепенно погружаясь в серое небытие.

2.Сирена парохода, плывущего по Сене.

3.Воспоминания о старых народных увеселениях в Булонском лесу, иллю-

минированном и наводнённом толпой.

4.Воспоминание об оркестре республиканской гвардии, играющем отбой." Ваша

задача - определить соответствия музыкальных фрагментов

прозвучавшим авторским описаниям.

У. играет несколько раз следующие примеры: тему тарантеллы и тему

шествия из симфонического ноктюрна "Празднества", тему облаков и тему

английского рожка из симфонического ноктюрна "Облака".Ученики выполняют

задание письменно.Проверка показала, что при незначительных разногласиях, у

большинства учеников ответы совпали.Соответствия были определены в целом

верно.

У.-Эти фрагменты из двух произведений К.Дебюсси - ноктюрнов для

симфонического оркестра "Облака" и "Празднества".Примечательно, что для

композитора симфонический оркестр здесь не столько средство создания

звуковой мощи, сколько богатая палитра красок.Попытаемся определить,

какими из них композитор рисует "Облака"?Что примечательно в темах этого

произведения?

(Слушание ноктюрна "Облака")

Д.-Композитор здесь использует различные оттенки белой, серой и

голубой краски.Первая тема - тема облаков.Она звучала в верхнем регистре

неторопливо и спокойно.Мне кажется, что она проникнута печалью.После

темы облаков звучит тема сирены парохода.Она проходит несколько раз не

изменяясь на фоне зыбкой темы облаков.

У.-Что вы можете сказать о ритме этого произведения?

Д.-Ритм нечёткий .В оркестре отсутствуют ударные инструменты, поэтому

он не выходит на первый план.Ровный и спокойный он помогает соз-

дать картину мерного и плавного движения облаков.

У.-Сейчас мы прослушаем произведение, которое

называется"Празднества".Какие впечатления возникнут у вас? Какие краски вы

здесь услышите?

(Слушание ноктюрна "Празднества".)

Д.-Сперва возникает ощущение темноты, и музыка, доносящаяся издалека,

воспринимается как шорох.Но постепенно вырисовывается мелодия, так как

праздник подходит всё ближе.И вот он уже рядом, и его вихрь захватывает

нас.Вдруг музыка смолкает, и все начинают прислушиваться слышны далёкие

звуки марша.Издалека трубы играют мелодию, но шествия пока ещё не

видно.Музыка всё громче и громче - шествие приближается. Вот оно

проходит мимо нас и тоже оказывается во власти зажигательного танца - тема

шествия и тема танца звучат вместе.В отличие от "Облаков" настроение здесь

очень жизнерадостное,всё искрится и сверкает.Ритм здесь - как пульс - не

прекращается ни на секунду.Он как стержень, вокруг которого вьются

мелодия и гармония.

У.-К.Дебюсси охарактеризовал эту музыку следующими

словами:"Движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного

света...эпизод шествия - ослепительное и химерическое видение,

проходящее сквозь праздник и сливающееся с ним.Фон звучит беспрерывно

это...смешение музыки со светящейся пылью"(цит.по 9,с.76).Как вы думаете,

что за средства помогают композитору создать в музыке обоих произведений

настоящие звуковые картины?

Д.-Тембр.В симфонический оркестр входят разные инструменты и,

благодаря их тембрам, создаются различные цветовые ощущения.

У.-В этих произведениях К.Дебюсси разнообразнейшее по приёмам,

совершенно оригинальное красочное оркестровое письмо, которое полностью

выражает его утончённое и специфическое понимание колористических

возможностей оркестра.Как импрессионисты-живописцы, достигшие

поразительных эффектов на основе теории чистых, "разделённых" цветов,

так и К.Дебюсси стремится, чтобы на его оркестровой палитре переливались

краски без смешения тембров.Почти постоянно композитор указывает в нотах

особые приёмы изменения тембра инструментов, требующие специального

звукоизвлечения.

Сейчас я предлагаю ещё раз определить соответствия музыкальных

фрагментов описаниям композитора.

После прослушивания примеров в оригинальном исполнении все ученики

благополучно справились с заданием.

У.-Почему в начале урока возникли разногласия, а сейчас вы все

пришли к единому мнению?

Д.-Фрагменты в начале урока звучали на фортепиано, а в конце - в

исполнении симфонического оркестра.Тембры его инструментов помогли нам

правильно выполнить задание.

Последний урок был итоговым.Пытаясь создать у учеников цельное

представление об импрессионизме, мы предложили им определить его

особенности не только в музыке,но и в живописи.Урок начался с

просмотра репродукций картин импрессионистов:"Уголок сада в Монжероне",

"Бульвар Капуцинок в Париже", "Руанский собор вечером" К.Моне,"Бульвар

Монмартр в Париже" К.Писсарро, "Берега реки в Сан-Маммесе" А.Сислея.

У.-На прошлом занятии вы сказала,что главенствующую роль в картинах

художников-импрессионистов играет сопоставление красок, отсутствует чёткая

прорисовка линий.Что ещё общего между этими полотнами?

Д.-Действие всех картин происходит на природе - на улице, на бе-

регу моря,то есть на открытом воздухе.

У.-Художники- авторы увиденных вами произведений - любили работать

на открытом воздухе.Выход из мастерской на пленэр навёл их на мысль,

что живописец должен улавливать и передавать образы природы, возникающие

только на основе впечатления.Суть нового творческого метода точно выразил

Э.Мане:"Не создаётся пейзаж, марина(море), лицо, а создаётся впечатление

от пейзажа, марины, лица".А что обращает на себя внимание в общей цветовой

гамме этих картин?

Д.-В одних картинах цветовая гамма довольно скромна, в других очень

насыщена, но в каждой есть ощущение воздуха, его прозрачности.

У.-Это ощущение создаётся благодаря новой технике живописи.Она

возникла из наблюдений импрессионистов над игрой света на воде: на её

дрожащей поверхности они заметили разложение и соединение красок.Так

родилась идея класть их на полотно одну к другой, не смешивая

предварительно на палитре.Художники предпочитали пользоваться только

теми цветами, которые имеются в солнечном спектре.На полотне красочные

пятнышки вызывают у зрителя впечатление вибрации, прозрачности,

воздушности.

Д.-Ещё картины объединяет присутствие солнечного света.Самого

солнца на картинах нет, но о степени его яркости можно догадаться по

теням: они то бледные, едва заметные, то сочные, насыщенные.

У.-Именно поэтому картины импрессионистов называют "поэмами света".

Как вы уже заметили, его проявления многообразны - от яркого сияния до

мягких радужных бликов, от тонких трепещущих мерцании до легкои жемчужной

дымки.

Интересно, что сперва новое искусство художников было встречено

скептически и враждебно, но постепенно завоевало признание. Оно стало

новым художественным направлением в живописи, получив название

"импрессионизм". Слово "Импрессионизм" произошло от названия картины К.Моне

"Впечатление.Восход солнца" (по французски impression - впечатление).

Музыкальный импрессионизм возник несколько позже, на "почве",

подготовленной живописью. Что же общего между живописным импрессионизмом и

музыкальным?

Д.-У композиторов основным выразительным средством становится

гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников краска преобладает

над линией.

Музыкальное произведение, как и картина, создается под воздействием

какого-либо впечатления. При этом автор не навязывает свои переживания, а

дает большой простор воображению зрителя и слушателя. В музыке К.Дебюсси

интересно помещение названии произведении не в начале, а вконце.

Тембры симфонического оркестра трактуются как краски, композиторы не

смешивают разные группы инструментов, а показывают возможности каждой из

них в отдельности.

Далее ученикам предлагается прослушать фрагменты двух частей

"Испанской рапсодии" М.Равеля :"Прелюдии ночи", и "Народного праздника".

Во время слушания учитель просит письменно попытаться ответить на вопрос:

"Почему К.Дебюсси и М.Равеля называют композиторами импрессионистами?"

Ответы детей:

- С первои ноты произведении Дебюсси и Равеля перед глазами

предстает какая-то картина. Слушая "Прелюдию ночи" я ясно представила

темную ночь, звездное глубокое небо. Слышны шорохи и звуки долетающей

откуда-то музыки. Композитор тембрами музыкальных инструментов нарисовал

картину Испанскои ночи.

- Композиторов К.Дебюсси и М.Равеля относят к композиторам -

импрессионистам, потому что они как и художники - импрессионисты, выражают

в музыке свои впечатления. Эти люди пишут сердцем - музыка исходит из

глубины их души. И надо суметь услышать, почувствовать ее, следуя за

ведением композитора. В музыке Дебюсси, как и в картинах художников

импрессионистов, нет четких линии, контуров. Только гармония цвета и

света.

Композиторы - это тоже художники, только они рисуют свои чувства

музыкой, а художники - красками и кисточкой. Мелодия, ноты - вот краска и

кисточка композиторов. Я считаю, что Дебюсси и Равеля называют

импрессионистами, потому что они сочиняли музыку по своим впечатлениям,

чувствам. Поэтому музыка у них немного непривычная. Я открыла для себя эту

музыку. Она изображает различные картины (природы, или народного праздника)

и в то же время несет в себе чувства, побуждающие сопереживать ей. Слушая

"Облака" Дебюсси и представляя картину пасмурного неба, я мысленно

уносилась в высь и меня охватывало безразличие ко всему происходящему, то

вдруг становилось тоскливо и грусно. А в "Празднествах" я будто-бы

была участником ночных гулянии в лесу и видела таинственное шествие.

Дебюсси и Равель, подобно художникам-импрессионистам, накладывают

штрихи то одной краской, то другой. Эти штрихи - ноты в произведении, а

краски - тембры музыкальных инструментов. Их сумма позволяет увидеть

что-то в дымке, в тумане. Вообще звуки подобны атомам, вместе они

составляют молелулу, которая является ничтожно малой частью чего-то

огромного и прекрасного.

В результате опытной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Введение музыки импрессионистов в школьную программу возможно

осуществить по следующим принципам:

а) от простого к сложному

б) от фортепианных сочинении к музыке для симфонического оркестра

(возможно, и к вокально-хоровым жанрам)

в) возвращение к пройденному

г) сквозной характер рассмотрения материала.

2. Использование музыки импрессионистов на уроках в школе позволяет

выйти на проблему знакомства со стилями и направлениями в искусстве (в

частности, с музыкальным ипрессионизмом).

Но в нашей работе мы сознательно останавливаемся на первом этапе

реализации темы "Импрессионизм в музыке" - формирование представлении

о творчестве К.Дебюсси и М.Равеля на примере их детских _фортепианных

_сочинении ..

3. С первого до последнего урока мы наблюдали все возрастающии

интерес к музыке этих композиторов: ребята внимательно слушали, активно

отвечали на вопросы, причем каждый стремился высказать свои мысли,

фантазии. А это значит, что образы "Детского уголка" и "Моей матушки-

гусыни" вызывают у ребят знакомые жизненные ассоциации, а также желание

сопереживать и размышлять. Подтверждение этому - письменные впечатления

детей о музыке К.Дебюсси и М.Равеля, а также данные музыкальной викторины.

Из впечатлении, высказанных учениками следует, что сложный музыкальный

язык импрессионистов не стал преградой на пути понимания ребятами музыки.

Занятия второго цикла показали, что возможно

и специально рассматривать особенности импрессионистического стиля. Если

это делать в доступной и интересной для детского понимания формы.

4. В дальнейшем опираясь на полученные результаты можно организо-

вать более углубленный вариант изучения музыки импрессионистов в виде

различных внеклассных мероприятий: тематического классного часа,

факультатива и т.п.

_ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Рассмотрев понятие стиля в разных видах искусств, более подробно

мы остановились на его трактовке в музыке. Проанализировав толкование

музыкального стиля у разных музыковедов, мы убедились в сложности и

неоднозначности этого термина. Наиболее обещающим характером обладает

подход к стилю, как к историческому явлению.

С этих позиции принято говорить о так называемых историко-

художественных стилях, один из которых - импрессионизм.

2. Пытаясь выявить сущность мы выделяем следующие его особенности: а)

использование композиторами гармонии как звуковой краски.

б) уход гармонии на второй план

в) прихотливость ритмики.

Проверяя сравнительную характеристику композиторских стилей К.Дебюсси

и М.Равеля мы выделили следующие общие качества их музыки:

а) соприкосновение образного содержания

б) тяготение к програмности, живописности

в) преобладание колористической трактовки большинства музыкально-

выразительных средств.

3. Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси ("Детскии уголок")

и М.Равеля ("Моя матушка-гусыня) показал что именно с этих сочинении

желательно начинать знакомство школьников с музыкой импрессионистов,

поскольку будучи достаточно яркими, они в то же время доступны детям по

своему музыкальному языку. Некоторые моменты музыкально-теоритического

разбора могут быть интересно использованы на уроках музыки.

4. Проанализировав программы с точки зрения использования в них

музыки импрессионистов, мы предлагаем их несколько дополнить:

а) расширить круг произведении К.Дебюсси и М.Равеля, изучаемых в школе,

так как на наш взгляд, учащимся необходимо дать более четкое

представление о таком важном явлении в искусстве как импрессионизм.

б) начать знакомство детей с импрессионизмом на примерах детской фор-

тепианной музыки К.Дебюсси и М.Равеля.

в) систематически обращаться к сочинениям этих авторов с целью

формирования целостного представления о стиле.

5. В результате опытной работы мы пришли к выводу, что музыка

К.Дебюсси и М.Равеля, в предложенных нами произведениях, интересна детям.

Сложный музыкальный язык этих композиторов не стал барьером для них, т.к.

круг образов детских фортепианных произведении тесно соприкасается с

внутренним миром детей, вызывает у них желание сопереживать и размышлять.

В ходе опытной работы были показаны следующие результаты: из общего

количества учащихся (100%), 65% детей определили на слух авторов и

названия прозвучавших произведении, остальные ученики выполнили задание не

полностью, отрицательный результат отсутствует.

Гипотеза о том, что представления о стиле музыкального импрессионизма

у школьников средних классов формируется в процессе постепенного приобщения

к этому искусству, нашла подтверждение в результате опытной работы.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Абрагина Е.Е. Музыка К.Дебюсси в художественном постижении мира

школьниками. Повышение педагогического мастерства по предмету

"музыка". Учебно-метадические материалы, 1992.

2. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.:Изд-во МГУ,1980.

3. Алыиванг А. Произведения К.Дебюсси и М.Равеля. М.:Музыка, 1963. 4.

Астафьев Б.В. О музыке XX века. М.:Музыка,1982.

5. Браудо Е.М. Всеобщая история музыки. М.:Прометей, 1927.

6. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в шко-

ле, 1987 N 4.

7. Дебюсси и музыка XX века. Сб.ст. Л.: Музыка, 1983.

8. Импрессионисты, их современники и соратники: живопись. Графи-

ка. Литература. Музыка. Под ред. А.Д.Чегодаева. М.:Искусство,

1976.

9. История зарубежной музыки. Под ред. И.Нестыва. М.: Музыка,

1988, В 5.

10. Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной

школы. М.:Просвещение, 1983.

11. Кабалевскии Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.:Просвеще-

ние, 1989.

12. Кабалевскии Д.Б. Про трех китов и многое другое. Пермь:

Кн. изд-во, 1975.

13. Кабалевскии Д.Б. Ровесники. М.:Музыка, 1987, В.1.

14. Книга по эстетике для музыкантов Под ред. И.А.Константинова.

М.:Музыка, 1983.

15. Копчевскии Н. "Детскии уголок" К.Дебюсси М.:Музыка, 1976.

16. Краткии словарь по эстетике. Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.:По-

литиздат,1963.

17. Кремлев Ю. Избранные статьи. Л.:Музыка, 1976.

18. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность.

М.:Сов.композитор, 1990.

19. Малларме С. Собрание стихотворении. М.:Худ.литература, 1990.

20. Мартынов И.И. Клод Дебюсси. М.:Музыка, 1964.

21. Мартынов И.И. Морис Равель. М.:Музыка, 1979.

22. Маслова Л. Как мы слышим живопись? Музыка в школе.1. 1987 N4.

23. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л.:Музыка, 1981.

24. Музыка XX века. Под ред. Д.В.Житомирского. М.:Музыка, 1977.

25. Музыкальная литература зарубежных стран. Под ред. Б.Левика.

М.:Музыка, 1980.

26. Музыкальная энциклопедия. Под ред.Ю.В.Келдыша. М.:Сов.

энциклопедия, 1981, т.5.

27. Программа Музыка 1 - 8 классы. Под ред. Ю.Алиева. М.:Просвещение,

1993.

28. Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники. М.:Музгиз,

1963.

29. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей.

М.:Музыка, 1973.

30. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление. Вопросы теории и эстетики музыки.

М.:Музыка, 1965. В.4.

31. Ступель А.М. Морис Равель. Очерк жизни и творчества. Л.:Музыка, 1975.

32. Терентьева Н.А. Музыка (музыкально-эстетическое воспитание) 1 - 4

классы. М.:Просвещение, 1994.

33. Цыпин Г.М. Морис Равель. М.:Музгиз, 1953.

34. Яроциньскии С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.:Прогресс,

1978.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ