Рефераты
 

Внеклассная работа по математике

Внеклассная работа по математике

Содержание

Содержание 1

Внеклассная работа 2

Система внеурочной работы и организатор 2

Внеклассная работа по математике 3

Математические вечера 4

Подготовка вечера 4

Содержание вечера 5

Заключение 10

Литература 11

Внеклассная работа

Система внеурочной работы и организатор

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника,

комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы

внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную

целенаправленную систему.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство

целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя

единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического

воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного,

классных и других коллективов.

Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную

структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких

элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом

отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы.

Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи,

усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной

работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами

являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности

учеников.

Существуют типичные недостатки в массовой практике организаторов по

созданию системы внеурочной работы.

Существует недостаток – неполнота работы, «провал» любого звена в цепи

«цель – содержание – форма» или «планирование – организация – анализ», а

также отсутствие связей между этими звеньями. Чаще всего это является

следствием того, что некоторые педагоги отождествляют содержание и формы

работы, а планирование сводят к распределению мероприятий по времени и

месту.

Не менее опасен и другой недостаток – интенсивное развитие одних

направлений работы в ущерб другим. В школах, где, например развито только

нравственное просвещение, ученики нередко ленивы в практических делах; если

организатор занят только эстетическим воспитанием, оно в конечном счете

может выродиться в эстетство, когда внешне, форма преобладает над

содержанием и принижает его роль.

Еще один существенный недостаток – формализм, слабая идейная и

нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий.

Именно обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного

развития различных элементов системы внеурочной работы служит и система

деятельности самого организатора.

Внеклассная работа по математике

Несмотря на свою необязательность для школьника, внеурочные занятия по

математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя,

преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных

курсов по математике не снимает необходимости провидения внеурочных

занятий.

Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть

возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по

математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна

прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала,

предусмотренного программой.

Одна из основных причин сравнительной плохой успеваемости по

математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к

предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же

время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно

повысить интерес школьников к математике.

Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся

этим предметом. Они хотели бы побольше узнать о своем любимом предмете,

порешать более трудные задачи.

Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления

знаний учащихся в области программного материала, развития их логического

мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению

математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из

истории математики.

Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому

учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится

постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно

сказывается и на качестве его уроков.

Математические вечера

Подготовка вечера

Наиболее удобно проводить вечера для учащихся параллельных классов.

Подготовка вечера – очень кропотливое дело. Поэтому начинающему

учителю лучше ориентироваться одного такого вечера в течение года. В

процессе подготовки к вечеру нужно предоставить возможности для

самодеятельности учеников, для проявления их самостоятельности и

инициативы.

Учитывая то, что основная цель вечера – повышение интереса к

математике, желательно привлечь к его организации как можно больше

учащихся. Если ученику будет поручена подготовка какого-то номера

программы, то его интерес к вечеру значительно возрастет.

За несколько дней до вечера вывешивается красочное объявление о месте

и времени проведения вечера и его программе. Можно пригласить учеников

других классов. Желательно, чтобы пригласительные билеты были со вкусом

оформлены.

Программа должна быть разнообразной и содержательной. Нужно учитывать

тягу детей к яркому, таинственному и загадочному. С другой стороны,

недопустимо, чтобы в сознании учащегося то интересное и забавное,

занимательное, с чем он знакомится на вечере, противопоставлялось тому, что

он изучает на уроках. Например, если показывается на вечере прием быстрого

счета, то должно указано, что при выводе этого приема используется такая-то

формула школьно курса алгебры и т. п.

Обычно длительность вечера два-три часа.

Зал или класс, где проводится вечер, украшают портретами математиков,

а также плакатами математического содержания: высказывания выдающихся людей

о математике, шутками, геометрическими иллюзиями, задачами. Большинство

плакатов можно украсить рисунками, привлекающими к себе внимание учеников.

Содержание вечера

Часто в программу включают: рассказы, беседы, доклады на

математические или историко-математические темы, фокусы, развлечения,

задачи.

Обычно вечер начинается с доклада на математическую или историческую

тему. Заслуживают предпочтение такие темы, в которых любой присутствующий

ученик мог бы разобраться «без бумаги и карандаша», т. е. темы, не

связанные со сколько-нибудь значительными выкладками. А большой доклад для

вечера целесообразно разбить на несколько частей и распределить между

несколькими учениками.

Приемы счета. Укажем ряд эффективных приемов счета, которые можно

показать на вечере.

1. «Назовите любое двухзначное число, кратное 9. Я его быстро умножу на

12 345 679» (например назовут 54). Ответ: 12 345 679?54=666 666 666.

Объяснение: Делим число, названное учеником, на 9, получаем однозначное

число и выписывает его 9 раз подряд.

2. «Возведите в куб любое двухзначное число. И я в уме извлеку из

результата кубический корень» (например это 328 509). Ответ:

3(328 509=69. Объяснение: Я помню кубы 9 первых натуральных чисел.

Замечаю, что куб каждого из крайних двух из этих девяти чисел (1 и 9) и

средних трех (4, 5, 6) оканчивается той же цифрой, какой записывается

само число, а куб каждого из остальных четырех чисел – дополнением этой

цифры до 10. Число 328 509 оканчивается цифрой 9. Значит, и его

кубический корень оканчивается 9. Кроме того, 63=216 меньше 328, 73=343

больше 328. Значит первая цифра 6.

Математические софизмы. На вечере можно предложить со сцены не

громоздкий софизм.

Спичка вдвое длиннее телеграфного столба!. «И я берусь доказать это, и

притом каждая спичка длиннее телеграфного столба ровно вдвое.

Пусть а – длина спички, б – столба. Обозначим б–а=с, б=а+с. Перемножим

эти равенства почленно. Получим:

б2-аб-са+с2.

Вычтем из обеих частей бс. Получим:

б2-аб-бс=са+с2-бс

б(б-а-с)=с(а+с-б)

б(б-а-с)=-с(б-а-с).

Отсюда б=-с, но с=б-а, так что –с=а-б.

Таким образом, б=а-б, а=2б.

На что такое а? Длина спички. А б – это длина столба. Итак: спичка

вдвое длиннее телеграфного столба.

Этому софизму можно было бы придать другую фабулу, например: «В

наперстке вмещается вдвое больше воды, чем в ведре»; «Горошина вдвое

тяжелее земного шара» и т.п.

Задачи на вечере. Математический вечер не стоит превращать в вечер

решения задач. Однако занимательные задачи в разных формах желательно на

вечере предлагать учащимся.

1. решение задач с эстрады;

2. инсценировка задач с занимательной фабулой;

3. инсценировка процесса решения задач;

4. математическая викторина;

5. задачи на плакатах.

Математические стихотворения

Пятая задача.

Когда Гераклом Герион

Был в жаркой битве сокрушен,

То победителю в награду

Быков отличных было стадо;

Быков на луг отправил он

И погрузился в крепкий сон.

Но сын Вулкана Какус смелый

К быкам, как вор, подполз умело

И сделал все, что он хотел:

Он отобрать себе успел

Одну шестнадцатую стада;

Теперь добычу спрятать надо.

В пещеру он быков загнал,

Куда свет дня не проникал,

И вход туда прикрыл надежно:

Найти быков здесь невозможно!

Когда Геракл пришел на луг,

Он насчитал сто двадцать штук

И не осталось в нем сомненья,

Что состоялось похищение.

В нем сердце закипело злобой,

Быков он ищет, смотрит в оба,

И друг как бы из-под земли

Услышал, что ревут они.

К пещере бросился он в гневе,

Всех разметал он в этом хлеве

И Какуса убил в мгновенье;

Быков добыл из заточенья.

И стадо он угнал скорей, -

Все получил царь Эвристей.

Теперь скажи мне, вычислитель,

Скольких быков злой похититель

Из стада увести сумел,

И сколько всех быков имел

Геракл могучий и отважный, -

Все это знать нам очень важно.

Как ни скрывай проделок след,

А правда все ж увидит свет.

Ответ: 128 имел Геракл, 8 быков были похищены.

Математические фокусы. Они нередко используются на математических

вечерах. Большинство математических фокусов связано с «угадыванием» чисел.

«Сейчас я угадаю Ваше день рожденья. Умножь число дней в дате рождения

на 20, добавь 3, сумму умножь на 5 и добавь номер месяца, затем умножай на

20 и добавь 3, умножай на пять и добавь число, образованное двумя

последними цифрами года рождения».

Если он родился 7 августа 1978 года, считает так: 7; 140; 143; 715;

723; 14 460; 14 463; 72 315; 72 393. После этого вычитает 1 515 и получает

7 08 78, это и есть дата рождения.

Объяснение: если проделать данные вычисления в общем виде то получится

выражение 10 000p + 100q + r +1515 где p – число дней, q – номер месяца, а

r определяет как указано год.

Также на математическом вечере можно провести математическую игру. Для

школьников будет интересно подготовить к вечеру стенгазету на

математические темы. Желательно разбить класс на несколько групп и устроить

соревнование на лучшую стенгезету.

Заключение

Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам

дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к

математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и

углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитию

умений применять полученные на уроках знания к решению –нестандартных

задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей.

Литература

1. Вульфов Б. З., Поташник М. М. «Организатор внеклассной и внешкольной

воспитательной работы», М. «Просвещение», 1983.

2. Балк М. Б., Балк Г. Д. «Математика после уроков», М. «Просвещение»,

1971.

3. Василевский А. Б. «Задания для внеклассной работы по математике»,

Минск: 1988.

4. Литцман В. «Веселое и занимательное о числах и фигурах», М.: 1963.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ