Рефераты
 

Внеклассная работа по иностранному языку

1) необходимо организовать внеклассную работу таким образом, чтобы

активность учащихся была направлена на работу с «самим изучаемым

объектом», т.е. на овладение новыми знаниями по ИЯ, на усвоения

способов добывания новых знаний, интерес к приёмам

самостоятельного приобретения знаний и т.д. Для этого учитель

должен рекомендовать и советовать детям какие именно

культуросообразные источники они могут использовать в своей

самостоятельной творческой работе;

2) на наш взгляд, центральную роль в совершенствовании социальных

мотивов познавательной деятельности играет сама личность учителя,

которая должна усиливать внутреннюю мотивацию ребенка, являясь для

него примером высокого, профессионального уровня владения своей

специальностью. При этом важно, чтобы учитель не только сам имел

прочные знания по ИЯ, но и «очаровывал» детей своей плавной,

красивой речью и хорошим произношением (что, к сожалению, не так

часто встречается в современной школе). Кроме того, для развития

социальных мотивов учитель имеет возможность укрепить социальное

сотрудничество учащихся разных классов (разновозрастные творческие

объединения учащихся) помогает школьникам занять определенную

позицию в отношениях с окружающими, заслужить авторитет, получить

одобрения сверстников и самоутвердиться в референтной группе.

Отметим те виды мотивации, развитие которых способствует повышению

эффективности в обучении ИЯ:

1) целевая коммуникативная мотивация, когда главная внутренняя

установка ребёнка – это общение со сверстниками и взрослыми;

2) инвентаризационная мотивация, вытекающая из осознания достигнутого

учеником прогресса в изучении языка;

3) страноведческая мотивация, вытекающая из удовлетворения

специфического, эмоционально-личностного интереса ребёнка к стране

изучаемого языка, ее культуре, народу;

4) лингво-познавательная мотивация, вытекающая из интереса к самой

языковой форме (например, к этимологии, приращению лексического

запаса, работе с контекстом, сбору идиоматических выражений и

т.д.);

5) компенсаторная мотивация – стремление к системности, полноте,

нефрагментарности приобретаемых знаний, умений, навыков;

6) инструментальная мотивация, которая развивается на основе чувства

радости и удовлетворения от выполнения определенных видов работы;

7) эстетическая мотивация, вытекающая из эстетического удовольствия,

наслаждения, получаемого от процесса познания иностранного языка,

от участия в различных формах внеклассной работы по ИЯ.

В рамках классификации, в основе которой лежит критерий – степень

активности, самостоятельности и креативности учебно-познавательной

деятельности ребёнка, мы опираемся на современную классификацию методов

Лернера, Давыдовой, Скаткина, состоящую из двух групп: репродуктивные

(информационно-рецептивный, репродуктивный) и продуктивные (частично-

поисковый, исследовательский). [14, 148].

Репродуктивные общедидактические методы предназначены для организации

учащихся на усвоение готовых знаний и воспроизведение уже известных им

способов деятельности. Продуктивные общедидактические методы применяются

для организации учащихся на поиски субъективно новых знаний в ходе

творческой деятельности.

Полноценное усвоение учеником содержания образования предполагает

использование обеих групп общедидактических методов. Выбор метода обучения

зависит от цепи обучения, уровня подготовки учащихся и характера учебного

материала. В учебном процессе при организации усвоения, конкретного

учебного материала общедидактический метод реализуется в виде обоснованных

сочетаний приемов обучения. Поэтому педагогические возможности таких

приемов определяются тем общедидактическим методом, который реализуется в

данных приемах. [18, 82].

Прием обучения - это одно или несколько взаимосвязанных действий

учителя и ученика конкретными средствами (словесными, наглядными,

практическими), подчиненных цели метода.

Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку

целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как неделя

иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является

массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента

учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает

комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в

определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного

подхода к воспитанию учеников.

Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна

оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей

внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых

Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих

отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют

в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка

проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной

программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его

компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной,

познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать

возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. [31, 61]

Процесс подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа.

I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели.

На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя

иностранного языка, завуч, представители ученической и родительской массы.

Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют

изготовления костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок,

объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых фономатериалов,

диафильмов, кинофильмов, слайдов. Непосредственно подготовку учеников к

выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально с каждым учеником

или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики

усовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.

II этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным

условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности,

непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего

участия в празднике.

Образец плана проведения Недели иностранного языка в школе

|День недели |Содержание работы |Ответственный |

|Понедельник |Объявление по школьном|VIII-IX классы |

| |радио об открытии | |

| |Недели. Открытие | |

| |выставки стенгазет. | |

|Вторник |Викторина, посвященная|VIII классы |

| |обычаям и традициям | |

| |страны, язык которой | |

| |изучается. | |

|Среда |Ролевая игра |IX классы |

| |"Телемост" (между | |

| |столицами родной | |

| |страны и страны, язык | |

| |которой изучается). | |

|Четверг |Литературно-музыкальны|Х-ХІ классы |

| |й вечер | |

|Пятница |Итоги Недели. |Оргкомитет |

III этап посвящен итогам Недели. Желательно выпустить информационный

бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее

участники, кто из учеников наиболее отметился.

Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно

выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но

и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи

учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать

иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию

к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только

письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции

клуба заслушивается информация на иностранном языке, о которой идется в

письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их

содержание. Организующим центром этой работы является "Школьный почтамт",

который помогает ученикам в переписке, предоставляет ИЯ информацию о том,

как правильно оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает

адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает

конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового

материала, характерного для эпистолярной формы общения.

Предметные кружки как групповая форма внеклассной работы по иностранному

языку

Кружок — эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному

предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы

учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы

учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная

кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.

Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач:

привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на

уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по

тому или иному учебному предмету; развитие индивидуальных наклонностей

учащихся к определенной отрасли науки; развитие творческой активности,

инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания

знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду;

организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их

эстетическое и нравственное воспитание. [26, 204].

Предметным кружкам, в сравнении их с другими формами внеклассной

учебной работы, присущи такие особенности: общность познавательных

интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета,

любознательность и др.

В школе организуются кружки по всем предметам для учащихся 4—10х

классов. Кружки лучше всего организовать из учащихся параллельных классов и

в состав каждого включать по 10—20 учащихся. Членами кружка могут быть не

только хорошо успевающие учащиеся, по любой ученик, изъявивший желание

заниматься в данном кружке. Практика существования предметных кружков

показывает, что ученики со средней успеваемостью, работая активно в кружке,

начинают хорошо учиться как по данному, так и по другим предметам. Опытные

учителя специально вовлекают в кружок и плохо успевающего учащегося,

стараются заинтересовать его, а заинтересовав, ставят перед ним требование

— ликвидировать проблемы в своей учебной работе. В случае необходимости

учитель организует через коллектив помощь этому учащемуся Результаты такой

работы, как правило, положительные. [26, 210].

Каждый член кружка принимает активное и добровольное участие во всех

мероприятиях, проводимых кружком, выполняет конкретную работу в

соответствии со своими интересами и возможностями. Предметный кружок может

избирать старосту, его заместителя, секретаря, редколлегию стенной газеты.

Как правило, работой кружка руководит учитель или родители, или специалисты

ВУЗов, учёные, либо старшеклассники.

Кружок работает систематически (обычно 2— 3 раза в месяц),

продолжительность занятий 1,5—2 часа. Все предметные кружки работают по

плану согласно общешкольному расписанию (графику) кружковой работы, а

занятия фиксируются секретарем в специальном журнале. План должен быть

органически связан со школьной учебной программой по данному предмету, но

вместе с тем может выходить за ее пределы и дополнять ее. В плане

необходимо отобразить цели и задачи, содержание работы кружка (указать

конкретные темы, разделы предмета, подлежащие изучению), а также виды,

методы и формы работы. Формы работы могут планироваться самые

разнообразные, исходя из специфики предмета, индивидуальных и возрастных

особенностей учащихся, педагогического мастерства учителя, материальных

условий и др. Это могут быть занятия по изучению новой лексики, доклады

учащихся по различным проблемам в России и за рубежом, репетиции к

спектаклям, музицирование на иностранном языке, организация переписки с

зарубежными друзьями и т.д.

Учитель может на кружковом занятии применять проблемное изложение

материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на

решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и

групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую

деятельность учащихся. В первом случае учащиеся будут следить за ходом

мысли, рассуждений учителя, во втором - частично привлекаться к поисковой

деятельности и в третьем - самостоятельно осуществлять все этапы поисковой

деятельности.

Такие задания развивают сообразительность и настойчивость, элементы

нестандартного мышления, умения анализировать и обобщать, реферировать и

моделировать языковой материал. Это стимулирует учебно-познавательную

деятельность учащихся, становится фактором создания творческой атмосферы в

процессе внеклассной работы.

Слаженная работа предметного кружка способствует повышению

успеваемости всех учащихся, качества их знаний, уровня их воспитанности.

Общность интересов и духовных потребностей школьников в предметном кружке

создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных

связей, что положительно влияет на психологический климат в школе. [26,

227]

Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы по ИЯ

Ученическая конференция, как правило, носит тематический характер. В

процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников,

готовит доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той

или иной проблематики. Ученическая конференция даёт возможность учащимся и

учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в

диалоге с иной культурой. Жесткие рамки урока и четко определенное

содержание учебных дисциплин не всегда позволяют учащимся познать все

богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями. В этом

случае с целью актуализации, обобщения и систематизации изученного ранее

материала, его углубления, расширения и упрочения проводятся ученические

конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной

работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует

привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и

практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания,

воспитывает общественную активность школьников. [25, 101].

Задача ученической конференции — привлечь внимание как можно большего

числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть

не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся.

В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных, так и

непараллельных классов.

Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство

лектора, что связано не только с интеллектуальным, содержательным

обеспечением доклада (сообщения), но и с развитием речи учащихся, ее

правильности, выразительности, яркости, естественности, правильной

интонации, простоты, научности, доступности, четкости.

Наряду с общешкольными мероприятиями, проводимыми, как правило, по

параллелям, учителя иностранного языка проводят внеклассную работу в своих

группах.

Одновременно с достаточно разнообразными формами внеклассной работы,

в которых заняты практически все учащиеся группы, в школе необходимо

разработать системы внеклассных мероприятий направленных на стимулирование

учащихся к достижению высоких личных результатов. Все проводимые конкурсы,

в которых каждый ученик может принять участие индивидуально, можно

разделить на 4 группы:

. лексические (2-11 классы)

. грамматические (3-11 классы)

. фонетические (3-9 классы)

. творческие (3-11 классы)

Несомненно, складывающуюся систему внеклассной работы необходимо

совершенствовать, наряду с традиционными формами, дающими хороший

результат, использовать новые, т.к. внеклассная работа даёт неограниченные

возможности для творчества, как учителя, так и учащихся.

Особенности внеклассной работы по иностранному языку с «трудными» детьми

Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные» дети.

Профессор С.А. Завражин даёт следующее определение категории «трудные

дети/подростки»: это дети/подростки с затруднениями или нарушениями

процесса социализации. К ним относят: «а) неуспевающих; б)

недисциплинированных; в) имеющих физические или психические недостатки; г)

болезненных; д) отстающих в интеллектуальном плане; е) педагогически

запущенных; ж) социально запущенных; з) несовершеннолетних

правонарушителей, иногда, к числу «трудных» детей относят учащихся,

опережающих сверстников в своём интеллектуальном развитии, это может

сочетаться с таким чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство,

пренебрежительное отношение к старшим и товарищам. Сюда же порой причисляют

детей с самобытными чертами темперамента и характера («лгуны», «тихони»,

«лентяи», «гордецы» и т.д.)». [24, 218].

Такие дети, как правило, живут в «неблагополучных» семьях, а именно:

1) в конфликтных семьях, в которых родители не ладят друг с другом;

2) в аморальных семьях, в которых супруги ведут образ жизни, являющийся

объектом общественного осуждения;

3) в педагогически несостоятельных семьях, в которых отношения между

супругами и детьми сравнительно благоприятные, но способы

воспитательного воздействия неправильны (родители в таких семьях

чрезмерно потакают детям или, наоборот, держат их в чрезвычайной

строгости; возможна и ситуация, когда родители просто «разводят

руками», не зная, как воздействовать на ребенка;

4) семьи с социально-экономическими факторами риска (низкий материальный

уровень жизни, плохие жилищные условия) [24, 218].

Дети из «неблагополучных» семей характеризуются замкнутостью,

ранимостью, повышенной обидчивостью, а иногда можно наблюдать их грубость и

даже агрессивность по отношению к одноклассникам и взрослым. Воспитание у

таких детей чувства гуманности является важной задачей. Думается, что

учителя иностранных языков обладают большими возможностями для решения этой

задачи в процессе окультуривающего общения с детьми, как на уроках, так и

во внеурочное время. [29, 52].

Здесь можно сослаться на педагогический опыт учителя английского языка

Л.Н. Шабановой. С 1994г. она уделяет особое внимание работе с детьми из

«неблагополучных» семей. Администрация школы №34 г. Зеленограда полностью

поддержала её. Людмила Николаевна проводит еженедельно 3 часа

индивидуальных занятий с учащимися V—VI классов и 2 часа факультативных

занятий с учащимися X классов. Эти часы входят в дополнительную учебную

нагрузку педагога и оплачиваются соответствующим образом. Ежегодный план

работы включает следующее:

1. Изучение психологических особенностей детей.

2. Знакомство с семьями ребят.

3. Развитие личности каждого ребенка посредством вовлечения его во

внеклассную работу по английскому языку. [29, 52]

В публикации Л.Н. Шабановой мы не находим конкретного описания работы

с «трудными» детьми. В связи с этим, мы бы рекомендовали, прежде всего,

общаться с этими детьми во время внеклассных мероприятий, сублимируя их

отрицательную энергию в творческое, созидательное русло, поощрять их

участие в различных мероприятиях, стараться заинтересовать их и выделять им

посильные роли. При этом важны похвала учителя, одобрение одноклассников,

добрый и ласковый взгляд, толерантность в случае возможной неудачи ребёнка,

подбадривание, оптимистический настрой, а также чувство юмора. На наш

взгляд, наиболее целесообразными мероприятиями, в которых участвуют

«трудные» дети могли бы быть следующие дела:

. театральная деятельность («трудные» дети могут участвовать не

только в роли актёров, но и в роли реквизиторов, оформителей,

звукооператоров, визажистов, декораторов, а также статистов);

. игровая деятельность (игры помогают замкнутым и ранимым детям

обрести инициативу, «чувство локтя», смысл жизни, а

гиперактивным и даже агрессивным детям получить опыт

«окультуривания» собственных чувств и поведения, благодаря

соблюдению общепринятых в игре правил, необходимости действовать

по определённому плану и приучают к дисциплинированности и

ответственности);

. выполнение языковых заданий с помощью компьютерной сети

«Интернет» (формальные и речевые упражнения) и т.д.

Выводы: в первой главе дипломной работы мы рассмотрели внеклассную

работу по иностранному языку с точки зрения педагогической системы и

педагогического явления. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

внеклассная воспитательная работа по ИЯ является неотъемлемой частью

педагогического процесса, имеет большое значение для всестороннего развития

школьников, в том числе интеллектуального, духовно-нравственного и

эмоционально-волевого. Внеклассная работа по ИЯ имеет свои цели и задачи и

строится по определённым принципам. Содержание внеклассной работы по ИЯ

ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является её

логическим продолжением. Многообразие форм внеклассной работы по ИЯ

предоставляет широкий спектр деятельности для учителей-предметников.

Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному

языку

§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения

иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной

деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель-группа,

преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное

влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра дает

возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с

единомышленниками. [8, 54].

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,

проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире;

даёт психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности, который так

высок сейчас у родителей и передается детям; вырабатывает активное

отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Цель:

. Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Задачи:

. Активизировать рече-мыслительную деятельность учащихся.

. Расширить кругозор и обогатить лексический запас.

. Воспитать культуру общения

Психологические аспекты игры

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности

человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,

направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором

складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

. развлекательную (это основная функция игры - развлечь,

доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

. коммуникативную: освоение диалектики общения;

. самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

. игротерапевтическую: преодоление различных трудностей,

возникающих в других видах жизнедеятельности;

. диагностическую: выявление отклонений от нормативного

поведения, самопознание в процессе игры;

. функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру

личностных показателей;

. межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей

социально-культурных ценностей;

. социализации: включение в систему общественных отношений,

усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по

желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса

деятельности, а не только от результата (процедурное

удовольствие);

. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный

характер этой деятельности («поле творчества»);

. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,

состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная

природа игры, «эмоциональное напряжение»);

. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,

логическую и временную последовательность ее развития. [8, 112].

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание,

планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых

личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой

деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и

элементами соревновательности, удовлетворения потребности в

самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя

играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в)

игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми,

условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) -

область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-

рекреактив-ными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь

развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в

терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим

люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной

педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе,

делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая

деятельность используется в следующих случаях:

. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,

темы и даже раздела учебного предмета;

. как элементы (иногда весьма существенные) более обширной

технологии;

. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,

закрепления, упражнения, контроля);

. как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница»,

«Орленок», экономические игры типа «Монополия», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в

форме различных педагогических игр.

Структура ролевой игры

В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная

ситуация, ролевые действия.

Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке,

могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида

в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-

демографические), вторые определяются местом индивида в системе

межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) Подбор ролей в игре

должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников

активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности.

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация--выступает как

способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и

обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов.

Выделяются следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2) объект (предмет

разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого

акта.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют

учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность

игровых действий органически связаны с ролью--главным компонентом ролевой

игры - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы

игры (Д.Б.Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия,

использование бутафории.

Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках

иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся

как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств,

инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в

количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

Основные требования к играм

Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников

интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе

ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания,

так и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо

исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет

естественной и убедительной.

Ролевая игра должна быть принята всей группой.

Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере,

вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее

чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении.

Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном

речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый

языковой материал.

Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность.

Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Роль

учителя в процессе подготовки и проведения игры меняется. На начальной

стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но

постепенно он становится только наблюдателем.

Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить

контакт с ребятами. Создание благоприятной атмосферы на занятии - очень

важный фактор, значение которого трудно переоценить. [8, 114].

Методическое обоснование

Что представляет собой ролевая игра? Что мы обычно понимаем под

ролевой игрой? Когда учащиеся принимают роль, то они разыгрывают ее в

определенной ситуации. Группа учащихся, разыгрывающая роль в классе

уподобляется группе детей, играющих в школу, больницу, магазин, экскурсию и

т.д. Углубляя страноведческие знания учащихся можно предложить им игры

типа: «Shopping in Great Britain», «Attending a Swimming Pool», «Visiting

Friends in the City and in the Country», «An English Picknick», «At the

Hairdresser’s», «At the Tailor’s», «At the Doctor’s», «At the Chemist’s»,

«At the Dressmaker’s», «At the Market», «At the Department Store», «At the

Hotel», «At the Post-office», «At the Library», «At the Airport», «At the

Railway Station» и т.д. И те, и другие бессознательно создают, творят свою

собственную реальность и, делая это, оперируют своими знаниями реального

мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими людьми. В этой

ситуации нет зрителей. В ситуации отсутствует риск коммуникации и поведения

реального мира. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности

ребенка, ученика. Такая игра в роль скорее укрепит, нежели разрушит

уверенность в себе.

Вторым преимуществом ролевой игры является то, что она дает

возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой

игры - тренировка неподготовленной речи.

Каковы преимущества использования ролевой игры в классе:

Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные

а) формы опыта; б) могут использоваться разнообразные функции, структуры,

большой объем лексического материала. Ролевая игра может превзойти

возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в

умении говорить в любой ситуации на любую тему.

Ролевая игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется

использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы как

смазочный материал в работе социальных взаимоотношений, которыми так часто

пренебрегают наши учителя.

Некоторые люди часто учат английский язык для того, чтобы

подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей, в

Интернете, путешествовать). Для них будет очень полезен тот языковый

материал, который им понадобится во время поездки и очень важно, чтобы

впервые они могли испробовать свои силы в дружественной атмосфере классной

комнаты. Для них ролевая игра становится очень важной генеральной

репетицией к реальной жизни.

Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся

"маской" за которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные

затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность учащихся,

на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают

обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им ненужно

раскрываться.

Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет

удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что

именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению.

А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается

намного эффективнее.

Ролевая игра обладает целой гаммой технологий (коммуникативной

технологией, которая развивает языковую беглость учащихся, способствует

взаимодействию в классе и повышает мотивацию). [8, 127].

Процесс обучения состоит из нескольких фаз:

. фаза презентации;

. фаза полузнаний;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ