Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе
Таким образом, совместимость супругов базируется на согласованности
ролевых ожиданий и совпадении их психического склада, что позволяет
выделить два подхода к супружеской совместимости: функционально-ролевой и
структурный. Особенно значима согласованность ролевых ожиданий, т. е.
представлений каждого человека о ролевых обязанностях мужа и жены,
родителях и детях, об ожидаемом поведении партнера в ходе выполнения им той
или иной функции. В зависимости с ожиданиями и представлениями человека
находятся и его потребности, удовлетворяемые в браке.
Что касается структурной совместимости, то благополучные супружеские
пары, как правило, отличает: противоположность врожденных качеств личности
и сходство приобретенных в процессе социализации. Из психологических
особенностей супругов наиболее значимыми являются направленность на другого
и эмпатия.
Парам, начинающим в процессе совместной жизни переживать тот или
иной период семейного цикла приходится решать своеобразные задачи,
связанные с определением своих ролей, распределением домашних обязанностей,
нахождением выхода из конфликтных ситуаций.
Для каждого периода семейного цикла характерны свои достижения,
задачи и конфликты. Среди стадий, включаемых в семейный цикл, можно назвать
стадию выкармливания, во время которой родители привязываются к младенцу;
интерпретативную стадию, во время которой родители пересматривают свои
устоявшиеся взгляды и представления; и стадию расставания, когда дети
покидают родительский дом. Каждая стадия требует от родителей разрешения
своих внутренних конфликтов на более высоком уровне.
1.3. Вклад семьи в формирование личности подрастающего человека на
разных возрастных этапах различен и изменяется как бы волнообразно.
Наиболее велик он в первые 3 года, затем следует период некоторой
стабилизации семейного влияния. Очередной его «пик» приходится на окончание
дошкольного возраста, затем приблизительно до подросткового кризиса это
влияние как будто ослабевает и вновь становится значимым вплоть до
отделения от родительской семьи и образования собственной.
Семья традиционно рассматривалась как важнейший институт
социализации в ряде концепций. Роль семьи как института социализации,
естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.
Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль,
которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов,
малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость
женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой
(Кон, 1989, с.26).
Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия,
осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование
черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности.
Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает влияние на
формирование у ребенка образа Я.
Образец отношений мужчины и женщины для подрастающего человека – это
отношения его отца и матери. И этот образец долгое время во многих своих
деталях оказывается уникальным, несопоставимым по степени влияния с другими
возможными отношениями вне дома и семьи.
Зарождение самосознания и самооценки также во многом предопределено
семьей. Ребенок, внезапно лишившийся любви родителей (вследствие распада
семьи или внутрисемейных конфликтов), испытывает тревогу, неуверенность в
ценности собственного Я; а это нередко порождает враждебность и недоверие
ко всем людям. Для такого ребенка велик риск в будущем испытать немалые
трудности в установлении дружеских отношений со сверстниками, в создании
своей семьи; не исключена и прямая «трансляция» родительских конфликтов в
собственную семью.
Социализация личности представляет собой процесс формирования
личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком
социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в
собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему
поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или
группе.
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он
определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего
развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.
Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным
психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера
общества в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность»,
которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение
в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но
постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости
и непрерывности своего Я, несмотря на то, что идут многие процессы
изменения. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд
стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого
возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже
достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферы
общества, в котором человек живет.
Эриксон выделяет всего 8 стадий развития личности от младенчества до
старости. В возрасте 3 – 5 лет, на 3 стадии, ребенок уже убежден, что он
личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения
миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое
закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е.
формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми
посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память,
мышление и др. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют
внимание играм ребенка, то это отрицательно влияет на его развитие,
способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
В младшем школьном возрасте (4 стадия) ребенок, исчерпав свои
возможности развития в рамках семьи, входит в новую для него социальную
среду, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности,
передает технологический эгос культуры.Если ребенок успешно овладевает
знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но
неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей
неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.
При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него
убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть
трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за
плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю
его жизнь.
Родителям необходимо грамотно воспитывать ребенка, чтобы вырастить
полноценного члена общества, не нанести ребенку тяжелой психологической
травмы, которая может наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители
излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге
дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений,
попадают под влияние «уличных» компаний.
Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным
надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В
результате становятся нерешительными, безынициативным, боязливым,
неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы.
Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая
разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок
привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно
выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии
правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В
коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только
не себя.
Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной
отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или
мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что
родители достаточно внимательны к нему. «Нет ничего хуже притворства
доброты, - писал Л. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем
откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то
другого из членов семьи любит больше. Такая ситуация способствует появлению
неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам и озлобленности детей.
«Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово
наказывают и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что
страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность,
приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых
лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать
многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются
недетские непосильные заботы. В итоге у таких людей появляются навязчивые
страхи, постоянная тревога за благополучие свое и своих близких.
Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на
невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
Расширение мира ребенка происходит непрерывно, хотя и неравномерно,
ускоряясь такими важными для него событиями, как поступление в первый
класс, вступление в различные клубы, посещение внешкольных занятий, участие
в рискованных вылазках за пределы ближайшей округи.
Рассматривая семью как контекст психо-социального развития детей,
следует учитывать меняющийся в период обучения в начальной школе характер
взаимодействий «родители – ребенок». Дети уже не столь прямо выражают свое
недовольство действиями родителей, они теперь не будут добиваться своего
хныканьем, криком и катанием по полу, как могли это делать раньше. Со своей
стороны и родители теперь уже меньше озабочены приучением детей к
самостоятельности и соблюдением ими распорядка дня; их больше заботят
учебные навыки и достижения ребенка.
В младшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего, хотя и
более тонкого контроля; однако родительский контроль сохраняет свою
важность. По мнению современных ученых, единственно важная цель действий
родителей – способствовать росту саморегулируемого поведения у своих детей.
Дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в
развитии саморегуляции у детей, чем авторитарные методы насаждения
дисциплины. Когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям,
ребенок склонен договариваться с ними, вместо того чтобы выказать открытое
неповиновение. У родителей, напоминающих своим детям о возможных
последствиях их действий для других детей (ориентированная на других
индукция), дети, как правило, пользуются большей популярностью и обладают
интернализованными моральными нормами.
Таким образом, семья – один из самых важных факторов социализации
детей. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные
ожидания и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры, с одной
стороны, служат моделями поведения, - а с другой стороны, поощряют или
наказывают детей за их поведение. Расширяющиеся познавательные способности
позволяют детям овладеть широким спектром социальных норм и правил.
Семья предопределяет развитие у ребенка самооценки и самосознания,
формирование образа Я, дает первые представления об отношениях мужчины и
женщины.
Согласно психосоциальной концепции личности, разработанной
психологом Эриксоном, у ребенка с первых дней жизни формируется групповая
идентичность, а затем эгоидентичность. В возрасте 3 – 5 лет ребенок
осознает себя личностью, в младшем школьном возрасте эгос культуры ребенку
передает школа. Если обучение проходит успешно, у ребенка формируется
уверенность в себе, компетентность. Неудачи в школе приводят к неверию в
свои силы, чувству неполноценности. Если в этот период ребенок не находит
поддержки в семье, чувство неполноценности может закрепиться на всю жизнь.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания детей:
безнадзорность, бесконтрольность, при которой дети предоставлены сами себе;
гиперопека, основанная на запретах и формирующая у детей неуверенность в
себе, или воспитание по типу «кумира» семьи, лишающее ребенка возможности
адекватно оценивать себя и других; воспитание по типу Золушки, т. е. в
обстановке эмоциональной отверженности; «жесткое воспитание», где ребенок
живет в постоянном страхе; и воспитание в условиях повышенной моральной
ответственности, где на ребенка возлагаются недетские заботы или
честолюбивые надежды взрослых. Неправильное воспитание уродует характер
ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с
окружающими.
На протяжении среднего детства у большинства детей развивается
чувство собственного достоинства и самоуважения, при условии, что их
родители или сверстники относятся к ним доброжелательно. Часто бывает так,
что ребенок, не хватающий с неба звезд в каком-либо виде деятельности,
например в учебе, может проявить себя в другой области – в искусстве,
музыке, спорте. Это также способствует повышению его самоуважения.
Одним из наиболее важных условий развития самоуважения являются
семейные отношения. Также поддержка и понимание со стороны семьи (близких,
родителей), обладание оптимистичным и неунывающим характером помогают детям
успешно преодолевать жизненные трудности, стрессовые ситуации, а кроме
того, - пользоваться большей популярностью в кругу сверстников.
1.4. С момента поступления в школу ребенку открывается более широкий
мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых и детей,
проживающих по соседству. С поступлением ребенка в школу происходят
изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего,
значительно увеличивается время отводимое на общение. Большую часть времени
дети проводят в контактах с родителями, учителями, другими детьми.
Изменяется содержание общения. Если в раннем детстве основной темой общения
была игра, то сейчас выделяется особое деловое общение со взрослыми. В
первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему
больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя
является для них очень высоким. Выбор партнера по общению в первых классах
школы определяется так же в основном оценками учителя, успехами в учении.
Только к 3 – 4 классам появляются признаки иной мотивации межличностных
выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных
достоинств и форм поведения партнера по общению.
В начальный период обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет,
впервые образовываются неформальные группы детей с определенными правилами
поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно
стабильны по своему составу. Дети младшего школьного возраста по-прежнему
много времени проводят в различных играх, где их партнерами по игре
становятся сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои
специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами
межличностных предпочтений.
Как отмечает Н. М. Швалева, «в группах различного уровня развития
межличностный выбор характеризуется специфическим содержанием». При этом
намечается следующая последовательность развития содержания мотивов на
стадии формирования коллектива: «начальная стадия характеризуется
преимущественно мотивацией, связанной с эмоциональной сферой, внешней
привлекательностью, общением; на более высоких уровнях развития коллектива
усиливается ориентация на деловые качества, глубину знаний, эрудицию,
способность оказать помощь и поддержку, коллективистскую направленность
личности, увеличивается удельный вес мотивов, связанных с деятельностью
группы, возможностью задушевных отношений и способностью к сопереживанию».
С момента знакомства детей в группе начинается процесс ролевой
дифференциации. Появляются общие ценности и интересы. Растут взаимные
ожидания и влияние членов группы друг на друга, складываются групповые
традиции. Такое развитие событий можно считать почти универсальным.
В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не
популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд
факторов. Уже у первоклассников зафиксированы обоснования выбора, связанные
с указанием на привлекательные нравственно-психологические черты
сверстника. В качестве причины нежелания выбрать сверстника – для
первоклассников по материалам исследования Швалевой характерны указание на
плохую учебу, особенности поведения, прямо проявляющиеся в сфере общения
(«дразнится», «драчун», «обижает»); указание на плохое поведение на уроках;
низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков и особенности
внешности.
По данным Р. Ф. Савиных, первоклассники выдвигают мотивы, связанные
с содержательной стороной общения, общностью интересов и совместным
проведением досуга. Среди качеств личности и особенностей поведения
наиболее часто упоминаются черты, связанные с учебой и поведением на
уроках; далее такие качества, как готовность помочь, дружелюбие,
отзывчивость, доброта, наконец, особенности внешнего вида, аккуратность,
опрятность.
По данным А. Б. Широковой, в первом классе для детей с высоким
статусом наиболее значимыми оказались следующие особенности: красивая
внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться своими
вещами и сладостями. На втором месте – успехи в учении и отношение к нему,
а также качества, характеризующие отношения со сверстниками, на третьем –
для мальчиков – физическая сила.
Для «непринятых» первоклассников наиболее характерными оказались
следующие особенности: непричастность к классному активу; неопрятность,
плохая учеба и поведение; непостоянтсво в дружбе, дружба с нарушителями
дисциплины, плаксивость (16).
Примерно такие же черты первоклассников с высоким и низким статусом
отмечают и другие авторы. В работе Р. Ф. Савиных как общие для наиболее
популярных первоклассников указываются такие качества как: хорошо учатся,
общительны, приветливы, спокойны. Интересно отметить, что здесь
подчеркивается и большая роль качеств, проявляющихся в совместных играх
детей, которые, как отмечает автор, являются главным содержанием совместной
деятельности семилеток вне уроков. У непопулярных детей обнаружились такие
общие непривлекательные черты, как слабая успеваемость,
недисциплинированность, аффективные формы поведения, неаккуратность.
Принятие ребенка сверстниками часто связывают с его хорошей общей
приспособляемостью – энтузиазмом и активным участием в общих делах,
способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки
завязать с ним знакомство. Этот вид настройки на социальную среду (или его
отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию
на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности. Хорошая
приспособляемость нравящихся другим детей поддерживается их популярностью,
тогда как социально неумелым детям становится еще больше не по себе, когда
группа не замечает или отвергает их.
На популярность среди сверстников влияют также успехи в учебе и
спортивные достижения. Как правило, популярные дети обладают способностями
выше средних и хорошо учатся в школе. Слабые ученики часто становятся
предметом насмешек или же их просто игнорируют. Спортивные данные особенно
важны, например, в летних лагерях или на игровых площадках, где группы
превращаются в соревнующиеся спортивные команды.
На принятие ребенка сверстниками может влиять обратная связь,
получаемая от учителя.
Популярности в группе сверстников вредит как излишняя агрессивность,
так и излишняя застенчивость. Никому не нравятся задиры и забияки, поэтому
чрезмерно агрессивного ребенка стараются избегать. Это ведет к проявлению
еще одной циклической модели, так как этот ребенок может стать агрессивнее
вследствие фрустрации или попытки силой добиться того, чего он не может
достичь убеждениями. И наоборот, застенчивый, тревожный ребенок рискует
стать хронической жертвой, подвергающейся нападкам не только признанных
забияк, но и обычных детей. Именно робкие и застенчивые дети испытывают
наибольшие трудности в общении и больше всего страдают от непризнания со
стороны сверстников. Такие дети, как правило, чувствуют себя более
одинокими и больше обеспокоены своими отношениями с другими детьми, чем
отвергаемые сверстниками агрессивные дети.
Непопулярные дети часто имеют какие-либо особенности, отличающие их
от одноклассников; это может быть излишняя полнота, необычное имя и т. д.
Эти особенности могут снижать уровень соответствия ребенка стандартам
группы, а такое условие является чрезвычайно важным в период среднего
детства.
Стремление соответствовать стандартам группы сверстников может быть
нормальной, естественной и даже желательной формой поведения. Ежедневно
детям приходится приспосабливаться к требованиям группы сверстников, равно
как и к ожиданиям взрослых. Но иногда дети слишком уж стремятся
соответствовать групповым нормам, даже когда требования группы нельзя
считать полезными ни для конкретного ребенка, ни для самой группы в целом,
ни для окружающих. Высококонформные дети обладают рядом характерных черт.
Они страдают «комплексом неполноценности» и обладают недостаточной «силой
Эго». Они более зависимы или тревожны, чем другие дети, и чувствительны к
мнениям и намекам окружающих. Дети с такими чертами личности склонны
постоянно контролировать свое поведение и речь. Они особенно озабочены тем,
как они выглядят в глазах окружающих, и часто сравнивают себя со
сверстниками. Постоянное наблюдение за тем, что делают и что говорят
другие, а затем приспособление к определенным таким образом стандартам
группы – как раз свойственно детям с высоким уровнем самоконтроля.
Принятие ребенка сверстниками находится в прямой зависимости от
развитости у него самоуважения. Самоуважение означает видение себя
человеком, обладающим положительными качествами, то есть человеком,
способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем
школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с
уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь,
соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в
школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Однако не
всегда самоуважение может зависеть от уверенности в своих академических
способностях: многим детям, которые не могут похвастать успехами в учебе,
тем не менее удается развить высокую самооценку. В зависимости от отношения
родителей и мнения одноклассников дети, не достигшие успеха в одном, могут
найти что-нибудь еще, что позволит им выделиться среди других.
Развитие самоуважения – процесс циклический. Дети обычно достигают
успеха в каком-либо деле если они уверены в своих силах и способностях, - а
их успех ведет к дальнейшему росту самоуважения. На другом полюсе находятся
дети, которые терпят неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как
следствие, оно продолжает падать. Личные удачи или неудачи в различных
ситуациях могут заставить детей смотреть на себя как на лидеров или
аутсайдеров. Сами по себе эти ощущения еще не создают замкнутый круг,
поэтому многие дети, начавшие с неудач в социальной или учебной сфере, в
конечном счете находят что-то, в чем они способны преуспеть.
Принимая во внимание тесную связь между самоуважением и
достижениями, многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы
сформировать у них уважение к себе. Однако слишком обильные похвалы, не
связанные с реальными достижениями или нравственными поступками, формируют
детей, у которых отсутствует реалистичное представление о своих сильных и
слабых сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле им нет равных. А
это может создавать осложнения и проблемы в отношении со сверстниками и
учителями. Поэтому для развития у детей реалистичной самооценки учителям (и
родителям) рекомендуется соотносить отпускаемые детям похвалы с
действительными достижениями и поведением детей.
Группы сверстников формируются из детей, имеющих общие интересы и
цели и следующих общим нормам поведения. Поэтому групповая конформность
приобретает все большую важность.
Положение детей в группе сверстников зависит от их общей
приспособляемости. Особой популярностью среди сверстников пользуются
общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах
дети. Высокий интеллект, хорошая успеваемость в школе и успехи в спорте
также могут способствовать популярности ребенка в группе, в зависимости от
характера приоритетов и ценностей группы. Если ребенок обладает какими-то
особенностями, отличающими его от сверстников, он очень часто не пользуется
популярностью в группе, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться
на его самоуважении. Наиболее восприимчивые к давлению группы сверстников
оказываются дети с низкой самооценкой, тревожные, постоянно контролирующие
свое поведение.
Вывод:
Проблема супружеской совместимости детально исследовалась
отечественными и зарубежными психологами, изучавшими как структурные
компоненты личности супругов (темперамент, характер), так и их
функционально-ролевую согласованность (сходство представлений супругов о
своих ролях и функциях в семье, ценностно-ориентационное единство членов
семейного союза). Что позволило сформулировать так называемый закон
совместимости, согласно которому врожденные качества в совместимых парах
должны быть различны, тогда как приобретенные – сходны.
Наибольшую значимость для психологов, изучающих совместимость
супружеских пар, представляет согласованность ролевых ожиданий супругов, т.
к. их несовпадение является основной причиной неудачи в браке. Что касается
структурной совместимости, то, согласно исследованиям Р. Винча, Т.
Галкиной, Д. Ольшанского и др., партнеры должны дополнять друг друга по
качеству личностных свойств. Однако, главное место в определении
супружеской совместимости занимают представления супругов о целях брака и
характере исполнения семейных ролей. Из психологических особенностей
наиболее важными являются: направленность на другого и эмпатия, т. е. Те
свойства личности супругов, которые характеризуют их способность понимать
других людей, доброжелательно к ним относиться и предсказывать их
поведение.
Роль семьи в становлении ребенка очевидна. Семья является важным
фактором социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают
жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные
семейные отношения формируют у ребенка чувство собственного достоинства и
самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности
ребенка в кругу сверстников.
Способствуют популярности ребенка среди сверстников наличие таких
качеств личности, как общительность, жизнерадостность, отзывчивость и
склонность к участию в общих делах, а также адекватная самооценка. На
популярность младшего школьника (в частности) влияет его успеваемость в
школе, спортивные достижения и т. д.
Не пользуются популярностью среди сверстников дети, обладающие
какими-то особенностями, отличающими его от остальных. Вредят популярности
в группе и чрезмерная агрессивность, и чрезмерная застенчивость. Именно
робкие и застенчивые дети испытывают особые трудности в общении и больше
страдают от непризнания со стороны сверстников. Слабая коммуникабельность
особенно часто констатируется у единственных детей в семье, если такой
ребенок часто остается один (из-за занятости родителей). Такие дети
интровертированы – обращены в свой внутренний мир – и лишены чувства
защищенности, необходимого для развития коммуникабельности.
Как правило, большей популярностью пользуются дети тех родителей,
которые напоминают своим детям о возможных последствиях их действий для
других людей (ориентированная на другого индукция).
Глава II
2.1. Для практической проверки заявленной выше гипотезы и выполнения
поставленных задач были выбраны и использованы следующие методы
исследования:
1. Наблюдение и констатирующий эксперимент.
2. Беседы с учителем, родителями и детьми.
В ходе бесед с учителем (классным руководителем 1«а» класса)
выяснялись: школьная успеваемость и особенности личности учащегося, его
поведение и характер взаимоотношений с одноклассниками.
Из бесед с родителями были получены сведения о возрасте семьи,
количестве детей в семье, о поведении ребенка (первоклассника) в домашней
обстановке и характере его взаимоотношений с другими членами семьи, об
увлечениях вне школы и т. п.
Индивидуальных бесед с детьми не проводилось, но при проведении
социометрического исследования в инструкции испытуемым было указано, что
выбирать одноклассников следует из числа друзей.
Инструкция: «Ребята! Вы проучились вместе, в одном классе, почти
год. За это время вы хорошо узнали друг друга, некоторые стали друзьями.
Представьте себе, что у вас скоро День рождения и мама разрешила вам
пригласить домой только трех друзей из класса. Подумайте, кого бы вы
пригласили и напишите фамилии этих ребят на листочке, под цифрами 1, 2, 3.
Не забудьте указать на листочке и свою фамилию».
Таким образом исследование позволило выявить дружеские связи детей.
3. Комплекс методик:
а) «Социометрия» - «Социометрическое исследование структуры
взаимоотношений в группе» (Д. Морено);
б) «РОП» - «Определение согласованности семейных ценностей и
ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волковой, Т.М.
Трапезниковой).
Методика «РОП» определяет: 1) представления супругов о значимости в
семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены,
родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов,
хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки,
внешней привлекательности партнеров; 2) представления супругов о желаемом
распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций.
Методика «Социометрия» позволяет определить характер взаимоотношений в
группе, «социометрический статус» индивида, структуру межличностных связей
в группе, персональное положение каждого члена группы в системе
межличностных взаимоотношений, уровень благополучия взаимоотношений (УБВ),
коэффициент удовлетворенности (КУ) индивида своим положением в группе.
В проводимом исследований, где лимит разрешенных выборов был 3, была
принята следующая шкала социометрических статусов:
I группа – «звезды» - дети, получившие 6 и более выборов;
II группа – «предпочитаемые» - 3 – 5 выборов;
III группа – «игнорируемые» - 1 – 2 выбора;
IV группа – «изолированные» - 0 выборов.
Таким образом, I и II группы имеют благоприятный статус, III и IV
группы – неблагоприятный статус.
Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных
статусных категорий является показателем или уровнем благополучия
взаимоотношений (УБВ). Если большинство членов группы оказываются в
благоприятных статусных категориях (I и II), то УБВ определяется как
высокий, при одинаковом соотношении – как средний, при преобладании в
группе людей с низким статусом (III и IV) – как низкий.
В качестве диагностического параметра можно рассматривать и «индекс
изолированности» - процент членов группы, оказавшихся в IV статусной
категории.
Коэффициент удовлетворенности во взаимоотношениях объединяет статус и
взаимность выборов. Коэффициент удовлетворенности (КУ) учитывает: сколько
сверстников выбрал данный индивид, и сколько из них ответили ему
взаимностью.
[pic]
где n – число членов группы, выбранных данным испытуемым;
n1 – число членов группы из n, которые выбрали его.
Для группы коэффициент удовлетворенности:
[pic]
где N – число сверстников, выбранных всеми членами группы;
N1 – число сверстников, ответивших на выбор взаимностью.
2.2. По методике «Социометрия» было продиагностировано 20 учащихся 1
«а» класса …..нской средней школы в возрасте 7 – 8 лет в количестве 20
человек. (Приложения 1, 2 ).
В ходе диагностики структуры взаимоотношений в классе были получены
следующие результаты:
Из 20 испытуемых каждый сделал 3 выбора; взаимных выборов всего
сделано 11; максимальное число выборов, полученных индивидом – 9,
минимальное – 0. Коэффициент групповой удовлетворенности во
взаимоотношениях (КУ) равен 23,3 %.
Что касается индивидуального коэффициента удовлетворенности во
взаимоотношениях (КУ), объединяющего статус и взаимность выборов, то из 20
первоклассников двое имеют 100 % КУ (т. е. получили максимально возможное
количество взаимных выборов – 3), 5 – 67 %, 7 – 33 % и 6 – 0 %, т. е. не
имеют взаимных выборов ( Рис.1).
КУ
100%
0% 0 %
2 5 7 6
Первоклассники
Рис. 1. Соотношение статуса и взаимности выборов.
По количественному соотношению благоприятных и неблагоприятных
социальных статусов в группе уровень благополучия взаимоотношений в классе
характеризуется как средний. Что касается «индекса «изолированности»
(процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории), то он равен
15 %.
Все учащиеся 1 «а» класса получили следующие социальные статусы
(Приложение 1):
I группа – «Звезды»: № 5 Ирина З.,
№ 13 Саша П.,
№ 16 Дима У.
II группа – «Предпочитаемые»: № 1 Аня А.,
№ 2 Иван А.,
№ 6 Антон К.,
№ 11 Катя Н.,
№ 14 Оля С.,
Страницы: 1, 2, 3
|