Рефераты
 

«Великая дидактика» Я.А.Каменского

«Великая дидактика» Я.А.Каменского

Институт Государственного Администрирования

Педагогический факультет

На тему: «Великая дидактика»

Я.А.Каменского

Реферат по социальной психологии

Мухиной Марины Васильевны

Студентки III курса.

с. Намцы

2002 год.

П Л А Н:

1. Введение.

2. Антролого-педагогические взгляды Каменского.

3. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Каменского.

4. Заключение.

Введение

Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от

всеобщего невежества до всеобщего обязательного начального образования.

Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским имением вандалов.

Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование. Сохранилось

только христианское образование священников в монастырских и церковных

школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на вере и

заучивание наизусть молитв и других священных текстов. Логическое мышление

развивалось путем схоластических рассуждений, целью которых было

теоретическое обоснование церковных догматов. Постепенно в городах

организовывались церковные и общинные школы для ремесленников, купцов,

горожан. Орден иезуитов, организованный при каталогической церкви,

разработал иезуитскую систему образования, существующую и в настоящее

время.

Её цель воспитание преданности каталогической религии. В 11-м веке

появились первые европейские университеты. Система университетского высшего

образования широко распространилось по всей Европе. Первые университеты

организовали профессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г в Страсбурге

появилась первая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет.

Новое время в историко-педагогическом развитии открывается

удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно

смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным

решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика

«отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания с

собственным предметом исследования, научной аргументацией,

исследовательской проблематикой, собственным «языком» – понятийно-

терминологическим аппаратом.

Эта система плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого

философа-гуманиста Я.А.Каменского, трансформировавшего в своей

мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения

человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Его «Великая

дидактика» (1632г) – начала всех начал в педагогике нового времени.

Духовный мир Каменского, человека энциклопедически образованного, -

сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения,

католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и

естественнонаучного.

Задачей каждого христианского государства, утверждал педагог-философ,

должна стать «всеобщее образование юношества». Теоретическая мысль великого

гуманиста избежать «соблазна» исторических условий его времени: низведения

человека до его сословного облика, орудия национально-государственных и

религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к

выполнению его сословных ролей, социальных функций. Каменский обосновал

демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого

воспитания, которая на протяжении не одного века была и ниже остается

«путеводной» в отставании всеобщего образования как неотьемлемого права

каждого человека, как необходимого условия «единения» людей на

общечеловеческих началах.

В концепции Каменского человек помещен в «микромир», наделен властью

над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая

практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества –

это «искусство», а путь к искусству «научное образование» дающее знание об

окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя жизнь – борьба добрых

и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и

страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу воли к истинно

человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи

нравственного воспитания.

Духовная опора человека в его внутреннем само строительстве и в его

деятельности в мире – стремление «жить точно перед очами Бога», «ходить

перед Богом», осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться

к жизни вечной. «Семена благочестия», как и «семена ума», «семена

нравственности», призвано растить религиозное воспитание.

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в

педагогической системе Каменского, обусловила гуманистический характер всей

системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности

человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-

нравственная направленность развития личности. Педагогическая система

Каменского – это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к

воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях

и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как

сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке.

Педагогическая система Каменского оптимистична, пронизана светом веры в

возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного

«общежития человеческого», обьединения «возвышенных, мужественных,

великодушных людей».

Педагогический оптимизм Каменского не только на его

христианско-антропологических воззрениях, но и опирается на общенаучный

принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе

исследования природного мира – принцип природосообразности. В трактовке

Каменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует

учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и

законы природы самого воспитания. Возникает обширное смысловое поле на базе

знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские,

психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального

научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого

процесса теоретик подходил от темологических представлений в науке его

времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное

движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность

стать такой, какой она должна быть. В искусстве воспитания это означает –

развивать, то что имеет человек «заложенным в зародыше, развивать изнутри,

ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится,

следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в

делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и

благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям,

Каменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и

некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития

воспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентность этого

процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к

личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства,

самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду.

И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это

«ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных

сил и способностей, педагогика успеха как стимула учения – преодоления

учения – удовлетворения, учения – удовольствия, радости.

В последующие века рациональное научное знание отказалось от

темологических обьяснений развития природных процессов, а в социо-

ориентированной образовательной практике утвердились принципиально иная

педагогическая парадигма: воспитание как воздействие на воспитанника с

целью формирования определенных качеств личности. Однако идея о

природосообразном (естественном, свободном) воспитании с постоянством

закономерности будет актуализироваться вновь и вновь, обосновывать

возможность счастливой и радостной школьной жизни, стимулировать поиски

адекватных технологических решений.

Столь высоким идеалам (будь то человек как предмет воспитания или же

педагогическая деятельность, педагогический процесс) традиционная практика

воспитания, семейного и общественного, явно не соответствовала. И Великий

теоретик создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания

человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную

обоснованность) Каменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие

педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»

человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на

рациональную организацию «массовой школы».

Опираясь на принцип природосообразности, первый в истории образования

носитель идеи возрастной и педагогической психологии представил время

взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для

каждого этапа задачи, содержательную и процессуальную стороны образовывания

человека – матерью ли в семье, учителем ли в школе, профессором ли в

академии. Обратим внимание на замысел Гуманиста: не ребенок для школы, а

школа для ребенка, способная учесть и реализовать его возрастные

возможности и особенности.

В плане содержания образования этот замысел облечен в идею «пансофии»

(всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания

на своем уровне возможного (концентрические круги) и Каменский определяет

примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской

школы», создает учебники. При этом неизменными остаются принципы

энциклопедизма «вместе с тем практической нравственности знаний – связи с

живым» опытом взаимодействия развивающегося человека с миром. Не каждый

склонен и способен одолеть весь путь к пансоджи, тем более, что академия

предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила

природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим

любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной

и благочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного языка (глава ХХ1Х «Великой

дидактики»), педагог постоянно имеет в виду природосообразность развития

ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека

аргументирует Каменский необходимость в школе родного языка начал

родиноведения, граждановедения (эта идея будет переоткрыта Песталоцци через

полтора века). Столь же естественно и необходимо в латинской школе наличие

«класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его

свободной воли как владыка вещей», изучение «стрежневого предмета истории»,

знание», знание которой «как бы освещает всю жизнь» – сокращенная

библейская история, история естествознания, история изобретений, история

морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история, но

преимущественно история своего отечества. «Семь свободных искусств», эти

традиционные учебные предметы средневековой школы, пансоджи Каменский

дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования

обращает к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его

стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».

Широкая философско-гуманистическая трактовка природосообразности

воспитания детерминитровала создание Каменским такого смыслового поля в

поисках ответа на вечный педагогический вопрос «Чему учить», которое

оказалось далеко не освоенным теорией содержания общего образования и

практикой школьного обучения последующих веков. Было утрачено

гуманистическое, от растущего человека видение проблемы, возобладал подход

к ее решениям от социальных запросов «времени и мести». В наши рубежные

годы, годы осознания кризиса духовности и нравственности и его опасных

последствий в планетарных масштабах, предстоит очевидно, заново оценить

гуманизм и актуальность установки философа-педагога: «Мы стремимся к общему

образованию в области всего человеческого для всех, кто родился человеком».

Не менее радикальные изменения традиций характеризовали в проекте

Каменского процессуальную сторону обучения. Поиск «естественного

(природосообразного) метода» был ориентирован на целостную личность

ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на

«живое знание», а не традиционную «книжную ученость», бастионы которой

ученик брал памятью и напряжением воли (догматический метод).

Аналог «естественного метода» дидакт нашел в деятельности ученого.

Известные гносеологии его времени закономерности познания Каменский

интерпретировал в индуктивный путь формирования понятий. Дедукция

используется как частные выводы из общих, уже известных ученику положений.

Проблемные ситуации (в современной терминологии) «включают» мышление.

Самостоятельные работы предполагают и самостоятельное наблюдение, и

самостоятельное применение, и приобретение знаний. Естественность обучения

усматривается также в специальном развитии способности рассуждать так, в

латинской школе рекомендуется изложение материала в следующей

последовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис и антитезис,

верные и вероятные аргументы, защита того или другого, затем пусть будут

вскрыты ошибки одного из двух утверждений и самый повод к этой ошибке,

ложные доказательства и подлинные доказательства в пользу истинного тезиса

и т.д. или, наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе частицу

истины, то пусть будет показано из применение между собой. Таким образом

одна и та работа будет представлять собой и самое приятное повторение как

пройденного, и чрезвычайно полезное разьяснение непонятного ранее». К

выводу дидакта нельзя не добавить, что учебная работа такого плана (не

часто встретишь и в современной школе), вызывая мыслительную активность,

создавая позитивный эмоциональный настрой, обеспечивает движение личности

как в овладении знаниями, так и в развитии интеллектуальных сил.

В историко-педагогической и дидактической литературе воззрения

Каменского обычно сводят к обосновыванию обьяснительно-репродуктивного

способа обучения. Между тем теоретические представления Каменского,

апологета учения как познания истины, связаны с сочетанием репродуктивной и

продуктивной деятельности ученика, с идеей самостоятельности и умственной

активности. Не бесспорна используемая в педагогической литературе аналогия

разработанной первым дидактом формы организации обучения с классно-урочной

системой в ее современной трактовке. Термин «класс» потребовался теоретику

для того, чтобы расположить образовательный материал по годам обучения и

таким образом организовать совместную работу учеников, рационализировать их

труд и труд учителя (в традиционной школе каждый обучался индивидуально). С

определенной дозой образовательного материала для отдельного занятия

связывалось и понятие «урока». Само же значение – это и школьная лекция, и

наблюдение природы, и изучение с помощью школьного телескопа звездного

неба, и работа в школьной мастерской или студии (в таких картинках

представлена школа на титульном листе прижизненного издания сочинений

Каменского).

В иерархии задач воспитания высшие ступени Каменский связывал с

непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его

духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан образовательный

процесс. Известный прагматизм установок: нацеленность научных знаний на

деятельность человека в «мире вещей» – «уравновешивается» возвышенной

трактовкой человека как «владыки мира». На каждой возрастной ступени

вводятся этические и теологические представления и правила, нормы

поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика

ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей,

необходимых гуманной личности, Каменский специально выделил «кардинальные

добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками

уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество,

справедливость.

В искусстве развивать и возвышать духовность человека педагог-

гуманист стремился к природосообразности. Главное основание формирования

нравственности и благочестия – это непрестанная духовная жизнь и

практическая деятельность человека: «Добродетели учатся, постоянно

осуществляя честное». В таком ключе: человек сам выстраивает свой

внутренний мир – предстают «шестнадцать правил искусства развивать

нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины

растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева

и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим

людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами

возможно большему числу людей и др.). Его «инструменты» - и наставление, и

«примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация

упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности,

деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду,

полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.

Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для

воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и как

нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких

человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев

и умерить преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Каменский

ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной

сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается

преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных

чувств, влечений, сохранить душевное равновесие. При этом определенно и

четко обозначены и «предьявлены» требования к человеку как духовно-

нравственному существу. Для гуманиста Каменского это отнюдь не проявление

авторитарности, насилия над личностью. В его антрополого-педагогической

концепции за человеком, «образом подобным Божьим» всегда остается право

свободного выбора между добром и злом. В то же время воспитание призвано

максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить

молодежь от всех поводов к нравственной испорченности», научить

«преодолевать самих себя».

В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять

строгость», доминирует установки на самодисциплину, на такую строгость,

которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание

в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства

бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной

бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по

принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики

любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда,

куда подобает,… и сами к тому же стремились.

Выше отмечалось, что в современном обществе феномен бездуховности,

дефицит человечности - следствие доминирующих в общественном сознании

прагматического отношения к вопросам морали, сциентистских трактовок

духовного развития человека, противопоставления науки и религии,

непосредственно связываются с глобальным мировым кризисом, а их преодоление

с выходом к новому гуманному витку цивилизационного развития. Тем значимее

для современности опыт тех педагогов, которые, как Каменский усматривали в

воспитании духовности человека главное назначение образования, главное

направление педагогической деятельности.

Педагогическую систему Каменского возможно представить как

гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого ценностно-

направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего

человека. Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в

нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее

развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих

природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в

системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия

педагога и учащихся как субьектов педагогического процесса, в нарастающей

субьектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического

процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в

самовоспитание. Результат педагогического процесса – достигнутый

воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая

самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему

саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности

воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,

«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется

в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,

органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что

свидетельствует об универсальности педагогических открытий Каменского.

Обстоятельства сложились так, что о Каменском – ученом, философе, при

жизни признанном «наставником мира», забыли вплоть до конца Х1Хв., и многие

его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Каменский настолько

обогнал свое время, что и сегодня не в полном мере, осознана вся глубина

его воззрений, многое остается невостребованным. В европейском историко-

педагогическом процессе педагогическая система Я.А.Каменского предстает

гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского

средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии

гуманистической традиции, идеологически связанного с просвещением.

Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации

органически связана с гуманистической традицией западной культуры.

Интерпретируя и синтезируя гуманистические идеи и опыты развития

европейской философии, науки, искусства, религии, педагогика, в свою

очередь, средствами воспитания и образования способствовала их передаче от

поколения к поколению, укоренению их в индивидуальном и общественном

сознании.

Гуманистическая педагогика целенаправленно служила утверждению

«человеческого в человеке», духовно-нравственному обогащению его внутренней

жизни, возвышению жизнесмыслов его деятельности. Она сыграла свою

историческую роль в признании европейским человечеством в качестве высших

духовных ценностей самоценности человеческой личности, права человека на

свободное развитие, самоопределение и самореализацию, абсолютной ценности

Истины, Добра, Красоты как идеальных стремлений человеческой природы,

вытекающих из них кардинальных добродетелей, норм и правил гуманистической

морали. Генезис гуманистической педагогической традиции в процессе

европейского культурного развития (от средневековья до конца ХХ в)

происходил на базе антропологических концепций (принцип

природосообразнсоти), на основе познания природы воспитания как явления

культуры (принцип культуросообразности) и как целенаправленного

саморазвития человека (выявлялись условия, возможности, средства

педагогической поддержки и помощи воспитаннику в его духовно-нравственном,

личностном становлении и развитии). В том, что именно в гуманизации

воспитания и образования высший смысл и назначение педагогической науки,

убеждает классическая педагогика, педагогические системы ее корифеев

Каменского, Локка, Руссо, Песталоцци, Гербарта, Дистервега.

ХХ век продолжил и развил в новых социальных и культурно-исторических

условиях гуманистические идеи педагогов-просветителей, умножил их имена.

Педагоги-гуманисты ХХ века стремились противостоять обострению социальных

противоречий, дефициту гуманности и духовности, нараставшему во всех сферах

человеческой жизнедеятельности, в том числе в образовательно-воспитательной

сфере.

Философия и история образования, обращение к многовековому духовному

опыту педагогов гуманистов помогает всесторонне обьяснить и верно оценить

бытующие в современном общественном и педагогическом сознания проявления

бездуховности и прагматизма, авторитарности и социоцентризма, косности и

реакционного консерватизма, сознательно и убежденно противостоять им,

целенаправленно утверждать в своей педагогической деятельности

гуманистические общечеловеческие и педагогические идеалы и ценности.

Использованная литература:

1. История педагогики.

А.И.Пискунова

2. История образования и педагогической мысли.

В.Г.Праникова

З.И.Равкин

3. Философия и история образования.

Л.А.Степашко.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ