Рефераты
 

Теории обучения в высшей школе

Теории обучения в высшей школе

В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения,

происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности обучающихся и

их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу - умственную

деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание,

запоминание и другие психические процессы. В результате мыслительного

функционирования все это анализируется, синтезируется путем гармоничного

действия высшей нервной деятельности человека. На основе этой деятельности

создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного

познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями

объективного мира.

Условием построения теории обучения в высшей школе является

взаимосвязь трех формирующих начал:

1) накопление опытного эмпирического материала исходя из оценки практики

учебного процесса, его типизации, классификации и группировки;

2) установление эмпирических связей и элементов, составляющих учебный

процесс;

3) формирование теоретических, обобщенных, объективных отношений,

составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития.

Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную основу,

достаточную научную определенность и объективность.

Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие-

это понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому

широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения.

Весьма существенным является также и то обстоятельство, что обучение

происходит направленным, организованным путем. А это значит, что сам

процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на

основополагающие данные науки о функциях и природе мышления, опоры на

физиологию высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория

обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и

психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активной

психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой

мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому

занятию и, что особенно важно, умению моделировать студенческую аудиторию,

управлять ее познавательной деятельностью.

Педагогический смысл связи теории обучения в высшей школе с

закономерностями психофизиологии и психологии заключается главным образом в

обосновании путей всестороннего развития творчески мыслящей и творчески

действующей личности специалиста высшей квалификации. Это обоснование

требует предварительного рассмотрения некоторых общих связанных между собой

понятий учения о высшей нервной деятельности и психологии. К таким

понятиям, прежде всего, относятся сознание, мышление, разум и психика.

Сознание в психофизиологии рассматривается как свойство человека

отражать действительность в ощущениях, восприятиях, представлениях,

представлениях, суждениях и понятиях. Сознание позволяет нам оценивать и

устанавливать взаимоотношения людей друг с другом, окружающей средой и

совершенствовать его в процессе многообразной деятельности. Сознание

человека в значительной мере индивидуально и самостоятельно, оно позволяет

нам воображать, изобретать, обобщать явления и события, строить догадки и

предположения и т.д. Сознание человека отражает субъективный образ

объективного мира в определенном творческом представлении.

Мышление - это свойство мозга человека, особым образом организованной

материи, отражать объективную действительность в понятиях, суждениях,

образах обобщенных представлений. Мышление и его развитие имеют неразрывную

связь с трудовой деятельностью и языком людей. Для мышления свойственны

такие процессы, как анализ и синтез, гипотетический поиск, абстракция,

формулирование понятий и законов, доказательств, умозаключений,

моделирование и т. д. К мышлению активно примыкает понятие «разум» -

активный процесс мышления, характеризующий глубокое понимание явлений

окружающего мира, путей и форм их развития.

Психика – специфическая функция мозга человека, обеспечивающая его

многообразное приспособление к изменяющимся условиям окружающей

действительности. Психические функции включают оперирование ощущениями,

восприятием, представлениями, чувствами и мыслительной деятельностью.

Психика, так же как сознание, выражает субъективный образ объективного

мира, понятие психики шире понятий сознания и мышления, так как психика

рассматривает не только сознательное, но чувственное и подсознательное.

В высшей школе наиболее существенными прикладными задачами

психологии являются:

- психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;

- организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности;

- психологическое обоснование путей совершенствование методов преподавания;

- обоснование особенностей возрастного развития студентов;

- оценка психических свойств студента;

- выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и склонностей

студентов;

- оценка душевного и морального состояния студентов.

Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей

школе теснейшим образом связано с рассмотрением особенностей психологии

студенческого возраста (в среднем 17-23 года). Это возраст расцвета

физического и умственного развития человека. Но расцвет - еще не

зрелость.

С приближением зрелости происходит непрерывное нарастание

работоспособности, динамики активной деятельности, продуктивности. В то

же время моменты повышения динамики одной функции сменяются моментами

понижения других функций. В этом возрасте наблюдается развитие

вербального интеллекта, динамичность возбуждения. Повышается уровень

наблюдательности и общая культура наблюдения. Совершение действий,

поступков преобладает над их обоснованием. В этом возрасте характерны

проявление максимализма, стремление к скорейшему проявлению себя в

сложных жизненных ситуациях без достаточно глубокой оценки вероятных

последствий совершенных поступков, эгоцентризм. Наблюдается безразличное

отношение к опыту других людей, советы, замечания, указания старших

воспринимаются как необоснованное вторжение в личную жизнь. Характерно

стремление к независимости, самостоятельности, увлечение новым (не всегда

прогрессивным). Наряду с самоуверенностью возникает неуверенность в своих

возможностях, что часто проявляется в развязности, небрежности,

негативизме и даже в агрессивности. В этом возрасте весьма заметны мотивы

товарищества и дружеской солидарности.

Наряду с любознательностью, стремлением к новому, проявлением

интереса к определенной деятельности и области знаний имеет место отрицание

и скептицизм как следствие поверхностных взглядов. Категоричность мнений в

этом возрасте легко может измениться, особенно под влиянием «авторитетных»

друзей.

Возраст 17-23 года наиболее плодотворный для формирования знаний,

научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней

мыслительной культуры.

Наряду с возрастными особенностями необходимый интерес представляет

оценка свойств личности по темпераменту.

Среди студентов, как и вообще среди людей, различаются:

холерики (темпераментны, активны, общительны, энергичны);

сангвиники (легковозбудимы, настойчивы, активны, уравновешены, общительны);

меланхолики (медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям и

состояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе);

флегматики (с наиболее сильным, уравновешенным типом характера,

неторопливы, настойчивы, необидчивы).

В отношениях к учебной и научной работе выявились специфические

студенческие типы: эмпирики, аналитики, рационализаторы, логики,

исполнители, организаторы, систематики, эрудиты, генераторы идей,

романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей.

Существенным является использование психологических обоснований для

управления познавательной деятельностью студентов, путем организации

интересов, мотивов, установок, активной мыслительной деятельности и

применения методов рефлексивного воздействия.

Мотиву, установка, интересы. Большое значение для учебного процесса имеет

интерес к познанию, возникающий на основе осознанной мотивировки. Интерес и

мотивировка неразрывно связаны с физиологическими процессами высшей нервной

деятельности. С позиций нейрофизиологии создание интереса и мотивировки

характеризуется возникновением в коре больших полушарий очага сильного

раздражения. То, что вступает во взаимодействие с ним, включается во

временные связи и соответствующим образом закрепляется.

Мотивация познавательной деятельности характеризует собой отношение

человека к тому или иному проявлению действительности и связана с

возникновением потребности к познанию. Интерес есть выражение

направленности сознания человека в силу наличия у него взаимосвязанных

систем отражения действительности. Если такая связь существует, процесс

познания совершается активно, если она нарушается, то интерес к учению

ослабевает, а затем может исчезнуть совсем.

Интерес и мотивы являются для учебного процесса основой, на которой

возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и практический опыт

студентов. Мотивация, интерес, потребность познания – все это необходимые

условия учебной деятельности. Учебная информация более активно

воспринимается тогда, когда у студентов возникает потребность в ее

восприятии. Одно и тоже содержание изучаемого предмета одинаковой степени

сложности, в одном и том же объеме может усваиваться по-разному, в

зависимости от способа его подачи, мотивов восприятия и интереса студентов.

Учебный процесс совершается более активно в тех случаях, когда он связан с

решением задач проблемных ситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу,

включая живой интерес к предмету изучения. Мотивы стимулируют, организуют и

направляют учебную деятельность. Значительный интерес представляет

мотивация для организации процесса обучения и направления мыслительной

деятельности студентов.

Существенный интерес представляет выяснение того, какие мотивы направляют

познавательную деятельность студентов, что они имеют в своей основе.

Значительный интерес при этом представляет выяснение конкретных причин,

вызывающих проявление интереса, мотивов и потребности изучения.

Современная нейрофизиология и психология считают весьма существенным, что

человек всегда действует по установке, возникающей в результате внешнего

воздействия, которая и настраивает его на получение ожидаемого результата.

Установка в обучении является условием организации и направления

мыслительной деятельности и исходит из целей и задач обучения. Когда

существует четкая установка, опирающаяся на цели и мотивы обучения, то

мыслительная деятельность оказывается сосредоточенной, а энергия этой

деятельности – сконцентрированной, стало быть, и результат обучения в этом

случае оказывается более эффективным.

Восприятие и понимание. Значительное место психология уделяет такому

важному для обучения психологическому качеству, каким является восприятие.

Психология рассматривает восприятие как процесс отражения в сознании

человека предметов и явлений.

Весьма существенным для процесса обучения является и то обстоятельство, что

в состав восприятия входит речевая деятельность, определяющая содержание

восприятия. Физиология высшей нервной деятельности рассматривает восприятие

как аналитикою - синтетическую деятельность коры головного мозга,

характерную тем, что она вызывается совокупным воздействием свойств

предметов и явлений на органы чувств человека. Поэтому восприятие

представляет собой не просто ряд ощущений, а целостный образ предмета как

модель той или иной совокупности признаков объекта восприятия

Психологически каждое восприятие рассматривается как синтез входящих в него

ощущений и представлений со своей определенной структурой и выделением роли

и места каждого компонента в этом целом.

Процессы восприятия находятся в тесной связи с представлениями, которые

психология рассматривает как воспроизведенные образы восприятия. В отличие

от восприятия представления возникают на основе памяти, без

непосредственного участия органов чувств. В учебном процессе представления

обычно возникают под влиянием направленной мыслительной деятельности, речи

и условного языка науки.

Внимание. Психология указывает пути раскрытия важнейшего для обучения

свойства мышления – внимания. Внимание является начальной ступенью

понимания. При возникновении внимания происходит разделение реального и

воображаемого, возникает предложения, догадки. Организация внимания и

наблюдения есть одно из главных условий успеха обучения. Если преподавателю

удастся привлечь внимание студентов к предмету изучения, то это значит, что

он добился половины успеха.

Память. Учебный процесс высшей школы теснейшим образом связан с

рациональным использованием психофизиологической теории памяти. Психология

рассматривает память как устройство умственной деятельности сохранять и

воспроизводить то, что было в сознании. Память, запоминание и забывание

находятся в функциональной связи с прошлым содержанием, опытом,

впечатлениями и активной мыслительной деятельности человека.

********************************************************************

Теория обучения в высшей школе немыслима без обращения

преемственности своего исторического развития и учебно-познавательной

деятельности, обращения к методам и средствам обучения в определенной их

роли, возможностей и путей их развития.

Существенным показателем развития учебно-воспитательного процесса

является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций

совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, - на

основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование

и направление для оптимальных педагогических действий.

ЛИПЕЦКИЙ ГОCУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Педагогические основы проектирования вузовских технологий обучения

СТУДЕНТ ФАУСТОВ В.В.

ГРУППА МОД - 97

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОКОЛЕЛОВ О.П.

ЛИПЕЦК - 1998


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ