Теоретическая педагогика и психология (ответы на экзамене)
Теоретическая педагогика и психология (ответы на экзамене)
ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕН
7.06.02
Раздел Педагогика:
1. Предмет педагогики как гуманитарной науки. Связь педагогики с другими
науками о человеке.
2. Основные педагогические понятия, раскрыть их содержание, сходства и
различия между ними.
3. Основные факторы развития личности (перечислить). Роль биологических
факторов в развитии личности (Привести пример).
4. Основные факторы развития личности (перечислить). Роль социального
фактора в развитии личности (Привести пример).
5. Воспитание как ведущий фактор развития личности
6. Место и роли активности личности в ее становлении
7. Цели образования, как основополагающего акта педагогической
деятельности.
8. Содержание образования, как педагогическая проблема. Ее исторический
характер. Актуальность проблемы гуманитаризации содержания
образования в современной ситуации.
9. Взаимодействие педагога и учащихся как процессуальная характеристика
педагогического процесса. Его личностный характер.
10. Проблемно-развивающее обучение как фактор активизации мыслительной
деятельности учащихся.
11. Программированное обучение как средство интенсификации обратной связи
в процессе обучения.
12. Дифференция в образовании как средство учета индивидуальных
особенностей в обучении
13. Проблема педагогического общения, ее актуальность и направление в
изучении и практической разработке
14. Семейное воспитание, его роль в сопоставлении с общественным. Методы
семейного воспитания.
©Автор: Григорьев П. В.
Вопрос №1
Предмет педагогики как гуманитарной науки.
Связь педагогики с другими науками о человеке.
Явление воспитания было присуще человечеству на самых ранних этапах
развития. Человек всегда ставил перед собой задачу передачи накопленного
социального опыта последующему поколению. В первобытных обществах этот опыт
был ограничен и усваивался непосредственно в жизнедеятельности (опыт
добывания пищи, и т.д.). Но по мере по мере развития и обогащения
человеческих знаний возникла необходимость специального обучения и
воспитания, потребовались институты, для передачи накопленного опыта.
Такие социальные институты известны из истории Древней Греции и Рима.
Именно в Греции впервые и возник термин «педагогика» - дословный перевод
которого означает – «детовождение» в смысле искусства «вести ребенка по
жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное
развитие.
В современном понимании «педагогика» имеет два значения. Первое- это
область научного знания, наука; второе – область практической деятельности,
ремесло, искусство.
Любая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она
исследует. При определении предмета педагогики нет единства во мнениях.
Некоторые считают, что предметом ее – является передача социального опыта
от старшего поколения к младшему. Другие критикуют данный подход за то, что
он выглядит обобщенным (рамочным) и не включает в себя что именно должен
принять воспитанник.
В последние десятилетия ученые приходят к пониманию предмета педагогики
как процесса формирования личности, т.е. предмет выходит за рамки простой
передачи социального опыта. Личность характеризуется наличием сознания и
самосознания, целостности, индивидуальности, автономности. Педагогика как
наука стремится к изучению и пониманию процессов формирования личности, она
пытается вмешаться в этот процесс, определить вектор и направление
развития.
На человека воздействует множество факторов среди которых выделяют как
специально и целенаправленно воздействующие (воспитывающие), так и не
специально воздействующие (сознательное и бессознательное воздействие).
Педагогика в этом смысле делится на:
Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного
изучения педагогических явлений требуют органической связи педагогики с
другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои
связи с философией, социологией, математикой, кибернетикой, этикой,
психологией, анатомией и физиологией человека.
Долгое время педагогическое знание формировалось и существовало в лоне
философии. В 17 веке педагогика оформилась как самостоятельная наука, но
связи с философией не были утрачены, педагогика получила фундаментальную
базу для своего дальнейшего развития.
В тесных взаимоотношениях педагогика находится с психологией, котороя
вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные
периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания.
Идеи её широко используются при разработке организации познавательной
деятельности учащихся в процессе обучения.
Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека,
педагогику вооружает физиология, составляющая естественнонаучную основу
обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогают
раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под
влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и
привычек.
Новые, дополнительные возможности перед педагогикой открывает быстро
развивающаяся область знания - кибернетика, которая раскрыла наиболее
общие закономерности управления сложными динамическими системами.
Итак, педагогика – это сгусток многовекового опыта обучения и
воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат
многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и
гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в
каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Вопрос №2
Основные педагогические понятия, раскрыть их содержание,
сходство и различия между ними.
Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. Педагогика не является в этом
случае исключением. В ней принято выделять 3 фундаментальных педагогических
понятия:
. Обучение
. Воспитание
. Образование
Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога
и учащихся по передаче и усвоению знаний, умений и навыков. Деятельность
преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся —
учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение — это
преподавание и учение, взятые в единстве.
Воспитание – в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс
формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее
к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком
смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя
на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и
явлениям.
Образование – также трактуется в 2–х смыслах. В узком смысле образование =
результат (среднее образование, высшее и т.п.). В широком смысле
образование – предполагает большую самоустремленность личности, ее
самодеятельность, направленную на то, чтобы образовать себя, сформировать
свой человеческий образ.
Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в
учебных заведениях под руководством педагогов.
Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение
системы знаний самостоятельно.
Вопрос № 3
Основные факторы развития личности (перечислить).
Роль биологических факторов в развитии личности.
Проблема формирования человека как личности является традиционной и
одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и
«развитие».
Личность – в самом общем виде – это индивид, как субъект отношений и
сознательной деятельности, который обладает устойчивой системой социально
значимых черт, сознанием и самосознанием.
Под развитием личности понимают 2 типа явлений:
> Биологическое развитие, т.е. органическое созревание мозга и анатомо-
биологических структур. Это развитие происходит спонтанно, не зависимо
от человека.
> Психическое развитие, т.е. определенная динамика умственного и
волевого развития.
Эти 2 вектора развития происходят одновременно, но не параллельно.
Результаты исследований указывают на то, что личность человека в единстве
ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков
формируется в процессе всей его жизни и деятельности.
Формирование личности — сложный, противоречивый и в то же время
закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов:
биологических и социальных.
Соотношение биологического и социального в формировании личности еще
не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе
формировавния личности в качестве основного фактора выступает социальное в
виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится
образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции,
обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические ( даже
генетические) факторы— такие, как особенности нейродинамических
процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.
Подробнее остановимся на влиянии биологических факторов на развитие
личности. Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его
с предками. Носителями наследственности в природе выступают гены. Данные
генетической науки убедительно свидетельствуют о том, что наследственных
социальных программ поведения человека не существует; речь может идти лишь
о наследственных биологических программах, хранящих информацию о свойствах
организма. Наследственные программы включают в себя все общее, что делает
человека человеком: расположенность к интенсивной социально жизни, к
трудовой деятельности, к задаткам речи и мышления.
От родителей к детям передаются внешние признаки, особенности нервной
системы и патологические свойства.
В воспитательном плане биологический фактор представляет серьезную
проблему. Некоторые ученые (Торндайк) утверждают, что биологические факторы
являются определяющими в процессе формирования личности, другие считают,
что доминирующими выступают социальные. В действительности очень нелегко
отличить изменчивость, возникающую под влиянием воспитания, образования,
всего комплекса социальных условий, от влияния генотипа. Например тот факт,
что дети воспроизводят формы поведения родителей, еще мало говорит о роли
биологической наследственности, поскольку родители регулируют воспитание
детей, а те сами подражают родителям, испытывая при этом влияние семейной
среды.
В современной генетике намечается тенденция взаимопроникновения, т.е.
индивидуальные личностные свойства человека определяются взаимодействием
генетической системы (биологического фактора) и внешних условий
(социального фактора). Утверждается, что оба они не отменяют и не исключают
друг друга, а находятся в тесном взаимодействии.
Вопрос № 4
Основные факторы развития личности (перечислить).
Роль социальных факторов в развитии личности.
Проблема формирования человека как личности является традиционной и
одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и
«развитие».
Личность – в самом общем виде – это индивид, как субъект отношений и
сознательной деятельности, который обладает устойчивой системой социально
значимых черт, сознанием и самосознанием.
Под развитием личности понимают 2 типа явлений:
> Биологическое развитие, т.е. органическое созревание мозга и анатомо-
биологических структур. Это развитие происходит спонтанно, не зависимо
от человека.
> Психическое развитие, т.е. определенная динамика умственного и
волевого развития.
Эти 2 вектора развития происходят одновременно, но не параллельно.
Результаты исследований указывают на то, что личность человека в единстве
ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков
формируется в процессе всей его жизни и деятельности.
Формирование личности — сложный, противоречивый и в то же время
закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов:
биологических и социальных.
Соотношение биологического и социального в формировании личности еще
не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе
формировавния личности в качестве основного фактора выступает социальное в
виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится
образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции,
обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические ( даже
генетические) факторы — такие, как особенности нейродинамических
процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.
Подробнее остановимся на влиянии социальных факторов на развитие
личности. Множество ученых, среди которых особняком выделяются
просветители, утверждают, что на 9/10 человек стал человеком благодаря
социальному влиянию. («Воспитание может все…» Гельвеций).
Влияние социального фактора условно подразделяют на влияние большого и
малого социума:
Среди всех социальных факторов особенно выделяется влияние эталонной
группы, это та группа, на которую человек ориентируется.
Сильно влияние семьи, в которой индивид находится длительное время.
Семья во многом формирует человека, его образ жизни, систему ценностей.
Но, учитывая совокупность как социальных, так и биологических факторов,
влияющих на личность, необходимо отметить решающую роль активности самой
этой личности в воспитании. Именно она трансформирует в себе все факторы,
что-то принимает в них, а что-то нет.
Вопрос № 5
Воспитание, как ведущий фактор развития личности.
Воспитание может все…
Гельвеций
К социальным факторам развития личности относится воспитание. Достижения
современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде
происходит действенная выработка программ социального поведения человека,
формируется человек как личность.
Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется
в широком и узком смысле:
Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие
общества на личность. В данном случае воспитание практически
отождествляется с социализацией.
Воспитание в узком смысле - это специально организованная,
целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей
образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в
этом случае называется воспитательной работой.
Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу
воспитания:
1. – воспитание ускоряет развитие личности
2. – воспитание замедляет развитие личности
Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития
личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических
влияний их ускорять .
Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за
искусственное ускорение его развития, т.е. они стоят на том, что необходимо
дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его
индивидуальность.
Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его
целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом
культурном материале. Целенаправленное управление процессом развития
личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа,
которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными
людьми – педагогами. Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки
зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и
контролер ее взаимодействия с каждым учеником". Виды воспитания
классифицируются по разным основаниям:
1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное,
нравственное, трудовое, физическое воспитание.
2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют:
гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое,
экологическое, экономическое воспитание
3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное,
внешкольное, религиозное.
4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают
воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение
детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных
ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества.
Формирование человека как личности требует от самого общества
постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы
общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно
сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и
педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее
существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс
формирования личности.
Вопрос № 6
Место и роль активности личности в ее становлении
Формирование развитой личности составляет одну из главных задач
современного общества. Этот процесс не совершается автоматически. Он
требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание
возможностей, объективных социальных условий для духовно-нравственного
совершенствования человека. Однако наличие условий и предпосылок само по
себе еще не решает задачу становления развитой личности. Необходима, прежде
всего, ее собственная активность в этом сложном процессе.
Ученые единодушны в том, что движущими силами в становлении личности
являются противоречия между личностью и ее нравственным идеалом. Эти
противоречия побуждают к активности и стремлению самореализоваться.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал,
позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Под самовоспитанием
понимается – сознательная, целеустремленная и самостоятельная деятельность
воспитуемого, направленная на формирование определенных качеств. Эта
деятельность особенно напряженно протекает в подростковом возрасте, когда
человек начинает осознавать свои способности и стремиться управлять ими.
Объективно подросток не обладает опытом для самостоятельности жизни, но
хочет делать все сам (по этой причине часто возникают конфликты со
взрослыми).
Самовоспитание предполагает развитие рефлексивных механизмов у
человека. К ним можно отнести оценку собственных поступков, соотнесение их
с поступками других, оценку собственного багажа знаний и т.д. Насколько
рефлексия личности обращена к себе, настолько плодотворна деятельность ее
самовоспитания.
В зарубежной психологии большое значение придается сформированности у
человека «Я- концепции». Она включает в себя:
. Представления человека о самом себе
. Оценку человеком себя
Положительная «Я- концепция» очень важна для воспитания личности. Напротив
отрицательная – подавляет ее активность, мешает внутреннему духовному
росту и формированию. В связи с этим все педагогические стратегии и
тактики направлены на то, чтобы поддержать все положительное, что есть в
воспитаннике, т.к. это положительное влияет на активность личности в
процессе ее становления.
(Макаренко писал по этому поводу о том, что в человека нужно верить и
относится к нему с оптимистической точки зрения).
Вопрос № 7
Цели образования, как основополагающего акта педагогической деятельности.
Представления об образовании есть у каждого человека на обыденном,
житейском уровне. Между тем его научное понимание является более сложным и
объемным. Оно начинается с осознания целей. Эта проблема целей
прослеживается со времен античности, и сегодня она является сложной и
противоречивой.
Обозначилось 3 основных подхода к определению целей образования:
1. Подход определяет цель образования – как передачу накопленного
опыта из поколения в поколение.
2. Подход видит цель образования в формировании личности, полезной
обществу.
3. Подход (смешенный) включает в себя элементы 2-х предыдущих и
видит цель образования в формирование всесторонне развитой
личности, полезной для общества на основе богатого культурного
жизненного опыта.
Подробнее остановимся на описании этих подходов:
В педагогической и психологической литературе нередко встречается
характеристика цели образования, как передача социального опыта от старшего
поколения к младшему. Такое определение страдает большой обобщенностью и
похоже, скорее, на рамочное условие построения системы образования.
Истинные цели образования должны ставиться более конкретизировано. Они
всегда носят исторический характер и формируются с учетом многих социальных
и культурных реалий. Сложность здесь состоит в том, что эти реалии подчас
сами являются очень противоречивыми. Современное общество, научно-
технический прогресс требует от человека широкого диапазона знаний. Отсюда
образование становиться направленным на развитие познавательного потенциала
человека. Цель его смещается с простой передачи опыта на формирование
личности с точки зрения ее полезности обществу. Акцент делается на
специальность. При такой постановке практически не учитываются интересы
личности ее скрытые задатки и способности.
В связи с эти в последнее десятилетие все более утверждается личностно-
ориентированный (смешенный) подход к выявлению сущности целей образования.
Этот подход видит основной целью образования – его призвание формировать
всесторонне развитую личность, подготовленную к воспроизведению
(сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Предельная цель любого социального института в таком ракурсе
рассматривается как воспитание личности на основе личностно-формирующего
знания. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих ценностях,
проверенных многовековой практикой идеях гуманизма.
Вопрос № 8
Содержание образования, как педагогическая проблема. Его исторический
характер. Актуальность проблемы гуманитаризации содержания современного
образования.
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой
культуры выступает содержание образования. В педагогике наметилось 2
подхода к пониманию сущности этого явления:
[pic]
1. В традиционной педагогике, для которой характерен знание-ориентированный
подход содержание образования - это совокупность систематизированных
знаний, умений и навыков; а также определенный уровень развития
познавательных сил, достигнутый в результате учебно-воспитательной
работы. Этот подход во главу угла ставит знания, которые рассматриваются
им как отражение духовного богатства человечества, накопленного в
процессе исторического опыта. Конечно знания – это важные социальные
ценности, поэтому данный подход имеет безусловное значение. Однако он
заслоняет собой самого человека.
2. В связи с эти в последнее десятилетие все более утверждается личностно-
ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот
подход рассматривает содержание образования как педагогически
адаптированную систему знаний, навыков и умений, усвоение которой
призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности,
подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и
духовной культуры общества. Итак, при личностно-ориентированном подходе к
определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются
не отчужденные от личности знания, а сам человек.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно
определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития
общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни,
производства и уровня развития научного знания. На него оказывают влияние и
социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы.
Например, господствующие классы всегда пытаются присвоить себе монополию на
общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получают,
как правило, лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической
деятельности.
В последнее время большинство проблем содержания образования в основном
сводится к необходимости его гуманитаризации. Актуальность этого
объясняется сильной тенденцией современного образования дать человеку,
прежде всего, точно-научные знания, необходимые для одного, конкретного
вида деятельности. В результате образуется некий перекос в подготовке
специалиста и как следствие формируется однобоко развитая личность.
Гуманистический же подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-
воспитательного процесса рассматривалось создание предпосылок для
самореализации личности. Иначе говоря, речь должна идти об определенной
смене ценностных ориентации, которые предполагают не коренное изменение
учебно-воспитательного процесса, а перестановку акцентов. Это совсем не
означает, что снимается задача подготовки высококвалифицированных
специалистов в определенных областях. Нет, гуманитаризация образования
предполагает отход от одномерной оценки учащегося как будущего функционера
общественного производства. Она выступает за формирование учебных планов
таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы личности в новых
социальных и экономических реальностях, а не интересы тех или иных
социальных институтов, предприятий или государства в целом.
Вопрос № 9
Взаимодействие педагога и учащихся как процессуальная характеристика
педагогического процесса. Его личностный характер.
Педагогический процесс организуется как взаимодействие двух его
участников (субъектов): педагога и воспитанника.
Деятельность педагога заключается в преподавании научного материала,
деятельность ученика состоит в его усвоении и учении. Большую роль в этом
процессе играет понимание характера взаимодействия между ними. Оно может
быть представлено функционально, т.е. педагог передает информацию и
предполагает, что ученик будет в новом состоянии. Через определенное время,
после проверки знаний ученика, педагог как бы сам переходит в новое
состояние. Далее происходит тот же самое, только на более высоком уровне и
стороны таким образом совершенствуются. В педагогике этот циклический
процесс, развивающийся по спирали, получил название – явление обратной
связи. Схематично это можно изобразить так:
Здесь четко прослеживается движение информации и педагогический процесс
приобретает динамичный характер.
Недостатком такова представления является то, что каждая сторона
представлена в нем чисто функционально: педагог обязан дать информацию,
ученик обязан ее исполнить. Но педагогический процесс, если понимать его в
формирующем значении, воспитывающем смысле не может восприниматься только
со стороны своей функциональной представленности.
Необходима его личностная ориентация, т.е. такая организация
педагогического процесса, при которой педагог будет ориентирован на
учащегося как на целостную личность, обладающую определенными идеалами,
самосознанием и.т.д.
Такой тип личностного педагогического образования предполагает не только
уважение и признание учащегося, но и такое содержание образования в котором
предлагается эмоционально окрашенное знание с живыми примерами и т.п.
Диалог между преподавателем и воспитанником приобретает новый смысл и из
простой вопросно-ответной беседы превращается в беседу разнообразных
позиций, мнений, суждений. Благодаря этому конечное знание предстает не как
однозначная истина, а как знание показанное в нескольких аспектах.
Вопрос № 10
Проблемно-развивающее обучение как фактор развития мыслительной
деятельности учащихся.
Педагогический процесс направлен на вооружение учащихся знаниями, умениями
и навыками, а также на их умственное развитие и нравственное воспитание.
В истории развития образования известны разные модели учебного процесса,
которые отличаются друг от друга по характеру активности учащихся:
1. Средневековая догматическая модель. Была самой ранней. Суть ее состоит
в том, что педагог предлагает ученику знания, а он должен
воспроизводить их дословно.
2. Традиционная модель, при ней педагог не только предлагает знания, но и
аргументирует их: эмоционально, иллюстративно, а учащийся должен
запоминать и сам высказывать свое отношение к изучаемому.
3. Проблемно-развивающая модель обучения. Сегодня особо интенсивно
изучаются и практикуются, на ней остановимся подробнее.
Суть проблемно-развивающего обучения состоит в перенесении активности с
педагога на учащегося. Опора делается на творческие и умственные
способности последнего.
Процесс организации проблемного обучения не прост, т.к. он сам по себе не
экономичен во времени, требует множества источников литературы. Такое
обучение нередко оборачивается эмоционально травмирующей ситуацией для
части учащихся, не способных быстро реагировать и включаться в работу.
Проблемно-развивающее обучение реализуется в несколько уровней:
1. Проблемное изложение знания. На этом уровне педагог осуществляет
передачу знания по сходному методу, взятому из традиционной модели.
Однако знание структурируется таким образом, что мысли учащихся
проводятся по сложным его путям и приходят к проблемным выводам,
требующим разрешения.
2. Уровень эвристической беседы. На этом уровне специальными уточняющими
и наводящими вопросами активизируется мысль учащихся.
3. Исследовательский уровень. Он подразумевает активную форму
деятельности самих учащихся.
Проблемно-развивающееся обучение наглядно иллюстрирует движение информации
и предполагает наличие обратной связи, которая представлена в следующей
схеме:
Особенностью этого типа обучения является ориентация на учащегося как на
целостную личность. Это предполагает уважительное отношение к нему,
признание его самоценности, внутреннего мира и т.п.
В связи с этим проблемно-развивающееся обучение предполагает диалог между
педагогом и учащимся в форме не просто вопросно-ответной беседы, а в форме
беседы разнообразных позиций, мнений, суждений в результате которой
поставленная проблема предстает не как однозначная истина.
В этом и состоит проблемность данного типа обучения.
Вопрос № 11
Программированное обучение как средство обратной связи.
Существует мнение, что с элементами программированного обучения можно
встретиться уже в древние времена. Об этом может свидетельствовать хотя бы
описанный Платоном в диалог Сократа с мальчиком о том, как можно рассчитать
площадь четырехугольника. В этом диалоге Сократ, мастерски пользуясь
эвристической беседой, заставлял собеседника сразу же давать оценку каждому
ответу на заданный ему вопрос, требовал исправления допущенных ошибок,
подчеркивал логические связи между отдельными шагами, учил мыслить
самостоятельно и критически, сохраняя при этом подходящий для мальчика темп
работы. До полного перечня важнейших особенностей современной концепции
программированного обучения сократовской методике не хватает только двух
составляющих: так называемого самоконтроля и постепенного повышения уровня
сложности работы учащегося за счет уменьшения числа наводящих указаний.
Теория программированного обучения начала развиваться в 40-50 гг. XX в.
в США, затем в Европе. Она дала импульс к развитию технологии обучения, к
разработке теории и практики технически сложных обучающих систем.
Программированное обучение — представляет собой относительно
самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей
программе с помощью информационных средств.
В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и
воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не
управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения
– это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью
обучающей программы.
Теоретические основы любого программированного обучения составляют
следующие общие принципы:
1) Деление всего массива знания на небольшие, тесно связанные между собой
фрагменты (части, порции, шаги)
2) Активизация деятельности учащихся, изучающих программированный
фрагмент
3) Немедленная оценка каждого ответа учащегося
4) Индивидуализация темпа и содержания учения
Благодаря этим принципам в программированном обучении появляется
систематическая, постоянная обратная связь между педагогом и учеником, на
основании которой они самосовершенствуются.
В настоящее время разработаны 2 разновидности программ в программированном
обучении:
. линейная
. разветвленная
Линейная программа (разработана Скиннером, США) строится по принципу малых
шагов и немедленного подтверждения ответа. Оно подразумевает
индивидуализацию темпа учения и постепенный рост его трудности. Схематично
линейную программу можно представить так:
Разветвленная программа (разработана Кроудером) Основу образуют следующие
теоретические положения: Учебный материал следует делить на части (порции,
шаги), После каждой дозы информации должен следовать вопрос, ставящий
учащегося перед необходимостью самостоятельного выбора правильного ответа
среди нескольких ошибочных или неполных. Непосредственно после указания
ответа, избранного учащимся, необходима проверка правильности его выбора. В
связи с этим программа должна информировать учащегося о результате каждого
выбора, а в случае ошибки отсылать его к исходному пункту с целью повторной
попытки выбора правильного ответа или к соответствующей корректирующей
рамке, объясняющей причины ошибки.
Страницы: 1, 2
|