Рефераты
 

Средства и методы педагогического воздействия на личность

Средства и методы педагогического воздействия на личность

Средства и методы педагогического воздействия на личность

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так.

Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и

целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить

учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний,

необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо

сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно

постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать

этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как

минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике

существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства

взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их

следует классифицировать.

Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического

воздействия:

1) учебный процесс;

2) внеаудиторная, внеклассная работа;

3) семейное воспитание;

4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;

5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств

массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).

1. Убеждение.

Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю

человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от

направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как

доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить

учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его

разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо

обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как

внушение.

Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как

беседа, лекция, диспут.

Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих учащихся к оценке

событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них

желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и

нравственным обязанностям.

Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое

изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной

проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты,

составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным

отправным моментом.

Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий, самостоятельный стиль

мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить

свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть школой мышления

для учащегося. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся

не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию.

Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая

личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от

начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.

Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок,

которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает

обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении,

стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем

судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои

взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества

отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания,

добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности,

глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы

вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для учащихся

проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут - это смотр

всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.

По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так,

чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность.

Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит

себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку

зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным.

Совершенно недопустима позиция умолчания и запрета.

Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпускать

педагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается педагогическое

руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из

рук «компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за правильностью

критериев оценок и суждений. Если критерии верны, то какие бы штормы не

носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на

диспуте — продолжая сравнение — быть штурманом, а вести корабль должны

попеременно молодые капитаны.

Пример.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении

воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не

ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно

известно, что слова учат, а примеры влекут.

При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния,

которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем

богатстве их отношений.

Примерами достойного подражания могут быть старшие братья и сестры,

мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и

культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и

литературные герои.

Педагогические требования к применению методов убеждения.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда

педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.

2. Опора на жизненный опыт воспитанников.

Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный

опыт воспитанников.

3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.

4. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи

воспитания достигаются тогда, когда словесное воздействие сочетается с

организацией разнообразной практической деятельности.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

2. Упражнение и приучение.

Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками

различных действий, практических дел с целью формирования и развития их

личности.

Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения

воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

Или, говоря по другому: приучение - это упражнение с целью выработки

хороших привычек.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа

убеждений:

1) упражнения в полезной деятельности;

2) режимные упражнения;

3) специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать

привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом.

Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась

воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата,

привыкал самоутверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический

эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный

процесс — режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении

приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними

требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и

интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах

его деятельности.

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера,

имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной

работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения,

связанных с внешней культурой.

3. Обучение

Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и

практические.

Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3)

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

деятельности.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения,

предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется

характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых

в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять

методов:

1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с

литературой и т. п.);

2) репродуктивный метод;

3) метод проблемного изложения;

4) частично-поисковый (или эвристический) метод;

5) исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2

методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует

(воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (4

и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые

знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает

промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как

усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Репродуктивные методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод.

Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными

средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту

информацию.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему

заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному

воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.

Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет — решают сходные задачи,

составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и

умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез,

абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих

способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта

цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные методы обучения.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие

проблемы.

Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому

необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны

быть усвоены.

В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных стадии:

1) создание проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее

в виде одной или нескольких проблемных задач;

3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и

последовательной их проверки;

4) проверка решения проблемы.

Роль педагога и учащихся на четырех стадиях решения учебной проблемы

может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это

проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это

исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а

какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

4. Методы стимулирования.

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству

и действию.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение

свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных

заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача

педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в

стремление к первенству любой ценой.

Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный

воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в

своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и

результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение

острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы

испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.

В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не

привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом

особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на

захваленных и обойденных вниманием.

Наказание. Наказание — один из самых старейших методов воспитания.

Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его

задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство

неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение

наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при

планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз

комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять

воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания.

Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;

2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению:

лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

4) строго соблюдать педагогический такт;

5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;

6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ