Рефераты
 

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте

Министерство образования РФ

Марийский педагогический институт им. Н.К. Крупской

КУРСОВАЯ РАБОТА

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте.

Выполнила: Ускова Н.Н. гр. 31, факультет

педагогики и начального обучения.

Научный руководитель: Клюкина С.С.

г. Йошкар-Ола, 1997г.

СОДЕРЖАНИЕ.

| |стр. |

|ВВЕДЕНИЕ. |3 |

|ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ СПОСОБНОСТЬ, ОДАРЕННОСТЬ. |6 |

|СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. |16 |

|ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ |32 |

|ШКОЛЬНИКОВ. | |

|Развивающий этап. |35 |

|Завершающий этап. |41 |

|Подведение итогов. |42 |

|ЛИТЕРАТУРА. |44 |

ВВЕДЕНИЕ.

Вопрос, который я рассматриваю в своей курсовой работе один из самых

модных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии умственных

способностей человека, об одаренности, гениальности. И самое главное -

какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала

ребенка, каким образом психологически правильно развивая воображение,

обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного

улучшения процессов мышления. Я хочу проследить на сколько тесно связаны

творчество и ум.

Наполеон как-то сказал, что ум и воля полководца должны равняться друг

другу, как две стороны квадрата. В наше время не только от полководца

требуется такая двухмерность, так как с усилением средств воздействия на

окружающую среду, коммуникаций личное влияние человека на историю

увеличилось. Одной двухмерности явно маловато. Огромные беды произошли с

человечеством только потому, что чья-то воля оказалась сильнее, чем ум или

наоборот ум - сильнее воли. А сколько несчастий случилось из-за отсутствия

третьего компонента - этического. Ведь человек с развитой волей и умом, но

отсутствующей этикой просто опасен!

Поэтому направления психологии изучающие взаимосвязь процессов

мышления и активного творческого воображения в свете развития духовности

наиболее актуальны для человечества. Решение именно этого вопроса и будет

первой задачей моей курсовой работы.

“Гений падает с неба...”,- это цитата Дидро. Но у нее есть

продолжение: ”И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится

сто тысяч случаев, когда он попадает мимо.” Так вот, каковы условия этого

дворца, как правильно создать их - это вторая задача данной работы.

Если проследить историю человеческой цивилизации (или хотя бы историю

средиземноморской, европейской цивилизации), то нельзя не заметить один

потрясающий воображение факт: гении и замечательные люди очень часто, с

какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там -

вспышками, группами. Одна такая вспышка произошла в золотой век Древних

Афин в век Перикла. У этого государственного деятеля буквально за столом

одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире гении,

как скульптор Фидий, Создатель бессмертных трагедий Софокл, философы Сократ

и Платон, Анаксагор, Зинон и Протагор. Почти все они были коренными

гражданами Афин - города, который едва насчитывал 60 тысяч свободных

граждан. И почти все выше названные гении сформировались на месте, не

приехав из других районов Греции. Но никакие данные генетики не позволяют

думать, что афиняне наследственно превосходили окружающие их народы.

Следовательно, откуда же такой “выброс” гениев?

Весь секрет заключается в среде, стимулирующей тот или иной вид

дарования, творчества, деятельности. Все эти люди принадлежали к одной

социальной прослойке со стойкими традициями, подкрепленными социальной

преемственностью. В общении друг с другом, во взаимном влиянии друг на

друга, а так же благодаря тому, что их творчество было нужно не только

узкому кругу ценителей, но и широким массам свободного городского люда, -

все они просто смогли реализовать присущие им задатки.

Перенесемся в Италию 13 века. В плодороднейшей долине реки По, на

перекрестке дорог с востока на запад и с севера на юг происходят важные и

уже неизгладимые перемены. Пополаны ( торговцы и ремесленники) Флоренции,

добившись в13 веке отмены крепостного права, создали те самым мощную

прослойку городского люда, который уже был способен понимать живопись,

архитектуру, музыку - ведь не следует забывать, что люди еженедельно

проводили по много часов в храмах (католическая церковь, помимо 52

воскресений, имеет ежегодно еще полусотни праздников). В церкви этот

городской люд сначала глазел, потом глядел, а затем и разглядывал

скульптурные и художественные произведения; сначала хлопал ушами, не слушая

музыку, а потом начал ее слушать и даже понимать.

В 14 веке во Флоренции от восьми до десяти тысяч людей ходили в

начальную школу, не менее тысячи в среднюю и от пятисот до шестисот юношей

ежегодно посещали высшие учебные заведения. Как при этом не наступить

возрождению?

Эпоха Возрождения - это эпоха массового устремления к культуре,

знаниям, искусству; массового спроса на живопись и живописцев не только со

стороны меценатов. Это эпоха массового спроса на грамотных людей. Во

множестве мастерских одаренные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя,

учась, создавали ту своеобразную атмосферу, ту “критическую массу”, при

которой начинается ценная реакция творчества, при которой неизбежно должны

вспыхивать особо одаренные и целеустремленные гении типа Микеланджело и

Леонардо.[22]

В итоге напрашивается вывод: везде, где бы не появлялись идеальные или

даже оптимальные условия, общественный спрос, социальный заказ на тот или

иной талант, - обязательно этот спрос выносил на свет большое число особо

одаренных или даже гениальных людей.

При всем этом частота зарождения потенциальных гениев во все эпохи и

у всех народов одинакова, но реализовавших себя на много меньше. Поэтому я

считаю необходимым изучать природу возникновения гениев. А тем более

тщательно готовить почву для их успешной реализации. Некоторые проблемы

начальной школы, связанные с обучением и развитием одаренных детей и

затронет моя работа.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так

или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море

психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных

детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и

чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что

порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда

эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о

развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого

отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора

психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных

детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические

принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули

Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин.

Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил

проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к

изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это

психологическое явление.

Свои психологические модели были разработаны и рядом западных

психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс.

Однако доступ к трудам этих авторов к сожалению сильно ограничен. Поэтому в

изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких столпов

русской, советской психологии как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн и др.

Интересные исследования в области физиологии одаренных, гениальных

людей провел доктор биологических наук, профессор В.П. Эфроимсон. Как

правило, знание механики любого явления позволяет более точно судить о его

проявлениях.

И наконец, я хочу отметить великолепную исследовательскую работу

доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была

разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности

для проявления индивидуальности ребенка.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ СПОСОБНОСТЬ, ОДАРЕННОСТЬ.

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет

предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти

понятия.

Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности

связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся

к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный",

"одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень

выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием

"талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом

словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или

склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным"

используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек

характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а

способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться,

устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия

"умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется

через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный

характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как

способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные

способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В

словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) -

выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность

рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.

Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре

Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в

толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны,

одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям.

Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а

говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер

данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и

одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М.

Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности",

"одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности.

Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности,

отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность

успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание

способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого

также зависит возможность успеха в деятельности.[19]

Иногда способности считают врожденными, "данными от природы". Однако

научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а

способности являются результатом развития задатков.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К

ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов

чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от

рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки

развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и

развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков,

способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая

требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие

способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он

не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или

художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К

этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же

задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-

таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а

также от условий жизни и особенно воспитания. [19]

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому,

строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека

являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто

природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что

приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов.

На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной

деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов

зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты

выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители -

возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их

свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического

стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро

переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Более

подробно я остановлюсь на вопросе анатомо-физиологических особенностей

одаренных людей в приложении № 3. Перейдем непосредственно к рассмотрению

способностей человека, как психологических свойств личности.

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания

( структуре ) и степени развития.

Качество способностей определяется той деятельностью, условием

успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не

просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его

способностей. По качеству способности делятся на математические,

технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские,

спортивные и т. д.

По широте различаются:

= общие;

= специальные способноси.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для

успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К

ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство

ритма у музыканта, "оценка пропорций" у художника, педагогический такт у

учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов

деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и

художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности,

распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная

память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.

Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же

время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая

способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления

в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает

самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и

создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая

различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства,

улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и,

обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя сравнивая различные

приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от

разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы

обучения и овладевает педагогическим маcтерством.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного

выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей,

которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное

сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо

деятельности, называется одаренностью.[5]

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к

конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются

"ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти

наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и

повышения общей культуры и результативности труда.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается

на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей,

одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но

очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее

одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания

способностей у различных людей для всякого творчества характерна его

индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий

прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе

воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них

качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его,

применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Многолетние исследования творческой деятельности, в частности,

структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов,

дают определенные основания для попытки построения некоторых новых

теоретических положений относительно динамики и организации творческого

процесса, сущности творчества.[15]

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно

предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные

функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению,

нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные

проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко

проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений,

навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через

функционирование стратегий планирования и решения проблем.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающие

следующие компоненты:

1. биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

2. сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной

чувствительностью;

3. интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать

новые ситуации и решать новые проблемы;

4. эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные

доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

5. высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и

целый ряд других.[20]

А. М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н. С.

Лейтес, В. М. Теплов, В. А. Крутецкий, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева, В.

М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, А. В.

Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я. А. Понамарев и многие другие

), выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности,

включая в нее :

1) доминирующую роль познавательной мотивации;

2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении

нового, в постановке и решении проблемы;

3) возможности достижения оригинальных решений;

4) возможности прогнозирования и предвосхищения;

5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие

этические, нравственные, интеллектуальные оценки.[17]

При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что

одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно

творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования

"творческого человека". С этим полностью соглашается В. А. Моляко. Его

исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала

следующие составляющие:

- задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности,

определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности

психических процессов;

- интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления,

доминирование познавательных интересов;

- любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и

поиску проблем;

- быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных

массивов;

- склонность к постоянным сравниваниям, сопоставлениям. выработке

эталонов для последующего отбора;

- проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок

и выбора пути решения, адекватность действий;

- эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное

отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор,

предпочтение и т. д. '

- настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие,

систематичность в работе, смелое принятие решений;

- творческость - умение комбинировать, находить аналоги,

реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в

решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;

- интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

- сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами,

овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

- способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении

общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных,

нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [16]

Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление

одаренности через:

1. доминирование интересов и мотивов;

2. эмоциональную погруженность в деятельность;

3. волю к решению к успеху;

4. общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов

деятельности;

5. понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

6. бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");

7. стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности

продуцировать проекты);

8. многовариантность решений;

9. быстроту решений, оценок, прогнозов;

10. искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту

совокупность можно представить, имея в основе ту или инию фундаментальную

позицию, несколько по другому; исходя из предположений о шести основных

параметрах, а именно:

I. сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;

II. проявление творчества;

III. проявление интеллекта;

IV. динамика деятельности;

V. уровни достижений;

VI. эмоциональная окраска.

По каждому из указанных параметров можно выделить основные

определяющие признаки.

Выделим основные типы творческой деятельности:

- научно-логический;

- технико-конструктивный;

- образно-художественный;

- вербально-поэтический;

- музыкально-двигательный;

- практико-технологический;

- ситуативный (спонтанный, рассудительный).

Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

- реконструктивное творчество;

- комбинаторное творчество;

- творчество через аналогии.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:

- пониманию и структурированию исходной информации;

- постановки задачи;

- поиску и конструированию решений;

- прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в

целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:

- медленный;

- быстрый;

- сверхбыстрый.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед

собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно

выделить три условия:

XXIV. желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

XXV. достичь результата высшего класса;

XXVI. реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности,

увлеченности можно выделить три типа:

- вдохновенный (иногда эйфорический);

- уверенный;

- сомневающийся.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает

различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие

сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой

одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам

специальной одаренности - научной, технической, педагогической,

художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением

определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику

творчества в конкретной сфере человеческой деятельности. [16]

Беда в том, что современная психологическая наука аналитична. За

задатками - анатомо-физиологическими возможностями человека и

способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности

не видно реального - действующего человека. В связи с этим я хочу

обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки

(чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов

односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается

необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим

энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором -

проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не

осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания.[9]

Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько

работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей

средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество

способностей зависит от организации учения и деятельности человека.

Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют

мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из

тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная

способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.

Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными

органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов

отраженного в предметные конструкции.

Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов

способностей:

. способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы

природы ( мы слышим, видим, нюхаем и т. д. - все органы чувств работают

на этот процесс);

. способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание

иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез

- завтра сделать то- то и то-то. );

. способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы,

удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя

изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с

конкретными вещами и предметами).[9]

Способность отражения и психомоторику человек научился усилять

многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от

обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а

особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить,

что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно

самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека.

Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий

(умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее

точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.

Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену

тенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку,

к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И

главная целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в котором

чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы - это

объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих

разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином

целом.

Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми

возможностями создания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные

ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это -

система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из

составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно

действующее и познающее: действуя - человек познает, а познавая -

действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов

может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы

создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких

механизмов, безусловно, является талант. По определению В. В. Клименко:

”Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в

особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других

способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные

задачи.” [9]

Внутреннее же строение механизма таланта человека, определенную связь

составляющих элементов его целостности можно изобразить схемой:

Невозможно в данной работе охватить все процессы и элементы таланта.

Поэтому я хочу остановиться на одном из интереснейших, на мой взгляд, -

воображении.

Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная

способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно

комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и

чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его

предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому

воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм

воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в

результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об

известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда

человек действует, не работая практически.

Воображение человека - его способность заглянуть вперед и рассмотреть

новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в

соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память

претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем

опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего

себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое

воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не

просто в воображении, а действительно с помощью воображения,

прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации

работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

- новизна воспринятого “что-то”;

- осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

- импульс, который задает заранее качество воображения и мышления,

привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека

целиком.[1, 9]

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ

будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояние

совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к

открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии,

способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства

в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-

символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и

ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений.

Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

= По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования

самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

= По линии совершенствования операций воссоздающего воображения.

Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний,

текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание

этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное

отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью,

эмоциональностью.

= Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает

некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

= Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок

начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и

определенными требованиями, по заранее предложенному плану,

контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Определив понятия, с которыми мы будем работать, и рассмотрев

структуру их взаимодействия, перейдем к центральной части работы.

Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы

поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют себя в

дальнейшем?

С одной стороны, многие выдающиеся люди уже в детстве блистали

незаурядными способностями. Основатель кибернетики Н. Винер так и назвал

свою автобиографическую книгу: ”Бывший вундеркинд” (он в 12 лет поступил в

университет, а в 14 лет уже имел первую ученую степень). Вундеркиндом,

например, считался Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв

французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовешь А. Грибоедова и

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ