Рефераты
 

Содержание экологического образования и его основные компоненты

Содержание экологического образования и его основные компоненты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Оршанский государственный педагогический колледж»

Содержание экологического образования

и его основные компоненты

Курсовая работа

по курсу «Методика преподавания

основ начального миропознания»

Сморжевская Е.В.

учащейся 179 группы

отделение учителей

начальных классов

Научный руководитель

преподаватель

Данилевич Т.А.

Орша 2003

План

|Введение |с. |

| | |

|Глава I. Содержание экологического | |

|образования |с. |

|1.1.Формирование ответственного отношения к природе |с. |

|1.2.Формирование экологической ответственности |с. |

|1.3.Формирование экологической культуры |с. |

|1.4.Современные подходы к содержанию экологического | |

|образования в начальной школе |с. |

|1.5.Принцип системной дифференциации в | |

|экологическом образовании |с. |

|1.6.Междисциплинарный подход в экологическом | |

|образовании школьников |с. |

|1.7.Логико-психологические принципы конструирования | |

|содержания экологического образования |с. |

| | |

|Глава II. Компоненты экологического | |

|образования |с. |

|2.1.Компоненты формирования ответственного | |

|отношения к окружающей среде |с. |

|2.2.Компоненты экологической ответственности |с. |

|2.3.Компоненты экологической культуры |с. |

| | |

| Заключение |с. |

| | |

|ЛИТЕРАТУРА |с. |

| | |

|ПриложениЯ |с. |

ВВЕДЕНИЕ

В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных

экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья

людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.

Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой.

Этого можно достичь посредством качественного преобразования сложившейся в

республике практики экологического образования и воспитания.

Целью моего исследования является: исследовать содержание современного

экологического образования и его основных компонентов.

Задачами исследования являются:

1.Исследовать содержание экологического образования в Республике Беларусь

и выявить его значение;

2.Рассмотреть основные компоненты экологического образования и выделить

их значение;

3.Исследовать технологии использования различных компонентов

экологического образования в начальной школе.

4.Исследовать педагогические технологии в экологическом образовании

младших школьников.

Мною был изучен ряд научной и методической литературы по теме «Содержание

экологического образования и его основные компоненты».

Московский профессор Н.Ф.Виноградова в своей книге «Окружающий мир в

начальной школе» рассказывает, как необходимо внедрять экологическое

образование в обучение современной начальной школы, как объяснить детям

само понятие «окружающий мир», характеризуя его разумные части (природу,

человека, общество) и показывать их во взаимодействии и взаимосвязи.

Автор дает характеристику младшему школьнику и его взаимодействию с

окружающей средой. Показаны методы, формы, средства формирования

экологического образования в начальной школе: «Процесс ознакомления

младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных

формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.»

[1.64].

Карона Г.Н. в книге «Теоретические основы экологического образования

школьников» дал четкое определение экологическому образованию:

«Экологическим образованием – называют непрерывный процесс обучения,

воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы

научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и

деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей

среде» [3.12].

В книге четко выделены принципы и цели, задачи экологического

образования. Разработан междисциплинарный подход в экологическом

образовании школьников: «Междисциплинарность имеет место обычно там, где

налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не

могут быть решены одной отдельно взятой наукой…» [3.124].

Определены суть и значение экологического образования, даны советы

учителям и воспитателям по внедрению экологического образования в начальное

обучение.

Ленинградские экологи С.Д.Деребко и В.А.Ягвин написали книгу

«Экологическая педагогика и психология» в которой составлен целостный курс

экологического образования. Авторы составили исторический аспект

экологического образования, стратегии экологического образования в мире:

«Специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет

«экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно

биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.» [2.136].

В книге раскрыты темы «Содержание педагогического процесса в

экологическом образовании» и «Формирование экологического Образования».

Большое внимание экологи уделили вопросу внеурочных и внешкольных

мероприятий.

В пособии для учителей И.В.Михальчука и Т.А.Ковальчука «Основы

экологического образования младших школьников» показано о необходимости

экологического образования младших школьников: «Не смотря на большое

внимание, которое уделяется в педагогической литературе проблемам

экологического образования и воспитания младших школьников, необходимо

больше уделять внимания формированию основ экологической культуры с помощью

различных форм и методов [6.13].

В пособии четко выделены задачи экологического образования:

«Эффективность реализации задач экологического образования – использование

как главных, так и второстепенных примеров взаимодействия общества,

человека и природы» [6.16].

Экологи впервые ввели в систему экологических знаний общественный

компонент – охрана окружающей среды человека и формирование здорового

образа жизни. Были выделены компоненты экологического образования.

Вопросы экологического образования и воспитания, их характеристика,

формы проведения поднимаются в статьях педагогических журналах, таких как

«Народная асвета», «Адукацыя», «Пачатковая школа», «Родная прырода».

В журнале «Народная асвета» 1999г. №7 учитель средней школы №216 г.Минска

Минаев В.М. в статье «Содержание экологического образования и его основные

компоненты» показал необходимость прививать ученикам младших классов любовь

и уважение к природе, сформировать положительное отношение к природе:

«Младшие школьники должны понимать и усваивать простые закономерности

природы и жизни людей… А учителя должны учить основным экологическим

принципам» [5.42].

В статье дается четкое определение экологическому образованию, выделены

методы, формы, компоненты.

Т.Р.Коленникова, учитель Несвежской средней школы №2, В статье

«Экологическое образование младших школьников» опубликованной в журнале

«Пачатковая школа», предлагает ознакомиться с общими основами

экологического образования школьников. Выделяет основные задачи

экологического образования:

1)Освоение основных идей и экологических понятий;

2)Понимание места человека в природе и обществе;

3)Понимание ценностей природы;

4)Развитие у детей положительного отношения к природе. [4.27].

В статье показаны методы экологического образования, их использование на

практике.

Гродненский эколог Тарасова Т.И. в статье «Экологическое образование

младших школьников на межпредметной основе» («Адукацыя i выхаванне» 2000г.

№10), большое внимание уделила внедрению в экологическое образование

межпредметных связей. Автор, опираясь на опыт ученых-педагогов И.Д.Замкова,

А.И.Захлебного, И.Г.Савегиной, показала значение экологического образования

на межпредметной основе и установила его необходимость: «Междисциплинарный

подход в области экологического образования предполагает взаимное

согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов, законов

оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях

экологических знаний…» [7.12].

А.Е.Чижевский В журнале «Пачатковая школа» 1999 г. №8 в статье «Экология

в школе и дома» показывает эффективность проведения практических работ по

экологии в начальной школе, так как это способствует развитию экологической

культуры младших школьников: «Внедрение практикума позволяет формировать у

учащихся положительную мотивацию на решение экопроблем, находить способы

уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека,

задействовать воспитательный потенциал семьи в решении экологических

проблем» [8.24].

Статья освещает вопросы воспитания в условиях экологического кризиса.

Автор дает рекомендации учителям и родителям о необходимости формирования

экологической культуры у детей.

Таким образом, анализ научной и педагогической литературы, публикаций

учителей доказывает ведущую роль экологического образования в начальной

школе.

Поэтому я выбрала эту тему курсовой работы для того, чтобы глубже изучить

сущность экологического образования и его основные компоненты, и успешно

использовать в своей будущей самостоятельной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский

центр «Академия», 1999, c.27-124.

2.Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –

Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.12-86.

3.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников.

– Мн.: НМО, 1999, с.70-99.

4.Коленникова Т.Р. Экологическое образование младших школьников:

Пачатковая школа. – 1998. - №4, с.10-18.

5.Минаев В.М. Мы в ответе за природу: Народная асвета. – 1999. - №7, с.31-

38.

6.Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образования

младших школьников. – Мн.: Высш. шк., 1996, с.4-17.

7.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на

межпредметной основе: Адукацыя i выхаванне. – 2000. - №10, с.15-18.

8.Чижевский А.Е. Экология в школе и дома: Пачатковая школа. – 1999. - №8,

с.42-44.

I.1.Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых,

педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у

них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о

месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это

цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как

экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде,

экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по

своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно

раскрывается системой учебных предметов начальной школы [6.18].

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей

и средств совершенствования экологического образования.

По мнению современных педагогов-экологов, содержание экологического

образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических

идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий,

представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков,

социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению

учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.

Содержание экологического образования системно-детерминировано и

определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими

факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

-заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды

существования;

-потребность общества в экологически грамотных гражданах;

-состояние и достижения экологической науки ;

-психологические закономерности умственной деятельности школьников;

-психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;

-общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и

общества в целом.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное,

постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное

совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей

социально-педагогической значимости [5.45].

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического

образования школьников [9.81]:

1)повышение роли экологического образования в решении современных

экологических проблем, а также в целостном процессе формирования

личности третьего тысячелетия;

2)активизация международного сотрудничества в сфере экологического

воспитания молодежи и образования в области окружающей природной

среды;

3)обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной

работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и

охране окружающей природной среды;

4)перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных

мероприятий на учебный процесс;

5)использование в процессе экологического образования элементов

системного подхода, методов моделирования и историзмов;

6)усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

7)экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и

естественнонаучного циклов;

8)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов

экологического содержания;

9)дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на

личность;

10)учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к

природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности,

а также специфики ее реального отношения к природе;

11)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм

экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и

сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические

конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы

родного края, ролевые практикумы).

Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций,

являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо

учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей,

средств и условий совершенствования экологического образования учащихся

начальной школы [1.34].

Содержанию экологического образования принадлежит центральная роль в

процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей

среде.

Остановимся более подробно на раскрытии современными педагогами-экологами

и психологами понятия «ответственное отношение к окружающей среде». Данное

понятие обстоятельно раскрыто в трудах И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного,

И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельского, И.Т.Барановой [1.21].

«Ответственное отношение к окружающей среде», - пишет И.Т.Суравегина, -

есть способность и возможность школьника сознательно, а значит, намеренно,

добровольно выполнять требования морального дома и решать задачи морального

выбора, достигая определенного экологического результата [10.107].

Согласно Суравегиной, ответственное отношение личности к природе

характеризуется следующими основными признаками:

а)устойчивость ценностных ориентаций экологического характера;

б)овладение знаниями о взаимодействии общества и природы;

в)желание участвовать в труде по изучению и охране природы и реальное

участие в нем [10.2].

Придерживаясь несколько другой точки зрения, А.Н.Захлебный утверждает,

что ответственное отношение к окружающей среде наиболее универсально

проявляется:

во-первых, в готовности личности к ответственному поведению и

деятельности в окружающей среде в соответствии с морально-правовыми

нормами;

во-вторых, в готовности личности осуществлять экологически грамотное

поведение, занимать социально активную жизненную позицию, выражать

нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде

[3.54].

А.П.Сидельский считает, что бережное отношение школьников к окружающей

среде имеет системное строение: оно развивается во внешней – практически –

деятельной сфере жизни личности и во внутренней ее сфере – в психике.

Совокупность внешней и внутренней сторон отношения школьника к окружающей

среде составляют определенную систему [8.13].

Существует также два основных типа отношения личности к окружающей

природной среде: рациональный и художественный. Рациональное отношение

личности к окружающей среде определяется разнообразными материальными

потребностями личности, а художественное – ее духовными потребностями в

эстетическом наслаждении природой.

Отношение к окружающей среде выражает сознание личности и имеет

относительную самостоятельность в системе отношений человека. Оно

включается разными аспектами в многоплановые производственные отношения, в

политические отношения, в семейные отношения, а также во многие другие

отношения личности [3.55].

Отношение человека к окружающей среде во многом определяется тем,

насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия

природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей.

В целом же уровень ответственного отношения школьника к окружающей среде

определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально-

значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический

идеал будут восприняты данным школьником как личностно значимые. При этом

«перевод» внешне заданных норм и правил во внутренний план личности

определяется целым рядом факторов и условий, важными среди которых

являются:

-реальное включение школьника в систему общественных отношений;

-активность самого школьника;

-эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности.

При этом формы, методы и приемы экологического образования школьников

должны быть направлены, прежде всего, на «перевод» во внутренний

мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров:

знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, принципов и

правил отношений к окружающей природной среде [2.36].

И.Т.Суравегина предлагает вместо термина «ответственное отношение к

окружающей среде» использовать более краткий термин «экологическая

ответственность», который, по ее мнению, вбирает в себя все существенные

признаки понятия ответственности как социальной, так и моральной категории.

Она также считает, что экологическая ответственность является сложной

чертой личности, которая не может быть сформирована в рамках одного или

даже нескольких учебных предметов, но предлагает объединение потенциальных

возможностей всех школьных предметов [10.17].

В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к

окружающей среде имеет три аспекта:

первый аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и

предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как

к естественной среде жизнедеятельности человека;

второй – отношение к собственным природным данным, к своему организму,

который объективно включен в систему экологических взаимодействий;

третий – представляет отношение людей к деятельности, связанной с

изучением и охраной природной среды.

Основываясь на отмеченных положениях, ученые делают вывод о том, что

отношение человека к природе есть фундаментальное и всеохватывающее

измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а

универсальности [9.93].

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой

проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных

аспектов содержания экологического образования. Данная тенденция особенно

характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей

образования в области окружающей среды.

Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как

непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через

систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной

деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания,

среди жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, нравственное

отношение в коллективе – на формирование эмоционально-нравственной

отзывчивости по отношению к природе [5.46].

Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на

отношения школьников к окружающей среде. Важнейшими из них являются:

1)непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки,

отдых и др.);

2)производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических

производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.);

3)общение с родителями, общий уклад жизни в семье;

4)негативные, жестокие поступки людей к живой природе;

5)собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и

животными;

6)изучение школьных предметов как в пределах общеобязательной программы,

так и в кружках юннатов и факультативах;

7)чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др.

Отношение личности к природе формируется под влиянием не одного какого-

либо фактора, а целого ряда самых разнообразных факторов.

Наиболее действенными всегда являются факторы, вызывающие глубокие

эмоциональные переживания: непосредственные контакты с природой и факты

негативных поступков других людей.

Роль родителей в формировании отношения к природе не оценивается

школьниками достаточно высоко. Изучение школьных предметов, чтение книг,

телевидение более интенсивно влияют на отношение к окружающей среде

городских школьников, чем учащихся сельских школ [6.121].

I.2.Важнейшим нравственно-экологическим качеством, формируемым в процессе

экологического образования, является экологическая ответственность. Это

качество характеризуется определенным уровнем развития мотивационно-

ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного

компонентов.

Формирование ответственного отношения к природе требует включения

учащихся в различные виды деятельности и межличностного общения,

предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия на учащегося,

которые адекватно соответствуют «символической» структуре экологической

ответственности. Основой психологического механизма формирования у

учащихся экологической ответственности является поэтапный процесс

накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к

природе и тем потенциально возможным уровнем, на достижении которого

ориентированы цели экологического образования младшего школьника [5.36].

Центральная роль в формировании у учащихся ответственного отношения к

природе принадлежит речи и речевой деятельности, выполняющей важнейшие

функции в осуществлении разумной деятельности личности в окружающей

природной среде.

Экологическое образование обеспечивает формирование у учащихся

ответственного отношения к природе, если в едином педагогическом процессе

оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная воспитательная работа и

общественно-полезная деятельность по исследованию и охране природного края

[6.28].

Основными педагогическими условиями повышения экологической

ответственности являются:

а)целенаправленная реализация идей системного, личностно-деятельностного

и культурно-исторического подходов в целостном процессе формирования

ответственного отношения к природе;

б)учет реального отношения личности к природе;

в)обогащение учащимися естественнонаучными и гуманитарными знаниями о

противоречивом единстве человека и общества с природой; осуществление

органической взаимосвязи экологического и нравственного воспитания;

г)включение учащихся в различные виды эколого-воспитательной

деятельности;

д)обеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно-трудовой

деятельности по охране природы родного края;

е)подготовка учителей к решению задач экологического воспитания [5.13].

Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим

средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения

младших школьников к ее объектам и явлениям. Без преувеличения можно

сказать о той неповторимой прелести, которая открывается перед младшим

школьником. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие

способствуют развитию у детей экологической ответственности.

Становлению и развитию нравственной позиции младшего школьника

способствует важная особенность психического развития ребенка 6-10 лет: его

обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих

ценностей и нормативов, которая определяет рост его самосознания и

позволяет ориентироваться в мире людей, людских отношениях и в мире

природы. В этот период у ребенка зарождаются ответственность как черта

личности, способность отвечать за свое поведение, поступки. Активно

осваивая формы и правила поведения, накопленные человечеством, ребенок

готовится к взрослой жизни, к самостоятельному труду на благо природы и

общества [9.7].

I.3.Концепция общего экологического образования рассматривает его как

непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный

на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных

ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное

отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Педагоги-ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова

и др.) считают, что целью экологического образования является становление

экологической культуры личности и общества [9.144].

Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить

следующим образом: экологические знания и умения, экологическое мышление,

ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте

народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам

родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу,

взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит

от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись

духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою

неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди

могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди

постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Они понимали,

что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее. Тысячелетиями

складывались народные традиции, создавалась народная педагогика,

направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле.

Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей

страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения,

воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней [5.77].

Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных

основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных

принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная

мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в

сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а так же в

праздниках и обрядах, обычаях и играх.

К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во

многом утрачена. Поэтому возрождение народной традиции сегодня – важнейшая

и благородная задача педагогической науки и практики.

Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей

среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во

многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым

возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель

экологического образования младших школьников может быть сформулирована как

становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-

деятельного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства

чувственного и рационального познания природного и социального окружения

человека.

Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности

младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная

любознательность и эмоциональная восприимчивость. Стремление овладеть

грамотой изучения природного и социального окружения, правилами и нормами

поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным

обитателям [9.186].

В целевой установке экологической культуры отличается и такая

специфическая особенность – неразрывное единство чувственного и

рационального познания природного и социального окружения человека как

важное условие становления у детей элементов экологической культуры.

Следовательно, стратегическая цель экологической культуры в начальной

школе предполагает планируемый результат: идеал – модель выпускника

начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:

1)Формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в

границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических

умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей

местности и здоровья населения.

2)Воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на

реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей

среды.

3)Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и

вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы –

эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой

сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы;

стремления распространять экологические знания и участвовать в

практических делах по защите окружающей среды.

Эти задачи необходимо осуществлять на всех этапах формирования

экологической культуры младших школьников [9.136].

I.4.Современные подходы к содержанию экологического образования в области

окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития,

соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам

взаимоотношений человека с биосферой. При этом очень важны такие исходные

предложения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия,

междисциплинарность и интеграция содержания.

В современной научной литературе так же подчеркивается объективная

необходимость применения основных идей современного подхода в экологическом

образовании.

Целесообразность использования современного подхода к решению задач

экологического образования школьников отмечают И.Д.Зверев, А.Н.Захлебных,

Г.Н.Карона, И.Т.Суравегина, А.П.Сидельский, Э.А.Турдикулов.

Положение о необходимости применения современного подхода к исследованию

психолого-педагогических проблем сегодня не вызывает возражений и является

общепризнанным. Однако практически каждый исследователь вкладывает в

понятие современного подхода свое особое и специфическое содержание, что,

несомненно, вызывает некоторые сложности в понимании и интерпретации его

отдельных аспектов [5.58].

Так, например, Л.И.Новикова трактует современный подход как определенный

способ мышления, позволяющий изучать или строить объект как систему

взаимосвязанных элементов, органично включенную в окружающую среду. Она

утверждает, что при осуществлении современного подхода к тому или иному

объекту исследования необходимо:

-исследовать внутреннюю структуру объекта, отдельные его элементы и связь

между ними, характер взаимодействия;

-выявить внутренние противоречия, свойственные объекту и определяющие его

развитие;

-составить его обобщенные интеграционные характеристики;

-проанализировать внешние связи объекта с окружающей средой, с ее

частными компонентами;

-рассмотреть объект в рамках более широких систем, в которые данный

объект входит как составляющий элемент и подчиненная система, изучить

его поведение и развитие в этих системах;

-исследовать особенности зарождения объекта-системы, его актуальное

состояние, вскрыть тенденции к его изменению и общему развитию [3.126].

Придерживаясь несколько другой точки зрения, Л.М.Панчешникова считает,

что современный подход в экологическом образовании – это особая

исследовательская позиция, способ восприятия действительности,

характеризующийся тем, что:

а)анализируемый объект рассматривается как система;

б)акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений,

имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и с внешним

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ