Рефераты
 

Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры

Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Р Е Ф Е Р А Т

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ЧЕРЕЗ

ДОВУЗОВСКИЕ СТРУКТУРЫ

СИМЧЕНКО ГАЛИНЫ ВИКТОРОВНЫ

Донецк, 1999 г.

Содержание

Введение

............................................................................

.......................... 3

Часть 1. Теоретические и методологические основы

исследования процесса подготовки будущих

менеджеров

............................................................................

...... 8

Часть 2. Уровни и содержательно-организационные формы

системы довузовской подготовки

............................................... 10

Часть 3. Развитие форм и методов профориентации будущих

менеджеров

............................................................................

...... 12

Заключение

............................................................................

.................... 17

Список использованной литературы

Введение

Исследование закономерностей формирования, функционирования и развития

персонала, в том числе кадров управления, учет степени его влияния на

осуществление общественного прогресса всегда занимали видное место в

социально-экономической теории. В зарубежной экономической науке давно

доказано, что без человеческого фактора в производстве невозможно создать

какие-либо ценности. "Все хозяйственные операции, - писал Л.Якокка, - можно

в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт,

прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из

остальных факторов мало что удастся сделать."

В условиях становления новых экономических отношений в Украине, одним

из решающих факторов, обеспечивающих этот процесс, важнейшей социальной

потребностью становится подготовка нового типа управленческих работников -

руководителей фирм, предприятий, управляющих, директоров крупных компаний,

а также менеджеров в начальном и среднем звене управления.

Создание единой системы подготовки таких кадров в стране - важнейшая

задача, решение которой объективно предполагает комплексность,

непрерывность, последовательность, а, значит и поисково-творческую

деятельность по развитию эффективных форм профессиональной ориентации,

подготовки управленческих кадров нового типа. Решение ее, по нашему

убеждению, будет значительно эффективнее, если поиск будущих менеджеров и

их экономическая, психологическая и профессиональная подготовка будет

проводиться на основе четкой профессиограммы менеджера и ее широком

использовании в учебно-воспитательном процессе.

Дело подготовки молодого поколения к труду в новых социальных условиях

становится сегодня приобретает еще большую значимость, а тем более

подготовки к труду управленческому, предъявляющему свои требования к

знаниям, профессиональным и деловым качествам. Складывающемуся рынку крайне

нужны менеджеры из числа молодых людей - энергичных, инициативных,

экономически подготовленных, настроенных на творческий поиск, владеющих

навыками эффективного управления производственными и технологическими

процессами, налаживания коммуникативных связей в коллективе.

Профессиональных управленцев начали готовить во многих вузах, разного рода

бизнес-лицеях, школах, однако продуманной, четко отлаженной системы

профессиональной ориентации, отбора, обучения и эффективного использования

менеджеров на рынке труда в Украине еще не создано. Такая работа должна

вестись по многим направлениям и на различных уровнях, где необходимо:

активное включение соответствующих структур в областных, городских и

районных государственных администрациях; усиление этой работы в

общеобразовательных школах, в образовательных структурах нового типа;

расширение довузовской подготовки.

Ход обучения, практика подготовки студентов показывает, что в учебное

заведение управленческого профиля необходимо принимать студентов

предварительно профессионально ориентированных, проводить качественный

отбор в вуз на основе изучения личности кандидата с помощью различных

психологических методик.

Довузовская подготовка будущих менеджеров, становясь важной составной

частью системы непрерывной профессиональной подготовки кадров управления -

одна из тех научных проблем, внимание к которой должно заметно усилится.

Это определяется следующими обстоятельствами.

1. С расширением масштабов и усложнением задач окончательного перехода

Украины от административно-распорядительной системы к саморегулированной,

цивилизованной рыночной экономике, эффективного использования накопленного

социально-экономического потенциала, инфраструктуры, перепрофилирования

нерентабельных предприятий, роазвития новых отраслей и производств,

проведения в полном объеме разгосударствления экономики, приватизации,

развития всех форм собственности и повышения в итоге уровня жизни - все

более влиятельным компонентом созидательно-преобразующей деятельности людей

становится субъективный фактор, в первую очередь сознание, новое

экономическое мышление и прфессиональный уровень людей.

Исследование проблемы экономического образования всего населения и

прежде всего молодежи, поиск и реализация качественно иных подходов к ее

профессиональной подготовке - одно из основных условий успешного решения

названных задач.

2. Формирование системы новых общественных ценностей (политических,

идеологических, доховно-культурных, религиозных и др.), что так важно ныне

для нашей страны, возмжно лишь на основе развития социально-экономических

устоев. Однако первенство экономических проблем и связанных с ними задач по

экономическому обучению и профессиональной подготовке молодежи не

противоречит задачам ее культурно-нравственного воспитания, а, наоборот,

позволяют ставить и решать их более качественно. В этой связи необходимо

преодолеть абсолютизацию экономических факторов и прийти к пониманию того,

что экономический успех как общественного производства в целом, так и

отдельного предприятия в решающей мере зависит не только от

общеобразовательной профессиональной подготовки работников, но и от общего

уровня их культуры, воспитанности.

Чем раньше в процесс целенаправленного воспитания будут вовлечены

будущие менеджеры, тем больше шансов на развитие их мыслительно-

познавательных, эмоциональных качеств, которые во многом определяют

нестандартность научных, технологических, организационных решений. Поэтому

проблема воспитания молодежи в целом и, в особенности, ее части,

определяющейся в профессиональном управленческом плане, приобретает в

настоящее время чрезвычайную актуальность и является вместе с гуманизацией

образования одной из ведущих стратегий обновления всей педагогической

работы.

3. Особую значимость проблема довузовского образования приобретает в

связи с совершенствованием всей системы профессиональной подготовки

молодежи, предусматривающей значительное улучшение деятельности вузов, их

качественное обновление. В соответствии с решениями Верховного Совета

Украины по высшей школе, в частности, Законом Украины "Про освіту" высшее

образование должно быть ориентировано на интересы социально-экономического

развития, потребности рынка труда.

Развитие эффективных форм экономического образования, совершенствования

учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным международным

стандартам подготовки менеджеров, формирование высокого уровня их знаний и

профессиональных навыков - эти и другие задачи, стоящие ныне перед вузом

экономико-управленческого профиля будут решаться тем успешнее, чем

целенаправленнее будет проводиться предварительная профессиональная

подготовка, развитие, воспитание в системе довузовской работы, а также

осуществляться качественный отбор в вуз на основе профессиограмм,

тестирования, индивидуальных бесед, использования других методов.

4. Необходимость исследования условий и путей предварительной

подготовки будущих студентов управленческих факультетов обусловлена тем,

что уровень образования школьников по экономической, предпринимательской

проблематике не отвечает нынешним требованиям, а намеченные меры по базовой

экономической подготовке в школе внедряются в жизнь крайне медленно в силу

определенных причин (отсутствие учителей, учебников, программ и т.д.)

Наличие же небольшого числа экономических классов в общеобразовательных

школах, лицеях, колледжах проблему не решают. Еще хуже обстоит дело с

базовым (начальным) образованием по менеджменту. В Украине, по нашим

данным, существует не более 20 учебных и внешкольных заведений (школ,

отделений, факультетов, центров), которые качественно вооружают будущих

студентов управленческих вузов первичными знаниями в области менеджмента

(Киевская академия детского предпринимательства “Деловые дети Украины”,

Кировоградская школа юного менеджера при областном детско-юношеском центре,

факультет довузовской подготовки ДонГАУ и др.). С учетом этих обстоятельств

научный анализ имеющейся практики довузовской работы и поиск рациональных

форм экономико-управленческого образования учащейся молодежи становится

важнейшим требованием к исследованию возможностей создания эффективной

системы подготовки будущих менеджеров.

5. Довузовская управленческая подготовка выступает актуальной научной

проблемой в едином контакте с профориентационной работой, требования к

которой в последние годы значительно возрастают. На необходимость

расширения такой работы давно нацеливает принявшая конвенцию МОТЮ “О

профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области

развития людских ресурсов”, а аткже Кабинет министров Украины, одобривший

“Конвенцию государственной системы профессиональной ориентации населения”.

К сожалению, такая работа только начинается и затрагивает пока ученическую

молодежь в наименьшей степени. Поэтому требуется изучение различных

направлений и уровней профориентационной работы, и прежде всего в системе

довузовской подготовки с конкретной ориентацией и отбором в вуз в строгом

соответствии с паспортом профессии и моделью выпускника - будущего

экономиста-менеджера.

Следовательно, необходимость теоретического и эмпирического анализа

проблем формирования и развития системы довузовской подготовки будущих

менеджеров вызвана как потребностями повышения роли человеческого фактора в

проведении глубоких социально-экономических преобразований в стране, так и

необходимость создания и всестороннего развития кадрового управленческого

потенциала рыночной экономики.

Часть 1. Теоретические и методологические основы исследования процесса

подготовки будущих менеджеров

Эффективность обучения в значительной мере зависит от всей совокупности

методов преподавания и воспитания, дидактики, которая составляет теорию

работы преподавателя, своеобразную меодику (технологию) обучения.

Характерными особенностями дидактики в подготовке менеджеров являются:

содержание понятия “субъект” и “объект” преподавания и воспитания;

содержание понятия “довузовская подготовка менеджеров”;

определение уровней и содержательно-организационных форм системы

довузовской подготовки.

Довузовская подготовка менеджеров в общем виде есть одна из новых форм

подготовительной работы, которая обеспечивает достижение оптимального

уровня общеобразовательных, экономических социально-психологических и

управленческих знаний личности, развитие интересов, потребностей и

наклонностей ее деятельности в сфере менеджмента.

В силу своей многоплановости, сложности, специфичности довузовская

подготовка требует системного подхода, всестороннего социально-

экономического обоснования, высокой организации в ее создании и развитии.

Довузовская подготовка будущих менеджеров сможет играть позитивную роль при

условии максимального использования преимуществ складывающихся новых

экономических отношений, рынка труда, а также достаточно высокого

интеллектуального, творческого потенциала молодежи, положительных в целом

традиций системы образования, механизма взаимодействия средней и высшей

школы.

Высокий образовательный и первичный профессиональный уровень,

достигаемый в системе довузовской подготовки, сознательный выбор профессии

менеджера, адаптированность к ней дает возможность молодежи повысить свою

конкурентоспособность, мобильность на рынке труда, уменьшить риск стать

безработным, добиться успеха в сфере общественного производства, частного

предпринимательства и услуг.

1. Раскрыть теоретические и методологические подходы к исследованию

проблемы первичного обучения и профессиональной подготовки будущих

менеджеров.

2. Дать анализ количественных и качественных показателей существующей

довузовской практики работы с молодежью по формированию кадрового

потенциала рыночных реформ.

3. Выявить и раскрыть основные направления и методику исследования системы

довузовского обучения и воспитания будущих управленцев.

4. Раскрыть условия и предпосылки создания системы довузовской подготовки,

содержательно-организационные формы ее функционирования.

5. Определить роль, место и эффективность довузовского обучения в

непрерывной системе подготовки менеджеров.

6. Раскрыть основные направления и пути совершенствования управления

системой довузовской подготовки.

7. Разработать практические рекомендации по профессиональной ориентации,

отбору, адаптации и развитию управленческих задатков в процессе

начального экономико-управленческого образования и воспитания.

Часть 2. Уровни и содержательно-организационные

формы системы довузовской подготовки

Подбор учебных дисциплин должен соответствовать тем основным

представлениям о деятельности менеджера, на которые идет ориентация при

отборе слушателей на факультете. Кроме того, он должен способствовать

созданию определенной деловой и творческой атмосферы, где наряду с

совершенствованием и приобретением новых знаний и навыков, должно

утвердиться решение о правильно сделанном жизненном выборе. Накопленный

нами опыт позволил выделить основные составляющие этого процесса. Во-

первых, это четкое выяснение и даже вплоть до схематизирования (поскольку

схема всегда позволяет представить процесс более наглядно и целостно) об

основных гранях профессии. Во-вторых, рациональная организация предметных

направлений и осуществление связей между предметами.

Таким образом, чтобы реализовать оба требования, упорядочим наши

представления о профессии менеджера, используя схему И.И.Винокурова (1994,

с.6), а затем, рассуждая о назначении и сути основных учебных курсов,

определим их необходимость для теоретической подготовки будущих

руководителей.

Схематично, деятельность менеджера можно отобразить с.о.:

Волевой человек Пользователь

руководитель, организатор информацией

Менеджер

Душа коллектива Знаток Интеллектуал

и

производства культурный

человек

Согласно указанным направлениям и ведется подготовка менеджеров.

Первое направление включает группу предметов, которые знакомят с

основами экономики: основы рыночной экономики, введение в микро- и

макроэкономику, основы экономических знаний, основы бухгалтерского учета и

аудита, основы экономики фирмы международная система бухучета и аудита,

основы маркетинга, начала менеджмента, основы рекламы.

Второе направление заключается в обучении будущих менеджеров приемам

получения и использования информации. Сюда отнесем такие предметы как:

персональный компьютер и документирование управленческой деятельности,

стенография.

Третья группа предметов объединяет введения в специальности

производственного и непроизводственного менеджмента, менеджмента

внешнеэкономической деятельности предприятий, административного и

природоохранного менеджмента, маркетинга, финансов и кредита.

Четвертое направление учебной деятельности факультета должен

сформировать так называемый культурный пласт менеджера. Поэтому среди

предметов этого цикла - иностранный язык, украинский, основы государства и

права, введение в культурологию.

Пятый цикл предметов должен помочь менеджеру в создании своего личного

имиджа. Поэтому к нему относятся такие предметы, как основы ораторского

мастерства, основы психологических знаний, общение и этикет, общая

физическая подготовка.

Часть 3. Развитие форм и методов профориентации

будущих менеджеров

Специфика профессиональной ориентации к менеджменту определяется уже

особенностями самой профессии. Ведь не существует менеджера вообще, он

работает в конкретной сфере по организации производства, оказанию услуг,

организации досуга и быта и т.д. Поэтому школьники, выбирающие профессию

менеджера, берут на себя задачу не только изучать деятельность по

управлению определенной сферой хозяйственной жизни, но и, прежде всего, -

все, связанное с выполнением функций руководителя, организатора, работника,

ставящего цели перед коллективом и обеспечивающего их достижение,

мотивирующего эффективную работу других и контролирующего ее.

Специфика профориентации в стенах вуза состоит также и в том, что к нам

приходят абитуриенты, в общих чертах определившиеся с будущей

специальностью (будущий врач не идет готовиться к поступлению в

экономическом вузе, а будущий строитель в медицинском). Не останавливаясь

подробно на хрестоматийных задачах профессиональной ориентации, отметим,

что концептуально задача довузовской подготовки заключается не в отборе

самых лучших абитуриентов в число студентов, а в создании адекватных

условий для раскрытия творческого потенциала и талантов каждой личности. То

есть важным является не столько соответствие школьника, пришедшего в

довузовскую подготовку требованиям профессиограммы менеджера или юриста,

сколько его способность к обучению по предлагаемым программам, а также

степень заинтересованности в дальнейшей учебе в выбранном вузе.

Некоторые исследователи оценивают такую работу как создание

мотивационной среды и предупреждают об опасности получения учащимися

неадекватного впечатления о вузе, если в процессе мотивирования

умалчивается о недостатках качества преподавания или организации учебного

процесса.

По нашему мнению, одним из путей решения этой проблемы с возможностью

получения начального экономического образования можно считать деятельность

факультета довузовской подготовки Донецкой государственной академии

управления (ДонГАУ).

Преподаватели и сотрудники факультета решают следующие задачи:

выявление и развитие специальных качеств и склонностей для работы в

управленческой сфере; организация учебно-воспитательного процесса для

получения первичных знаний и практических навыков в сфере менеджмента и

маркетинга; обеспечение целевой подготовки наиболее одаренных детей для

поступления в академию на льготных условиях.

Первым этапом знакомства с будущими слушателями становится

собеседование. Однако если в производственной или коммерческой фирме

собеседование используется как инструмент отбора персонала, помогающее в

значительной мере оценить такие важные качества претендента как

компетентность, предприимчивость, самоорганизованность, личностные

параметры, потенциальную полезность для фирмы, то собеседование в системе

довузовской подготовки имеет целью выявить основные психические

характеристики личности и спрогнозировать их динамику к появлению лидерских

качеств или наоборот.

Способности и склонности к управленческой деятельности выявляются также

с помощью системы психологических и образовательных тестов. В отличие от

собеседования, результаты тестов не отражают перспективу развития

способностей и склонностей ребенка, но позволяют определить его “стартовый”

потенциал. Прежде всего, диагностируются такие характеристики личности как

мотивированность, направленность, а также динамические психические качества

(внимание, память, мышление, речь). Умения и навыки слушателей довузовской

подготовки оцениваются по трем компонентам: по результатам индивидуального

тестирования, по результатам самооценки слушателя, по результатам

характеристики классных руководителей. Каждый год результаты тестов

подтверждают незначительные расхождения между общей оценкой, сделанной на

факультете и в общеобразовательной школе; и значительные отклонения (в

сторону увеличения) между названными оценками и самооценкой учащегося.

Первое расхождение объясняется неравномерностью уровня преподавания и

неравнозначностью требований в современных школах. Второе - неадекватным

восприятием собственной личности и собственных возможностей, что прежде

всего связано с возрастом и недостаточной опытностью школьников.

Далее следует работа, направленная на развитие определенных групп

качеств: профессионально-деловых, административно-организаторских,

социально-психологических, моральных. Этому способствует особым образом

организованная программа подготовки, которая, помимо общеобразовательных и

экономических дисциплин включает практический менеджмент, участие в научно-

исследовательской деятельности, настоящем бизнесе.

Практический менеджмент (“Ролевая практика”) базируется на имитационной

модели поведения менеджера, формально выраженной в перечне ролей,

предлагаемых учащемуся для исполнения в течение определенного времени. При

этом его задача участника “Ролевой практики” состоит в том, чтобы

познакомиться, “примерить” на себя и выбрать роль, психологически наиболее

комфортную и перспективную. Это дает возможность приобрести определенный

социально-психологический статус, который потом надолго закрепляется за

личностью и определяет ее дальнейшие поступки. В ходе освоения различных

менеджерских ролей (менеджер по науке, менеджер по культуре, администратор

по этике и культуре поведения, менеджер-координатор бизнес-практики)и т.д.

Будущие студенты управленческого вуза учатся завоевывать внимание

аудитории, исполнять посильные задания по организации вечеров, деловых

встреч, конкурсов, экскурсий, овладевают первичными навыками

профессиональной управленческой деятельности.

В дальнейшем, во время учебы в академии, приобретенный социально-

психологический статус, как правило, усваивается и закрепляется, а студент,

прошедший ролевую практику на довузовском этапе, затрачивает значительно

меньше усилий для его поддержания, что позволяет направить активность на

профессиональную подготовку.

На факультете также созданы благоприятные условия для привлечения

слушателей к процессу научного поиска. Эффективными формами этой работы

являются подготовка рефератов и участие во Всеукраинском бизнес-турнире

“Экономическая эрудиция”, а также в конкурсах-защитах научно-

исследовательских работ, которые проводятся в рамках Малой академии наук

школьников. Под руководством преподавателей слушатели готовят работы по

экономике, маркетингу, менеджменту, где не только глубоко анализируют

общетеоретические положения, но представляют опыт практической деятельности

фирм и предприятий.

Конкурсы, турниры, конференции по экономике, менеджменту, другим

дисциплинам вуза дополняются выставками творческих работ слушателей,

выпусками факультетской газеты, праздничными вечерами и концертами. Решение

этих вопросов организации работы на факультете способствует развитию у

будущих студентов творческого мышления, желания заниматься научной работой,

стимулирует активность научно-познавательной и практической деятельности.

Освоение перечисленных видов работ требует значительных эмоциональных и

интеллектуальных затрат, что ведет к резкому увеличению психологической

нагрузки на школьников. Поэтому тренировка и развитие таких качеств как

стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость могут и должны

обеспечиваться в процессе воспитания юных менеджеров. Программы

экономических и управленческих дисциплин, предлагаемых на факультете,

предполагают обязательное проигрывание и анализ проблемных ситуаций в

процессе деловых игр, а также психологическую коррекцию личности с

установкой на приобретение стереотипов управленческого поведения.

Приведем некоторые утверждения, применяемые обучаемыми в их учебной

практике.

1. “Прежде чем дать эмоциональную оценку событию, я должен реально

оценить его причины и следствия”.

2. “Я привык наблюдать за собой и всегда знаю, когда необходимо

расслабиться”.

3. “Я умею рационально использовать свое время. В моем распорядке есть

место и для отдыха, и для работы”.

4. “Я понимаю радость неудачи”.

Можно поспорить, что данные схемы утверждения, предполагая выработку

навыков самоконтроля, иногда могут выступать в условиях неразвитого

эмоционального и морального сознания как негативный фактор. Однако

овладение любой профессией сопровождается усвоением определенного набора

аксиом; и чем оно успешнее, тем успешнее практическая деятельность.

Специфика профессии менеджера состоит в умении реализовывать управленческие

ситуации с целью повышения прибылей организации, интересы которой он

представляет. И эффективность его работы будет тем выше, а личное

удовлетворение от работы тем полнее, чем большее количество стереотипов

управленческого поведения в нем заложено и успешно реализуется в процессе

профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость коренного реформирования образования в соответствии с

новыми экономическими отношениями актуализирует необходимость практических

исследований в области подготовки специалистов для той или иной

профессиональной сферы деятельности. Одним из таких исследований является

анализ системы довузовской подготовки, как этапа в становлении личности

школьника и адаптации к будущей профессии. В этой связи становится

необходимой разработка социально-педагогического аспекта подготовки будущих

управленцев, с учетом того, что практика довузовской подготовки опережает

теорию.

Важным является также вопрос определения методологии довузовского

образования, в особенности довузовской подготовки будущих управленцев, что

в известной степени делает данное исследование оригинальным. В настоящей

работе сделана попытка теоретического обоснования концепции довузовского

образования, а также определения дальнейших его перспектив через развитие

новых форм и методов профориентационной работы со школьниками.

В скором времени, ощутимые преимущества перед конкурентами будут иметь

те учебные заведения, которые сейчас вложат или уже вложили необходимые

средства в создание подготовительных структур, которые помогут не только

правильно определить наиболее подходящую сферу деятельности, но и

адаптировать будущих студентов к требованиям и программам подготовки

специалистов. А также те, которые в отборе студентов будут использовать

теорию управления персоналом, элементами которой являются кадровый

менеджмент и маркетинг образования.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих

способностей./ Вопросы психологии. - № 2. - 1997. - С.112-121.

2. Бурега В.В., Костина Л.Н., Можаровский В.А., Симченко Г.В. Факультет

довузовской подготовки: становление, развитие, перспективы. - Донецк:

ДонГАУ, 1998 - 40 с.

3. Гамаюнов В.Г., Можаровский В.А. Дидактика и формирование менеджера. /

Материалы международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года.

- Донецк, 1997. - С. 126-127.

4. Донецька державна академія управління. Факультет довузівської

підготовки. Концепція та програма діяльності факультету. - Донецьк,

1994.

5. Конева Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная

ориентация. // Высшее образование в России. - №4. - 1996. - С. 47-51

6. Концепція профорієнтації учнівської молоді.// Психолого-педагогічні

новини. - Липень-серпень, 1994 р. - С. 5, 7.

7. Можаровский В.А. Система подготовки будущих менеджеров в довузовских

формах подготовки / Материалы международной научной коференции. 30-31

октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 132-133.

8. Можаровский В.А., Бурега В.В. Некоторые социально-педагогические

аспекті довузовской подготовки будущих менеджеров. / Материалы

международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года. - Донецк,

1997. - С. 134-135.

9. Практическая психология для менеджеров. - М.: “Филин”, 1996. - 368 с.

10. Розанов В.В. Психология управления. - М.: “Бизнес-Школа “Интел-

Синтез”, 1997. - С. 97-109

11. Якокка Л. Карьера менеджера. - Минск, 1996.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ