Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии
Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии
[pic]
Министерство общего и профессионального образования РФ
Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова
Педагогический институт
Кафедра социальной педагогики
Дипломная работа на тему:
«Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа
жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии»
Выполнила: студентка 5 курса
заочного отделения СП(95-2) Слепцова
Светлана Егоровна.
Научный руководитель: старший
преподаватель кафедры социальной
педагогики Спиридонова Галина
Ивановна.
Якутск - 2000
Содержание
Введение……………………………………………………………….
Глава 1. Анализ научно-педагогической
литературы о роли влияния образа жизни
на здоровье детей……………………………………………………..
1. Здоровый образ жизни как социально-
педагогическое явление……………………………………………….
2. Условия, необходимые для формирования
здорового образа жизни детей………………………………………..
3. Деятельность социального педагога по
формированию здорового образа жизни…………………………….
Глава 2.Социально-педагогическая деятельность
по формированию здорового образа жизни среди
учащихся Амгинской педагогической гимназии……………………
2.1. Исследование о состоянии здоровья среди
старшеклассников……………………………………………………..
2.2. Совершенствование опытно-
экспериментальной работы…………………………………………..
2.3. Подведение итогов экспериментальной
работы………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………….
Библиография………………………………………………………….
Приложения……………………………………………………………
Введение
Здоровье населения республики – высшая национальная ценность, и
возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь
детей.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую
актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за
1996 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70 %
учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % -
хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого,
становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах,
большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба.
Фундаментом валеологии – науки о здоровье является знание нормальной
физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную
психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье
человека, гармонично развивать личность.
Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти
медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие
специалисты.
При этом должна быть преемственность валеологической педагогики,
начиная с родителей, далее учителей и.т.д. Основной задачей валеологической
службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым,
беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но
и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и
воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде
всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня
душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для
формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего
организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации
подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном
этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и
здоровье всего общества.
В России, в нашей республике валеологии в последние годы уделяется
много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов,
конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школах
вводится учебный предмет «Валеология», в ряде регионов страны в штатном
расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор»
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов
имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие
здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что
будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
Противоречия между традиционной официальной системой проведения
валеологического воспитания в виде бесед о здоровом образе жизни,
спортивном мероприятии, недостаточная осведомленность родителей в
формировании здорового образа жизни детей побудило нас выбрать следующую
недостаточно разработанную и мало изученную, актуальную тему дипломного
исследования: «Социально-педагогическая деятельность по формированию
здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии»
Целью исследования является - выявить условия работы социального
педагога по формированию здорового образа жизни среди учащихся.
Объект исследования - процесс работы социального педагога с учащимися.
Предмет исследования – работа социального педагога по формированию
здорового образа жизни среди детей.
Нам предстоит решить следующие задачи исследования:
1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую
литературу.
2. Выявить уровень диагностирования здоровья учащихся в гимназии.
3. Разработать внедрить программу о пропаганде здорового образа жизни
среди учащихся.
4. Разработать методические рекомендации для практических работников.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни
среди детей будет эффективным при условии, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей.
2. Создать условия для формирования здорового образа жизни.
3. Совершенствовать формы работы социального педагога по формированию
здорового образа жизни.
Методологическую основу дипломной работы составили труды
Л.Г.Татарниковой, В.В.Колбанова, В.К.Зайцева.
Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в
изучении работ В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой, И.И.Брехмана и наших
исследователей Л.П.Ильиной, П.Г.Петровой.
В данной дипломной работе применялись следующие методы педагогического
исследования:
- изучение педагогической, медицинской, валеологической литературы
- анкетирование, беседы, опрос
- изучение документации
- тесты
- непосредственная учебно-воспитательная работа с учащимися
Научная новизна исследования заключается в попытке установить,
разработать в условиях Амгинской педагогической гимназии положение о
здоровье детей и составить методические рекомендации для учителей,
педагогов, учащихся по формированию здорового образа жизни.
Практической значимостью исследования является возможность
использования результатов данной работы учителями практиками, социальными
педагогами, валеологами при работе в школах сельского социума по
организации валеологической службы.
База исследования: Амгинская педагогическая гимназия Республики Саха
(Якутия).
Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения,
библиографии, приложения.
Глава 1. Анализ научно – педагогической литературы о роли влияния образа
жизни на здоровье детей.
1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление.
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от
здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического
развития детского организма.
Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и
другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков
(Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман,
Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов,
В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья,
формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили
многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала
и долголетия.
Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка
заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле
– вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто
обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя
бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное.
Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных
рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии
продвигаться вперед по этому пути» (В.,с.54) Мы согласны с его мнением.
По словам Адама Смита, шотландского мыслителя «…Жизнь и здоровье
составляет главный предмет заботливости внушаемой каждому человеку
природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо
всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют
предмет добродетели, называемой благоразумием» (В.,с.238) «Оно не допускает
нас рисковать нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем»
(В.,с.239) «Одним словом, благоразумие, направленное для сохранения
здоровья считается качеством почтенным» (В., с.241)
Мы считаем, что прав французкий философ Клод Гельвеций. В своих трудах
писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека:
«Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека
более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более
счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству» (1., с.29)
«Совершенство физического воспитания зависит от совершенства правительства.
При мудром государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких
граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные
функции, к которым их призывает интерес государства» (1., с.43)
Таким обоазом, великие философы – мыслители утверждали, что сам
человек главным образом должен думать, заботиться о свем здоровье, о
благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое
счастье.
Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение “О
сохранении и размножении российского народа”, в котором предлагал меры по
сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни
страны, представил социально-экономическую программу. Он пишет: “Начало
сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем
состоит величество, могущество и богатство всего государства” (Л., с.301-
302) В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостяния
путем распространения культуры, научных и медицинских знаний “Кроме сего
впадает великое множество людей в разные болезни, о излечении коих весьма
еще мало порядочных есть учреждений…” (Л., с.312) Ломоносов предлагает :
“требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, для
изучения докторства послать российских студентов в иностранные университеты
и внутри государства дать производить достойных в доктора” (Л., с.312)
Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и
формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в
появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл
влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного,
полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой,
счастливой семьи основанной на любви и уважении “Где любви нет, не надежно
и плодородие”, включение молодых людей в трудовую деятельность.
М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции
психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход,
по его мнению позволял получать объективные данные о человеке, которые
необходимо знать педагогам. Работа “О сохранении и размножении российского
народа”, работы о проблемах воспитания юношества позволяют считать
М.Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в
медико-педагогической совокупности. (К.,с.13)
Ученые С.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной нам
валеологии.
С.С.Боткин видел здоровье человека прежде всего как функцию
приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и
гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он
рассматривает как важнейшую основу патологии. (К., с.13)
В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С
охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением
благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и
общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского
здоровья. Статья “Охрана детского здоровья” отражает комплексную программу
решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-
биологических, социальных и психологических мероприятий. (Б., с.30)
Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались
Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один
из тех, кто активно боролся против “алкогольного змия”
Пролема здоровья также интересовала многих педагогов.
В.А.Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка – это
комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к
режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной
полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества” (Тат., с.74)
Рассмотрим, что такое здоровье.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия
здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физическиз дефектов.
По мнению С.В.Попова “Если вдуматься в это определение, то можно
сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того,
что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо
(врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии
компенсации”. (П., с.7)
В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: “Здоровье - свойство
человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с
перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов.
Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным» (3., с.5)
Г.Л.Билич, Л.В.Назарова взяв за основу определение Всемирной
Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два
фактора. Итак, «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и
социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно
меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу
сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» (4., с.3)
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние
организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с
внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же
время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями
окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.
(5., с.6)
Академик Н.М.Амосов полагает, что «здоровье организма определяется
количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью
органов при сохранении качественных пределов их функций» (5., с.7).
В.П.Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние)
сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций
оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной
продолжительности жизни» (Тат., с.25).
Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться
лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно –
состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе
жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего
трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное,
физическое и социальное благополучие»(Ч., с.20)
И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет
здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту
устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных
параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной
информации.
Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья
отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и
представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само
состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних
(природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)
факторов.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов)
здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма
человека, - основу которого составляет биологическая программа
индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями,
доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти
потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития
человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем
организма, - основу которого составляют морфофизиологические и
функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого
составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее
адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как
биологическими, так и социальными потребностями, в также
возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и
потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу
которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения
индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность
человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра,
любви и красоты.
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию
повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100
%,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы
здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от
состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от
того образа жизни, который он ведет.
Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями
общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни
являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-
политическая и культурная деятельность людей, а также различные
поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание
способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации
здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов
деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с
окружающей средой.
По определению К.Маркса «Болезнь есть жизнь, стесненная в своей
свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение
возникновения какого-либо заболевания обеспечивает полноценное развитие и
реализацию возможностей индивида, способствует формированию активной
жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически
развитой личности»
Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить
о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-
экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов
деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния
здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности,
объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни
и стиль жизни.
Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория,
представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных
потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в
удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная
категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни
человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается
психология и психофизиология личности (социально-психологическая
категория).
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни,
который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется
историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными
наклонностями (образ).
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При
более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного
общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их
удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь
от воспитания.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в
понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком
профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья
условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении
формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и
общественного здоровья.
Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная
деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и
улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни
человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от
обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной
профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада
жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с
вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с
жизненными ситуациями» (Ч., с.23)
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные
формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют
и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым
успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо
от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И
выражает ориентированность деятельности личности в направлении
формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и
общественного здоровья.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста,
воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание
того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку
природой.
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у
детей.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями
общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих
социальных, психологических и физиологических воз можностей и способностей.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании
принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в
последующем вся деятельность, препятятсвующая раскрытию потенциала
личности.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят
следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных
напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Как считает С.В.Попов сложившаяся система школьного образования не
формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно,
большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно,
но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с таем,
что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут
малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к
увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими
последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для
положительных эмоций.
Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей
о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о
собственном здоровье
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от
разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и
наркотических веществ.О последствиях для здоровья, которые возникают в
результате этих пристастий существует обширная литература. Если говорить о
школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник
бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на
то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное –
профилактика.
Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том
случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения,
то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2
классах, и движет ими прежде всего любовыпство. Убедившись в том, что
курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное
слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не
тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем
возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные,
нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это
подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы
походить (в том числе и родителям) , желание казаться взрослым,
независимым, желание “быть как все” в курящей компании. Причиной курения
подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в
тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что
подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах
мпссовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из
действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести
борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам
педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае
школьники не должны его видеть курящим).
Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению очень
распространенная. Социологические опросы показывают, что среди
первоклассников большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще
всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная рюмочка» в
честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием
алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей
алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой
опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет
определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник
чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется
такая возможность.
Хотя причины употребления алкоголя, как известно, весьма различны,
основной из них, пожалуй, является то, что алкоголь на сегодняшний день –
единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию:
субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения,
бодрости, прилива сил, неограниченных возможностей, хорошего настроения.
Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности,
безмятежности, благополучия. Будучи субъективно приятным ощущением,
алкогольная эйфория объективно вредное состояние, так как при этом человек
всегда в той или иной степени отключается от реальности, чувствуя себя на
верху блаженства без всяких объективных на то оснований.
Наркотическая эйфория (алкогольная – как частный случай) вредна также и
тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается
болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь, возникает
потребность во что бы то не стало достать то вещество, которое эту эйфорию
вызывает. Отсюда изменение всех ценностных ориентаций человека. Кроме
того, следует помнить, что вызывающие эйфорию вещества все без исключения
ядовиты, они отравляют организм, усугубляя психическую деградацию
расстройством деятельности практически всех систем жизнеобеспечения.
Все вышеизложенное достаточно хорошо известно, тем не менее миллионы
людей на земле употребляют те или иные алкогольные напитки в том или ином
количестве. И если для взрослых людей алкоголь в первую очередь является
средством снять стресс, повысить настроение, уйти хотя бы на время от
решения сложных житейских проблем, то для подростка, школьника основная
причина употребления алкоголя – неумение (а в ряде случаев и отсутствие
возможности) правильно, с пользой для себя и общества организовать свой
досуг. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном
развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача
антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.
Довольно часто при беседах с подростками на тему борьбы с «зеленым
змием» отсутствует четкое разграничение понятий «пьянство» и «алкоголизм».
Их следует различать: пьянство – это форма аморального, антисоциального
поведения, алкоголизм – это уже болезнь. И в среде подростков необходимо
бороться именно с пьянством, чтобы не пришлось лечить от алкоголизма.
Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения подростков
информацию о том вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью и
здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказать
учащимся о сути алкоголизма.
Что касается употребления наркотических веществ, то в последние годы их
количество растет и это имеет место практически во всех регионах мира.
Проводя беседу со школьниками о наркомании и токсикомании, педагог должен
вести их сведения следующее. Как известно, человек становится заядлым
курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенное
время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть чтобы возникла
физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его
попробовать, что не происходит, что не происходит чаще всего, так как
подростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток уже
не в силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используют
торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо
зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по
любой цене.
В заключении следует подчеркнуть, что практически все наркотики,
включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия
стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при
помощи оптимальной физической активности и она может служить здоровой
альтернативной курению, алкоголю и наркотикам.
Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется
высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что
практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих
болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.
Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего
бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом,
просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и
подростков.
Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной
активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий
физическими упражнениями.
На уроках физкультуры в школе ученики разделены на три группы:
основная, подготовительная и специальная. Последние две группы выделяются
по медицинским показаниям (различные заболевания в стадии компенсации,
субкомпесации и прочее). В основную группу автоматически попадают учащиеся,
не относящиеся к этим группам, и именно с ними проводятся занятия по
утвержденным программам. Это так называемые «практически здоровые дети». В
то же время истинное их состояние здоровья практически не определяется, в
лучшем случае о нем судят по показателям физического развития детей, что
малоинформативо.
Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только
исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых
нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и
последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и
регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане
тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические
упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и
велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо
включить также упражнения на гибкость.
В настоящее время имеется обширная литература, посвященная
теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности
детей и подростков, разработан и практически апробирован ряд
Страницы: 1, 2
|