Рефераты
 

Социальная работа с детьми инвалидами

Социальная работа с детьми инвалидами

1.1.Дети-инвалиды как объект социальной работы.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень

заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных

социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских

проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая

эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту

проблеме придает то, что до 1917 года система оказания

помощи этой категории детей не сложилась, а позднее,

вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком

осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано

от общества. Сейчас многие специалисты работают над

разрешением комплекса проблем детей со специфическими

нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить

их особенности и специфику работы с ними, необходимо,

прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия

«инвалид», «инвалидность».

> Согласно Декларации о правах инвалидов ( ООН , 1975 )

«инвалид» означает любое лицо, которое не может

самостоятельно обеспечить полностью или частично

потребности нормальной личной и / или социальной жизни

в силу недостатка , будь то врожденного или

приобретенного, его или ее физических или

умственных возможностей [ 26, 211] .

В законодательстве бывшего СССР существовало несколько

иное понятие «инвалида» / «инвалидности» , которое было связано

с потерей трудоспособности . При такой постановке

вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны

инвали- дами .Таким образом , возникла необходимость в появлении

термина «ребенок-инвалид» . К этой категории относятся

дети , имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности,

приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения

роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию,

передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,

общению, трудовой деятельности в будущем» [2 , 6 ].

А «инвалидность» в детском возрасте можно определить ,

как «состояние стойкой социальной дезадаптации , обусловленное

хроническими заболеванниями или паталогическими состояниями ,

резко ограничевающими возможность включения ребенка в

адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы

, в связи с чем возникает необходимость в постоянном

дополнительном уходе за ним , помощи или надзоре» [ 27 ,

282 ].

Однако , хотелось бы заметить, что за рубежом и в

нашей стране идет процесс перехода к более гуманной

и гибкой терминологии . Так , например, в английском языке

термин «инвалид» вышел из употребления и считается

дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом

и потребностями , вместо него по отношению к детям

используется «дети с неспособностями» . Избегают так же

употреблять следующие наименования: слепой , глухой , заика , -

заменяя их такими словосочетаниями как «человек с

ослаблен ными слухом , зрением , речевым развитием» . Всемирная

Организация Здравоохранения не рекомендует так же

использовать термины «идиотия» , «имбецильность», «умственная

неполноценность» . Немецкие дефектологи в обозначении детей-

инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями»,

«дети с образовательными трудностями» . В белорусской

дефектологии так же делаются попытки дать более

адекватные определения некоторых дефектологических терминов

с учетом современных требований.

Определение инвалидности детям до 16 лет в

Республике Беларусь производит Медико-реабилитационная

экспертная комиссия в соответствии с разделом 3

«Определение инвалидности детям» Инструкции по определению

инвалидности (1993 год). В соответствии с законодательством с

1.08.1999 г. в зависимости от степени нарушения функций

(с учетом их влияния на возможности социальной

адаптации ребенка ) у ребенка-инвалида определяется степень

нарушения здоровья. Их четыре (степени):

1 степень утраты здоровья определяется при легком

и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции,

являются показателем к установлению инвалидности у

ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости

определения у лиц старше 18 лет;

2 степень утраты здоровья устанавливается при

наличии выраженных нарушений функций органов и

систем , которые , несмотря на проведенное лечение,

ограничивают возможности социальной адаптации ребенка

(соответствует 3 группе инвалидности у взрослых );

3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе

инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья определяется при резко

выраженных нарушениях функций органов и систем,

приводящих к социальной дезадаптации ребенка при

условии необратимого характера поражения и неэффективности

лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе

инвалидности у взрослого) [ 3 , 1 ].

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида

соответствует перечень заболеваний, среди которых можно

выделить следующие основные группы:

1.Нервно-психические заболевания. На 1.01.1997 г. в

Республике Белорусь в структуре детской инвалидности

занимали второе место ( 32,8 % ) , а до 1991 года были

на первом месте . Среди детей с данными болезнями

82,9% составляют дети с умственной отсталостью .

Наиболее распространенные заболевания этой группы

детские церебральные параличи, опухоли нервной системы,

эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная

отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза,

соответствующие стадии идиотии или имбецильности ), болезнь

Дауна, аутизм .

Все эти болезни объеденены в одну группу, однако,

следует умственную и психическую неполноценность, на этом

настаивает Международная лига обществ содействия умственно

отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой

категории людей и /или оказанием им помощи .

Термин «умственная неполноценность» включает в себя

два значимых компонента, которые «должны рассматриваться

в соответствии с биологическим возрастом и

соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость,

находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с

раннего возроста; значительное ослабление способности

приспособиться к социальным требованиям общества» [ 30 ].

У детей-инвалидов этой категории очень часто

наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической

деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной

сферы . Однако, после специальных упражнений и занятий они

могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей

требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и

абилитации (соответственно педагогов и социальных работников)

в тесном контакте с семьей.

Термин «психическая неполноценность» употребляется для

обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние

на эмоциональные функции и поведение . Оно харктеризуется

неуравновешиваемостью эмоций различных видов и степеней

сложности, нарушенным (а не отсутствующим ) пониманием и

коммуникацией , а так же скорее ошибочно направленной, а

не только несоответствующей приспособляемостью . Чаще всего

такие заболевания возникают внезапно и принимают форму

острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических

изменений или употребления наркотиков, переживания тяжолого

или длительного стресса, психологических конфликтов, а так

же в результате других причин .

В детстве чаще возникают сдвиги в области

эмоций или поведения . Симптомам болезней могут

предшествовать воспитательные , социальные или личные

трудности .

Душевные болезни могут принимать форму острых, хро-

нических или протекающих толчками заболеваний, в

зависимости от нее и от специфики проявления болезни

назначается лечение . При этом обязательно вмешательство

специалистов из области медицины и психиатрии .

Однако, бывает сочетание умственной отсталости с пси-

хической недостаточностью и другими осложнениями. Это

создает определенные сложности при диагностике заболеваний

и работе с такими детьми и требует от

специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения

могут появиться при рождении или позже . Можно выделить

следующие причины их появления: плохой уход за детьми

с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка

к нагрузкам , стрессам , невниманию со стороны лиц , к

которым они особенно привязаны и т.п.

2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время

они занимают лидирующее положение в струтуре детской

инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в

хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями .

Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и

недостаточными мерами реабилитации .

В эту группу заболеваний входят различные

заболевания , паталогические состояния и пороки развития

органов дыхания ( в том числе и хронический туберкулез

легких ) , почек и органов мочевыделения , желудочно-

кишечного тракта , печени и желчевыводящих путей (циррозы

печени , хронический агрессивный гепатит , непрерывно-рецидивирующий

язвенный процесс и т.п. ) , сердечно-сосудистой системы

(в том числе пороки сердца и крупных сосудов) ,

системы кроветворения ( лейкозы , болезнь Верьегофа ,

лимфогранулематоз и т.п. ) , опорно-двигательного аппарата

(полиартриты и т.п. ) .

Часто в силу своих заболеваний такие дети не

могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать

общения с ними и включения их в свои игры .

Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью

осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и

невозможностью ее полноценной реализации . Социальная

депривация углубляется за счет длительного пребывания

ребенка в специальных стационарах, санаториях , где ограничен

социальный опыт и общение осуществляется между такими

же детьми . Следствием этого является задержка развития

социальных и коммуникативных навыков, формируются

недостаточно адекватное представление об окружающем мире у

больного ребенка [ 26 , 151 ] .

3. Поражение и заболевания глаз , сопровождающиеся стойким

снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем

глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях. На

1.01.1997г. дети с заболеваниями этой группы в

Республике Беларусь составляли 20% от общего числа детей-

инвалидов .

Психическое развитие детей с дефектами зрения в

значительной степени зависит от времени возникновения

патологии и от времени начала специальной коррекционной

работы, а это ( психического развития ) дефекты могут быть

компенсированы за счет раннего и широкого использования

функций сохранных анализаторов.

Мастюкова Е .М . и Московина А .Г . характеризуют

такого ребенка как боязливого, малоконтактного . Поэтому они

предлагают обогащать чувственный и практический опыт

этих детей, постепенно включая его в круг здоровых

сверстников. В работе с данной категорией детей

рекомендуется так же использовать их особую

чувствительность к музыке .

4. Онкологические заболевания, к которым относятся

злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого

процесса после комбинированного или комплексного лечения,

включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению

злокачественные новообразования глаза , печени и других

органов.

В последнее время число онкологически больных детей

увеличивается довольно быстро. Для этого существуют

различные причины: в нашей республике, например, это

связывают с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС;

в других странах, напрмер в Королевстве Норвегии , ведущим

фактором, по мнению руководителя Радиологического госпиталя

профессора Ольснеса С ., является «генетическое накопление

дефектов , вызванных многократным перекрестным скрещиванием

наследственного материала ...»[ 10 , 82 ].

При онкологическом заболевании кризисные ситуации могут

возобновляться или прерываться более или менее

длительными периодами стабилизации , во время которой

производится реабилитация больного . Особенности методов

лечения в сочетании с возростными и межличностными

особенностями ребенка ведут к возникновению изменений

сначала в физическом, а затем и в психическом его

состоянии . Так , в результате исследований, проведенных в

детском саду №270 г. Минска , было выяснено, что более

половины (56 %) родителей отмечают ухудшение характера

своих детей в результате болезни, у 62% родителей

появились трудности во взаимоотношениях с детьми . У

такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость ( 25% )

, а так же раздражительность , агрессия и другие проявления

невротического характера ( 56% ) . У таких детей

практически нет друзей , кроме таких же больных ребят ,

как и они . Таким образом , они как бы отгорожены от

внешнего мира , что вызывает задержку в развитии

социальных навыков , социальную дезадаптацию [ 8 ].

Хотелось бы отметить, что часто злокачественные опухоли

приводят к летальному исходу . Это так же вызывает

определенные трудности в общении и оказании помощи

таким детям . До некоторых пор считалось, что дети, особенно

маленькие, не чувствуют приближение смерти, однако, это не

так. Исаев Д .Н ., который занимался изучением этой проблемы

, подробно описывает чувства и переживания детей в

раннем возрасте и отмечает, что очень большое влияние

на отношение ребенка к смерти оказывают его близкие ,

окружение . Безусловно , важна в этот период и помощь

специалиста, с которым больной мог бы поделиться своими

переживаниями и страхами .

5. Поражения и заболевания органа слуха . По степени

снижения слуха различают глухих и слабослышащих . Среди

глухих можно выделить так же две группы в

зависимости от наличия или отсутствия у них речи .

Число детей с этим заболеванием относительно невелико ,

они составляют около 2% всех детей-инвалидов .

Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом

разнообразны . Обычно они зависят от причин нарушения .

Например , у детей с ранним ограниченным повреждением

мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической

истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются

замкнутые , «странные» , как бы «пребывающие в своем мире»

дети. У оглохших , наоборот , наблюдается импульсивность ,

двигательная расторможенность , иногда даже агрессивность [ 17 ,

100 ].

6.Хирургические заболевания и анатомические дефекты и

деформации .

7. Эндокринные заболевания .

Таким образом, можно было убедиться , что существует

довольно большой перечень заболеваний, приводящих к

инвалидности . Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на

поведении ребенка , его отношениях с окружающими и в

других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры»

на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной

жизни , к их интеграции в общество .

В рамках программы «Выход», осуществляемой Центром

реабилитации молодых инвалидов (Next Stop New Life ) ,

в малых группах проводились дебаты на тему: “Общество и инвалид –

несостоявшийся диалог ? “. В ходе дебатов были выделены следующие

проблемы / барьеры , с которыми стал-кивается семья с

ребенком –инвалидом и сам ребенок в нашей стране :

- социальная, территориальная и экономическая зависимость

инвалидов от родителей и опекунов ;

- при рождении ребенка с особенностями психофизического

развития семья либо расподается , либо усиленно опекает

ребенка , не давая ему развиваться ;

- ведется слабая профессиональная подготовка таких

детей ;

- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены

условия для передвижения в архитектурных сооружениях,

транспорте и т.п.) , что приводит к изоляции инвалида ;

- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовер-шенство

законодательной базы в отношении детей с огра-

ниченными возможностями) ;

- сформированность негативного общественного мнения по отношению

к инвалидам (существование стереотипа “инвалид - бесполезный”

и т.п. ) ;

- отсутствие информационного центра и сети комплекс-ных

центров социально-психологической реабилитации, а так же

слабость государственной политики .

Итак, «Наличие барьеров между инвалидами и общест-вом

обусловлено тем , что больное общество стремится к

тому, чтобы , откупившись от инвалида с одной стороны,

ограничить его социально и воспитать в нем

потребительское отношение к здоровым людям и обществу .

Семья, являясь частью общества, не готова к тому , чтобы

воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка

–инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с

другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом

деле, решая физиологические и минимальные социальные

проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой,

внушают комплекс неполноценности и неспособности к

самостоятельным действиям . Когда же наступает время

прекращения социальных программ , инвалиды оказываются

неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя»[ 20 ] .

Такое отношение к детям с ограниченными возможностями

свойственно не только нашему обществу. Однако, за

рубежом делается все возможное для решения этой

проблемы. Для этого разработаны программы « Реабилитация,

базирующаяся на непосредственном окружении » ( ООН ) и «

Инклюжен » ( США ) . Но одно дело - на бумаге, а другое

- в жизни. И, хотя люди с ограниченными возможностями,

а так же их семьи по-прежнему наталкиваются на

барьеры во взаимопонимании и общении с другими

людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальные

стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно

эволюционируют, пройдя путь от невнимания и отвержения

до принятия и признания их прав, достоинства и

полезности обществу.

> Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей –

инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима

профессиональная помощь специалистов. Эта помощь

должна носить не только медицинский характер , она

должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни

такого ребенка. .

12. Историко-теоретические подходы к оказанию

помощи детям со специфическими нуждами .

Вопрос об оказании помощи и обучении детей

–инвалидов был поставлен довольно давно. На территории

нашего государства призрение таких детей первоначально

осуществлялось при монастырях, школах, в приютах ,

воспитательных домах , богадельнях .

Изучением исторического опыта работы с детьми-

инвалидами занималась Бобла И.М. .В своей работе она

указывает на то, что первые упоминания о

благотворительности в отношении ребенка-инвалида относятся

к 9 - 13 векам . Однако , она касалась в основном только

некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей

. Большинство слепых , глухонемых, слабоумных и искалеченных

детей воспитывалось в семье , ее силами или бродило по

свету , существуя на подаяния .

Хотелось бы отметить , что до второй половины

20 века системы оказания помощи этой категории детей

не было , да и позже она не сложилась . Однако ,

общественные организации и частные лица стали больше

внимания и материальных средств отдавать решению этого

вопроса. Стали открываться спецприюты , школы , больницы , училища

для различных категорий детей-инвалидов (кроме

душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно ,содержались

в домах для умалишенных , а так же в заведениях

больничного типа ) .

По мнению Григорьева А.Д. , большую роль в

оказании помощи слепым и слабослышащим детям играло

Мариинское попечительство о слепых , функционировавшее с

1881 года в России и на территории Белоруси. Одним

из первых его шагов стала перепись слепых в стране .

В результате деятельности этого общества появилось

несколько школ , приютов и училищ для слепых детей, было

издано несколько книг с использованием системы Брайля.

При обучении важное место отводилось профессиональному

образованию .

В нашей стране существовало так же несколько

спе-циальных заведений для детей с нарушениями слуха .

Первая школа для них была организована в Вильно в

1823 году Маклаховцом К . . Надо заметить , что опыт

обучения этой категории детей к тому времени уже

был накоплен за рубежом, функционировали Варшавский ,

Берлинский , Лейпцигский и Парижский институты глухонемых

и т.д. . Интересен опыт работы частного Минского училища

для глухонемых и заикающихся еврейских детей ( 1888 г)

, т .к . там впервые было применено обучение на

двух языках ( русский и еврейский ) . Большой вклад в

оказание помощи глухонемым внесла деятельность

Попечительства о глухонемых ( 1898 г.) , в ходе которой

было открыто несколько учебных заведений , выдавались

пособия семьям , воспитывающим глухонемых детей, организовывались

приюты для таких семей , а так же были созданы

курсы для обучения специалистов по работе с этими

детьми .

Итак , система оказания помощи детям-инвалидам не

была создана до 1917 года ; не была она создана и за

время советской власти , когда помощь ребенку со

специфическими нуждами сводилась к его изоляции в

специальной школе интернаторного типи , поэтому, по нашему

мнению , при организации помощи таким детям в

настоящее время суще-ствует необходимость в обращении к

зарубежному опыту .

В развитых странах за рубежом уже сложились опре-

деленные стандарты , формы и методы работы с детьми-

инвалидами .Естественно , в каждой стране существуют свои

особенности оказания помощи этой категории населения,

обусловленные национальным своеобразием , социально - экономическими

условиями , психолого - педагогическими традициями , ориентацией

на определенные научные подходы . Однако, можно выделить и

некоторые общие тенденции , которые необходимо учитывать

при создании системы оказания помощи таким детям .

Во-первых , это максимально возможная интеграция ребенка

с ограниченными способностями в общественную жизнь ( в

том числе и интегрированное обучение ) .

Во-вторых , преймущество воспитания этих детей в семье

.

В-третьих , направленность на раннюю диагностику нарушений

и их лечение .

В-четвертых , индивидуальный подход к реабилитациии и

абилитациии ребенка в каждом конкретном случае .

В настоящее время создается , разрабатывается ряд

программ , учитывающих данные тенденции . Одна из таких программ

, предложенная ООН , - это Реабилитация , базирующаяся на

непосредственном окружении ( РНБО ). Она определяется, как

“стратегия развития общества , проводимая с целью реабилитации

, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех

инвалидов. Ее цели : изменить положение дел в этой

области, проводить обучение , с вовлечением правительства и

общественности ; разработать систему , способную оказать

помощь всем нуждающимся инвалидам” [ 18 , 113] . Суть РНБО

заключается в том , семья и непосредственное окружение, освоив

некоторые основные реабилитационные навыки , а так же сам инвалид

способны самостоятельно осуществлять реабилитацию . Безусловно

, им оказывается по-мощь и поддержка соответствующих

учреждений систем здравоохранения , образования , занятости и

социальной защиты .

В США действует программа “Инклюжен”. Ее основы

были заложены “Реабилитационным Актом” ( закон № 93-112 ,

1973г. ) и законом об обучении детей-инвалидов ( 1974-1975 гг.

), в которые было внесено несколько поправок и

дополнений со временем . В 80-е годы 20 века в

Америке начался процесс постройки новых зданий и

перестройки старых с учетом потребностей различных

категорий инвалидов . Для этих целей правительством

выделялись дополнительные финансовые средства и , в то

же время , налагались жесткие санкции за нарушение

принятых стандартов . Для изменения у граждан отношения

к инвалидам проводилась продуманная и разработанная

психологами и другими специалистами кам-пания в средствах

массовой информации и т.п. , большую роль в этом

сыграли и религиозные организации . Таким образом инвалиды

получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности

общества , при этом изменилось восприятие их здоровыми

людьми .

По всей стране стали появляться общественные

орга-низации и клубы для инвалидов , а так же

различные фонды . Хотелось бы отметить , что в США

именно специализированные фонды и организации осуществляют

значительную часть услуг , положенных человеку со

специфическими потребностями по закону , за финансовые

средства , предоставленные муниципалитетом .

Что касается интеграции в обучении , то

трудности возникли с разработкой программ , подготовкой

персонала , разработкой психологических моделей восприятия

детей –инвалидов здоровыми детьми и наоборот . Модель “

Инклюжен” подразумевает , что даже ребенок с сндромом

Дауна может обучаться с нормальными детьми . Конечно ,

для него разрабатываются отдельная программа , свои

облегченные задания . Многое в успешности осуществления

программы зависит от учителя .

В поддержку этой модели обучения было снято

не-сколько фильмов об успешном обучении детей с

ограничен-ными возможностями . Однако , в США не тказываются

и от специальных школ , но помещение туда ребенка

осуществляется лишь в крайних случаях [ 32 ].

Говоря о социальном обеспечении в Соединенных

Штатах , необходимо отметить , что инвалидам обеспечивается

медицинское обслуживание , выплата пособий и компенсаций ,

жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения,

бассейн и т.п. , которую осуществляют социальные службы .

Используется и такой вид социального обслуживания , как на-

домные услуги [ 28 ].

Итак , можно было убедиться , что в США

функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам

, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и

способствует максимально возможнойинтеграции человека с

особыми по-требностями в общество , а так же обеспечивает

принятие таких людей общесвом . Немаловажную роль при

осуществлении социальной работы играет комплексный поход

и участие целого ряда специалистов из различных

областей знаний в разработке программ .

В Великобритании помощь имвалидам , в том

числе и детям-инвалидам , оказывают 3 группы организаций :

частные владельцы домов , обеспечивающих уход за

определенную плату; общественный сектор; местные власти ,

которые обеспечивают большую часть социальных услуг .

Социальные службы оказывают помощь на дому , в

дневных центрах, интернатах или дневных школах. В

перечисленных учреждениях при работе с детьми с

нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению

навыкам общения , правилам поведения на улице , в

общественных местах , для чего организуются специальные

прогулки . Для подростков с умственной отсталостью

функционируют центры профессиональной подготовки .

Для детей-инвалидов и больных детей при госпиталях

организуются специальные отделения трудотерапии . Трудотерапевты

в области педиатрии ставят своей целью “развитие у

детей оптимального уровня независимости в повседневной

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ