Рефераты
 

Система образования США

Система образования США

Министерство Высшего образования Российской Федерации

Сыктывкарский Государственный Университет

Кафедра Педагогики

РЕФЕРАТ

по педагогике

Тема: Система образования в США

Преподаватель: Краева И.Ю.

Выполнил: Ворохиб П.И.

СЫКТЫВКАР 1999

Оглавление.

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………………3

Система образования в США ………………………………………………………………………………………4

Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………………14

Список литературы …………………………………………………………………………………………………………15

Введение.

В данном реферате я попытаюсь рассмотреть систему образования США,

сравнить ее с Российской системой.

Система образования США.

Американская система университетского образования очень сильно

отличается от нашей. Она создавалась в стране с культурой и традициями,

отличающимися от наших, в других социально-экономических условиях. Вместе с

тем в последнее время у нас в стране появилось много желающих перенести эту

систему в наши университеты. Разумеется, в американской системе есть много

такого, что не мешало бы нам заимствовать. Однако далеко не все, пусть даже

и очень хорошее для их условий, подходит для нас. И дело здесь не только (и

не столько) в экономических причинах, сколько в соответствии с другими

основными элементами системы образования, сложившейся в нашей стране, -

системы, которая высоко ценится во всем мире, в том числе и в США. В то же

время американская система иногда чрезмерно идеализируется, а иногда,

наоборот, как говорится, отвергается в корне. И то и другое происходит, по-

видимому, от недостаточного сравнительного анализа нашей и американской

систем высшего образования.

Представляется уместным рассказать про американскую систему высшего

образования более подробно. При этом мы не будем говорить о ее недостатках,

оставляя, в частности, в стороне вопрос об уровне подготовки выпускников

большинства американских университетов. Нам интересен лишь положительный

опыт, реализующийся преимущественно в ведущих университетах США.

В США продолжительность обучения в средней школе составляет в целом 12

лет. В американские вузы поступают выпускники полных средних школ, имеющие

дипломы об окончании старшей средней школы. По стандартам, принятым,

например, в Великобритании, американский документ о полном среднем

образовании приравнивается к английскому сертификату общего образования

обычного уровня, не дающему в Великобритании права поступления в

университеты. Для этого в британских средних школах надо заниматься еще 2

года и получить сертификат общего образования повышенного уровня. Поэтому

обладатель американского диплома об окончании средней школы должен

проучиться еще 1-2 года в колледже, прежде чем поступать в британские

университеты. Этим, очевидно, объясняется то, что в Великобритании

собственный выпускник средней школы обучается на первую академическую

степень (обычно бакалавра) по естественным и гуманитарным наукам 3 года, а

в США собственный выпускник средней школы получает такую же степень через 4

года.

Обучение в американских вузах ведется по трем основным уровням с

разным содержанием и назначением.

Первые четыре года (или эквивалентный период времени в системе

заочного обучения) высшего образования в США называются первой ступенью и

завершаются присвоением степени бакалавра. Слово «колледж», хотя и с

определенными оттенками, чаще всего означает либо учебное заведение,

присуждающее лишь степень бакалавра (или, возможно, магистра, но не

доктора), либо первый этап обучения в университете, т. е. первые 4 года

университетского образования.

Обучение на первой ступени, завершаемое присвоением степени бакалавра,

ведется в широком диапазоне и не ориентировано на какое-либо

профессиональное занятие. При этом присваиваются степени бакалавра искусств

или бакалавра наук. Однако имеет место и обучение на степень бакалавра с

профессиональной направленностью.

Учебный план для подготовки на первую академическую степень (обычно

бакалавра) в общеобразовательных колледжах рассчитан на 4 года, хотя

отдельные вузы в порядке эксперимента стараются этот срок уменьшить, в

первые 2 года изучаются общеобразовательные предметы: английский язык,

иностранные языки, гуманитарные дисциплины, математика, естественные науки

и компьютеры. Обычно в конце второго года обучения студенты должны назвать

дисциплины для своего дальнейшего углубленного изучения, после чего с

помощью своих преподавателей-консультантов намечают более

специализированные учебные программы.

Обучение на степень бакалавра ведется по трем группам курсов: базовые

курсы, дающие общее образование в различных областях, основные курсы и

курсы по выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают

базовые курсы, вводные курсы в свои основные области знаний и некоторые

селективные курсы. В течение последних двух лет студенты занимаются,

главным образом, основными курсами, а также некоторыми курсами по выбору,

которые дополняют или углубляют их знания по основным курсам.

Обычно студент занимается по четырем или пяти курсам в течение одного

семестра. В зависимости от колледжа и структуры выбора студентами курсов от

10 до 25 процентов курсов являются чисто факультативными; их посещение

позволяет студентам знакомиться с различными интересующими их отраслями

знаний, часто еще до момента выбора своей будущей специализации и связанных

с ней основных предметов соответствующего учебного плана. Кроме того,

наличие большого числа факультативов дает возможность осваивать области,

которые студентам вряд ли когда-нибудь придется изучать в рамках

формальной программы.

Обучение на второй ступени (на степень магистра) ведется по

программе, ориентированной на специализированную практическую деятельность

в различных областях. Лица со степенью бакалавра для получения степени

магистра по какой-либо специальности обычно должны учиться 2 года, хотя кое-

где имеются и одногодичные курсы на степень магистра. Наряду со степенями

по определенной специальности, могут присуждаться и непрофессиональные или

научно-исследовательские магистерские степени. Для получения степени

магистра требуется написать диссертацию.

Высшей ступенью образования в США является докторантура. Она

предполагает специализированное обучение и самостоятельное научное

исследование в избранной области знаний.

Степень доктора философии обычно присваивается обладателям степени

бакалавра при условии обучения и проведения научных исследований в течение

4 или 5 лет. В первые два года аспирант изучает соответствующие курсы,

после чего сдает по ним квалификационный экзамен. В последующем он пишет

диссертацию, которую представляет к защите для получения степени доктора

философии.

Главным элементом учебного процесса является лекция. Для усвоения и

закрепления изложенного в лекциях материала студенческие потоки часто

разделяют на дискуссионные группы по 15-30 человек. Каждая группа

встречается один или два раза в неделю и под руководством преподавателя или

аспиранта обсуждает вопросы, изложенные в лекции, и представляет

выполненные задания.

По некоторым предметам студенты объединены в немногочисленные группы.

Ведущие с группой занятия преподаватели встречаются со студентами несколько

раз в неделю для чтения лекций, проведения дискуссий и контроля знаний.

Студенты периодически представляют рефераты, отчеты и отвечают на вопросы,

что позволяет следить за усвоением ими учебного материала. Во многих вузах

преподаватели требуют обязательного посещения занятий и принимают меры

воздействия на пропускающих их. Однако в целом ряде вузов практикуется

свобода посещений занятий студентами. В большинстве случаев даже на второй

ступени обучение осуществляется на базе учебных курсов (дисциплин),

преподаваемых профессорами (часто с ассистентами) группам студентов

(от 5-6 до нескольких сотен человек), которые собираются для формальных

занятий на определенное количество часов в неделю (3-4 или немного больше)

в течение семестра (около 15 недель).

Студенты выполняют письменные задания и, как правило, сдают экзамены -

иногда несколько раз - для получения окончательной оценки по курсу. Степени

присваиваются при получении курсовых зачетов, причем предусматривается, что

одни должны быть сданы по основным дисциплинам, т. е. по специальности,

другие - по ряду курсов, которые зачастую содержат вводный теоретический

или иллюстративный материал по основным принципам или теоретическим

системам в широких областях знаний, например в литературе и искусстве,

математике и естественных или общественных науках.

Американские студенты обычно не подвергаются всесторонним экзаменам

и никаким иным образом не «отчитываются» за знания, которые уже

удостоверены как «усвоенные», исходя из удовлетворительной оценки по

конкретному курсу. Даже на второй ступени, где всеобъемлющие экзамены и

диссертации нередко являются ключевыми факторами обучения, предварительно

требуется пройти определенное число курсов и набрать в совокупности

необходимое количество «зачетных единиц» (типичный курс оценивается в

3-4 единицы на основании количества часов формального обучения в неделю).

Важной характеристикой метода накопления курсовых зачетов,

подтверждающих усвоение определенного объема знаний, является

допустимость временного прекращения учебы студента и возобновления ее на

более позднем этапе или перевода студента из одного учебного заведения в

другое при условии, конечно, что накопленные им в прошлом зачеты

действительны при поступлении в это учебное заведение или при возобновлении

учебы.

Обучение в исследовательской школе, вершина которого - степень доктора

философии (PhD), осуществляется в основном приблизительно в 200 ведущих

университетах; почти все из них имеют также обширные программы подготовки

бакалавров. Обычно на одни и те же отделения и факультеты возложена

ответственность, как за преддипломное, так и последипломное (т. е. второй

ступени) образование, и профессора, получающие вознаграждение, главным

образом, за научную работу и обучение студентов в исследовательской школе,

могут одновременно преподавать на одном-двух курсах колледжа; но,

разумеется, их внимание сосредоточено, прежде всего, на курсах

последипломного образования, работе с диссертантами и (особенно в области

естественных наук) на руководстве аспирантами с докторской степенью. Даже

многие из тех американских университетов, которые не придерживаются строго

селективного подхода при наборе студентов и располагают значительными

финансовыми ресурсами и политическим влиянием, оставаясь доступными и не

элитарными на первой ступени, тем не менее создали на базе тех же самых

профессорско-преподавательских и административных структур ряд наиболее

известных в мире селективных и явно элитарных программ на уровне второй

ступени и исследовательских институтов.

Научные исследования - специальная сфера деятельности скорее

университетов, чем колледжей, особенно когда речь идет о дорогостоящих

исследованиях (в частности, в области физических и биомедицинских наук),

требующих солидной материально-технической базы, участия студентов, как

минимум, со степенью бакалавра и наличия критической массы более или менее

одинаково подготовленных ученых. Как правило, они финансируются частично за

счет субсидий различных фондов или правительственных учреждений.

Исследования могут поглощать часть или все время ученого-преподавателя

(в последнем случае он освобождается от ведения курса), хотя профессор

обычно продолжает заниматься с аспирантами и работающими над

диссертационными изысканиями, а также руководит работой молодых ученых с

докторской степенью. Американские университеты выпускают в год сейчас

приблизительно 38 тысяч специалистов со степенью доктора философии.

Отметим еще некоторые особенности американских университетов.

Общегуманитарное образование не заканчивается в школе. Поэтому студенты-

естественники в качестве обязательных должны изучать некоторые гуманитарные

предметы (и часто языки), а студенты гуманитарных факультетов — некоторые

предметы естественнонаучного цикла (часто математику).

Контроль знаний студентов является многоступенчатым и, как правило,

включает: а) короткие опросы 4-6 раз в семестр во время семинарских

занятий; б) письменные экзамены 2-3 раза в семестр, проводимые для потока в

лекционных аудиториях; в) семестровые экзамены. Оценка за семестр

выставляется с учетом всех форм промежуточного и итогового контроля как

средняя взвешенная. Таким образом, студент, который в течение семестра

характеризовался прохладным отношением к изучению предмета, а на

семестровом экзамене сумел получить высокую оценку, не получит этой высокой

оценки за работу в семестре в целом. Представляется, что этот порядок

является всегда целесообразным, и следует изучить возможность его внедрения

в учебный процесс нашего университета.

Требовательность на экзаменах довольно высока. Высшей оценкой является

«А», следующими положительными оценками являются «В», «С», «D», а

непроходной (неудовлетворительной) оценкой является «F». Типичное

распределение оценок, например, по физике за ряд лет выглядит следующим

образом: А- 10, В- 10, С - 40, D - 25 и F-15 процентов соответственно.

Нетрудно видеть, что высшие оценки удается получить лишь небольшому числу

студентов. Процент неудовлетворительных оценок также довольно высок.

Дипломы с отличием имеются во многих университетах, но не во всех. Для

получения диплома с отличием недостаточно хорошо учиться. Необходимо

изучить некоторые курсы, которые специально объявляются как курсы для

дипломов с отличием. Например, в университете Беркли для получения диплома

с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической физики примерно

аспирантского уровня.

Как известно, диплом с отличием в наших университетах выдается только

на основе оценок по изученным курсам. Не является ли целесообразным

дополнить требование по оценкам требованием успешного изучения определенных

дополнительных курсов более высокого уровня в сравнении с курсами, которые

сдают студенты, получающие обыкновенный диплом?

Главное в подготовке студента в университетах США - выработка навыков

самостоятельного творческого мышления и широкого кругозора на основе

современных представлений.

В связи с этим в ряде общих курсов изменяют традиционный исторический

порядок изложения материала «от простого к сложному», вводят студента с

самого начала в круг современных идей данной области науки. Таков курс

общей физики Массачусетского технологического института, где делается

попытка Формирования у студентов на начальных этапах обучения представлений

о строении физического мира на основе концепций теории относительности и

квантовой механики. В общем курсе биохимии (для медицинских колледжей)

отказываются от последовательного изложения свойств биоорганических

соединений на основе их классификации. В основу кладется функциональный

подход, при котором сразу рассматриваются основные метаболические

процессы, а механизмы отдельных реакций и молекулярные свойства участвующих

в них соединений раскрываются по ходу изложения этого материала. Одна из

тенденций состоит в таком планировании программ, при котором можно давать

часть общих курсов по биологии, химии, геологии после прохождения цикла

Фундаментальных физико-математических дисциплин, чтобы осветить ряд общих

вопросов с использованием методов физики и математики уже на уровне общего

образования.

В некоторых университетах вводятся специальные занятия по обучению

студентов элементам логики творческого научного мышления. Делается это

путем летального разбора специально подобранных оригинальных научных

статей и подробного обсуждения сопутствующего теоретического материала.

Цель обсуждения состоит в том, чтобы студенты, изучая фактический материал,

полученный автором, сами пришли к определенным научным выводам и решили

вопрос о дальнейших экспериментах. Опыт показал, что после проведения

соответствующих регулярных занятий (по три часа в неделю) студенты успешно

ориентируются в проблемах молекулярной генетики.

В проведении лабораторных занятий отказываются от необходимости

иллюстрировать на практикуме все основные разделы соответствующего

Фундаментального курса. Считается, что в свете современных требований к

качеству специалиста основная цель - выработать у студента, начиная с

младших курсов, способность творчески и самостоятельно применять основные

положения теории. Число заданий сокращается, зато выполнение каждого при

консультации преподавателей включает самостоятельный выбор аппаратуры и

обоснование метода, определение последовательности экспериментов и

всесторонний анализ данных с учетом возможных ошибок. В конце занятий

проводятся практические экзамены.

Заключение.

Таким образом, я кратко рассмотрел систему образования в США, разобрал

ее основные особенности и принципы. Однозначного ответа по поводу того,

какая система образования лучше у меня нет, поскольку я считаю, что в

каждой есть доля хорошего и плохого и что в случае построения лучшей

системы образования стоит скомбинировать различные системы.

Список литературы.

1. Различные статьи и доклады из журналов и газет.

2. Мнения учащихся, обучающихся в США по обмену.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ