Рефераты
 

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДОКЛАД по ППСО

На тему :

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнил : студент 4 курса

ФДВ , 412 группы

ШОХИН А.А.

Семья- это возникающая на основе брачного союза начальная организация

членов общества, связанных между собой родственными и экономическими

отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную

ответственность. На протяжении всей истории человечества семья была

хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки

детей к определенным ролям в обществе.

Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие

характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды,

культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения,

гражданская позиция. Большое значение имеет также уровень педагогической

культуры родителей.

Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных

взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или

чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним,

низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

Условия правильного воспитания детей в семье.

Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее

эффективным при наличии определенных условий.

Авторитет и личный пример родителей.

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей,

добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать

им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила

педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не

создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из

любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет

закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей.

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими

особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью

мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше

следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный

контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям

образцом для подражания.

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается,

если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования,

предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и

согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в

создании авторитета является также уважительное отношение родителей к

окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от

интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают

тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на

помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо

оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы,

наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна

разумная и требовательная родительская любовь.

Педагогический такт родителей.

Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом.

Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми.

Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию

детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность,

учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и

обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости,

знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение

требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры

в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале

он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже

становится привычкой вести себя тактично.

Культура быта в семье.

В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения

между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей

жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать

факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают

утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы

с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между

родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи

недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и

нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в

некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм,

предрассудки и суеверия.

На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура

домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и

эстетических требований.

Знание возрастных и идивидуальных особенностей детей.

Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно

обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает

единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов

семьи.

Специальные педагогические знания помогают развивать детскую

пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления,

руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.

Осведомленность родителей о физиологических и психологических

особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об

охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-

гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Типы семей.

Можно выделить несколько типов семей.

1 тип. Благополучные семьи.

Для этого типа семьи характерны идейная убежденность, высокие

духовные интересы и потребности, гражданственность. Отношения между

родителями в этих семьях строятся на любви и уважении друг к другу, заметен

творческий подход к семейному воспитанию.

2 тип. Формально-благополучные семьи.

Для них характерна идейная убежденность, ответственное отношение к

производственным обязанностям, но отсутствуют уважение между членами семьи,

духовная близость.

3 тип. Неблагополучные семьи.

Отсутствуют духовные интересы, безразличное отношение к

производственным и семейным обязанностям, отсутствие в семье трудовых

традиций, беспорядок в ведении хозяйства.

4 тип. Неполная семья.

Это семьи в которых нет одного из родителей. Такая семья может быть

благополучной, если для нее характерна идейная направленность, знание целей

и задач воспитания, и неблагополучной, если эти условия нарушаются.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ