Рефераты
 

Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградский социально-педагогический колледж

Кафедра педагогики и психологии

«Роль воображения в игровой деятельности дошкольников».

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель: Сихварт Светлана Владимировна

студентка группы 5 «Ж»

Научный руководитель: Передельская Светлана

Александровна

Рецензент:_________________________________

Дата допуска к защите:______________________

Волгоград 2002г.

Оглавление

1. Введение 3

12. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований

роли воображения в игровой деятельности дошкольников. 5

§1. Теоретическое представление о воображении,

его видах и функциях 5

§2. Психологические особенности воображения

детей дошкольного возраста 22

§23. Проявление воображения

в игровой деятельности дошкольников 26

§3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста

Вывод по 1 главе 31

23. Глава 2. Опыт экспериментального исследования

роли воображения в дошкольном возрасте. 33

§1. Организация и методики изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте .33

§2. Результаты изучения особенностей воображения

в дошкольном возрасте и их анализ. 37

§3. Психолого-педагогические рекомендации

по развитию воображения у детей .45

4. Вывод по 2 главе 49

5. Заключение 51

36. Библиография 52

47. Приложение 53

Введение

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну,

отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого

друга.

Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих

учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило

воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие

революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы

элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует

педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное

обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К

первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых

происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть

готовым к предвосхищению возможных изменений.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также

на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять»,

«воображать», сочетая реальное с воображением. [2]

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались

исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А.

В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как

о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств

путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения,

грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное

воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое

входят мечта и фантазия.

Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.

Эффективнее всего в игровой деятельности.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих

функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик

диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и

использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности

дошкольников. Поэтому темой нашей работы является «Роль воображения в

деятельности дошкольников».

Наше исследование посвящено роли воображения в игровой деятельности

дошкольников 6-7 лет.

Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в

игре дошкольника.

Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: проявление воображения в игровой деятельности

дошкольника.

Гипотеза: Развитие воображения и развитие игровой деятельности –

взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития воображения, можно

предполагать уровень развития игровой деятельности и соответствующим

образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.

С целью проверки данной гипотезы выдвинем следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной

данной теме.

2. Раскрыть сущность понятия воображение.

3. Описать особенности воображения в дошкольном возрасте.

4. Подобрать методики для диагностики особенностей воображения в

дошкольном возрасте.

5. Провести исследование воображения в игровой деятельности

дошкольников.

6. Проанализировать полученные в исследовании данные.

7. Составить рекомендации по развитию воображения в игровой

деятельности дошкольника.

12. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований

роли воображения

в игровой деятельности дошкольников.

1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях.

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство –

воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек

узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих

реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего

человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам,

и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то,

что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии

человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он

может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи,

события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного

пространства в другое.

Воображение – это психический процесс создания образов предметов,

ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в

новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы

начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить

впечатления и удержать их в памяти.

Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его

впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение

возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты

труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в

данный момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы

или топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки зверя – во

всех этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится,

произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных

действий.

С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и

воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние

результаты. Первобытный человек был слаб, в единоборстве с природой.

Природа подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так

родилось представление о существовании сил, стоящих над человеком,

появилась религия.

Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в

сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и

использует их в создании средств существования, в удовлетворении духовных

потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его жизни

огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия,

воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь. [14]

Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть

только у человека. Только у человека, который как субъект общественной

практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В

процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той

деятельности человека, посредством которой он реально изменяет

действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен

кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования

действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в

практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. [18]

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то,

что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от

данного может выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и

опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в

действительности сам он никогда не видел.

Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того,

что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем

воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем

тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно,

осуществимая ли.[1]

Воображение может совершить и такой отлет от действительности,

который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от

действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту

действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей

мере оно, преобразуя действительность, отклоняя от нее, при этом все же

учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом,

и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики,

воображение не порывает связь с действительностью.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от

действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно

выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается

затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в

какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под

влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования

приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию

действительности.[18]

Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно

порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ

человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином,

созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется

другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под

воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом

человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может

уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви

протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который

порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе:

образ, складывающийся при равнодушном – а может быть, и бездушном отношении

к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских

отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и

несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться

мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в

человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную

сущность.[7]

Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем

наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ

Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения,

принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных

способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни

шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже

перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии,

никогда не запустило бы в космос ракеты».

Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни

поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто

человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек начисто

лишенный этой способности, был бы тупицей».

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но

в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение

преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.

Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно

преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия

и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической

деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется

их построение?

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-

синтетическую деятельность человеческого мозга.

Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или

явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся

комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых

реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном,

измененном виде и содержании.

Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно

неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на

нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом

окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал,

отражение того, что станет реальностью в будущем.[4]

Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний, из

временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий

мозга.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы

невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не

представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без

воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в

искусстве. [18]

Функции воображения.

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть

«безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека

не поступает новая информация, когда он не решает ни каких проблем. Именно

в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по

своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить

воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах

и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения

связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция

воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи

своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие

потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная

функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья

функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции

познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия,

внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов

человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он

получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана

действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец,

пятая функция – это планирование и программирование деятельности,

составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

[14]

Виды воображения.

В психологии выделяют следующие виды воображения:

Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под

воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения,

галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна

люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого

причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно,

вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В

полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов

говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений».

Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как

прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием,

контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое

торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое

торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит

неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед

пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся

незаторможенными. Характерными для сновидения являются:

- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не

сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись,

«стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся

фантазиям;

- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна

пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она

постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.[3]

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться

лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые

механизмы сновидений.

Например, поводом для сновидений могут послужить, раздражения которые

получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги,

может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что

ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого

подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным

раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение

лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки

молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с

духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг

другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее

дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день –

сон снится на ту же, тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон

может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго

преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском

обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных

причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из

специальной литературы.[19]

Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования

последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы

для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это

может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой

психики являются галлюцинации.

Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У

людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии

приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что

он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший

родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не

сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются

галлюцинациями. А. С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого

мельника в результате сильнейшего эмоционального потрясения из-за

самоубийства дочери. («Русалка»):

Я продал мельницу бесам запечным,

А денежки отдал на сохраненье

Русалке, вещей дочери моей.

Они в песке Днепра-реки зарыты,

Их рыбка одноглазка стережет.

Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под

влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки.

Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими,

громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные

поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве

алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как

эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой

горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга

душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы

прошлых восприятий, комбинируемые в образах, фантазии, вызывают такую же

реакцию, как и реальные раздражители.

Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не

связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то

приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь

фантазии с потребностями и желаниями.[4]

Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от

бодрости ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих

образов, но ассоциируются, связываются они, не считаясь с реальностью.

Результат такого воображения остается на уровне идеального, психического.

Его реализация в поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют

гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек

живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие. [14]

Вспомним Манилова – героя повести Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Манилов, пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от

необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался

размышлению. Незаметно мысли занесли его Бог знает куда. «Он думал о

благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на

берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост,

потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть

даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о

каких-нибудь приятных предметах…»[4]

Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного

построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной

деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее

развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли

(летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т. Д.)д.). Необходимость

построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует

активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие

предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на

воссоздающее, или репродуктивное и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа

предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу,

схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые

образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже

существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении

художественной литературы, при изучении географических, исторических и

других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи

фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или

слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением,

чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик.

Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение

географических карт. К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось

пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку

часов, как над увлекательной книгой. Я изучил течение неведомых рек,

прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги… Постепенно все эти

места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы

написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что

сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди

(речью, чертежами, схемами, знаками и пр.)

Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер,

рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины,

которая «зашифрована» условными обозначениями.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно

позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе.

Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других

людей. [3]

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов,

которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются

без опоры на готовое описание или условное изображение. [15]

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные

произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников,

скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь

относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Балконского,

Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину…). [4]

Источник творческой деятельности – общественная необходимость,

потребность в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре

человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для

удовлетворения потребностей. Работая руками, люди видели ограниченность

возможностей человеческих рук и начали изобретать простейшие орудия и

приспособления, которые могли быстрее и лучше выполнять функции рук. Роющая

рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек

сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях; сжатую в

кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое

воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда. [11]

Наиболее простым предметом создания творческих образов является

агглютинация (в переводе с греческого – склеивание). Этот прием состоит в

том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и

соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим

приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище

быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и

голова женщины, хвост – рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы,

машины в настоящее время.

Агглютинация широкого распространения не имеет: при ее помощи

довольно редко удается создать образ, который затем воплощается в реальную

вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией,

когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.

Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность

состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую

вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная

область знания и инженерного дела – бионика. Известно, что бионика выделяет

некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает

их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие

приборы разного назначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей

мыши, электронный глаз – «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной

ступенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает

парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с

птицей.

Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения

(преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-

либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует

карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека

неповторимые присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает,

заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же

время это сходство относительно. Писатель юморист изображает действующее

лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно

вызвать чувство юмора.

Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от

акцентирования. Если акцентирование – подчеркивание части объекта,

заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется

на весь объект, на всю ситуацию. Например, сказки для детей «Гулливер у

лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием

широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается

мощного сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести

борьбу с целым вражеским войском. [17]

Наиболее сложный прием творческого воображения – типизация.

Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее.

Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже,

ситуации выразить ее единичное лицо или событие, а типичное, много раз

повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс

разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый

образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). По этому

поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся,

конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут

тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и их

них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это –

обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к

мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания

типического образа.

Воображение является существенной составной частью творческого

процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот

или иной прием создания творческих образов используется, в зависимости от

цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от

богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значение

приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцептирование,

типизация, в литературном труде – типизация. [16]

Особый вид воображения – мечта. Мечта всегда направлена на будущее,

на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной

личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение

для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего еще нет)

человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем

мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в

будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин – образ творческого

воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои Алых парусов» А.

Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но

всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью

человека является мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек

так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не

выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения

равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы,

служащие ему образами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал –

это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного

человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция

развития личности. [4]

Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая

воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в

действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д.И. Писарев писал:

«Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать… если бы он не

мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и

законченной картине то самое творение, которое только что начинает

складываться под его руками, - тогда я решительно не могу представить,

какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить

до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и

практической жизни…» Но из стимула к действию мечта воображения может

иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую

мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от

реального мира и необходимости его изменять. Роль воображения и его

характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты.

Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и

праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела.

Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение

своего воображения в реальной дело творчества. Их творения вводят в

реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством

произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ

мира, далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного

существования; в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально

изменяют действительность. [18]

Еще один вид творческого воображения – фантазия или мечтательность.

Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К

образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические

образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И

сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их

авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение. [22]

Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ