Рефераты
 

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

поступкам. Воспитание детей младшего школьного возраста авторитет родителей

основывается на уверенности детей в правоте родителей, на стремлении

подражать их действиям и поступкам. Без авторитета нельзя воспитать

ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного

поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные

требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в

семье.

Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять

учебно-воспитательную работу. Недопустимо чтобы родители неуважительно

отзывались об учителе, позволяли пренебрежительное высказывание в его

адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь

приспособленчества, поиска компромиссного выхода из создав-шегося

положения.

Единая система педагогических воздействий, единые требования,

предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного

динамического стереотипа поведения. При этом ребенок

испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами

поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой

деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми.

Родителям нужна система педагогических знаний, умений применять их с

учетом индивидуальных особенностей, специфики каждой семьи. В настоящее

время задачей повышения педагогических знаний родителей в школе должен

заниматься отдельный педагог, организуя осуществление этой задачи совместно

с учителями предметниками.

Поэтому следующая глава в данной дипломной работе посвящается проблеме

организации социальным педагогом совместной систематической деятельности

начального звена школы и семьи.

Глава N 2

2.1 Формы и методы работы с родителями.

Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является

всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и

нравственно, умеющий и любящий трудиться.

О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал

А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за

то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может

воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное

воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница

государственного воспитания" *.

С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных

педагогов школ с родителями младших школьников:

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей,

т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой

работы с учащимися.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитатель-ном

процессе.

- Формирование у родителей потребности в самообразовании.

- Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами

семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их

-------------

* / Макаренко А.С Т.4,изд-во т.М: Изд-во АПН РСФСР,1957,С-504.

на определенные типы по...

- Работа с детьми девиантного поведения.

- Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.

При проведении этой большой и ответственной работы учитываются

проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи,

воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и

отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта

семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит

общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей,

продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных

запасов так называемым "вещизмом". Правильное педагогическое руководство

семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к

воспитанию, обес-печение координации усилий по всем направлениям воспитания

- идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического,

физического.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется в двух направлениях:

n с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее

рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей,

коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции,

конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и

содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся.

Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного

процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми,

подго-

товка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы,

хозяйственная помощь.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче,

если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее

продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и

неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести

коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно

помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи

может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый

родитель воспитывает своих де-тей так, как считает нужным, исходя из своих

знаний, умений, чувств и убеждений.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей

заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на

детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений,

способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает

уровень общей культуры населения.

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи

учащегося сложна и разнообразна.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с

социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих

проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при

посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного

правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только

беседующих, оно не должно разглашаться.

Очень внимательно следует относится к просьбам родителей. Не выполнить

просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред

ребенку.

Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать

влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе

правильного подхода к детям.

Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом

разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми.

Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и

воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого

подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям

первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский

сад, впервые расстаются с ним и очень

волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить

индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к

активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу

предложить родителям анкету со следующим содержанием:

I. Ф.И.О родителей.

1. Возраст

2. Образование

3. Место работы, телефон

4. Общественная работа

5. Квартирные условия

6. Общий заработок семьи

7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать

II.Ф.И.О ребенка.

1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

2. Какие игры предпочитает?

3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

4. С кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?

5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен,

застенчив.)

6. Какие обязанности имеет дома?

7. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка

следует учесть.

III.

1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием

ребенка?

2. Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?

3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?

4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

6. Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения,

строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и

т.д.)

Для получения разносторонних сведений об учащихся, социальному педагогу

вместе с классными учителями изучить характеристики, данные в детских

годах. Просмотрев документы социальному педагогу необходимо составить себе

список учащихся, с которыми следует встретиться индивидуально, кого можно

пригласить в школу на коллективную беседу.

Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник

должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно

необходимо соблюдать.

Многие учителя готовят памятки различного содержания, такие памятки

должен также разрабатывать социальный педагог на следующие темы:

- Как вести себя в конфликтных ситуациях?

- Что должен уметь первоклассник?

- Что должен уметь второклассник?

- Что должен уметь третьеклассник?

- Правила поведения в общественных местах, в частности, в школе и

др.

Памятки желательно подготавливать для каждой темы которую рассматривают

родители и учителя коллективно. В обязанности социального педагога входит

посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью

-ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю,

прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или

иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где

работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на

них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.

Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая

результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в шко-ле,

отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни шко-лы.

Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления,

обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт

семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной

семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная

организация досуга и т.д.

Часто встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между

отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача,

которую должна решить школа в работе с не благополучными семьями -

попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А значит

так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего

человека, это очень сложная кропотливая работа, не всегда приносящая

результат сразу. Здесь нужно использовать всевозможные формы и методы

работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный

контроль.

Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец

пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в

застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет

такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью,

целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы.

Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями

вреда, который может принести алкоголь растущему организму.

Обследование показало, что 51% пьющих во взрослом состоянии

воспитывались в семьях, где часто употреблялся алкоголь. *

------------

*/ Борисов Е.В.,Васильева Л.П. Алкоголь и дети.М.:Медицина,1984,С-28.

Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в

семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо

эмоционально настраивать детей против алкоголя.

Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы:

физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об

эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями

учащихся.

Если же методы убеждения не дают результата, необходима

требовательность, а если нужно, то и прямое вмешательство общественности.

Социальный педагог может обратиться к руководителям предприятий, на которых

работают родители. В крайних случаях, формы общественного воздействия не

действуют, используется более строгая форма воздействия общественное

порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой, когда поведение

родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей,

становится лишением ими родительских прав.

С целью антиалкогольной пропаганды совместно с учителями, вести

внеклассную и внешкольную работу, в процессе которой организуются

совместные с родителями выходы в театр, кино, экскурсии, выезды на природу,

спортивные праздники, вечера досуга.

Часто в школах наблюдается практика, когда для беседы приглашаются те

родители, дети которых чем-то провинились. Это крайне неверно, в этом

случае каждая предполагаемая встреча с педагогом вызывает беспокойство,

смущение, а иногда и раздражает. Планируя беседы, педагог должен исходить

из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями -

поучениями, замечаниями. Беседы должны

быть взаимно интересными, чаще приятными, доходчивыми , естественным видом

связи родителей и школы.

Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику -

ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить

причину того или иного поступка.

Работа с коллективом родителей.

Большие возможности представляет работа с коллективом родителей:

широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых

случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни

класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической

культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими

обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный

коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно -

воспитательной работы со всеми детьми.

Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую,

воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно

значимый характер.

Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание,

вместе с учителями начальных классов, которое проводит ежемесячно, а если

это необходимо еженедельно.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к

школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в

воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родите-

лей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и

методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.

Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть -

сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе,

беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и

обсуждение кино фильма, деловая игра, между учителями и родителями, которую

ведет социальный педагог. Может быть проведено чтение отдельных статей,

подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы,

постановка проблемных ситуа-ций. Такой прием активизирует аудиторию,

стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.

Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть

рассказ рабочего или инженера о труде людей на производстве. Такие

выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть

доступны детям.

Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной

доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя,

социального педагога с семьей.

Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов,

уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по

осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их

педагогической культуры, как воспитательной.

Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с

которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить,

углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть

необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоя-тельная тема, поэтому

социальному педагогу необходимо контролиро-

вать, а также помогать каждому учителю начальных классов в оформле-

нии такого уголка, помогать подбирать темы и т.д.

В процессе индивидуальной работы с родителями социальному педагогу

необходимо иметь педагогическую библиотеку, которой могут пользоваться

родители. Для этого можно завести читательские карточки. Чтобы привлечь

родителей к чтению педагогической литературы социальному педагогу можно

посещать собрание родителей в классе и делать объявления о какой-либо

новинке. Если рекомендованная книга была прочитана большей частью

родительского коллектива можно организовать обсуждение, обмен мнениями.

Примерный порядок проведения родительского собрания:

- сообщение педагога или члена родительского комитета о выпол-

нении решений предыдущего собрания;

- лекция, беседа специалиста на педагогическую тему;

- выступление родителей об опыте семейного воспитания по данному

вопросу;

- обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу;

- сообщение учителя или социального педагога о состоянии учебно-

воспитательной работы в школе или в классе;

- обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса и школы.

Социальный педагог должен составить график проведения общешкольных

собраний по начальному звену, также график посещения классных

собраний учителей начального звена. Опытные педагоги считают, что успех

собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Социальный

педагог начинает заранее сбор различного материала. Во-первых, о со

держании следующего собрания сообщают родителям на предыдущей встречи с

ними. Родителям необходимо предложить вопросы над которыми нужно подумать.

Иногда к собранию готовят выставку ученических работ, выступления

художественной самодеятельности ребят. Такие мероприятия оживляют

родителей.

Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час - 1 час 30 минут.

Начало должно настраивать родителей на деловой лад. Вместе с тем

непринужденное, эмоционально окрашенное вступительное слово учителя или

члена родительского комитета создает ту доброжелательную атмосферу

доброжелательности.

Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений

семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может

проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их

проблемам.

Коллективные консультации для родителей могут быть плановые и

внеплановые. Время и сроки проведения плановых консультаций социальный

педагог намечает заранее. От темы предстоящей консультации зависит, всех ли

родителей можно пригласить, поговорить по данному вопросу, или только тех,

с кем необходимо поговорить по данному вопросу. Для всех родителей хорошо

провести консультации юриста, работника милиции, детской комнаты и т.д.

Внеплановые консультации назначаются как по инициативе учителя, так и

по просьбе самих родителей.

Социальному педагогу можно предложить и помочь учителям начального

звена организовать дежурство родителей. Во время дежурств роди

тели более глубоко знакомятся с организацией жизни класса, наблюдают, а

иногда и практически принимают участие в учебно-воспитательном процессе.

Конечно, родители очень заняты на сегодняшний день. Но, в начальном звене,

это осуществимо, так как некоторые из родителей специально берут отпуск для

того, чтобы в этот трудный переходный период для своего ребенка быть рядом

с ним.

Социальному педагогу можно отдельно работать с членами родительских

комитетов каждых классов. Для этой работы можно проводить конференции

родителей. Основной задачей родительских конференций является обмен опытом

семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи.

Члены родительского комитета вместе с учителем готовят доклады, с которыми

выступают на конференциях. Такие конференции помогут более сильно сплотить

учителей и родителей, учителя могут получить со стороны родителей большую

информацию и наоборот.

Также можно организовать педагогические кружки, которые может вести и

социальный педагог, и учителя начальных классов.

Для этого социальный педагог составляет график проведения

педагогических кружков учителями. Допустим, если в школе 13 начальных

классов, то каждому учителю не будет составлять труда 1-2 раза за учебный

год провести педагогический кружок.

На педагогическом кружке можно рассматривать следующие темы: как

организовать чтение детей в семье, разучивать с ними стихи, слушать

музыку, разбирать трудные проблемные ситуации, как преодолеть их и т.д.

Организуя такую работу социальный педагог поможет учителям привлечь

больше родителей в учебно-воспитательный процесс.

В план работы социального педагога входит такие виды совместной

деятельности школы и семьи: организация экскурсий на различные предприятия

по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу с

целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией,

которую они выпускают; проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то ,что

педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности

работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы

школы в целом.

2.2 Взаимодействие школы и семьи в воспитании.

Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего

общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов

воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на

ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными

возможностями в формировании его личностных качеств.

К факторам семейного воспитания социологи относят материальные условия

жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные

потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотноше-

ний родителей семьи разделялись на три группы: живут дружно, иногда

ссорятся, конфликтуют.

На основе полученных данных проследили, каким образом характер

взаимоотношений родителей влияет на нравственное формирование личности

ребенка, утвердилось мнение, что в большинстве семей, где

существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми

отзывчивыми. Это подтверждают данные учителей школ Красноярского края. Иное

положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты

детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но

чаще плохо (см.приложение N1).

В исследованиях социологов вскрыты факторы, которые снижают

воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка,

недостаток рабочего времени у родителей для воспитания детей, отсутствие

должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений.

Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы

родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их

воспитанность. А для этого необходимо:

- разработать содержание и методику педагогического просвещения

родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;

- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу

самообразования в области специальных педагогических и психологических

знаний.

- совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным

руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.

Поэтому социальные педагоги Красноярского края составили конкретную

методику анализа воспитанности детей в семье, которая помогла бы са-

мим разобраться в результатах семейного воспитания, целенаправленно

воспитывать соответствующие качества у своих детей. (См. приложение

№ 11)

Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные

отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих

наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы,

гласного коллектива и семьи.

Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не

только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом

самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить

свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.

Семья, дом располагают немалыми позитивными условиями, способствующими

повышению воспитательных возможностей домашних игр: во-первых, родители и

дети проводят совместно достаточное количество времени, часто вместе

занимаются, играют, отдыхают; во-вторых, для организации проведения игр в

домашних условиях существует немало разнообразного инвентаря.

Как показывает практика, контакты родителей младших школьников с их

учителем - самые тесные и активные в сравнении с учителями более старших

детей. Именно эти родители становятся главной опорой учителя в проведении

игр.

Интересен опыт взаимодействия учителя с родителями по организации

совместных игр взрослых и детей в начальном звене, в школе № 103 г. Москвы,

учитель экспериментального класса, Лукина И.Ю. разработа-

ла конкретный план совместной работы и на одном из собраний познакомила с

ним родителей.

Ирина Юрьевна рассказала родителям о содержании, главных моментах

предстоящей совместной работы, о конкретной помощи, которую могут

оказать родители учителю. На последующих родительских собраниях часть

времени также посвящалась проблемам совместных игр с детьми. Родители

получали необходимые знания, овладевали практическими умениями по созданию

дома детского игрового уголка. Иногда родители приглашались в школу для

практического участия в играх детях. На одном из собраний учитель предложил

родителям на время принести в класс новые занимательные игрушки. Таким

образом была создана клас-сная игротека. В новой обстановке, в новой игре

надоевшая игрушка ста-новилась привлекательной и полезной даже для ее

владельца.

Родители, обладающие нужными знаниями, выступали в качестве экспертов,

консультантов, а иногда в новых командных играх - ведущими.

Так благодаря взаимодействию учителя с родителями детей младших

школьников значительно повысилась воспитательная функция игр, в которых

активно участвуют и родители, и их дети.

Продуманную систематическую работу с родителями ведет учитель

начального звена школы г. Козьмодемьянска В.Ф. Юречко. Перед началом каждой

четверти она знакомила родителей с планом воспитательной работы на

четверть, обязательно рассказывала о тех родителях, которые принимали

активное участие в общественной жизни класса.

По истечении первого полугодия В.Ф.Юречко поставила перед собой цель:

приобщить отцов к воспитанию детей, так как они стараются не

приходить на собрания. К дню Армии она подготовила утренник с участием

отцов. Торжественная обстановка преобразила их. Также Валентиной Федоровной

проводились собрания на тему "Эстетического воспитания ребенка в семье".

Накануне ведения таких собраний, вместе с членами родительского

комитета оформила классную комнату; подготовила выставку детских поделок и

рисунков, стенд с педагогической литературой и т.д.

В.Ф.Юречко считает, что только тематические собрания повышают

педагогическую культуру родителей, а отсюда и значительно улучшают

семейное воспитания детей.

Интересен опыт работы с родителями Л.В.Чупиной сш.N 17, г.Нерюн-гри,

которая организовала семейный клуб у себя в классе. В клубе задействованы

все родители детей. Презентация клуба состоялась в марте 1996 г., на

котором было утверждено название клуба "Зернышко". Девиз - "Научи ребенка

любить и ты его научишь всему". Работу клуба Любовь Владимировна начала с

привлечения родителей в культурно-досу-говую деятельность, то есть родители

совместно с учителем и детьми готовят развлекательные мероприятия. На

данном этапе Любовь Владимировна начала проводить лекторий по повышению

педагогической куль-туры родителей. По словам Л.В.Чупиной положительные

результаты вид-ны не только в воспитательном аспекте, но и в учебной

деятельности де-тей.

За последние 5-7 лет Российская школа накопила некоторый опыт социально-

педагогической работы. Проводилась она в рамках программы ВНИКа "Школа-

Микрорайон"(1988-1991гг.) под руководством доктора педагогических наук

профессора В.Г. Бочаровой.

Интересен опыт Буденновской школы п. 7 на Ставраполье, которая

изначально вошла в число экспериментальных площадок уже названного ВНИКа, а

затем центра социальной педагогики РАО. Особый интерес представляет он в

связи с тем, что социально-педагогическая работа в школе проводилась на

основе созданных в ее структуре социальных

служб: медико-психолого-педагогической; семейной; культурного досуга и

педагогической анимации; правовой и экономической защиты семьи;

профессиональной ориентации и социальной адаптации; социальной

профилактики; физического и психического здоровья; развития и поддержки

детских и юношеских инициатив. Руководит их деятельностью Ольга Васильевна

Зейбель.

Однако, прежде чем рассказать об этом опыте, следует отметить, что по

отношению к проблеме организации социально-педагогической службы существуют

две принципиально разных концепции. Одна из них заключается в том, что эта

служба организационно должна строиться в специальных социально-

педагогических центрах микрорайона.

Другая заключается в том, что центрами социально-педагогической работы

должна стать школа. Сторонников второй концепции на много больше и немало

среди специалистов нынешнего поколения. Подобная точка зрения в известной

мере разделяется коллективом авторов (В.Н. Каласьев, И.В.Яковлева, Н.М.

Полуэктова, Н.В.Старков) разработки "Диагностика профессиональных

способностей системы отбора социальных педагогов и социальных работников".

* Они в частности считают, что местами работы социального педагога -

дошкольные учреждения, шко-

лы, колледжи и т.д.

Так сложилось в Буденновской школе, что социально-педагогическая работа

пошла через школу, ими накоплен определенный опыт.

Главным в повышении роли семьи в социализации личности является тесное

взаимодействие ее со школой в этом процессе на основе научной

--------------

* Центр соц.пед.,М.,1994г.

системной организации работы воспитателей, более широкого использования

общественности (школьные родительские комитеты, школьные советы отцов,

советы содействия семье и школе и т.д.).

1.Организация социальных служб в школе.

Создание социальных служб в Буденновской школе началось с того, что

коллектив решил повысить эффективность воспитательной работы, качество

социализации личности. Они исходили из следующего предположения,

организуемая социальными педагогами работа с семьями и детьми позволит

школе стать открытой системой, а широта и разнообразие социальных связей в

такой школе повысит социальную подготовленность личности. Основной путь

решения этой задачи - воздействие социальных педагогов на семью, т.е.

гипотеза следующая: социализация личности школьника становится эффективнее,

если:

- в структуре школы создаются социальные службы;

- семья становится основным объектом воздействия со стороны школы через

посредство социальных служб.

Первой в школе была создана Медико-психолого-педагогическая семейная

служба, в 1992 году, в настоящее время в ней работает 9 социальных

педагогов, психолог и врач 10,5 ставки.

Социальными педагогами этой службы за 3 года проведена следующая работа:

изучена среда, в результате чего оформлена характеристика

микрорайона; проведена работа по диагностики семьи с целью выявления ее

нравственно педагогического климата и воспитательного потенциала. На основе

полученных данных семьи отдифференцированны на типы и cоответственно типам

разработаны программы воздействия на них.

2. Служба культурного досуга.

Эта служба была создана 1992 году, в ней работали от 3 до 5 человек

(социальные педагоги). Основное назначение службы - задействовать как

детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно-

досуговой направленности . Формы организации той деятельности разнообразны:

различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей ( "День

матери", “Праздник новоселов” и т.д. ), игровых семейных конкурсов и

состязаний ("Спортивная семья", "Семья эрудит" и т.д ), читательских

конференций типа "Вечер воспоминаний, забытые имена”, или “Отдыхаем всей

семьей", - встреча с артистами народного театра "Заря".

При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и

учащимися практикуются деловые игры, такие как "Вертушка общения", "Пресс-

центр" и т.д.

Специалистами службы велся постоянный учет занятости детей в различных

видах культурно-досуговой и спортивной деятельности.

Следующая социальная служба:

Служба правовой и экономической защиты семьи и личности, професиональной

ориентации и социальной адаптации. Основная цель службы - помочь учащимся,

родителям адаптироваться в современных социально-экономических условиях,

обеспечить успех их профессионального са-моопределения. Для учащихся

организовывались встречи с представи-телями разных специальностей и

профессий. Для родителей и детей был организован экономический всеобуч,

давались консультации по состале-нию бюджета семьи, планирование расходов

на рациональное питание. Велась работа и по правовой просвещенности

родителей и детей. Дава-

лись конкретные советы правовой направленности, проводились тематические

занятия, вечера вопросов и ответов, конкурсы правоведов.

3. Служба психического и физического здоровья семьи и личности.

Основные задачи этой службы - пропаганда здорового образа жизни;

выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация

взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика

вредных привычек.

4. Служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив.

Деятельность службы по поддержке и развитию детско-юношеских социальных

инициатив в школе разграничена на такие основные аспекты:

Социальный - обеспечение условий для школьников в реализации их

увлечений и творческих проектов, в творческом освоении окружающего мира

(это творческие занятия, коллективные творческие дела).

Коммуникативный - обобщение через развивающие интеллектуально-

тренинговые игры, другие досуговые формы.

Образовательный - разработка и поведение коллективных и индивидуальных

игр, занятий, игр, дел по дополнительному образованию.

Информационный - изучение основ научных знаний, специальной литературы,

консультативная учебная работа с организаторами творческих дел, педагогами,

инициативными группами.

5. Служба социальной профилактики.

Основными задачами являются:

- Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом

внимании.

- Организация услуг семейного общения, психолого-педагогические

консультации для родителей.

- Организация помощи детям, социально мало защищенной категории семей,

приобретение льготных путевок и т.д.

- Работа с учителями по обеспечению индивидуального обучения и

воспитания детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации.

- Защита детей от жестокости взрослых.

- Охрана прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка.

Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи,

имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ